Научная статья на тему 'Логически-поисковые задачи и упражнения как средство выявления и развития познавательного потенциала учащихся'

Логически-поисковые задачи и упражнения как средство выявления и развития познавательного потенциала учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
895
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / COGNITIVE ABILITIES / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / LOGICAL THINKING / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / THINKING OPERATIONS / АЛГОРИТМЫ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ / ALGORITHMS OF SOLUTIONS / СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / METHODS OF COGNITIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Н. К.

Для того чтобы познавательные задачи выполняли свои функции, служили средством овладения учащимися системой научных знаний, чтобы в процессе их решения осуществлялось и интенсивное общее развитие, способность к самостоятельному переносу усвоенных способов на решение новых задач и, как следствие, развитие познавательного потенциала, эти задачи необходимо давать не сами по себе, а в определенной системе, которая описана в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGICALLY-SEARCHING ASSIGNMENTS AND EXERCISES AS A MEANS OF DEFINING AND DEVELOPMENT OF STUDENTS' COGNITIVE ABILITIES

Different types of logically-searching assignments aiming at the development of students' cognitive abilities are described in the article. Methods of self-constructing of the assignments, some of which are of integrative character (connected both with the subject itself and other subjects), are also described.

Текст научной работы на тему «Логически-поисковые задачи и упражнения как средство выявления и развития познавательного потенциала учащихся»

УДК 37.03 ББК 74.00

ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Н.К. Винокурова, кандидат педагогических наук, докторант МПГУ

Для того чтобы познавательные задачи выполняли свои функции, служили средством овладения учащимися системой научных знаний, чтобы в процессе их решения осуществлялось и интенсивное общее развитие, способность к самостоятельному переносу усвоенных способов на решение новых задач и, как следствие, развитие познавательного потенциала, - эти задачи необходимо давать не сами по себе, а в определенной системе, которая описана в статье.

Ключевые слова: познавательный потенциал, логическое мышление, мыслительные операции, алгоритмы решения познавательных задач, способы познавательной деятельности.

LOGICALLY-SEARCHING ASSIGNMENTS AND EXERCISES AS A MEANS OF DEFINING AND DEVELOPMENT OF STUDENTS' COGNITIVE ABILITIES

Vinokurova N.K.

Different types of logically-searching assignments aiming at the development of students' cognitive abilities are described in the article. Methods of self-constructing of the assignments, some of which are of integrative character (connected both with the subject itself and other subjects), are also described.

Keywords: cognitive abilities, logical thinking, thinking operations, algorithms of solutions, methods of cognitive activities. т I Термин «познавательный потенциал» - понятие пси- были осознаны учащимися. Поэтому важно помочь учени-

хологическое, так как в нем подразумеваются особенности психической (познавательной) деятельности человека.

Кроме психологии, изучением закономерностей процесса обучения школьника занимаются как дидактика, так и частные методики, в том числе и методика обучения русскому языку. Важным критерием эффективности используемых средств и методов обучения является способность ученика к решению разного рода поисково-познавательных задач по русскому языку, в процессе выполнения которых можно выявить уровень усвоения знаний, сформированности умений и навыков, определить достигнут ли определенный уровень развития познавательного потенциала учащихся.

Без включения в обучение задач поисково-познавательного характера, в число которых входят логически-поисковые задачи и упражнения, эта проблема не может быть решена успешно.

При этом очень важно, чтобы учитель работал с учетом зоны ближайшего развития ученика, создавая базу, необходимый информационный фундамент для перехода от актуального развития к более высокому уровню ориентированности на развитие потенциальных возможностей ученика.

Поэтому упражнения логически-поискового характера должны включать прежде всего такие задания, которые направлены на развитие познавательного потенциала ученика, на выполнение всех элементарных мыслительных операций, лежащих в основе любого более сложного умственного действия и, в частности, таких логических операций, как анализ, обобщение, аналогия, классификация и др. Такие задания должны обеспечить возможность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание к истинно творческим задачам. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий если и не исчезнут, то будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения, обеспечивающего успешность его учебной деятельности.

Для достижения этих целей очень важно, чтобы они

кам осознать особенности процесса мышления и свои достоинства и недостатки в выполнении умственных действий, максимально овладеть механизмами логического мышления с целью их полного и осознанного использования в учебной работе. В таких условиях отдельные недостатки в формировании умственных действий (если они осознаются) могут стать источником развития, его главной действенной силой.

Однако замечено, что ученик чаще всего воспринимает не сами недостатки своего развития, а те затруднения, которые из них вытекают и проявляются в его учебной деятельности. Поэтому задача учителя - объяснить трудности и недостатки, с которыми может встретиться ученик при выполнении тех или иных задач. Это и будет первым шагом на пути устранения трудностей и предупреждения ошибок.

В эту категорию классификации (по Д. Таллингеровой) входят следующие задачи:

1) задачи, требующие простых мыслительных операций с даными (по выявлению, перечислению, сопоставлению, обобщению и др.);

2) задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными (по осуществлению индукции, дедукции, интерпретации, аргументации и т.д.);

3) задачи, требующие обобщения данных (учащиеся в этих задачах должны не только рассказать о результатах решения, но и объяснить его ход, условия, компоненты, трудности).

Итак, уровень развития учащихся находится в прямой зависимости от характера тех познавательных задач, которые им приходится решать. Если детям предлагать для анализа лишь факты и тем самым учить их делать только индуктивные выводы, то это приведет к формированию главным образом конкретно-образного мышления. Для формирования же абстрактного мышления необходимы и обучение дедуктивным умозаключениям, и упражнения в предсказании новых фактов на основе теории и т.п. В этих случаях важно также учитывать, что чем слабее развито мышление ученика, тем настойчивее следует включать его в активный анализ изучаемых явлений, требовать активного участия в построении цепи самостоятельных умозак-

лючений, ведущих к индуктивным и дедуктивным выводам.

Целесообразность использования той или иной логиче-ско-поисковой задачи предопределяется прежде всего наличным уровнем мышления учащихся конкретного класса и задачей дальнейшего его развития. Если задача не представляет никакой трудности или, наоборот, слишком сложна, намного превышает потенциальные возможности учащихся, ее вводить не следует.

При подборе таких заданий необходимо учитывать следующее.

Согласно концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, умственное развитие, в том числе и развитие познавательного потенциала ученика, понимается как переход от эмпирического мышления, основанного на непосредственном манипулировании объектами, к теоретическому - с анализом собственных действий, обобщением полученных результатов, построением плана выполнения того или иного задания и т.д. Основными компонентами творческого (содержательного) мышления являются анализ, рефлексия, наличие внутреннего плана действий.

При разработке логическо-поисковых заданий необходимо вначале выделить те задания, которые необходимы для успешного решения познавательных задач. Выделение тех знаний, на которые опирается анализ изучаемых объектов, важно потому, что это позволяет, во-первых, предусмотреть, посильно ли учащимся самостоятельное решение задачи и, во-вторых, правильно руководить их мыслительной деятельностью. Иногда даже учителю может показаться, что тот или иной вопрос или задача трудны для учащихся, и они не в состоянии будут самостоятельно их решать. В этом случае преподаватель нередко старается взять часть работы на себя, лишая учащихся возможности активно работать в режиме эвристических методов обучения, в том числе целенаправленного учебного диалога. Иногда учитель без всяких на то оснований задает массу наводящих, дробных и мелких вопросов, облегчающих учащимся проведение анализа и решение искомого вопроса или задачи.

Разумеется, когда мышление детей развито недостаточно, помощь учителя действительно нужна. Поэтому при затруднении ученика в ответе на вопрос, поставленный в ходе учебного диалога, учитель не должен выдавать ему готовое решение. Он может, в частности, подсказать ученику, на какие знания можно опереться, чтобы дать правильный ответ или решить задачу.

Следует особо подчеркнуть, что те приемы, которые учитель использует на начальных этапах обучения, становятся тормозом в развитии мышления учащихся, если они применяются на более поздних этапах работы. Поэтому учитель должен постепенно менять характер вопросов, задаваемых учащимся во время учебного диалога. Вопросы должны быть ориентированны не на воспроизведение знаний, а на размышления, на построение доказательств и умозаключений. Развития творческих способностей учащихся можно добиться лишь в том случае, если последовательно усложнять выдвигаемые перед ними задачи, если обучение постоянно вести «в зоне ближайшего развития» учащихся.

Учебно-логические задания, особенно задания на сравнение, доказательство, установление связей между явлениями и предметами, оперирование понятиями и т.п., обеспечивают конструктивный уровень знаний, в том чис-

ле и тех, которые добыты в результате комбинирования, реконструирования знаний репродуктивного уровня.

Продуктивный уровень мышления достигается решением таких познавательных задач, заданий и упражнений, которые ведут к существенным изменениям в структуре знаний. Творческая деятельность, творческие способности обеспечиваются целенаправленной организацией всех видов мыслительной деятельности. Именно поэтому так важно постоянно совершенствовать задания и упражнения этой группы, с целью подготовки необходимых условий для дальнейшего накопления интеллектуального потенциала учащихся.

Наше исследование показало, что из всех видов логико-поисковой деятельности учащихся наиболее эффективными (для формирования логического мышления) являются познавательные задачи, которые не только способствуют овладению способами мыслительной деятельности и развивают познавательный потенциал ученика, но и подготавливают его к реализации таких последовательных этапов, как:

1) осознание проблемы, способ решения которой еще неизвестен;

2) расчленение задачи на данное и искомое (осознание вопроса и имеющихся данных);

3) выявление зависимости между данными и вопросом. При этом часто возникает необходимость выдвижения гипотезы и планирования ее частичной проверки;

4) осуществление решения;

5) проверка решения, его соотнесение с исходными данными и вопросом.

На первых этапах учитель должен сам показать различные способы решения конкретных задач, в отдельных случаях - сообщать их алгоритмы, а в дальнейшем и обобщенные способы умственный деятельности с последующим применением их в вариативных ситуациях в пределах данного класса задач. В дальнейшем решение этих задач (при правильно организованной работе) можно возлагать на самих учащихся. Но так как большинство познавательных задач решается по определенному алгоритму, как правило, даваемому школьникам учителем в готовом виде, то в одних случаях может возникнуть опасность бездумного, автоматического подхода к их решению, в других - ситуация растерянности при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему так важно включать учащихся как в построение рациональных способов применения знаний, так и в процесс анализа условий каждой конкретной задачи уже на самом раннем этапе ее решения. Особое место на данном этапе следует отводить подбору таких заданий, которые имеют внешнее сходство при различном их содержании и способах решения. Важно показать учащимся, что при решении подобных задач необходимо находить оригинальные нешаблонные способы их решения. Кроме того, не следует, как уже отмечалось, давать алгоритмы в готовом виде. Важно обеспечить поисковую активность учащихся, в том числе и путем включения учебного диалога с элементами про-блемности.

Логически-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе которого учащиеся, как правило, самостоятельно, без участия учителя (или при незначительной его помощи) открывают новые для себя знания, способы их применения. Поисковая задача без условий называется поисковым вопросом.

К логически-поисковым заданиям относятся:

- задания на нахождение закономерности;

- на нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений;

- на подбор возможно большего количества примеров к какому-либо теоретическому положению;

- на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос;

- на нахождение наиболее рационального способа решения задачи;

- на усовершенствование какого-либо задания и т. д.

УДК 666.62 ББК 85.12

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПО ОВЛАДЕНИЮ СТУДЕНТАМИ ОСНОВАМИ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (НА

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКЕ) В.В. Седых, аспирант кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета МПГУ

Разработка методической системы подготовки студентов (платное обучение) на начальном этапе позволит учитывать разные стороны формирования профессиональных качеств, что способствует художественно-творческому развитию их как художников.

Ключевые слова: методическая система, материаловедение, декоративно-прикладное искусство, художественная керамика.

METHODOLOGICAL SYSTEM FOR TEACHING STUDENTS THE ESSENTIALS OF MATERIALS SCIENCE (BASED

ON THE ART CERAMICS PRACTICAL EXERCISES)

Sedykh V.V.

Methodical system of teaching students (studying on paid basis) at the initial stage will allow considering various sides of professional traits as well as contributing to their creative and artistic development as artists.

Keywords: methodical system, materials technology, arts and crafts, art ceramics.

В содержание подготовки студентов по специально- мастерства. Разработка современной методики преподава-

;

сти 05.23.00 «Декоративно-прикладное искусство» (Художественная керамика) входит изучение современных технологий искусства. Понимание студентами проблем в области современного искусства обязательно для развития их художественного вкуса и воображения. В процессе анализа различных направлений в обучении и развитии творчества при изучении искусства керамики у студентов формируется зрительная память, повышается внимание и проявляется познавательный интерес, что положительно сказывается на их специальной подготовке. Существуют различные подходы к изучению дисциплин и подготовке художников [3, 5].

Вместе с этим существует потребность в разработке методической системы в объеме дисциплины предметной подготовки «Материаловедение, технология и производственное обучение» (Художественная керамика), которая необходима в специальной подготовке студентов на 1-ом курсе как художников декоративно-прикладного искусства (ДПИ), владеющих технологиями обработки материалов при создании керамических изделий.

Постижение студентами технико-технологических этапов при создании декоративных изделий из керамики является вектором их профессионального развития, обязательного в курсе изучения дисциплины на начальном этапе обучения в вузе. Это связано с тем, что у студентов имеется разный уровень подготовки, и им необходимо изначально понять технологические основы. Но технологические навыки студентам следует приобретать одновременно с элементами проектирования изделий и оформления пространственной среды, что подготавливает их к овладению профессией в условиях обучения со значительной компонентой в развитии у них художественно-образного мышления. Значение данного направления с педагогической точки зрения велико. При изучении материаловедения, технологии и производственного обучения у студентов происходит художественно-творческое развитие, они активно постигают основы профессионального

ния в целом для предметных дисциплин ДПИ позволяет учитывать разные стороны формирования профессиональных качеств будущих художников декоративно-прикладного искусства. С одной стороны, появляется возможность оценить развитие студентов, исходя из критериев оценки их индивидуально-творческого развития при овладении техническими и технологическими навыками, а с другой - выявить типичные этапы обработки художественных материалов при создании декоративных изделий (на примере педагогически разработанного объекта труда). В настоящее время в программных материалах [2, 4] еще недостаточно полно разработаны положения, касающиеся специальной подготовки студентов. Особенно важным является обучение в течение первого года (платное обучение). Приобретение студентами художественного опыта связано с методически обоснованным развитием их ручной умелости, пониманием закономерностей и художественных особенностей технологических процессов, присутствующих в искусстве керамики, которые должна предоставлять новая методическая система.

Итак, изучение технологического процесса создания керамических изделий для будущего художника ДПИ должно происходить на примере выполнения художественного объекта труда, который даже в учебном виде представляет собой фрагмент оформления среды. Важно показать студентам в процессе обучения, что возникновение художественного образа декоративного изделия неразрывно связано с окружающим пространством, так как изделие должно быть спроектировано, иметь связь со средой, являться объектом оформления, в ряде случаев применяться в качестве декора, обязательного для создания эстетического украшения, дополнения интерьера.

Пластическая основа декоративных изделий из керамики заключается в том, что с помощью художественных и скульптурных материалов возможно оформить пространственную среду. Это высоко ценится в сфере образования потому, что данный уровень подготовки является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.