тверждает эффективность использования разработанного информационно-методического обеспечения на базе инструментальных программных сред образовательного назначения.
Библиографический список
1. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. — М. : Ин-т развития проф. образования, 1995. — 336 с.
ПЕРВЕЗЕНЦЕВА Эвелина Александровна, преподаватель кафедры математики и информационных технологий.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.05.2012 г.
© Э. А. Первезенцева
уДК 378 147 Е. А. СЫСОЕВА
Омский государственный педагогический университет
СПЕЦИФИКА ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
В работе обозначена специфика пространственного мышления студентов, обучающихся на специальности «декоративно-прикладное искусство». Определены показатели и уровни развития пространственного мышления, отражающие специфику учебно-творческой деятельности по проектированию изделий из керамики. Ключевые слова: учебно-творческая деятельность, художник декоративно-прикладного искусства, пространственное мышление, проектирование, керамика.
Изучение структуры пространственного мышления, выявление содержания и уровня его развития у студентов в процессе учебно-творческой деятельности в вузе важно не только для оптимизации процесса обучения, но и для профессионального становления будущего специалиста.
В ходе онтогенеза пространственное мышление развивается в недрах тех форм мышления, которые отражают закономерные этапы общего интеллектуального развития. Затем в самостоятельных формах выступает в контексте образного мышления. По мере овладения предметной деятельностью, графической культурой, определенной системой знаний, умений и навыков формируются теоретические формы пространственного мышления.
Таким образом, развитие пространственного мышления происходит в деятельности, и именно специфика деятельности определяет возможность достижения наивысшего уровня интеллектуального развития личности.
Мышление субъекта также может выделить только те стороны и свойства действительности, которые составляют содержание его преобразующей деятельности. Будучи обобщенным и опосредованным отражением действительности, мышление может быть направлено на анализ качественно различных сторон этой действительности, что определяется направленностью, избирательностью, познавательной активностью человека, его потребностями, мотивами, сложившимися у него средствами деятельности (знаниями, умениями, навыками). Именно сфера деятельности определяет содержание индивидуально-
го мышления, специализируя его, направляя на анализ тех сторон действительности, которые наиболее важны для продуктивного осуществления этой деятельности [1].
Пространственное мышление не является локальным образованием. Его формирование осуществляется в системе общего психического развития по мере овладения человеком предметным миром, в процессе общения, в ходе специального обучения, в котором наиболее полно познаются пространственные свойства и отношения в их всеобщих и закономерных связях [2].
Большой вклад в исследование вопроса о понятии и структуре пространственного мышления внесли: Б. Г. Ананьев, Е. Н. Кабанова-Меллер, И. Я. Каплуно-вич, В. А. Крутецкий, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, В. С. Столетнев, И. С. Якиманская.
Пространственное мышление — вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические операции, но и множество перспективных действий, а именно опознание объектов, представленных реально или изображенных графическими средствами, создание на основе адекватных образов и оперирование ими по представлению. Являясь разновидностью образного мышления, пространственное мышление сохраняет все его основные черты и в то же время существенно от него отличается. Это проявляется, прежде всего, в том, что пространственное мышление оперирует образами.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
*
В процессе этого оперирования происходит их видоизменение в требуемом направлении. Образы здесь являются исходным материалом, основной оперативной единицей и результатом мыслительного процесса [3, с. 25].
Это оперирование обеспечивается деятельностью представления, которая опирается на восприятие реальных объектов или их графических изображений. Создание образов обеспечивает накопление представлений, которые по отношению к мышлению являются исходной базой, необходимым условием его осуществления.
Общая линия развития пространственного мышления обусловлена, с одной стороны, устойчивой системой ориентации, а с другой — специфическими образованиями, которые возникают под влиянием специально организованного обучения.
В контексте своего исследования мы выделили в структуре пространственного мышления компоненты необходимые для плодотворной учебнотворческой, а в дальнейшем и профессиональной деятельности художника декоративно-прикладного искусства.
Для определения структуры пространственного мышления мы взяли за основу теоретические предпосылки, сформулированные И. С. Якиманской:
1. Структура пространственного мышления определяется содержанием учебного предмета, на основе которого она формируется.
2. Важным условием ее формирования является использование разнотипного наглядного (графического материала).
3. Структура пространственного мышления зависит от функции пространственного образа в процессе решения задачи.
4. Особенности структуры пространственного мышления определяются характером и содержанием активности субъекта. Направление и содержание этой активности задаются условиями задачи, выработанными (или найденными в процессе решения) способами представления [4].
Для выявления специфичных пространственных преобразований в процессе мышления, обусловленных деятельностью художника декоративно-прикладного искусства, специалиста по керамике были проанализированы все виды учебно-творческой деятельности в вузе.
В квалификационных характеристиках выпускников вуза (ГОС ВПО), декоративно-прикладное искусство представлено как творческая деятельность, объединяющая в процессе проектирования достижения различных областей человеческой деятельности — искусства, конструирования, технологии, экономики, социологии, — и направленная на создание эстетически совершенных и высококачественных серийных и уникальных изделий.
Объектами профессиональной деятельности художника декоративно-прикладного искусства являются произведения искусства различного назначения (предметы культурно-бытового назначения, декоративная пластика и др.).
В соответствии с подготовкой художник декоративно-прикладного искусства может выполнять аналитическую, проектную, экспериментально-исследовательскую, производственно-управленческую, педагогическую и другие виды профессиональной деятельности.
Также стоит отметить, что в результате обучения студент должен уметь осуществлять творческую деятельность, как авторскую, так и исполнительскую,
художественно-производственную, производственно-технологическую и общественную деятельность в творческих союзах и объединениях.
В результате умение проектировать процесс и результат деятельности является основным в овладении профессией художника ДПИ, а умение работать в керамической композиции над созданием и преобразованием плоскости, объема и объемов в пространстве определяет специфику компонентов структуры пространственного мышления.
Таким образом, мы можем говорить о необходимости целенаправленного развития мышления в процессе учебно-творческой деятельности студента.
Для определения компонентов структуры пространственного мышления в результате проектной деятельности художника ДПИ мы рассмотрели схему взаимодействия процессов, включающую пространственные преобразования с объектами и группами объектов художественной керамики.
Как известно, развитие пространственного мышления идет далеко не одинаково у разных учащихся, находящихся в одних и тех же условиях обучения. Это свидетельствует о том, что в структуре пространственного мышления имеются такие компоненты, которые под воздействием обучения развиваются неравномерно. Исследование этих компонентов представляет особый интерес. Показатели, их характеризующие, и есть собственно показатели умственного развития. Они отражают те новообразования в структуре мышления, которые складываются в ходе усвоения знаний, умений и навыков с учетом индивидуальных предпосылок психического развития [2, с. 151].
Для понимания взаимодействия компонентов в учебно-творческой деятельности мы проанализировали следующие составляющие: процесс проектирования через механизмы восприятия, представления и пространственное мышление, а также результат проектирования, в частности техническое исполнение проекта и само изделие из керамики.
Проектная деятельность художника декоративно-прикладного искусства включает: эффективное использование традиционных и новых методов художественного проектирования, выбора стратегий и методов исследования проектных ситуаций, методов поиска новых идей, методов исследования структуры проблемы, методов оценки; формулирование целей художественного проекта, программы, решение задач; разработка критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей; выявление приоритетов решения задач с учетом эстетических и этических аспектов деятельности; разработка обобщенных вариантов стилевого решения художественных проектов, их анализ, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокрите-риальности, неопределенности; планирование реализации художественных проектов; разработка художественных проектов изделий с учетом конструктивно-технологических, эстетических, стилистических, экономических и других параметров; использование информационных технологий при разработке новых изделий, предметов, функций, нововведений.
Таким образом, результат проектирования изделий художественной керамики зависит от решения творческих задач, направленных на проектирование плоскостных и рельефных керамических изделий, проектирование объемных изделий и композиций, проектирование объемных композиций в пространстве.
Процесс проектирования зависит от способности студентов к восприятию: плоскости и ее характеристик; объема и его характеристик; объемов в пространстве и их характеристик.
Процесс представления образа зависит от: функции плоскости; функции объема; функции объема в пространстве.
Следовательно, исполнение проекта студентом зависит: от технических навыков и знания законов построения и гармонизации плоскостных (фронтальных) композиций; от технических навыков и знания законов построения и гармонизации объемных композиций; от технических навыков и знания законов построения и гармонизации объемов в глубинно-пространственных композициях.
Все предыдущие процессы объединены мышлением, для анализа мы выделили следующие показатели:
1) успешность создания пространственного образа (учитывается особенности той реалистической или графической основы, на которой образ формируется наиболее продуктивно, а также динамичность, т.е. его подвижность, возможность создания образа в условиях вариативной экспозиции изображения);
2) тип оперирования образами:
— изменение пространственного положения созданного образа (мысленное вращение, перемещение и др.);
— изменение структуры созданного образа (мысленное преобразование структуры образа, путем перегруппировки его отдельных элементов, используя приемы наложения, совмещения, рассечения и т.п.);
— одновременное изменение пространственного положения образа и его структуры;
3) широта оперирования (выражается в легкости «перекодирования» наглядной информации, позволяющей с одинаковой свободой создавать образы на различном материале);
4) полнота образа, т.е. отражение в нем основных пространственных характеристик.
В исследовании И. Я. Каплунович отмечено, что умение оперировать в воображении пространственными характеристиками образа так же зависит от развития подструктур пространственного мышления, а именно:
— топологической (непрерывность, компактность, связность, замкнутость образа);
— проективной (умение устанавливать соответствие между объектом и его проекциями с любой точки отсчета);
— порядковой (упорядочивание множества различных пространственных объектов, устанавливать отношения иерархии по различным основаниям: ближе — дальше, больше-меньше, ниже-выше, направо-налево и т.д.);
— метрической (осуществление количественных преобразований и определение числовых значений и величины длин, углов, расстояний);
— алгебраической (удается соблюдать законы композиции, устанавливать обратимость пространственных преобразований, «свертывать» их, заменять несколько операций одной) [5].
На основе показателей и компонентов определяются уровни развития пространственного мышления студентов, отражающие специфику учеб-
но-творческой деятельности по проектированию художественной керамики, а именно:
— воспроизведение (данный уровень предусматривает накопление, узнавание и воспроизведение пространственных признаков, отношений и представлений по памяти);
— конструктивный (данный уровень предусматривает самостоятельное конструирование пространственного образа, где на основе сформированных пространственных представлений студенты создают новые представления и оперируют ими, пользуясь словесным описанием, различными видами наглядности);
— интеллектуальный (уровень характеризует умение оперировать пространственными представлениями, дифференциации пространственных признаков и отношений, умение мысленно перемещать пространственные объекты, создавать в воображении и воспроизводить в деятельности новые объекты).
Таким образом, анализ учебно-творческой деятельности художника ДПИ и диагностика сформи-рованности структуры пространственного мышления студентов позволяет выявить неиспользованные возможности для развития пространственного мышления в процессе их проектной деятельности.
Следовательно, именно в рамках дисциплины «Проектирование (художественная керамика)» мы видим необходимость в развитии пространственного мышления студентов для адаптации процесса обучения к современным условиям, при этом сохранив все традиционные технологические способы создания художественной керамики, но изменив подход к процессу проектирования изделий художественной керамики.
Библиографический список
1. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — М. : АН СССР, 1958. — 240 с.
2. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст] / И. С. Якиманская. — Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1980. — 240 с.
3. Пилипер, А. В. Развитие пространственного мышления студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой [Текст] : дис. ...канд. пед. наук : спец. 13.00.02. / А. В. Пилипер. — М. : МГОУ, 2008. — 150 с.
4. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст] : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Якиманская Ираида Сергеевна. — Москва : АПН СССР, 1980. — URL : http://www.childpsy.ru/dissertations/id/20264.php (дата обращения 27.03.2012).
5. Каплунович, И. Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления [Текст] // Вопросы психологии. — 1997. — URL : http://www.voppsy.ru/journals_ all/issues/1999/991/991060.htm (дата обращения 27.03.2012).
СЫСОЕВА Елена Анатольевна, аспирантка кафедры декоративно-прикладного искусства.
Адрес для переписки: 1;-таП: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.04.2012 г.
© Е. А. Сысоева
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ