Педагогика
УДК 37
доцент Абдуллина Марина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Захарова Анастасия Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Горькова Карина Руслановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ИЗО-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной статье теоретически обосновывается возможность использования арт-терапии как средства повышения уровня уверенности в себе у детей начальной школы обучения. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме функции арт-терапии, в общем, и изо-терапии в частности. Выделены уровни самооценки, потенциал изо-терапии, возможность ее использования в качестве эффективного инструмента повышения уровня уверенности во мнении подростков о своем личностном развитии. Творческая деятельность, включающая в себя изо-терапию, позволяет выявить соответствующие отдельные процессы, а также характерные признаки развития личности в психике ребенка. Дальнейший эффект и гарантия его закрепления произойдет при обширной вовлеченности ребенка в деятельность, большей раскованности и уверенности в себе. Потенциал изо-терапии в образовательном процессе в отношении коррекции самооценки заключается в способности детей выражать свои положительные и отрицательные эмоции в художественной форме, разрешая внутренние конфликты, снимая тревогу.
Ключевые слова: арт-терапия, уверенность, творческий процесс, школьный возраст, развитие личности, терапия, уверенность в себе, эмоции.
Annotation. This article theoretically substantiates the possibility of using art therapy as a means of increasing the level of self-confidence in primary school children. The analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of the function of art therapy in general and iso therapy in particular is carried out. The levels of self-esteem, the potential of iso-therapy, the possibility of its use as an effective tool to increase the level of confidence in the opinion of adolescents about their personal development are highlighted. Creative activity, which includes iso-therapy, allows you to identify the corresponding individual processes, as well as characteristic signs of personality development in the child's psyche. The further effect and the guarantee of its consolidation will occur with the extensive involvement of the child in the activity, greater looseness and self-confidence. The potential of iso-therapy in the educational process in relation to self-esteem correction lies in the ability of children to express their positive and negative emotions in an artistic form, resolving internal conflicts, relieving anxiety.
Key words: art therapy, confidence, creative process, school age, personality development, therapy, self-confidence, emotions.
Введение. «Арт-терапия» - взаимосвязь слов «искусство» и «лечение» - является одним из способов самовыражения, который в наше время набирает все большую популярность. Основная цель арт-терапии при работе с детьми - с помощью искусства получить удовольствие от процесса созидания, раскрыть свои творческие возможности. Однако это еще, и простой, и достаточно эффективный способ психологической помощи, в основе которого лежит творчество. Арт-терапию можно назвать - «лечение» творчеством. С ее помощью происходит гармонизация личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Изложение основного материала статьи. Термин «арт-терапия» впервые возник в 40-х годах XX века в трудах британского врача - художника А. Хилла и быстро получил широкое распространение [31. Основы метода выражения эмоций человека через творчество, для изменения состояния мироощущения, были заложены в трудах выдающихся психоаналитиков З. Фрейда и К. Юнга. В своих работах, опираясь на свой врачебный опыт, они писали, что все свои желания, несостоявшиеся мечты, переживания и эмоции, человек может выплеснуть в своем творчестве, что гораздо проще и легче, чем описать словами или четко сформулировать свое душевное состояние. Причем происходит этот процесс на бессознательном уровне. А выведенные «вовне» образы, отраженные в художественно-творческом произведении, позволяют корректировать состояние человека, его переживания и чувства его «Я» [5].
Арт-терапия обладает определенными свойствами, помимо корректирующей, существует развивающая и лечебная. В процессе творческой деятельности развиваются скрытые ранее возможности, наступает эмоциональное спокойствие, уходят неадекватные формы поведения, налаживаются контакты с другими людьми. Изо-терапия повышает процесс коммуникации для стеснительных, закрытых, не умеющих общаться со сверстниками детей.
По мнению многих специалистов, во время занятий арт-терапией, когда в основном работают пальцы рук, происходит координация их движений с глазами, подключая в работу оба полушария мозга. Активизация мелкой моторики положительно влияет на мыслительный процесс, речевой аппарат, эмоционально-двигательную координацию.
Арт-терапия подразделяется на много видов: библиотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, видео - и аудио-терапия, глино-терапия, песочная терапия и другое. Классическая арт-терапия представлена визуальным искусствами (живопись, графика, фотография, рисунок, скульптура) и еще называется визуальная арт-терапия [4].
Более узкое направление арт-терапии, объединяющей в себе занятия рисунком и живописью называют изо-терапией.
В понимании научной педагогики, изо-терапевтическая деятельность предполагает собой заботу об эмоциональном и психологическом самочувствии коллектива и отдельно взятого человека через выразительные свойства изобразительного искусства. (Л.С. Брусиловский, О. Дьюхерст-Меддок, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, А.В. Сизова и др.).
Педагоги, помимо обогащения учеников необходимыми знаниями, обязаны прививать детям любовь к себе, к другим людям, к прекрасному окружающему миру, помогать им поверить в себя, свои возможности, умения, силы через жажду познания творчества через визуальную терапию.
В настоящее время в обществе остро стоит проблема негативного эмоционального состояния школьников младших классов. Часто в этом возрасте, связанным с началом обучения в школе встречаются некоторые проблемы: недостаточное развитие речи и памяти, задержка развития мелкой моторики рук, проблемы поведения, нарушения эмоционально-личностное развития. Отрицательный эмоциональный фон включает в себя различные психо-эмоциональные состояния ребенка. Наличие у детей этого возраста низкого уровня уверенности в себе доказано многими исследованиями в области психологии и педагогики. Уверенность в себе - один из признаков успешной жизни. Человек знает себе цену, может брать
на себя ответственность за других людей, за дело, за решение неожиданно возникающих проблем и благополучно справляться с разного рода жизненными ситуациями.
Такое эмоциональное состояние связано с тревожностью детей и их закомплексованностью. Большие умственные и физические нагрузки, желание все успевать и с отличным результатом, часто приводит к неуверенности детей в своих силах, боязни не успеть или сделать плохо, страхам перед насмешками сверстников и недовольством взрослых. Дети нередко не могут оценить себя объективно. Кто-то оценивает себя завышено, что совсем не мешает ему в дальнейшей жизни, а кто-то занижает свои возможности и способности, и это часто мешает человеку и во взрослой жизни, он остается закомплексованным, неуверенным в себе как в детстве. Неизменно возникает необходимость в поиске форм и способов решения таких проблем [3].
Ранее изобразительное искусство рассматривалось в педагогике только как способ эстетического профилирования ребенка. В современном образовании, занятия художественной деятельностью начинают применять, как для воспитания гармонично-развитой личности, так и для того, чтобы поднять уровень уверенности ребенка в разных областях его жизни. Из всех достоинств «лечения» искусством стоит отметить то, что одним из способов общения в нем является невербальное общение, которое оказывается востребованным детьми, находящимися в эмоционально зажатом состоянии и имеют сложности в описании своих переживаний словами. Именно работа на листе бумаги карандашом или красками с непосредственным участием взрослых, удовлетворит возникшую потребность в повышении самооценки, а также постепенно выведет ребенка из его негативного эмоционального состояния, поможет стать более открытым в общении и научит вербализации своих переживаний [2].
Психологами совместно с педагогами разработано немало программ, занятий и упражнений, с помощью которых, на изо-терапии ребенок может научиться адекватно оценивать свои возможности, и свободно действовать в процессе создания эстетически-творческого предмета.
Выразительный творческий процесс позволяет ребенку лучше осознавать себя, проявлять собственные идеи и эмоции. Различают две формы изо-терапевтической работы: активную и пассивную. Пассивная форма работы выражается в анализе и выражении своего отношения к готовым художественным образам. Когда дети занимаются активной формой изо-терапии [7], они самостоятельно рисуют, создавая новый образ, новое видение чего-либо, в такие моменты у ребенка гораздо сильнее растет самомнение, улучшается самопринятие, уверенность в своих действиях, появляется чувство «я могу, у меня это получается!».
Рисунок, выполненный на занятиях изо-терапией, отображает понимание о значении личности индивида и вселяет ребенку понимание о значении своей персоны. Эти произведения детей должны вызывать интерес педагога, а также родителей [5]. Рисунок ребенка для него самого является пониманием важности его как человека, а учителя и родители, несомненно, должны проявлять интерес к его работе, как к отображению в ней личности ребенка. Педагоги совместно с психологами могут проанализировать, выраженные через рисунок, характерные черты личности ребенка, обнаружить возникшие проблемы, с которыми он, возможно, не может справиться самостоятельно. Это могут быть страхи, настороженность, гнев, обида, сложности в общении с другими людьми. Выявленные проблемы могут дать направление действий по их устранению. Таким действием может стать создание и обсуждение объектов изобразительного искусства во взаимосвязи ученика с педагогом.
Вследствие отсутствия понимания со стороны близких ребенку взрослых или неудовлетворительным общением со своими ровесниками может возникать эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе. Также такое состояние связано с недочетами в воспитании, поэтому необходимо проводить определенную работу с родителями для достижения понимания с их стороны необходимости участия в укреплении здоровья и психологическом благополучии их ребенка. Это служит важным условием в педагогическом процессе, поскольку без их отклика и совместной работы с психологом и педагогом, не будет достигнуто необходимого результата.
Изо-терапевтическое направление самое распространенное, не требующее сложных материалов и оборудования [8]. Для занятий нужны бумага, карандаши, краски и ровная поверхность. Техники, используемые на изо-терапевтических занятиях, также не являются сложными: монотипия - работа с пятном, кляксография, использование прямой, ломаной линии, как каракули, создание композиций из геометрических элементов и т.п. Таким образом, возможно говорить о том, что изобразительная деятельность может осуществляться как педагогом в школе, так и родителями дома, заинтересованными в развитии личности своего чада, но обязательно с поддержкой профессионалов в этой области, чтобы случайно не причинить никакого психологического вреда ребенку. Занятия визуальной арт-терапией, к тому же, интенсивно воздействуют на объединение и сближение людей, что бесценно, при отсутствии контакта между ними, вызванного взаимным отчуждением.
При погружении в творческую работу, детям нужно создать условия, в которых им будет комфортно прислушиваться к своим чувствам и мыслям. Необходимо, чтобы обстановка вокруг была доброжелательной, спокойной, общение с ребенком уравновешенным, со стороны взрослого осуществлялась всяческая поддержка его начинаний, понимание, отсутствие навязывания определенного поведения и модели деятельности. На занятиях должна царить атмосфера доверия и внимания к внутреннему миру ребенка.
Изо-терапия не подразумевает под собой обучение рисунку или живописи в классическом понимании. Поэтому, каждый ребенок, не обладая художественно-выразительными навыками, и даже при отсутствии, хоть небольших способностей к рисованию, может принимать участие в процессе изо-терапии. Учащиеся получают возможность самовыражения, самооценки и познания самих себя через специальные техники с применением определенных материалов [2]. Самое главное - это желание творить и получать удовлетворение от работы, а создание высокохудожественного предмета не является основной задачей таких занятий.
Все дети любят изображать сказочные картины. Сказку можно в какой-то степени соотнести с моделью общества. В процессе творчества на занятиях изо-терапией, погружаясь в «сказочную жизнь», юные художники оценивают добро и зло, характеры героев и их справедливые взаимоотношения и проецируют это на свою реальную жизнь. В процессе рисования дети бессознательно высвобождают свои чувства, перестают бояться каких-то пугающих образов, раскрепощаются.
Во время изо-терапевтической работы часто раскрываются таланты ребенка, которые необходимо в нем поддерживать, поощрять. Аргументированная похвала за выполненную работу (аккуратность, свобода движений кистью или карандашом, хорошая композиция, цветовое решение и т.п.) однозначно вселяет в него уверенность в своих силах и желание продолжать творить. Выразительный творческий процесс позволяет ребенку лучше осознавать себя, проявлять собственные идеи и эмоции.
В заключение хотелось бы сказать, что изо-терапия при наличии положительной мотивации, способна помочь преодолеть боязнь самовыражения, способствует повышению самоопределения, формированию воображения ребенка, улучшает процесс общения застенчивых, замкнутых детей, не умеющих контактировать со сверстниками [1].
Выводы. Процесс изо-терапии интересен детям, они охотно занимаются изобразительным искусством, воспринимая такие уроки скорее как интересное времяпрепровождение. Однако, стоит отметить, что главным условием формирования уверенности у школьников младших классов - это систематические занятия по «лечению» искусством. Также положительный эффект от творческой деятельности повышается, когда дети с положительными эмоциями воспринимают занятия визуальной терапией, без какого-либо давления со стороны взрослых. У них формируется активная жизненная позиция, безразличие и пассивность преодолеваются, увеличивается собственная значимость.
Литература:
1. Арт-терапия (серия «Хрестоматия по психологии») / [А.И. Копытин и др.]; под сост. и общей ред. А.И. Копытина. -Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 320 с.
2. Бурундукова, Н. Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста / Н. Бурундукова // Международный образовательный портал MAAM.RU: [сайт], 2016. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/izoterapija-kak-nestandartnaja-forma-raboty-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 19.10.2022)
3. Гордон, Т.С. Повышение уровня самооценки у детей подросткового возраста посредством арт-терапии / Т.С. Гордон // Вестник университета. - 2020. - № 9. - С. 166-170
4. Exploring the effect of art therapy on the development of students' creative abilities / Petrova N.S., Syrova N.V., Zimina E.K., Abdullina M.A., Yakovleva S.I., Dolmatova A.A., Zamuraeva M.A. // Ad Alta: Journal Of Interdisciplinary Research. - 2021. -№11. - Р. 12-15
5. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 336 с.
6. Лебедева, Л.Д. Педагогические основы арт-терапии / Л.Д. Лебедева. - Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2000. - 200 с.
7. Сергеева, Н.Ю. Арт-педагогика и арт-терапия: к вопросу о разграничении понятий / Н.Ю. Сергеева // Теория и методика профессионального образования. Учебные записки ЗабГУ. - 2016. - Том 11, № 2. - С. 69-75
8. Тарарина, Е.В. Практикум по арт-терапии в работе с детьми / Е.В. Тарарина. - К: Вариант, 2018. - 256 с.
9. Холодкова, В.Ю. Функции детского рисунка в формировании личности методами арт-терапии / В.Ю. Холодкова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 21. - С. 73-76
10. Шабанова, М.Н. Арт-терапия как инновационная педагогическая концепция обучающихся творческой направленности / М.Н. Шабанова, О.П. Шабанова // Курский государственный университет. Педагогические науки. - 2021. - № 1. - С. 144-150
Педагогика
УДК 371.3
доцент Абдуллина Марина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Олейникова Анастасия Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
магистрант Нестерова Анна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ
РЕМЕСЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. Развитие объёмно-пространственного мышления является актуальной проблемой современного образования. Активная цифровизация образования отнимает интерес обучающихся от предметов, которые отвечают за развитие данного вида мышления. Недостаточно развитое объемно-пространственное мышление, которое начинает формироваться в младшем подростковом возрасте, в значительной мере ограничивает развитие не только художественных и дизайнерских способностей, успеваемость в точных науках, но и развитие навыков, необходимых в повседневной жизни. Активное развитие объёмно-пространственного мышления у подростков создаёт базу для более полного овладения профессиональными навыками не только у представителей творческих профессий, таких как дизайнеры, художники декоративно-прикладного искусства, архитекторы, но и представителей технической сферы деятельности: инженеры, конструкторы, специалисты в области строительства, машиностроения. Необходимо сбалансированное использование цифровых технологий и предметов, развивающих объемно-пространственное мышление для формирования всесторонне-развитой личности.
Ключевые слова: развитие, объемно-пространственное мышление, подростки, ремесленные технологии, цифровые технологии, образование.
Annotation. The development of three-dimensional thinking is an urgent problem of modern education. Active digitalization of education takes away the interest of students from the subjects that are responsible for the development of this type of thinking. Insufficiently developed spatial thinking, which begins to form in early adolescence, significantly limits the development of not only artistic and design abilities, academic performance in the exact sciences, but also the development of skills necessary in everyday life. The active development of three-dimensional thinking in adolescents creates the basis for a more complete mastery of professional skills not only among representatives of creative professions, such as designers, artists of decorative and applied arts, architects, but also representatives of the technical field of activity: engineers, designers, specialists in the field of construction, mechanical engineering. It is necessary to use digital technologies and RA items in a balanced way.
Key words: development, spatial thinking, teenagers, craft technologies, digital technologies, education.
Введение. Человечество живет в эпоху цифровых технологий - это неоспоримый факт. Они довольно агрессивно врываются во все сферы жизни, включая образование. С одной стороны, это имеет преимущество: можно с эффектной визуализацией продемонстрировать процессы, проходящие внутри вещества, клетки или где-то в отдалённой части вселенной. И механизм получения знаний сильно упрощается, сводится к наблюдению и познаванию. С другой стороны, начинает складываться понимание того, что пассивный просмотр образовательного контента не несёт в себе необходимой вовлечённости сознания обучающихся, а чрезмерная визуализация скорее сказывается отрицательно, отвлекая от процесса понимания.