Научная статья на тему 'МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРАКТИКЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРАКТИКЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ / ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чемерилова Ирина Альбертовна

Адаптация семьи к процессу воспитания и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья представляет собой сегодня серьезную социальную и психологическую проблему. В связи с этим исследование, направленное на выявление возможностей применения методов арт-терапии в практике работы с такой семьей, представляется актуальным. Цель статьи - теоретически обосновать и экспериментально апробировать возможности использования методов арт-терапии в рамках программы сопровождения семьи, организованного в условиях Дома детского творчества. Методологической основой исследования стали обоснованные в педагогической науке системный и деятельный подходы к сопровождению семьи в условиях инклюзивного образования, антропологический, гуманистический подходы, а также интегративные подходы, отражающие суть арт-терапевтических методов. Реализация исследовательских задач достигнута на основе анализа и обобщения теории и практики педагогики, психологии, лечебной педагогики, находящихся в поле внимания отечественных исследователей, а также использования психологических методик. В статье определена социальная значимость, целесообразность привлечения и использования разновидностей арт-терапевтических техник в работе с семьей с целью гармоничного развития, оздоровления и реабилитации детей, гармонизации детско-родительских отношений, обучения приемам продуктивной адаптации к жизни, преодоления состояния кризиса. Рассмотрены сущность и виды арт-терапевтических методов, направленных на интеграцию и реинтеграцию личности ребенка, развитие его эмоционально-нравственного потенциала, повышение самооценки и роста самосознания. Продемонстрированы особенности видов арт-терапии, их взаимосвязь и интегративный характер, отмечена их неклиническая и художественно-творческая направленность в реабилитационно-коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями. Результаты исследования углубят научные представления о методах и способах процесса сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивной практики, в том числе в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-THERAPY METHODS IN THE PRACTICE OF A FAMILY SUPPORT FOR PARENTS OF CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

The adaptation of a family to the process of upbringing and support of a child with disabilities is a serious social and psychological problem nowadays. In this regard, a research aimed at identifying the possibilities of using art-therapy methods in the practice of working with such a family seems relevant. The purpose of the article is to substantiate theoretically and test experimentally the possibilities of using art-therapy methods within the framework of a family support program organized in the Children’s Center of Creative Activities. The systematic and active approaches based in pedagogical science to a family support in an inclusive education, as well as anthropological, humanistic, integrative approaches that reflect the essence of art-therapy methods became the methodological basis of the study. The implementation of research tasks is achieved on the basis of the analysis and generalization of the theory and practice of pedagogics, psychology, curative education, which are in the field of attention of domestic researchers, as well as the use of psychological techniques. The article defines the social significance, the feasibility of attracting and using varieties of art therapy techniques in working with the family for the aim of harmonious development, health improvement and rehabilitation of children, harmonization of parent- child relations, teaching methods of productive adaptation to life, overcoming the state of crisis. The essence and types of art therapy methods aimed at the integration and reintegration of the child's personality, the development of his emotional and moral potential, an increase in self-esteem and the growth of self-awareness are considered. The features and interconnection of the types of art therapy, their interconnection and integrative nature are demonstrated, their non-clinical and artistic and creative orientation in rehabilitation and correctional work with children with disabilities and their parents is noted. The results of the study will deepen the scientific understanding the methods of the process of the family support, raising a child with disabilities in an inclusive practice, as well as in the system of additional education.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРАКТИКЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

УДК 37.013 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.15

Научная статья

И. А. Чемерилова1

И [email protected]

'Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Российская Федерация

Методы арт-терапии в практике сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: Адаптация семьи к процессу воспитания и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья представляет собой сегодня серьезную социальную и психологическую проблему. В связи с этим исследование, направленное на выявление возможностей применения методов арт-терапии в практике работы с такой семьей, представляется актуальным. Цель статьи — теоретически обосновать и экспериментально апробировать возможности использования методов арт-терапии в рамках программы сопровождения семьи, организованного в условиях Дома детского творчества. Методологической основой исследования стали обоснованные в педагогической науке системный и деятельный подходы к сопровождению семьи в условиях инклюзивного образования, антропологический, гуманистический подходы, а также интегративные подходы, отражающие суть арт-терапевтических методов. Реализация исследовательских задач достигнута на основе анализа и обобщения теории и практики педагогики, психологии, лечебной педагогики, находящихся в поле внимания отечественных исследователей, а также использования психологических методик. В статье определена социальная значимость, целесообразность привлечения и использования разновидностей арт-терапевтических техник в работе с семьей с целью гармоничного развития, оздоровления и реабилитации детей, гармонизации детско-родительских отношений, обучения приемам продуктивной адаптации к жизни, преодоления состояния кризиса. Рассмотрены сущность и виды арт-терапевтических методов, направленных на интеграцию и реинтеграцию личности ребенка, развитие его эмоционально-нравственного потенциала, повышение самооценки и роста самосознания. Продемонстрированы особенности видов арт-терапии, их взаимосвязь и интегративный характер, отмечена их неклиническая и художественно-творческая направленность в реабилитационно-коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями. Результаты исследования углубят научные представления о методах и способах процесса сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивной практики, в том числе в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, методы арт-терапии, инклюзивный процесс, дополнительное образование.

Дата поступления статьи: 13 августа 2021 г.

Для цитирования: Чемерилова И. А. (2021) Методы арт-терапии в практике сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 15, № 4, с. 141-148. DOI: I0.i7238/issni998-5320.202i.i5.4.i5.

Scientific article

I. A. Chemerilova1

El [email protected] 'Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Cheboksary, Russian Federation

Art-therapy methods in the practice of a family support for parents of children with special needs

Abstract: The adaptation of a family to the process of upbringing and support of a child with disabilities is a serious social and psychological problem nowadays. In this regard, a research aimed at identifying the possibilities of using art-therapy methods in the practice of working with such a family seems relevant. The purpose of the article is to substantiate theoretically and test experimentally the possibilities of using art-therapy methods within the framework of a family support program organized in the Children's Center of Creative Activities. The systematic and active approaches based in pedagogical

© И. А. Чемерилова, 2021

!ssn i2587-943xPonhne) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 4 2021

Педагогические науки

science to a family support in an inclusive education, as well as anthropological, humanistic, integrative approaches that reflect the essence of art-therapy methods became the methodological basis of the study. The implementation of research tasks is achieved on the basis of the analysis and generalization of the theory and practice of pedagogics, psychology, curative education, which are in the field of attention of domestic researchers, as well as the use of psychological techniques. The article defines the social significance, the feasibility of attracting and using varieties of art therapy techniques in working with the family for the aim of harmonious development, health improvement and rehabilitation of children, harmonization of parent- child relations, teaching methods of productive adaptation to life, overcoming the state of crisis. The essence and types of art therapy methods aimed at the integration and reintegration of the child's personality, the development of his emotional and moral potential, an increase in self-esteem and the growth of self-awareness are considered. The features and interconnection of the types of art therapy, their interconnection and integrative nature are demonstrated, their non-clinical and artistic and creative orientation in rehabilitation and correctional work with children with disabilities and their parents is noted. The results of the study will deepen the scientific understanding the methods of the process of the family support, raising a child with disabilities in an inclusive practice, as well as in the system of additional education.

Keywords: a family support, raising a child with disabilities, methods of art-therapy, inclusive process, additional education.

Paper submitted: August 13, 2021.

For citation: Chemerilova I. A. (2021) Art-therapy methods in the practice of a family support for parents of children with special needs. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 15, no. 4, pp. 141-148. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2021.15.4.15.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00765.

Введение

Одной из системообразующих идей воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье служит идея профессионального сопровождения и оказания помощи семьям на разных этапах их жизни.

Можно выделить общие признаки семей, воспитывающих детей с ОВЗ:

— родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего их ребенка;

— личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;

— семейные отношения нарушаются и искажаются, социальный статус семьи снижается, поскольку часто круг внесемейного функционирования сужается и др.

Анализ опыта практической работы с исследуемыми семьями показал, что в нашей стране во многих образовательных организациях и специализированных учреждениях существует профессиональная база для организации системы работы по психолого-педагогическому сопровождению семей с детьми с ОВЗ. Главная цель этой работы — реабилитация членов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, оказание помощи в создании благоприятного психоэмоционального климата в семье как необходимого условия для развития ребенка.

Важное место среди методов работы с семьей занимают методы арт-терапии, или терапии искусством.

Методы воздействия средствами искусства были выделены А. А. Дубровским в отдельную группу. Они включают в себя комплекс психотерапевтических методик, которые имеют свои отличия и особенности, в зависимости от жанровой принадлежности к конкретному виду искусства, но объединены ориентацией на лечебно-педагогическое использование (Дубровский, 1999).

Значительный вклад в обоснование теоретических положений педагогической арт-терапии, осмысление ее методов, их экологичности, инновационности, творческого потенциала, технологичности использования на уровне отдельных арт-терапевтических приемов, техник, методик в деятельности учителя, а также в системе групповой тематической арт-терапии внесли Б. В. Асафьев, Л. Г. Гребенщикова, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, Л. Г. Самусенко и О. В. Сусоева (Асафьева, 2012; Гребенщикова, 2007; Копытин, 2002; Лебедев, 2001; Самусенко, Сусоева, 2014) и др.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Исследователями тюменской научной школы под руководством академика В. И. Загвязинского В. К. Волковой и Н. В. Голубевой была показана эффективность применения методов арт-терапии в условиях детского реабилитационного учреждения, доказана их лечебно-воспитательная и восстановительная результативность в отношении детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем (Волкова, 1997; Голубева, 2000).

Роль арт-терапии как одного из интегративных методов лечебной педагогики раскрыла в своих статьях С. В. Шмачилина-Цибенко (Шмачилина-Цибенко, Будько, 2017; Шмачилина-Цибенко, 2020).

Для современной лечебной педагогики актуальны выводы ученых о научно-педагогической интерпретации словосочетания «арт-терапия» как «заботливого внимания к эмоциональному и психологическому здоровью личности, группы, коллектива средствами самопроизвольной художественной деятельности» (Лебедев, 2001), «а также ее соответствия возрастающей потребности современного человека в экологическом подходе к его неудачам, проблемам, или неполной самореализации» (Копытин, 2002, с. 5).

Эффективным видом арт-терапии является музыкотерапия. Музыка обладает способностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека. С давних времен музыка выявила удивительную способность овладевать вниманием человека, магически отключать его от реальности окружающей ситуации, обеспечивала особую концентрацию энергии. Пифагор, которого называют первым «музыкотерапевтом», создал целую методику такой терапии и успешно применял ее. Механизм физиологического воздействия музыки на слушателей исследовали в конце XIX в. русские физиологи И. М. Догель и И. Р. Тарханов. Их опыты подтвердили то, что известно из повседневной практики: музыка явно влияет на дыхание, кровообращение и другие физиологические процессы. При этом обнаружилась любопытная и важная особенность: осмысленные последовательности музыкальных звуков — мелодии, особенно если они близки слушателю по эмоциональному содержанию, воздействуют на эти процессы намного сильнее, чем разрозненные, отдельно взятые звуки. Отсюда следует, что реакция организма на музыку в гораздо большей степени определяется ее психологическим, эмоциональным воздействием, чем непосредственно физиологическим (рефлекторным).

Результативность музыкотерапии заключается в непосредственном влиянии на эмоциональный мир человека, коррекции общения, изменении его настроения, снижении тревоги и напряженности. С помощью музыки создается безопасное, ненавязчивое, индивидуализированное взаимодействие с окружающим социумом.

Музыкальная релаксация формирует позитивную установку, положительные ощущения и переживания, происходит замена травмирующих мыслей позитивными, снятие агрессии, внутреннего напряжения.

Кинезитерапия, как один из видов арт-терапии, основана на гармонии музыки и двигательной активности ребенка. Она включает в себя такие направления, как танцтерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика.

Танцевальная терапия может использоваться в качестве реабилитационного и коррекционного влияния на детей с нарушениями общения, межличностного взаимодействия, эмоциональными расстройствами. Ее основной целью является стимулирование ребенка к спонтанному движению, осознанному развитию собственного тела и созданию его позитивного образа, что, в свою очередь, способствует развитию подвижности и выразительности движения, укреплению как душевного, так и физического самочувствия, поскольку движения отражают черты личности. Все это достигается за счет специальных упражнений, связанных с дыхательным циклом. Они включают в себя движения, которые требуют определенной концентрации на теле, чередования релаксации и сосредоточенности, а также передвижения по помещению строго определенным образом (Голубева, 2000).

Коррекционная ритмика представляет собой единство музыко-ритмо-двигательного влияния. Известно, что музыкально-ритмическая активизация способствует оживлению психомоторики, улучшению поведенческих характеристик, снятию скованности движений у пассивных и инертных людей, а также развивает их ритмическое и слуховое восприятие. Вообще танец можно определить как

Им 12587-94зхРопнпе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 ■ № 4 2021

Педагогические науки

форму невербального катарсиса (высвобождение сдерживаемых, подавляемых эмоций, в том числе социально нежелательных, моторно-ритмическое выражение избыточной энергии, саморегуляция). Исследователями доказано положительное воздействие ритмических занятий на детский коллектив, характеризующийся повышенной возбудимостью, на общий тонус ребенка, его моторику, общее психоэмоциональное состояние и др. Специфика коррекционно-ритмической терапии заключается в наличии музыки, которая может рассматриваться как лечебный фактор, без связи с движением. Учитывая возможности ритмики в развитии внимания и памяти, ее используют не только в реабилитационных центрах, но также и в общеобразовательных учреждениях (Баскакова, 2009).

Психогимнастика дает возможность, изучая различные эмоции, одновременно управлять ими. Психогимнастика граничит с психокоррекционными методиками, задачей которых является поддержка психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Она включает в себя ряд определенных тренировочных упражнений, этюдов, игр, которые направлены на совершенствование выразительных движений, изучение языка тела, а в целом на улучшение развития всевозможных сторон психики ребенка. В лечебно-педагогической деятельности она помогает преодолению коммуникативных барьеров, способствует пониманию себя и других, позволяет снять психическое напряжение, создает благоприятные условия для самовыражения (Баскакова, 2009, с. 92-99).

Танцтерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика как разновидности кинезитерапии способствуют снятию эмоционального напряжения в танце или в специальных ритмичных упражнениях, создают условия для проявления чувств и размышлений ребенка.

Анализ исследований показывает, что изотерапия считается одним из самых разработанных видов арт-терапии. Она включает в свой арсенал рисунок, коллаж, лепку и ряд пластичных материалов.

Характеризуя коррекционно-реабилитационную, профилактическую направленность рисуночной терапии, исследователи отмечают ее отличие от уроков рисования. Предпочтение на занятиях изоте-рапии отдается психотерапевтическим коррекционным целям в комплексе с косвенной диагностикой, отсутствию отметочных и оценочных суждений, искренности, открытости, спонтанности в выражении чувств и переживаний участников этого процесса, индивидуальному стилю самовыражения, более высокому уровню свободы и самостоятельности как в выборе рабочих материалов, так и в плане взаимодействия, демократичному стилю воспитательного взаимодействия между ребенком и педагогом.

Изотерапия не имеет ограничений в использовании, является эффективным средством сплочения детей, своеобразным способом взаимодействия между педагогом и детьми. Проектирование данной технологии предусматривает атмосферу доверия, толерантности к внутреннему миру ребенка. Она пробуждает у детей благоприятные эмоции, помогает справиться с апатией и безынициативностью, способствует формированию активной жизненной позиции (Куприна, 2012, с. 183-189).

В свою очередь, изотерапия позволяет осуществить исходное диагностирование эмоциональной сферы ребенка и сбалансировать внутреннее состояние его качеств, развить тактильную чувствительность, пространственное мышление, визуально-моторное координирование и глазомер, наполняет ребенка положительными эмоциями через осознание уникальности его собственного, авторского произведения.

Основу имаготерапии составляют теоретические положения об образе и его идентичности с личностью. К ее подвидам относят куклотерапию, образно-ролевую драмтерапию, психодраму.

Возможности имаготерапии позволяют при помощи образов-идеалов, отраженных в народных песнях, сказках и произведениях русской классической музыки, сдерживать «выплескивание» негативной энергии ребенка на окружающих или «внутрь» себя, формируя и трансформируя систему его духовно-нравственных ценностей и идеалов. В этом состоит ее лечебно-педагогическая значимость в решении острых социальных проблем и воспитательных задач, стоящих перед современным обществом в отношении детей с проблемами здоровья.

Эффективно также обращение к резервам театрального искусства. Активность воображения и удовольствие от игры объясняют ее способность снимать эмоциональное напряжение и способствовать разрешению психологических конфликтов. Немаловажную роль при этом играет возможность установления контактов с другими людьми, ведущая к ощущению растущей сопричастности жизненному

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

процессу. Театр дает человеку возможность при желании практически полностью идентифицироваться с воображаемыми персонажами и ситуациями, что позволяет почувствовать себя раскованно и стать более естественным в проявлении собственных чувств и мыслей.

Библиотерапия как один из видов арт-терапии основана на лечебно-коррекционном воздействии через книгу. Библиотерапию (лечение чтением) применяют с давних времен. Например, в сказках «1001 ночь» рассказывается о врачевателе, который с помощью книг вылечил страдающего тяжелым недугом властелина. Сегодня многие врачи обращаются в своей работе за помощью к литературе, используя ее в лечебных целях. При этом подбор литературы производится психотерапевтом индивидуально в каждом конкретном случае.

Одной из самостоятельных современных методик, которая относится к библиотерапии, является сказкотерапия (лечение сказкой), которая выступает и как действенный прием коррекционной работы. К ней обращаются с целью оказания помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста, которые страдают всевозможными психосоматическими заболеваниями, склонны к агрессии, неуверенны, застенчивы (Самусенко, Сусоева, 2014).

Методы арт-терапии в отличие от известных психотерапевтических технологий имеют неклиническую направленность и не имеют противопоказаний. Любой субъект, в независимости от общекультурных практик и творческих способностей, может принимать участие в арт-терапевтическом процессе.

Методы

Методологической основой исследования стали обоснованные в педагогической науке системный и деятельный подходы к сопровождению семьи в условиях инклюзивного образования, а также антропологический, гуманистический и различные интегративные подходы, отражающие суть арт-терапевтических методов. Реализация исследовательских задач достигнута на основе анализа и обобщения теории и практики педагогики, психологии, лечебной педагогики, находящихся в поле внимания отечественных исследователей, а также использования психологических методик.

Для достижения цели и задач эмпирического исследования были использованы следующие методики диагностики.

1. Цветовой тест Люшера (модификация Л. А. Ясюковой).

2. Проективная методика диагностики тревожности (автор — А. М. Прихожан, модифицированная).

3. Анкета для родителей детей с ОВЗ «Адаптация ребенка к занятиям» (авторская, за основу взят подход М. Р. Битяновой).

4. Дополнительный материал для обследования психического состояния родителей мы получили с помощью методики диагностики нервно-психического напряжения (автор — Т. А. Немчин).

Результаты

Экспериментальная работа проводилась на базе МОДУ «Дом детского творчества г. Козьмоде-мьянска» Республики Мари-Эл (МОДО «Дом детского творчества г. Козьмодемьянска»).

Дом детского творчества в г. Козьмодемьянске был основан в 1951 г. Здесь с 1995 г. проводится работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. За это время сложились свои традиции и определенный опыт работы. В марте 2019 г. МОДО «Дом детского творчества г. Козьмодемьянска» присвоен статус муниципальной базовой организации дополнительного образования по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с Положением о муниципальной базовой организации дополнительного образования по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Дом детского творчества реализует такие направления работы, как: 1) организация системной работы в области реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) распространение новых технологий и демонстрация эффективных практик по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; 3) оказание экспертно-аналитической, организационной, методической и консультационной поддержки образовательным организациям, реализующим ДОП для детей с ограниченными возможностями здоровья; 4) содействие и укрепление внутриведомственного

¡Ий ^мзхрП'и Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 ■ № 4 2021

Педагогические науки

и межведомственного взаимодействия для организации дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; 5) организация деятельности по сопровождению семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Деятельность по сопровождению семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья реализуется по следующим направлениям:

— индивидуальное консультирование семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья с узкими специалистами (педагог-психолог, педагог дополнительного образования);

— обучение родителей (законных представителей) психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своими детьми, приемам и методам их воспитания и обучения в условиях семьи;

— участие детей с ОВЗ в мероприятиях Дома детского творчества. Проведение раздельных и совместных мероприятий для родителей и детей.

В рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в доме детского творчества ведется плодотворная работа, в которой принимают участие психолог-педагог, педагоги дополнительного образования, волонтеры, социальные партнеры. Осуществляется помощь как детям, так и родителям, что способствует положительной динамике социальной адаптации таких детей.

В ходе обследования родителей были получены следующие результаты. Средний возраст родителей — 30-40 лет. В браке состоит лишь 37,5%, т.е. семьи в своем большинстве неполные, где все тяготы и проблемы семьи ложатся на плечи матери. Только 25% опрошенных оценили свое материальное состояние как достаточное. 50% респондентов оценили свои жилищные условия как удовлетворительно приспособленные для потребностей ребенка. 75% респондентов дали удовлетворительную оценку медицинскому обслуживанию и 62,5% — социальному обслуживанию.

Оценили психологический микроклимат (взаимоотношения) в семье как благоприятный 25%, удовлетворительный — 50%, относительно удовлетворительный — 37,5%, относительно неблагоприятный — 12,5% обследуемых. 75% опрошенных указали, что испытывают необходимость в консультациях психолога или семейного терапевта. При этом 62,5% родителей испытывают стресс, напряженность из-за проблем с ребенком постоянно, 25% — часто и 12,5% — очень часто.

По результатам констатирующего этапа исследования можно сделать вывод: у исследуемых детей низкий уровень социальной адаптации, у них преобладают отрицательные эмоции, доминирует плохое настроение, достаточно повышенный уровень тревожности. У респондентов отмечена низкая мотивация к обучению, присутствуют трудности в общении с взрослыми, педагогами и сверстниками. Обучающимся с ОВЗ тяжелее, чем здоровым, устанавливать контакты с окружающими, они не вовлечены в образовательную деятельность, не выполняют задания, плохо справляются с нагрузкой.

На формирующем этапе эксперимента была реализована программа совместных занятий с детьми и их родителями с использованием различных техник арт-терапии: слушание музыки, поэзии, рисование, психогимнастика, музыкально-ритмические упражнения и игры, театральная постановка, методы релаксации; игры с кинетическим песком; дыхательные упражнения. Дети активно участвовали в занятиях, с интересом выполняли задания, более открыто стали общаться друг с другом и со взрослыми. Было отмечено снижение нервно-психического напряжения и уровня стресса.

Повторный срез с помощью цветового теста Люшера выявил у испытуемых показатели среднего уровня адаптации — это указывает на улучшение эмоционального и психического состояния детей, снижение состояния тревоги и страха, более положительную адаптацию в коллективе.

Уровень тревожности (диагностированный по методике А. М. Прихожан) понизился до нормального значения.

Результаты анкетирования родителей детей с ОВЗ с помощью анкеты «Адаптация ребенка к занятиям» показали, что в ответах родителей более выражены показатели благоприятной адаптации и условно благоприятной адаптации, отсутствуют показатели неблагоприятной адаптации. У респондентов повысился интерес к посещению занятий в Доме детского творчества, улучшился контакт с другими детьми и педагогами. Также все родители (100%) утверждают, что после посещения занятий в Доме детского творчества у детей преобладают положительные впечатления.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Контрольный этап эксперимента продемонстрировал положительную динамику измеряемых показателей у родителей: качества детско-родительских отношений, уровня тревоги и психического напряжения, мотивации к совместной работе со специалистами.

Выводы

Цель арт-терапии заключается в гармонизации развития личности ребенка с проблемами здоровья через развитие его всевозможных способностей, а также в улучшении его психического здоровья. У детей облегчается процесс коммуникативного взаимодействия со сверстниками и другими значимыми людьми, родителями. В процессе творческой деятельности конструируется микроклимат эмоциональной близости, радушия, сопереживания, признания ценности личности другого человека.

Комплекс арт-терапевтических занятий позволяет решать важные педагогические задачи: воспитательные, коррекционные, диагностические — и органично вписывается в программу сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, результаты экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что использованные в программе сопровождения семей методы арт-терапии способствуют социальной адаптации детей, повышению уровня мотивации к обучению, снижению уровня тревожности и нервного напряжения у детей и родителей, что создает условия для развития коммуникабельной, социально успешной личности, усиления воспитательного потенциала и адаптивных ресурсов семьи, ее способности к решению задач социализации и реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Источники

Асафьев Б. В. (2012) Музыкальная форма как процесс. М., Книга по Требованию, 376 с.

Баскакова С. А. (2009) Ритмика как средство коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у учащихся школы VIII вида. Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 [место защиты : Мос. гор. пед. ун-т Ком. образования Правительства Москвы] / Светлана Андреевна Баскакова. М., 23 с.

Веремеенко Н. И. (2006) Интегративная танцевально-двигательная терапия. 2-е изд., расширен. и доп. СПб., Речь, 286 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волкова В. К. (1997) Интеграция образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях детского реабилитационного центра. Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [место защиты : Тюмен. гос. ун-т] / Валентина Константиновна Волкова. Тюмень, 24 с.

Голубева Н. В. (2000) Музыкальное воспитание как компонент «лечебной педагогики» в условиях детского реабилитационного учреждения. Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [место защиты : Тюмен. гос. ун-т] / Голубева Наталья Викторовна. Тюмень, 152 с.

Гребенщикова Л. Г. (2007) Основы куклотерапии: галерея кукол. СПб., Речь, 80 с.

Копытин А. И. (2002) Теория и практика арт-терапии. СПб., Питер, 368 с.

Куприна Ю. П. (2012) Изотерапия и проблема социо-культурной адаптации. Социально-экономические явления и процессы, № 3 (037), с.183-189.

Лебедева Л. Д. (2001) Педагогические основы арт-терапии в образовании. Монография. СПб., ЛОИРО, 318 с.

Дубровский А. А., Фурсенко Л. И. (1999) Очерки лечебной педагогики. Учеб.-метод. пособие. Одесса, Астро-принт, 198 с.

Самусенко Л. И., Сусоева О. В. (2014) Терапия искусством и ее применение в психопрофилактической деятельности специалистов образования. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология, № 2, с.201-202.

Умаров С. Ю. (2005) Условия эффективности применения музыкальной терапии. М., Олма-пресс, 127 с.

Шмачилина-Цибенко С. В. (2020) Методы и приемы лечебной педагогики в их ретроспективном развитии и предназначении. Modern Humanities, № 8, с. 46 -53.

Шмачилина-Цибенко С. В., Будько Е. А. (2017) Этапы становления и развития лечебной педагогики в России и за рубежом. Образование и наука, т. 19, № 7, с. 175-193.

Ягодина М. Н. (2015) Обеспечение психологической безопасности младших школьников на уроках и внеурочных занятиях посредством музыкотерапии и психогимнастики. Материалы XII Международной научно-практической конференции. 4 июня 2015 года. М., с. 92-99.

References

Asafiev B. V. (2012) Muzykal'nayaforma kakprotsess [Musical form as a process]. Kniga po Trebovaniyu Publ., Moscow, 376 p. (In Russian).

Baskakova S. A. (2009) Ritmika kak sredstvo korrektsii narusheniy zvuko-slogovoy struktury slova u uchashchikhsya shkoly VIII vida. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Rhythm as a means of correcting violations of the sound-syllable structure of a word in schoolchildren of the VIII type. Cand. ped. sci. abstr. diss.]. Moscow, 23 p. (In Russian).

Педагогические науки

Veremeenko N. I. (2006) Integrativnaya tantseval'no-dvigatel'naya terapiya [Integrative dance-movement therapy]. 2nd ed., expanded and add. Rech Publ., St. Petersburg, 286 p. (In Russian).

Volkova V. K. (1997) Integratsiya obrazovatel'noy i lechebno-ozdorovitel'noy deyatel'nosti v usloviyakh detskogo reabilitatsionnogo tsentra. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Integration of educational and health-improving activities in the conditions of a children's rehabilitation center. Cand. ped. sci. abstr. diss.]. Tyumen, 24 p. (In Russian).

Golubeva N. V. (2000) Muzykal'noye vospitaniye kak komponent "lechebnoy pedagogiki" v usloviyakh detskogo reabilitatsionnogo uchrezhdeniya. Dis. ... kand. ped. nauk [Musical education as a component of "curative pedagogy" in a children's rehabilitation institution. Dis. cand. ped. sci.]. Tyumen, 152 p. (In Russian).

Grebenshchikova L. G. (2007) Osnovy kukloterapii: galereya kukol [Fundamentals of puppet therapy: gallery of dolls]. Rech Publ., St. Petersburg, 80 p. (In Russian).

Kopytin A. I. (2002) Teoriya i praktika art-terapii [Theory and practice of art therapy]. Piter Publ., St. Petersburg, 368 p. (In Russian).

Kuprina Yu. P. (2012) Izoterapiya i problema sotsio-kul'turnoy adaptatsii [Isotherapy and the problem of socio-cultural adaptation]. Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy - Socio-economic phenomena and processes, No. 3 (037), pp. 183-189. (In Russian).

Lebedeva L. D. (2001) Pedagogicheskiye osnovy art-terapii v obrazovanii [Pedagogical foundations of art therapy in education]. Monograph. LOIRO Publ., St. Petersburg, 318 p. (In Russian).

Dubrovsky A. A., Fursenko L. I. (1999) Ocherki lechebnoy pedagogiki [Essays on therapeutic pedagogy]. Training allowance. Astroprint Publ., Odessa, 198 p. (In Russian).

Samusenko L. I., Susoeva O. V. (2014) Terapiya iskusstvom i yeye primeneniye v psikhoprofilakticheskoy deyatel'nosti spetsialistov obrazovaniya [Art therapy and its application in psycho-preventive activities of education specialists]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Pedagogika i Psikhologiya - Bulletin of Tver State University. Series Pedagogy and Psychology, no. 2, pp.201-202. (In Russian).

Umarov S. Yu. (2005) Usloviya effektivnosti primeneniya muzykal'noy terapii [Conditions for the effectiveness of music therapy]. Olma-press Publ., Moscow, 127 p. (In Russian).

Shmachilina-Tsibenko S. V. (2020) Metody i priyemy lechebnoy pedagogiki v ikh retrospektivnom razvitii i prednaznachenii [Methods and techniques of therapeutic pedagogy in their retrospective development and purpose]. Modern Humanities, no. 8, pp. 46-53. (In Russian).

Shmachilina-Tsibenko S. V., Budko E. A. (2017) Etapy stanovleniya i razvitiya lechebnoy pedagogiki v Rossii i za rubezhom [Stages of formation and development of curative pedagogy in Russia and abroad]. Obrazovaniye i nauka - Education and Science, vol. 19, no. 7, pp. 175-193. (In Russian).

Yagodina M. N. (2015) Obespecheniye psikhologicheskoy bezopasnosti mladshikh shkol'nikov na urokakh i vneurochnykh zanyatiyakh posredstvom muzykoterapii i psikhogimnastiki [Ensuring the psychological safety of younger students in the classroom and extracurricular activities through music therapy and psycho-gymnastics]. Materialy XII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 4 Iyunya 2015 goda. [Materials of the XII International Scientific and Practical Conference. June 4, 2015]. Moscow, pp. 92-99. (In Russian).

Информация об авторе

Чемерилова Ирина Альбертовна

Кандидат педагогических наук, доцент. Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова (428010, РФ, г. Чебоксары, Московский пр., 15). ORCID ID: https://orcid.0rg/0000-0002-1680-5298. Е-mail: irina737983@ mail.ru

Author's information

Irina A. Chemerilova

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor. Chuvash State University named after I. N. Ulyanov (15 Moskovsky Ave., 428010, Cheboksary, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1680-5298. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.