Научная статья на тему 'АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОГО АУТИЗМА'

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОГО АУТИЗМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
813
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ АУТИЗМ / РАССТРОЙСТВА АУТИЧНОГО СПЕКТРА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / АРТ-ПЕДАГОГИКА / АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / CHILDREN'S AUTISM / AUTISM SPECTRUM DISORDERS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / CORRECTION / ART PEDAGOGY / ART THERAPEUTIC METHODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галянт И.Г.

Введение. В статье обоснована актуальность проблемы арт-педагогики в области коррекции детского аутизма; представлен обзор основных идей исследователей по проблеме детского аутизма; рассматриваются арт-терапевтические методы, используемые в коррекционной работе с детьми. Цель статьи - обосновать и раскрыть эффективность арт-терапевтических методов коррекции детского аутизма, способствующих самоидентификации, адаптации, социализации, творческомусамовыражению и самореализации детей с расстройствами аутичного спектра (РАС). Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы по изучению особенностей развития аутичных детей, а также арт-терапевтические методы коррекции детского аутизма. Результаты. Автором выявлены и описаны эффективные арт-терапевтические методы коррекционной работы, имеющие социализирующую, психопрофилактическую и компенсирующую нацеленность, которые могут быть перспективными в комплексном внедрении в коррекционно-развивающем и компенсирующем обучении детей в условиях дошкольного образовательного учреждения или домашнего воспитания. Обсуждения. Акцентируется внимание на арт-терапевтичес-кие возможности искусства как средства коррекции и психологического сопровождения детей, имеющих проблемы социализации, познавательных процессов и психологической стабильности. Заключение. Делается вывод о том, что реализация арт-терапевтических методов будет способствовать адаптации, социальной коммуникации, творческому самовыражению детей с расстройствами аутичного спектра. Основные положения: - определены основные проблемы детского аутизма; - выявлены особенности развития детей с расстройствами аутичного спектра для дальнейшего психолого-педагогического сопровождения и коррекции нарушений; - разработаны арт-терапевтические методы коррекции детского аутизма, способствующие процессу самоидентификации, самопринятию, адаптации, социализации, творческому развитию детей с расстройствами аутичного спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART THERAPEUTIC METHODS OF CORRECTION OF INFANTILE AUTISM

Introduction. The article substantiates the relevance of the problem of artpedagogics in the field of correction of children's autism; provides an overview of the main ideas of researchers on the problem of children's autism; discusses art therapeutic methods used in correctional work with children. The purpose of the article is to substantiate and reveal the effectiveness of art therapeutic methods of correction of children's autism, contributing to self-identification, adaptation, socialization, creative expression and self-realization of children with autism spectrum disorders (ASD). Materials and methods. The main methods of research are the analysis of scientific literature on the study of the features of the development of autistic children; as well as art therapeutic methods of correction of children's autism. Results. The author identifies and describes effective art therapeutic methods of correctional work, which have socializing, psychoprophylactic and compensating focus, which can be promising in a comprehensive implementation in correctional and developmental and compensating education of children in preschool educational institutions or home education. Discussion. The article focuses on the art-therapeutic possibilities of art as a means of correction and psychological support of children with problems of socialization, cognitive processes and psychological stability. Conclusion. It is concluded that the implementation of art therapeutic methods will contribute to the adaptation, social communication, creative self-expression of children with autism spectrum disorders. Highlights: Identified the main problems of children's autism; The features of development of children with autism spectrum disorders for further psychological and pedagogical support and correction of disorders were revealed; Art-therapeutic methods of correction of children's autism have been developed, contributing to the process of self-identification, self-acceptance, adaptation, socialization, creative development of children with autism spectrum disorders.

Текст научной работы на тему «АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОГО АУТИЗМА»

DOI 10.25588/CSPU.2019.57.69.005

УДК 376.112.4 ББК 74.100.55

И. Г. Галянт

ORCID № 0000-0002-5850-4717

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: galanti@bk.ru

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность проблемы арт-педагогики в области коррекции детского аутизма; представлен обзор основных идей исследователей по проблеме детского аутизма; рассматриваются арт-терапевтические методы, используемые в кор-рекционной работе с детьми. Цель статьи — обосновать и раскрыть эффективность арт-терапевтических методов коррекции детского аутизма, способствующих самоидентификации, адаптации, социа-

3

лизации, творческомусамовыражению и самореализации детей с §

расстройствами аутичного спектра (РАС).

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы по изучению особенностей развития аутичных детей, а также арт-терапевтические методы коррекции детского аутизма.

Результаты. Автором выявлены и описаны эффективные арт-терапевтические методы коррекционной работы, имеющие со- Ц циализирующую, психопрофилактическую и компенсирующую е нацеленность, которые могут быть перспективными в комплексном внедрении в коррекционно-развивающем и компенсирующем обучении детей в условиях дошкольного образовательного учреждения или домашнего воспитания.

о д

о-

3 3

§ к

Обсуждения. Акцентируется внимание на арт-терапевтичес-кие возможности искусства как средства коррекции и психологического сопровождения детей, имеющих проблемы социализации, познавательных процессов и психологической стабильности.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация арт-тера-певтических методов будет способствовать адаптации, социальной коммуникации, творческому самовыражению детей с расстройствами аутичного спектра.

Ключевые слова: детский аутизм, расстройства аутичного спектра, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция, арт-педагогика, арт-терапевтические методы.

Основные положения:

- определены основные проблемы детского аутизма;

- выявлены особенности развития детей с расстройствами аутичного спектра для дальнейшего психолого-педагогического сопровождения и коррекции нарушений;

- разработаны арт-терапевтические методы коррекции детского аутизма, способствующие процессу самоидентификации, самопринятию, адаптации, социализации, творческому развитию детей с расстройствами аутичного спектра.

1 Введение (Introduction)

В последнее время отмечается рост детей, успешное будущее которых вызывает озабоченность и сомнение. Статистика подтверждает, что в России около 600 тысяч детей-инвалидов и детей с особенностями развития. Во всём мире остро обсуждается проблема появления детей с расстройствами аутичного спектра. Вопросы диагностики детского аутизма и выявления симптоматики данного расстройств беспокоят не только медицинских работников, но и педагогов и родителей. Актуальность исследования обусловлена тем, что в* вопрос разработки педагогической концепции коррекции детского ^ аутизма посредством интеграции искусств и арт-терапевтических возможностей музыки в психолого-педагогическом сопровождении

остаётся нерешённым [1-3]. В связи с этим возникает необходимость разработки универсального методологического и технологического основания для использования новых методов работы с «особыми» детьми. Для решения возникших проблем необходимо разобраться в причинах появления детей с особенностями в развитии, не соответствующих «нормам». Причин много: нежеланная беременность, патология беременности, тяжёлые роды, прививки, дефицит любви и внимания, отвергнутое материнство. Каждый индивидуальный случай должен рассматриваться отдельно с целью оказания своевременной помощи

Существующие разногласия и противоречия в медицинской науке затрудняют определение симптоматики и тактики лечения детского аутизма. Большинство исследователей рассматривают аутизм не как заболевание, а как синдром [4; 5; 1; 6-8]. Исследования учёных выявили особенность: дети с аутизмом рождаются в благополучных семьях. В связи с этим встаёт вопрос: с какой миссией «пришли» эти дети на нашу планету? Может быть, пришли для того, чтобы спасти мир от вражды и злобы? Или для того, чтобы заставить людей стать добрее и принимать мир с любовью с благодарностью?

В рамках исследования данной проблемы необходимо рассмотреть основные понятия. Детский аутизм — это расстройство головного мозга, которое приводит к нарушениям социальной коммуникации, атипичным формам поведения, повторяющимся действиям, нарушениям речи, отсутствию функции самообслуживания. Однако дети с аутизмом иногда проявляют незаурядные способности, кото-

В нашей стране обращение к проблеме аутизма началось в 60-е годы. Изучением занимались психиатры С. С. Мнухин, А. Е. Зеленец-кая, В. М. Башина, В. Е. Каган, К. С. Лебединская, Т. П. Симпсон и др.

По мнению Л. М. Шипициной, отклонения в развитии детей выявляются в возрасте до 3 лет. В частности отмечаются нарушения

3

кй

а а л №

Л

е

о *

Л

О д

£

рые не под силу детям с нормальным уровнем развития. Впервые 3

л

аутизм использовал как термин немецкий психиатр Эйген Блейлер.

8 8 д Л

о *

О

г О

у

социального взаимодействия и отсутствие использования речевых навыков в коммуникации. Аутичное состояние характеризуется ограниченными, повторяющимися и стереотипными движениями. У детей отсутствует чувство страха и самозащиты. Для аутизма характерна умственная отсталость [4].

В изучении вопросов о психическом развитии аутистов В. В. Лебединский подчёркивает, что характерным для них является аутиче-ская направленность всей интеллектуальной деятельности. Игры и фантазии ребёнка далеки от реальности. Дети подолгу играют одной игрушкой, рисуют один рисунок, выполняют стереотипные движения. Если взрослый пытается прервать монотонный процесс и предложить другой вариант действий, то это бывает безуспешно [5].

Рассмотрение проблемы детского аутизма показало, что при имеющихся научных исследованиях проблема остаётся нерешённой в связи с многовариантными моделями данного заболевания и индивидуализацией проявлений. Для решения проблемы коррекции детского аутизма наш научный интерес обращён к арт-терапии. Мы определяем арт-терапию как педагогический коррекционно-направленный процесс художественного развития детей с особенностями развития через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую, танцевальную и др). Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на ребёнка. Практика работы с детьми показывает, что искусство может оказаться единственным способом взаимодействия ребёнка-аутиста с миром. Важными новообразованиями в коррекционной работе являются самопознание, самопринятие, развитие мироощущения ребенка, осознание разнообразия окружающего мира. В рамках исследования нашей проблемы считаем универсальным основанием арт-терапию в коррекции детского аутизма. Вопросы арт-терапии интересуют учёных во всем мире (3. Фрейд, К. Г. Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, Л. Д. Ле-

^ бедева, А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская, Н. Н. Малофеев, Е. Н. Ку-

тепова, М. Л. Лазарев и др.) [4; 9-14; 8; 15].

Арт-терапевтические методы способствуют переживанию психотравмирующей ситуации, приведшей к нарушениям. Смысл коррекционной работы составляет художественно-творческая деятельность, в процессе которой ребёнок переживает эмоциональное состояние того момента, когда произошла «ошибка». Игровой образ (предмет, музыкальный инструмент, движение, звук) способен передать чувства ребёнка и реконструировать отношения.

По мнению А. И. Копытина, арт-терапия способна включить механизмы саморегуляции и исцеления. Она способствует процессу самоактуализации, раскрытию возможностей человека и утверждению индивидуально-неповторимого способа бытия в мире [16]. Автор считает, что художественные средства и методы вербальной и невербальной связи способны рассекретить и переформулировать высказывания ребёнка, детали, отраженные в его творческом продукте, действия и мимику чувств [17].

М. В. Киселёва отмечает, что взаимодействуя с внешним миром, дети чувствуют свою беспомощность, а реакция взрослых зачастую усложняет процесс негативной оценкой. Искусство соединяет первичный мир воображения ребенка с актуальным миром, в который он погружается [18].

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутичного спектра, используют различные методы, от медикаментозных до психологических и арт-педагогических. Методы арт-пе-

В логике нашего исследования рассмотрим наиболее приемлемые методы для коррекции детского аутизма, которые вызывают научный интерес.

Метод Холдинг-терапия разработан доктором М. Weich (1983), холдинг (от английского hold — держать). Смысл данной терапии зак-

р

J® р

а а е № S и

ч

е

о *

и е

о д

о-

¡5

дагогики дополняют друг друга. Коррекционная работа предпола- р

р

л

гает вариативность их применения. J5

и

и

д

е

О *

о

г о

У

н

s Si

лючается в том, что мать должна взять своего ребенка на руки и крепко прижать его к себе. Пока ребёнок сидит у мамы на коленях, мать смотрит ему в глаза, не ослабляя объятий. Во время холдинг-терапии действия ребёнка могут носить агрессивный характер, он пытается вырваться из объятий разными способами. Действия родителей состоят в том, чтобы успокоить ребёнка. Ребёнку говорят, что его все любят и хотят помочь ему. Именно поэтому его не отпускают из объятий. При проведении холдинг-терапии рекомендуем использовать материнскую поэзию: прибаутки, хвалебные песенки, именные потешки. После сеанса холдинга самочувствие ребёнка значительно улучшается. Он начинает контактировать с родителями, появляется прямой взгляд в глаза. Ребенок может рассматривать лицо родителя, с которым всё это время был вместе так, как будто видит его впервые [19].

A. S. Kaufman (1950) предлагает метод выбора, который не придерживается никаких теорий возникновения аутизма. Идея метода выбора заключается в изменении отношения родителей и воспитателей к ребёнку. От выбора, который сделают родители или воспитатели, будет зависеть судьба ребёнка. Родители выбирают между состоянием счастья и горя: грустить и разочаровываться от того, что у них проблемный ребенок, или радоваться и принимать своего ребенка таким, каков он есть, и находить в этом счастье бытия. Если родители принимают ребёнка, они отмечают в его развитии упех.

- Музыкотерапия

Терапевтическое воздействие на детей оказывает интегратив-ная музыкотерапия. Целью является создание отношений между ребенком и тем значимым для него человеком, с которым он проводит свое время. Обмен информацией осуществляется в понятиях языка телодвижений, вокала, контакта глаз и зрительного сосредоточения на предмете (воздушный шарик, газовый платок, ленточка, подушка, палочки, игрушка и т. д.).

По мнению В. И. Петрушина, музыка является наиболее доступным видом искусства для детей и стимулирует процессы комму-

никации. Музыка оказывает благотворное влияние на нервную систему, совершенствует дыхательную функцию, регулирует движения и сферы жизнедеятельности при помощи трёх факторов: вибрационного, физиологического и психологического [20].

Музыкальная арт-терапия использует «язык» визуальный и пластический. Сегодня это актуально при работе с «особыми» детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, задачу, проблему. Жест, пластическое движение, пантомимика под музыку позволяют ребёнку сказать все то, что он не может высказать словами [2; 12].

Один из компонентов интегративной музыкотерапии составляет хоровое пение. Практика показывает, что хоровое пение помогает детям с сохранённой функцией речи «выплеснуть» зажимы, комплексы, агрессию, депрессию, неуверенность. Во время пения с помощью голоса происходит выплеск как положительной, так и отрицательной энергии. Тем самым гармонизируется общее состояние организма. В коррекционной работе с неговорящими детьми полезно использовать элементарные вокальные импровизации. Дети воспроизводят голосом и движением, как они потягиваются, делают вздох, зевают. Затем пропевают гласные: А-О-У-Э-Ы-И-Я в разных сочетаниях и вариантах. Под музыку можно использовать звукоподражания животным, голосовые или дыхательные звуки.

Следующим компонентом интегративной музыкотерапии являются двигательные импровизации. Движение улучшает способности к взаимоотношению и является формой социального контакта.

ной свободы и координации.

По мнению Е. В. Горшковой, танцевально-двигательная терапия играет роль в соединении сознательного и бессознательного [21].

Следующий компонент интегративной музыкотерапии — это музицирование. Занятия представляют собой импровизированную

р

кй р

а а л №

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

о *

Л

О д

£

Терапевтическую ценность представляет эмоционально-двигатель- р

р

л

ное самовыражение, в процессе которого развивается чувство телес- 5

8 8 д Л

О *

О

г О

у

игру на музыкальных инструментах, которая ориентирована на поиск звукоизвлечения, элементарных мелодических и ритмических моделей. В процессе групповой музыкотерапия участники общаются друг с другом, выстраивая коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения. Музыкальный инструмент выступает в роли посредника между ребёнком и его внутренним миром. Посредством игры на музыкальном инструменте ребёнок способен к самовыражению, самокоррекции [22].

3 Результаты (Results)

Мы делаем акцент на арт-терапевтической практике в связи с тем, что ситуация сегодняшнего дня требует новой концепции и универсального основания коррекции детского аутизма. В связи с этим нами были разработаны арт-терапевтические методы. На наш взгляд, использование арт-терапевтических методов в работе с детьми создаст оптимальные условия для коррекции детского аутизма. В арт-терапевтическом процессе происходит самопознание, самопринятие, коммуникативное социальное взаимодействие.

4 Обсуждение (Discussion)

Учитывая точки зрения учёных, мы считаем, что принцип интеграции искусств и видов творческой деятельности детей способствует использованию всех средств арт-терапии в едином творческом процессе. Акцентируется внимание на арт-терапевтических возможностях искусства как средства коррекции и психологического сопровождения детей с расстройствами аутичного спектра.

5 Заключение (Conclusion)

Резюмируя сказанное, можно заключить, что использование арт-терапевтических методов коррекции детского аутизма способствует процессу адаптации и социализации детей, позволяет гармонизовать личность ребёнка с окружающим миром, людьми и с самой собой. Педагогический путь коррекции личности, который мы считаем целесообразным и методически оправданным, — это путь естествен-

^ ного развития ребёнка, его адаптационных возможностей и способов

социализации. Описанный опыт использования арт-терапевтичес-ких методов как средства коррекции детского аутизма справедливо подтверждает образовательную необходимость творческого воспитания. В таком воспитании заложены возможности, о которых мы можем только догадываться.

Библиографический список

1. Башина В. М. Аутизм в детстве.- М. : Издательство «Медицина», 1999. 240 с. (Серия «Библиотека практикующего врача»). - ISBN 5-225-04534-0.

2. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб. : Речь, 2003. - 256 с.

3. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. М. : Просвещение, 1991. - 96 с. - ISBN 5-09003454-0.

4. Детский аутизм : хрестоматия / сост. Л. М. Шипицина. - СПб. : Международный институт семьи и ребёнка им. Р. Валленберга, 1997.- 254 с.

5. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей : учебное пособие. М. : МГУ, 1985. -148 с.

6. Мнухин С. С., Зеленецкая А. Е., Исаев Д. Н. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера, у детей : хрестоматия : в 2 томах / ред. В. В. Лебединский, М. К. Бардышевская. Том 2 : Психология аномального развития ребенка. Москва : ЧеРо; Издательство Московского университета; Высшая школа, 2002. С. 458-465.

7. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. М. : Теревинф. 2005. - 288 с. - ISBN 978-5-901599-16-7, 5-901599- ^ 16-0 (Серия «Особый ребенок. Исследования и опыт помощи»).

8. Baron-Cohen S. Autism and symbolic play. British Journal of developmental psychology. 1987. Vol. 5, pp. 139-148.

9. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Медведевой. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 274 с.

10. Копытин A. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. М. :

11. Крамер Э. Арт-терапия с детьми : пер. с англ. Г. Н. Нилова, Е. Д. Прой-дакова. 2-е изд. М. : Генезис, 2014. - 319 с.

12. Медведева Е. А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании / Медведева Е. А. [и др.]. М. : Академия, 2001. - 246 с.

¿s 1

а а л №

Ч

Л

О «

Когито-Центр, 2007. - 260 с. л

д I

13. Никитин В. Н. Арт-терапия : учебное пособие. М. : Издательство Л

«

«Когито-Центр». 2014. - 336 с. (Серия «Университетское психологическое обра- JS

зование»). - ISBN 978-5-89353-423-8. к

14. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия : практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М. : Теревинф, 2004. - 136 с. (Серия «Особый ребёнок»). - ISBN 5-901599-21-7.

15. Quill K.A., Bracken K.N., Fair M.E., Fiore J.A. DO-WATCH-LISTEN-SAY. Social and communication intervention for children with autism. Baltimore : Paul H. Brookes Publishing Co., 2002. P. 410.

cv л S

О «

о

г о

у

16. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А. И. Копытина. М. : «Когито-Центр», 2008. - 288 с.

17. Практикум по арт-терапии / под ред. А. И. Копытина. СПб. : Питер, 2001.

- 448 с.

18. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2006 - 160 с.

19. Либлинг М. М. Игровая холдинг терапия при аутизме // Дефектология. 2014. № 3, С. 30-44.

20. Петрушин В. И. Музыкальная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 380 с. - ISBN 978-5-534-05289-3.

21. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце : пособие для музыкальных руководителей детских садов. М. : Издательство «Гном и Д», 2002. - 120 с. - ISBN 5-29600291-1.

22. Галянт И. Г. Организация жизненного пространства детей в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований: : сб. материалов XIV Международной науч.-практ. конф., 04 мая 2016 г. Челябинск : Издательство ЗАО «Цицеро», 2016. С.116-121. - ISBN - 978-5-91283-714-2.

I. G. Galyant

ORCID No. 0000-0002-5850-4717 Docent, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory, Methods and Management of Preschool Education, South-Ural State Humanities-Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: galanti@bk.ru

ART THERAPEUTIC METHODS OF CORRECTION OF INFANTILE AUTISM

Abstract

Introduction. The article substantiates the relevance of the problem of artpedagogics in the field of correction of children's autism; provides an overview of the main ideas of researchers on the problem of children's autism; discusses art therapeutic methods used in correctional work with children. The purpose of the article is to substantiate and reveal the effectiveness of art therapeutic methods of correction of children's autism, contributing to self-identification, adaptation, socializa-

se a

a

tion, creative expression and self-realization of children with autism

ej

spectrum disorders (ASD).

Materials and methods. The main methods of research are the analysis of scientific literature on the study of the features of the development of autistic children; as well as art therapeutic methods of correction of children's autism.

Results. The author identifies and describes effective art therapeutic methods of correctional work, which have socializing, psychoprophylactic and compensating focus, which can be promising in a comprehensive implementation in correctional and developmental and compensating education of children in preschool educational institutions or home education.

Discussion. The article focuses on the art-therapeutic possibilities of art as a means of correction and psychological support of children with problems of socialization, cognitive processes and psychological stability.

Conclusion. It is concluded that the implementation of art therapeutic methods will contribute to the adaptation, social communication, creative self-expression of children with autism spectrum disorders.

Keywords: children's autism, autism spectrum disorders, psychological and pedagogical support, correction, art pedagogy, art therapeutic methods.

Highlights:

Identified the main problems of children's autism;

The features of development of children with autism spectrum disorders for further psychological and pedagogical support and correc- i.

o &

-

I № R

tion of disorders were revealed;

Art-therapeutic methods of correction of children's autism have 0 been developed, contributing to the process of self-identification, self-acceptance, adaptation, socialization, creative development of children n with autism spectrum disorders.

References

lutizm v detstv

Izdatel'stvo "Meditsina". 240 p. ISBN 5-225-04534-0. (In Russian).

1. Bashina V.M. (1999) Autizm v detstve [Autism in childhood]. Moscow, £

2. Lebedeva LD. (2003) Praktika art-terapii: podkhody, diagnostika, sistema zanyatiy [Practice of art therapy: approaches, diagnostics, training system]. St. Petersburg, Rech'. 256 p. (In Russian).

3. Lebedinskaya K.S. & Nikolskaya O.S. (1991) Diagnostika rannego detskogo autizma: nachal'nyye proyavleniya [Diagnosis of early childhood autism: Initial manifestations]. Moscow, Izdatel'stvo "Prosveshcheniye". 96 p. ISBN 5-09003454-0. (In Russian).

4. Shipitsina L.M. (1997) Detskiy autizm (Khrestomatiya) [Children's autism (Reader)]. St. Petersburg, Mezhdunarodnyy institutsem'i i rebonka im. R. Vallenberga. 254 p. (In Russian).

5. Lebedinsky V.V. (1985) Narusheniye psikhicheskogo razvitiya u detey (Uchebnoye posobiye) [Violation of mental development in children (Textbook)]. Moscow, Moskovskiy gosudarstvennyy universitet. , 148 p. (In Russian).

6. Mnukhin S.S. Zelenetskaya A.E., Isaev D.N., Edrs:. Lebedinsky V.V. & Bardyshevskaya M.K. (2002) O sindrome "Rannego detskogo autizma ", ili sindrome Kannera, u detey (Khrestomatiya v 2 tomakh) [On the syndrome of "Early childhood autism", or Kanner's syndrome in children (Anthology in 2 volumes)]. Psikhologiya anomal'nogo razvitiya rebenka. Moskow, CheRo, Izdatel'ctvo Moskovskogo universi-teta, Vysshaya shkola. 1, pp. 458-465. (In Russian).

7. Nikolskaya O.S., Baenskaya Ye.R. & Libling M.M. (2005) Autichnyy rebenok: puti pomoshchi [Autistic child: ways of help]. Moscow, Terevinf. 288 p. ISBN 978-5-901599-16-7, 5-901599-16-0. (In Russian).

8. Baron-Cohen S. Autism and symbolic play. British Journal of developmental psychology. 1987. Vol. 5, pp. 139-148.

9. Edr. Medvedeva Ye.A. (2018) Artpedagogika i artterapiya v spetsial'nom i inklyuzivnom obrazovanii: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata [Art pedagogy and art therapy in special and inclusive education (A textbook for academic undergraduate)]. Moscow, Izdatel'stvo "Yurayt". 274 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kopytin A.I. & Svistovskaya Ye.Ye. (2007) Art-terapiya detey i po-drostkov [Art therapy with children and adolescents]. Moscow, Izdatel'stvo "Kogito-Tsentr". 260 p. (In Russian).

11. Kramer E., Translated by: Nilov G.N. & Proydakov Ye.D. (2014) Artterapiya s det'mi [Art therapy with children]. Moscow, Genezis. 319 p. (In Russian).

12. Medvedeva Ye.A., Levchenko I.YU., Komissarova L.N. & Dobro-vol'skaya T.A. (2001) Art-pedagogika i art-terapiya v spetsial'nom obrazovanii [Art pedagogy and art therapy in special education]. Moscow, Akademiya. 246 p. (In Russian).

13. Nikitin V.N. (2014) Art-terapiya (Uchebnoye posobiye) [Art therapy (A training manual)]. Moscow, Izdatel'stvo "Kogito-Tsentr". 336 p. ISBN 978-5-89353423-8. (In Russian).

§ 14. Yanushko EA (2004) Igry s autichnym rebenkom. Ustanovleniye kontakta,

^ sposoby vzaimodeystviya, razvitiye rechi, psikhoterapiya (Prakticheskoye posobiye

^ dlya psikhologov, pedagogov i roditeley) [Games with an autistic child. Establishing

contact, methods of interaction, speech development, psychotherapy (a practical guide

for psychologists, teachers and parents)]. Moscow, Izdatel'stvo "Terevinf". 136 p. ISBN 5-901599-21-7. (In Russian).

15. Quill K.A., Bracken K.N., Fair M.E.& Fiore J.A. DO-WATCH-LISTEN-SAY. Social and communication intervention for children with autism. Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 2002. p. 410.

16. Edr. Kopytin A.I. (2008) Prakticheskaya art-terapiya: lecheniye, reabili-tatsiya, trening [Practical art therapy: Treatment, rehabilitation, training]. Moscow, Izdatel'stvo "Kogito-Tsentr". 288 p. (In Russian).

17. Edr. Kopytin A.I. (2001) Praktikum po art-terapii [Workshop on art therapy]. St. Petersburg, Izdatel'stvo "Piter". 448 p. (In Russian).

18. Kiseleva M.V. (2006) Art-terapiya v rabote s det'mi : rukovodstvo dlya dets-kikh psikhologov, pedagogov, vrachey i spetsialistov, rabotayushchikh s det'mi [Art therapy in work with children: a guide for child psychologists, teachers, doctors and specialists working with children]. St. Petersburg, Izdatel'stvo "Rech'". 160 p. (In Russian).

19. Libling M.M. (2014) Igrovaya kholding terapiyapri autizme [Game therapy in autism]. Nauchno-metodicheskiy zhurnal "Defektologiya" 3, 30-44. (In Russian).

20. Petrushin V.I. (2017) Muzykal'naya psikhologiya (Uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata) [Musical psychology: textbook and workshop for academic baccalaureate]. Moscow, Izdatel'stvo "Yurayt". 380 p. ISBN 978-5-53405289-3. (In Russian).

21. Gorshkova E.V. (2002) Ot zhesta k tantsu. Metodika i konspekty zanyatiy po razvitiyu u detey 5-7 let tvorchestva v tantse (Posobiye dlya muzykal'nykh rukovoditeley detskikh sadov) [From gesture to dance. Methodology and synopsis of developmental lessons for children aged 5-7 years of creativity in dance (A manual for music directors of kindergartens)]. Moscow, Izdatel'stvo "Gnom iD". 120 p. ISBN X 5-296-00291-1. (In Russian). "

22. Galyant I.G. (2016) Organizatsiya zhiznennogo prostranstva detey v X uslovi-yakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Organization of children's living space in ^ conditions of inclusive education]. Sbornik materialov XIV Mezhdunarodnoy ^ nauchno-prakticheskoy konferentsii "Aktual'nyye problemy doshkol'nogo obrazovaniya: osnovnyye tendentsii i perspektivy razvitiya v kontekste sovremennykh tre- ^

o

bovaniy'", 4 maya 2016 g. [A collection of materials of the XIV International Scien- ^

tific and Practical Conference "Actual problems of preschool education: the main t trends and development prospects in the context of modern requirements", May 04

9

s

2016]. Chelyabinsk, Izdatel'stvo "Zakrytoye aktsionernoye obshchestvo "Tsitsero". P ro 116-121. ISBN - 978-5-91283-714-2. (In Russian). o

S

S

i

^^

ta X s

n

a ly

la

o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.