Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ ЛЕЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ЖИВОТНОГО МИРА В ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ'

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ ЛЕЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ЖИВОТНОГО МИРА В ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЛАНДШАФТОТЕРАПИЯ / СИЛЬВОТЕРАПИЯ / ПАРКОТЕРАПИЯ / АНИМАЛОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмачилина-Цибенко С.В.

В статье поднимается проблема использования комплекса собственных методов лечебной педагогики, связанных с воздействием природы и животного мира на воспитанников. Цель статьи: показать особенности данных методов и специфику их приложения в области лечебной педагогики. На основе интегративного и антропологического подхода, методов логического и рамочного анализа раскрывается характерологические особенности ландшафтотерапии, сильвотерапии, паркотерапии, анималотерапии, которые А. А. Дубровским объединены в классификацию методов лечебно-воспитательного воздействия природы и животного мира. Результаты исследования заключаются в том, что комплексное использование данных методов способствует формированию у ребёнка чувства бодрости, оптимизма, созидательного вдохновения, а лечебным педагогам даёт возможность вспомогательного диагностирования и видения его состояния здоровья. Особенность их лечебного и воспитательного воздействия на ребёнка зиждется в самой гуманистической природе данных методов, любви к жизни и всему, что нас окружает, воспитании нравственных качеств, развитии чувства доверия и умения принимать любовь других. Интегративная сущность методов позволяет вести речь об их профилактических, оздоравливающих и реабилитационно-коррекционных возможностях для детей с пограничными психическими состояниями и особыми потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF NATURE AND THE ANIMAL WORLD MEDICAL AND EDUCATIONAL INFLUENCE IN MEDICAL PEDAGOGY

The article raises the problem of using a set of own methods of therapeutic pedagogy related to the impact of nature and animal world on pupils. The purpose of the article is to show the features of these methods and the specifics of their application in the field of therapeutic pedagogy. Methodology: it is based on an integrative and anthropologic approach, methods, and logical framework analysis and reveals the characteristic features of landscape therapy, tree therapy, park therapy, animal therapy. All of them are united by A. A. Dubrovsky in the classification of therapeutic and educational impact methods of nature and wildlife. The results of the study consist in the integrated use of these methods contributing to the child’s sense of cheerfulness, optimism, creative inspiration, and the ability of medical teachers to help diagnose and see his state of health. The peculiarity of their therapeutic and educational impact on the child is based on the very humanistic nature of these methods, the love of life and everything that surrounds it, the education of moral qualities, the development of a sense of trust and the ability to accept the love of others. The integrative nature of the methods allows us to talk about their preventive, healing and rehabilitation and correctional opportunities for children with borderline mental states and special needs.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ ЛЕЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ЖИВОТНОГО МИРА В ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ»

Vol. 15 No. 1 ■ 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches ISS'NSi1N51897^98433x2(onPliinn<!)

Part 2. Pedagogical Science

УДК 37.04 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.1.9

С. В. Шмачилина-Цибенко1

'Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация

Особенности методов лечебно-воспитательного воздействия природы и животного мира в лечебной педагогике

Аннотация. В статье поднимается проблема использования комплекса собственных методов лечебной педагогики, связанных с воздействием природы и животного мира на воспитанников. Цель статьи: показать особенности данных методов и специфику их приложения в области лечебной педагогики. На основе интегра-тивного и антропологического подхода, методов логического и рамочного анализа раскрывается характерологические особенности ландшафтотерапии, сильвотерапии, паркотерапии, анималотерапии, которые А. А. Дубровским объединены в классификацию методов лечебно-воспитательного воздействия природы и животного мира. Результаты исследования заключаются в том, что комплексное использование данных методов способствует формированию у ребёнка чувства бодрости, оптимизма, созидательного вдохновения, а лечебным педагогам даёт возможность вспомогательного диагностирования и видения его состояния здоровья. Особенность их лечебного и воспитательного воздействия на ребёнка зиждется в самой гуманистической природе данных методов, любви к жизни и всему, что нас окружает, воспитании нравственных качеств, развитии чувства доверия и умения принимать любовь других. Интегративная сущность методов позволяет вести речь об их профилактических, оздоравливающих и реабилитационно-коррекционных возможностях для детей с пограничными психическими состояниями и особыми потребностями.

Ключевые слова: лечебная педагогика, ландшафтотерапия, сильвотерапия, паркотерапия, анималотерапия.

Дата поступления статьи: 6 февраля 2021 г.

Для цитирования: Шмачилина-Цибенко С. В. (2020). Особенности методов лечебно-воспитательного воздействия природы и животного мира в лечебной педагогике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 15. № 1. С. 77-84. DOI: I0.i7238/issni998-5320.202i.i5.i.9.

Проблема и цель. «Одной из доминирующих проблем в области современной лечебно-педагогической деятельности в цивилизованных странах является создание благоприятных условий для воспитания, обучения и успешной социализации детей с пограничными психическими состояниями и особыми потребностями в связи с различными отклонениями от норм физического и интеллектуального развития» [1]. С самого начала своего становления воспитательный процесс и воспитательные методы занимали значимое положение в теории и практике лечебной педагогики. Интеграция лечебной и педагогической деятельности выступала в качестве фундаментальной, концептуальной миссии в её дальнейшем развитии. Однако собственными воспитательными методами лечебная педагогика стала располагать недавно, в конце XX в., благодаря деятельности А. А. Дубровского. Согласно его классификации, она включает в себя

методы лечебно-воспитательного воздействия природы и животного мира. К ним относятся ландшафтотерапия, сильвотерапия, паркотера-пия, анималотерапия [2].

Между тем хотелось бы отметить, что данные методы ещё не получили в России своего должного внимания и не применяются широко из-за недостаточного использования и разработанности их воспитательного потенциала, отсутствия специалистов, которые бы владели не только медикаментозными приёмами данных методов, но и их гуманистической лечебно-воспитательной направленностью в русле лечебной педагогики.

Методология. Обратимся к анализу данных методов, их лечебно-воспитательным, оздорав-ливающим, профилактическим, рекреационным особенностям.

В общем смысле ландшафтотерапия характеризуется как лечение местностью. Её суть заключается в созерцании живописных пейзажей

Раздел 2. Педагогические науки

во время прогулок. Она включает в себя парко-терапию и сильвотерапию как два основных интегративных направления. Первое связано с рекреационным влиянием на организм ребёнка садов и парков как природно-досуговых комплексов. При этом гармоническая комбинация эстетических и культурно-досуговых форм воздействия на личность ребёнка позволяет вести речь не только об оздоравливающем, но и о реабилитационно-коррекционном эффекте. В свою очередь, сильвотерапия используется как лечение детей естественным воздухом, который создаётся благодаря свойству деревьев, кустарников и цветочных растений выделять определённые запахи. Основная цель данного метода состоит в оздоровлении, профилактике психосоматических заболеваний, реабилитации организма ребёнка. Учёные отмечают комплексное воздействие на ребёнка ландшафтотерапии, в т. ч. на зрение, слух, обоняние. Ландшафты обладают способностью вызывать у ребёнка чувство бодрости, оптимизма, созидательного вдохновения, приводить его в состояние мечтательности и самоуглублённости, погружать в состояние релаксации и полного покоя. Ландшафтотерапия оказывает гармонизирующее и эстетическое влияние на ребёнка. При этом результативность её применения проявляется в сочетании с другими методами лечебной педагогики, такими, как игротерапия, трудотерапия и др. [3].

А. А. Дубровский, подчёркивая эффективность ландшафтотерапии, отмечает при этом природные свойства деревьев и кустарников, которые специально подбирались для парковой зоны санаторного комплекса «Жемчужина России» с учётом их оздоровительных функций. «Так, например, крымская сосна позволяет задержать рост туберкулезной палочки, оказывает лечебное воздействие на переутомление, бессонницу, бронхиальную астму, улучшает настроение детей, очертания ивы, создавая настроение уюта и покоя, способствуют снятию повышенной возбудимости нервной системы» [4, с. 15]. В своих исследованиях большое внимание ученый уделяет платану, отмечая его воспитательное влияние на детей, поскольку под его кронами лучше думается, мечтается, дискутируется. Дерево оказывает эмоциональное воздействие на ребенка своими размерами, формой, шелестом кроны, колоритностью окраски хвои и листьев,

их выразительностью и благоуханием. Наряду с этим он отмечал такую важную деталь, как посадка деревьев с преимущественно округлыми, щадяще-успокаивающими кронами, выступая против озеленения парков в детских лагерях деревьями с салютующими, колонновидными кронами, которые являются раздражителем для детской психики.

Наряду с этим исследователи отводят важную роль методу цветотерапии как сочетанию различных цветов природных пейзажей, которые оказывают значительное влияние на организм ребёнка. Его широко используют при реабилитации детей с пограничными психологическими проблемами. Цветолечение благодаря его высокой эффективности находит применение в оздоровительных центрах и лагерях, санаториях, спортивных учреждениях, кабинетах психологической помощи и др. [5]. С целью гармонизации среды ряд исследователей предлагают использовать не только цвет, но и деревянные материалы для отделки в детских учреждениях.

В то же время необходимо отметить, что проведение ландшафтотерапии требует пристального внимания к так называемой внутренней картине болезни, структуре личности ребёнка, его эмоциям, вызываемым окружающим ландшафтом. Одним из направлений ландшафтоте-рапии является терренкур - прогулка по определённой местности, включающая определённые правила и инструкции, касающиеся ландшафта и самой прогулки. Например, такие, как её длительность, необходимый ритм и темп движения, разрешённый угол подъёма и т. д. [6]. Как показывает анализ литературы, воспитатели лагеря «Жемчужины России» использовали прогулки на природу не только с лечебной, но и с воспитательной целью, потому что такие прогулки учат детей взаимодействию с природой, развивают их интеллект, тренируют внимание и наблюдательность, способствуют сближению воспитателей и воспитанников, помогают наладить отношения между детьми [7].

Лечебно-воспитательное, оздоравливающее использование терренкура возможно и в условиях детского сада, когда на его территории проложен маршрут пеших прогулок для детей, проводятся круглогодичные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе [8]. Такие образовательные терренкуры сегодня - тре-

Part 2. Pedagogical Science

бование времени и ФГОС ДО. Они выступают как один из способов создания единого образовательного пространства развития ребёнка. Их целевое назначение заключается не только в оздоровлении ребёнка, развитии его двигательных навыков, но и в познавательно-исследовательской активности, воспитании ответственного отношения к природе, соборности, взаимовыручки. Проведённое на юге России исследование показало, что в большинстве детских учреждений места для терренкура рассматриваются как традиционные разделённые участки территории, без особо выстроенного образовательного маршрута. Между тем он должен включать в себя не только специально созданные центры или станции, но и спортивную площадку, зону для игр на асфальте, оздоравливающую и экологическую тропу, цветники, огород и другие возможные объекты на территории ДОО. Передвигаясь по маршруту терренкура, дети совместно с воспитателем должны быть нацелены на выполнение разнообразных заданий по математике, сочинять устные рассказы, исследовать свойства растений и животного мира, заниматься физическими упражнениями, играть в подвижные игры, в т. ч. на асфальте.

Анималотерапия как метод лечебной педагогики строится на взаимодействии человека и животного. Она имеет давнюю историю, когда ещё Гиппократом в V веке до н. э. было подмечено воздействие живой природы на человеческий организм. Как самостоятельный метод он заявил о себе во второй половине ХХ в. благодаря изысканиям Б. Левинсона, которому удалось установить положительные тенденции анималотера-пии в работе с необщительными, скованными, замкнутыми детьми (цит. по: [9]). Данный метод популяризируется в США, Великобритании, Канаде, Франции, где открыты центры и организации, оказывающие помощь детям с проблемами с привлечением животных. Так, зарубежным исследователям удалось установить, что присутствие собаки снижает уровень дистресса и артериального давления у хронически больных детей, а гиперактивные дети и дети с поведенческими нарушениями в результате анимало-терапии становятся более спокойными, менее агрессивными. В США ещё в конце ХХ в. установилась практика использования ряда животных (черепах, лягушек, хомяков, морских свинок,

кроликов, пауков и т. д.) в школах и других образовательных учреждениях с целью установления переходного объекта между домом и школой. Заокеанские лечебные педагоги полагают, что присутствие животного способствует усилению внимания ребёнка, стимуляции вербальной и невербальной экспрессии, снижению напряжения. Библиотекарями г. Солт-Лейк-Сити была разработана программа обучения чтению детей от 5 до 9 лет (испытывающих проблемы по данному виду деятельности) с помощью специально обученных собак, которым они полчаса в неделю читают вслух. Смотря ребёнку в лицо или в книгу, собака тем самым создавала впечатление доброжелательного слушателя, который не смеётся над их ошибками, что повышало навыки чтения неуспевающих детей [10, с. 46]. Метод анималотерапии также результативен в работе с детьми, имеющими проблемы в сфере общения, поведенческие проблемы. Он способствует обучению навыкам социального взаимодействия детей с деструктивным поведением и перенесших сексуальное насилие.

В России проблемами анималотерапии активно занимается Н. Л. Кряжева. Она выделяет два вида анималотерапии: ненаправленную (естественную) и направленную. Идея первой заключается в получении положительных эмоций от общения с животными, воспитании нравственных качеств, развитии чувства доверия и умения принимать любовь других [11]. Сущность направленной анималотерапии состоит в совместной работе человека и специально обученных животных по особым разработанным лечебным программам. Её основными функциями являются:

- психофизиологическая;

- психотерапевтическая;

- реабилитационная;

- самореализации;

- общения, удовлетворения потребности в компетентности [12].

Отечественные исследователи выделяют следующие направления анималотерапии: дель-финотерапию, иппотерапию, канистерапию (лечение с помощью специально отобранных и обученных собак), фелинотерапию (кошкотера-пию) и т. д. [13].

Анализ эмпирических наблюдений показывает, что общение с животными открывает для

Раздел 2. Педагогические науки

ребёнка позитивный мир бескорыстия и заботы, развивает творческие способности через взаимодействие с ними. В. Агафонычев подчёркивает эффективность анималотерапии при лечении психосоматических расстройств, поскольку общение с животным исключает боязнь ребёнка казаться нелепым и неуклюжим [14].

Так, иппотерапия как метод лечебной педагогики может использоваться с профилактической, оздоравливающей и реабилита-ционно-коррекционной целью при аутизме, сердечных, желудочно-кишечных и ещё ряде детских заболеваний. В своё время Д. Дидро и Дж. Локк подчёркивали педагогическую результативность верховой езды. А общение и уход за лошадью помогают ребёнку избавиться от излишней тревожности, снять стресс и минимизировать его последствия, а в условиях дефицита общения совершенствовать коммуникативные функции, в то время как лечебная верховая езда способствует развитию физических, волевых и нравственных качеств. «Лошадь с её повышенной способностью к восприятию малейших нюансов, выражающих состояние субъекта, выступает идеальным посредником между педагогом и воспитанником. Эмоции субъекта переносятся на лошадь, по поведенческим реакциям педагог может распознать внутреннюю ситуацию конкретного субъекта и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, способствуя развитию его индивидуальности» [15, с. 20].

Значимой деталью взаимодействия лошади и воспитанника в лечебной педагогике является процесс получения и присвоения ребёнком положительного образовательного опыта. Эмоции, получаемые ребёнком, находящимся в роли всадника, позволяют ему чувствовать окружающую ситуацию, впитывать ее, принимать решения при опасной ситуации, что, в свою очередь, создаёт условия для адаптации в реальной жизненной ситуации. При этом достигнутый успех закрепляется при помощи положительных эмоций, получаемых ребёнком, обеспечивая ему положительную мотивацию к обучению. Однако иппотерапия - это не только езда на лошади, но и общение с животным и уход за ним. Вероятно, поэтому «в процессе иппотерапевтических занятий у подавляющего большинства детей увеличивается стремление к коммуникации и

расширению сферы своих интересов, поскольку находясь в обществе лошади, у ребенка развивается кинестическое чувство к движению, развивается чуткость, внимательность, обретается уверенность в своих силах. При этом исследователи выделяют ряд важных критериев при отборе лошади в иппотерапевты, таких как ее характер, возраст, амплитуда шага, рост и нрав, поскольку не все лошади способны работать с детьми» [16, с. 7].

Данный метод недостаточно развит в России из-за нехватки специалистов, готовых работать непосредственно в русле лечебной педагогики, к тому же он считается достаточно дорогостоящим. В основном центры иппотерапии существуют за счёт пожертвований благотворителей и всех неравнодушных граждан. Интегративные программы лечебной педагогики и системы дополнительного образования детей находят реализацию в конно-спортивных секциях.

Что же касается анализа зарубежной практики, то иппопедагогические идеи чаще всего реализуются в элитных образовательных учреждениях. Отдельные направления анималотерапии нашла своё применение в Крыму, Украине, Беларуси, Кыргызстане, Казахстане.

Одним из методов оздоровления, профилактики, реабилитации и коррекции детей различного возраста является дельфинотерапия. В России он стал использоваться сравнительно недавно. Как специально организованный процесс он протекает под наблюдением не только врача, тренера и ветеринара, но и психолога, психотерапевта, дефектолога, лечебного педагога. В нём участвуют только специально обученные животные. Исследователи в данной области отмечают, что даже кратковременное взаимодействие с дельфинами вызывает у детей положительные эмоции и настраивает их на выздоровление. Кроме того, интегративный характер дельфинотерапии повышает восприимчивость к таким методам лечебной педагогики, как игро-терапия, сказкотерапия, арт-терапия и др. [17].

Анализ различной литературы показывает, что контакт ребёнка с дельфином помогает при снятии депрессии и обучаемости детей-аути-стов, лечении энуреза, расстройств памяти, речи и слуха, улучшает коммуникативные функции и способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми. Вышеуказанная

Part 2. Pedagogical Science

результативность дельфинотерапии как метода определяется стимуляцией чувственного компонента психоэмоциональной сферы человеческой деятельности [18].

Эффективность дельфинотерапии обусловлена особенностями этих животных: высокой степенью обучаемости, социализации, любознательности. Как правило, дельфины общительны и дружелюбны как внутри собственной стаи, так и по отношению к человеку. Ведущими формами взаимодействия ребёнка с дельфинами являются общение и игровая деятельность. Природная доброжелательность дельфина способствует формированию тактильного контакта с ребёнком, что делает этот процесс естественным и облегчает задачу взаимодействия между ними [19].

Установление контакта ребёнка с дельфином является для первого сильным эмоциональным фактором, а также своеобразной практикой социального взаимодействия. Всё это способствует в дальнейшем построению конструктивных отношений ребёнка с окружающими его людьми. В свою очередь, игра с дельфином является стимулом для развития психомоторной сферы и различных познавательных процессов. Благодаря взаимодействию с дельфинами у детей мобилизуется волевая деятельность, возрастает мотивация, усиливается стремление к достижению положительных результатов [20].

Изучение лечебно-педагогической инфраструктуры юга России и Крыма позволяет вести речь о ряде океанариумов и их роли в развитии метода дельфинотерапии в контексте лечебной педагогики. Ранее, до распада СССР, в Крыму было 11 дельфинариев, однако не все из них выполняли лечебно-профилактическую и терапевтическую функцию. Приоритет в этом направлении принадлежал Государственному океанариуму в г. Севастополе, расположенному в Казачьей бухте на территории научно-исследовательского центра. Он начал функционировать с апреля 1968 г. как первый в СССР военно-морской научный океанариум, занимающийся секретными исследованиями морских животных и подготовкой боевых дельфинов.

С середины 1970-х гг. в севастопольском дельфинарии начинают проходить сеансы дельфино-терапии, направленные на лечение детей с церебральным параличом, нарушением речи и слуха, поражением центральной нервной системы и др.

Такой курс мог пройти даже не умеющий плавать ребёнок. При этом сотрудники дельфинария строго придерживались определённых правил, при которых оздоровительное плавание с дельфинами должно проводиться при показаниях, направленных на общее оздоровление организма; показанием могли быть депрессивные и пограничные состояния; мигрени, синдром хронической усталости, заболевания опорно-двигательного аппарата, различные функциональные отклонения, посттравматические стрессовые расстройства, энурез.

Начиная с 1977 г. коллективом океанариума под руководством начальника лаборатории лечебно-реабилитационной дельфинотерапии Л. Н. Лукиной проводились исследования, направленные на выявление терапевтического эффекта дельфинотерапии. Группы обследованных состояли из детей с невротическими расстройствами и аутизмом, синдромом гиперактивности, детей и подростков из зон экологических бедствий, детей с последствиями ДЦП и других групп.

Автором было доказано, что процедуры дель-финотерапии положительно влияют и на состояние здоровья ребёнка вне болезни, улучшая его самочувствие, настроение, стимулируя появление новых положительных эмоций и ощущений. Позднее Л. Н. Лукиной были разработаны методики реабилитации детей с синдромом аутизма, энуреза, с психоневрологическими симптомами заболеваний.

Результаты исследований, проведённых сотрудниками Алуштинского дельфинариия «Немо» (г. Анапа, Краснодарский край), свидетельствуют об улучшении разной степени здоровья детей; показатели колеблются от 75 до 82 %. Результаты же обработки методом контент-анализа дневников наблюдения за детьми во время и после сеансов дельфинотерапии, которые вели родители детей, дали картину хуже: согласно этим данным, положительный эффект ниже на 12-14 %. С точки зрения сотрудников дельфинария, такие результаты связаны с высокими ожиданиями родителей от проводимой терапии. Родители отмечали, что улучшение коммуникации отмечалось у 60 % детей. При этом почти у трети детей родителями отмечено появление новых звуков, слогов, слов и словосочетаний. Ребёнок начинает инициировать контакт с другими деть-

Раздел 2. Педагогические науки

ми, проявляет желание поиграть с ними. Также улучшается понимание обращённой речи. Многие дети лучше спали ночью, а некоторые впервые стали засыпать днём.

Как видим, использование метода анимало-терапии в оздоровлении, реабилитации и коррекции детей с пограничными психическими состояниями позитивно влияет на их социальный статус, психологическое и физиологическое самочувствие. Учёными, занимающимися данной проблемой, подчёркивается эффективность данного метода при работе с необщительными, скованными, замкнутыми, гиперактивными детьми, с детьми, страдающими аутизмом и поведенческими нарушениями [21].

Выводы. Таким образом, востребованность методов лечебно-педагогического воздействия природы и животного мира в лечебной педагогике очевидна. Каждый из вышеобозначенных

нами методов несёт в себе оздоравливающий, реабилитационный, рекреационный, профилактический эффект, а их интегративный потенциал расширяет возможность их применения в практической лечебно-педагогической деятельности. Особенностью данных методов является их антропологическая и гуманистическая составляющая, позволяющая приобщать детей к здоровому образу жизни, что особенно актуально в условиях современных городов; учить недомогающих воспитанников размышлять и анализировать собственные дилеммы и проблемы окружающих, провоцировать желания сотрудничества с другими, создавать душевно-нравственную атмосферу общения с животным миром, реализовывать себя как субъекта культуры. Однако, предстоит огромная практическая работа по их дальнейшему внедрению в лечебно-педагогический процесс.

Источники

1. Шмачилина-Цибенко С. В., Будько Е. А. Этапы становления и развития лечебной педагогики в России и за рубежом // Образование и наука. Екатеринбург: Рос. гос. проф. пед. ун-т, 2017. Т. 19. № 7. С. 175-193.

2. Дубровский А. А. Учителю Кубани о лечебной педагогике. Краснодар, 1989. 79 с.

3. Маньшина Н. В. Курортология для всех. За здоровьем на курорт. М.: Вече, 2007. 592 с.

4. Дубровский А. А. Жемчужина России: Из опыта воспитательной работы пионер. здравницы в г. Анапе [Электронный ресурс]. М.: Педагогика, 1985. 81 с. URL: http://pedagogic.ru/books/item/foo/ soo/zooooo39/ston.shtml (дата обращения : 20.01.2021)

5. Серов Н. В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб.: ЛИСС, 1993. 48 с.

6. Большая советская энциклопедия : в 30 т. Т. 3. М.: Эксмо, 2008. 2944 с.

7. Дубровский А. А., Фурсенко Л. И. Очерки лечебной педагогики : учеб.-метод. пособие. Одесса: Астропринт, 1999. 198 с.

8. Чепракова Н. В. Из опыта работы. Инновационные формы оздоровления детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной педагогики : матер. IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 67-70.

9. Тагиева М. Э. Анималотерапия - как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов // Молодой ученый. 2017. № 148. С. 21-24 [Электронный ресурс]. URL: https:// moluch. ru/archive/148/42023

10. Bueche S. Going to the dogs: Therapy dogs promote reading. Reading Today, 2003, vol. 20, no. 4, p. 46.

11. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. Ярославль: Академия развития - Академия К0, 2000. 176 с

12. Никольс^я А. В., Ульяновa Н. А. Ненaпрaвленнaя aнимaлотерaпия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых. М.: Аквариум-Принт, 2009. 208 с.

13. Деребо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н / Д: Феникс, 1996. 480 с.

14. Агафонычев В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост - наше лекарство СПб.: Наука и Техника, 2006. 304 с.

15. Устинова Е. В. Гуманистический потенциал иппопедагогических идей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2010. Т. 12. № 3. С. 18-23.

16. Смолянинов А. Иппотерапия для детей. М.: Остров Надежды, 2010. 90 с.

17. Лукина Л. Н. Влияние сеансов дельфинотерапии на функциональное состояние детей с психоневрологическими симптомами заболеваний // Физиология человека. М.: Изд-во РАН, 1999. Т. 25. № 6. С. 56-60.

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

18. Nathanson D. E. Dolphins and kids: A communication experiment. In: Congress proceeding of the XVI World Assembly of the World Organisation for Preschool Education, 1980, pp. 447-451.

19. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция : [пер. с англ.]. М.: Мир, 1988. 520 с.

20. Лысенко В. И., Загоруйченко И. В., Батозский Ю. К. Использование дельфинотерапии в реабилитации детей // Неотложные состояния у детей : матер. IV Конгресса педиатров России. М., 2000. С. 177-178.

21. Чуприков А. П., Василевская Н. Ю. Дельфинотерапия как частный вид анималотерапии // Таврический журнал психиатрии. Крым: Крым. фед. ун-т им. В. И. Вернадского, 2008. Т. 12. № 1 (42). C. 91-100.

Информация об авторе

Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы. Омская гуманитарная академия (644105, РФ, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а). ORCID ID: https:// 0rcid.0rg/0000-0003-1450-5571. E-mail: shmachilinacibenko@mail.ru

S. V. Shmachilina-Tsibenko1

'Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation

Peculiarities of nature and the animal world medical and educational

influence in medical pedagogy

Abstract. The article raises the problem of using a set of own methods of therapeutic pedagogy related to the impact of nature and animal world on pupils. The purpose of the article is to show the features of these methods and the specifics of their application in the field of therapeutic pedagogy. Methodology: it is based on an integrative and anthropologic approach, methods, and logical framework analysis and reveals the characteristic features of landscape therapy, tree therapy, park therapy, animal therapy. All of them are united by A. A. Dubrovsky in the classification of therapeutic and educational impact methods of nature and wildlife. The results of the study consist in the integrated use of these methods contributing to the child's sense of cheerfulness, optimism, creative inspiration, and the ability of medical teachers to help diagnose and see his state of health. The peculiarity of their therapeutic and educational impact on the child is based on the very humanistic nature of these methods, the love of life and everything that surrounds it, the education of moral qualities, the development of a sense of trust and the ability to accept the love of others. The integrative nature of the methods allows us to talk about their preventive, healing and rehabilitation and correctional opportunities for children with borderline mental states and special needs.

Keywords: therapeutic pedagogy, landscape therapy, tree therapy, park therapy, animal therapy.

Paper submitted: February 6, 2021.

For citation: Shmachilina-Tsibenko S. V. (2021). Peculiarities of nature and the animal world medical and educational influence in medical pedagogy. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 15, no. 1, pp. 77-84. DOI: 10.17238/ issm.998-5320.2021.15.1.9.

References

1. Shmachilina-Tsibenko S. V., Budko E. A. Stages of formation and development of medical pedagogy in Russia and abroad. Education and science, 2017, vol. 19, no. 7, pp. 175-193.

2. Dubrovsky A. A. To the teacher of the Kuban about medical pedagogy. Krasnodar, 1989, 79 p.

3. Manshina N. V. Kurortology for all. For health at the resort. Moscow: Veche, 2007, 592 p.

4. Dubrovsky A. A. Pearl of Russia: A pioneer from the experience of educational work. health resorts in Anapa. Moscow: Pedagogy, 1985, 81 p.

Раздел 2. Педагогические науки

5. Serov N. V. Color treatment. Fashion and harmony. St. Petersburg: LISS, 1993, 48 p.

6. Large Soviet encyclopedia in 30 volumes. Vol. 3. Moscow: Eksmo, 2008, 2944 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Dubrovsky A. A., Fursenko L. I. Essays on medical pedagogy: educational and methodological manual. Odessa: Astroprint, 1999, 198 p.

8. Cheprakova N. V. From work experience. Innovative forms of recovery of preschool children. Topical issues of modern pedagogy: materials of the IV international scientific. конф. (Ufa, November 2013). Ufa: Summer, 2013, pp. 67-70.

9. Tagieva M. E. Animal therapy - as a method of psych correctional work with children of preschool and school age. Molodoy ucheniy, 2017, no. 148, pp. 21-24 [Electronic resource]. Available at: https://moluch. ru/archive/148/42023

10. Bueche S. Going to the dogs: Therapy dogs promote reading. Reading Today, 2003, vol. 20, no. 4, p. 46.

11. Kryazheva N. L. Kot and the dog are in a hurry to help. Animal therapy for children. Yaroslavl: Academy of Development, Academy K0, 2000, 176 p.

12. Nikolskaya A. V., Ulyanova N. A. Non-directional animal therapy. Positive and negative aspects of interaction with the dog in children and adults. Moscow: Aquarium-Print, 2009, 208 p.

13. Derebo S. D., Yaswin V. A. Environmental pedagogy and psychology. Rostov-on-Don: Phoenix Publishing House, 1996, 480 p.

14. Agafonychev V. Animal therapy. Whiskers, paws, tail - our medicine St. Petersburg: Science and Technology, 2006, 304 p.

15. Ustinova E. V. Humanistic potential of Equine therapy ideas. Izvestia of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2010, vol. 12, no. 3, pp. 18-23.

16. Smolyaninov A. Equine therapy for children. Moscow: Island of Hope, 2010, 90 p.

17. Lukina L. N. Effect of dolphin therapy sessions on the functional state of children with neuropsychiatric symptoms of disease. Human physiology, 1999, vol. 25, no. 6, pp. 56-60.

18. Nathanson D. E. Dolphins and kids: A communication experiment. In Congress proceeding of the XVI World Assembly of the World Organisation for Preschool Education, 1980, pp. 447-451.

19. McFarland D. Animal behavior. Psychobiology, ethology and evolution. Trans. from the English. Moscow: World, 1988, 520 p.

20. Lysenko V. I., Zagoruychenko I. V., Batozsky Yu. K. Mater. VI Congress of Pediatricians of Russia Urgent conditions in children. Moscow, 2000, pp. 177-178.

21. Chuprikov A. P., Vasilevskaya N. Y. Dolphin therapy as a private type of animal therapy//Tauride Journal of Psychiatry, 2008, vol. 12, no. 1 (42), p. 91.

Information about the author

Svetlana V. Shmachilina-Tsibenko

Dr. Sc. (Pedagogy), Professor. Omsk Humanitarian Academy (2a 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation). OrCid ID: https://orcid.org/0000-0003-1450-5571. E-mail: shmachilinacibenko@mail.ru

© С. В. Шмачилина-Цибенко, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.