УДК 37.013
Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы Омской гуманитарной академии https://orcid.org/0000-0003-1450-5571
РОЛЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОВ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Shmachilina-Tsibenko Svetlana Vitalyevna
D.Phil. in Education Science, Professor, Pedagogy, Psychology and Social Work Department, Omsk Humanitarian Academy https://orcid.org/0000-0003-1450-5571
THE ROLE AND PURPOSE OF GAME ACTIVITY METHODS IN MEDICAL PEDAGOGY
Аннотация:
В статье на основе логического и рамочного анализа раскрываются роль и предназначение методов игровой деятельности в аспекте лечебной педагогики. В рамках антропологического и гуманистического подходов определяется их интегра-тивный характер, возможности продуктивного сочетания. Исследуются функции методов игровой деятельности, способствующие оздоровительному, профилактическому и реабилитационному эффекту у детей с проблемами здоровья. Устанавливаются особенности их использования в истории лечебной педагогики и ее современном функционировании. Акцентируется внимание на воспитательном потенциале методов игровой деятельности, направленных на удовлетворение у воспитанников потребности в коммуникации, развитии творческости, создании положительных эмоций, избавлении от различного рода страхов и т. д. Подчеркивается важность их влияния на индивидуальность ребенка, его организм, различные сферы жизнедеятельности при актуализации задач реабилитации и социализации детей с пограничными психическими состояниями и особыми потребностями.
Ключевые слова:
методы игровой деятельности, подвижная игра, интеллектуальная игра, арт-терапия
Summary:
Based on logical and framework analysis, the paper reveals the role and purpose of game activity methods in the aspect of therapeutic pedagogy. Within the framework of the anthropological and humanistic approach, their integrative nature and the possibility of a productive combination are characterized. The paper analyzes the functions of play activity methods that contribute to the health, prevention and rehabilitation effect of children with health problems. The characteristic features of their use in the history of medical pedagogy and its modern functioning are determined. Attention is paid to the educational potential of methods of play activities aimed at meeting the needs of pupils for communication, developing creativity, creating positive emotions, getting rid of various kinds of fears, etc. The importance of their influence on the child's personality, his body, various spheres of life, actualization of the tasks of rehabilitation and socialization of children with borderline mental states and special needs is emphasized.
Keywords:
methods of game activity, mobile game, intellectual game, art therapy.
Гуманизация жизнедеятельности российского общества требует реализации принципа общедоступности образования, адаптированности его системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучаемых. «В связи с этим обновляются задачи реабилитации и успешной социализации детей с пограничными психическими состояниями и особыми потребностями, возникающими по причине различных отклонений от норм физического и интеллектуального развития. Данные задачи призвана решать лечебная педагогика как интегративное научное направление, возникшее на стыке педагогики, психологии и медицины» [1]. Важная роль при этом принадлежит ее методам, адекватным состоянию детей, нуждающихся в профилактике, оздоровлении, реабилитации и т. д. Следует отметить, что ученые всегда стремились к использованию методов в соответствии с объективными потребностями воспитанников, выстраиванию системы их продуктивного сочетания.
Целью статьи является характеристика предназначения и роли методов игровой деятельности в лечебной педагогике. Одной из групп таких методов, согласно классификации А.А. Дубровского, выступают методы игровой деятельности, включающие в себя подвижные, интеллектуальные, творческие игры, арт-терапию и др. [2]. Они способствуют не только восстановлению воспоминаний о пережитом, но и творческому перерабатыванию изведанных ощущений, их соединению, организации новой деятельности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка [3].
Игра в лечебной педагогике выполняет достаточно разнообразные функции, начиная с диагностической, коммуникативной, профилактической, оздоравливающей, компенсаторной, заканчивая реабилитационной, коррекционной, терапевтической. Кроме того, выступая одной из форм самотерапии ребенка, она позволяет разрешать всевозможные разногласия и недоразумения [4].
Подвижные игры применительно к лечебной педагогике располагают внушительным спектром влияния на индивидуальность ребенка, его организм и различные сферы жизнедеятельности. В свое время В.П. Кащенко отмечал, что тщательно дозируемые крокет, лапта, футбол предоставляют больше возможностей для воспитания чувства товарищеской солидарности, чем все ухищрения педагогов. Неслучайно «олимпийские игры», проводимые в конце лета, становились полноценной антропологической формой работы в его учреждении. Подготовка акробатических упражнений, иллюминаций и других украшений начиналась заранее. Тренировки обязательно проходили под наблюдением и руководством воспитателей, вырабатывался порядок игр, дети распределялись на группы соответственно их силам. После состязаний в беге, прыжках, метании, гребле открывались конкурсы художественного и литературного творчества, выставки ученических работ. Таким образом, воспитанники не только отвлекались от навязчивых настроений, но и познавали особенности своей личности и духовные интересы [5].
Подвижные игры приносят ребенку положительные эмоции, активизируя таким образом различные функции организма, например слух, дыхание, кровообращение, зрение и т. д., что позволяет вести речь об их оздоровительной результативности. Безусловно, при выборе игр необходимо руководствоваться характером и глубиной проблемы ребенка, его реальными физическими возможностями, а также учитывать индивидуальную реакцию на нагрузку. Лечебные педагоги и другие специалисты должны принимать в расчет доступность физической нагрузки во время подвижной игры, которая не вызывала бы переутомления, а организм мог бы приспособиться к небольшой усталости и восстановиться в процессе передышки между играми.
Вероятно, поэтому в лечебной педагогике отдается предпочтение мобильным играм на улице - они вмещают в себя разнообразные физические и подражательно-моделирующие упражнения на земле и воде, например бег или копирование движений животных и т. п. Они практикуются не только в целях организации эмоционального досуга, оздоровления и закалки организма. В процессе игры дети удовлетворяют потребности в общении, получают возможность проявлять чувства взаимопомощи, доверия, уверенности, сопереживания и одобрения действий людей, близких им по духу, на что указывали еще классики лечебной педагогики. Творческий характер индивидуальных игр позволяет любому ребенку самостоятельно устанавливать правила и изменять их по своему желанию.
При проведении подвижных игр с проблемными детьми лечебным педагогам следует проявлять такт, выдержку, терпение, сочетая их с требовательностью, умением избегать конфликтных ситуаций. Например, подростки увлеченно могут играть в мини-волейбол, баскетбол, настольный теннис и прочие спортивные игры по упрощенным правилам. Кроме того, на свежем воздухе рекомендуется использование таких подвижных народных игр, как лапта, круговая лапта, кошки-мышки, салочки, жмурки, «Мяч капитану» и др. [6].
Подвижные игры дошкольников связаны с эффектом игр-драматизаций, в частности физкультминутки с помощью пальчиковых игр. Используются игры с подручным материалом, например с газетой, которая перевоплощается то в птичку, то в подзорную трубу. Педагоги развивают у воспитанников ловкость, внимание, выносливость, мелкую моторику, а воздушный футбол, смоделированный совместными усилиями со взрослыми, обеспечивает правильное дыхание [7]. В таком контексте подвижная игра выступает уже не в чистом виде, а интегрируется в интеллектуальную игру с применением лечебно-педагогических методов М. Монтессори [8].
В учебно-воспитательном процессе реабилитационного центра «Крепыш» активно используются игры «Разминка интеллектуалов» и «Победитель», направленные на получение положительных эмоций. В первой из них каждый из участников может проявить смекалку, творческость, коммуникабельность, повысить самооценку. Вторая - формирует ответственное отношение к порученному делу и единство коллектива, повышает учебную мотивацию [9].
Особую значимость в лечебной педагогике приобретает игра как средство терапии. В данном контексте ученые подчеркивают, что лечение игрой является перспективным направлением лечебной педагогики, поскольку игра может и должна быть задействована в процессе преодоления разного рода затруднений, которые возникают у ребенка не только при обучении, но и в поведении и коммуникативной деятельности. При этом исследователи отмечают такую важную мысль, что дети сами используют игру как психотерапевтическое средство для избавления от страхов и эмоционального напряжения [10].
Игровой терапией называют «метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положена игра как присущий ребенку способ взаимодействия с окружающим миром» [11, с. 56]. Данный термин был предложен психоаналитиком М. Кляйн в 20-х гг. XX в. Она полагала, что, в сущности, всякое игровое действие ребенка содержит в себе символический смысл, отражает коллизии и угнетенные стремления [12].
Использование игры в отечественной лечебно-педагогической практике подтверждается теорией игровой деятельности, которая получила развитие в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина [13]. Они отмечали, что развитие и изменение всех психических процессов происходят прежде всего в деятельности. Следовательно, игра представляет собой ведущее средство психотерапии для детского возраста. При этом игра как независимая деятельность выступает пространством, в котором ребенок получает шанс изучения собственных чувств и их свободного самовыражения. Она дает возможность ребенку избавиться от эмоциональной напряженности и фрустрации. Из этого можно заключить, что игра является действенным средством для решения различных задач лечебной педагогики, что, в свою очередь, позволяет применять игротерапию во всех детских учреждениях и коллективах [14].
Ученые и практики отмечают, что при работе с детьми игротерапию необходимо использовать в комплексе c арт-терапевтическими методами.
Л.А. Абрамян обращает внимание на процесс перевоплощения ребенка средствами игры как приоритетное условие преобразования эмоционально-личностной сферы, которая направлена на перебарывание негативных эмоциональных состояний. Он отмечает, что в процессе игрового действия ребенок переживает двойственные чувства. С одной стороны, он преобразует самого себя, с другой - у него обнаруживаются отношения к своему персонажу [15].
Согласно точке зрения А.С. Спиваковской, определяющим принципом игровой коррекции в отношении робких в общении детей является воздействие, при котором учитываются особенности ситуации и обстоятельств. Иначе говоря, включение в действие механизма перестройки поведения происходит при условии выведения ребенка из среды, формирующей вредные для него формы поведения [16].
Исследовательская позиция Б.Д. Карвасарского заключается в том, что перенос негативных эмоций и отрицательных качеств ребенка на игровой образ способствует достижению коррекцион-ных целей. В этом случае дети наделяют кукол персональными отрицательными характеристиками и передают игровому персонажу те недостатки, которые доставляют ему огорчения [17].
А.И. Захаров внес значительную лепту в исследования методов игротерапии, ориентированных на преодоление неврозов у детей и подростков. Он предложил методику игровой психотерапии для ребенка-невротика с помощью беседы, внушения, спонтанной, направленной и результативной игры, а также продемонстрировал возможности интегрирования семейной и групповой игротерапии. Указанные методики позволяют выявить уровень притязаний ребенка, особенности самооценки, степень уверенности в себе, эмоциональной устойчивости и тревожности. Он обосновал необходимые правила по выбору игровых тем в зависимости от интересов и возможностей импровизации, разработал процедуру изменения ролевых игр [18].
Результативность игротерапии определяется чувством свободы и позицией сотрудничества, которые формируются вместо отношений давления и враждебности, как со взрослым, так и со сверстниками. Вследствие этого она находит применение при устранении эмоциональных и личностных нарушений, предотвращении социальной и психической дезадаптации в подростковом и юношеском возрасте. При этом акцент делается на мобилизации механизмов сознательно-разумной регуляции поведения при помощи имитационных игр. Их эффективность заключается в том, что роль, которую играет человек, соответствует эталону, к которому он стремится, и, напротив, в ней отсутствуют те недостатки, от которых ребенок желает избавиться. Отсюда следует, что инсценируемый индивидом стиль поведения с течением времени приобретает для него обычный характер [19].
Таким образом, игровые методы выполняют различные функции и могут применяться в качестве оздоровительного, профилактического, диагностического, коррекционного и реабилитационного средства в целях стимуляции ребенка, развития его сенсомоторных навыков, снижения эмоционального напряжения и степени социальной депривации.
Ссылки:
1. Шмачилина-Цибенко С.В., Будько Е.А. Этапы становления и развития лечебной педагогики в России и за рубежом // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 7. С. 175-193. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-175-193.
2. Дубровский А.А. Жемчужина России. Из опыта воспитательной работы пионерской здравницы в г. Анапе. М., 1985. 81 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. 93 с.
4. Webb N.V. Play Therapy with Children. N. Y., 1991. 407 p.
5. Кащенко В.П., Крюков С.Н. Воспитание-обучение трудных детей: из опыта санатория-школы д-ра В.П. Кащенко. М., 2005. 64 с.
6. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии : учебное пособие. М., 2002. 209 с.
7. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии : учебник и практикум для вузов / под ред. Н.В. Микляевой. М., 2020. 521 с.
8. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому: статьи, советы и рекомендации. М., 2011. 272 с.
9. Волкова В.К. Лечебная педагогика в условиях детского реабилитационного центра. Тюмень, 2000. 152 с.
10. Ушакова О., Графова Е. Скрытые возможности игровой терапии // Защити меня. 2005. № 1. С. 39-43.
11. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб., 2006. 159 с.
12. Кляйн М. Психоаналитические труды / пер. с англ. и нем. под науч. ред. С.Ф. Сироткина, М.Л. Мельниковой. В 6 т. Ижевск, 2007.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка : стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена // Психология развития. СПб., 2001. С. 56-79 ; Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983. Т. 1. 320 с. ; Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999. 359 с.
14. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка : учебное пособие. М., 1997. 191 с.
15. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян и др. ; под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1989. 286 с.
16. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. М., 1999. Т. 1. 304 с.
17. Карвасарский Б.Д. Психотерапия : учебник для вузов. Изд. 2-е, перераб. СПб., 2002. 672 с.
18. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. СПб., 2006. 411 с.
19. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. Психотехнические игры и упражнения: техники игровой психокоррекции. М., 2010. 124 с.
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна