ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
УДК 37.013
Светлана Витальевна Шмачилина-Цибенко,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, психологии и социальной работы,
Омская гуманитарная академия.
E-mail: shmachilinacibenko@mail.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ КЛИМАТОТЕРАПИИ В ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ
Ключевые слова: метод климатотерапии, лечебная педагогика, детская лечебница, детский курорт, детская климатическая колония, детские площадки.
Аннотация. В контексте становления и развития методов лечебной педагогики, методам климатотерапии с их интегративной сущностью отводится роль связанная не только с лечением, но и профилактикой, оздоровлением, закаливанием детского организма, реабилитацией, рекреационной деятельностью, воспитанием чувства прекрасного, развитием находчивости, ума, честности. Значимая роль в зарождении и функционировании данных методов отводится лечебно-оздоровительным и рекреационным учреждениям Республики Крым (Таврической губернии), каждое из которых, по своей сути, было уникальным творением начала двадцатого века.
Эмпирической базой статьи являются анализ архивных документов Республики Крым (Таврической губернии) и современных исследований.
Цель статьи - раскрыть специфику использования методов климатотерапии в контексте лечебной педагогики в условиях детских лечебных-оздоровительных учреждений южного региона России начала XX века.
Результаты исследования:
1. Раскрыта специфика использования методов климатотерапии в детской лечебнице докторов Л. Финкельштейна и А. Якубовского, курорте доктора В. Ляпидуса, климатических колониях Южного побережья Крыма, детских площадках Керчи и Симферополя.
2. Показана интегративная сущность данных методов, их немедикаментозная направленность в условиях детских лечебно-оздоровительных учреждений южного региона России, их взаимосвязь с другими воспитательными методами педагогики и лечебной педагогики.
3. Представлена антропологическая и гуманистическая направленность деятельности докторов того времени, умеющих продуктивно интегрировать лечебный и воспитательный процесс в детском лечебно-оздоровительном учреждении.
Для цитирования: Шмачилина-Цибенко, С.В. Реализация методов климатотерапии в лечебной педагогике: ретроспективный аспект / С.В. Шмачилина-Цибенко // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - № 2(92). - С. 173-182.
Svetlana V. Shmachilina-Tsibenko
Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Social Work,
Omsk Humanitarian Academy.
E-mail : shmachilinacibenko@mail. ru
IMPLEMENTATION OF CLIMATE THERAPY METHODS IN MEDICAL PEDAGOGY: RETROSPECTIVE ASPECT
Keywords: method of climate therapy, therapeutic pedagogy, children's hospital, children's resort, children's climate colony, playgrounds.
Abstract. In the context of the formation and development of methods of therapeutic pedagogy, methods of climate therapy with their integrative essence are assigned a role related not only to treatment, but also to prevention, recovery, hardening of the child's body, rehabilitation, recreational activities, education of a sense of beauty, the development of resourcefulness, intelligence, honesty. A significant role in the origin and functioning of these methods is assigned to the medical and recreational institutions of the Republic of Crimea (Tavrichesky province), each of which, in its essence, was a unique creation of the early twentieth century.
The empirical basis of the article is the analysis of archival documents of the Republic of Crimea (Tavrichesky province) and modern research.
The purpose of the article is to reveal the specifics of the use of climate therapy methods in the context of therapeutic pedagogy in the conditions of children's health and medical institutions of the southern region of Russia at the beginning of the XX century.
Research result:
1.The specifics of the use of climate therapy methods in the children's hospital of doctors L. Finkelstein and A. Yakubovsky, the resort of Dr. V. Lyapidus, climate colonies of the Southern coast of Crimea, playgrounds of Kerch and Simferopol are revealed.
2.The integrative nature of these methods, their non-drug orientation in the conditions of children's health-improving institutions in the southern region of Russia, their relationship with other educational methods of pedagogy and therapeutic pedagogy are shown.
3. The anthropological and humanistic orientation of the activity of doctors of that time who were able to productively integrate the therapeutic and educational process in a children's medical and health-improving institution is shown.
For citing: Shmachilina-Tsibenko S.V. (2021) Implementation of the climate therapy methods in medical pedagogy: retrospective aspect. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 2(92):173-182.
DOI: 10.21510/1817-3292-2021-92-2-173-182
Введение. На современном этапе развития лечебная педагогика признается как новая отрасль науки и практики, совместившая систему лечебно-педагогического воздействия на личность школьника, благоприятствующая оптимизации учебно-воспитательного процесса и профилактике так называемых дидактогенных заболеваний. Ее исследовательский интерес охватывает проблемы, связанные с оздоровлением, предупреждением, профилактикой, коррекцией и реабилитацией пограничных психических состояний у детей, в зависимости от состояния их здоровья, использованием возможностей педагогической интеграции и психолого-педагогических методов.
Одним из интегративных методов лечебной педагогики является метод климатотерапии. Истоки его зарождения связаны с югом России, начиная с
174
XX века. Полезен этот метод не только для болеющих детей, но и для всех нуждающихся в оздоровлении и профилактики, позиционируется с открытием детских лечебниц, курортов и климатических колоний в Таврической губернии, которая в то время входила в состав Российской империи.
Материалы и методы исследования. С целью выявления особенностей использования методов климатотерапии в деятельности учреждений лечебной педагогики Таврической губернии мы обратились к методам изучения документации, статистическим отчетам и докладам, материалам фондов Государственного архива Республики Крым (г. Симферополь) на предмет их систематизации и обобщения историко-педагогических фактов и явлений. При изучении документов были использованы различные виды анализа сравнительно-исторический, сопоставительный, историко-логический, проблемный.
На основе анализа архивных источников, научных изысканий, протоколов заседаний собраний, постановлений городских управ, отчетов о работе благотворительных обществ Таврической губернии была обобщена работа педагогов, медиков, меценатов, которые в своей деятельности стремились использовать уникальные климатические возможности Крымского полуострова, разрабатывали и внедряли методы лечебной педагогики в лечебно-оздоровительных учреждениях разных типов.
В аспекте лечения детей с использованием методов климатотерапии в ее узком тогда смысле, с опорой только на природные факторы, представляет интерес детская лечебница докторов Л. Финкельштейна и А. Якубовского. Она начала функционировать в начале ХХ в. недалеко от Ялты в местечке Отрадное. Несмотря на различный возрастной контингент детей, при этом младенцев было около 40%, в учреждении был установлен рациональный уклад жизнедеятельности. Процедурные мероприятия, связанные с морскими купаниями, песочными сеансами, солнечными и солнечно-морскими ваннами начинались, как правило, в утреннее время с девяти часов и длились до полудня. На аэротерапию (воздушные процедуры) отводилось время, начиная с трех часов дня и до семи вечера. Она проходила в форме оздоровительной гимнастики, пеших прогулок, сопровождаемых активными играми, дыхательными и спортивными упражнениями [1].
Опыт климатотерапевтического лечения детей Л. Финкельштейн обобщил в пособии «Лечение солнцем, воздухом и водой в детской лечебнице». В ней ученый обстоятельно прописал неукоснительные условия проведения процедурных мероприятий для детей и правила по их сопровождению для медицинского персонала. У каждого детского лечебного сеанса был свой отчет по времени. К примеру, длительность каждодневных солнечных ванн у грудничков исчислялась от начальных 8 до 12 минут. Вода к процедурам с солнечно-морскими ваннами для детей постарше прогревалась естественным образом не менее чем до 25 -26 градусов. Такие ванны принмали после тридцати-сорокаминутного перерыва после
солнечной ванны. Их продолжительность фиксировалась от 5 до 15 минут. Четкие инструкции были прописаны и к режиму морского купания детей, которые вводились с пятилетнего возраста. Он составлялся на основе персонального анамнеза ребенка. Дети с признаками истощения и нервозности к таким процедурам не допускались [1].
На основе научного, глубоко продуманного и технологически выверенного подхода проводилась организация и принятие детьми песочных ванн, которые назначались через день. Заранее просеянный песок утром рассыпался и прогревался до 37-42 градусов на деревянной площадке. Процедура была рассчитана на 10 минут и проходила в персонально предназначенном ребенку деревянном ящике, затененным зонтом. При этом голова ребёнка укладывалась на травяную морскую подушечку и охлаждалась компрессом. Тело ребёнка засыпали песком таким образом, чтобы его слой на грудной клетке был минимальным по отношению ко всему телу. В обязательном порядке измерялся пульс и дыхание. Общее самочувствием пациента отслеживалось по выражению его лица. В процессе такой процедуры ребенок интенсивно потел, поэтому после процедуры ребёнка обертывали в сухое полотно, переносили в тень для охлаждения и обязательно обмывали. Медицинские работники и персонал приучали детей к культуре принятия всех вышеперечисленных сеансов, исключая обнажение всего тела и отсутствие головного убора. Даже воздушные ванны дети принимали в лёгких штанишках и в обуви.
Опираясь на лечебно-природные условия, благодатно влияющие на индивидуальное состояние здоровья детей, руководствуясь принципами индивидуального и антропологического подхода, педагоги и медики учреждения, организовывали и проводили со своими подопечными динамичные игры и упражнения, семейные и коллегиальные прогулки и экскурсии. В результате дети не только приобретали хорошую физическую форму и загар, избавляясь от симптоматики своих недугов, но и становились энергичными и жизнелюбивыми. В период жарких месяцев в лечебнице могло быть более 200 детей [2].
Сравнительно-исторический и рамочный анализ показывает, что вначале XX века лечебный климат Таврической губернии практически не был освоен для курортного лечения детей. Функционировал лишь детский санаторий в Алупке докторов А. Боброва и П. Извергина, характеризующийся яркой гуманистической и интегративной лечебно-педагогической направленностью в лечении больных костным туберкулёзом.
Ввиду этого открытие в 1906 году в Ялте детского курорта доктора В. Ляпидуса имело историческое значение для лечебной педагогики, поскольку это было первое учреждение в России подобного статуса. Его жизнедеятельность по режимным моментам и лечению детей была выстроена аналогично лечебнице Л. Финкельштейна. Лечебно-оздоровительные процедуры проводились на морском пляже, где были оборудованы два ряда парусиновых кроваток. Их стоимость в совокупности с воспитательными
занятиями составляла 20 рублей в месяц. Плата не взималось с детей из бедных слоев населения.
Однако в деятельности детского курорта были и свои специфические особенности, к примеру, учитывались не только возрастные, но гендерные, особенности детей, вводилось закаливание детей при помощи воздушных ванн. Коллектив курорта стремился опираться в своей работе на передовые педагогические идеи, интегрируя их с методами климатотерапии. Так, активные игры с детьми проводились его сподвижниками по системе П. Лесгафта и были неразрывно связаны с развитием интеллектуальных и нравственных качеств пациентов. Впоследствии В. Ляпидус обобщил лечебно-педагогический опыт своего коллектива в написанных им методических советах по использованию солнечных, воздушных и других ванн. Выступая с ними на заседании Ялтинского медицинского общества, он подчеркнул продуктивные возможности климатотерапии в единении с другими педагогическими методами лечебной педагогики и их роль в оздоровлении и профилактике детей различных возрастов [3].
В это же период на Южном побережье Таврической губернии начинают активно отрываться, в основном на средства благотворительных обществ и частных лиц, детские климатические колонии для детей из различных регионов Российской Империи и социальных слоёв общества. Учитывая уникальные климатические возможности региона их целью было не только непосредственное лечение, оздоровление, профилактика, но и охват воспитательной деятельностью детей [4]. Лечебно -педагогическая деятельность выстраивалась на основе принципа природосообразности и индивидуального подхода. Врачами и педагогами колонии использовались прогрессивные для того времени воспитательные методики Ф. Фребеля, П. Лесгафта [5].
Ученые, врачи, педагоги, общественные деятели, меценаты отчетливо понимали важность функционирования таких лечебно-педагогических учреждений для обездоленных и ослабленных детей, особенно после Крымской войны. Поэтому аналогичные детские климатические колонии (в основном гендерной направленности) стали открываться и на восточном побережье Крыма. Одна из них, как свидетельствуют документы, действовала в Керчи на средства «Общества попечения о детях», возглавляемое в то время Е.К. Калининой [6].
Однако в основном был задействовано побережье Ялты. В июне 1906 года в местечке Ай-Тодор (г. Ялта) «Обществом врачей по созданию санатория для ослабленных детей» была открыта колония для слабых и болезненных детей дошкольного и подросткового возраста [7]. Первоначально она функционировала лишь с конца весны по октябрь благодаря мягкости климата. Содержалось в ней небольшое количество детей, порядка 12-20. Руководство колонией было возложено на известного педагога, директора Ялтинской гимназии А. Готлиб. Он вёл
делопроизводство и исполнял воспитательные функции, а его жена, В. Готлиб, осуществляла общее руководство колонией [8].
Впоследствии, согласно уставу и благодаря помощи меценатов, колония стала работать круглогодично. Она была предназначена в основном для слабых и болезненных детей в возрасте от 4 до 15 лет. Однако больше всего детей было во время каникул, исключение составляли дети с заразными болезнями и психически больные. Колония имела всероссийское значение, лечебно-оздоровительное лечение могли получить дети различных социальных слоев [9]. «Для детей из беднейших семей пребывание в колонии было бесплатным. Для обеспеченных, устанавливалась суточная плата в размере 1 руб. 13 коп. Так, по данным газеты «Ялтинский вестник» установленная сумма лишь частично покрывала ежедневные расходы по их содержанию. Колония осуществляла свою деятельность также по гендерному признаку. На время летних каникул в учреждении функционировало две смены: одна, для мальчиков, вторая, для девочек, длившаяся по 7 - 8 недель» [10, 162-167].
«Все воспитанники колонии должны были соблюдать санитарно-гигиенический режим: подъем в 7-8 утра; в 8 часов - первый завтрак; с 9 до 11 часов проводилось лечение солнечными ваннами на пляже. В 11 часов -второй завтрак, с 12 часов - прогулки и гимнастика на открытом воздухе. С 14 до 16 часов - морские ванны. В хорошую погоду обед проходил в палатке на свежем воздухе. С 17 до 19 часов проводились игры, прогулки, катание на лодках, экскурсии; в 19 часов - ужин, с 19 до 20 часов организовывались игры и пение в рекреационных комнатах. На территории колонии имелась площадка для игр, луг, оборудованный пляж; с 20-21 часа - сон» [11, с. 6].
В колонии была разработана система постоянного контроля над воспитанниками. Няни и прислуги круглосуточно сопровождали маленьких детей, более старшие находились под покровительством врачей, воспитателей, педагогов. Медикаментозное лечение детей проводилось в крайних случаях. Все было тщательно продумано с точки зрения метода климатотерапии. Дети даже спали на железных кроватях с матрацем из морской травы. Обязательным атрибутом каждой комнаты кроме шкафа были и игрушки. На территории колонии для детей целенаправленно организовывали как подвижные, так и интеллектуальные игры. Во время их проведения отрабатывались коммуникативные и поведенческие навыки взаимодействия с ровесниками. Во время прогулок и занятий огородничеством проводились беседы нравственного содержания. Таким образом, детей подготавливали к усвоению ценностей, к осмысленным поступкам в обществе, к размышлениям своего жизненного предназначения [12].
«В 1911 году для колонии было построено новое здание, в которое было переведено часть детей, а в 1912 году, по распоряжению царя, была безвозмездно передана земля в Ай-Даниле. В этом же году колонии было присвоено имя цесаревича Алексея Николаевича» [13, 2].
Членами Ялтинского отдела Лиги борьбы с туберкулезом проводилась большая и кропотливая работа по борьбе с этим заболеванием. Поэтому они оказывали всяческое содействие доктору П. Нания в открытии в 1912 году детской климатической колонии социального статуса. Учреждение было предназначено как для здоровых, но обессиленных детей, так и для детей беспризорных, которые находились на первой стадии туберкулеза. В качестве приоритетных целей ставилось не только оздоровление воспитанников методами климатотерапии, но и умение лечебных педагогов и учителей организовать конструктивную и целесообразную деятельность, сообразно предрасположенностям каждого ребёнка [14].
Педагогическая деятельность приглашённых воспитательниц охватывала детей до 5 лет и была направлена на организацию познавательных занятий по чтению, пению, развитию мелкой моторики при помощи раскрасок и лепки из глины. С детьми постарше проводились уроки математики, письма, ручного труда и художественного творчества. Важное значение придавалось всевозможным играм с воспитанниками. Основополагающим условием при их проектировании являлось разрешение конфликтных ситуаций между мальчиками и девочками. При организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе использовалась легкая гимнастика с флажками и физические упражнения, которая впоследствии долгое время использовалась в школах СССР. В колонии были организованы практически все виды воспитательной деятельности. Девочек учили вышивать крестиком. Мальчиков профессионально обучали столярному мастерству. Все дети занимались огородничеством, выращивая цветы и овощи на территории колонии, плели корзины из камыша и бамбука
[15].
Благодаря мягкому, целебному климату по инициативе Симферопольского общества «Детская помощь» подобная детская оздоровительная колония открывается в 1905 вблизи Сак [16]. По данным отчёта данного общества в 1908 она была закрыта из -за недостаточного финансирования и смогла восстановить свою деятельность только после четырехлетнего перерыва [17]. Режим работы напоминал систему деятельности летних оздоровительных лагерей конца XX века, а местоположение позволяло за шесть недель укрепить ослабленное здоровье детей из малообеспеченных семей [18].
Начиная с 1900 года, методы климатотерапии, интегрируя с физическим воспитанием, активно используются в деятельности детских площадок. Наиболее известные среди них Пушкинская площадка в Керчи, Шестериковская и Кладбищенская в Симферополе. Две последние были открыты обществом «Детская помощь». Их деятельность выстраивалась по системе П.Ф. Лесгафта, считавшим, что физическое образование детей должно сопровождаться естественными движениями в процессе экскурсий, бега, подвижных игр, прыжков, простых гимнастических упражнений и т.п. Занятия с детьми организовывались и проводились приглашенными
педагогами, окончившими его курсы и получившими специальную подготовку. Упражнения, входящие в игры, были направлены на развитие дыхания, зрения, слуха, сенсорной активности. Делался акцент на содержательное усложнение игр, при этом исключались элементы соревновательности, поощрения и наказания. Сюжетные игры, проводимые со старшими детьми, преследовали цели развития таких качеств, как самостоятельность, инициативность, находчивость, целеустремленность. На всех площадках соблюдались санитарно-гигиенические нормы. Площадки засыпались только увлажненным песком и были оснащены местом для мытья рук [19, 46].
Подобные площадки на побережье Ялты стали открываться лишь в 1916 году в городских садах. Среди них выделялась гимнастическая площадка для различных лечебно-оздоровительных упражнений. Ее инициатором выступила преподавательница Петербургского гимнастического института Е. Глаголева. Активизация деятельности Массандровской, Церковной, Аутской, Толстовской, Мещерской и других детских площадок приходится уже на период советской власти, начиная с 1918. Причем в зимний период они работали в статусе детских клубов в специальных помещениях, выделенных Ялтинской Городской Думой [20].
Заключение. Таким образом, проведенное исследование показало, климатотерапия была связана с климатическими особенностями данного региона, имела немедикаментозную направленность, опиралась на научные подходы и авторские открытия ученых. Важная роль в развитии климатотерапии, без всякого сомнения, принадлежит знаковым именам врачей и педагогов лечебно-оздоровительных учреждений, их прогностическому видению. Деятельность руководимых ими коллективов выстраивалась с опорой на педагогические идеи лечебной педагогики, ее основополагающие принципы интеграции, гуманизации, антропологического подхода, которые позволили использовать лечебно-педагогическую практику, в частности, методы климатотерапии в открытом социуме.
1. Финкельштейн, Л. Лечение солнцем, воздухом и водой в детской лечебнице / Л. Финкельштейн, А. Якубовский. - Санкт-Петербург, 1908. - 32 с.
2. Отчёт общества детской климатической колонии в Ялте (ЮБК) за 1906 год. -Ялта, 1907. - 21 с.
3. Головань, Т.М., Пониманская, Т.И. Общественное дошкольное воспитание в Крыму (вторая половина XIX - начало ХХ века): монография / Т.М. Головань, Т.И. Пониманская. - Киев: Слово, 2009. - 224 с.
4. Савочка, А.Н. Благотворительность в Таврической губернии (1822-1920). / А.Н. Савочка; под ред. А.А. Непомнящего. - Симферополь: Доля, 2012. - 320 с.
5. Мальгин, А. Русская Ривьера. Курорты, туризм и отдых в Крыму в эпоху Империи: конец XVШ-начало XX вв./ А. Мальгин. - Симферополь: СОНАТ, 2004. - 352 с.
6. Головань, Т.М. Система дошкольного воспитания в Крыму: история и современность / Т.М. Головань // Гуманитарные науки. - 2015. - № 4. - С. 15-26.
7. Отчёт за 1907 г. общества детской климатической колонии в Ялте. Функц. 3-й год. -Ялта, 1908. - 18 с.
8. Головань, Т.М. Вклад Готавалова-Готлиба в развитие образования в Ялте в начале XX века / Т.М. Головань // Психология и педагогика на современном этапе. - 2015.
- № 6. - С. 56-62.
9. Устав общества Ялтинской колонии для слабых и болезненных детей. - Ялта, 1905. - 16 с.
10. Красюкова, Л.Е. Социальное воспитание детей в летних детских колониях Крыма начала XX века / Л.Е. Красюкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. №48-1. - С. 162-167.
11. Л.К. К предстоящему открытию 1 мая детской климатической колонии в Ай-Тодоре и годичному, общему собранию членов ея 24 апреля / Л.К. // Ялтинский вестник. -1911. - 21 апр.
12. Отчёт по командировке старшего помощника начальника отделения канцелярии Совета министров Н.К. Ди-Сеньи в Бессарабскую, Волынскую, Киевскую, Могилевскую, Полтавскую, Таврическую, Харьковскую и Херсонскую губернии и Терскую область для ознакомления с деятельностью некоторых учреждений, получающих от Романовского комитета пособия на дело призрения крестьянских сирот и детей воинов.
- Петроград., 1916. - 115 с.
13. Благотворительность // Толковый словарь. / В.И. Даль. - Москва : Иностранка, 1956.- С. 121
14. Ножников, Б. Об очередных нуждах Ялтинской детской климатической колонии / Б.Ножников // Ялтинский вестник. - 1911. - 26 февр. - С. 3-4
15. Нания, П.П. Доклад доктора П.И. Нания о детской колонии Ялтинского отделения лиги борьбы с туберкулёзом / П.П. Нания. - Ялта, 1913. - 12 с.
16. Отчёт о деятельности Симферопольского общества «Детская помощь» за 1911 г. - Симферополь: [б.и.], 1912. - 39 с.
17. Отчёт о деятельности Симферопольского общества «Детская помощь» за 1913 год. - Симферополь : Типография Г.М. Эпеля, 1914. - 50 с.
18. Головань, Т.М. Система дошкольного образования в Крыму: история и современность / Т.М. Головань // Гуманитарные науки. - 2015. - №4 (32). - С. 153-160.
19. Отчёт о деятельности Симферопольского общества «Детская помощь» за 1913 год. - Симферополь: Типография Г. М. Эпеля, 1914. - 50 с.
20. Дело по устройству площадки для детских игр // Государственный архив Республики Крым. - Ф. 522. - Оп. 1. - Т 2. - Д. 2085. - С. 3.
References
1. Finkelstein L., Yakubovsky A. (1908) Lechenie solncem, vozduhom i vodoj v detskoj lechebnice [Treatment with sun, air and water in a children's hospital]. - St. Petersburg. 32 p.
2. Report of the society of the children's climatic colony in Yalta (South Coast) for 1906. Yalta, 1907. 21 p.
3. Golovan T.M., Ponimanskaya T.I. (2009) Obshchestvennoe do-shkol'noe vospitanie v Krymu [Public preschool education in Crimea] (second half of the 19th - early 20th century): monograph. Kyiv: Slovo Publishing House. 224 p.
4. Savochka A.N. (2012) Blagotvoritel'nost' v Tavricheskoj gubernii [Charity in the Tavricheskaya province] (1822-1920). / ed. by A.A. Nepomniachtchi. Simferopol: Share. 320 p.
5. Malgin A. (2004) Russkaya Riv'era. Kurorty, turizm i otdyh v Krymu v epohu Imperii [Russian Riviera. Resorts, tourism and recreation in the Crimea in the era of the Empire]: Late 18th - early 20th centuries. Simferopol: SONAT. 352 p.