объяснить с помощью простых примеров основные направления той или иной деятельности при определенных ситуациях и отношениях.
Рассматривая педагогическую культуру с такой точки зрения, следует отметить, что она выполняет такие функции как: регулирующую; сохраняющую; воспроизводительную.
Все выше перечисленные функции способствуют развитию педагогической реальности.
Личностно-творческий компонент следует рассматривать как один из наиболее значимых. Данный компонент в полной мере способствует проявлению творческих способностей педагога. Его основа - творческая самореализация и полная индивидуальность педагога в профессиональной деятельности.
Непрерывность педагогической деятельности приводит к тому, что педагог стремиться к освоению новых методов, приемов и методик в образовательном процессе с одной лишь целью внести что-то новое и интересное в рамках читаемой дисциплины для более понятного ее восприятия.
Выводы. В широком понимании педагогическая культура представляется как культура масс. Именно она является важным звеном общей культуры общества в целом. Смена эпох, следовательно, и культурного развития приводит к изменениям в педагогической деятельности, на фоне чего происходит процесс формирования нового типа педагогической культуры.
В заключение следует отметить, что педагог должен вести постоянную работу в направлении развития и совершенствования как профессиональной, так и педагогической культуры. Профессионализм педагога должен подсказать, где и в каких ситуациях необходимо провести четкое разграничение между педагогическими ценностями и технологиями, чтобы спрогнозировать конечный результат обучения на фоне повышения эффективности и улучшения образовательного процесса в целом.
Литература:
1. Библер, В.С. На гранях логики культуры / В.С. Библер. - Москва: Русское феноменологическое общество, 1997. - 423 с.
Образование и эпоха [Текст]. - Education and epoch: (актуальная научная парадигма): монография / под общ. ред. Олега Ивановича Кирикова. - Житомир: Наука информ, 2014. - 21 см.
Педагогика: семья - школа - вуз - общество (образовательно-инновационные технологии). Монография / Астадурьян А.П., Ахметшина И.А., Балакирева Н.А. [и др.]; - Воронеж-Москва, 2021. - 186 с.
Педагогика
УДК 372.2
кандидат педагогических наук, доцент Толкова Наталья Михайловна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Морозова Татьяна Николаевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Арт-терапия прочно завоевала ведущие позиции в работе с детьми дошкольного возраста. Данное направление дает возможность ребенку самореализоваться в творчестве, повысить свою самооценку, выразить чувства к происходящему. Функциями педагогической арт-терапии являются обучение, воспитание, развитие, социализация. В процессе творчества ребенок исследует реальность, познает новые стороны продукта творчества. В статье раскрываются актуальные направления арт-терапии применяемы в дошкольных образовательных организациях. Авторы статьи приводят подробное описание и анализ основных направлений работы с детьми дошкольного возраста. Основными направлениями в арт-терапии в работе с дошкольниками являются изотерапия, сказкотерапия, мандалатерапия, куклотерапия, ландшафтная терапия, музыкальная и танцевальная терапия. Авторы уделяют большое внимание развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изотерапии. В статье приведена классификация занятий по изобразительной деятельности. Кроме того, в статье авторы обращают внимание на то, что процессе рисования развивается чувственно-двигательная координация, развивается межполушарное взаимодействие, что в свою очередь положительно влияет на развитие творческого потенциала ребенка. Применяя инновационную методику арт-терапии в дошкольной образовательной организации, педагог способствует творческой самореализации детей дошкольного возраста, их эмоциональному благополучию, развитию коммуникативных способностей. Благодаря данной методике дошкольники более успешно овладевают коммуникативными навыками, это дает им ощущения успеха, что очень важно для успешной социализации в среде сверстников и адаптации к новым условиям.
Ключевые слова: Арт-терапия, ребенок дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация, развитие, социализация, творческое развитие, эмоциональное развитие, инновации.
Annotation. Art therapy has firmly gained a leading position in working with preschool children. This direction gives the child the opportunity to self-actualize in creativity, increase his self-esteem, express feelings about what is happening. The functions of pedagogical art therapy are training, education, development, socialization. In the process of creativity, the child explores reality, learns new sides of the product of creativity. The article reveals the current directions of art therapy used in preschool educational organizations. The authors of the article provide a detailed description and analysis of the main areas of work with preschool children. The main directions in art therapy in working with preschoolers are isotherapy, fairy tale therapy, mandalotherapy, doll therapy, landscape therapy, music and dance therapy. The authors pay great attention to the development of creative abilities of preschool children by means of isotherapy. The article provides a classification of visual activities. In addition, in the article, the authors draw attention to the fact that the process of drawing develops sensory-motor coordination, develops interhemispheric interaction, which in turn has a positive effect on the development of the creative potential of the child. Applying an innovative method of art therapy in a preschool educational organization, the teacher promotes the creative self-realization of preschool children, their emotional well-being, and the development of communicative abilities.
Key words: Art therapy, preschool child, preschool educational organization, development, socialization, creative development, emotional development, innovation.
Введение. Приоритетом современного образования детей дошкольного возраста является личностно-ориентированная парадигма, при которой признается уникальность каждого ребенка, его индивидуальная образовательная траектория
развития, направленные на поддержку индивидуальности ребенка, заботе о его эмоциональном благополучии. Для реализации данной парадигмы важно внедрять в образовательный процесс детского сада инновационные эффективные методы и приемы, способствующие творческой самореализации и улучшению эмоционального состояния дошкольника. Одним из таких инновационных методов является арт-терапия т.к. посредством рисунка, игры, сказки, музыки данное направление даёт ребенку самореализоваться в творчестве, повысить свою самооценку, привлечь внимание к продуктам своего творчества, выразить чувства к происходящему.
Лебедева Л.Д. отмечает, что в понятие «арт-терапия» входит два контекста: психологический и педагогический [31. Функциями педагогической арт-терапии являются обучение, воспитание, развитие, социализация. В процессе творчества ребенок исследует реальность, познает новые стороны продукта творчества. Арт-терапия стимулирует воображение, развивает познавательные и созидательные навыки. Кроме того, данная инновационная методика направлена на повышение процесса коммуникации со сверстниками и взрослыми, создает положительные условия для успешной социализации в обществе [5]. Цель данной статьи - рассмотреть основные направления арт-терапии, ориентированные на творческое развитие и эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста.
Изложение основного материала статьи. Основными направлениями в арт-терапии в работе с дошкольниками являются изотерапия, сказкотерапия, мандалатерапия, куклотерапия, ландшафтная терапия, музыкальная и танцевальная терапия. Остановимся на каждом направлении более подробно.
Многие техники арт-терапии оченьhttps:/Msu.antiplagiatш/report/fuИ/371?page=8 схожи с неклассическими техниками рисования, часто используемыми в дошкольных образовательных организациях [6]. Наиболее изучена и понятна детям изотерапия - как одно из направлений арт-терапии. Изотерапия - воздействие на ребенка посредством изобразительной деятельности. Целями данного направления являются:
- создание благоприятных условий для успешного эмоционального развития дошкольника;
- развитие творческого воображения;
- совершенствование коммуникативных навыков;
- развитие ручной моторики.
В процессе рисования развивается чувственно-двигательная координация, развивается межполушарное взаимодействие [41. В рисунках ребенок отражает свои чувства и отношения к окружающему, выражает свои мечты и желания. Кроме непосредственно рисования развивающим и коррекционным эффектом обладают разнообразные игры с изобразительным материалом (экспериментирование с краской, пластилином, бумагой и т.д.). На таких занятиях у детей повышается интерес к изобразительной деятельности, снижается напряженность, возникает ситуация успеха. К таким занятиям относятся рисование пальцами, ладошками, различными материалами (скомканной бумагой, листьями растений, нитками, поролоном, ватными палочками, солью и др.), платилинография, бумагопластика, экспериментирование с цветом, монотипия и т.д.
Большие возможности для развития эмоционального благополучия детей заложены в работе с пластилином. Здесь и развитие фантазии, ощущения пространства, мелкой моторики, координации движений, памяти, развитие речи, формирование представлений о форме и цвете [31. В процессе работы с пластилином дошкольник начинает познавать окружающую действительность. Скульптор И.Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «... В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета..» [31. При работе одновременно двумя руками развивается межполушарное взаимодействие, что способствует развитию внимания и саморегуляции.
Достаточно широко в детском саду применяется направление игротерапия. Суть данного направления заключается в том, что в дошкольном детстве игровая деятельность является ведущей, именно в игре ребенок знакомится с трудовой деятельностью взрослых, принимает на себя социальные роли. В игре проявляются индивидуальные и возрастные особенности дошкольников.
Основная цель игротерапии заключается в помощи ребенку выразить свои переживания посредством понятной для него деятельности (игровой). Игры с детьми организуются в любое свободное время как индивидуально, так и по подгруппам [51.
Наиболее часто применяют следующие виды и формы игротерапии:
1. Роль взрослого в игре:
- директивная - взрослый организует, руководит игровую деятельность ребенка;
- недирективная - взрослый создаёт условия для самостоятельной деятельности дошкольника.
2. По структуре:
- структурированные игры;
- неструктурированные игры.
3. По форме организации процесса:
- групповые;
- индивидуальные.
Форму игротерапии педагог выбирает в зависимости от цели и задач, стоящих перед ним.
Следующее направление арт-терапии, сказкотерапия. Активно применяемое в последние несколько лет в дошкольных образовательных организациях воспитателями и педагогами-психологами, использующее сказочную форму для интеграции личности детей дошкольного возраста, их творческого и коммуникативного развития. По мнению психологов привлекательность сказкотерапии объясняется тем, что она универсальна, сказка информативна, экологична, безгранична, эмоциональна и мудра [11. В сказках ребенок ставит себя на место героя, вместе с которым проходит через все трудности и побеждает зло. При этом не только развивается воображение ребенка, но и растет его уверенность в себе, оптимизм. Основные приемами работы со сказкой являются: рассказывание, анализ, переписывание, сочинение сказок, а также их постановка [21.
Не менее распространенным направлением является куклотерапия, основанное на отождествлении ребенка с героями сказки, мультфильма или любимой игрушкой. Функции данного направления достаточно разнообразны:
1. Коммуникативная - направлена на формирование положительного взаимодействие дошкольников со сверстниками и взрослыми).
2. Релаксационная - направлена на снятие эмоционального напряжения дошкольников.
3. Воспитательная - направлена на коррекцию личности каждого ребенка посредством игровых моделей.
4. Развивающая - направлена на всестороннее развитие личности ребенка.
5. Обучающая - направлена на получение детьми информации об окружающей действительности.
В куклотерапии используют различные варианты кукол: куклы-марионетки, теневые, пальчиковые, веревочные, плоскостные, перчаточные куклы и т.д.
Направление куклотерапии базируется на нескольких понятиях: «игра», «кукла», кукольный театр» [51. Игра, для ребенка является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве и выступает средством выражения чувств, эмоций и т.д.
Музыкотерапия использующее музыку как средство нормализации эмоционального состояния детей дошкольного возраста, устранения двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении и т.д. Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии), в детском саду можно используются активные методы и приёмы музыкотерапии: логоритмика (пальчиковые, речевые, музыкально-ритмические, коммуникативные игры и упражнения), вокалотерапия, музицирование на детских музыкальных инструментах, психогимнастические этюды и упражнения.
Посредством музыкотерапии у детей дошкольного возраста развиваются творческие способности.
Танцевальная терапия, в последние годы, заняла свою нишу в дошкольном образовании. Танцевальная терапия помогает ребенку выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения. Танец позволяет познать тело, пространство, активизирует внимание, память, мышление, развивает координацию движений и чувство ритма, способствует взаимодействию между детьми.
Одной из важных составляющих танцевальной терапии является танцевальная игра т.е. важно на каждом занятии задания преподносить в форме игры. Танец в сочетании с игрой помогает ребенку дошкольного возраста импровизировать, выражать свои эмоции и чувства. Танцевальные игры, в танцевальной терапии строятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств.
Ландшафтная арт-терапия - инновационный психотерапевтический подход, основанный на использовании природы и творческих практик в терапевтическом процессе [31. Данное направление основано на взаимодействии с природой, её естественностью, всей гаммой звуков, ароматов, красок. Зачастую, ландшафтная арт-терапия предполагает создание композиций из природного материала на лоне природы, создание природных арт-объектов. Данное направление позволяет развить у ребенка, чувство прекрасного, помогает воссоединиться с природой, стимулирует к творчеству, кроме того, занятия с природным материалом на природе способствуют развитию сенсорики, внимания, мышления, памяти, активизирует воображение, формирует чувство ответственности за окружающую среду, снимает психоэмоциональное напряжение.
Мандалотерапия - разукрашивание, рисование мандал, создание мандал из различных материалов (природного, бросового). Мандалотерапия развивает мелкую моторику, математическое и пространственное мышление, посредством знакомства с большим многообразием видом симметрии, знакомятся с орнаментом. В процессе раскрашивания и создания мандал у дошкольников улучшается эмоциональное состояние, снимается напряжение, развиваются творческие способности. Кроме того, дошкольники становятся более усидчивыми и аккуратными, что необходимо им на следующей ступени образования т.е. в начальной школе.
Выводы. Таким образом, применяя инновационную методику арт-терапии в детском саду, педагог способствует творческой самореализации детей дошкольного возраста, их эмоциональному благополучию, развитию коммуникативных способностей. Благодаря данной методике дошкольники более успешно овладевают коммуникативными навыками, что очень важно для успешной социализации в среде сверстников и адаптации к новым условиям.
Литература:
1. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина / В.С. Горичева, М.И. Нагибина. - Москва: Академия развития, 2008. - 192 с.
2. Дрезнина, М.Г. Игры на листе бумаги / М.Г. Дрезнина. - Москва: Искатель, 2008. - 79 с.
3. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - 160 с.
4. Ломакина, Г.Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем / Г.Р. Ломакина. - М.: Центрполиграф, 2010. - 160 с.
5. Толкова, Н.М. Арт-терапевтические методы и приемы в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной организации / Н.М. Толкова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. научных трудов. - Ялта, РИО ГПА, 2019. - Вып. 62(2). - С. 233-235.
Педагогика
УДК 378
кандидат технических наук, доцент кафедры педагогики и социально-экономических дисциплин Улитин Егор Вячеславович
Южно-Уральский государственный аграрный университет (г. Троицк)
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СО СТУДЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ ХРОНИЧЕСКИЕ
ЗАБОЛЕВАНИЯ
Аннотация. В статье освещена проблема физической подготовки студентов имеющих хронические заболевания. Для решения этой проблемы нами был о определено содержание методики воспитания физических качеств у студентов, относящихся к специальной медицинской подгруппе «А» и обоснована эффективность применения представленной методики. Цель исследования - определить и обосновать эффективность методики воспитания физических качеств у студентов, относящихся к специальной медицинской подгруппе «А». Исследование проводилось на базе Южно-Уральский государственного аграрного университета (ЮУрГАУ). В состав контрольной и экспериментальной групп вошли 24 студента от 16 до 17 лет, учащиеся в «ЮУрГАУ». Выборка осуществлялась рандомно, но по гендерному признаку было распределение в группах по 7 юношей и 5 девушек. В состав методики воспитания физических качеств у студентов, относящихся к специальной медицинской подгруппе «А» вошли средства направленные на развитие: координации, выносливости, гибкости. Программа адаптации подобрана в зависимости от исходного здоровья каждого студента представленной выборки, состояния их физических возможностей. Выявлено, что представленная нами методика имеет преимущественную направленность на развитие гибкости и координации по сравнению со средствами общеразвивающей гимнастики. Данный вывод сделан на основе того, что темпы прироста показателей контрольных тестирований: усложненная проба Ромберга (26,3%), наклон вперед сидя (40%) значительно превышают темпы прироста показателей других тестирований и показателей контрольной группы.
Ключевые слова: хронические заболевания, специальная подгруппа «А», студенты, адаптивная физическая культура.
Annotation. The article highlights the problem of physical training of students with chronic diseases. To solve this problem, we have determined the content of the methodology for the education of physical qualities in students belonging to the special medical subgroup "A" and substantiated the effectiveness of the application of the presented methodology. The purpose of the study is to