SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021
ISSN: 2181-1601
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Элина Авдонина
Ташкентский государственный педагогический университет
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме развития и коррекция речи детей с нарушениями речи. Одним из основных факторов успешной социальной адаптации детей с общим недоразвитием речи является коммуникативная компетентность в пространстве взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
«Арт-терапия не то же самое, что творчество. Когда мы рисуем, мы расслабляемся, снимаем эмоциональное напряжение, но арт-терапия — это петля в реальность: продукт творчества ребенка должен быть облачен в слова. Вы обсуждаете каждую деталь его произведения, рассматриваете и изучаете ее с ребенком».
Ключевые слова: арт-терапия, дошкольники, занятия, игра, развитие, рисование.
ART THERAPY AS A MEANS OF SPEECH CORRECTION IN PRESCHOOL
CHILDREN
Elina Avdonina
Tashkent State Pedagogical University
ABSTRACT
The article is devoted to the problem of development and speech correction of children with speech disorders. One of the main factors in the successful social adaptation of children with general speech underdevelopment is communicative competence in the space of interaction with peers and adults. It is the preschool age that is extremely favorable for mastering communication skills due to its special sensitivity to linguistic phenomena, interest in understanding speech experience, communication. "Art therapy is not the same as creativity. When we draw, we relax, relieve emotional stress, but art therapy is a loop into reality: the product of a child's creativity must be put into words. You discuss every detail of his work, examine and study it with the child. "
Keywords: art therapy, preschoolers, classes, play, development, drawing.
ВВЕДЕНИЕ
Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты:
Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.
МЕТОДОЛОГИЯ
Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы пойти на арт-терапию или стать педагогом-психологом, практикующим эту технику в своей работе. Арт-терапевт должен быть эмпатичен — для него крайне важно чувствовать состояние ребенка, который пришел на прием. Специалисту необходимо быть готовым к тому, чтобы не использовать директивные методы поведения. Важно находиться рядом и наблюдать, бережно следовать за ребенком, не навязывая свое видение мира, не загоняя в рамки. Методы арт-терапевтического процесса
Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками. Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.
Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение
собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.
Песочная терапия.
Терапия водой.
Игротерапия.
Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей. Танцевально-двигательная терапия.
Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.
Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах. Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей.
МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.
Основные функции Актуализирующая — связана со способностью фотографии оживлять события из прошлого и прорабатывать эмоции от переживания тех событий с педагогом-психологом. Стимулирующая — при создании и просмотре снимков происходит активация разных сенсорных систем: зрения, тактильной чувствительности, кинестетики и т.д. Деконструирующая — освобождение человека от ложных установок, значений. Смыслообразующая — помогает человеку увидеть смысл его поступков и переживаний. Рефрейминг — создание фотоколлажей, чтобы изменить смысл произошедшего. Защита — выстраивание дистанции от травматических событий или малоприятных ситуаций, которые были в прошлом. Удерживающая — фотография может удерживать чувства от бессознательного прорыва в реальность, и при этом их можно спокойно изучать. Экспрессивно-катарсическая — повторное более глубокое переживание чувств ребенка.
Основные группы методов фототерапии
Группа А. Развитие памяти, внимания, мышления, тонкой моторики. Группа Б. Общие темы. Содержит техники, помогающие осознанию чувств и эмоций, а также способствует их выплеску, выражению. Сюда входят и техники на самораскрытие, на раскрытие внутренних ресурсов, улучшение способности к самоконтролю и др.
Группа В. Восприятие себя. Здесь содержатся техники, помогающие исследовать собственное «Я» и свой внутренний мир.
Группа Г — содержит техники и упражнения для парной работы.
Группа Д — включает техники для совместной работы участников, позволяющие
решить ряд проблем примерно так же, как и в группе Г.
Группа Е — набор сочетающихся между собой техник из предыдущих пунктов. Большинство исследователей (Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, А.И. Захаров, М.В. Киселева и др.) к распространенным причинам нарушения эмоционального неблагополучия детей относят: завышенные требования к ребенку; догматическую систему воспитания, не учитывающую способности, интересы и склонности детей; несогласованность требований со стороны взрослых; переизбыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);
конфликтные отношения между родителями; тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками и т.д. . Так же, согласно
ОБСУЖДЕНИЕ
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы, поскольку арттерапия, в частности - изобразительная деятельность, наиболее подходит для работы с детьми 5-6 лет в рамках профилактической, коррекционной и развивающей деятельности педагога-психолога по предупреждению эмоциональных нарушений. Применение техник арт-терапии выбрано с учетом возрастных особенностей старших дошкольников: ведущая потребность в этом возрасте - потребность в общении и творческая активность; ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра; ведущая функция - воображение. Рисование, фантазирование, сочинение историй для ребенка - это тоже формы игры. Творчество ребенка носит проективный характер. В процессе рисования, игры, сочинения историй дети непроизвольно получают возможность выразить свои чувства и эмоции, обозначить состояние своего внутреннего «Я», уменьшить тревожность, агрессивность, обрести уверенность в своих силах, получить положительные эмоциональные переживания, обучится конструктивным навыкам общения и эффективным моделям поведения. Согласно В.А. Аверину, в рамках данного возрастного этапа развития аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий, путем многократного их варьирования в игре, рисовании и других видах продуктивной творческой деятельности, в случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются к замещающему воображению . Таким образом, коррекционно-развивающие возможности арт-терапии предоставляют ребенку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, а также способствует развитию творческих способностей, речевой и познавательной активности. Все это и определяет мощный психотерапевтический потенциал рисования, поскольку в рисунке ребенок дает выход своим переживаниям, желаниям и мечтам. Соответственно этому, цель работы заключается в исследовании эффективности реализации программы коррекции детей дошкольного возраста средствами арт-терапии.
РЕЗУЛЬТАТ
Методы и приемы работы: коммуникативные и развивающие игры, психогимнастика, работа с кинетическим песком, сказкотерапия, дыхательные упражнения, кинезиологические упражнения, упражнения для глаз, телесные упражнения, упражнения для развития произвольности, упражнения для
релаксации (снятие напряжения), игровой массаж и самомассаж с использованием колючих мячей, массажных роликов для рук и ног, ортопедических ковриков, сенсорной тропы для ног и т.п. Педагогическая и коррекционная психология Специальные техники и приемы изотерапии - «Кляксография», рисование настроения и различных эмоций, в том числе и под определенную музыку, рисование настроения ладошками (упр. «Замок эмоций»), выполнение коллажей на заданную тему («Семья», «Дружба»), техника «Овощных печатей», рисование линий, соответствующих определенному настроению (грустные, веселые, печальные, сердитые и т.д.), рисование своего имени, раскрашивание мандал. Применение данных приемов и техник выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных и негативных, а также выступает средством для снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперактивности, застенчивости, тревожности и страхов. В процессе коррекционной работе были отмечены следующие положительные изменения в поведении детей: - наличие позитивной динамики в умении дифференцировать, графически изображать основные эмоциональные состояния и выражать их социально приемлемыми способами; - снижение негативных переживаний и деструктивных проявлений детей в контактах, таких как неуверенность, тревожность, обидчивость, агрессивность; - повышение способности сотрудничать, а также соперничать и соревноваться. Таким образом, данные сравнительного анализа констатируют тот факт, что творческие виды деятельности являются достаточно эффективным методом, который способствует снижению уровня тревожности дошкольников, выступает как способ компенсации травмирующих переживаний, повышает коммуникативные возможности детей, их познавательную и речевую активность, развивает творческие возможности.
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Для эффективного развития коммуникативной компетентности необходимо подобрать такой метод, который бы позволил использовать невербальный и вербальный способ общения. Одним из современных методов психологической коррекции и психотерапии, который сочетает в себе эти два способа общения является арт-терапия. В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей программы с использованием метода арт-терапии для развития коммуникативной компетентности старших дошкольников. В исследовании подтверждается предположение о том, что групповая арт-терапия способствует развитию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраст с нарушениями развития речи.
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021
ISSN: 2181-1601
REFERENCES
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся // Управление начальной школой. - 2009 - № 2. - С. 4-10.
2. Копытин А.И. Психодиагностика в арт-терапии / А.И.Копытин. - СПб.: речь, 2014. - 288 с.
3. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка / Г.Р. Хузеева - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. - 78 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Игра с песком. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2015. - 256 с.
5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2008. - 160 с.