Научная статья Original article УДК 373.1
АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ART TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING YOUNGER STUDENTS: THEORY AND PRACTICE
Стерхова Наталья Сергеевна, магистрант 1 года обучения, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (641876 Россия, Курганская область, город Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3), тел. 89195663764, https://orcid.org/0000-0001-5599-6886, [email protected]
Новоселова Снежана Павловна, студентка 1 курса, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (641876 Россия, Курганская область, город Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3), тел. 89224253745, novoselovasnezhana16.10.2001 @gmail.com
Соснина Александра Андреевна, студентка 1 курса, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (641876 Россия, Курганская область, город Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3), тел. 89224275147, [email protected]
Разливинских Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (641876 Россия, Курганская область, город Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3), тел. 89128330666, https://orcid.org/0000-0003-3475-9114, [email protected]
3053
Natalia S. Sterkhova, Master's student of 1 year of study, Shadrinsky State Pedagogical University (641876 Russia, Kurgan region, Shadrinsk, K. Liebknecht str., 3), tel. 89195663764, https://orcid.org/0000-0001-5599-6886, [email protected]
Snezhana P. Novoselova, 1st year student, Shadrinsky State Pedagogical University (641876 Russia, Kurgan region, Shadrinsk, K. Liebknecht str., 3), tel. 89224253745, novo selovasnezhana16.10.2001 @gmail .com
Alexandra A. Sosnina, 1st year student, Shadrinsky State Pedagogical University (641876 Russia, Kurgan region, Shadrinsk, K. Liebknecht str., 3), tel. 89224275147, [email protected]
Irina N. Razlivinskikh, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Primary Education, Shadrinsky State Pedagogical University (641876 Russia, Kurgan region, Shadrinsk, K. Liebknecht str., 3), tel. 89128330666, https: //orcid.org/0000-0003-3475-9114, [email protected]
Аннотация. В статье обосновывается актуальность использования арт-технологий в начальных классах, вызванная тем, что они способствуют нивелированию многих проблем, возникающих у ребенка младшего школьного возраста в ходе его социального и психофизиологического развития. С целью более детального изучения теоретических аспектов обозначенной проблемы авторы обращаются к определению понятия арт-технологии, опираясь при этом на метод синтеза информации. Различая понятия «арт-технология» и «арт-терапия», авторы акцентируют внимание на том, что арт-терапия направлена на психологическую коррекции или лечение, а арт-технологии - на достижение и решение поставленных учебно-воспитательных задач. Результатом систематизации материалов исследования является составление характеристик и выявление функций каждой из указанных в работе арт-технологий. Обратившись к изучению
3054
многочисленных работ, авторами представлены и охарактеризованы такие виды арт-технологий, как арт-изо, арт-лепка, арт-песок, арт-сказка, арт-театр, арт-музыка, арт-ритмика. Среди функции арт-технологий, применяемых в начальной школе, выделены профилактическая, коррекционная, нивелирующая и другие функции. Также авторы указывают, что данные технологии обеспечивают детям смену ролей, изменение стилей общения, активизацию резервных возможностей и мн. др. Результаты проведенного в ходе исследования анализа позволили выявить возможности применения арт -технологий в образовательном процессе начальной школы не только на уроках технологии, литературного чтения, изобразительного искусства, но и на всех уроках, а также во внеурочной деятельности. Областью применения полученных результатов исследования может стать совершенствование образовательного процесса начальной школы за счет использования арт-технологий.
Abstract. The article substantiates the relevance of the use of art technologies in primary school, caused by the fact that they contribute to the leveling of many problems that arise in a child of primary school age in the course of his social and psychophysiological development. In order to study the theoretical aspects of the problem in more detail, the authors turn to the definition of the concept of art technology, relying on the method of information synthesis. Distinguishing between the concepts of "art technology" and "art therapy", the authors emphasize that art therapy is aimed at psychological correction or treatment, and art technology is aimed at achieving and solving the set educational tasks. The result of the systematization of the research materials is the compilation of the characteristics and identification of the functions of each of the art technologies indicated in the work. Having turned to the study of numerous works, the authors presented and characterized such types of art technologies as art art, art modeling, art sand, art fairy tale, art theater, art music, art rhythmics. Among the functions of art technologies used in primary school, preventive, correctional, leveling and other functions are
3055
highlighted. The authors also point out that these technologies provide children with a change of roles, a change in communication styles, activation of reserve capabilities, and many others. The results of the analysis carried out during the study revealed the possibilities of using art technologies in the educational process of primary school not only in technology lessons, literary reading, fine art, but also in all lessons, and also in extracurricular activities. The field of application of the obtained research results may be the improvement of the educational process of primary school through the use of art technologies.
Ключевые слова: младший школьник, начальная общеобразовательная школа, образовательный процесс, арт-технологии, возможности применения арт-технологий в образовательном процессе начальной школы.
Keywords: junior high school student, primary secondary school, educational process, art technologies, possibilities of using art technologies in the educational process of primary school.
Введение. Использование арт-технологий в начальных классах, бесспорно, актуально, поскольку оно способствует нивелированию многих проблем в социальном и психофизиологическом плане [2].
Теоретическая база исследования. Синтезируя точки зрения различных авторов [1; 7; 8; 10], мы понимаем арт-технологии как систему педагогических методов, основанных на достижениях искусства и науки (медицины, педагогики, культурологии и др.) и эмоционально значимых для школьников творческих действий в формате творческого конструирования педагога, способствующих активному духовно-нравственному развитию личности и потребности в самосовершенствовании.
Следует различать понятия «арт-технология» и «арт-терапия». Арт-терапия - это психологическая коррекция или лечение, а арт-технологии направлены на достижение учебно-воспитательных целей и решение поставленных задач [1; 6].
3056
Основной целью арт-технологий является решение учебно-воспитательных, педагогических задач на основе гармонизации внутреннего мира учащегося, развитие его личности.
Ход исследования. Важным аспектом исследования арт-технологий является составление их характеристик и выявление функций. Обратившись к изучению многочисленных работ, мы составили таблицу 1 [3; 4; 5; 9; 10; 11].
Таблица 1
Виды арт-технологий и их функции
Название арт-технологии и её краткая характеристика арт-технологии Функции арт-технологии
Технология арт-изо -коррекционно-развивающая технология, опирающаяся на различные техники изобразительного искусства (в том числе, нетрадиционные) позволяет детям: 1) выражать свои эмоции и чувства через цвет, линии, формы; 2) чувствовать себя художником, осознавать свой потенциал; 3) регулировать самооценку и взаимоотношения к окружающему миру и т.д.
Технология арт-лепка -технология, ориентированная на коррекцию, основанная на работе с пластическими материалами (глина, пластилин, кинетический песок и многое другое) обеспечивает: 1) глубокую работу с переживаниями, мировосприятием с помощью ваяния различных фигур или образов; 2) развитие моторики; 3) успокоение, умиротворение и т.д.
Технология арт-песок -технология, предполагающая специально созданную песочную способствует: 1) объединению разума, тела и души в процессе рисования песком; 2) активизации мыслительных
3057
среду (световые планшеты или специальные подносы для данной деятельности) процессов и полной концентрации внимания на своих действиях; 3) пробуждению детской любознательности; 4) нейтрализации всего негативного и т.д.
Технология арт-сказка -технология, ориентированная на профилактику и решение конфликтов посредством сказкосказания. В сказку включаются персонажи в соответствии с реально действующими участниками конфликта и условными отношениями, схожими с настоящими способствует: 1) появлению позитивных результатов школьников, испытывающих различные эмоциональные и поведенческие трудности; 2) принятию детьми своих чувств (лживость, вина, стыд); 3) пониманию ребёнком своих проблем и нахождению разнообразных путей их решения и т.д.
Технология арт-театр -технология, ориентированная на решение психологических проблем, опирающаяся на куклотерапию и имаготерапию, использование теневого, кукольного, настольного и других видов театра обеспечивает: 1) обогащение эмоциональных ресурсов; 2) воспитание способностей адекватно реагировать на возникшие проблемные ситуации; 3) тренировку способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент и т.д.
Технология арт-музыки -технология, ориентированная на психосоматическое и обеспечивает: 1) регулирование физиологических и психических функций организма; 2) стимулирование творческих проявлений;
3058
психотерапевтическое воздействие на ребенка 3) активизацию социальной позиции и т.д.
Технология арт-ритмика -технология, ориентированная на корректировку и решение психологических проблем, опирающаяся на двигательные, ритмические упражнения, т.е. на танцевально-двигательную терапию способствует: 1) снятию мышечного напряжения, появляющегося в результате стресса; 2) близкую взаимосвязь эмоций и физического напряжения; 3) приобретению ребёнком осознанности и чувственности своего «Я» и т.д.
Из таблицы 1 видно, что арт-технологии, применяемые в начальной школе, выполняют профилактическую, коррекционную, нивелирующие функции, обеспечивая детям смену ролей, изменение стилей общения, активизацию резервных возможностей и мн.др.
Результаты и обсуждение. Результаты проведенного в ходе исследования анализа материалов позволили выявить возможности применения арт-технологий в образовательном процессе начальной школы: 1) применение технологии арт-изо на уроках литературного чтения -отличный инструмент запоминания образов, повышающий, например, качество написания изложений, позволяющий ребенку более детально представить и передать описываемое в тексте. Кроме мысленного, возможно и реальное рисование - это иллюстрации по теме, обложки к определённым произведениям, придумывание символики и атрибутики для определённых персонажей, составление коллажей и многие другие приёмы; 2) применение арт-лепки на уроках технологии дает возможность учащимся строить макеты домов, лепить различные фигуры из пластичных материалов (пластилин, глина, влажный песок), рисуют, параллельно избавляясь от эмоционального или физического напряжения; 3) применение технологии
3059
арт-ритмика возможно на каждом уроке и способствует избавлению от мышечного напряжения, ненадолго сменить умственную деятельность на физическую, помогает собраться с мыслями;
Областью применения полученных результатов исследования может стать совершенствование образовательного процесса начальной школы за счет использования арт-технологий.
Выводы. Таким образом, арт-технологии являются прекрасным инструментом для профилактики, коррекции и нивелирования проблем психофизиологического и социального характера у младших школьников. Рассмотренные в работе виды арт-технологий позволят учителю начальных классов перейти на уровень личностно-ориентированного обучения, тем самым повысив эффективность учебного процесса.
Литература
1. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном и инклюзивном образовании: учеб. для СПО / под ред. Е. А. Медведевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 274 с.
2. Арт-терапия - новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006. 336 с.
3. Вальдес О.М.С. Арт-терапия в работе с подростками: психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2005. 61 с.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. 413 с.
5. Калихова Е. Арт-терапия для детей: увлекательные техники URL: https://rosuchebnik.ru/material/art-terapiya-dlya-shkolnikov/?
6. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб: Речь, 2016. 158 с.
7. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. М.: Когито-Центр, 2007. 196 с.
8. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002. 366 с.
3060
9. Решетникова Е.Н. Арт-педагогическая технология в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29813
10. Светоносова Л.Г. Арт-технологии в современном образовании: учеб. пособие для бакалавров педагогики; Шадр. гос. пед. ун-т. Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2016. 74 с.
11. Тарарина Е.В. Шкатулка мастера: практикум по арт-терапии. - М.: Вариант, 2017. - 200 с.
References
1. Art pedagogy and art therapy in special and inclusive education: studies. for SPO / ed. by E. A. Medvedeva. 2nd ed., ispr. and add. M.: Yurayt Publishing House, 2018. 274 p.
2. Art therapy - new horizons / edited by A.I. Kopytin. M.: Kogito-Center, 2006. 336 p.
3. Valdez O.M.S. Art therapy in working with adolescents: psychotherapeutic types of artistic activity: method. manual. M.: VLADOS, 2005. 61 p.
4. Vygotsky L.S. Psychology of art. St. Petersburg: Azbuka, 2000. 413 p.
5. Kulikova E. Art therapy for children: fascinating techniques URL: https://rosuchebnik.ru/material/art-terapiya-dlya-shkolnikov /?
6. Kiseleva M.V. Art therapy in working with children. St. Petersburg: Speech, 2016. 158 p.
7. Kopytin A.I. Art therapy of children and adolescents / A.I. Kopytin, E.E. Svistovskaya. M.: Kogito-Center, 2007. 196 p.
8. Kopytin A.I. Theory and practice of art therapy. St. Petersburg: Peter, 2002. 366 p.
9. Reshetnikova E.N. Art-pedagogical technology in the development of visual activity of older preschool children // Modern problems of science and
3061
education. 2020. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29813
10. Svetonosova L.G. Art technologies in modern education: studies. manual for bachelors of pedagogy; Shadr. gos. ped. un-T. Shadrinsk: Shadrinsky House of Printing, 2016. 74 p.
11. It's Tarrina.V. Skcatulka mastera: a practicum of art therapies. - M.: Variant, 2017. - 200 s.
© Стерхова Н.С., Новоселова С.П., Соснина А.А., Разливинских И.Н. 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022.
Для цитирования: Стерхова Н.С., Новоселова С.П., Соснина А.А., Разливинских И.Н. АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №4/2022.
3062