Научная статья на тему 'Арт-технологии как средства овладения иноязычным общением в основной школе'

Арт-технологии как средства овладения иноязычным общением в основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
800
87
Поделиться
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / АРТ-ТЕХНОЛОГИИ / ГОВОРЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есаулова Ольга Владимировна

Статья посвящена возможностям включения арт-технологий в обучение речи на английском языке учеников подросткового возраста. Рассмотрено использования различных видов искусства для повышения заинтересованности учеников при обучении иностранному языку. Приведены приемы и этапы работы с арт-технологиями на уроках английского языка. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что арт-технологии являются эффективным средством активизации учебно-речевой деятельности обучающихся основной школы при овладении иноязычным говорением.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есаулова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Арт-технологии как средства овладения иноязычным общением в основной школе»

УДК 378

Есаулова Ольга Владимировна

аспирант.

Московский городской педагогический университет; учитель английского языка

Государственного автономного образовательного учреждения

города Москвы центра образования № 548 «Царицыно»

Klarein@yandex.ru

Olga V. Esaulova

graduate student of the Moscow city

pedagogical university English teacher of the Public autonomous educational institution of the city of Moscow of the center of education No. 548 "Tsaritsyno" Klarein@yandex.ru

Арт-технологии как средства овладения иноязычным общением

в основной школе

Art-techniques like means of acquirement of foreign communication

at secondary school

Аннотация. Статья посвящена возможностям включения арт-технологий в обучение речи на английском языке учеников подросткового возраста. Рассмотрено использования различных видов искусства для повышения заинтересованности учеников при обучении иностранному языку. Приведены приемы и этапы работы с арт-технологиями на уроках английского языка. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что арт-технологии являются эффективным средством активизации учебно-речевой деятельности обучающихся основной школы при овладении иноязычным говорением.

Ключевые слова: английский язык, арт-технологии, говорение, обучение, подростковый возраст.

Annotation. The article is devoted to the possibilities of the art technology in teaching speaking English students adolescence. Review the use of various art forms to enhance the interest of students in learning foreign language. Given the techniques and stages of work with the art technologies at the lessons of English. The TRG studies concluded that art technologies are effective to enhance learning and speech activity of students of the primary school when learning a foreign language speaking.

Key words: еnglish, art-techniques, communication, teaching, teenager.

В современном мире важно владеть иностранном языком как средством общения. Однако на практике нередко можно наблюдать, что ученики основной школы испытывают коммуникативные трудности на уроках английского языка. Сложность обучения устной речи, по мнению психологов и педагогов, связана с рядом факторов, основными из которых являются: эмоциональное напряжение,

языковый барьер, сниженный интерес к обучению [3]. Преодолению этих проблем может способствовать правильный выбор педагогических технологий.

Для преодоления коммуникативных затруднений на уроках английского языка у учеников 5 классов общеобразовательной школы нами были апробированы включенные в обучающийся процесс различные арт-технологии.

До настоящего времени термин «арт-технология» отсутствует в методике преподавания иностранных языков. Он был заимствован нами из психологии. В психологической литературе под данным термином описано использование психологических методов воздействия, основанных на творческой активности, с целью не только психокоррекции, но и всестороннего развития личности человека [2].

Отсутствие четкого обозначения понятия «арт-технология» вызывает удивление, особенно с учетом того, что многие учителя периодически используют в своей практической работе различные виды искусства. При этом потенциал и эффект от применения творческих заданий, основанных на включении в учебный процесс техник и приемов работы над арт-технологиями, не до конца оценен педагогами. Посредством коллажа, танца, драматизации, изобразительной деятельности, музыки и пения можно добиться создания благоприятной учебной атмосферы на уроке, роста мотивации, повышения учебной успеваемости, снятия эмоционального напряжения, а также формирования и развития речевых навыков и умений обучающихся [3].

Важно подчеркнуть, что использование арт-технологий подходит для различных видов работы: индивидуальной, парной, групповой, коллективной. Это особенно актуально для обучения учеников подросткового возраста, которые стремятся подчеркнуть свою самостоятельную, личную точку зрения, а также склонные к реакциям группирования и придают особое значение общению со своими сверстниками. При декларируемой внешней самостоятельности у подростков сохраняется потребность в уважительном и внимательно-доброжелательном отношении к ним авторитетных взрослых, в круг которых обычно входят и педагоги [3].

При переходе школьников из начальной школы в 5 класс основной школы часто можно наблюдать, что подростки испытывают дискомфорт при смене учебной обстановки и при контакте с новыми учителями. Это может привести к эмоциональным нарушениям, появлению замкнутости учеников, затруднениям в общении со сверстниками, возможному отрицательному воздействию на развитие коммуникативных способностей как на родном, так и на английском языках.

Приступая к обучению учеников иностранному языку с включением арт-технологий, целесообразно придерживаться определенных правил. Во-первых, необходимо учитывать психолого-педагогические особенности учеников подросткового возраста. Во-вторых, постараться создать комфортный психологический климат на занятии. В-третьих, отказаться от оценивания творческой деятельности учеников с эстетической и художественной стороны. Немаловажным является и то, что у учеников должна быть свобода выбора материалов и способов работы с ними.

При обучении говорению на английском языке с помощью арт-технологий учителю необходимо выяснить предпочтения учеников: любят ли они слушать музыку, танцевать, рисовать. Исходя из этих данных, преподаватель подбирает арт-технику, подходящую для работы с определенными группами учащихся.

На проводимых нами занятиях наиболее часто использовались рисуночные техники. При этом наблюдалось, в первую очередь, заметное снижение эмоционального напряжения и раскрепощения школьников. Во время работы над созданием своего творческого продукта ученики учились взаимодействовать друг с другом.

Эффект от работы с данным видом арт-технологий может различаться. Показ готовых рисунков и картин школьникам использовался как стимул к обсуждению, высказыванию своей точки зрения на готовое произведение искусства, что активировало завязывание диалога. При самостоятельном рисовании, особенно при выполнении парных и групповых рисунков, наблюдались позитивные изменения их эмоционального состояния, повышалась готовность наладить взаимоотношения со своими одноклассниками, облегчался коммуникативный диалог. В данном случае использование наглядных иллюстративных материалов выступало в качестве своеобразного катализатора процесса общения, повышало интерес к взаимодействию и общению на уроке.

Включение музыки на уроках английского языка по развитию устной речи позволяло сделать учебные занятия нестандартными, за счет чего у подростков отмечалось повышение интереса к уроку. Использование современных и классических музыкальных произведений способствовало развитию их воображения. Музыкальные отрывки с динамичной музыкой использовались в ходе урока для оживления и активизации после монотонных языковых упражнений. Смена темпа урока с разбивкой на спокойные и быстрые отрывки, когда включались короткие отрывки темпераментной, специально подобранной динамичной музыки, приводило к снятию зажатости, повышало интерес к происходящему на уроках. При этом подбор музыки был связан с основной темой урока. Музыкальные произведения и звуковой фон (к примеру, запись шума улицы) помогали воссоздавать атмосферу реальной языковой коммуникации.

По нашим наблюдениям, само использование популярных мелодий, современных песен, красивых музыкальных произведений во многих случаях помогало преодолеть робость и зажатость в общении неуверенным и стеснительным подросткам, находить темы для диалога на уроках английского языка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что использование песен в обучении говорению на иностранном языке предоставляло дополнительные возможности в обучении фонетической стороне речевой деятельности. Прослушивание песен помогало добиться формирования и автоматизации фонетических навыков обучающихся.

Использование арт-технологий в процессе обучения диалогической речи на уроках английского языка позволяет:

• формировать и совершенствовать фонетические, лексические и грамматические навыки;

• расширять словарный запас;

• активизировать новый языковой материал в речи;

• продолжить развитие и совершенствование речевых умений устной речи;

• раскрепостить учеников;

• снять эмоциональное напряжение;

• создать атмосферу реальной языковой коммуникации;

• сделать процесс обучения более живым и эмоциональным;

• повысить мотивацию учеников [1].

На практике процесс обучения диалогической речи с помощью арт-технологий целесообразно строить поэтапно.

На первом этапе, где вводится новый языковый материал, основной акцент необходимо сделать на снижении языковых трудностей. Новые лексические единицы вводятся посредством иллюстративной наглядности, или они могут быть проиллюстрированы с помощью коротких музыкальных отрывков. Предъявление иллюстративной наглядности для семантизации слова содействует лучшему запоминанию. А с помощью использования песенного материала, включающего активную лексику урока, можно лучше отработать и запомнить новые слова и выражения.

С учетом предпочтений подростков к выполнению упражнений в игровой форме, им может быть предложено проигрывание тематических пантомим или выполнение различных заданий, связанных с групповыми рисуночными техниками. Примером использования созданного на уроке общего креативно-игрового пространства может служить «рисунок по кругу», в котором ученики по очереди делают добавления в рисунки, связанные с темой урока, а затем рассказывают о внесенных изменениях.

На втором этапе ученики работают с готовыми диалогами, прочитывают их, выполняют различные языковые и условно-речевые упражнения с ними. В процессе работы с текстом формируются лексические, фонетические и грамматические навыки и речевые умения, позволяющие в дальнейшем легко осуществлять иноязычную коммуникацию. В качестве домашнего задания ученикам может быть предложено выучить диалог наизусть.

Кроме того, на этом же этапе на уроках можно использовать арт-технику «коллаж» с последующим обсуждением. Наглядная опора в виде коллажа служит в качестве подсказки для порождения речевого высказывания.

Наконец, на третьем этапе происходит разыгрывание сценок. Возможными заданиями могут быть: разыгрывание телефонного разговора; взятие интервью с популярной «звездой»; озвучивание фильма; расспрос прохожего о местных достопримечательностях; обмен впечатлениями с опорой на картинки и фотографии, высказывание своего мнения на заданную тему.

Из вышесказанного следует, что арт-технологии относятся к педагогическим технологиям, способствующим повышению мотивации школьников. Опора на наглядные средства (картины, видеоролики, коллажи и т.д.) помогает логично и последовательно осуществить речевое высказывание на английском языке.

Таким образом, арт-технологии являются эффективным средством активизации учебно-речевой деятельности учащихся основной школы при овладении иноязычным говорением.

Литература:

1. Колкова М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов. - СПб.: КАРО, 2008. - 224 с.

2. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. 2-е стереотип. Изд.-М.: «Когито-Центр», 2010. - 197 с.

3. Копытин А.И. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт.- М.: «Когито-Центр», 2012. -286 с.

Literature:

1. Kolkova M.K. The methodology of teaching foreign languages at secondary school. A guidebook for English language teachers, postgraduate students and students. - St. Petersburg: KARO, 2008. - 224 p.

2. Kopytin A.I., Svistovskaya E.E. Art therapy of children and teenagers. The second edition. -M.: "Kogito-Centre", 2010.-197p.

3. Kopytin A.I. The methods of Art therapy to help children and teenagers: native and foreign experience. -M.: "Kogito-Centre", 2012. - 286p.