Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных умений на английском языке у учеников 7 класса посредством арт-технологий'

Развитие коммуникативных умений на английском языке у учеников 7 класса посредством арт-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1167
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / АРТ-ТЕХНОЛОГИИ / МОТИВАЦИЯ / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / ГАРМОНИЗАЦИЯ / DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN ENGLISH / CREATIVITY / ART / TECHNOLOGY / MOTIVATION / SECONDARY SCHOOL / HARMONIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есаулова Ольга Владимировна

Рассмотрено развитие коммуникативных умений у учащихся 7 класса с использованием арт-технологий. Выбор данных педагогических технологий позволяет улучшить разговорные навыки учеников, а также заинтересовать их. Включение в уроки английского языка сказок, музыки, фотографий, рисунков, коллажа позволяют создать креативную, раскрепощенную атмосферу. Такая интересная форма занятий повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка и улучшает успеваемость по данному предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных умений на английском языке у учеников 7 класса посредством арт-технологий»

UDC 37:372.4

AGE FEATURES OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN WITHIN FORMATION OF UNIVERSAL STUDY ACTIVITIES

Igor Alekseyevich SHARSHOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Methodological Supply of Main Activity Management, e-mail: [email protected]

Marina Igorevna SUBBOTKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: [email protected]

The analytical review of age features of junior school children within leading activity and formation of universal study activities is presented. The specifics of objective and subjective preparedness of a child to school studying, development features of psychic processes in this age are considered. The main types of universal study activities according to the aims of general education (personal, regulative, cognitive, communicative) are systemized.

Key words: universal study activities; junior school age; age feature.

УДК 378.02:378

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ У УЧЕНИКОВ 7 КЛАССА ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ

© Ольга Владимировна ЕСАУЛОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики,

e-mail: [email protected]

Рассмотрено развитие коммуникативных умений у учащихся 7 класса с использованием арт-технологий. Выбор данных педагогических технологий позволяет улучшить разговорные навыки учеников, а также заинтересовать их. Включение в уроки английского языка сказок, музыки, фотографий, рисунков, коллажа позволяют создать креативную, раскрепощенную атмосферу. Такая интересная форма занятий повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка и улучшает успеваемость по данному предмету.

Ключевые слова: развитие коммуникативных умений на английском языке; креативность; арт-технологии; мотивация; средняя школа; гармонизация.

Успешное формирование речевой компетенции, под которой подразумевается умение осуществлять речевую деятельность, требует подбора дающих желаемый эффект педагогических технологий. Опыт практических занятий показывает, что включение в урок иностранного языка арт-технологий может помочь учащимся достаточно быстро и в увлекательной форме развить коммуникативные умения. Арт-технологии, основанные на достижениях современной арт-терапии и креативной педагогики, заключаются в применении при обучении игр, элементов театра, музыки, песен, стихотворений, средств иллюстративной наглядности [1-10]. Это делает занятия значительно интереснее, вносит элемент живости, креативности, эмоциональной вовлеченности на уроках в противовес стандартному учебному процессу.

Возможности использования элементов искусства на уроках иностранного языка имеют большой педагогический потенциал. Искусство участвует в формировании внутреннего мира, способствует гармонизации личности, а также может благотворно воздействовать на развитие у подростков креативности, творческих способностей и коммуникативных навыков.

В подростковом периоде развития, приходящемся на средний этап обучения в школе, особенно важно создание атмосферы эмоциональной включенности и интереса к занятиям. В это время поведение многих подростков, прежде демонстрирующих послушание на уроках, меняется на протестное, с сопротивлением учебным заданиям, что может привести к снижению успеваемости по предметам, которые кажутся им скучными и неинтересными. Особенно ярко эти яв-

l85

ления начинают наблюдаться в возрасте 13-14 лет, во время обучения в 7-8 классах. Учебная деятельность отступает на второй план, а ведущей становится общение со сверстниками, поэтому организация учебной деятельности в паре и в группе может повлиять на желание учеников общаться на иностранном языке [11].

Исходя из этого, преподаватель должен проводить уроки не только с учетом индивидуальных способностей учеников, но и все больше учитывать динамику отношений между сверстниками в учебном коллективе, способствовать созданию заинтересованной включенности в учебный процесс всего класса на основе коммуникативных технологий.

Целесообразно проведение уроков с включением ярких наглядных примеров и демонстраций, способствующих повышению заинтересованности учащихся и лучшему запоминанию ими материала, с широким использованием как демонстративного материала (картинок, коллажей, забавных таблиц и диаграмм, карт, презентаций, видеоматериалов, фотографий), так и игровых форм ведения занятий. Педагогические подходы, ориентированные на живые, неформальные виды обучения могут изменить отношение подростков к обучению, оказывают, как правило, благоприятное и положительное воздействие на коммуникативную сферу учащихся, способствуют проявлению интереса к дальнейшему изучению английского языка.

На отношение к предмету влияет и личность учителя. Для того чтобы заинтересовать учеников, учитель должен быть хорошим рассказчиком, уметь быть гибким в общении, владеть навыками поддержки учеников и быть эмоционально заразительным. В арсенале педагогических приемов желательным является умение ярко и образно рассказывать учебный материал, а иногда и пошутить, привести порой уместный смешной пример, быть находчивым и креативным. Отношение учеников к учебному предмету зависит от мотивации, поэтому формальное и скучное ведение уроков приводит к нежеланию заниматься, к формированию отрицательной позиции по отношению к предмету, к отказу от занятий и демонстрации негативного поведения [12].

Создание положительной атмосферы, которая может раскрепостить учеников, а

также повысить их интерес к изучаемому предмету, является первоочередной перед учителем, который хочет, чтобы его ученики овладели разговорными навыками на английском языке. Важно, чтобы ученики не стеснялись говорить на иностранном языке, а также не боялись сделать ошибки, за которые они могут подвергнуться критике. В период подросткового возраста необходимо поддерживать инициативу подростков даже тогда, когда она кажется неуместной [11].

По мнению Е.П. Кабковой, применение арт-технологий в школе способствует повышению мотивации к учебе, личностному развитию и гармонизации внутреннего мира учащихся и может создать положительные эмоции у учащихся, за счет чего увеличивается их интерес к обучению [13].

Общепринятой в настоящее время является идея о больших потенциальных возможностях творческой игры в качестве средства обучения английскому языку. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: внимание, память,

мышление, творческие способности, а также коммуникативные умения. Игра может стать эффективным средством, помогающим учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Кроме того, игры могут использоваться на любом этапе обучения английскому языку и с любой возрастной группой.

В России школьники изучают английский язык в искусственно созданных условиях, поэтому использование принципа наглядности на занятиях по английскому языку является важным моментом. С помощью возможностей искусства учитель может добиться лучшего усвоения подростками учебного материала. Включение изобразительной наглядности в уроки может стать опорой для разыгрывания сценок, диалогов и монологов.

Ученикам можно предложить составить рассказ или пересказать текст по карточкам. К примеру, ученикам могут быть предложены картинки, на которой изображен продавец и покупатель в магазине. Дается задание в парах обменяться фразами, естественными в такой ситуации. При этом учитель может предложить ученикам как разыграть сценку по одной из выбранных картинок, так и ис-

пользовать серию картинок, где изображена динамика взаимодействия персонажей.

Используемые в обучении рисунки могут быть как готовыми, так и созданными на уроке самими учениками. После завершения рисунка его следует обсудить на иностранном языке.

Существуют разнообразные приемы работы с наглядным материалом при обучении иностранному языку. В.Л. Скалкин разделяет эти приемы на несколько групп упражнений: описание картинок, ситуативные упражнения, композиционные упражнения [14]. Ситуативные упражнения, в свою очередь, включают несколько разновидностей устного сочинения: рассказ по предложенной ситуации или сюжету, по пословице или «крылатому выражению» [15].

Инсценировка сказок является эффективным приемом для развития воображения, фантазии и улучшения коммуникативных навыков учащихся. Существует несколько видов деятельности, связанных с инсценировкой сказок при обучении английскому языку: ролевая игра, драматические игры, импровизация и разыгрывание сценок по сценариям самих учащихся. Наиболее часто используется работа с готовыми сказками. При работе с готовой сказкой после ее прочтения ученики могут обсудить поведение и мотивы действий персонажа, после чего ученикам предлагается разыграть эпизоды сказки. Можно отметить, что при добавлении сказок в учебный процесс у учащихся происходит развитие фантазии, воображения и памяти, улучшение фонетики, а также разговорных навыков [4; 5].

Многие исследователи считают, что включение в уроки стихотворений может оказать положительный эффект на развитие у учащихся коммуникативных умений. Д. В. Цыкалов отмечает, что поэзия помогает активизировать речевую коммуникацию, при этом происходит и эстетическое развитие учащихся [16]. Следует заметить, что лирические произведения небольшого размера удобны для работы на уроке. Наиболее распространенными упражнениями в работе со стихотворениями являются анализ и интерпретация с последующим пересказом, а также выражением своего мнения.

В завершение следует отметить, что педагогические возможности использования

элементов искусства на уроках иностранного языка для школьников 7-го класса весьма широки. Включение арт-технологий в учебный процесс позволяет улучшить коммуникативные навыки и развить творческие способности учащихся. Кроме того, использование отдельных арт-техник может способствовать гармонизации личности подростка.

1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М., 2007.

2. Копытин А.И. Техники фототерапии. СПб., 2010.

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. М., 2010.

4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб., 2007.

5. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб., 2007.

6. Морено Дж.Дж. Включи свою внутреннюю музыку: Музыкальная терапия и психодрама / пер. с англ. М., 2009.

7. Крыжановская Л.М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков. М., 2004.

8. Maley A., Duff A. Drama Techniques. A resource book of communication activities for language teachers. Cambridge University Press, 2005.

9. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование // Иностранные языки в школе. 2006. № 4. С. 2-14.

10. Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух // Иностранные языки в школе. 2008. № 1. С. 8-15.

11. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. М., 2010.

12. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб., 2008.

13. Кабкова Е.П. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. М., 2009.

14. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию (на материале английского языка). Киев, 1983.

15. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Обнинск, 2010.

16. Цыкалов Д.В. Возможности использования лирического текста на уроке иностранного языка // Методика обучения иностранным языкам в средней школе. СПб., 2005. С. 172-187.

Поступила в редакцию 9.10.2012 г.

UDC 378.02:378

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN ENGLISH OF 7 GRADE’S STUDENTS THROUGH ART TECHNOLOGY

Olga Vladimirovna ESAULOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: [email protected]

The development of communicative skills of the 7 grade’s students with use of art technology is considered. Data selection of educational technology can improve the communication skills of students, as well as interest them. The inclusion in the English lessons of fairy tales, music, photos, drawings, collages allow to create a creative, relaxed atmosphere. This interesting form of training increases the motivation of students to learn English and improve academic performance in the subject.

Key words: development of communication skills in English; creativity; art; technology; motivation; secondary school; harmonization.

1S8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.