Изотерапия в работе учителя-логопеда
Гурдаева Наталья Алексеевна,
кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка, культуры и коррекции речи, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» E-mail: gurdaevana@mail.ru.
Кобякова Галина Николаевна,
Кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка, культуры и коррекции речи, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» E-mail: galina-kobyakova2008@yandex.ru
Необходимость поиска новых подходов к решению педагогических задач обусловлена требованием повышать эффективность воспитательно-образовательного процесса. Данная статья посвящена одной из актуальных тем современного коррекционного образования - вопросу обеспечения развития детей путём формирования у них творческого мышления с помощью применения здоровьесберегающих технологий. Известно, что дети с нарушениями речи - это особая группа детей, требующая применения специалистом, работающим с ними, специфических форм образовательного воздействия, которые реализуются как в традиционных, так и в нетрадиционных подходах, организующих коррекционно-педагогическое пространство ребёнка. В своей статье авторы рассмотрели вопрос включения арт-терапевтических методов, в частности изотерапии, в коррекционно-логопедическую работу. Был рассмотрен термин «изотерапия», определена цель использования этого метода, названы приёмы изотерапии, используемые в коррекционно-логопедической работе. Описаны данные эксперимента, проведённого с детьми-логопатами в массовой школе, представлена сравнительная характеристика результатов констатирующего и контрольного этапов исследования. Выявлена эффективность применения изотерапии в речевом развитии школьников.
Авторами названы положительные аспекты использования изотерапии в логопедической практике, главный из которых -развитие навыка коммуникации, что чрезвычайно актуально для детей с нарушениями речи.
Ключевые слова: арт-терапия, изотерапия, ребёнок, логопедическая практика, школа, коррекционная работа, речевое развитие.
Коррекционная педагогика, как и любая наука, постоянно ищет новые методы и приёмы достижения поставленных ею целей. Образовательные стандарты требуют от педработников реали-зовывать программы «в формах, специфических для детей данной возрастной группы», «в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка» [12]. Безусловно, этими требованиями руководствуются и специалисты дополнительного образования в ОУ.
Сегодня существует много исследований, по-свящённых оптимизации коррекционного процесса, основная часть которых отражает традиционные подходы к решению практических задач, однако публикации последних лет свидетельствуют о всё более активном включении в работу педагогов нетрадиционных методов (Комисарова Л.Н., Копытин А.И., Левченко И.Ю., Медведева Е.А., Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. и др.).
Изотерапия, являясь частью арт-терапии, довольно давно и успешно применяется в психологии (Хухлаева О.В., Хухлаев А.Е., Первушина И.М. и др.) Сегодня она расширила «зоны влияния»: её используют и в ряде педагогических дисциплин, например, в логопедии (Киселёва М.В., Филатова И.А., Стаценко Л.В., Пьянкова С.Н., Лагу-та М.В., Цыганова М.А. и др.). Специалисты заявляют изотерапию как эффективную и доступную технологию, способствующую коррекции различных речевых нарушений через приобщение к искусству. Как отмечают исследователи, «дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми» [8, 11].
Главной целью этого метода является повышение самооценки человека, улучшение его психического и эмоционального состояния, развитие навыков межличностного общения, коммуникативной компетентности в сотрудничестве с другими людьми (сверстниками, взрослыми) с помощью самовыражения. Изотерапия учит ребёнка расшифровывать смысл рисунков, а специалистам она даёт возможность проникнуть в глубинные вопросы развития личности воспитанника. Процесс рисования, физиологически представляющий собой комплекс мелкомоторных актов, способствует развитию психических процессов, необходимых для речевого развития, их скоординированности [5].
Использование на занятии приёмов изотерапии даёт педагогу разнообразные возможности в плане повышения мотивации к выполнению заданий, развития зрительно-моторной координации, мышления, речи, воображения, креативности. Изоте-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
рапия предоставляет рисующему полную творческую свободу самовыражения [3].
Продуктивная деятельность даёт возможность интенсивнее развивать восприятие и понимание речи, т.к. речь приобретает практическую направленность [7].
Изотерапия даёт положительные результаты в работе с детьми, имеющими трудности в вербальном общении. Важно отметить, что изобразительная деятельность, как и многие другие методы арт-терапии, положительно влияет на речь ребёнка. Зрение, двигательная координация, речь, мышление - важнейшие функции, которые напрямую связаны с изобразительной деятельностью, и потому она способствует не просто развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой [11, 13].
Правильно подобранные техники изотерапии в работе учителя-логопеда способствуют развитию навыков коммуникации, реализации творческого потенциала, способности к самостоятельному принятию решений и проявлению инициативы, формированию положительной самооценки - компонентов, способствующих более успешной адаптации к школе и социуму.
Значимость данного вопроса очевидна и состоит в том, что многочисленные современные концепции школьного образования подтверждают значительную роль изотерапии в речевом развитии детей. Кроме того, совместная со взрослым деятельность ребёнка, по мнению Л.С. Выготского, - это очень мощный фактор, влияющий на развитие детей вообще. Учёный доказал, что ребёнок вместе со взрослым может решить более сложные задачи и раскрыть свой потенциал, каким бы он ни был. А решение более сложных задач способствует формированию новых навыков и умений [4].
С целью выявления эффективности использования этого метода в логопедической работе с детьми-логопатами мы провели эксперимент: включили изотерапию в систему логопедических занятий, затем проанализировали данные констатирующего и контрольного этапов.
В эксперименте участвовали 12 учеников 2-го класса (7-8 лет) средней школы города Таганрога, состоящих на учёте у логопеда и имеющих различные речевые нарушения.
На основе анализа современных достижений, отражённых в научно-методической и логопедической литературе по данной проблеме, была определена критериальная база и оценочные показатели, направленные на выявление уровня сфор-мированности различных элементов речи и моторики: лексико-грамматической стороны речи, просодической стороны речи, мелкой и общей моторики, а также состояния мимической мускулатуры. Была установлена шкала от 0 до 100 бал-
5 лов, в которой 30 баллов можно набрать в разделе
0 «Лексико-грамматическая сторона речи», 14 баллов - в разделе «Просодическая сторона речи»,
° 24 балла - в разделе «Мелкая моторика», 12 бал-
1 лов - в разделе «Общая моторика» и 20 баллов -в
разделе «Мимическая моторика». В зависимости от количества набранных баллов были установлены уровни развития по названным разделам: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.
Состояние мелкой, общей и мимической мо-торик определялось несколькими показателями: это исследование объёма и качества движений мышц лба, глаз, щёк; исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз, символического праксиса (сначала по образцу, затем по речевой инструкции). Также мы провели нейропсихологическое обследование по методике А.В. Семенович, которая включает изучение зрелости двигательных функций, таких как кинестетический, кинетический и пространственный праксисы.
Обследование лексико-грамматической стороны речи проводилось на основе обобщённых методик Р.Е. Левиной, Т.П. Бессоновой, Т.Б. Фили-чевой. Детям давались задания по разным темам: названия животных и их детёнышей, времён года и дней недели, задания на знание словаря синонимов, антонимов, на способность образования притяжательных прилагательных, на употребление предлогов, на дифференциацию единственного и множественного числа, уменьшительно-ласкательной формы и др.
Кроме того, проводилось исследование просодической стороны речи по нескольким методикам, которые были направлены на восприятие интонации, мелодики и модуляции голоса по высоте и силе, а также различения тембра голоса на материале междометий.
Результаты показали, что изучаемые компоненты речи у детей-логопатов недостаточно развиты. Обследование лексико-грамматической стороны речи показало следующее: 7 детей продемонстрировали низкий уровень речевого развития, 3 - уровень ниже среднего, 2 - средний). Отмечены несформированность лексико-грам-матических полей по заявленным темам, слабое освоение словаря синонимов, антонимов, обилие аграмматизмов при образовании притяжательных прилагательных, употреблении предлогов и т.д.
Исследование просодической стороны речи выявило очень низкие показатели в восприятии и в спонтанном самостоятельном использовании всех характеристик интонации: из возможных 14-ти баллов 7 школьников набрали 3-4 балла (низкий уровень), 5-5-6 баллов (ниже среднего).
Из 24-х возможных баллов в разделе «Мелкая моторика» 1 человек получил 7 баллов, 2-10 баллов, 3-12 баллов, 3-13 баллов и 3-15 баллов. В разделе «Общая моторика» из 12-ти возможных баллов 6 детей получили по 7 баллов, 3-8 баллов, 3-10 баллов. В разделе «Мимическая моторика» из 20-ти возможных баллов 4 ребёнка получили 9 баллов, 3-10-11 баллов, 1-12 баллов и 4-13 баллов. По совокупности полученных данных в этом разделе 4 ребёнка достигли среднего уровня, остальные 8 - на уровне ниже среднего.
Результаты нейропсихологического обследования по методике А.В. Семенович показали, что кинестетический, кинетический и пространственный праксисы у всех детей развиты на уровне «ниже среднего».
Изучив научно-методическую литературу по интересующей нас теме, а также рекомендации практикующих психологов и логопедов, мы создали систему заданий для коррекционно-логопеди-ческой работы по преодолению нарушений речи с помощью изотерапии. Нами были разработаны 36 конспектов по программнымным темам, которые включили в себя различные задания, развивающие связную речь, моторику, просодику, эмоционально-личностную сферу и др. Назовём техники изотерапии, которые были использованы нами в коррекционной работе:
рисование по стеклу красками, пластилином; создание красок своими руками; рисование пальцами; кляксография; марания; монотипия; печатание;
творческая деятельность с помощью подручных природных материалов; • батик и др.
Разработанные нами материалы мы апробировали на логопедических занятиях в той же группе детей, которые подверглись диагностике на констатирующем этапе. Занятия проводились 2 раза в неделю в течение весемнадцати недель.
В ходе изодеятельности мы актуализировали знания детей по теме, обогащали словарный запас по определённым лексическим темам, корректировали грамматические ошибки и неточности, развивали умение правильно строить сложноподчинённые предложения. Дети воспринимали речевые задания как часть творческой игры, с удовольствием отвечая на все вопросы логопеда. Речевая работа проводилась логопедом на всех этапах ручной деятельности ребёнка. По завершении рисования со школьниками проводилось обсуждение получившегося изображения, где они делились своими впечатлениями.
На занятиях педагогом создавались проблемные ситуации, способствующие активизации речевой деятельности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Например, если один из детей не мог реализовать какую-либо коммуникативную задачу, он вынужден был попросить помощи у логопеда или сверстников.
Одним из наиболее эффективных приёмов можно назвать коллективное составление текста детьми по рисунку. Эта деятельность в коллективе, учитывая, что участники сами смогут распределить творческие обязанности и спланировать свою работу, способствует развитию различных умений. Дети учатся выстраивать сюжетную линию, развивают логическое и наглядно-образное мышление, и, что особенно важно, начинают включать в речь разнообразные средства связи
между смысловыми элементами высказывания, что положительно влияет на осознание структурной организации текста.
Результаты контрольного эксперимента, проведённого нами через 5 месяцев после констатирующего эксперимента, показали следующее.
Развитие лексико-грамматической стороны речи: 1 ребёнок остался на низком уровне (на констатирующем этапе их было 7), 6 детей - заняли уровень ниже среднего, 5 - средний уровень (на констатирующем этапе - 2).
Развитие просодической стороны речи: низкий уровень показали 3 школьника (на констатирующем этапе - 7), 4 - ниже среднего, 5 - средний уровень.
Обобщённые данные моторного развития детей: низкого уровня не выявлено ни на констатирующем этапе, ни на контрольном, уровень ниже среднего показали 4 ребёнка (на констатирующем этапе - 8), 2 показали средний уровень, 2 ученика достигли уровня выше среднего (на констатирующем этапе таковых не оказалось).
Нейропсихологическое обследование по методике А.В. Семенович: низкого уровня не показал никто из детей (как и на констатирующем этапе), уровень ниже среднего продемонстрировали 4 ребёнка, средний - 6 человек, выше среднего - 2. Отметим, что на констатирующем этапе двух последних уровней не было представлено.
Говоря о системной работе в школе на логопун-кте, мы можем констатировать, что даже за короткий срок (5 месяцев) произошли изменения во всех элементах речи и моторики. Как отметили родители и учителя, в результате наших занятий детям стало проще коммуницировать как со взрослыми, так и со сверстниками.
Использование изотерапии удобно тем, что это нетрадиционное средство может быть включено в коррекционную работу специалистом на любом её этапе. Дети, визуально опираясь на изображение, учатся отвечать на вопросы, составлять описательные тексты, подбирать определения словам, сравнивать нарисованные объекты. На таких занятиях новая лексика и грамматические правила вводятся как бы исподволь, в процессе ручной деятельности ребёнка. Дети быстрее и значительно лучше усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются самими детьми.
Представляет затруднение вопрос выделения тех видов изодеятельности, которые можно было бы назвать наиболее эффективными. Мы использовали их в комплексе.
Проведённый эксперимент показал, что изоте-рапия действительно способствуют эффективной коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста. Хотелось бы обратить внимание на то, что при применении этого метода логопедом создаётся модель развития - от движения к мышлению, другими словами, движением запускаются механизмы, отвечающие не только за речь, но и за другие психические системы.
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
CJ
см оо
Литература
1. Августова Р. Говори! Ты это можешь: Как развить речь ребёнка и учить его читать в «безнадёжных» случаях. М.: Этерна. 2015.-368 с.
2. Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка / под ред. H.H. Соловьевой. -М.: АПК и ПРО, 2003.- 88 с.
3. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.-248 с.
4. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ под ред. Киселевой М.В. - СПб.: Речь, 2006. -160 с.
5. Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе // Логопед.-2008.-№ 1. - С. 41-48.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. - М.: Национальное образование, 2019.- 368 с.
7. Глухова А.Е. Арттерапия в системе коррекци-онной помощи детям с речевыми нарушениями // Молодой ученый.- 2014.- № 17. - С. 467473
8. Касьянова Л.Г. Педагогический аспект использования изо-терапии в образовательной деятельности ДОО // Вестник Шадринского государственного педагогического университета.-2015.- № 3. - С. 90-97.
9. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. - СПб.: Речь, 2008.
10. Копытин А.И. Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - М.: Когито-Центр, 2007.
11. Костина Е.В. Занятие по изобразительной деятельности как средство коррекции у детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада [Электронный ресурс]/ Костина Е.В. //Издательский дом «Первое сентября»: Российская электронная газета. URL: https://urok.1sept.ru/статьи/568852/ (Дата обращения: 17.12.2019)
12. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Под ред. Лебедевой Л.Д. -СПб.: Речь, 2003. -256 с.
13. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (1-4 кл.) Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N373 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 1.03.2020).
isotherapy in the work of a speech therapist
Gurdaeva N.A., Kobyakova G.N.
Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) FGBOU VO "of Rostov
state University (RINH)"
The need to find new approaches to solving pedagogical problems
is due to the requirement to increase the educational processeffi-
ciency.
This article is devoted to one of the topical issues of modern remedial education - the issue of ensuring the development of children by forming their creative thinking through the use of health-saving technologies.
It is well-known that children with speech disorders are a special group of children that requires the use of specific educational forms by the specialist working with them. This is reflected in both traditional and non-traditional approaches to organize the child's remedial and pedagogical space. The article considers the issue of including art-therapeutic methods, in particular painting therapy, in remedial speech therapy. The term "painting therapy" was considered, the purpose of using this method was defined, and the methods of painting therapy used in remedial speech therapy were named. The article contains information about the experiment conducted with children-speech therapists at school, and comparative results of the ascertaining and control stages of the study are listed. The efficiency of painting therapy in the speech development of schoolchildren is revealed.
The authors listed positive aspects of using painting therapy in speech therapy practice. The main advantage is the development of communication skills, which is extremely important for children with speech disorders.
This article discusses the issue of including art-therapeutic methods, in particular, painting therapy, in remedial speech therapy. The research reveals the efficiency of painting therapy forschoolchil-dren'sspeech development. The article is devoted to one of the topical issues of modern remedial teaching - the issue of ensuring the development of children by forming their creative thinking through the use of health saving technologies.
Keywords: art therapy, painting therapy, child, speech therapy practice, school, correctional work, speech development.
References
1. Augustus R. Speak! You can do it: how to develop a child's speech and teach him to read in "hopeless" cases. M.: ETERNA. 2015. -368 p.
2. Alekseeva M. Yu. Practical application of elements of art therapy in the work of a teacher. Educational and methodological guide for a foreign language teacher / edited by H.H. Solovie-va. - Moscow: APK and PRO, 2003.- 88 p.
3. Artpedagogika and art therapy in special education / E.A. Med-vedeva, I. Yu. Levchenko, L.N. Komissarova, T.A. Dobrovol-skaya. - Moscow: Publishing center "Academy", 2001. -248 p.
4. Art therapy in working with children: Guide for child psychologists, teachers, doctors and specialists working with children / ed. Kiselevoy M.V.-Saint Petersburg: Rech, 2006. -160 p.
5. Babina E. S. non-Traditional methods of therapy in speech therapy work // speech Therapist. -2008.- № 1. - Pp. 41-48.
6. Vygotsky L.S. Thinking and speech. Psychological research, Moscow: National education, 2019, 368 p.
7. Glukhova A.E. Art therapy in the system of correctional care for children with speech disorders // Young scientist.- 2014.-№ 17. - Pp. 467-473
8. Kasyanova L.G. Pedagogical aspect of the use of ISO-therapy in the educational activity of preschool educational institutions // Bulletin of the Shadrinsk state pedagogical University, 2015, no. 3, Pp. 90-97.
9. Kiseleva M.V. Art therapy in working with children. Saint Petersburg: Rech, 2008.
10. Kopytin A.I. Svistovskaya E.E. Art therapy of children and adolescents. - Moscow: Kogito-Center, 2007.
11. Kostina E.V. Class on visual activity as a means of correction in children with General speech underdevelopment in the speech therapy group of kindergarten [Electronic resource] /Kostina E. V. // Publishing house "First of September": Russian electronic newspaper. URL: https://urok.1sept.ru/cTaTbM/568852/ (accessed: 17.12.2019)
12. Practice of art therapy: approaches, diagnostics, training system/ Ed. Lebedev L.D.-St. Petersburg: Rech, 2003. -256 p.
13. Federal state educational standards of primary General education (1-4 CL.) Order of the Ministry of education and science of Russia from 06.10.2009 N373 [Electronic resource]. Access mode: https://fgos.ru/ (accessed date: 1.03.2020).