Педагогика
УДК 730
доцент кафедры дизайн архитектурной среды Неживенко Ольга Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет» (г. Тюмень); старший преподаватель кафедры искусств Козлова Людмила Владимировна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы развития объёмно-пространственных представлений студентов художественного вуза. Авторы рассматривают отечественную методику развития объёмно-пространственных представлений (Кузин В.С., Г.Д., Чистяков ПЛ., Яковлева А.О., Боголюбов Н.С. и др.), выявляют эффективные методы развития объёмно-пространственных представлений, которые можно решать на практических занятиях по дисциплинам «Пластическое моделирование», «Художественная керамика». Учитывая специфику этих дисциплин во взаимосвязи, при осуществлении межпредметной связи, предлагают использовать эффективные методы: конструктивно-пространственного анализа и синтеза форм, метода рисования с натуры, поверочного рисования, демонстрации педагогом приёмов работы, эскизирования, выполнения этюда объёмно - пространственной композиции в материале.
Ключевые слова: объемно-пространственные представления, пространственное мышление, метод, конструктивно-пространственный анализ и синтез форм, эскизирование, метод выполнения этюда объёмно-пространственной композиции.
Annotation. This article examines the problems of the development of three-dimensional representations of students of an art university. The authors consider the domestic methodology for the development of volumetric-spatial representations (Kuzin V.S., G.D., Chistyakov P.P., Yakovleva A.O., Bogolyubov N.S., etc.), identify effective methods for the development of volumetric-spatial ideas that can be solved in practical classes in the disciplines "Plastic modeling", "Artistic ceramics", Taking into account the specifics of these disciplines in interrelation, in the implementation of interdisciplinary communication, it is proposed to use effective methods: constructive-spatial analysis and synthesis of forms, the method of drawing from nature, verification drawing, teacher's demonstration of working techniques, sketching, performing etude of volumetric - spatial composition in the material.
Keywords: volumetric-spatial representation, spatial thinking, method, constructive-spatial analysis and synthesis of forms, sketching, method of performing etude of volumetric-spatial composition.
Введение. Проблема развития объёмно-пространственных представлений студентов художественного вуза имеет большое значение для становления профессиональной компетенции будущего специалиста в изобразительной области, а также для их подготовки к профессиональной деятельности.
Известно, что от уровня развития объёмно-пространственных представлений зависит успешность самореализации человека. В наши дни уже недостаточно быть специалистом в какой-то отдельной области, необходимо быть разносторонне развитой личностью.
Изложение основного материала статьи. Исследованию вопросов формирования и развития пространственных представлений посвящены работы Якиманской И.С., Рубинштейна С.Л., Ананьева Б.Г., Маклакова А.Г., Семаго М.М., Семаго Н.Я., Занкова Л.В., Лурия А.Р., Сунцовой А.В., Тамберга Ю.Г., Кулюткина Ю.Н., Сорокуна П.А., Семенович А.В. и многих других психологов, нейропсихологов и п педагогов.
Это связано с умением правильно отражать реально существующую трехмерную действительность и ориентироваться в пространстве и во времени; и вторая - способность свободно использовать в какой-либо деятельности (в нашем исследовании будем рассматривать творческую деятельность) различными образами в пространстве.
Эта способность является одной из важнейших составляющих профессионализма.
Квалификация и своевременное формирование у студента художественного вуза пространственных представлений -одно из важнейших условий повышения его профессиональных компетенций.
Низкий уровень развития объёмно-пространственных представлений у студентов является так же и проблемой современного образования в целом, так как в общеобразовательной школе пространственные представления формируются на таких предметах как геометрия, черчение, технология, география и изобразительное искусство.
Однако уроки технологии и черчения практически упразднены во всех школах, а уроков геометрии и математики недостаточно для приемлемого уровня сформированности объёмно-пространственных представлений.
Известно, что формирования объёмно-пространственных представлений, начинается еще до рождения ребёнка.
Так, например, Семенович А.В. утверждает, что пространственные представления как базовая составляющая психической деятельности начинает формироваться ещё во внутриутробном периоде. После рождения начинается обработка поступающей информации извне. Сунцова А.В. указывает, что пространственные представления связаны с функцией отделов мозга по переработке информации зрительной, слуховой и тактильной, посредством которой происходит восприятие и стимуляция познавательной деятельности.
Нейропсихологи Семаго М.М. и Семаго Н.Я. говорят о четырёх уровнях развития пространственных представлений, которые кратко можно описать так: Я, мир вокруг меня, вербализация и квазипространство.
Исследователь Занков Л.В. рассматривает в своих трудах процесс формирования пространственных представлений, который оказывает стимулирующее воздействие на познавательную активность, что указывает на взаимосвязь с мыслительными процессами [1].
Якиманская И.С. исследуя процесс мышления, которого уделяет пристальное внимание, в ходе происходит создание пространственных образов, с помощью чего успешно решаются различные задачи. По мнению исследователя, этот сложный процесс включает ряд мыслительных операций, таких как; распознавание объектов, анализ и создание на основе этого необходимых образов по представлению или воображению [2].
Следовательно, для процесса мышления, решения каких-либо практических пространственных задач, необходимо сформировать объёмно-пространственное представление.
При этом, И.С. Якиманская и С.Л. Рубенштейн полагали, что пространственное мышление необходимо для решения практических задач в области ориентации на местности, манипуляции с предметами и вещами, и формируется оно гораздо раньше, чем образное [3].
Через осмысление объектов и явлений действительности (пространственное мышление) происходит восприятие, обработка, поступающей в мозг информации. Возникают образы, представления. Оперируя этими образами, мышление создает новые представления на основе памяти и воображения.
Таким образом, мы видим взаимозависимость и взаимосвязь между пространственным мышлением и представлениями.
В этом смысле особенно интересной для настоящего исследования явилась работа Тамберга Ю.Г., в которой он отождествляет понятия пространственного мышления и пространственного представления [4].
В своих трудах Тамберг Ю.Г. рассматривает объём пространственного представления в трёхмерности нашей реальности [5].
Таким образом, объёмно-пространственное представление, можно определить как воспроизведение в сознании трёхмерных восприятий объёмных предметов и явлений, размещенных в пространстве, воссоздаваемых на основе нашего предыдущего опыта при помощи памяти и воображения.
В рамках работы со студентами художественного вуза можно выделить (по обозначенным Семаго М.М., Семаго Н.Я. уровням развитии пространственных представлений и пространственного мышления) [6] только пятый уровень развития пространственных представлений - творческая переработка и отображение действительности средствами изучения приемов воспроизведения в сознании трёхмерных восприятий объёмных предметов и явлений, размещенных в пространстве, воссоздаваемых на основе предыдущего художественного опыта при помощи памяти и воображения на практических занятиях по дисциплинам «Пластическое моделирование», «Художественная керамика».
Из педагогической практики становится очевидным, что объём знаний и владение компетенций, связанных с объемно-пространственными представлениями у студентов 1 курса, значительно отстает от требований к изучению таких дисциплин как Рисунок, Черчение и «Пластическое моделирование», «Художественная керамика», в силу сложившихся объективных причин в современной образовательной системе.
А поскольку без развития объёмно-пространственные представления у студентов художественного вуза не могут быть освоены целый ряд профессиональных дисциплин, стоит задача повысить уровень развития объёмно-пространственных представлений, который характеризуется умением работать с объемными образами и их взаимодействием в пространстве.
Программы изучения профессиональных дисциплин «Пластическое моделирование», «Художественная керамика», на наш взгляд, наиболее эффективно способны влиять на развитие объёмно-пространственных представлений, так как с рисунка начинается путь познания реальной действительности, изучение конструкции, формы предметов, их анализ и синтез, а художественная керамика, как средство объёмного воплощения объектов, творческого замысла художника в пластическом материале, является более эффективным средством реализации объёмно-пространственных представлений.
Рассмотрим для начала отечественную методику развития объёмно-пространственных представлений (Кузин В.С., Г.Д., Чистяков П.П., Яковлева А.О., Боголюбов Н.С. и др.).
По мнению этих педагогов-художников, для развития объёмно-пространственных представлений необходимо использовать метод конструктивно-пространственного анализа форм, то есть «включить» осмысление объектов и явлений действительности с помощью детального анализа сложной формы, в которой сопрягаются простые геометрические тела, располагаясь в пространстве относительно друг друга, при этом создавая целостную объёмно-пространственную форму (см. рисунок 1).
Чтобы «закрепить» в сознании анализируемую форму объекта, необходимо изучение её с помощью воспроизведения в действии, то есть рисования с натуры.
Педагоги-художники, считали, что метод рисования с натуры является одним из основных методов познания действительности, в процессе которого, происходит исследование не только обобщенной формы, конструкции предмета, его пластики и пропорций, а также детальное осмысление взаиморасположение частей и целого в пространстве (см. рисунок 2).
Важным этапом этого изучения, по мнению Чистякова П.П. является проверка пропорций с помощью визирования, исправление найденных ошибок.
Рисунок 1. Метод конструктивно-пространственного анализа сложной формы
Педагог разработал уникальный способ рисования - «поверочный», подразумевая не фиксацию натуры, а постепенное построение объекта. В процессе чего, ученик сначала строил общую форму, затем - уточнял характер предмета, детали, и в заключении обобщал её [7].
По мнению П.П. Чистякова необходимо «поставить» глаз, то есть научиться правильно видеть - значить видеть трехмерно при этом сознательно, чтобы передать реальную природу на плоскости листа. Это происходит с помощью «поверки», то есть сравнения и соизмерения частей с натурой.
Из этого следует, что метод Чистякова П.П. позволял ученику через осмысление объектов и явлений действительности выполнить правильный рисунок, в процессе которого педагог акцентировал внимание на умение «видеть» и понимать форму предмета, что несомненно приводит к целостному объемно-пространственному восприятию объектов, формируется пространственное мышление.
Рисунок 2. Студенческая учебная работа. Натюрморт с натуры
Процесс развития объёмно-пространственных представлений особенно активно реализуется в ходе практических занятий при создании объёмных моделей по дисциплинам «Пластическое моделирование», «Художественная керамика».
При выборе методов обучения по скульптуре мы рассмотрели методику Боголюбова Н.С., Писаревского Л.М. и др.
Одним из методов на первом этапе создания скульптуры является метод эскизирования, который основывается на навыках рисования с натуры, позволяющий студенту воспроизвести в сознании трёхмерных восприятий объёмных предметов и явлений, размещенных в пространстве, воссоздаваемых на основе предыдущего опыта при помощи памяти и воображения.
Стоит отметить, что на этапе создания эскизов, студенту необходимо познакомиться с творчеством скульпторов, архитекторов и проанализировать их произведения, что может дать «пищу» для размышлений и творческих интерпретаций. При этом студент, изучает не только художественный опыт бывалого скульптора, но и художественную манеру исполнения, пластику формы, воплощение замысла художника в материале, в объёмно-пространственной композиции.
На основе обработанного материала и созданного эскиза студент выполняет этюд объёмно-пространственной композиции в материале. В ходе работы с материалом происходит поиск пластического решения (формы и силуэта).
Учитывая вышесказанное, при практическом обучении по дисциплинам «Пластическое моделирование», «Художественная керамика», используются методы, что и в обучении рисунку, такие как словесный (объяснение, беседа), наглядный (демонстрация примеров работ известных мастеров-скульпторов и их анализ, демонстрация педагогом приёмов работы), практические связанные со спецификой самого предмета (эскизирование, метод этюда, выполнение творческой работы).
Выводы. Таким образом, проблему развития объёмно-пространственных представлений у студентов художественного вуза можно решить на практических занятиях по дисциплинам «Пластическое моделирование», «Художественная керамика», учитывая специфику этих дисциплин во взаимосвязи, при осуществлении межпредметной связи и использовании эффективных методов: конструктивно-пространственного анализа и синтеза форм, метода рисования с натуры, поверочного рисования, демонстрации педагогом приёмов работы, эскизирования, выполнения подготовительных этюдов объёмно-пространственной композиции в материале.
Литература:
1. Градова Г.Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи. -https://dlib.rsl.ru/01004899550 (Дата обращения 05.10.2021)
2. Пилипер А.В. Развитие пространственного мышления студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой. - https://dlib.rsl.ru/01004151707 (Дата обращения 05.10.2021)
3. Танцура Н.В. Современные технологии обучения в условиях введения ФГОС для решения проблемы формирования объемно-пространственных представлений будущих учителей. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27155893 (Дата обращения 05.10.2021)
4. Тукеева Г.Е. О формировании пространственно-образного мышления. -https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37056261 (Дата обращения 05.10.2021)
5. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать / Ю.Г. Тамберг. - Ростов н/Д: Феникс. - 2007. - 445 с.
6. Методика исследования пространственных представлений Н.Я. Семаго и М.М. - https://docs.yandex.ru/docs/view?tm (Дата обращения 05.10.2021)
7. Гинзбург И.В. П.П. Чистяков и его педагогическая система. - Ленинград-Москва: Искусство, 1940. - С. 23.
Педагогика
УДК 372.61
доктор педагогических наук, профессор Оберемко Ольга Георгиевна
Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород); преподаватель кафедры иностранных языков Соколова Юлия Владимировна
Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (г. Муром)
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы повышения эффективности иностранного языка путем его интеграции в детские виды деятельности. В качестве таковых могут выступать не только игровая деятельность и физическая активность, но и многие другие ее виды, которые возможно реализовать в рамках применения арт-технологий.
Ключевые слова: интеграция, арт-технологии, иностранный язык, младшие школьники, методика обучения.
An^tatton. The article is devoted to the study of the problem of increasing the effectiveness of a foreign language by integrating it into children's activities. As such, not only gaming activities and physical activity can act, but also many other types of it that can be implemented within the framework of the application of art technologies.
Keywords: integration, art technologies, foreign language, primary school students, teaching methods.
Введение. Идея интеграции знаний чрезвычайно популярна в образовании. Ее освоение, как показывает практика зарубежных стран и поиски отечественной педагогики, связана с необходимостью формирования у учащихся целостной картины мира и себя как активной личности в нем. Такая тенденция привела к появлению интегрированных программ и курсов, основанных на утверждении целостности и внутренней взаимосвязанности мира. Интеграция в педагогике традиционно рассматривается в двух аспектах [3, 7, 9]:
1) как состояние, для которого характерна согласованность, упорядоченность и устойчивость связей между различными элементами;
2) как процесс, который приводит к данному состоянию.
Интегрированному подходу в обучении иностранным языкам посвящены труды многих исследователей. Так, например, данный вопрос в той или иной степени был затронут в исследованиях О.Ю. Бахталиной, М.З. Биболетовой, И.Л. Бима, Л.П. Загорной, И.А. Зимней, В.И. Матецкой, О.П. Пониматко, О.М. Шепель и других. Большинство из них рассматривает указанную проблему в условиях средних и высших учебных заведений, где уровень владения учащимися и студентами иноязычным общением позволяет интегрировать содержание обучения иностранному языку со сведениями по литературе, истории, географии и т.д. [3-5, 11, 14, 18].
Однако проблема создания интегрированных курсов для детей младшего школьного возраста является малоизученной в педагогической науке. В исследовании О.И.Матецкой рассматриваются пути интеграции иностранного языка с ведущим видом деятельности, где языковые игры на занятии по английскому языку в школьном учреждении моделируются средствами координации речевых и практических действий [14]. Отметим, что на современном этапе наблюдается стремление ученых преодолеть односторонность во взглядах на неречевую деятельность только как игровую, что способствует формированию механизмов иноязычного общения младших школьников.
По мнению Бахталиной Е.Ю., интегрированный подход - один из путей совершенствования преподавания английского языка, он предполагает объединение на занятии мыслительной, эмоциональной и двигательной сфер личности обучаемых. При этом английский язык представляет собой организующий предмет, к которому систематически подключаются элементы другой деятельности: игровые, музыкальные, физические, художественные и другие действия, что способствует расширению ситуаций использования иностранного языка. Интегрирование действий делает процесс обучения более доступным и привлекательным для детей, обеспечивает формирование положительной мотивации и лучшее запоминание материала. Сочетание различных видов игр, организованных в учебных целях и интегрированных соответствующим образом со знакомыми детям музыкальными, художественными, спортивными, театрализованными и другими действиями, позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на английском языке, сделать интересными и осмысленными иноязычные высказывания [3].
Изложение основного материала статьи. На наш взгляд, не следует ограничиваться каким-либо одним направлением интегрируемой детской деятельности. Целесообразно, по возможности, применять широкий диапазон самых различных ее видов. Однако, при этом должно быть выполнено соответствие выбранного вида психическим особенностям ребенка, равно как и его интересам и физиологическим возможностям. Например, если ребенок не умеет рисовать и не испытывает желания научиться рисованию, то для него попытка интеграции этого вида арт-технологии с изучением иностранного языка способна даже принести вред и сформировать устойчивое отвращение к учебе.
Выполнение присущих школьному возрасту видов деятельности удовлетворяет потребности учеников, способствует позитивному осознанию ими себя как личности. Для них важно утвердиться в игре, пьесе, выполнении поручения, проявить свою ловкость и изобретательность, что способствует возникновению интереса к использованию иностранного языка. Следует отметить, что сочетание, например, продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) в процессе обучения иностранному языку вызывает активизацию сразу нескольких анализаторов (слухового, зрительного, осязательного, моторного), что делает возможным качественное запоминание языкового материала. Поэтому, как нам представляется, заслуживает внимания взгляд тех ученых, которые считают целесообразным интегрированное обучение иностранному языку в школьном учреждении, поскольку, согласно его специфики делается попытка формировать иноязычные навыки и умения (параллельно с навыками и умениями русского языка), обеспечивая при этом познание ребенком окружающего мира, его целостности и многогранности естественным путем. Считается, что в