Научная статья на тему 'Специфика вступительных экзаменов по направлению "Дизайн архитектурной среды"'

Специфика вступительных экзаменов по направлению "Дизайн архитектурной среды" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН / КОМПОЗИЦИЯ / РИСУНОК / ЦВЕТ / ВЛИЯНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / АРХИТЕКТОР-ДИЗАЙНЕР / ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Н.Г., Шулика Т.О.

Профессия архитектора-дизайнера требует высокого уровня композиционного и художественного мастерства, развитых представлений о современной культуре видения, восприятия, творчества. Содержание творческих вступительных испытаний по направлению подготовки «Дизайн архитектурной среды» обусловлено требованиями профессии, оперирующей динамичным предметно-пространственным комплексом. Их основной задачей является выявление уровня композиционного мышления абитуриента, а также способности владения графическими и живописными средствами в решении композиционных задач. В статье рассматриваются особенности вступительных экзаменов по направлению «Дизайн архитектурной среды» и методика обучения на довузовских курсах «Аналитический рисунок» и «Плоскостная колористическая композиция», способствующая закреплению и углублению теоретических знаний и практических навыков, необходимых для успешного прохождения вступительных экзаменационных испытаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика вступительных экзаменов по направлению "Дизайн архитектурной среды"»

СПЕЦИФИКА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ»

Н.Г. Панова, Т.О. Шулика

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

Профессия архитектора-дизайнера требует высокого уровня композиционного и художественного мастерства, развитых представлений о современной культуре видения, восприятия, творчества. Содержание творческих вступительных испытаний по направлению подготовки «Дизайн архитектурной среды» обусловлено требованиями профессии, оперирующей динамичным предметно-пространственным комплексом. Их основной задачей является выявление уровня композиционного мышления абитуриента, а также способности владения графическими и живописными средствами в решении композиционных задач.

В статье рассматриваются особенности вступительных экзаменов по направлению «Дизайн архитектурной среды» и методика обучения на довузовских курсах -«Аналитический рисунок» и «Плоскостная колористическая композиция», способствующая закреплению и углублению теоретических знаний и практических навыков, необходимых для успешного прохождения вступительных экзаменационных испытаний.

Ключевые слова: вступительный экзамен, композиция, рисунок, цвет, влияние, взаимодействие, предметно-пространственная среда, архитектор-дизайнер, дизайн архитектурной среды

SPECIFICS OF ENTRANCE EXAMINATIONS IN THE DIRECTION OF «DESIGN OF ARCHITECTURAL ENVIRONMENT»

N. Panova, T. Shulika

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract

The profession of architect-designer requires a high level of compositional and artistic skills, developed ideas about the modern culture of vision, perception, creativity. The creative content of entrance examinations in the specialty "Design of architectural environment" due to the requirements of the profession, operating a dynamic object-space complex. Their main task is to identify the level of compositional thinking of the entrant, as well as the ability of possession of graphical and pictorial tools in solving compositional problems.

In article features of the entrance examinations in "Design of architectural environment" and the technique of pre-university courses - "Analytical drawing" and "Planar coloristic composition" contributing to the consolidation and deepening of theoretical knowledge and practical skills necessary for the successful completion of entrance examination tests.

Keywords: entrance exam, composition, drawing, color, influence, interaction, subject-spatial environment, architect designer, design of architectural environment

Подготовка архитектора-дизайнера, проектирующего предметно-пространственную среду, опирается на традиции архитектурного формообразования и методологию дизайнерского проектирования. Объектом деятельности архитектора-дизайнера является архитектурная среда - единство архитектурных и дизайнерских объектов, их соединение в среде: малые объекты, системы и комплексы, в том числе интерьеры, городские ансамбли и территориальные образования.

Основой образования архитектора-дизайнера является развитие композиционного мышления, умение работать с пространством, формой, материалом. Отличительная особенность организации учебного процесса на кафедре Дизайн архитектурной среды МАРХИ - соединение в едином образовательном комплексе проектных заданий и художественно-пластических упражнений. Инновационная методология преподавания синтеза художественных дисциплин и архитектурного проектирования осуществляется на кафедре «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ более 20 лет коллективом педагогов под руководством кандидата искусствоведения, профессора А.П. Ермолаева, автора данной методики.

Учебный процесс существует на стыке архитектуры и дизайна, соединяет в единый комплекс несколько самостоятельных дисциплин: «Архитектурно-дизайнерское проектирование», «Композиционное моделирование (ОПК)», «Основы пластической культуры (графика, цвет, пластика)», «Архитектурную колористику», «Мастера пластической культуры 20 в.». Такой метод работы направлен на развитие у студентов интереса к художественным проблемам проектирования.

В 2005 году на кафедре «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ были разработаны вступительные экзамены для подготовки абитуриентов по направлению «Дизайн архитектурной среды»: «Аналитический рисунок» и «Плоскостная колористическая композиция». Цель вступительных экзаменов по направлению «Дизайн архитектурной среды» обусловлена требованиями профессии, оперирующей динамичным предметно-пространственным комплексом. Эта цель определяет задачи вступительных экзаменов, главной из которых является выявление уровня композиционного мышления абитуриента, а также способности его владения графическими и колористическими средствами в решении композиционных задач. Абитуриенты учатся организации пластической материи на плоскости, в объеме, пространстве в соответствии с поставленной задачей, используя графические, колористические, ритмические, тональные средства.

Задание для первого творческого испытания - «Аналитический рисунок предметной постановки в аксонометрии». Абитуриент должен передать с помощью линейной и тональной графики пространственное расположение и геометрическое устройство предметной постановки.

Экзаменационная работа состоит из двух форматов (А3 и А2). Формат А3 включает эскизные изображения плана, бокового вида и эскиза постановки в аксонометрии. Формат А2 - аксонометрическое изображение постановки в светотени. Рисунки выполняются мягким графитным или угольным карандашом.

Аналитический рисунок выполняется на основе натурной постановки из 5-7 предметов геометрических и природных форм, которая условно моделирует фрагмент средовой ситуации, в две стадии - анализ постановки и ее построение в аксонометрии. На первом листе изображаются результаты графического анализа постановки - изучение пропорций и соотношений предметов, зафиксированное с помощью ортогональных проекций - вида сверху и бокового вида, и эскиз аксонометрии, который фиксирует наиболее характерный ракурс, раскрывающий средовой характер постановки, и расположение рисунка на листе (Рис. 1(а)).

На втором листе должен быть размещен объемно-пространственный рисунок постановки в рассеянном свету. Для построения аксонометрии основание объекта изображается в плане без искажения углов, пропорций и конфигурации в соответствии с выбранным ракурсом, вертикальные грани предметов проецируются с бокового вида, поднимаясь из углов плана. Все размеры, лежащие в горизонтальных и вертикальных плоскостях, проецируются без искажений. Характер построенной аксонометрии напоминает объемную модель реальности при взгляде на нее сверху. Изображение постановки предполагает лаконизм и геометрическую обобщенность, внимание уделяется структуре отдельных предметов и постановки в целом. Светотеневая проработка рисунка должна проявлять ее объемно-пространственные характеристики, ориентируясь на рассеянное освещение. Экзамен длится 6 часов, оценивается по 100-бальной шкале (Рис. 1(б)).

а)

б)

Рис. 1(а,б). Пример экзаменационного задания по аналитическому рисунку: а) анализ постановки (лист А3); б) рисунок аксонометрии (лист А2)

Использование аксонометрии в качестве основы построения на экзаменационном испытании по направлению «архитектор-дизайнер» связано с тем, что она позволяет быстро создать трехмерную модель реальности на основе двух ортогональных проекций - вида сверху и бокового вида.

В отличие от более привычного для архитектурной школы перспективного рисунка, создающего иллюзию реальности, аксонометрия с помощью графического моделирования объектов в условных проекциях провоцирует развитие проектного мышления абитуриента. Аксонометрия активно используется в архитектурном проектировании на стадиях эскизирования и презентации, часто встречается в работах мастеров раннего авангарда и модернизма (Малевича, Лисицкого, Ладовского, Кринского, Гинзбурга, братьев Весниных, Гропиуса, Корбюзье, Ритвельда, Дусбурга и др.).

Современный художественный язык, проявляющий особенности духа времени - одно из ключевых понятий профессии архитектора-дизайнера. Использование при подготовке к вступительным испытаниям элементов пространственного моделирования способствует предварительному знакомству абитуриентов с базовыми понятиями профессионального языка. Пространственное моделирование средовых объектов и ситуаций с помощью предметных постановок в обучении архитектора-дизайнера осуществляется на примере освоения художественно-пластических характеристик, проявленных как в архитектурных направлениях, так и в работах отдельных выдающихся архитекторов-мастеров 20 века.

Пропедевтическая особенность этого инструмента заключается в более активной (по сравнению с натурой) проявленности пластического характера реальности, а целью работы с постановкой-моделью является восприятие и анализ ее составляющих и общего духа, т.е. анализ на базе художественного переживания.

Предметный фонд, с помощью которого осуществляется учебное моделирование, состоит из набора разноматериальных выразительных объектов и их фрагментов из дерева, камня, керамики, стекла, металла, пластика. Предметы, используемые в учебном процессе, обладают активно выраженными качествами окружающего нас пластического мироустройства - структурой, формой, цветом, материальностью, фактурой и т.п., что позволяет моделировать с их помощью практически любой средовой контекст.

Набор предметов для экзаменационной постановки определяется, исходя из количества элементов и их разнородных материальных и формальных характеристик. Строгие геометрические формы соседствуют с природными, органическими, к набору из нескольких ясно устроенных добавляется предмет с менее очевидной структурой, к нейтральным по цвету - яркий акцент, в роли которого могут выступать овощи или фрукты. Овощи и фрукты как примеры органических форм являются составной частью экзаменационной постановки, причем один из них, как правило, дается в сечении с вырезом фрагмента, построение которого предполагает наличие у абитуриента конструктивного мышления. Характер расстановки предметов в пространстве воспроизводит модель архитектурной среды, тем самым приближая будущего студента к профессиональной специфике. Взаимодействия отдельных предметов внутри постановки подчеркивают их различную природу, а расположение в пространстве формирует наиболее выгодные ракурсы и видовые точки. Задачей абитуриента является выявить эти характеристики в процессе графического анализа и использовать их для последующего моделирования. Светотеневая проработка рисунка должна проявлять ее объемно-пространственные характеристики, используя только собственные тени предметов.

Таким образом, задание, помимо навыков композиции, умения видеть пропорции и структуру отдельных предметов, проверяет способность поступающего видеть реальность как пространство, организованное системой разнохарактерных объектов, т.е. глазами будущего архитектора-дизайнера.

Основы этих представлений и навыков развивает довузовский курс «Аналитический рисунок», который предназначен для подготовки абитуриентов к творческим испытаниям по направлению ДАС.

Структура курса «Аналитический рисунок» включает 3 раздела:

1. Знакомство с основами пластического языка и графическими материалами.

2. Знакомство с основами аксонометрического изображения.

3. Методика постадийного выполнения аналитического рисунка постановки в аксонометрии.

Подготовка абитуриентов включает:

- знакомство с основными элементами визуального языка и материалами творчества, формирование умения использовать их выразительные особенности;

- развитие способности осмысленного зрительного восприятия натурной реальности и навыков создания выразительной формы;

- развитие чувства композиции, т.е. способности графически организовывать пластическую материю в соответствии с поставленной задачей.

Задачей упражнений в первом разделе «Знакомство с основами пластического языка и графическими материалами» является освоение нескольких основных типов линий и пятен и технологии их изображения различными материалами. Рисование линий и пятен является первым осваиваемым навыком в работе с любым материалом. С помощью этого универсального языка начинающий рисовальщик получает представление о пластическом устройстве всякой художественной материи. Линия - простейший след, который может быть оставлен на бумаге красящим материалом - начало любой графической работы. В процессе работы, осваивая летящие, живые, рыхлые, естественные линии, структурные, плотные, воздушные пятна, учащийся начинает воспринимать качество прикосновений к бумаге и материалу как самостоятельную ценность. Целью овладения этими навыками является такая степень свободы в обращении с материалом, при которой тот становится «продолжением руки». В палитру осваиваемых материалов входят графитный и угольный карандаш, уголь древесный и прессованный, которые позволяют быстро и выразительно решить учебную задачу.

Наиболее универсальным из них является уголь, поэтому он используется на начальной стадии обучения. Уголь древесный - рыхлый по структуре и легко стираемый, прессованный - плотный, предназначен для более длительной графической работы. На стадии обучения древесный уголь дает большую палитру возможностей — от еле заметных следов, лишь проявляющих текстуру бумаги, до глубоких активно-тональных пятен, легко стирается тряпкой или ластиком, что провоцирует к эскизности прикосновений, которая, в сочетании с потенциальной точностью и графичностью, является искомым качеством учебного рисования. Угольный карандаш используется для более точных аналитических рисунков, поэтому экзаменационное задание, требующее длительной работы, выполняется, как правило, им.

После первого знакомства с элементами и графическими возможностями их изображения простейшие композиции из линий и пятен являются упражнениями на применение освоенных навыков. Здесь важны соотношения элементов, акценты, контрасты, нюансы. Если в предыдущих заданиях происходило знакомство с материалами, а темой упражнений было освоение технологий работы с ними, то здесь на первое место выходит понятие композиции как самостоятельной цели упражнения. Таким образом, степень сложности упражнений увеличивается как минимум вдвое: учащийся должен продемонстрировать не только качество владения материалом в изображении отдельных элементов — линий и пятен, но и уметь организовать между ними композиционную связь. Характер элемента также имеет в этом случае композиционное значение.

В упражнениях на изображение предметов и форм линиями и пятнами технологические и композиционные навыки, полученные ранее, используются для изображения натуры. Очертания объекта изображаются линией, а его светотень или тональность передаются с помощью пятен. Можно рисовать, передавая особенности натуры с помощью линий и пятен разного качества и разными, соответствующими поставленной задаче, материалами. Начиная с простой геометрии плоских элементов и заканчивая природными формами сложной конфигурации, в любой натурной конкретности можно видеть существование линий и пятен, выбирая подходящий материал для фиксации своих наблюдений.

Задача этого блока упражнений, избавившись от привычки срисовывать все подряд, помочь сосредоточиться на наиболее существенном для изображаемой натуры: линейном абрисе, структурной схеме или характере силуэта предмета. Объекты натуры рисуются линиями и пятнами, качества которых также значимы, как и точность в передаче формы, пропорций или характера объекта. Таким образом, задания этого раздела развивают три навыка: качество прикосновений материалом в рисовании линий и пятен, композиционное расположение рисунка на листе и точность обобщенного изображения объекта. Навык аналитического рисования заключается в умении анализировать предмет, видеть его характерные качества и изображать его точно соответствующим задаче материалом.

Задания второго раздела последовательно знакомят с правилами и особенностями трехмерного изображения реальности от простых геометрических тел до природных объектов органической формы с помощью аксонометрии. Используемый тип аксонометрии без искажения размеров и углов в плане, предполагает некоторые изменения объемного изображения по отношению к натурной реальности. Аксонометрия сферы или наклонной формы требует понимания логики построения, исключая буквальное срисовывание с натуры. Степень условности такого моделирования достаточно велика, поэтому заранее, без предварительного анализа и эскизирования практически невозможно представить будущую композицию. Это приучает абитуриента мыслить с карандашом в руке, не только фиксируя натурные наблюдения, но и графически моделируя то, «чего еще нет». Необходимость подобного моделирования включает у будущего архитектора механизм проектного мышления. В этом смысле «Аналитический рисунок» проверяет не только чувство композиции и графические навыки абитуриентов, но и помогает выявлять у них способность к пространственному воображению.

Третий раздел посвящен освоению различных аспектов экзаменационного задания, т.е. анализу устройства постановки группы предметов в пространстве и их последующему аксонометрическому изображению, и композиционному расположению на листах заданного формата. В процессе освоения упражнений раздела происходит последовательное усложнение натуры, это касается как самих предметов, так и характера их соединений. Искомым критерием качества рисунка является не только точность соблюдения пропорций и грамотное расположение предметов на листе, но и его «средовое ощущение», сформированное выбранным ракурсом, композицией и светотеневой проработкой, в совокупности дающими изображению качество пространственности.

Второе творческое испытание «Плоскостная колористическая композиция» помогает абитуриенту начать знакомство с искусством 20-21 вв., его художественным языком, раскрывает теоретические проблемы композиции, вопросы композиционной и цвето-пластической организации картинной плоскости.

Одной из причин внедрения данного экзамена является необходимость выявления влияния цветовой композиции на развитие профессиональных умений будущих проектировщиков среды.

Колористическая композиция создается на основе постановки из геометрических и природных форм (Рис. 2(а), 3(а)), имеющих различную степень цветности от спектральной до ахроматической, разную фактуру. Композиция основана на линейно-графической структуре постановки и ее цветотональных характеристиках.

Цель работы - создать плоскостную колористическую композицию на основе натурной постановки, для чего необходимо решить следующие задачи: выполнить линейный и тональный графические эскизы структуры постановки; на основе данных эскизов выполнить цветовой эскиз композиции, опираясь на цветотональные характеристики постановки, далее выполнить итоговую колористическую композицию.

В процессе работы абитуриент выполняет определенное задание: усилить (создать контраст) или ослабить (создать нюанс) существующие цветотональные отношения между элементами композиции, т.е. в соответствии с заданием выполнить контрастную или нюансную колористическую композицию на основе доминантных дополнительных цветов, используя цветовой круг Иттена.

Экзаменационная работа включает лист формата А3 с эскизами композиции (линейный и тональный); лист формата А2 с плоскостной колористической композицией. Линейный и тональный эскизы выполняются угольным карандашом. Колористический эскиз и итоговая композиция выполняются кроющими красками (поливинилацетатная темпера,

акрил, гуашь). Предпочтение отдается поливинилацетатной темпере, т.к. при работе с ней сохраняется чистота красочного слоя, наносимые последовательно слои не смешиваются друг с другом, возможно создавать многослойную живописную поверхность.

Содержание работы:

Эскизы плоскостной колористической композиции (формат А3)

Лист включает два графических эскиза (линейный и тональный) и один колористический эскиз постановки. Задача графических эскизов - определить горизонтальный или вертикальный тип композиции, характер ее структуры, ритм тональных пятен (в зависимости от задания усилить или сблизить существующие цветотональные отношения). Задача колористического эскиза, выполняемого на основе графических эскизов, найти принципиальное колористическое решение композиции в соответствии с заданием, а также выявить доминантные дополнительные цвета, используя цветовой круг Иттена (Рис. 2(б), 3(б)).

Рис. 2(а,б). Пример экзаменационной постановки. Задание на усиление цветотональных отношений: а) фото постановки; б) эскиз композиции А3

Плоскостная колористическая композиция (формат А2)

Формализованная плоскостная колористическая композиция опирается на натурные характеристики постановки (размер составляющих элементов постановки, их очертания, характерные особенности, цвет и светлоту). Колористическое решение композиции зависит от предложенного задания (усиление или сближение существующих цветотональных отношений).

Плоскостная колористическая композиция выполняется на основе колористического эскиза. Работа представляет собой композицию из локально окрашенных условных форм. Условность изображения элементов постановки не должна препятствовать ее узнаваемости. В натурной постановке используется ограниченный цветовой набор, соответствующий возможным парам дополнительных цветов. На основе существующей цветности предметов (например, при доминировании в постановке предметов, имеющих оттенки холодного сине-фиолетового цвета и теплых желто-оранжевых цветов) необходимо проявить данную пару дополнительных цветов. Если же в постановке преобладают оттенки зелено-красной гаммы, то необходимо выявить контраст дополнительной пары зеленый и красный.

Объекты постановки обобщаются до простых плоских элементов с сохранением характерных особенностей геометрии каждой фигуры и ее размеров. Элементы композиции располагаются ритмично, выявляя ее центр и определяя баланс между предметами постановки. Композиция может быть замкнутой (все элементы композиции входят в формат) или открытой (несколько элементов композиции выходят за очертания формата). При построении композиции используется опыт упражнений 1 -3 разделов. Полученные геометризованные фигуры покрываются цветом таким образом, чтобы между ними создавались цветотональные отношения, соответствующие определенному заданию (контраст или нюанс) (Рис. 4(а,б)).

Итоговая работа отличается законченностью и продуманностью композиции. В элементах колористической композиции желательно показать разный тип живописной поверхности (локальный, неоднородный, многослойный), соответствующий различной фактуре предметов натурной постановки, однако разный тип поверхности не должен влиять на плоскостность восприятия объектов.

а) б)

Рис. 4(а,б). Итоговая экзаменационная работа (А2): а) цветотональный контраст элементов композиции усиливается, колористическое отношение строится на контрасте дополнительных цветов, в данном случае желто-оранжевого и сине-фиолетового; б) цветотональные отношения элементов композиции сближены, смягчены, колористическое отношение строится на нюансе дополнительных цветов, в данном случае зеленого и красного

Экзамен длится 6 часов, оценивается по 100-бальной шкале.

При построении плоскостной колористической композиции важно придерживаться основных правил:

- в процессе анализа постановки выявить пластическую «формулу» каждого предмета;

- определить центр композиции, композиционный «вход», тип баланса;

- избегать чрезмерной сложности при нахождении геометризации фона композиции;

- избегать размещения контуров предметов натурной постановки на одной линии, как по вертикали, так и по горизонтали;

- организовать тип баланса, который может быть, как цветотональным, так и по форме или геометрии пятен;

- разобрать постановку тонально в зависимости от типа задания;

- работа над постановкой должна вестись по принципу «от целого к частному» (начинать работу над композицией надо с нахождения общих масс, выявления ритма между объектами, без проработки деталей и далее постепенно уточнять композицию, размеры ее элементов и их геометрию).

Основы этих правил и композиционные навыки развивает довузовский курс «Плоскостная колористическая композиция», который предназначен для подготовки абитуриентов к творческим испытаниям по направлению ДАС.

Целями курса «Плоскостная колористическая композиция» являются:

- знакомство с современной художественной культурой и ее мастерами;

- знакомство с такими элементами визуального языка как пятно, структура, цвет, плоскость;

- знакомство с основами колористической грамоты, овладение первоначальными навыками работы с цветом и живописной поверхностью;

- умение использовать выразительные особенности цвета;

- знакомство с понятиями: контраст, нюанс, цветовая гармония, акцент, соподчиненность элементов композиции и т.д.

- формирование навыков композиционной организации плоскости;

- развитие способности анализировать и изучать устройство натурной постановки;

- овладение навыками перевода объекта натуры в обобщенный локально окрашенный цветовой силуэт;

- формирование начальных навыков проектного решения художественных задач. Курс «Плоскостная колористическая композиция» включает 4 раздела:

1. Основы колористической грамоты.

2. Знакомство с течениями живописи 20 - начала 21 вв.

3. Формирование навыков композиционной организации колористической работы.

4. Методика постадийного выполнения плоскостной колористической композиции.

В первом разделе абитуриенты знакомятся с основами колористической грамоты, получают навык работы с цветом и его особенностями (основные, цвета второго и третьего порядка, дополнительные цвета и др.). Выполняются упражнения на изучение основных характеристик цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота), выявление гармонизации цветотональных отношений. Абитуриенты знакомятся с различными технологическими приемами нанесения цвета на поверхность бумаги: однородная, «вибрирующая» (с неочевидным мазком), многослойная и др.

Во втором разделе обучающиеся знакомятся с пластическими приемами некоторых художественных направлений 20 - н. 21 вв. и их наиболее яркими представителями (П. Сезанн, фовизм (А. Матисс), кубизм (П. Пикассо, Х. Грис, Ж. Брак), конструктивизм (А. Родченко, В. Татлин), С. Поляков) посредством лекционного материала и выполнения практических упражнений. Обучающийся осваивает определенные композиционные приемы мастеров (работа с первоэлементами), которые изучаются через простые пропедевтические упражнения, направленные на выявление композиционных и колористических принципов их формообразования. Для учебных целей выбраны мастера, в работах которых происходит перевод объемной реальности в плоскостное изображение, с их помощью изучаются определенные композиционные принципы, необходимые для построения колористической композиции. Практические упражнения раздела состоят из нескольких частей: знакомство с колористикой мастера через выполнение разных палитр; выполнение условных копий или фрагментов произведения мастера; работа с натурной постановкой в «духе» изучаемого мастера, осваивая определенные композиционные приемы его работ. Цель изучения работ отдельных мастеров и направлений - освоение навыка аналитического видения и изображения натурной реальности, опираясь на достижения искусства 20-21 вв.

В третьем разделе происходит знакомство с основными видами, средствами и законами композиции. Делается акцент на тех из них, которые будут применяться при создании колористической композиции, а именно: тип композиции (замкнутая, открытая), выявление главного элемента и подчинение ему второстепенных (организация центра композиции), ритм, организация баланса и др.

Четвертый раздел знакомит с методикой постадийного выполнения плоскостной колористической композиции. В процессе освоения упражнений раздела происходит последовательное усложнение предметной постановки, это касается предметов, характера их соединений и взаимодействия с фоном.

Обучение по курсу «Плоскостная колористическая композиция» формирует начальные основы проектного мышления и способствует развитию графических, живописных и композиционных навыков у учащихся. В учебных работах по названной дисциплине композиция рассматривается как целостная структура с нахождением правильных пропорций, определением характера и особенностей изображаемых форм, расположением их на определенном месте в соответствии с предметной постановкой и в пределах заданного формата.

Композиционные задачи объединяют конструктивно-пластический и цветотональный анализ натуры, взаимосвязаны и согласованы между собой. Работа над «Плоскостной колористической композицией» представляет собой синтез творческих процессов, проходящих через все ступени художественного познания объективной реальности, которые включают аналитическое изучение натуры, художественное мышление, творческое воображение. При этом изучение натуры является не простым ее восприятием, а комплексным и обобщенным анализом.

Выделение главного, подчинение ему второстепенного, исключение лишнего и случайного, проблема целостности и выразительности в воплощении замысла - это задачи композиции, с которыми сталкивается абитуриент в работе с натурной постановкой.

При освоении курсов «Аналитический рисунок» и «Плоскостная колористическая композиция» абитуриенты знакомятся с элементами пластического языка и различными законами композиции, осваивают навыки аналитического видения и проектного изображения реальности, используют возможности плоскостной живописи, учатся раскрывать и преобразовывать пространственные формы объектов в плоскостные изображения. Осваивая формальный язык и преобразование предметной постановки, абитуриент развивает свой творческий потенциал, индивидуальность мышления, формирует композиционные умения. Художественно-познавательная, интеллектуальная и творческая деятельность обучающихся аналитическому рисунку и плоскостной колористической композиции определяет развитие многоаспектного и междисциплинарного мышления и умений будущих студентов.

За годы существования вступительных экзаменов по направлению «Дизайн архитектурной среды» в МАРХИ была доказана эффективность подготовки абитуриентов, неразрывная связь экзаменационных заданий с такими дисциплинами как Архитектурно-дизайнерское проектирование, Композиционное моделирование, Основы пластической культуры (графика, цвет, пластика), Архитектурная колористика, Мастера пластической культуры 20 в. и др.

Довузовские курсы «Аналитический рисунок» и «Плоскостная колористическая композиция» положительно влияют на развитие профессиональных умений и навыков будущих архитекторов-дизайнеров.

Литература

1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М. : Прогресс, 1971. -392 с.

2. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм. -М. : Стройиздат, 1984. -192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бархин, М. Г. Архитектура и человек / М. Г. Бархин. - М. : Наука, 1979, - с. 158-159.

4. Брикман, А. Э. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения / А. Э. Брикман. - М. : Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1935.

5. Ермолаев, А. П. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера: учебное пособие / А. П. Ермолаев, Т. О. Шулика, М. А. Соколова. - М. : Архитектура-С, 2005. -464 с.

6. Ефимов, А. В. Цвет + Форма. Искусство 20-21 веков (живопись, скульптура, инсталляция, ленд-арт, дигитал-арт) / А. В. Ефимов. - М. : Букс Март, 2014. - 616 с.: ил.

7. Иттен, И. Искусство цвета / Пер. с немецкого / А. Иттен. - М. : Издатель Д. Аронов, 2004. - 96 с.: ил.

8. Корбюзье, Ле. Тайны творчества: между живописью и архитектурой / Ле Корбюзье. -М. : ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2012. - 466 с.: ил.

9. Панова, Н. Г. Профессиональная подготовка студентов по направлению «Дизайн архитектурной среды» в МАРХИ в процессе обучения дисциплине «Живопись» // Проблемы современного архитектурного образования: Сборник статей Международной научно - практической конференции. - Тюмень, 2013.

10. Панова, Н. Г. Плоскостная колористическая композиция: учебно-методическое пособие к вступительному экзамену по направлению «Дизайн архитектурной среды» / Н. Г. Панова. - М., 2015. - 95 с.: ил.

11. Стригалев, А. А. Пластические искусства и архитектурная форма / А. А. Стригалев. -М. : Архитектурная композиция, 1970.

References

1. Arnhejm R. Iskusstvo i vizual'noe vosprijatie [Art and visual perception]. Moscow, 1971, 392 p.

2. Arnhejm R. Dinamika arhitektumyh form [The dynamics of architectural form]. Moscow, 1984, 192 p.

3. Barhin M.G. Arhitektura i chelovek [Architecture and people]. Moscow, 1979, pp. 158-159.

4. Brikman A.Je. Plastika i prostranstvo kak osnovnye formy hudozhestvennogo vyrazhenija [Plastic and space as the main form of artistic expression]. Moscow, 1935.

5. Ermolaev A.P., Shulika T.O., Sokolova M.A. Osnovy plasticheskoj kul'tury arhitektora-dizajnera [Fundamentals of plastic culture architect-designer]. Moscow, 2005.

6. Efimov A.V. Cvet + Forma. Iskusstvo 20-21 vekov (zhivopis', skul'ptura, installjacija, lendart, digital-art) [Color + Form. The art of the 20th and 21st century (painting, sculpture, installation, land art, digital-art)]. Moscow, 616 p.

7. Itten I. Iskusstvo cveta [The art of color]. Moscow, 2004, 96 p.

8. Le Korbjuz'e. Tajny tvorchestva: mezhdu zhivopisju i arhitekturoj [The secrets of art: between painting and architecture]. Moscow, 2012, 466 p.

9. Panova N.G. Pmfessional'naja podgotovka studentovpo napravleniju «Dizajn arhitekturnoj sredy» v MARHI v processe obuchenija discipline «Zhivopis'» [The professional training of students in "Design of architectural environment" at the Institute in the process of learning the discipline of "Painting"]. Tjumen', 2013.

10. Panova N.G. Ploskostnaja koloristicheskaja kompozicija: Uchebno-metodicheskoe posobie k vstupitel'nomu jekzamenu po napravleniju «Dizajn arhitekturnoj sredy» [Planar color composition: a Methodological guide for the entrance examination in the direction of "Design of architectural environment"]. Moscow, 2015, 95 p.

11. Strigalev A.A. Plasticheskie iskusstva i arhitekturnaja forma [Plastic art and architectural form]. Moscow, 1970.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Панова Наталья Геннадьевна

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия. Член Союза художников РФ, член Международной ассоциации «Союз художников». e-mail: pana00@mail.ru

Шулика Татьяна Олеговна

Кандидат архитектуры, профессор кафедры «Дизайн архитектурной среды», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия. Член Союза архитекторов и Союза дизайнеров РФ. e-mail: shulika-taf@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Panova Natalya

Ass. Prof., Chair "Design of Architectural Environment", Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia. Academic Rank Associate Professor, PhD in Art History. A Member of the Union of Artists of Russia, Member of the International Association "Union of Artists".

e-mail: pana00@mail.ru Shulika Tatyana

PhD in Architecture, Professor, Chair "Design of Architectural Environment", Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia.

A Member of the Union of the Architects of Russia, Member of the Union of the Designers of Russia.

e-mail: shulika-taf@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.