УДК 378
ПРОБЛЕМЫ КОНСТРУКТИВНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ ФОРМЫ СТУДЕНТАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ
© 2016 Н. К. Шабанов 1, Н. С. Степанова-Третьякова2
хдокт. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой художественного образования и истории искусств e-mail: shabanovk@gmail.com 2 аспирант 4 года обучения e-mail: natalia.stepanova-tretyackova@yandex.ru
Курский государственный университет
Освоение конструктивно-пространственного изображения в ходе изучения дисциплины «академический рисунок» студентами направления «архитектура» является основополагающим в техническом образовании. Именно этот способ изображения является дополнением к проектной деятельности в области архитектуры. Дисциплина « академический рисунок» является для студентов наиболее наглядным и доступным средством понимания внутреннего содержания формы.
Ключевые слова: конструктивно-пространственный способ изображения, архитектура, академический рисунок.
В рамках академического рисунка студенты изучают закономерности реалистического изображения натуры. Реалистический рисунок включает в себя освоение графических закономерностей натурного изображения [Виппер]. В его структуру входят: композиция (компоновка изображения), пространственные характеристики (метод загораживания, линейная и воздушная перспективы), параметры тона (светотеневая моделировка, воздушная перспектива, удалённость предметов от источника освещения, материальность предметов, светлота и насыщенность), характер и направленность освещения (дневное, утреннее, вечернее, ночное, естественный, искусственный источники освещения), форма (контурно-схематический способ изображения, геометрально-математический, конструктивно-пространственный, пространственно-пластический способы изображения). Немаловажную роль играют также художественные материалы (фактура бумаги, вид и характер графических материалов) и технический приём (характер штриха) [Там же]. Исторически сложилось, что рисунок считался вспомогательным материалом для живописи, скульптуры, архитектуры и дизайна, так как он, являясь процессом эскизирования, не только помогал мастерам-творцам найти нужную форму, но и развивал мышление, заставлял постоянно думать как над самой формой графического изображения, так и над созданием нового объекта или предмета. В результате сформировалось четыре способа трактовки формы, базирующиеся на конструкции и объёме: контурно-схематический (XVII в.), геометрально-математический (XIX в.), конструктивно-пространственный (XIX-XX вв.), пространственно-пластический способы изображения натуры (XX в.) [Степанова-Третьякова, Шабанов 2014].
Третий способ передачи формы предмета - конструктивно-пространственный является доминирующим методом, который наиболее часто используется в высших учебных заведениях с технической направленностью. Это объясняется спецификой вузов, ориентированных на процесс освоения конструктивно-пространственного способа изображения, развивающий мышление и художественные умения, которые необходимы в практической профессиональной деятельности. Например, архитектор в
своём проекте должен, прежде всего, уметь творчески преобразовывать форму, то есть манипулировать геометрическими телами, изменяя их сечениями и превращая линии перехода одного тела в другое в элементы архитектурных находок [Шабанова О.П., Шабанова М.К. 2014]. Ведь именно специалисты данных областей решают сложную проблему - связь художественного решения с функциональной и конструктивной составляющей, взаимосвязь науки и искусства. Отсюда следует, что методика преподавания в техническом обучении делает акцент на развитие конструктивно-логического мышления. Это подтверждают слова Ю.В. Чернышева: «В решении одной из важнейших и наиболее сложных проблем подготовки будущих специалистов -развитие конструктивно-пространственного мышления и творческого воображения, что в свою очередь является базой для комплексного обучения в процессе графической и проектной подготовки» [Чернышев 2010а]. Этот популярный метод построения академического рисунка появился на рубеже Х1Х-ХХ вв. Его применяли педагоги П.П. Чистяков, Ш. Холлоши, А. Ашбе, Д. Н. Кардовский, Н.Н. Ростовцев, Г. Баммес, К. Ли, Б. Хогарт. Здесь построение формы рассматривается как совокупность геометрических тел в пространстве, объём которых освещён светом, таким образом, в рисунке учитываются три фактора: 1) контурные очертания; 2) сочетание геометрических составляющих, плоскостей в пространстве, с учётом перспективного сокращения с проработкой от крупных форм к детализации; 3) световые градации: блик, свет, полутень, собственная тень, краевой рефлекс, падающая тень. Из вышесказанного видно, что конструктивно-пространственный способ включает две предыдущих системы изображения натуры: контурно-схематический и геометрально-математический способы.
Одним словом, методика конструктивно-пространственного способа заключается не только в процессе характера восприятия натуры, она зависит от направления мыслительных операций [Чернышев 2010б]. Самое замечательное, что именно эта система пространственного изображения включает в себя несколько различных подходов в процессе рисования. К ним относятся метод «обрубовки» и непосредственно геометрально-математический способ изображения с учётом перспективного сокращения и световых градаций. Эти варианты роднит обобщение формы и восприятие натуры, в процессе которого у студентов подключается воображение (рис.1).
Рис.1. Геометрально-математический способ изображения и метод «обрубовки»
Конструктивно-пространственный метод изображения основан на геометрально-математическом способе, заключающемся в сочленении, врезке друг в друга простых геометрических тел, таких как шар, конус, параллелепипед, цилиндр и др., но с учётом анализа их пространственной протяжённости. То есть зависимость соединения геометрических фигур от линейной перспективы. Этот метод построен на таких процессах, как, прежде всего, восприятие изображаемой формы натуры, затем анализ её как совокупности геометрических объемов относительно пространственного расположения и последний - представление натурной формы об объёме и конструкции
Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 2 (38)
предметов, которая строится в рисунке в ходе нахождения линии внутренних сопряжений, то есть построении, простых геометрических тел, способность студентами-архитекторами видеть конструктивное построение предмета и мысленно представлять его с любого ракурса, воображаемой точки зрения. Этот метод помогает логически объяснить распределение светотеневой моделировки на поверхности всей формы. Этим подходом пользовались Микеланджело Буонарроти, А. Ашбе, Ш. Холлоши, П.П. Чистяков, Г. Баммес, Б. Хогарт (рис. 2).
Рис. 2. Конструктивно-пространственный способ изображения, работы М. Буонарроти,
Г. Баммес, Б. Хогарт
Метод «обруба», второе название «скульптурный», начал рассматривать представитель немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг.) (рис. 3). Этот подход включает в себя правила линейной перспективы формы простого геометрического тела: параллелепипеда, куба, которое для начинающего студента-архитектора не представляет особого затруднения. Для этого необходимо мысленно обобщить сложную форму до больших размеров, затем постепенно «обрубать» крупные детали. Другими словами, рисунок ведётся с прорисовкой плоскостей, расположенных в пространстве. Сначала прорабатывают крупные формы, затем средние и впоследствии более мелкие.
Рис. 3. Метод «обруба» в построении натуры из рисунков А. Дюрера
Особенность «скульптурного» подхода заключается в видении формы предмета как обобщенного объема, сравнимого с высеченным большим камнем. Задействуется процесс воображения, и студент начинает видеть форму как обобщенную пространственную скульптурную массу. Так, передача правильного перспективного изображения сложной формы, такой как голова, кисти рук, стопы, фигура человека,
является весьма трудной для обучающихся технических высших заведений. Применив обобщение сложной формы до прямолинейных геометрических форм, можно справиться с задачей перспективного сокращения изображения. Также подход «обруба» помогает будущим архитекторам правильно решать и тональные задачи в академическом рисунке. Очень часто студенты в тональном решении формы совершают такую ошибку, как раздробленность изображения, то есть процесс штриховки осуществлялся не обобщённо, а по фрагментам, пятнышками. Метод «скульптора», или «обрубовка», представляет собой анализ и конструктивное построение изображения. Исторически он оправдал себя и оказал поразительный эффект в процессе обучения, был использован в последствии академической системой рисования. Такой метод конструктивно-пространственного изображения в своей практике использовали и дополнили Лука Камбиазо, Антонис Ван Дейк, братья Дюпюи, Д. Н. Кардовский, Н.Н. Ростовцев, Г. Баммес (рис. 4).
Рис. 4. Метод «обруба» в построении натуры из рисунков А. Ван Дейка, Г. Баммеса
Таким образом, с освоением закономерностей конструктивно-пространственного изображения у студентов направлений архитектуры выработается система восприятия натуры. Безусловно, закономерности конструктивной трактовки формы, приобретённые на начальных этапах освоения академического рисунка, должны применяться и в архитектурно-проектном изображении. В отличие от классического подхода в последнем виде графического изображения чередуется рисование с натуры с рисованием по представлению и воображению. Как результат у студентов развиваются не только операции мышления (анализ, систематизация, сравнение, конкретизация, абстрагирование, классификация, обобщение), но и ощущение, восприятие (воссоздающее и творческое), память, представление и функции воображения (ассоциация, комбинирование, агглютинация, гиперболизация, схематизация, инверсия, воссоздающее и репродуктивное).
Конструктивно-пространственный способ изображения является наиболее популярным в архитектурном образовании. Это объясняется тем, что оно нацелено прежде всего на развитие конструктивного мышления, необходимое для профессиональной деятельности студентов. Следует заметить, что этот метод графического изображения формы является сложным в понимании, так как в процессе его освоения подключается много мыслительных операций - анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация, сравнение, инверсия, ассоциация, а также представление и воображение. Изучая особенности построения формы в пространстве, необходимо вначале изображения представить обобщённую геометрическую форму, которую необходимо постепенно детализировать с учётом законов линейной перспективы, и это должно происходить в соответствии с соблюдением основных пропорций. Для студентов на начальных этапах обучения это является сложной задачей. Поэтому необходимо введение поэтапной,
Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 2 (38)
дифференцированной системы освоения конструктивно-пространственного способа в такой дисциплине, как академический рисунок. Именно изучение формы от простого метода к сложному, с чередованием задания рисования с натуры с изображением по представлению и воображению, делает мышление студентов более гибким, тем самым развивая конструктивное и пространственное мышление, так необходимое для студентов-архитекторов. Применяя приобретённые знания и используя закономерности изображения формы на практике по рисунку, будущий архитектор может улучшить результаты своей проектной деятельности. Ведь внешняя и внутренняя конструкции проектируемого объекта или предмета является первым этапом её восприятия человеком, и только потом в поле зрения попадают другие характеристики, такие как цвет, светлота, насыщенность, фактура, текстура.
Библиографический список
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/TEXTBOOKS/ART/vipper.txt. (дата обращения 20.05.2015).
Степанова-Третьякова Н.С., Шабанов Н.К. Формирование художественных умений у студентов дизайнеров, архитекторов по средствам освоения формы предметов в академической системе рисования // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. М., 2014. № 4. С. 295-300.
Шабанова О.П., Шабанова М.Н. Модель преодоления низкого уровня графической культуры студентов и школьников // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск, 2014. №1(29). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/034-025.pdf №0420800068 (дата обращения: 12.11.2015)
Чернышев Ю.В. Исторический аспект развития архитектурного рисунка как дисциплины художественного цикла в архитектурном образовании // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2010. №2. С. 190-193.
Чернышев Ю.В. К проблеме развития конструктивно-пространственного мышления инженеров-архитекторов в процессе обучения архитектурному рисунку // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2010. №3. С. 183-186.