Научная статья на тему 'Формообразование как основа дисциплин «Дизайн-проектирование» и «Рисунок»'

Формообразование как основа дисциплин «Дизайн-проектирование» и «Рисунок» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10198
507
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / ДИЗАЙН ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РИСУНОК / КОНСТРУКЦИЯ / ФАКТУРА / ТОН / ОБЪЁМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарев Ю. И., Степанова-третьякова Н. С.

В статье рассматриваются проблемы освоения формообразования как основы дисциплин «Дизайн проектирование» и «Рисунок». Формообразование является одним из основополагающих компонентов во многих видах искусства, к которому относится и дизайн. Это объясняется тем, что только формообразование включает в себя особенности конструктивного построения внешней и внутренней сущности предмета. Три составляющих компонента лежат в основе дизайна: функция, конструкция и красота, где второе, как писалось выше, и есть составная часть формы. Освоение такого параметра закономерностей графического изображения как «форма», помогает обучающимся приобретать умения в передаче пропорций, объёма, конструктивного построения, пластического решения, что и является составляющей частью формообразования. Поэтому вопросы конструктивного построения формы в рисунке и особенности её внешней и внутренней конструкции в дизайн проекте в системе дизайн образования должны быть доминирующими. Поэтому, постигая законы передачи внешней и внутренней структуры материальной сущности, студенты дизайнеры осваивают закономерности формообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE BASIS OF THE DISCIPLINES OF «DESIGN» AND «DRAWING»

In the article have problems of formation development. This is forming the basis of the disciplines of «Design» and «Drawing». Morphogenesis is a major component in many types of art and design. Because of the shaping it is the structural arrangement of the external and internal design. There are three components in the design: function, design and beauty. The design this is part of the form. The development of patterns of graphic images such as «form» helps students to acquire skill in transfer of proportions, volume, structural arrangement and the plastic solution. It is a part of morphogenesis. Therefore, issues relating to the design of building form in the figure. Features internal and external structure in the design project in education must be priority. Therefore, studying the laws of transmission of external and internal form, the student designers are studying patterns of morphogenesis.

Текст научной работы на тему «Формообразование как основа дисциплин «Дизайн-проектирование» и «Рисунок»»

УДК 378

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДИСЦИПЛИН «ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ» И «РИСУНОК»

Ю.И. Бондарев1-*, Н.С. Степанова-1Третьякова2

^Белгородский государственный институт искусств и культуры 2)Белгородский институт развития образования

1)е-шаИ: [email protected] 2)е-шаП: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы освоения формообразования как основы дисциплин «Дизайн - проектирование» и «Рисунок». Формообразование является одним из основополагающих компонентов во многих видах искусства, к которому относится и дизайн. Это объясняется тем, что только формообразование включает в себя особенности конструктивного построения внешней и внутренней сущности предмета. Три составляющих компонента лежат в основе дизайна: функция, конструкция и красота, где второе, как писалось выше, и есть составная часть формы. Освоение такого параметра закономерностей графического изображения как «форма», помогает обучающимся приобретать умения в передаче пропорций, объёма, конструктивного построения, пластического решения, что и является составляющей частью формообразования. Поэтому вопросы конструктивного построения формы в рисунке и особенности её внешней и внутренней конструкции в дизайн - проекте в системе дизайн - образования должны быть доминирующими. Поэтому, постигая законы передачи внешней и внутренней структуры материальной сущности, студенты - дизайнеры осваивают закономерности формообразования.

Ключевые слова: форма, формообразование, дизайн - проектирование, рисунок, конструкция, фактура, тон, объём.

Методика аспектов изучения формообразования как процесса формирования

пространственно-конструктивного решения предполагает, прежде всего, обучение студентов направления дизайна архитектурной среды в высших учебных заведениях. Она нацелена на обретение знаний в области изучения формы предметов и объектов по таким дисциплинам как дизайн-проектирование и рисунок, которые непосредственно оказывают влияние на всестороннее формирование будущих

дизайнеров. А так же приобщает студентов направления дизайн архитектурной среды к постижению законов окружающей действительности.

С древнейших времён существуют одни и те же технологии, художественные приемы и принципы формы в изготовлении предметов различного функционального назначения. И очень редко дизайнер задумывается о том, почему он сделал этот объект или предмет именно таким, что подвигло его на это, и чем он руководствовался при создании той или иной внешней конструкции.

Форма в дизайне представляет собой особую организованность объекта или предмета, возникающую как результат деятельности по достижению взаимосвязанного единства всех его свойств - конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр. Отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и художественно-эстетическим требованиям.

Образование формы сводится к выявлению и фиксации в объекте проектирования его базовых свойств и качеств, то есть её содержания, которая является способом их существования. Известно, что форма существенна, а сущность - формирована в зависимости от содержания. Эта мысль продуктивна для понимания отношений между формой объекта и сущностью явления, внутренней и внешней оболочкой объекта. Дизайнеры различных областей всегда имеют дело с формой, которая должна быть единой, цельной и выразительной. Это означает не «раздвоенность» содержания и формы, а их сложность, разносторонность, переплетение структуры (внутренней формы), объекта или комплекса и его облика (условно - внешней формы). При этом имеется в виду создание условий для относительно полноценного протекания в форме процессов, вызвавших ее появление. Функциональные требования и жесткая морфология объекта всегда находятся в некотором разладе -даже если в какой-то момент архитектор или дизайнер сумел добиться идеального соответствия задуманной формы и содержания: жизненные процессы меняются, а она остается неизменной. Задача проектировщика - уметь снимать это противоречие, которое и есть движущей силой поиска формы предметных и пространственных структур в области дизайна архитектурной среды.

Опыт современного проектирования демонстрирует широкий спектр объективной обусловленности разных форм объекта конкретной ситуации - от стремления провести функциональные качества кухонного оборудования к состоянию предельного рационализма до колористического решения, избыточности субъективных предложений в архитектурных объектах, комплексах, ландшафте, рекламе или экспозиционном дизайне.

Форма сама по себе активна. Но таковой она становится лишь в том случае, если требования технически рационального производства сочетаются с правильным пониманием требований в дизайне. Постоянное совершенствование материалов, появление новых технологий, технический прогресс - все это диктует качественные характеристики внешней оболочки и внутреннего её содержания.

Форма вещи материальна и существует вне материального мира, она скрывает в себе чистую форму в ее существе. Мы можем её видеть, осязать, но можем и постигать разумом, интуицией.

Формообразование (Гогш§е8сЬ1а11ип§ (§еЬии§) - нем.) - процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, а также и дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями,

имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов1.

Формообразование в дизайн-проектировании включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, среды), определяемую его структурой, компоновкой, технологией производства, а также эстетической концепцией дизайнера. Оно является решающей стадией дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его художественно-образное решение.

В соответствии со своим назначением конкретная предметно-пространственная среда обладает специфическими функциональными и информационными качествами, которые определяются эмоциональным содержанием отдельных процессов деятельности.

Ощущая различия в эмоциональном воздействии формы вещей, оборудования или сооружений, ландшафта человек обычно не осознает и не дифференцирует его источников. Специалист же обязан профессионально разбираться в этом механизме. Это обусловлено воздействием спецификой объекта (его типологией и конкретными особенностями) или особенностями его организации (формообразования) и восприятия. И здесь важно не отождествлять такие термины, как проектирование, формообразование и композиция, что ведет к теоретической неточности изложения вопросов формообразования. Проектирование следует понимать как процесс создания чего-либо нового, к которому относятся новые формальные решения. Они в свою очередь, могут быть индивидуальными или типовыми. Под формообразованием подразумевается смысл этого процесса, который заключается в создании новой содержательной внешней конструкции, тогда как композиция есть процесс (часть процесса) проектирования и итог, в котором фиксируется результат организации оболочки как бы изнутри, путем специфического структурирования материала объекта проектной деятельности.

Если форму понимать в широком смысле, как определенное строение проектируемых объектов, то понятие формообразование может распространяться на различные уровни проектной деятельности. Естественно, что формообразование комплекса (ансамбля) существенно отличается от формообразования отдельного предмета. Точно так же существуют различия в формообразовании объектов, выступающих преимущественно как материальные блага, и тех, которые имеют статус вида искусства.

Однако для теоретического анализа формообразования как явления существенно не только различие, но и сходство объектов. Несмотря на очевидные различия целей, и методов проектирования в разных областях деятельности, и отличия творческих концепций, можно говорить о существовании некоторых общих принципов создания формы.

Одни теоретики рассматривают формообразование, в основном, как проектирование художественной формы. Другие утверждают, что формы структурируют, прежде всего, реальную среду жизненных процессов и поэтому тесно взаимосвязаны с учетом всего комплекса социально-экономических, функциональных, инженерно-технических и других объективных факторов. В первом случае формообразование предстает как некое формотворчество. Однако по отношению к проектированию большинства объектов следует говорить о создании

1 Миневрин Г.Б., .Т. Шмитко, А.В. Ефимов и др. Дизайн. Иллюстрированный словарь справочник. М.: Изд. «Архитектура - С». 2004. С. 100.

искусственной среды, где форма объекта - результирующее звено, которое аккумулирует в себе свойства, обусловленные характеристиками процессов деятельности и поведения людей, рациональными принципами организации конструктивных систем и другими факторами. Художественно-эстетическая организация объекта при таком подходе составляет только определенный аспект формообразования, который выражается в поиске свойств внешней составляющей, наиболее существенной для восприятия определённой информации и содержащий в себе понятие красоты2.

Формообразование не может рассматриваться как создание только художественной или эстетически значимой формы вне объективной ее обусловленности другими факторами и требованиями, которые предстают взаимодополняющими способами организации жизнедеятельности людей посредством реальной предметно-пространственной структуры.

Выразительность формы - это проявление одних уровней бытия невидимого в видимом, внутреннего во внешнем. В этом смысле все предметы рассматриваются, как произведения природы, так и создание человека. Они обладают выразительностью, ибо все состоят из молекул, атомов, элементарных частиц, которые невидимы, чувственно не воспринимаемы. Их связи проявляются во внешнем виде, свойствах, таких, как цвет, запах, вкус, плотность. Однако ощущения -это всего лишь образ мира, поэтому выразительность неотделима от субъективной человеческой чувственности. Чувства человека - это продукт природного, исторического и социального развития. Поэтому выразительность объекта или предмета не обусловлена его природными свойствами. Одно и то же явление, свойство может вызывать у разных людей совершенно противоположные чувства, то есть различные значения. Например, у европейцев белый цвет - символ чистоты, непорочности, а в восточной культуре белый - цвет смерти.

Принцип художественно-эстетической выразительности выражается в выявлении и воплощении в воспринимаемом чувственно материале богатство духовной жизни, которое должно вызывать эстетическое чувство приобщения к неведомым ранее мирам. Она представляет собой проявление закона единства и борьба противоположностей.

Для её достижения в такой области как дизайн имеют значение и способы формообразования как внешней и внутренней конструкции, тектоники, пластики, декоративности.

Принцип художественно-эстетического формообразования в дизайне объединяется в единое целое через композицию. Только абстрактная компоновка является исключением, здесь формообразование рассматривается отдельно. Принцип художественной выразительности есть выражение целостности и гармонии.

Художественно-эстетическая деятельность - это выявление многомерности какого-либо предмета и перенесение его в мономерное существование через преодоление уже существующей формы и создание некой новой структуры организованности, которая характеризуется целостностью, гармоничностью, эстетической целесообразностью и художественной выразительностью.

Объективной основой гармонии в живой природе и дизайне является взаимодействие функции и формы. Проблема их сочетания в утилитарном плане в

2 Шевченко Н.И., Бондарев Ю.И., Тикунова С.В. Дизайн, красота и эстетическое освоение нехудожественного бытия человека // Духовное возрождение: сборник научных, научно -прикладных и творческих работ, Белгород, 2011. С.140 .

контексте дизайна заключается в том, чтобы найти такое соответствие формы (технических средств формообразования), которое бы наиболее полно обеспечивало функционирование проектируемого объекта. Одним словом, удовлетворение определенных социальных потребностей человека.

Но для того, чтобы создать функциональную, красивую, художественную форму, необходимо научиться её передавать, воспроизводить на начальных этапах обучения в рисунке и проектировании. Современное дизайнерское образование подразумевает научить студентов создавать функциональные, конструктивные и красивые предметы и объекты. Поэтому освоение художественных и профессионально-технических дисциплин быть равнозначным и взаимодополняющим.

В историческом прочтении реалистический рисунок как главный компонент академической системы представляет собой огромный пласт развития отечественного и мирового изобразительного искусства. Как замечал доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой художественного образования и истории искусств ХГФ Курского государственного университета Н.К. Шабанов: «Становление подлинно реалистической школы рисунка проходило в условиях столкновения идеалистических и материалистических взглядов на задачи и сущность школы и искусства, на отжившие и новые формы обучения, на догматические и прогрессивные тенденции в педагогических методов обучения»3. Именно академическая система содержит многовековой сложившийся опыт в прочтении реальной действительности в картине. В результате сложились компоненты закономерностей графического изображения. Они включает в себя композицию, линейную перспективу, параметры тона и форму. Последнее является главной составляющей передачи формообразования рисуемого предмета или объекта.

Таким образом, формообразование состоит из: конструктивной составляющей, объёма, фактуры, тональных характеристик, передачи пространства любого изображаемого или проектируемого предмета или объекта. А для студентов такой области как дизайн архитектурной среды, передача её в рисунках является значимым фактором. В результате изображения формообразования у студентов развиваются: конструктивное, пространственное мышление, её целостное графическое восприятие, художественные умения. Это в свою очередь является необходимыми условиями для профессионального становления будущих дизайнеров архитектурной среды. Это подтверждают слова Ю.В. Чернышева: «В решении одной из важнейших и наиболее сложных проблем подготовки будущих специалистов - развитие конструктивно-пространственного мышления и творческого воображения, что в свою очередь является базой для комплексного обучения в процессе графической и проектной подготовки» 4. Осваивая строение изображаемого предмета в процессе изучения реалистического рисунка, студенты понимают сущность формообразования в дизайн-проекте.

Изучением формообразования в дизайн - проектной деятельности и рисунке занимались такие педагоги как Г. Баммес, А.О. Барщ, Е. Барчаи, А.А. Дейнека, Д.Н. Кардовский, Н.К. Ли, П.П. Чистяков, Н.Э. Радлов, Н.П. Ростовцев,

3 Шабанов Н.К. Экскурс в область истории подготовки учителей изобразительного искусства в России // Художественная педагогика XXI века Курск, 2010. С. 3.

4 Чернышев Ю.В. Исторический аспект развития архитектурного рисунка как дисциплины художественного цикла в архитектурном образовании // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2010. №2. С. 191

А.П. Сапожников, А.М. Соловьёв, А.В. Степанов, С.В. Тихонов, В.А. Фаворский, Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова и др.

Процесс понимания и передача формы является процессом создания формообразования на картинной плоскости. Так формообразование представляет собой целостную систему ( табл. 1).

Таблица 1

Структура формообразования

Формообразование

Конструкция Объём Фактура Тон предмета Пространство

Внутренне строение, содержание формы предмета /объекта Передача светотеневой моделировки на форме предмета/объекта (блик, свет, полутень, тень, краевой рефлекс, падающая тень) Передача материальной поверхности формы предмета/объекта Окрашенность внешней формы предмета/объекта Передача формы с учётом линейной и воздушной перспектив

Некоторые педагоги с различных позиций рассматривали понятие формообразования.

Н.В. Ефремичева считает, что формообразование - это продукт фантазии, вкуса и мастерства автора его компетентность, которая помогает уйти от стандартных приёмов в дизайн - проектировании.

Ю.В. Чернышёв рассматривает сочетание конструктивно-пространственного мышления и творческого воображения в проектной деятельности как основополагающие факторы создания формы, т.е. формообразования.

Н.К. Шабанов рассматривает формообразование как систему сочетания различных способов трактовки формы: контур, пропорции, объём, геометральную составляющую, положение конструкции относительно пространства 5.

Единая мысль объединяет мнения этих педагогов, заключающаяся в том, что формообразование представляет собой сложный творческий процесс, как в проектировании, так и в рисунке.

Таким образом, освоение, передача и проектирование формы объекта, предмета в системе академической школы рисования и дизайн - проектирования позволит будущим дизайнерам не только качественно выполнить постановку, но и выведет на высокий уровень проектную работу, тем самым окажет непосредственное влияние на профессиональный и художественный рост.

В данном исследовании были рассмотрены уровни передачи компонентов формообразования, как в проектной работе, так и в реалистическом рисунке (см. табл. 1). Процесс освоения формы является наиболее трудоёмким в дизайнерском образовании, так как именно от его качества проведения зависит становление студента как профессионала в данной области. Бесспорно, рисунок и

5 Шабанов, Н.К., Степанова-Третьякова Н.С. Формирование у будущих архитекторов и дизайнеров художественных умений в процессе выполнения набросков// Декоративное искусство и предметно - пространственная среда. Вестник Московской государственной художественно -промышленной академии имени С. Г. Строганова. Москва, 2015. № 3. С. 342 С. 295-300.

дизайн-проектирование должны дополнять друг друга, более того, именно реалистическое изображение помогает студентам понять сущность любой формы предмета и подготавливает их непосредственно к собственному сочинению любого предмета или объекта со сложным внешним и внутренним содержанием. Существенным различием между такими дисциплинами как дизайн - проектирование и рисунок является то, что в первом случае студент сам придумывает различные конфигурации и внутреннюю конструкцию предмета или объекта. А в процессе освоения рисунка, будущие дизайнеры, воспроизводят готовую натуру, изучают закономерности изображения.

Поэтому на процесс освоения реалистического рисунка следует обратить особое внимание, создать такие условия в учебном процессе, чтобы студентам не составляло большого труда понять и изображать форму любого проявления окружающей действительности. Ведь именно рисунок является основой развития не только восприятия формы предметов (объектов), художественных умений, но и формирования культуры будущего дизайнера.

Студенты направления подготовки «Дизайн - архитектурной среды» БГТУ им. В. Г. Шухова имеют благоприятные условия для реализации создания формообразования, как в проектной деятельности, так и непосредственно в рисунке, так как университет имеет хорошую базу. Она состоит из методического и натурного фондов, компьютерных классов, специальными оснащёнными аудиториями для проектирования и рисунка, достаточным количеством литературы по данной теме, находящейся в Научно-технической библиотеке БГТУ им. В. Г. Шухова. Так как многие ВУЗы осуществили переход на двухуровневую систему обучения, в результате которой сократились аудиторные часы, и как следствие возникает недостаток времени. Единственным условием для успешного освоения процесса формообразования является создание поэтапного изучение основ дизайн -проектирования и реалистического рисунка в аудитории и выполнение индивидуальных заданий самостоятельно.

В связи с этим необходимо в основных темах дифференцировать задания, ориентированные на изучение формы. С каждым последующим занятием происходит суммирование изученных ранее закономерностей изучения формы с новыми полученными знаниями. Так, например, в дизайн - проектировании студенты направления «дизайн архитектурной среды» сначала учатся создавать внешнюю конфигурацию по средствам линейной графики, а затем переходят к постижению азов передачи формы по средствам техники отмывки. В рисунке, к примеру, студенты на начальных этапах обучения осваивают азы конструктивного построения, которое является одним из компонентов формообразования в построении простых каркасных фигур, затем постигают закономерности передачи объёма и т.д. В дальнейшем приобретённые знания на первых курсах помогут в дальнейшем обучающимся в более краткие сроки качественно осуществить проектную и графическую работы.

Одна из приоритетных задач в обучении будущего дизайнера архитектурной среды состоит в не только создании конструктивно-функциональных проектов, но и насыщение их художественным содержанием, смыслом. Взаимное дополнение графической и проектной подготовки позволят студентам более осознанно подойти к обучению, к творческому пониманию понятия формообразования. Поэтому процесс обучения студентов направления «Дизайн архитектурной среды» необходимо осуществлять систематически и дифференцированно от простых упражнений к более

сложным заданиям. Ведь от уровня подготовки будущих специалистов в данной области в дальнейшем зависит и качество жизнедеятельности человека6.

Беря во внимание результаты исследования особенностей освоения закономерностей формообразования студентов - дизайнеров в обучении дизайн -проектированию и рисунку, выявили тесную взаимосвязь между двумя этими дисциплинами.

В исследовании приняли участие студенты 1-х и 2-х курсов кафедры дизайна архитектурной среды Архитектурно-строительного института БГТУ им. В.Г. Шухова. Контрольную группу составили студенты направления «Дизайн архитектурной среды» группа АРД - 11 (кол-во п= 25 чел.), экспериментальную - студенты группы АРД - 12 (кол-во п= 25 чел.). Исследования в области освоения закономерностей формообразования делилось на три этапа. Констатирующий этап проводился на первом курсе, формирующий этап - на первом и втором курсах, и контрольный эксперимент проводился на втором курсе в тех же группах.

В процессе исследования были созданы занятия, основанные на принципе поэтапного дифференцированного обучения освоения закономерностей формообразования в процессе изучения дисциплин дизайн - проектирование и рисунок.

На первых этапах обучения на двух дисциплинах студенты знакомятся с основными закономерностями, составляющими сложную систему формообразования -конструкцию (понятие пропорциональных отношений, индивидуальных характеристик формы), передачу объёма, азы построения в компоновке и в передаче элементарных пространственных закономерностей. В процессе анализа проектных и художественных работ, а также проведения результатов анкетирования и опроса у студентов было выявлено осознание цели действия и поиск способов его исполнения, опирающихся на ранее приобретённый опыт. В работах обучающихся ярко выражен характер проб и ошибок.

В процессе констатирующего этапа было выявлено, что у студентов двух групп отсутствует полное представление о системе формообразования. Они не могли рассказать, что представляет собой форма. В начальных работах были допущены ошибки в передаче пропорциональных отношений, передан не точно объём, тон, были нарушения в передаче пространства. В результате констатирующего этапа контрольная группа АРД-11имела почти такие же результаты как АРД-12 (табл. 2).

Таблица 2

Показатели уровня наличия закономерностей формообразования на констатирующем этапе

Группы Уровни I этап - начальный (констатирующий) январь-декабрь 2013 г.

В С Н

Контрольная группа (АРД-11) 6% 52% 42%

Экспериментальная группа (АРД-12) 6% 53% 41%

Кузнецов Р.А., Степанова-Третьякова Н.С. Проблемы освоения конструктивно-пространственного изображения, как научной основы творческой деятельности в архитектуре // Научное издание «Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова» Белгород, 2015 г., №5. С. 111.

Формирующий этап (январь - декабрь 2015г.) в экспериментальной группе АРД-12 заключался в проведении занятий по дифференцированному обучению, которое представляло собой несколько занятий с постепенным освоением закономерностей формообразования. Контрольная группа АРД-11 выполняла задания по установленной кафедрой типовой программе. В итоге формирующего эксперимента группа АРД-12 (Высокий - 45%, Средний - 40%, Низкий - 15%) показала преимущество в своих результатах в отличие от студентов группы АРД-11 (Высокий - 30%, Средний - 40%, Низкий - 30%). Это объясняется тем, что экспериментальная группа более углубленно и планомерно осваивала систему формообразования. Студенты, входившие в контрольную группу, имели неполные знания в области создания формы.

На заключительном - контрольном этапе (январь-май 2015 г.), студенты обеих групп, в конце обучения, выполняли итоговую курсовую работу в рамках дисциплин дизайн - проектирование и рисунок. В итоге экспериментальная группа заняла лидирующее место по сравнению с результатами контрольной группы (табл. 3).

Как видно из таблицы, экспериментальная группа показала высокие показатели освоения закономерностей формообразования в сравнении с контрольной группой.

Таблица 3

Динамика освоения закономерностей формообразования на контрольном этапе

Формообразование

Группа Конструкция Объём Фактура Тон предмета Пространство

В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н

АРД-11 40 53 7 45 49 6 42 51 7 50 45 5 55 42 3

% % % % % % % % % % % % % % %

АРД-12 52 43 5 57 40 3 5о 45 5 55 42 3 65 32 3

% % % % % % % % % % % % % % %

В рамках рисунка студенты имеют чёткое представление о закономерностях конструктивного способа трактовки изображаемой натуры, объёма, фактуры, тона предмета, взаимодействия плоскости и пространства. Именно постигая особенности реалистического изображения в системе рисования, будущий дизайнер имеет чёткое представление о формообразовании и его существовании в окружающей действительности. Дизайн - проектирование в своих рамках должно продолжать закреплять ранее полученные знания. Оно является по своей сути рефлексией на приобретенные знания в русле реалистического рисунка.

Система дифференцированного метода в процессе освоения формообразования в дисциплинах художественного цикла оказывает положительное влияние на сам ход дизайн - проектирования, т. к. студенты приобретают сумму знаний в данной области, развивают свои знания, умения и навыки а, следовательно, могут ими качественно оперировать. В результате будущие дизайнеры более сознательно подходят к пониманию формы: конструктивно-пространственному построению, созданию единого стилистического решения, а так же к получению определённого, задуманного образа.

Благодаря знанию и использованию принципов формообразования на практике дизайнер может добиться наилучших результатов в своей деятельности, мысленно

проверить, соотнести, переосмыслить форму, так как она это самый первый и основополагающий аспект в эмоциональном восприятии вещи в целом. Форма является первым этапом в постижении действительности. Только после восприятия формы человек обращает внимание на цвет, фактуру и пр. Форма имеет большое эмоциональное воздействие на человека, и если цвет в разных культурах может символизировать кардинально противоположные смыслы, то та или иная форма несет в себе вполне определенную эмоцию. Принципы и законы формообразования являются неотъемлемой частью этапов освоения таких дисциплин как дизайн -проектирование и рисунок. Пренебрегать ими не следует, так как от этого зависит не только эстетическая сторона дизайна архитектурной среды, но и жизнедеятельность человека в целом.

Список литературы

1. Миневрин Г.Б., .Т. Шмитко, А.В. Ефимов и др. Дизайн. Иллюстрированный словарь справочник. М.: Изд. «Архитектура - С». 2004, 288 с., ил.

2. Шевченко Н.И., Бондарев Ю.И., Тикунова С.В. Дизайн, красота и эстетическое освоение нехудожественного бытия человека // Духовное возрождение: сборник научных, научно-прикладных и творческих работ, - Белгород, 2011. С.130 - 150.

3. Шабанов Н.К. Экскурс в область истории подготовки учителей изобразительного искусства в России // Художественная педагогика XXI века - Курск, 2010. С. 3-18.

4. Чернышев Ю.В. Исторический аспект развития архитектурного рисунка как дисциплины художественного цикла в архитектурном образовании // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2010. №2. С. 190-193.

5. Шабанов, Н.К., Степанова-Третьякова Н.С. Формирование у будущих архитекторов и дизайнеров художественных умений в процессе выполнения набросков// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. Москва, 2015. № 3. С. 295-300.

6. Кузнецов Р.А., Степанова-Третьякова Н.С. Проблемы освоения конструктивно-пространственного изображения, как научной основы творческой деятельности в архитектуре // Научное издание «Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова» - Белгород, 2015 г., - №5. - С. 106 - 111.

FORMING THE BASIS OF THE DISCIPLINES OF «DESIGN» AND «DRAWING»

U. I. Bondarev1), N.S. Stepanova-Tretyakova2)

1) Belgorod state Institute of arts and culture 2)Belgorod Institute of education development ^e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]

In the article have problems of formation development. This is forming the basis of the disciplines of «Design» and «Drawing». Morphogenesis is a major component in many types of art and design. Because of the shaping it is the structural arrangement of the external and internal design. There are three components in the design: function, design and beauty. The design this is part of the form. The development of patterns of graphic images such as «form» helps students to acquire skill in transfer of proportions, volume, structural arrangement and the plastic solution. It is a part of morphogenesis. Therefore, issues relating to the design of building form in the figure. Features internal and external structure in the design project in education must be priority. Therefore, studying the laws of transmission of external and internal form, the student designers are studying patterns of morphogenesis.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: shape, shaping, design, pattern, construction, texture, tone, volume.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.