Научная статья на тему 'Освоение студентами-архитекторами особенностей построения архитектурных деталей в рисунке'

Освоение студентами-архитекторами особенностей построения архитектурных деталей в рисунке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕТАЛИ / СТУДЕНТЫ-АРХИТЕКТОРЫ / РИСУНОК / НАБРОСКИ / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанов Н. К., Степанова-третьякова Н. С.

Данная статья посвящена одному из главных разделов архитектурного образования построению архитектурных деталей. Именно эта тема ярко отражает специфику обучения будущего архитектора и включена в структуру архитектурного проектирования, а также учебного рисунка. Изучая закономерности изображения в процессе рисования архитектурных деталей, студенты-архитекторы приобретают художественные и профессиональные умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабанов Н. К., Степанова-третьякова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освоение студентами-архитекторами особенностей построения архитектурных деталей в рисунке»

УДК 378

ОСВОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ-АРХИТЕКТОРАМИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОСТРОЕНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ДЕТАЛЕЙ В РИСУНКЕ

© 2019 Н.К. Шабанов1, Н.С. Степанова-Третьякова2

хдокт. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой художественного образования и истории искусств e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

2старший преподаватель кафедры гостинично-туристического сервиса,

коммерции и рекламы e-mail: [email protected]

Белгородский университет кооперации, экономики и права

Данная статья посвящена одному из главных разделов архитектурного образования - построению архитектурных деталей. Именно эта тема ярко отражает специфику обучения будущего архитектора и включена в структуру архитектурного проектирования, а также учебного рисунка. Изучая закономерности изображения в процессе рисования архитектурных деталей, студенты-архитекторы приобретают художественные и профессиональные умения.

Ключевые слова: архитектурные детали, студенты-архитекторы, рисунок, наброски, архитектурный ордер.

В образовании будущего архитектора большую роль играет рисунок. В рамках аудиторной и самостоятельной работы по рисунку студенты получают полное представление о принципах построения формы, изучая их сначала на примере простых деталей архитектуры и заканчивая освоением сложных конструктивных элементов. Так постепенно через изучение закономерностей реалистического изображения будущие архитекторы подходят к пониманию процесса не только классического рисунка, но и проектирования.

Занятия по теме «Рисунок архитектурных деталей» нацелены не только на приобщение студентов к своей будущей профессии, но и прежде всего на освоение особенностей построения формы. Изучая особенности внешней и внутренней составляющей конфигурации на фрагментах архитектуры, рекомендуется вначале осуществлять рисунок таких элементов, как части антаблемента, консоли, ионики, базы, и только потом подойти к изображению капители. Так происходит постепенное приобщение студентов-архитекторов к реалистической интерпретации целых архитектурных объектов. В процессе рисунка архитектурных элементов очень часто студенты сталкиваются с проблемой построения формы. Распространённые ошибки -неточности в перспективном сокращении элементов формы, в распределении светотеневой моделировки. Поэтому необходимо разработать систему заданий, которые помогут студентам более осмыслить построение фрагментов архитектурного ордера.

Рисунок архитектурных деталей - это основополагающая, исторически значимая тема. Именно она как основная была включена в академическую систему обучения в архитектурной школе. Так, рисунок лепных орнаментов и гипсовых деталей ордерной системы (карниз, фриз, кронштейны, антаблемент, капитель) в XVIII в. рассматривали

не только как объект изучения форы, но и как цель совершенствования «чувства детали», формирования чувства пластики архитектурных форм [Лисовский 1982: 38].

Один из первых этапов изучения этой сложной темы - рисунок гипсового архитектурного элемента, орнамент. В процессе изображения малых архитектурных форм студенты постепенно подходят к выполнению более сложного задания - рисунка капители.

Рис. 1. Рисунки архитектурных элементов, выполненные студентами-архитекторами

Для полного представления об особенностях изображения архитектурных фрагментов рекомендуется показывать наглядные материалы с исторической справкой греко-римской ордерной системы с названиями её различных элементов (пьедестал, колонна, база, ствол и капитель, антаблемент). Так, в частности, на занятии необходимо демонстрировать и анализировать составные части архитектурных элементов -

небольшие пластические формы, такие как обломы, мулюры, элементы профилей, которые украшались рельефным орнаментом.

В процессе рисунка гипсовой архитектурной детали перед студентами направления архитектуры ставятся наиболее сложные задачи трактовки изображения формы, в процессе решения которых они развивают не только пространственное мышление, но и художественные умения [Кузнецов, Степанова-Третьякова 2015: 106]. Поэтому будущим архитекторам в начале занятия необходимо ввести такие упражнения-зарисовки: условное плоскостное контурно-геометрическое изображение; силуэтное изображение; разбивка изображения на свет и тень с использованием заливки, тушью; геометрально-математическое - обобщённое и детальное объёмное изображение; зарисовки в стиле оп-арт; конструктивно-пространственные наброски; наброски вертикальным штрихом без предварительного рисунка. Также рекомендуется использовать пластилин для создания объёмной модели капители и обобщённые макеты из бумаги.

Для более доступного восприятия формы капитель располагают выше глаз рисующих. Тем самым создаётся ракурсное сокращение частей архитектурной детали. Прежде чем приступить к полновесному рисунку, вначале студенты-архитекторы делают наброски, используя контурно-схематический способ. Он заключается в анализе формы по абрису - контуру. В процессе построения используется метод координатной сетки с использованием вертикальных и горизонтальных осей. На них проецируются точки на картинной плоскости [Степанова-Третьякова 2015: 218]. Данные зарисовки носят условный характер, для передачи основных пропорций крупных деталей представляя их как сумму геометрических плоских фигур. Также в рамках освоения контурно-схематического способа применяется силуэтное изображение капители и изображение с заливкой чёрной тушью теневых моментов (см. рис. 2). Разбивка изображения на свет и тень с последующей заливкой необходима для освоения распределения светотени. Данное задание поможет будущим архитекторам не только понять основные пропорции, но и освоить условную трактовку формы, которая подготавливает студентов к стилизованному прочтению [Шабанов, Степанова-Третьякова 2015: 298].

Рис. 2. Зарисовки: условное плоскостное контурно-геометрическое изображение; силуэтное изображение; разбивка формы на свет и тень с заливкой тушью

Следующий вид зарисовок касается освоения геометрально-математического способа. Он заключается в приобретённых знаниях о закономерностях

пропорционального контурного изображения и геометрических тел, через центры которых проходит воображаемая ось симметрии. Соотношения частей деталей выполняются методом замеров [Кузнецов, Степанова-Третьякова 2015: 106]. Капитель представляется как сочетание параллелепипеда, усечённой пирамиды, цилиндра. Студенты выполняют наброски карандашом, маркерами. В рамках самостоятельной работы будущие архитекторы не только делают зарисовки архитектурной детали по представлению как совокупность тел вращения и многогранников, но используют компьютерные графические редакторы. Данное упражнение помогает обучающимся кафедры дизайна более осмысленно подойти к трактовке формы сложных архитектурных элементов (см. рис 3).

Другое задание - это наброски способом такого направления в искусстве, как «оп-арт». Процессе создания рисунка капители данным методом представляет собой клетчатое изображение, которое оплетает предмет по его геометрическим формам и соединяет их друг с другом. Так происходит эффект плавного перетекания элементов формы. Данное упражнение помогает студентам почувствовать плавный переход и взаимосвязь элементов архитектурной капители (см. рис 3).

Рис. 3. Зарисовки: геометрально-математические наброски; компьютерная модель; оп-арт

Следующие наброски нацелены на освоение конструктивно-пространственного изображения. Обучающиеся по направлению «архитектура» выполняют различные линейные конструктивные зарисовки с различных ракурсов. Получив ранее знания о форме как совокупности геометрических тел, студенты с лёгкостью выполняют задания, представляя различные проекции и линейные сокращения элементов капители. Данные упражнения помогают будущим архитекторам понять конструктивное построение и сокращение деталей формы по средствам линейной перспективы (см. рис. 4).

Своеобразными набросками являются рисунки, выполненные в технике импрессионистов, вертикальным штрихом. Студентам предлагается сразу без предварительного построения выполнить изображение при помощи такого технического приёма. Главной задачей является передача нюансов светотеневой моделировки, характера, направленности освещения и закономерностей воздушной перспективы (см. рис. 4).

Рис. 4. Конструктивно-пространственные зарисовки, набросок вертикальным штрихом, итоговая тонально выполненная работа

Подходя к выполнению итоговой работы, студенты-архитекторы имеют полное представление о специфике изображения архитектурной капители. Они с успехом решают поставленные задачи:

1. Композиция: компоновка изображения на формате.

2. Форма: конструктивно-пространственное изображение как домината изображения, дополнительные способы изображения: контурно-схематический, геометрально-математический и пространственно-пластический.

3. Пространство: метод загораживания элементов орнамента, линейная перспектива, воздушная перспектива, ракурс.

4. Тон: светотеневая моделировка, удалённость предметов от источника освещения, воздушная перспектива, характер и направленность освещения, передача материальности [кузнецов, Степанова-Третьякова 2015: 108].

Для быстроты выполнения рисунка можно использовать такой технический приём «диагональный штрих» (см. рис. 4). Студенты, выполняя работу данным штрихом, сосредотачивают своё внимание на основных закономерностях построения формы, передачи тона и не задумываются об изменении направления штриха. Тем самым длительность выполнения изображения архитектурной детали значительно сокращается по времени.

Рисунок архитектурной детали является обязательной базовой частью профессионального образования будущего архитектора. В рамках изучения данной темы студенты не только получают необходимые знания, но и прежде всего формируют художественные умения, которые впоследствии оказывают влияние на профессиональное становление будущих дизайнеров.

Библиографический список

Кузнецов Р.А., Степанова-Третьякова Н.С. Проблемы освоения конструктивно-пространственного изображения, как научной основы творческой деятельности в архитектуре // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород, 2015. №5. С. 106-111.

Лисовский В.Г. Академия художеств. 2-е изд., переработ. и доп. Л.: Лениздат, 1982. 224 с.

Степанова-Третьякова Н.С. Роль традиций академической школы рисунка на формирование художественных умений у студентов направления архитектуры // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова». Белгород, 2015. №2. С. 217-220.

Шабанов Н.К., Степанова-Третьякова Н.С. Формирование у будущих архитекторов и дизайнеров художественных умений в процессе выполнения набросков// Декоративное искусство и предметно - пространственная среда // Вестник Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова. М., 2015. № 3. С. 295-300.

Edwards Betty. Drawing on the Right side of the brain. Great Britain, London: Souvenir Press, 2013. 337 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.