Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия развития художественных умений студентов-архитекторов в процессе обучения академическому рисунку'

Психолого-педагогические условия развития художественных умений студентов-архитекторов в процессе обучения академическому рисунку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
656
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ УМЕНИЯ / АРХИТЕКТУРА / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ARTISTIC SKILLS / ARCHITECTURE / ACADEMIC DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова-третьякова Н. С., Шабанов Н. К.

В статье рассматриваются особенности психолого-педагогических условий развития художественных умений у студентов-архитекторов в процессе обучения академическому рисунку. Предполагается к обсуждению взаимодействие психических познавательных процессов с художественными умениями у студентов-архитекторов, а также результаты исследования этого взаимовлияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of psycho-pedagogical conditions of development of the artistic skills of architecture students in the process of learning academic drawing. It is expected to discuss the interaction of the mental and cognitive processes with the artistic skills of architecture students and the results of the study.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия развития художественных умений студентов-архитекторов в процессе обучения академическому рисунку»

УДК 159

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ-АРХИТЕКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ

PSYCHO-PEDAGOGICAL SKILLS DEVELOPMENT OF ARTISTIC SKILLS OF ARCHITECTURE STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING ACADEMIC

DRAWING

Н-C. Степанова-Третьякова 1, Н.К. Шабанов 2 N.S. Stepanova-Tretyakova, N.K. Shabanov

1 Белгородский институт развития образования, Россия, 308000, г. Белгород, ул. Студенческая, 14 2 Курский государственный университет, Россия, 305000 г. Курск, ул. Радищева, 33

1) Belgorod Institute of education development, Russia, 308000, Belgorod, Studencheskaya Str., 14 2) Kursk State University, Russia, 305000, Kursk, Radishchev Str., 33

e-mail: [email protected], [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются особенности психолого-педагогических условий развития художественных умений у студентов-архитекторов в процессе обучения академическому рисунку. Предполагается к обсуждению взаимодействие психических познавательных процессов с художественными умениями у студентов-архитекторов, а также результаты исследования этого взаимовлияния.

Abstract. The article discusses the features of psycho-pedagogical conditions of development of the artistic skills of architecture students in the process of learning academic drawing. It is expected to discuss the interaction of the mental and cognitive processes with the artistic skills of architecture students and the results of the study.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, художественные умения, архитектура, академический рисунок.

Keywords: psychological and pedagogical conditions, artistic skills, architecture, academic drawing.

Введение

Такая область технического образования как архитектура является своего рода уникальной сферой, в которой сочетается достижения точных наук, и искусства. Это объясняется тем, что любое материальное проявление архитектуры содержит в себе такие категории как функция, конструкция и эстетика. Последнее - эстетика является индивидуальной особенностью отличающей архитектуру от остальных областей инженерно-технического образования. Именно она является отражением красоты, проявлением художественных качеств в сооружениях любого назначения.

Поэтому одним из главных условий развития архитектурного образования является внедрение дисциплин художественного цикла в процесс обучения. Именно такие предметы как академический рисунок, живопись и колористика, скульптура, архитектурный рисунок не только оказывают влияние на психические познавательные процессы, но и развивают у будущих архитекторов художественные умения [Степанова-Третьякова, Храбатин 2015, с. 63].

Вопрос формирования художественных умений у студентов педагоги-архитекторы считают актуальным и значимым при подготовке будущего архитектора. Эта проблема волновала отечественных психологов, педагогов в области архитектуры и изобразительного искусства с момента образования советской школы архитектуры.

Психолого-педагогические основы формирования учебных, художественных умений и навыков можно проследить в научных трудах психологов, а также педагогов в области изобразительного искусства и архитектуры О.А. Абдулиной, П.П. Артемьевой, Г. Баммеса, А.О. Барщ, Е. Барчан, П.П. Баскаковой, П.Я. Гальперина, В.Г. Демьянова, И.А. Зимнюю, А. Иконникова, Н.В. Кузьминой, К.В. Кудряшова, Е.А. Милерана, Л.М. Митиной, А.М. Новикова, И.Т.

Огородникова, П.И. Пидкасистого, К.К. Платонова, Е.С. Пронина, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластёнина, Д.Е. Стариченко, Л.Ф. Спирина, А.В. Степанова, С.В. Тихонова, Н.К. Шабанова, О.П. Шабановой и др.

Процесс приобретения умений является целой психологической системой. Так, умения приобретаются в ходе полученных знаний, и переходят в навык. Бесспорно, рассматривая эту сложную психологическую структуру можно проследить её развитие, а именно влияние психологических познавательных процессов на приобретение определённых знаний, влияющих на качественные характеристики умений. Психически познавательные процессы в себя включают: ощущение, восприятие, внимание, память, представление, а также функции воображения [Образовательная публичная библиотека, 2013].

В ходе выполнения любой учебной деятельности, включая и художественную, где изучается конкретный объект (натура), вначале подключаются ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и т.д.

На втором этапе на основе полученных учебных задач у обучающихся подключается восприятие (зрительное, слуховое, осязательное, целостное, предметное, осмысленное и др.). Если же оно носит целенаправленный характер, тогда переходит в качественную характеристику -наблюдение, а умение наблюдать - наблюдательностью, что является немаловажным для будущих архитекторов.

Третий этап подключения психологических познавательных процессов при выполнении учебной деятельности - это внимание (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) [Общая психология, 2013].

Затем, на четвёртом этапе, задействуется память (образная, двигательная, образная, эмоциональная, непроизвольная, произвольная и т. д.).

На пятом этапе познавательных процессов подключается мышление и его операции: продуктивное, репродуктивное, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и т.д. После задействуется представление (зрительное, представление по памяти, произвольное, непроизвольное, фрагментарное и т.д.) (табл. 1). Многообразие палитры психических познавательных процессов обеспечивает человеку не только познание и постижение окружающего мира, не просто оценку окружающей действительности и способность ориентации в ней, но и овладение знаниями, умениями и, следовательно, навыками. А художественные умения тем более являются результатом этой сложной психологической системы, так как любая творческая деятельность нуждается в её широком спектре (см. табл. 1).

Таблица 1

Развитие художественных умений в процессе изучения натуры

Объект изучения - натура

Учебно-художественные задачи

Психические познавательные процессы

Ощущения Восприятие Внимание Память Мышление Представление

Зрительные По ведущему Непроизвольное, Двигательная По форме, по По видам

рецепторы анализатору, произвольное, (или моторная), характеру, по анализаторов, по

по форме послепроизвольное, эмоциональная, степени степени

существования основные качества образная, новизны, анализ, обобщённости,

материи, по внимания словесно- синтез, непроизвольное,

форме логическая, обобщение, произвольное,

психическои непроизвольная конкретизация, фрагментарное,

активности, произвольная абстрагирование, кратковременное,

особенности кратковременная, классификация, долговременное

свойства долговременная, сравнение

восприятия процессы

натурой памяти

постановки,

целостное

восприятие -

наблюдение

Приобретённые знания

Развитие художественных умений

Многие педагоги и психологи по-разному рассматривают понятия «умений». Так психолог Д.Б. Эльконин, педагог-дидакт Н.А. Лошкарёва, учёный-педагог А.М. Новиков, методист

А.В. Усова, выделяли «умения» как способность к целенаправленной и результативной деятельности. Также авторы анализируют умения как действия, которые являются результатом синтеза ранее приобретённых навыков и знаний. В частности А.М. Новиков считал умения как одной из составляющих категорий опыта личности, который развивается в процессе обучения. Если быть более точным, автор, как и К.К. Платонов рассматривал, что процесс обучения должен быть направлен на развитие опыта личности, а именно на знания, умения, навыки и привычки. Так же эти ведущие педагоги-учёные предлагают классификацию умений: 1) по направленности (игровые, учебные, трудовые, профессиональные и т.д.); 2) по уровням организации деятельности (операционные, тактические, стратегические); 3) по уровням владения (см. табл. 2.). К операционным относятся умения выполнять определённые технологические операции. Тактические - умение организовать и выполнять полные технологические процессы (педагогические, строительные, бухгалтерские и т.д.) в изменяющихся условиях, а так же в составе коллектива, команды. Стратегические к ним относятся умения самостоятельно проектировать и достигать главных, перспективных целей своей деятельности, а так же свободное владение и варьирование различными технологиями в условиях их трансфера, умения соотносить цели своей деятельности с целями своего коллектива (организации), с другими организациями, с окружающей средой (см. табл. 2) [Сайт академика РАО Новикова А.М., 2005 - 2016].

Таблица 2

Классификация умений по уровням их владения по А. М. Новикову, К.К. Платонову

Умения по уровню владения

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап

Первоначальное умение Частично умелые действия Умелая деятельность Мастерство

Психологическая структура

Осознание цели действия и поиск способов его исполнения, опирающихся на ранее приобретённый опыт. Ярко выражен характер проб и ошибок Овладение умениями в выполнении отдельных приемов, операций. Уточнение необходимой системы знаний, сформированное^ специфических для данных действий навыков. Появление творческих элементов деятельности Творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения. Овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности. Овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели. Творческое использование различных умений (технологий)

Так другие учёные давали другое значение понятию «умение».

О. А. Абдулина рассматривает умения как качество личности.

Р.С. Немов считает, что умения представляют собой осознанно контролируемые части деятельности в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Е.Н. Кабанова-Меллер характеризует умения как возможность выполнения определённой деятельности в соответствии с поставленными целями и конкретными условиями, в которых необходимо действовать.

В.П. Ушачёв считает, что умения, на основе системы сформированных знаний, являются способностью выполнения умственных и практических действий.

Л.М. Митина рассматривает умения как одну из составляющих компетентности, куда входят знания и навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, развитии личности [Сайт академика РАО Новикова А.М., 2005 - 2016].

Единая мысль, которая объединяет вышеупомянутых педагогов, психологов это то, что умения формируются и проявляются только в деятельности.

Современная система обучения в высшей школе, перешедшая на Болонскую систему образования, направлена на приобретение студентами-бакалаврами определённых общекультурных и профессиональных компетенций. В свою очередь каждая компетенция состоит из суммы знаний, умений и навыков. Поэтому в современной психологии и педагогике доминирует такая последовательность: сначала приобретаются знания, затем развиваются умения, которые являются предварительным этапом в образовании навыков, всё это идёт на основе психических познавательных процессов, которые задействуются в процессе обучения.

Психолого-педагогические условия развития художественных умений у студентов-архитекторов в процессе обучения академическому рисунку

Цель данного исследования состоит в выявлении особенностей развития художественных умений у студентов направления архитектуры в процессе выполнения натурной постановки в системе академической школы рисования. Как известно академический рисунок играет большую роль в художественном становлении не только в педагогическом образовании, в частности «Изобразительном искусстве», но и в архитектурном. Именно - это веками сложившаяся система реалистического изображения качественно влияет на развитие художественных умений у студентов. Это объясняется тем, что академический рисунок включает в себя всю гамму закономерностей окружающей действительности, художественных средств выразительности, разнообразие графических материалов и технических приёмов, что даёт мощный толчок в дальнейшем на формирование творческого начала у обучающихся [Степанова-Третьякова, Шабанов 2014, с. 296].

Процесс развития художественных умений в системе академического рисунка будет осуществляться положительно, если одна и та же натурная постановка будет выполняться несколько раз с учётом различных поставленных учебно-художественных задач, которые в процессе должны суммироваться.

Таким образом, ход обучения будет нести дифференцированный характер. Это позволит студентам-архитекторам более обдуманно, систематично подойти к освоению академического рисунка. Так же выполнение постановки с постепенным усложнением задач поможет учащимся без особых усилий сформировать психологические познавательные процессы, а, следовательно, приобрести знания, развить умения и навыки. Бесспорно, сам процесс организации занятия должен сочетать в себе лекции, практическое выполнение в аудитории, самостоятельную работу, личный показ педагога, анализ работ из методического фонда кафедры, а также репродукций академических рисунков знаменитых художников, педагогов (П.П. Чистякова, И.Е. Репина, В.А. Серова, М. А. Врубеля и д.р.).

В ходе данного исследования было сконцентрировано внимание на взаимосвязь психических познавательных процессов и развития художественных умений в системе изучения академической школы рисунка.

Педагоги изобразительного искусства выделяют влияние психической структуры на художественное становление личности. Так, в частности Д.Е. Стариченко проследил взаимосвязь психических познавательных процессов с живописным видением натуры в процессе изображения [Стариченко 2009., с. 41]. Также он предложил в рамках изучения живописи ввести поэтапное освоение закономерностей реалистического изображения натуры с целью формирования живописного восприятия у обучающихся.

Система академического рисунка включает в себя композицию, линейную перспективу, параметры тона (объём, воздушную перспективу; удалённость предметов от источника освещения; светлоту и насыщенность; материальность предметов; характер освещения), форму. А также художественные материалы (фактуру бумаги, вид и характер графических материалов), технический приём (характер штриха) [Степанова-Третьякова, Шабанов 2014, с. 296]. Из этого следует, что занятия в данном русле формируют у студентов понимание объёма, формы, пространства, тона, контрастов и гармонии, т.е. оказывают воздействие на развитие художественных умений, непосредственно влияют на целостное восприятие натуры, зрительную память, активизируют мышление, представление. Умение передавать закономерности реалистического изображения в дальнейшем существенно окажет влияние не только на создание целостной графической работы, но и на архитектурно-проектную деятельность.

Студенты направления архитектуры БГТУ им. В.Г. Шухова имеют необходимые условия для реализации успешной работы в изучении этой темы, так как в наличии имеется необходимый натурный, методический фонды, оснащённые необходимым оборудованием аудитории, обширная Научно-техническая библиотека университета. В связи с переходом на двухуровневую систему обучения, подразумевающую сокращение аудиторных часов, возникает дефицит времени и сокращение натурных постановок. Единственным условием для осуществления освоения академической школы рисования является создание методической системы, включающей поэтапное изучение реалистического изображения в аудитории и выполнение индивидуальных заданий самостоятельно, а также ориентированной на активизацию психических познавательных процессов. Процесс обучения несёт дифференцированный характер, как способ последовательного освоения закономерностей реалистического графического изображения и постепенное развитие художественных умений.

В связи с этим, необходимо в академическом рисунке включить выполнение одной и той же натурной постановки, но с разными поставленными задачами. С каждым занятием предшествующие поставленные задачи суммируются с новыми закономерностями реалистического рисования. Данные условия позволят студентам-архитекторам планомерно изучать характеристики натуры на начальных этапах обучения академическому рисунку. В дальнейшем на старших курсах в процессе выполнения курсовых, зачётных работ, где натурная постановка несёт сложный характер в трактовке формы и

взаимосвязи её с окружающей средой, приобретённые начальные знания помогут обучающимся в более короткий срок качественно сделать рисунок. Если же перед первокурсниками направления архитектуры поставить выполнение одновременно всех закономерностей реалистического изображения в одной постановке, это вызовет затруднения не только у плохо подготовленных в области рисунка студентов, но и у обучающихся, имеющих хорошие представления о реалистическом изображении. В таком случае, постижение натуры несёт стихийный характер, так как большинство будущих архитекторов выполняют работы по принципу «что вижу, то рисую». У них возникают затруднения в контроле хода графической работы. Студенты путаются в закономерностях изображения, допускают множество ошибок, возникает большая нагрузка на психические познавательные процессы, что вызывает большую утомляемость и возникновение постепенного отсутствия интереса, апатии к выполнению натурной постановки. Поэтому дифференцированный подход «от простого к сложному» с учётом последующего суммирования поставленных задач в обучении академическому рисунку будет актуальным. Так как именно эта сложная система оказывает влияние на становление ощущения, восприятия, памяти, мышления, представления и планомерного развития художественных умений у студентов.

Для успешной реализации учебного процесса и создания условий для стимулирования творческой деятельности в ходе, которой развиваются художественный умения необходимо не только выставление положительной оценки студентам, отбор лучших работ в методический фонд кафедры, но и привлечение будущих архитекторов к участию в конкурсной и выставочной деятельности. Примером служит ежегодный всероссийский конкурс по рисунку, проходящий в г. Пенза под руководством Н. Ли, всероссийская выставка конкурс «Взгляд в будущее» в г. Томске, международный конкурс архитектурного рисунка в г. Казань и другие.

Методика исследования особенностей развития художественных умений у студентов-архитекторов в процессе освоения академического рисунка

Одна из важных задач в архитектурном образовании - научить студентов не только создавать конструктивно-функциональные проекты, но и насыщение их художественным содержанием, смыслом. Сочетание графической и проектной подготовки позволят студентам-архитекторам более осознанно подойти к обучению, к пониманию симбиоза техники и искусства, науки и творчества. Это подтверждают слова Ю.В. Чернышева: «В решении одной из важнейших и наиболее сложных проблем подготовки будущих специалистов - развитие конструктивно-пространственного мышления и творческого воображения, что в свою очередь является базой для комплексного обучения в процессе графической и проектной подготовки» [Чернышев 2010, с. 191]. Поэтому обучение студентов направления архитектуры необходимо вести поэтапно дифференцированно от простых упражнений к более сложным заданиям. Именно такой подход осуществляет академическая система рисования, основанная на постижение реалистического изображения. Ведь от уровня подготовки будущих специалистов в данной области в дальнейшем зависит и качество жизнедеятельности человека [Кузнецов, Степанова-Третьякова 2015, с. 111].

Рассматривая результаты исследования особенностей развития художественных умений у студентов-архитекторов в обучении академическому рисунку, выявили тесную взаимосвязь с психологическими познавательными процессами.

В исследовании приняли участие студенты 1-х и 2-х курсов кафедр архитектуры и дизайна архитектурной среды Архитектурно-строительного института БГТУ им. В.Г. Шухова. Контрольную группу составили студенты направления «Дизайн архитектурной среды» (кол-во n= 50 чел.), экспериментальную - студенты направления «Архитектура» (кол-во n= 50 чел.). Исследования в области развития художественных умений делилось на три этапа. Констатирующий этап данного исследования проходил на первом курсе, формирующий этап - на первом и втором курсах, и контрольный эксперимент проводился на втором курсе в тех же группах.

В процессе исследования была создана система заданий, основанная на принципе дифференцированного обучения развития художественных умений в ходе академического изображения. Также рассматривалось влияние выполнения заданий на психические познавательные процессы.

На начальных этапах обучения академическому рисунку студенты осваивают простейшие закономерности изображения, такие как передача пропорциональных отношений, индивидуальных характеристик формы однотональных предметов натуры, передачу объёма, азы построения в компоновке и в передаче элементарных пространственных закономерностей. Обучающиеся по данной системе в процессе рисования формируют у себя психологические познавательные процессы, учатся видеть и воспринимать индивидуальные характеристики натурной постановки, в памяти фиксируют простейшие закономерности изображения. В мыслительных операциях у будущих архитекторов начинают вырабатываться: способность к анализу натурной постановки, сравнению и сопоставлению пропорций относительно друг друга, точность в передаче и схожести индивидуальных черт предметов натуры [Кузнецов, Степанова-Третьякова 2015, с. 107]. И затем студенты представляют, как поэтапный

процесс реализации реалистического рисунка, так и её конечный результат художественно-графической работы. У обучающихся согласно классификации умений по А. М. Новикову, К.К. Платонову развиваются первоначальные умения, в данном случае, художественные (см. табл. 2). Во время анализа художественных работ, проведения результатов опроса, анкетирования у студентов было выявлено осознание цели действия и поиск способов его исполнения, опирающихся на ранее приобретённый опыт. В работах ярко выражен характер проб и ошибок.

На втором этапе (первый курс) студенты-архитекторы в однотональной постановке на основе полученных знаний осваивают следующие закономерности изображения, такие как построение компоновки, более сложной конструктивной и пластической структуры формы, передачи объёма, свойств освещения, особенности линейной и воздушной перспектив. В следующей натурной постановке разной тональности обучающиеся учатся передавать целостное изображение с учётом тональных индивидуальных характеристик предметов (светлоты и насыщенности). Тем самым продолжается обогащение психических познавательных процессов. Обучающиеся постепенно формируют целостность восприятия, в натурной постановке, развивается память, так как сочетаются соединение различных художественных задач. Задействуется большой спектр мыслительных операции, таких как анализ, сравнение, синтез, классификация, обобщение, сравнение и др. Согласно таблице умений по А. М. Новикову, К.К. Платонову следует, что в данном этапе исследования будущие архитекторы приобретают частично умелые действия. Они овладевают умениями в процессе выполнения отдельных приемов, операций, происходит уточнение необходимой системы знаний, приобретается специфические для данных действий навыки. В самостоятельных работах - набросках появляются творческие элементы деятельности (см. табл. 2).

Третий этап (второй курс) студенты-архитекторы приступают к изучению более сложных постановок, заключающихся в изображении человека. Здесь обучающиеся сталкиваются с более сложной формой, в которой сочетается внешняя и внутренняя конструкции, составляющие формы. Приобретённые ранее знания академической системы на первом курсе подготовляют благоприятную почву для дальнейшего выполнения сложных академических работ. В итоге обучающиеся на втором году обучения приобретают умения по уровню владения по А. М. Новикову, К.К. Платонову - это умелая деятельность. Будущие архитекторы овладевают художественными умениями на уровне деятельности, проявляют творческое осознанное использование знаний и навыков в самостоятельной работе по рисунку, а также в проектной деятельности.

Для исследования художественных умений у студентов контрольной группы ДАС («Дизайн архитектурной среды») и экспериментальной группы АР («Архитектура») использовали такие критерии как: уровень психических познавательных процессов, уровень знаний закономерностей реалистического изображения, владение академическим штрихом. В выявлении уровня наличия художественных умений использовали таблицу «Классификации умений по уровням их владения» А. М. Новикова, К.К. Платонова (см. табл. 2). В результате сформировали модель диагностики развития художественных умений у студентов в процессе обучения академическому рисунку (табл. 3).

Таблица 3

Модель диагностики развития художественных умений у студентов в процессе обучения

академическому рисунку

Критерии художественных умений Умения по уровню владения

Низкий уровень (первоначальное умение) Средний уровень (частично умелые действия) Высокий уровень (умелая деятельность)

уровень психических познавательных процессов (опрос, анализ работ) Разрозненное представление о натуре Частичное представление о целостности натуры Целостное представление о натуре

уровень знаний закономерностей реалистического изображения (анализ работ, тесты) Поверхностное знание закономерностей реалистического изображения, грубые нарушения в выполнении академического рисунка Не полные знания закономерностей реалистического изображения, небольшие нарушения в выполнении академического рисунка Наличие знаний всех закономерностей реалистического изображения, идеальное выполнении академического рисунка

владение академическим штрихом (анализ работ) Отсутствие владения академическим штрихом Частичное владение академическим штрихом Полное владение академическим штрихом

В ходе констатирующего этапа выяснилось, что у студентов двух групп отсутствует полное представление о целостности изображаемой натуры. Они не могли рассказать, какими способами достигается цельность в рисунке, в работах также отсутствует полное тональное решение. Уровень знаний о закономерностях реалистического изображения так же показывают не полное наличие, что же касается владения академическим штрихом, многие студенты путают его с перекрёстным, нет точного владения академическим техническим приёмом в графике. В результате констатирующего этапа получились такие показатели: контрольная группа ДАС имела почти такие же результаты как АР (табл.4).

В процессе формирующего этапа в группе АР - экспериментальной проводились занятия по дифференцированной системе обучения, которая представляла собой несколько занятий по постепенному освоению закономерностей реалистического изображения в русле академического рисунка. Контрольная группа ДАС осуществляла выполнение заданий по типовой программе. В итоге формирующего эксперимента группа АР показала значительное преимущество в своих результатах в отличие от студентов группы ДАС (см. табл. 4). Это объясняется тем, что экспериментальная группа более углубленно и систематично осваивала систему академического рисования. Контрольная группа имела поверхностные знания в области полновесного реалистического изображения и акцентировала внимание только на конструктивном изображении.

На заключительном - контрольном этапе, студенты обеих групп, в конце обучения, выполняли итоговую курсовую работу в рамках академического рисунка. Необходимо было в течение 16 часов нарисовать фигуру экорше человека в традициях академической системы рисования. В итоге экспериментальная группа заняла лидирующее место по сравнению с результатами контрольной группы (см. табл. 4).

Таблица 4

Динамика развития художественных умений у студентов-архитекторов в процессе обучения академическому рисунку

I этап - начальный (констатирующий) январь-декабрь 2013г II этап - основной (формирующий) январь-декабрь 2014г III этап -

заключительный (контрольный) январь-май 2015г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В С Н В С Н В С Н

Контрольная группа (ДАС) 6% 52% 42% 20% 50% 30% 47% 33% 20%

Экспериментальная группа (АР) 7% 53% 40% 45% 40% 15% 73% 22% 5%

Как видно из таблицы, экспериментальная группа показала высокие показатели развития художественных умений по уровню владения, т.е. умелую деятельность, она составила 73%. В сравнении контрольная группа показала такие результаты: 47 %.

Таким образом, следует сделать вывод, что поэтапное, дифференцированное освоение закономерностей академической системы рисования в значительной мере влияет на рост уровня психических познавательных процессов, ведь именно целостное представление о натуре характеризует согласованность этих процессов, а, следовательно, и развивает художественные умения. Ведь сущность человека состоит в единой согласованности всех его психических и физических действий.

Заключение

Традиции академического рисования вырабатывают у студентов чёткое представление о закономерностях компоновки, конструктивно-пространственного изображения формы натуры, пространства, особенности передачи освещения, светотеневой моделировки, светлоты и насыщенности, материальности, фактуры предмета. Но помимо прочего эта система определённых занятий нацелена на применение закономерностей в заданиях, где изображение строится по представлению. Сочетание и чередование разнообразных методов и форм занятий в архитектурном образовании значительно повысит художественный уровень студентов-архитекторов. Они более сознательно подойдут к понятию единого стиля, к изображению конкретного образа, что является необходимым условием в творческой деятельности для будущего архитектора.

Такая дисциплина как академический рисунок является наиболее наглядным и доступным средством понимания взаимодействия предмета и среды для студентов направлений архитектуры. Только в ходе изображения натуры, будущие архитекторы, поэтапно осваивают особенности окружающей действительности, тем самым развивают психические познавательные процессы и художественные умения, необходимые не только для рисунка, проектной деятельности, а также для формирования профессиональных умений. Разработанная система освоения академического рисования поможет в сжатые сроки планомерно освоить способы реалистического изображения, что существенно окажет влияние на положительные качественные изменения учебного процесса.

Литература

1. Степанова-Третьякова Н.С., Храбатин В.М. 2015. Научные основы совершенствования творческой деятельности в архитектуре. Научное издание «Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова». Белгород, №6: 62-69.

2. Образовательная публичная библиотека 2013. URL: http://po-teme.com.ua/psikhologiya/knigi-po-psikhologii/kniga-osnovy-psikhologii-i-pedagogiki-uzunova-n-s-tulyakov-yu-t/1252-oshhushheniya-vospriyatie-vnimanie.html (15 июля 2016).

3. Общая психология 2013. URL: http://lit-yaz.ru/psihologiya/2291/index.html?page=3 (15 июля 2016).

4. Сайт академика РАО Новикова А.М. 2005-2016. URL: http://www.anovikov.ru/artikle/obuch.htm (20 июля 2016).

5. Степанова-Третьякова Н.С., Шабанов, Н.К. 2014. Формирование художественных умений у студентов дизайнеров, архитекторов по средствам освоения формы предметов в академической системе рисования. Декоративное искусство и предметно - пространственная среда. Вестник Московской государственной художественно--промышленной академии имени С. Г. Строганова. Москва, № 4: 295-300.

6. Стариченко Д.Е. 2009. Формирование живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства в педвузе.: Дисс. ... кан. пед. наук : 13.00.02. Курск, 283 с.: прил.

7. Чернышев Ю.В. 2010. Исторический аспект развития архитектурного рисунка как дисциплины художественного цикла в архитектурном образовании Научное издание «Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова». Белгород, №2: 190-193.

8. Кузнецов Р.А., Степанова-Третьякова Н.С. 2015. Проблемы освоения конструктивно -пространственного изображения, как научной основы творческой деятельности в архитектуре. Научное издание «Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова». Белгород, №5: 106-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.