Научная статья на тему 'Формирование проектного мышления студентов вуза творческих специальностей в процессе выполнения заданий по графике на основе метода Кардовского'

Формирование проектного мышления студентов вуза творческих специальностей в процессе выполнения заданий по графике на основе метода Кардовского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектное мышление студентов / форма / конструкция / виртуальный образ / трех-мерная проекция / компьютерные технологии / design thinking students / shape / design / virtual image / a three-dimensional projection / computer technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Бушуева М.В.

В данной статье рассмотрен возможности «метода Кардовского», который позволяет эффективно ре-шать задачи построения графическими материалами трёхмерно-объёмной формы на плоскости. Авторы убедительно доказывают, что с помощью современных компьютерных технологий изучение «метода Кар-довского» проходит на качественно новом уровне, что позволяют получить «виртуальный образ». Выпол-няя такие творческие задания, по мнению авторов, студент проявит не только умение пользоваться про-граммным обеспечением, но и знания конструирования и моделирования объемных форм на плоскости, что дает дополнительную возможность для формирования проектного мышления будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Бушуева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of design thinking in university students of creative disciplines in the process of execution of tasks on the chart based on the method of Kardovsky

This article discusses the possibility of "Kardovsky method", which can effectively solve the problem of constructing graphic materials three-dimensionally-bulk form on a plane. The authors argue convincingly that with the help of modern computer technology to study the "method Kardovsky" takes on a new level, that allow to obtain a "virtual image". Carrying out such creative tasks, according to the authors, the student will show not only the ability to use the software, but also knowledge of the design and simulation of three-dimensional forms on the plane, which gives an additional opportunity for the formation of the design thinking of future specialists.

Текст научной работы на тему «Формирование проектного мышления студентов вуза творческих специальностей в процессе выполнения заданий по графике на основе метода Кардовского»

4. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тиш-ков) // Вестник образования. - N° 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации - www.vestnik.edu.ru/proect.html

5. .Scorgie K. A powerful glimpse from across the table: reflections on a virtual parenting exercise // International Journal of Inclusive Education. 2010. Vol. 14. № 7...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP012012/Lpp-020.htm]

6. Шумиловская, Ю.В. Модель подготовки будущих учителей технологии для лиц с ограниченными возможностями Текст./ Ю.В. Шумиловская// В мире научных открытий. Красноярск: Научноин-новационный центр, 2011. №4. С. 110-117.

7. Хафизуллина И Н Формирование профессиональной компетентности педагога общеобразовательной школы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями / И Н Хафизуллина // «Вестник Костромского государственного университета им НА Некрасова» серия гуманитарные науки «Педагогика Психология. Социальная работа Ювенология Социокинетика» -Кострома,2007.-106с -С 83-88 (0,6пл)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ГРАФИКЕ НА ОСНОВЕ

МЕТОДА КАРДОВСКОГО

Бакиева О.А.,

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства института педагогики и психологии Тюменского государственного университета

Бушуева М.В.

Студент-магистрант института педагогики и психологии Тюменского государственного

университета

FORMATION OF DESIGN THINKING IN UNIVERSITY STUDENTS OF CREATIVE DISCIPLINES IN THE PROCESS OF EXECUTION OF TASKS ON THE CHART BASED ON THE

METHOD OF KARDOVSKY

Bakiyeva O.

Ph.D., Associate Professor, Department of Fine Arts of the Institute of Pedagogy and Psychology of the

Tyumen State University Bushueva M.

Student Institute ofpedagogy and psychology of the Tyumen state University

Аннотация

В данной статье рассмотрен возможности «метода Кардовского», который позволяет эффективно решать задачи построения графическими материалами трёхмерно-объёмной формы на плоскости. Авторы убедительно доказывают, что с помощью современных компьютерных технологий изучение «метода Кардовского» проходит на качественно новом уровне, что позволяют получить «виртуальный образ». Выполняя такие творческие задания, по мнению авторов, студент проявит не только умение пользоваться программным обеспечением, но и знания конструирования и моделирования объемных форм на плоскости, что дает дополнительную возможность для формирования проектного мышления будущих специалистов.

Abstract

This article discusses the possibility of "Kardovsky method", which can effectively solve the problem of constructing graphic materials three-dimensionally-bulk form on a plane. The authors argue convincingly that with the help of modern computer technology to study the "method Kardovsky" takes on a new level, that allow to obtain a "virtual image". Carrying out such creative tasks, according to the authors, the student will show not only the ability to use the software, but also knowledge of the design and simulation of three-dimensional forms on the plane, which gives an additional opportunity for the formation of the design thinking of future specialists.

Ключевые слова: проектное мышление студентов, форма, конструкция, виртуальный образ, трехмерная проекция, компьютерные технологии

Keywords: design thinking students, shape, design, virtual image, a three-dimensional projection, computer technology

Современные глобальные изменения в обществе предъявляют новые требования к подготовке специалистов, поэтому перед образованием стоит задача обучения конкурентоспособных студентов

различных профессий владеющими не только профессиональными компетенциями, широким кругозором, но и владеющими навыками проектного мышления.

На сегодняшний день в научных публикациях существует ряд исследований (О.Н. Арефьев, Ю.С. Тюников, В.И. Шаповалов и др.), в которых раскрывается проблема конкурентоспособности студентов, будущих специалистов в различных направлениях; обстоятельство конкурентоспособного взаимодействия через такие качества личности, как инициативность, упорство, целенаправленность, сила воли, стремление к сотрудничеству, проектное мышление (психологи Е.Л.Доценко, А.А.Кроник и др.). В этих публикациях отмечается, что качества проектного мышления студентов особенно ценятся в современном обществе, они ведут в дальнейшем к формированию креативности и уникальности будущих специалистов. И поэтому проблема формирования такого мышления является актуальной.

Психологи утверждают, что для формирования проектного мышления выделяется ряд особенностей, которые проявляются в умении домысливать или вообразить будущее, используя для этого определенные процедуры [6].

Рассмотрим «проект», с тем, чтобы уточнить понятие «проектное мышление». В энциклопедической литературе можно найти определение термина «проект», который означает замысел, идею, задумку, выраженные в форму описания, обоснования проектов, чертежей, раскрывающих сущность задумки и шанс ее реализации на практике [11].

В художественно-педагогическом словаре понятие «мышление» представляет собой сложный психологический процесс, характеризующийся общностью и опосредованностью, что позволяет познавать наглядные связи, отношения объектов, явлений и их сущность [5, с. 255].

Следовательно, проектное мышление реализует виртуальные замыслы с помощью языка в геометрические и пластические образы, решает функциональную, планировочную и конструктивную задачи, включающие в себя образные и художественные характеристики составляющие

[7].

Из этого следует, что проектное мышление -сложный психологический процесс характеризующийся общностью и опосредованностью, что позволяет познавать наглядные связи (план, идею, задумку), отношения объектов, явлений и их суть, раскрывающих сущность идеи и возможность ее реализации на практике.

Однако, в процессе формирования такого мышления, на начальном этапе у студентов вузов творческих специальностей возникают затруднения и проблемы с пониманием формы и его анализом (из чего строится сложная форма, как можно ее выявить, построить).

Например, при изображении сложного по форме объекта у рисующего должно сформироваться понимание формы и её конструкции. Но зачастую, многие студенты не видят конструкцию объекта и не понимают, как правильно передается форма натуры, что является основой проектного мышления. Поэтому в процессе формирования про-

ектного мышления необходимо, на наш взгляд, использовать различные упрощения и обобщения формы.

В отечественных публикациях посвященных профессиональной подготовке студентов указывается на то, что проектное мышление носит методологический характер. Смысл, которого заключается в том, что процесс проектирования начинается с осознания таких понятий как, «знание о способе», «осознание пути», «постижение метода», которым изучается и изменяется действительность, умение определить основания для деятельности[8].

В конечном итоге, студент определяет для себя содержательно-смысловые рамки возможных действий и их последствий, необходимых для осмысленного отбора ведущих идей, принципов, чтобы воплотить в проект.

Проанализировав сформированность проектного мышления у студентов 1 курса кафедры «Искусств», в котором приняло участие 30 человек. Нами было установлено, что 76% студентов затрудняются в ходе конструктивного построения объекта с натуры при выполнении различных заданий. В связи с этим, нами была сформулирована проблема формирования проектного мышления средствами наглядных пособий.

На начальном поисковом этапе необходимо проанализировать опыт педагогов-художников решающих подобные задачи. Так, например, Дюрер, Ганс Гольбейн, Энгр разрабатывали наглядные пособия, которые позволяли ученикам наиболее точно воспроизводить трехмерные изображения объектов на плоскости.

Представляет большой интерес работы отечественных педагогов и художников, которые применяли на практике различные методы направленные на формирование проектного мышления (Д.Шма-ринов, П.Мальков, Л.Голованов, И.Астапов и др.).

Нами наиболее подробно был рассмотрен «метод Кардовского» и его возможности в педагогическом процессе, направленного на формирование проектного мышления у студентов.

Д. Н. Кардовский направлял воспитанников «думать и рисовать отношениями». Перед обучающими устанавливалась задача построения графическими материалами трёхмерно-объёмной формы на плоскости листа. Д.Н. Кардовский воспитывал видеть и изображать «обобщенную форму», рисовать «обобщенной линией», «обобщенным тоном».

Кардовский пояснял, что большая или обобщенная, объёмная форма — это «масса, имеющая тот или иной характер, подобно геометрическим телам: кубу, шару, цилиндру» [1].

Таким образом, живая форма «повторяет законы расположения света по перспективно-уходящим плоскостям».

Современные технологии изучения «метода Кардовского» позволяют получить «виртуальный образ», что даст возможность более эффективно построить процесс обучения (на примере программы 3D MAX).

Рассмотрим построение «виртуального образа» в программе 3D MAX по методу Кардовского

на примере, когда перед учащимися в работе ставится задача - объединять и сочетать понимание формы с приемами построения на плоскости светом поверхностей, ограничивающих форму в пространстве.

Студентам следует пояснить, что в рисунке свет необходимо передать с учетом наибольшей ин-

Начинать рисунок, по мысли Кардовского, следует с того, что «как можно скорее обрисовать в самых общих чертах весь объект», будь то фигура человека, пейзаж или натюрморт.

Если, перевести этот принцип в программу 3D MAX, то только общие линии будут обозначать основную форму. Потому что общими без детализирования линиями необходимо спроектировать цельно-обобщённое представление о модели, кроме того ее расположение в пространстве, разместить модель на листе. Так, Д.Н.Кардовский концентрирует внимание на том, что рисуя линией необходимо стараться видеть и изображать цельными массами формы.

Вторым этапом рисования, по Кардовскому Д.Н., является решение задачи по наполнению общего наброска объёмной формой. Для этого внутри контуров обрисовываются основные массы, ограниченные плоскостями и создает это за счет тона. Д. Н. Кардовский обучал строить (обрубать) поверхности объёмной формы, размещая их в пространстве. Он говорил, что начинают обычно в одну силу: оставляют чистой бумагу для поверхностей, освещённых прямыми лучами света, и закрывают в одну силу поверхности, этими лучами не освещённые [1]. При этом действии выполняется такой прием как обобщение. Делается это для того, чтобы быстрее «заполнить контуры ёмким содержанием, благодаря чему поддерживается возможность правильно установить пропорции, так как рисунок выполняется по трёхмерной форме» [4].

Таким образом, Д. Н. Кардовский, не отрицает необходимости линейного построения модели, концентрирует внимание учащихся на возможности сразу же, на втором этапе работы, строить — «лепить» объёмную форму с помощью тона [2].

Исходя из выше сказанного такие творческие задания в планирование образовательной программы, повысят уровень усвояемости материала, а также повлияют на формирование проектного мышления, так как при выполнении заданных заданий, необходимо проявить умение пользоваться программным обеспечением, необходимо применить знание конструкции и моделирования, а также

тенсивности в определенном месте и все последующие градации его брать в отношении к этому максимуму [1]. Переводя это знание в программу 3D MAX, студентам будет предложено выполнить ряд творческих заданий, в которых данный метод прекрасно выражен.

Пример этих заданий представлен в таблице

№1.

Таблица № 1

смекалку и способность подходить к проекту с новыми взглядами, и этапами воплощения идеи.

Современной личности в стремительно развивающемся техническом мире необходимо уметь проектно мыслить, так как для усовершенствования технического прогресса важно умение синтезировать, анализировать, работать отношениями, пытаться прогнозировать результат реализованных целей и идей проекта. Поэтому так важно формировать у молодых специалистов всех областей проектное мышление, в особенности у студентов вузов творческих специальностей, средствами работы в программе 3D MAX.

Список литературы:

1. Канунникова Т. А. Принципы и методы обучения изобразительному искусству в педагогической практике Дмитрия Николаевича Кардовского [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 23-26.

2. Кардовский Д. Н. «Пособие по рисованию/ Под общ.ред.проф.Кардовского Д. Н. и др.».М.:Изд-во: «В.Шевчук», 2006. — 208с.ил.

3. Репин Е. «Кардовский о принципах и методах обучения рисованию». М., 2010

4. Ростовцев Н. Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе.» М.:Агар, 2000-242 с.

5. Художественно-педагогический сло-варь/сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина.-М.: Академический Про-ект:Трикста, 2005. -480 с.,16 с. Цв.вкл. - («Фундаментальный учебник»)

6.http://www.practicum.org/index.php?catid=2:s ovet&format=pdf&id=119:2010-09-09-21-07-35&Itemid=24&option=com_content&view=article

7. https://goo.gl/YeC4aw

8.http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a656 25b3bc79b4d43b88521206c37_0.html

9. https://goo.gl/BK9Xwn

10. https://goo.gl/gpTIkI

11 .https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1% 80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82

12. http://studopedia.org/8-70968. html

Тематический план творческих заданий в программе 3D MAX

Тема Творческое задание

«Взаимодействие объемных фигур и плоских» Построение объемной композиции

«Создание многоплановой композиции» Построение натюрморта в трехмерной проекции

«Обрубочная голова» Построение трехмерного изображения обрубовоч-ной головы

«Обрубовка торса» Создание трехмерной модели торса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.