Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка студента педагогического вуза к работе с учащимися и их родителями в условиях инклюзивного образования (на примере проекта "Искусство без границ")'

Профессиональная подготовка студента педагогического вуза к работе с учащимися и их родителями в условиях инклюзивного образования (на примере проекта "Искусство без границ") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ / ИСКУССТВО БЕЗ ГРАНИЦ / metasubject universal knowledge / inclusive education / project work / the program / children with disabilities / parents / educational support / tutors / motivational / informative / activity / analytical components

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Криницына Галина Михайловна

Авторы в статье затрагивают важную проблему подготовки студентов в педагогических вузах к работе с учащимися и их родителями в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Криницына Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional training of students of pedagogical universities to work with students and parents in the inclusive education (for example, the project "Art without borders")

The authors of the article touch on the important problem of preparation of students at pedagogical universities to work with students and parents in terms of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка студента педагогического вуза к работе с учащимися и их родителями в условиях инклюзивного образования (на примере проекта "Искусство без границ")»

системы экологической социализации основана на признании полипарадигмальной образовательной картины, в которой рационалистические установки и гуманитарные смыслы интегрируются в общую культуру, как личности, так и общества, для решения трансдисциплинарной проблемы - гармонизации системы «человек - природа - общество». В построении архитектоники полипарадигмальной модели мы опирались на полипарадигмальность и междисциплинарность как метапринципы, позволившие нам теоретически обосновать логику и методологическую целесообразность и характер их сосуществования в едином пространственно-временном континууме.

Список литературы:

1. Бермус А.Г. Контекст и структура парадиг-мального подхода в современной теории образова-ния//Электронный журнал «Исследовано в России», 1-4, 9-26, 2000. http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2000/003. дата обращения 12.09.2011.

2. Бондаревская, Е.В. Гуманитарная методология исследования модернизационных процессов в педагогическом образовании: монография /ЮФУ//под научн. ред. Е.В. Бондаревской. Ростов-на-Дону: изд- во ЮФУ. - 2013, 436 с.

3. Петрищев С.Н. Схема концептуальной модели резонансно - коммуникативного акта: http://www.proza.ru/2010/03.13/379.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(на примере проекта «Искусство без границ»)

Бакиева О.А.,

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства института педагогики и психологии Тюменского государственного университета

Криницына Г.М.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии и возрастной психологии института педагогики и психологии Тюменского государственного университета

PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES TO WORK WITH STUDENTS AND PARENTS IN THE INCLUSIVE

EDUCATION (for example, the project "Art without borders»)

Bakiyeva O.

Ph.D., Associate Professor, Department of Fine Arts of the Institute of Pedagogy and Psychology of the

Tyumen State University Krinitsyna G.

Ph.D., assistant professor ofdefectology and psychology Institute of Pedagogy and Psychology of the Tyumen State University

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы качественной подготовки студентов будущих учителей изобразительного искусства к работе с учащимися и их родителями в условиях инклюзивного образования, формирование у них метапредметных знаний. Рассмотрена возможность формирования таких знаний средствами проектной деятельности (на примере социального проекта для детей-инвалидов «Искусство без границ»), разработана модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования, показана ее эффективность.

Abstract

This article deals with the problems of quality of preparation of students of the future teachers of the fine arts to work with students and their parents in terms of inclusive education, the formation of their metasubject knowledge. The possibility of the formation of knowledge of project activities means (for example, a social project for children with disabilities "Art without borders"), developed a model for training future teachers to work with students in the conditions of inclusive education, shows its effectiveness.

Ключевые слова: метапредметные универсальные знания, инклюзивное образование, проектная деятельность, программа, дети с ограниченными возможностями здоровья, родители, педагогическое сопровождение, тьютер, мотивационный, содержательный, деятельностный, аналитический компоненты. творческое сотрудничество.

Keywords: metasubject universal knowledge, inclusive education, project work, the program, children with disabilities, parents, educational support, tutors, motivational, informative, activity, analytical components.

Перманентные процессы преобразования в об- нальной подготовке, компетенциям будущих спе-ществе выдвигают новые требования к профессио- циалистов, которые должны представлять собой

сплав метапредметных универсальных знаний, которые возможно направить на решение профессиональных и жизненно важных задач. За профессиональную подготовку отвечает сфера образования, актуальным направлением, которого является внедрение инклюзивного образования.

В этой связи становится актуальным решение проблем подготовки будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования.

Вопросы готовности будущего педагога в этой сфере разрабатывали ученые J.-R. Kim, K. A. Scor-gie, С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова, А.Г. Ковалев, И. Н. Хафизуллина, Ю.В. Шумилов-ская и др.

Так, например J.R. Kim в своем исследовании отмечает наиболее эффективной с точки зрения подготовленности студентов к работе в условиях инклюзии является комбинированный тип обучения[3].

K. Scorgie считает, что возможно получить студентами «виртуальный опыт», с целью более эффективной психологической готовности к работе в условиях инклюзии. Студенты побывав в роли родителей детей-инвалидов стали лучше понимать ситуацию в которой оказались такие родители [6]..

В работе ученых С.В. Алехиной, М.Н. Алексеевой, и Е.Л. Агафоновой представлены данные, иллюстрирующие основные параметры профессиональной и психологической готовности учителей к включению «особого» ребёнка в общеобразовательный процесс [1].

Таким образом, в научных публикациях этих авторов рассматриваются вопросы подготовки конкурентоспособных специалистов, владеющих высоким уровнем знаний умений и навыков в области инклюзивного образования.

Однако, в этих публикациях не рассматривается возможность профессиональной готовности студента работать не только с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, но организации работы с их родителями.

Психологи отмечают, что гармония, любовь и понимание в семье в первую очередь может обеспечить успешное прохождение ступеней адаптации и социализации детей с ОВЗ. Поэтому полноправными участниками проекта должны стать родители этих детей.

Но, как правило, именно в этих семьях зачастую родители нуждаются в поддержке и адаптации к создавшимся условиям [9].

Учитывая эти противоречия нами была сформулирована цель исследования, которая состояла в определении степени подготовки будущих учителей изобразительного искусства готовых к работе с учащимися ОВЗ и их родителями на примере проекта «Искусство без границ».

Опытно-экспериментальной базой исследования является ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет». В эксперименте приняли участие студенты 2-3 курса кафедры Искусств, дети и родители ООО «Особый ребенок» - всего 98 человек.

На первом этапе (октябрь 2015) были изучены общие положения о проблеме инклюзивного образования, тьюторства в нашей стране и в мире, о системе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, об особенностях семей данной категории, выявлены основные направления в исследовательской работе.

Совместно со студентами был сформулирован методологический аппарат исследования, проводился теоретический анализ не только современного состояния инклюзивного образование детей, но и педагогической поддержки их родителей. Все это позволило сориентировать исследование в плане профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

На втором этапе (ноябрь, декабрь 2015 гг.) совместно со студентами был разработан проект «Искусство без границ», который может служить моделью подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.

Проект предполагает инклюзивное обучение детей с ОВЗ искусству по программе «Искусство без границ», где дети разного возраста могут получить индивидуальные уроки, занятия, мастер-классы по различным направлениям (живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство), как контактно, так и дистанционно.

Учителями-тьютерами творческого развития таких детей должны стать студенты 4 курса бакалавриата педагогического вуза направление подготовки «Изобразительное искусство».

В связи с этим мы разработали развивающие программы «Цветик-семицветик» и «Лучик» для учащихся с ограниченными физическими возможностями здоровья. Данные программы, составлены таким образом, что их, возможно, модернизировать в индивидуальную программу, учитывая возможностям ребенка с ОВЗ.

В соответствии с этим были разработаны видео занятия, где студенты демонстрируют мастер-классы, с целью организации дистанционного обучения по технологиям вебинаров в рамках проекта «Искусство без границ».

В основу программ положены идеи и положения ФГОС начального, общего коррекционного образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [4].

Мы полагаем, что включение детей с особенностями в творческое саморазвитие, формирование у них социальных навыков есть ключевой компонент ценностных ориентиров программы. В процессе общения с людьми разновозрастной группы, со студентами будет происходить освоение норм поведения и взаимодействия, учащиеся приобретут социальный опыт, который может стать основой их успешной социализации.

Таким образом, проект позволяет решить не только обучающие задачи, поставленные перед процессом эстетического воспитания и социализации детей с ОВЗ, но и обеспечит профессиональную подготовку будущих педагогов, потому что

проект будет воплощен силами студентов, проходящих педагогическую практику.

На третьем этапе (май-сентябрь-ноябрь 2016 гг.) был запущен социальный проект «Искусство без границ» и апробирована модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися и их родителями в условиях инклюзивного образования, проведен анализ и обобщение полученных результатов.

Надо отметить, что методологической основой для разработки модели подготовки будущего учителя изобразительного искусства к работе в условиях инклюзивного образования стало использование личностно-ориентированного, гуманистического и интегративного подходов, т.к. они наиболее соответствуют целям и задачам исследования.

Для разработки модели нами были изучены несколько подобных моделей.

Так, например, при создании своей модели подготовки учителей технологии для работы с учащимися ОВЗ Ю.В. Шумиловская, ориентировалась на выделение в педагогической системе и развивающейся личности, прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным [6].

Автор данной модели рассматривает компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный. Ключевым компонентом модели является - процессуальный, который требует использования методов, средств и форм обучения и регулирования процессом, ориентированных на качественную подготовку будущих специалистов. Функцией этого компонента является построение учебного процесса в соответствии с логикой содержания и поставленной цели. Процесс подготовки будущего учителя к работе в условиях инклюзивного образования предполагает формирование особой культуры учителя по отношению к индивидуальным особенностям учащихся, умения адаптировать материал с учетом их возможностей [6].

Вся эта стройная система в конечном итоге призвана повысить качество подготовки студентов к работе в условиях инклюзии.

Однако, данная модель ориентируется в основном на теоретическую подготовку будущих педагогов без учета самого важного компонента - практика ориентированного.

Другой педагог И. Н. Хафизуллина в своем диссертационном исследовании «Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки» [7] рассматривает модель формирования инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки, основывающаяся на технологии контекстного обучения, включает последовательность взаимообусловленных этапов информационно-ориентировочного, квазипрофессионального и деятельностного.

Первые два этапа автор рассматривает как теоретическую профессиональную подготовку к практической. Деятельностный или практический третий этап , направлен на дальнейшее развитие инклюзивной компетентности будущих учителей и применение сформированных ключевых компе-тентностей в практической деятельности .

Однако, в данной модели автором рассматривается инклюзивная компетентность будущих учителей как интегративное личностное образование, обуславливающее способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного обучения в целом, где не предполагается роль будущего учителя как тьютера. При этом надо отметить, что многие заболевания, которыми страдают учащиеся с ОВЗ затруднительно осуществлять без участия учителя - тьютера.

Учитывая все недостатки вышеперечисленных моделей нами была разработана модель профессиональной подготовки будущих учителей в условиях инклюзивного образования на основе проекта «Искусство без границ» и модели выпускника-бакалавра педагогического образования.

Компоненты нашей модели представляют собой работу в двух направлениях: работа со студентами и родителями одновременно. При этом мета-предметность выступает как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования дивергентного мышления и универсальных способов решения профессиональных задач.

Эффективность реализации процесса подготовки будущего учителя к работе в условиях инклюзивного образования достигается благодаря использованию основных педагогических принципов: гуманизации, интеграции, культуросообразности, природосообразности, успешности. Разработанная модель имеет следующие компоненты:

Мотивация студентов

Руководство НИРС

Проектирован ие процесса

Защита НИРС

Волонтёрское движение «Красота спасет мир»

Педагогическа я практика

Анализ результатов

Модель профессиональной подготовки студентов кафедры Искусств к работе с учащимися в условиях инклюзии

Организация работы с родителями и студентами , пед< сопровождение процесса

:е взаимодействие с учащимися во время

„___

проекта Активно

Л ^

Активное участие в проекте на занятиях по искусству

Создание ИБД семей с детьми ОВЗ

Мотивация родителей

Обучение

родителей

(курсы):

Возможности ИИ в

формирован ии личности Ребенка

Информацио нные

технологии

J

О

Р. та

;

Мотивационный компонент включает формулирование цели и задачи к работе с учащимися и их родителями в условиях инклюзивного образования, создание предпосылок к активному изучению проблемы инклюзивного образования.

Содержательный компонент включает теоретические и основы дисциплин «Методика обучения изобразительному искусству», «Курсовая работа по методике обучения изобразительного искусства», научные исследования студентов.

Практико-ориентированный компонент требует использования методов, средств и форм обучения и регулирования процессом, ориентированных на качественную подготовку будущих специалистов. Функцией этого компонента является волонтерское движение «Красота спасет мир», где силами студентов выполняются как творческие, так и педагогические проекты (роспись детского отделения городской областной больницы № 2 г. Тюмени, серия уроков для учащихся слабовидящих в областной библиотеке Тюменского городского общества инвалидов).

Проведение обучающего семинара для родителей учащихся с ОВЗ по теме «Технологии арт-терапии в эстетическом воспитании детей», где родители знакомились с арт-технологиями, для того чтобы совместно с педагогом спроектировать личностное творческое развитие. После чего была определена роль родителей в проекте как тьютер-ская.

В целом, надо отметить, что выполняя творческую работу, деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Родители начинают принимать индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка формируются адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим.

Такая модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями (другими близкими) и ребенком. Это позволяет оптимизировать социальную адаптацию таких детей [2].

В итоге педагогическая практика студентов, должна стать полигоном отработки универсальных профессиональных знаний, умений, потому что они пробуют себя в качестве педагога, тьютера проектирующего творческое развитие ребенка.

Таким образом, ключевой частью проекта является педагогический процесс, который представляет собой взаимодействие студента-практиканта, ученика, родителя который обозначен в нашей схеме в виде восьмигранника и отмечен как проект «Искусство без границ». Здесь мы полагаем, что активное включение всех субъектов процесса будут способствовать профессиональной готовности будущего педагога.

Аналитический компонент характеризуется показателями и уровнями готовностями будущего учителя к предстоящей работе как в роли творческого тьютера, так и в роли учителя, с учетом особенностей построения учебного процесса и контингента учащихся, а так же готовность родителя к тьютерскому сопровождению своего ребенка.

Разработанная практико-ориентированная модель является основой для организации процесса подготовки будущего учителя изобразительного искусства к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.

Для оценки педагогической эффективности разработанной модели процесса подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования была проведена опытно-поисковая работа (декабрь 2015- июнь 2016 гг.) в ходе, которой происходила организация деятельности студентов, нацеленная на выполнение долгосрочного проекта «Искусство без границ», который позволяет обеспечить переход от существующей

практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь студенту овладеть такими способами деятельности, которые будут востребованы, как в рамках инклюзивного образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Результатом работы студентов в микрогруппах по различным направлениям явилось теоретическое обоснование, методические разработки и составление плана организации дистанционного и контактного обучения искусству детей с ограниченными возможностями в рамках социального проекта «Искусство без границ». Вопросы, которые исследовали студенты, выходили далеко за рамки обучения по профессиональным дисциплинам и затрагивали такие вопросы как дефектология, психология, цветотерапия, коррекция, реабилитация, что подтверждает метапредметную направленность проекта.

Так, например, выпускница кафедры Искусств, магистрантка педагогического направления ИПиП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бушуева М.В. под моим руководством проводит исследования по использованию 3 d технологий на занятиях по изобразительному искусству с учащимися с ограниченными возможностями в здоровье. Например, это могут быть всевозможные объемно -пространственные визуальные модели, которыми учащиеся легко могут «управлять», то есть поворачивать в пространстве с тем, что бы лучше разглядеть её строение. Так учащиеся могут увидеть и почувствовать, что сложные предметы состоят и собираются из простых геометрических форм. При этом сначала детям показывают, как собрать несложную форму из простых геометрических форм, тем самым, получив обрубовку (вазы), а затем за счет прикрепления скругленных деталей, придать этой форме плавные очертания. Предполагается, что все детали модели, как простой формы, так и более сложной скругленной формы будут иметь крепления в форме заклепок, чтобы соединяться между собой. Процесс демонстрации, включающий сборку деталей, представлен на рис. 1.

Рисунок 1.

После сборки модели, скругленные формы снимаются, и детям показывается, та обрубовка, которая доказывает, что сложная конструкция вазы состоит из деталей простых форм. После того, как учащиеся проанализируют форму предмета, они могут её нарисовать на плоскости бумаги.

За период проведения проекта студенты приняли участие в форуме «Молодежь Тюмени», где был представлен проект «Искусство без границ». Этот проект был рассмотрен и в принятой резолюции молодежного форума предложено реализация данного проекта в 2016 году на базе дополнительных учреждений г. Тюмени, работающих с детьми ОВЗ. Кроме того был заключен предварительный договор с ООО «Особый ребенок» по продвижению данного проекта на получение областного гранта, который был получен в конце мая 2016 года.

В результате проведенной работы количество студентов с высоким уровнем сформированности метапредметных универсальных знаний увеличилось в среднем на 10 %, количество студентов со средним уровнем - на 13 %.

Таким образом, проведение опытно-поисковой работы в ходе, которой происходит организация деятельности студентов, нацеленная на выполнение долгосрочного проекта «Искусство без границ» позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целост-

ному образному восприятию мира и помочь студенту овладеть такими способами деятельности, которые будут востребованы, как в рамках инклюзивного образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Полученные результаты не исчерпывают всех аспектов обозначенной темы и открывают перспективы для дальнейшего исследования инклюзивного образования в сфере высшего профессионального обучения.

Список литературы:

1. Алехина, С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании Текст. // Психологическая наука и образование. 2011. №1. С. 83-92

2. Бакиева О.А., Криницына Г.М. Педагогическое сопровождение как условие организации работы с родителями детей страдающих аутизмом -участников проекта «искусство без границ»" Научное обозрение: гуманитарные исследования: ИД Наука образования, Москва, 2016- №10.- С. 15-22

3. Kim J.-R. Influence of teacher preparation programmes on preservice teachers' attitudes toward inclusion // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15. № 3...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP012012/Lpp-020.htm]

4. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тиш-ков) // Вестник образования. - N° 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации - www.vestnik.edu.ru/proect.html

5. .Scorgie K. A powerful glimpse from across the table: reflections on a virtual parenting exercise // International Journal of Inclusive Education. 2010. Vol. 14. № 7...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP012012/Lpp-020.htm]

6. Шумиловская, Ю.В. Модель подготовки будущих учителей технологии для лиц с ограниченными возможностями Текст./ Ю.В. Шумиловская// В мире научных открытий. Красноярск: Научноин-новационный центр, 2011. №4. С. 110-117.

7. Хафизуллина И Н Формирование профессиональной компетентности педагога общеобразовательной школы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями / И Н Хафизуллина // «Вестник Костромского государственного университета им НА Некрасова» серия гуманитарные науки «Педагогика Психология. Социальная работа Ювенология Социокинетика» -Кострома,2007.-106с -С 83-88 (0,6пл)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ГРАФИКЕ НА ОСНОВЕ

МЕТОДА КАРДОВСКОГО

Бакиева О.А.,

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства института педагогики и психологии Тюменского государственного университета

Бушуева М.В.

Студент-магистрант института педагогики и психологии Тюменского государственного

университета

FORMATION OF DESIGN THINKING IN UNIVERSITY STUDENTS OF CREATIVE DISCIPLINES IN THE PROCESS OF EXECUTION OF TASKS ON THE CHART BASED ON THE

METHOD OF KARDOVSKY

Bakiyeva O.

Ph.D., Associate Professor, Department of Fine Arts of the Institute of Pedagogy and Psychology of the

Tyumen State University Bushueva M.

Student Institute ofpedagogy and psychology of the Tyumen state University

Аннотация

В данной статье рассмотрен возможности «метода Кардовского», который позволяет эффективно решать задачи построения графическими материалами трёхмерно-объёмной формы на плоскости. Авторы убедительно доказывают, что с помощью современных компьютерных технологий изучение «метода Кардовского» проходит на качественно новом уровне, что позволяют получить «виртуальный образ». Выполняя такие творческие задания, по мнению авторов, студент проявит не только умение пользоваться программным обеспечением, но и знания конструирования и моделирования объемных форм на плоскости, что дает дополнительную возможность для формирования проектного мышления будущих специалистов.

Abstract

This article discusses the possibility of "Kardovsky method", which can effectively solve the problem of constructing graphic materials three-dimensionally-bulk form on a plane. The authors argue convincingly that with the help of modern computer technology to study the "method Kardovsky" takes on a new level, that allow to obtain a "virtual image". Carrying out such creative tasks, according to the authors, the student will show not only the ability to use the software, but also knowledge of the design and simulation of three-dimensional forms on the plane, which gives an additional opportunity for the formation of the design thinking of future specialists.

Ключевые слова: проектное мышление студентов, форма, конструкция, виртуальный образ, трехмерная проекция, компьютерные технологии

Keywords: design thinking students, shape, design, virtual image, a three-dimensional projection, computer technology

Современные глобальные изменения в обществе предъявляют новые требования к подготовке специалистов, поэтому перед образованием стоит задача обучения конкурентоспособных студентов

различных профессий владеющими не только профессиональными компетенциями, широким кругозором, но и владеющими навыками проектного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.