И. В. Рудин, Н. А. Мёдова, А. И. Сергеева. Новые подходы к формированию...
УДК 373.24
DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-1-29-33
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНКЛЮЗИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
И. В. Рудин, Н. А. Мёдова, А. И. Сергеева
Томский государственный педагогический университет, Томск
Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья требует от специалистов на современном этапе развития образования поиска новых методов, технологий и средств коррекции. Рассматриваются возможности жанра мюзикла в профессиональной подготовке будущих педагогов к работе в условиях инклюзии. Поиск альтернативных форм обучения будущих специалистов обуславливает актуальность статьи. Представленный метод интерактивного мюзикла рассмотрен с разных позиций в рамках реализации формирования инклюзивно ориентированных компетенций у студентов педагогического факультета. Опыт постановки мюзикла на базе высшего учебного заведения как формы практико-ориентированной подготовки будущих специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и реализации интерактивного мюзикла в учреждениях как поэтапная и взаимодополняемая работа демонстрирует положительные результаты. Первый этап посвящен формированию нового педагогического сознания, принятия разных детей и их проблем развития, толерантного принятия детей с различной патологией. Второй - непосредственно изучению новых современных технологий, которые позволяют самостоятельно создавать для ребенка условия включения в образовательный и воспитательный процесс с учетом его особенностей и потребностей. Также авторы предлагают использовать его в работе с детьми с ОВЗ. Данные направления работы рекомендованы как нетрадиционные формы работы со студентами высшего учебного заведения.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, интерактивный мюзикл, инклюзивное образование, инклюзивно ориентированные компетенции, профессиональная подготовка, коррекционная работа.
По мнению министра образования О. Ю. Васильевой, за последние 15 лет произошло уменьшение количества учителей-дефектологов [1]. Тем не менее необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в различных учреждениях, определяет круг профессиональных задач, которые решает учитель-дефектолог, что делает необходимым актуализацию некоторых его профессиональных компетенций с учетом вариативности работы с детьми с сенсорными, двигательными, речевыми, интеллектуальными, эмоциональными и другими недостатками в развитии. Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья требует от специалистов поиска новых методов, технологий и средств коррекции, реабилитации и социализации. Чтобы сформировать способность использовать современные методы, технологии обучения и диагностики, важно обратиться к истокам дефектологии, где выработаны подходы, принципы методы работы с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья. Чувственный этап познания для детей с нарушениями в развитии представляет наибольшие трудности, решая проблему доступности на этой ступени, специалисты повышают степень мотивации, поэтому Б. К. Тупоноговым были выделены специальные приемы, обеспечивающие доступ-
ность информации, организацию обучения, логические, которые являются перцептивными, определяющими основу чувственного познания детей с ограниченными возможностями здоровья [2].
В связи с тем что важным звеном в сопровождении детей с ОВЗ является педагог, особое значение приобретает проблема формирования инклюзивной компетентности как составляющей их профессиональной компетентности будущих учителей, учителей-логопедов, социальных педагогов. Впервые вводит понятие «инклюзивная компетентность» И. Н. Хафизуллина (2008), указывая на недостаточную готовность будущих учителей общеобразовательной школы к осуществлению инклюзивного обучения [3].
Ю. В. Шумиловская (2011) определяет готовность будущего школьного учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования как совокупность знаний и представлений об особенностях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, владение способами и приемами работы с этими учениками в условиях инклюзивного образования, а также сформированность определенных личностных качеств, обеспечивающих устойчивую мотивацию к данной деятельности [4]. Т. В. Тимохина (2014) вводит новый термин «инклюзивно ориентированное образование» - образование, направленное на совместное обучение и
Вестник ТГПУ (TSPUВи!Шт). 2018. 1 (190)
воспитание детей с нормальным развитием и различными отклонениями на уровне всей образовательной системы: дошкольной, школьной, после-школьной. При реализации инклюзивно ориентированного образования предполагается совместное нахождение в одном помещении (группе дошкольного учреждения, школьном классе, аудитории вуза, учреждении дополнительного образования) полное время или частично, обучаясь по индивидуальному плану под руководством подготовленного педагога [5].
Следовательно, для формирования способностей у будущих специалистов, работающих в области инклюзивного образования, необходимо актуализировать рефлексивно ориентированные методы обучения и их дидактический инструментарий. Наиболее известной классификацией методов рефлексивного обучения является классификация М. В. Голубевой. Она разделяет методы рефлексивного обучения на четыре группы: диагностико-ана-литические, нарративные (повествовательные), графические, интерактивные [6].
Мюзикл определяется исследователями не только музыкально-сценической формой искусства, но и интерактивным методом формирования компетенций в области инклюзивного образования. Особенностью мюзикла как жанра является сочетание и взаимосвязь разнообразных средств искусства, благодаря которым мюзикл обладает динамичностью действия. Подчеркиваются его особые возможности - разнообразие тем для постановки и неограниченность выбора средств выражения для актеров [7]. Многие авторы утверждают, что мюзикл привлекает внимание педагогов для решения задач воспитания и обучения в разных возрастных, профессиональных и образовательных контекстах. Так, Л. В. Харитонова рассматривает потенциал мюзикла с элементами сказко-терапии в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками. Она отмечает значимость колыбельных, потешек и сказок, их музыкальность и определенный ритмический рисунок в психоречевом развитии детей [7]. Л. Н. Игнатьева предлагает использовать урок-мюзикл как нетрадиционную форму для изучения иностранного языка в школе. Цель включения мюзикла в учебный процесс -формирование языковой компетенции, воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании осваиваемого языка в различных сферах деятельности учащихся. Целый ряд воспитывающих и развивающих задач обучения неродному языку могут планироваться и реализовывать-ся через форму мюзикла: формирование интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка; повышение мотивации детей к предмету; развитие творческой самостоятельности и индивидуальных
способностей каждого ученика; обучение учащихся работе с различными источниками знаний.
В исследованиях, раскрывающих возможности мюзикла, подчеркивается, что независимо от контекста использования мюзикла и возраста его участников неуверенные и тревожные «актеры», исполняя роли в мюзиклах, заметно преображаются, становятся раскованнее в общении, показывая умения, которые ранее не проявлялись в стандартных условиях обучения. Учитывая этот факт, мюзикл - это та технология, которая одновременно является универсальной, а также индивидуальной для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обладающими особыми образовательными потребностями. Повышают эффективность мюзикла в работе с детьми с ОВЗ его интерактивные формы.
Преподавателями кафедры дефектологии ТГПУ, совместно со студентами педагогического факультета, которым предстоит работать с детьми с ОВЗ, был разработан и реализован проект по формированию у студентов инклюзивно ориентированных компетенций. Проект включал в себя два этапа реализации. На первом этапе решались задачи формирования нового педагогического сознания, глубинного принятия разных детей и их проблем развития, толерантного принятия детей с различной патологией.
Интересно, что разножанровость мюзикла можно соотнести с разнообразием категорий детей с ОВЗ. Демонстрация совместного обучения в мюзикле -некая аналогия содружества классической, популярной и рок-музыки данной музыкальной формы.
Отметим, что область профессиональной деятельности учителей-логопедов включает образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе организаций образования, социальной сферы и здравоохранения. В результате осмысления семантики компетенций стандарта нового поколения можно сделать вывод, что учитель-логопед должен быть тем специалистом, который понимает индивидуальные особенности и грамотно активизирует сильные стороны ребенка.
В сценарии мюзикла, разработанного преподавателями кафедры дефектологии, сказочные персонажи представляют основные категории лиц с ограниченными особенностями здоровья, с которыми будут работать будущие студенты педагогического факультета: учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги.
Наряду с формированием ценностного компонента инклюзивной компетенции проводилась работа со студентами по изучению новых современных технологий, которые позволяли создавать для ребенка достаточные условия включения в образо-
И. В. Рудин, Н. А. Мёдова, А. И. Сергеева. Новые подходы к формированию.
Таблица 1
Учебно-практические блоки по формированию инклюзивной компетенции у студентов ТГПУ
Курс, группа Учебные дисциплины Направления деятельности Стажировочная площадка
2, 633 группа «Логопедия» «Основы специальной педагогики и психологии» Включение детей с ОВЗ через интерактивный мюзикл Детский дом № 1. МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 30. МКОУ школа № 39 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
4, 645 группа «Начальное образование и дополнительное образование» 635 группа «Дошкольное образование» «Основы специальной педагогики и психологии» Включение детей с ОВЗ через интерактивный мюзикл МБОУ школа-интернат № 22 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13. МАДОУ детский сад комбинированного вида № 99. МКОУ школа № 45 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
5, 632 группа «Дошкольная педагогика и психология» «Основы специальной педагогики и психологии» Включение детей с ОВЗ через интерактивный мюзикл МАДОУ детский сад № 13. МАДОУ детский сад компенсирующего вида № 22
вательный и воспитательный процесс с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения. На втором этапе реализации проекта, в рамках изучения таких дисциплин, как «Специальная психология», «Коррекционная педагогика», студенты применяли на практике с детьми с ОВЗ различные технологии по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждений различной направленности (образовательные, реабилитационные центры, культурно-образовательные центры). В 2016 году (сентябрь-декабрь) обучающиеся педагогического факультета выявляли эффективность использования интерактивного мюзикла в работе с детьми с ОВЗ разных категорий.
На сегодняшний день в связи с введением ФГОС ОВЗ коррекционная направленность общеобразовательного процесса осуществляется на всех формах занятий. У начинающих специалистов возникают проблемы именно в этот период: как заинтересовать ребенка с ограниченными возможностями, как повысить мотивацию к познанию, какие методы использовать? Квазипрофессиональные занятия по этому направлению проводились перед реализацией проектов в учреждениях в рамках учебно-практических блоков, которые представлены в табл. 1.
При реализации данного направления предполагалось прежде всего расширение социальных контактов, форм, приемов работы. За счет взаимодействия студентов со специалистами происходило обогащение практического опыта работы с детьми с ОВЗ. Обучающиеся педагогического факультета приходили в учреждения (табл. 1), знакомились с особыми образовательными потребностями обучающихся, подбирали с учетом этих осо-
бенностей художественное произведение, а затем разрабатывали мюзикл. Его интерактивность заключалась во включении детей в процесс театрализации через доступные манипуляции (игры, вокализации, жестикуляция и т. д.). На многих мероприятиях детям с ОВЗ трудно усидеть в силу особенностей нервной системы, именно интерактивная форма помогает учитывать особенности двигательной сферы. В связи с тем что мероприятия проходили в привычной среде, с участием родителей, дети с ОВЗ не испытывали шока от скопления людей, с удовольствием включались в процесс, получая таким образом пассивную коррекцию.
В результате такого сотрудничества у детей с ОВЗ расширяется кругозор, формируются навыки общения в различных социальных ситуациях, происходит обогащение эмоционального мира, совершенствование коммуникативных навыков и умений (табл. 2).
Таким образом, в образовательный процесс высшего учебного заведения включаются практи-ко-ориентированные подходы (квазипрофессиональные), направленные на формирование компетенций, позволяющих будущему специалисту проектировать коррекционно-образовательное пространство, индивидуальный маршрут включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс, интегрировать современные технологии [8, 9]. Такой подход, объединяющий рефлексивные и квазипрофессиональные методы, включающий процесс межведомственного инклюзивного взаимодействия позволяет сформировать уже на этапе подготовки у студентов инклюзивно ориентированные компетенции.
Анализ результатов реализованных студенческих проектов показал, что в интерактивном мюзикле для детей с ОВЗ происходит взаимопроникно-
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 1 (190)
Таблица 2
Результаты деятельности студентов педагогического факультета с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках подготовки и проведения интерактивного мюзикла
№ п/п Дети с ОВЗ Студенты педагогического факультета
1 Создание благоприятных условий через оптимизацию форм, методов работы Применение приемов и средств сопровождения детей с ОВЗ на занятиях и в свободном передвижении
2 Рост мотивации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к активной познавательной деятельности Активное участие в процессе организации внеурочной деятельности детей с ОВЗ (направления, уровни реализации, модели) выявило наиболее эффективные формы работы с детьми с ОВЗ
3 Расширение круга личностного взаимодействия Создание банка методических разработок по направлениям внеурочной деятельности
4 Опыт реализации индивидуальных возможностей в различных видах деятельности Повышение уровня сформированности инклюзивной компетентности у студентов: толерантное восприятие, умение оценить возможности ребенка и подобрать доступный прием или способ достижения цели
5 Удовлетворенность обучающихся содержанием и формами организации внеурочной деятельности Анализ проведенного мероприятия, оценка эффективности технологии, выявление трудностей в проведении мероприятия
вение направлений коррекционной работы, видов - понимать, почему ребенок неожиданно стал
детской деятельности, которое обеспечивает по- демонстрировать неадекватное поведение; вышение эмоционального фона и мотивации, по- - какие более доступные методы надо приме-
знание развития ориентировки в пространстве, нять в работе с данной категорией детей. формирование коммуникативных навыков, пози- По итогам проведенной работы можно констати-
тивных двигательных практик, что обеспечивает ровать, что освоение студентами новых современных
дальнейшую успешную их социализацию. Студен- технологий, учитывающих многоаспектность пробле-
ты при подготовке и проведении интерактивного мы обучения детей с особыми образовательными по-
мюзикла с детьми с ОВЗ приобрели навыки со- требностями, позволяет будущим специалистам са-
провождения: мостоятельно анализировать и создавать для ребенка
- умение определять особые потребности ре- с ОВЗ условия включения в образовательный и вос-
бенка, включая ситуативную поддержку; питательный процесс.
Список литературы
1. Формирование современной системы безопасного отдыха и оздоровления детей - ключевая задача Национальной стратегии . URL: М1р://минобрнауки . рф/т/новости/10117 (дата обращения: 30 .05.2017) .
2 . Тупоногов Б . К. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие . М ., 2004. 136 с.
3 . Хафизуллина И . Н . Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: дис.. . .
канд . пед . наук. Астрахань, 2008. 213 с .
4 . Шумиловская Ю . В . Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: автореф . дис .. . . канд .
пед .наук. Шуя, 2011.26 с .
5 . Тимохина Т . В . Инклюзивно ориентированное образование // Науковедение . 2014 . № 3 . URL: http://naukovedenie . ru/PDF/153PVN314 .pdf
(дата обращения: 30 05 2017)
6 . Голубева М . В . Рефлексивное обучение активному отношению к познанию // Образовательные технологии . 2011. № 2 . С . 78-86 .
7 . Харитонова Л . В . Работа над жанром мюзикла с помощью элементов музыкальной сказкотерапии // Вестник МГУКИ . 2012 . № 3 (47) . С . 133-137 .
8 . Алехина С . В . Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные тех-
нологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / под общ . ред . Н .В . Лалетина . Красноярск, 2013 .С . 71-95 .
9 . Мёдова Н . А. Формирование у студентов педагогического факультета профессиональной готовности к реализации инклюзивного обра-
зования // Вестн. Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2016 . Вып . 5 (170) . С . 70-73.
Рудин Илья Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Мёдова Наталия Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Сергеева Анна Иосифовна, старший преподаватель, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.12.2016.
И. В. Рудин, Н. А. Мёдова, А. И. Сергеева. Новые подходы к формированию... DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-1-29-33
NEW APPROACHES TO THE FORMATION OF INCLUSIVE-ORIENTED COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
I. V Rudin, N. A. Medova, A. I. Sergeeva
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The increase in the number of disabled children requires from specialists new methods, technologies and means of correction at the current stage of development of education. The article discusses the possibilities of the genre of the musical training of future teachers for working in conditions of inclusion. The search for alternative forms of training of future specialists determines the relevance of the article. The presented method of the interactive musical was considered from different positions within the framework of the realization of the formation of the inclusive competences of the students of the pedagogical faculty. The experience of staging a musical on the basis of higher educational institutions as a form of practice-oriented training of future professionals working with children with disabilities (HIA), and implementation of interactive musical institutions as a gradual and complementary work demonstrates positive results. The first stage is devoted to the formation of a new pedagogical consciousness, underlying the adoption of different children and their development, a tolerant acceptance of children with various pathologies. The second stage is directly devoted to the study of new techniques that allow to create independently for a child the conditions for inclusion in the educational process, taking into account his characteristics and needs. The authors also propose to use it in working with children with disabilities. These areas are recommended as non-traditional forms of work with students of higher educational institutions.
Key words: children with disabilities, interactive musical, inclusive education, inclusive-oriented training, competence, musical, non-traditional, vocational training, correctional work.
Referenoes
1. Formirovaniye sovremennoy sistemy bezopasnogo otdykha i ozdorovleniya detey - klyuchevaya zadacha Natsional'noy strategii [The formation of the modern system of safe rest and rehabilitation of children as one of the key objectives of the National strategy] (in Russian) . URL: http:// минобрнауки . рф/т/новости/10117 (accessed: 30 .05.2017) .
2 . Tuponogov B . K . Osnovy korrektsionnoy pedagogiki: uchebnoye posobiye [Fundamentals of correctional pedagogy: textbook] . Moscow, OOO
"IPTK "Logos" VOS" Publ . , 2004 . 136 p . (in Russian) .
3 . Khafizullina I . N . Formirovaniye inklyuzivnoy kompetentnosti budushchikh uchiteley v protsesse professional'noy podgotovki. Dis. kand. ped.
nauk [The formation of the inclusive competence of future teachers in the process of vocational training . Diss . cand . of ped . sci . ] .Astrakhan, 2008. 213 p (in Russian)
4 . Shumilovskaya Yu . V. Podgotovka budushchego uchitelya k rabote s uchashchimisya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya. Avtoref. dis.
kand. ped. nauk [Training future teachers to work with students in inclusive education . Abstract of thesis cand . of ped . sci . ] . Shuya, 2011. 26 p . (in Russian)
5 . Timokhina T. V. Inklyuzivno orientirovannoye obrazovaniye [Inclusive-oriented education] . Naukovedeniye, 2014, no . 3 (in Russian) . URL: http://
naukovedenie ,ru/PDF/153PVN314 . pdf (accessed 30 .05 .2017) .
6 . Golubeva M . V. Refleksivnoye obucheniye aktivnomu otnosheniyu k poznaniyu [Reflexive teaching to the active attitude to the cognition] .
Obrazovatel'nye tekhnologii - Educational Technologies, 2011, no . 2, pp . 78-86 (in Russian) .
7 . Kharitonova L . V. Rabota nad zhanrom myuzikla s pomoshch'yu elementov muzykal'noy skazkoterapii [The work on musical genre with elements of a
musical fairy tale therapy] . Vestnik MGUKI - The Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, 2012, no . 3 (47), pp . 133-137 (in Russian) .
8 . Alekhina S . V. Inklyuzivnoye obrazovaniye dlya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Inclusive education for children with dis-
abilities] . Sovremennye obrazovatel'nye tekhonologii v rabote s det'mi, imeyushchimi ogranichennye vozmozhnosti zdorov'ya. Pod obshchey redaktsieyN.V. Laletina [Modern educational technologies in working with children who have limited health opportunities . Under general edition of N . V. Laletin] . Krasnoyarsk, 2013 . pp . 71-95 (in Russian) .
9 . Medova N . A . Formirovaniye u studentov pedagogicheskogo fakul'teta professional'noy gotovnosti k realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya [For-
mation of pedagogical faculty students' professional readiness to implement the inclusive education] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPUBulletin, 2016, no . 5 (170), pp . 70-73 (in Russian) .
Rudin 1 V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: medov@ sibmail.com
Medova N. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: medov@ sibmail.com
Sergeeva A. I., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: medov@ sibmail.com