Научная статья на тему 'Формирование поликультурных компетенций в системе инклюзивного образования'

Формирование поликультурных компетенций в системе инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / MULTICULTURAL COMPETENCE / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышев Дмитрий Алексеевич, Шокотко Наталья Александровна

В статье раскрываются особенности формирования поликультурных компетенций в рамках инклюзивного образования, поясняется специфика применения данной формы в современных образовательных организациях и учреждениях. Анализируется опыт работы педагогов с детьми, которые имеют особые образовательные потребности. Авторы разрабатывают новые педагогические подходы, способствующие переходу детей с ограниченными возможностями здоровья к интегрированному образованию в системе инклюзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышев Дмитрий Алексеевич, Шокотко Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the peculiarities of the formation of multicultural competences in the framework of inclusive education, explains the specifics of the application of this form in modern educational organizations and institutions. The experience of teachers with children who have special educational needs is analyzed. The authors develop new pedagogical approaches that facilitate the transition of children with disabilities to integrated education in the system of inclusion.

Текст научной работы на тему «Формирование поликультурных компетенций в системе инклюзивного образования»

https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-preemstvennosti-v-sovremennom-professionalnom-pedagogicheskom-obrazovanii (дата обращения: 22.03.2018).

4. Закон об образовании. Принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 19 июня 2015 года (Постановление №1-233П-НС).

5. Легенчук Д.В. Преемственность содержания среднего и высшего профессионального образования / Д.В Легенчук // Вестник ЧГПУ. - 2009. - № 7 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https:/^yberleшnka.m/artide/n/preemstvennost-soderzhaшya-srednego-i-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.03.2018).

6. Лизунов П.В. Преемственность ссуза и вуза как форма интеграции образования / П.В. Лизунов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 4 (19). - С. 106-109. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https:/^yberleшnka.m/artide/n/preemstvennost-ssuza-i-vuza-kak-forma-integratsii-obrazovaniya (дата обращения: 21.03.2018).

7. Об утверждении методических рекомендаций по организации ускоренного обучения в пределах образовательных программ среднего и высшего профессионального образования (с изменениями). Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 504 от 04.05.2016 г.

8. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков [и др.] ; ред. В.А. Сластенин. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 368 с.

9. Проблемы непрерывного образования Snudent.org / Психология и педагогика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studme.org/46989/psihologiya/problemy_nepreryvnogo_obrazovaniya.

Чернышев Дмитрий Алексеевич

доктор педагогических наук, профессор ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

Шокотко Наталья Александровна

ГОО ВПО «Донецкий институт физической культуры и спорта»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 376

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF MULTICULTURAL COMPETENCES IN THE SYSTEM

OF INCLUSIVE EDUCATION

В статье раскрываются особенности формирования поликультурных компетенций в рамках инклюзивного образования, поясняется специфика применения данной формы в современных образовательных организациях и учреждениях. Анализируется опыт работы педагогов с детьми, которые имеют особые образовательные потребности. Авторы разрабатывают новые педагогические подходы,

способствующие переходу детей с ограниченными возможностями здоровья к интегрированному образованию в системе инклюзии.

Ключевые слова: поликультурные компетенции, инклюзивное образование, социальная адаптация.

The article reveals the peculiarities of the formation of multicultural competences in the framework of inclusive education, explains the specifics of the application of this form in modern educational organizations and institutions. The experience of teachers with children who have special educational needs is analyzed. The authors develop new pedagogical approaches that facilitate the transition of children with disabilities to integrated education in the system of inclusion.

Key words: multicultural competence, inclusive education, social adaptation.

Наиболее значимой характеристикой современного общества является глобализация, в процессе которой происходит сближение культур разных народов. Актуальной задачей социума является создание такой системы поликультурного образования, в которой успешно сочетаются уважение прав каждой личности и преимущества интернационализации. Это означает, что разработки, связанные с формированием поликультурной личности обучающегося в условиях инклюзивного образования, главный смысл которого - образование для всех, являются важнейшей составляющей педагогического процесса в образовательных организациях.

В отечественной педагогической науке сегодня достаточно исследований, посвященных проблемам формирования поликультурной личности. Вызывают интерес работы o педагогических условиях поликультурного воспитания Р.И. Байчоровой, идеях поликультурности в образовательном процессе вуза, поликультурных ориентирах в образовании Г.Ж. Даутовой. Вопросами построения теоретических концептов инклюзивного образования занимались ученые Л.И. Акатов, Д.В. Зайцев, Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко.

Интеграция исключительных детей в общеобразовательные учреждения - это закономерный этап развития системы специального инклюзивного образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны.

В Концепции развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике от 11 апреля 2018 года, № 318 инклюзивное образование рассматривается как механизм обеспечения равных возможностей в получении образования для обучающихся с разными образовательными потребностями. Право на инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентировано пунктом 7 статьи 2 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании». При

инклюзивном образовании образовательно-воспитательный процесс организуется таким образом, что все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья включены в образовательную систему Донецкой Народной Республики и обучаются в учреждениях образования с учетом особенностей их психофизического развития [2].

Итак, смысл современного понятия «инклюзивное образование» состоит в идее совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для ее реализации необходима толерантность особого рода, которая может быть достигнута лишь планомерной системой нравственного воспитания школьников. Такая система может быть реализована профессионалами, поликультурно образованными современными педагогами.

Поскольку важнейшей целью реализации инклюзивного образования является его гуманизация, то для учителя главное - это осознание того, что не объём знаний, усвоенных его учениками, и не овладение ими всевозможной информацией составляют конечный продукт его педагогического труда, а формируемая им поликультурная личность человека, его более совершенные личностные качества, его способность к гуманистическому взаимодействию в поликультурном обществе. В этом плане одним из ведущих факторов формирования поликультурных основ инклюзивного образования является подготовка педагогических кадров нового типа, ориентированных на широкое понимание социальной инклюзии. По этому поводу в упомянутой Концепции развития инклюзивного образования ДНР, в положении 5.5.3 Кадровое обеспечение, отмечается: «С целью непрерывного совершенствования компетенций в области инклюзивного образования руководящих и педагогических кадров, формирования профессиональной, психологической и методической готовности, устранения психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов в контексте обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо осуществлять методическое обеспечение их деятельности в межкурсовой период. В основу стратегии повышения квалификации педагогических кадров, формирования их готовности к работе в условиях инклюзивного образования полагается высокий уровень личной мотивации, потребности у педагога к самосовершенствованию» [2].

Повышение профессиональной компетентности педагогов - процесс непрерывный, подготовка же педагога к реализации инклюзивного образования - результат совместных усилий администрации, специалистов и

прежде всего самих педагогов [1, а 352]. Инклюзивной школе нужны особенные педагоги. Речь идет о специалистах нового типа, являющихся носителями гуманистических ценностей и идеалов, которые смогут подготовить каждого ученика к беспроблемному включению во все виды общественной жизни. Они должны обладать социально-личностными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетентностями, гарантирующими подлинное, а не формальное включение учеников в образовательный процесс, оптимальное освоение ими программы и, что принципиально важно, уметь решать коррекционно-педагогические и социально-реабилитационные задачи. Им необходимо разработать новые гуманитарные технологии взаимодействия, освоить новые принципы профессиональной коммуникации, научиться слушать разных по профилю специалистов и принимать их различные позиции, совместно и долговременно действовать в интересах детей.

Формирование поликультурной личности в условиях инклюзивного образования предполагает изучение и освоение всеми обучающимися, включая и детей с ограниченными возможностями здоровья, культуры, нравственных традиций и обычаев разных народов и национальностей, как в рамках учебной программы, так и во время внеклассной воспитательной работы. Проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от непохожести других культур должна решаться в каждый момент обучения и воспитания в инклюзивном классе. Обучение языку, соединенное с ознакомлением с культурными и социальными ценностями носителей этого языка, может и должно служить мощным средством взаимопонимания детей в процессе инклюзивного обучения.

Истинная инклюзия - это равноправное и открытое участие всех людей в учебном процессе, исключающее любую дискриминацию, основанное на равном отношении ко всем людям, при этом создающее особые условия для детей, имеющих специальные образовательные потребности. Только такое образование отвечает целям устойчивого развития и поликультурным принципам образования для всех.

Опыт многих стран свидетельствует, что в инклюзивных школах дети с особыми потребностями наилучшим образом интегрируются в общество и могут добиться самых высоких результатов в плане образования. Но для этого требуются совместные усилия как со стороны учителей и персонала школы, так и сверстников, родителей, членов семей и добровольцев. Инклюзивные школы рассматриваются и как самое эффективное средство,

гарантирующее солидарность между детьми, потому что обычные ученики приобретают там опыт общения с людьми, которые отличаются от них, и учатся доброжелательности и терпимости. При инклюзивном подходе выигрывают все, поскольку он делает образование более индивидуализированным и эффективным.

Основанием для поликультурного подхода, обеспечивающего успешную адаптацию учащихся, стали следующие соображения. Вопрос о поликультурном образовательном пространстве часто рассматривается как вопрос межнациональный. Целью поликультурного образования определяют формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Человек как уникальный мир культуры включает её национальные особенности отношения и поведения, а также индивидуальные и наднациональные особенности познания.

Единая культура мира достаточно относительна, так как восприятие мира в целом и его составляющих, в том числе культуры, зависит от особенностей каждого субъекта познания, его ментальности, поэтому возникает проблема моральной готовности каждого субъекта образовательной среды, носителя индивидуальной культуры, к успешной адаптации в поликультурной среде.

Следующий из предлагаемых нами подходов -лингвокультурологический. Современная лингвистика активно разрабатывает направление, в котором язык рассматривается как культурный код нации, а задачей направления «лингвокультурология» является раскрытие ментальности народа и его культуры через язык. Языковая картина мира предшествует картинам природы и общества и во многом формирует их, так как понимать мир и себя человек может благодаря языку, в котором фиксируется индивидуальный, национальный и общечеловеческий опыт.

Современная система образования призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности - учитывать индивидуальные особенности, интересы и мотивы учащихся, потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и активном участии в жизни общества, готовности к выбору профессии. Создание в образовательных учреждениях возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой задачей

образования. В этой связи огромную роль в инклюзивном образовании сыграет индивидуальный подход к учащимся, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами.

Работа педагогов в системе инклюзивного образования без учета специфики определенного региона, особенностей этносостава будет значительно затруднена. Возникает потребность в применении регионального подхода и социальной адаптации детей к образовательным условиям определенного региона.

Система социального партнерства школы со всеми субъектами воспитательного воздействия регионального пространства включает следующие компоненты: участники социального партнерства (индивидуальные - фигуры, которые управляют субъектами воспитательного воздействия или представляют их, а также педагоги, школьники, их родители; групповые - педагогический совет, методическое объединение, родительский комитет, общественные организации, средства массовой информации, советы трудовых коллективов предприятий, организаций и т.п.). Принципы социального партнерства (добровольность, взаимная заинтересованность, согласование интересов на основе переговоров и компромиссов, взаимная ответственность и обязательство выполнения субъектами достигнутых договоренностей; нормативное закрепление отношений, открытость) [3, с. 126].

Обобщив результаты исследований ученых (И. Бех, А. Сухомлинская), мы пришли к выводу, что главной целью воспитательной деятельности современного общеобразовательного учебного заведения в системе инклюзии является становление учащегося как создателя и проектировщика своей жизни, который умеет определять положительную жизненную стратегию, стремится быть компетентным, ответственным, социально активной и мобильной личностью, способной к социальной деятельности вообще и прежде всего в условиях региональной среды.

Наше государство сможет достичь успехов в системе инклюзивного образования, если подготовка педагогов нового типа будет вестись в ускоренном и массовом порядке, с использованием новейших технологий обучения и современных педагогических подходов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник Материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. С.В. Алехина. - М. : МГППУ, 2013. - 452 с.

2. Концепция развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/ 1Uit0WJw1B4Rnpjj scZWGdv7pMJW6lIsl/view

3. Чернишов Д.О. Теорiя i технолопя виховно! дiяльностi сучасного загальноосвiтнього навчального закладу (регюнальний вимiр). Дисертацiя на здобуття наукового ступеня доктора педагопчних наук / Д.О. Чернишов. - Донецьк, 2012. - 392 с.

Юсеф Юлия Владимировна

кандидат педагогических наук ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки»

(г. Луганск, ЛНР)

УДК 378.147

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ

INTERACTIVE METHODS OF EDUCATING IN THE PROCESS OF FORMING OF COMMUNICATIVE COMPETENSE OF FUTURE

DOCTORS

В статье освещены некоторые особенности формирования коммуникативной культуры будущих врачей средствами интерактивных методов обучения. Отмечается положительное влияние гуманитарных дисциплин на формирование коммуникативной компетентности будущих врачей. Акцентируется внимание на важности использования активного обучения и интерактивных методов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.

Ключевые слова: коммуникативная культура врача, компетентностный подход, коммуникативная компентность, активное обучение, интерактивные методы обучения.

In the article some features of forming communicative culture of future doctors with the help of interactive methods of educating are lighted up. Positive influence of humanitarian disciplines on forming of communicative competence of future doctors is marked. Attention is focused on importance of the use of active educating and interactive methods in the process of study of disciplines of humanitarian cycle.

Key words: communicative culture of doctor, competence approach, communicative competence, active educating, interactive methods of educating.

В современных условиях, когда общество испытывает постоянные политические, экономические и морально-культурные преобразования, каждая личность должна быть сознательно подготовлена к ним. Приоритетным заданием современной системы высшего медицинского образования является формирование компетентных врачей, которым присуща культура поведения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.