Научная статья на тему 'Реализация дистанционного обучения в инклюзивном образовании'

Реализация дистанционного обучения в инклюзивном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4604
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / DISTANCE LEARNING / INCLUSION / INCLUSIVE EDUCATION / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витвицкая Лариса Антоновна, Студеникина Ольга Викторовна

В настоящее время в отечественной системе образования происходят значительные изменения, связанные с политическими, социо-культурными преобразованиями в обществе. Особое значение приобрели вопросы, которые касаются системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей вне зависимости от состояния их здоровья и социального положения. В контексте образовательных реформ особо остро встал вопрос о значимости введения инклюзивного образования. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья принадлежит к числу важных проблем, от решения которой зависит дальнейшее становление в жизни такого человека. В статье двадцать четвёртой Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую Россия подписала в 2008 году, говорится, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Инклюзивное образование предусматривает такую организацию образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических и иных особенностей включены в общую систему образования. В процессе работы с такими детьми необходимо установление такого взаимодействия, при котором произойдет возникновение эмоционально-смыслового и позиционного контакта. Наиболее значимым для обучающегося на уроке является его взаимодействие с учителем. Это взаимодействие составляет специфическое образовательное пространство, наполняемое особым психологическим содержанием для каждого ученика. Эффективным средством реализации инклюзивного образования становится дистанционное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, the national education system, there are significant changes related to political, socio-cultural changes in society. Particular importance acquired the issues that relate to the system of educational services, ensuring the development of children, regardless of their health status and social position. In the context of educational reforms especially acute question of the significance of the introduction of inclusive education. Teaching a child with disabilities is one of the important problems, the solution of which depends on the further formation in the life of such a person. Article twenty-fourth of the UN Convention «On the Rights of Persons with Disabilities», which Russia signed in 2008, states that in order to implement the right to education, States Parties shall ensure an inclusive education system at all levels and training throughout a person's life. Inclusive education provides an organization of the educational process, in which all children, regardless of their physical, mental, and other features are included in the mainstream education system. In the process of work with children need to establish such cooperation, in which the occurrence happens emotionally-semantic and positional contact. The most important for learning in the classroom is its interaction with the teacher. This interaction is specific educational space, is filled with a special psychological content for each student. Effective means of implementation of inclusive education is distance education.

Текст научной работы на тему «Реализация дистанционного обучения в инклюзивном образовании»

УДК 378

Витвицкая Л.А., Студеникина О.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: olya_stud@mail.ru

реализация дистанционного обучения

в инклюзивном образовании

В настоящее время в отечественной системе образования происходят значительные изменения, связанные с политическими, социо-культурными преобразованиями в обществе. Особое значение приобрели вопросы, которые касаются системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей вне зависимости от состояния их здоровья и социального положения.

В контексте образовательных реформ особо остро встал вопрос о значимости введения инклюзивного образования. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья принадлежит к числу важных проблем, от решения которой зависит дальнейшее становление в жизни такого человека. В статье двадцать четвёртой Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую Россия подписала в 2008 году, говорится, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Инклюзивное образование предусматривает такую организацию образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических и иных особенностей включены в общую систему образования. В процессе работы с такими детьми необходимо установление такого взаимодействия, при котором произойдет возникновение эмоционально-смыслового и позиционного контакта. Наиболее значимым для обучающегося на уроке является его взаимодействие с учителем. Это взаимодействие составляет специфическое образовательное пространство, наполняемое особым психологическим содержанием для каждого ученика. Эффективным средством реализации инклюзивного образования становится дистанционное обучение.

Ключевые слова: дистанционное обучение, инклюзия, инклюзивное образование, взаимодействие.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (около 8% всех детей страны) и их количество неуклонно растет. В условиях формирования гражданского общества в Российской Федерации наиболее перспективной формой образования для детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование.

Инклюзивное (французское inclusif - включающий в себя, от латинского include - заключаю, включаю) или включенное образование -термин, используемый для процесса обучения детей с особыми потребностями. Оно означает демократическую акцию включения индивида или группы в более широкое сообщество с целью приобщения к определенному действию или культурному процессу. Это относится к включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в общий поток образовательного процесса, помощь в преодолении географических неудобств и экономических различий [4].

В последнее время произошёл большой скачок в развитии отечественного инклюзивного образования, следует отметить важность принятых государственных программ и планов.

Национальная стратегия действий в интересах детей до 2017 года, Стратегия развития воспитания до 2015 года, государственная программа «Доступная среда» до 2020 года - перечень данных программ показывает всю необходимость эффективного развития инклюзивного образования в стране. Кроме этого, утвержден федеральный государственный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, подписаны и введены в реализацию комплексные планы по развитию инклюзивного образования до 2017 года, определен вектор модернизации всего педагогического образования страны, приняты очень важные для процесса инклюзии профессиональные стандарты социальной сферы.

По мнению С.В. Алёхиной, инклюзивное образование - это результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой жизни, её уникальном праве на достойную жизнь, каким бы ни было её физическое состояние [1].

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом в рамках общеобразовательной школы по стан-

дартам, предусмотренным для учеников с обычными образовательными возможностями; обеспечение равного отношения ко всем обучающимся. Принцип инклюзивного образования означает:

- включение всех детей в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;

- построение системы обучения, удовлетворяющей потребности каждого ребенка;

- обеспечение всех детей такой психолого-педагогической поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность [12].

По нашему мнению, инклюзивное образование ориентировано на равное отношение ко всем детям, на создание определенных комфортных условий для детей с особыми образовательными потребностями, установление взаимодействия, ведь человек - существо социальное, поэтому через различные взаимодействия реализуется потребность индивида в общении, образовании и развитии. Исходя из этого, инклюзивное образование базируется на следующих принципах:

1. Ценность человека не зависит от его особенностей и достижений.

2. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

3. Каждый человек способен чувствовать и думать.

4. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

5. Все люди нуждаются друг в друге.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Разнообразие улучшает все стороны жизни человека.

8. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может произойти в том, что они могут делать, чем в том, что не могут [4], [2].

Национальная инициатива «Наша новая школа» указывает на необходимость создания условий для полноценного включения в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из таких условий является дистанционное обучение, особенностью которого является его основа на информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), которые позволяют ребен-

ку с ограниченными возможностями здоровья на расстоянии от педагога получить качественное образование и в дальнейшем участвовать в жизни общества.

Дистанционное обучение - образовательная система, в рамках которой осуществляются образовательные услуги детям с особыми нуждами с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждения образования [14].

В настоящее время существует огромное количество принципов дистанционного обучения, но мы соглашаемся с Закотновой П.В., которая выделила следующие принципы дистанционного обучения:

1. Принцип активности и самостоятельности обучающихся как основных субъектов образования, подразумевающий наличие внутреннего мотива получения образования.

2. Принцип кооперативной деятельности, предусматривающий совместную деятельность обучающегося с педагогом по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения. Деятельностная сторона дистанционного обучения должна превалировать над информационной, а это значит, что, во-первых, содержание учебных материалов выстраивается вокруг основных видов деятельности обучающегося; во-вторых, организация процесса обучения построена на рефлексии обучающимися собственного опыта и результатов учебной деятельности.

3. Принцип опоры на жизненный опыт обучающегося, используемый в качестве одного из источников обучения.

4. Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый выбирает себе собственную программу обучения с учетом образовательных потребностей и целей, опыта, психологических и физических возможностей.

5. Принцип актуализации результатов обучения, предполагающий безотлагательное применение на практике приобретенных знаний.

6. Принцип рефлексивности. Он подразумевает осмысление обучающимися всех параметров процесса обучения, способов деятельности, и главное, собственных изменений.

7. Принцип модульно-блочной организации содержания образования и деятельности обучающихся.

Витвицкая Л.А., Студеникина О.В._

8. Проблемность, диалогичность и практи-коориентированность содержания и характера взаимодействия в учебном процессе.

9. Системность и целостность обучения. Этот принцип предусматривает соответствие содержания, методов, средств обучения и видов деятельности.

10. Принцип сочетания видов общения. С одной стороны, осуществление определенных коммуникаций через Интернет (компьютерные конференции, электронная почта) может снять некоторые психологические барьеры, способствовать раскрепощению обучающегося; с другой стороны, только в непосредственном общении возможно отслеживать динамику изменений потребностей обучающегося и траекторию его развития, проводить экспертизу творческих результатов деятельности, решения нестандартных ситуаций, содействовать развитию креативных, коммуникативных и рефлексивных способностей [7].

Средствами дистанционного обучения могут быть:

- учебники и учебные пособия на бумажных носителях;

- учебники и учебные пособия на компакт-дисках;

- аудио учебно-информационные материалы;

- видео учебно-информационные материалы;

- тренажеры с удаленным доступом;

- компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах.

Мы считаем, что эффективность реализации дистанционного обучения зависит от четырех составляющих:

1) эффективного взаимодействия педагога и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;

2) используемых при этом педагогических технологий;

3) эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;

4) эффективности обратной связи [7].

Другими словами, по мнению Е.С. Полат,

успешность и качество реализации дистанционного обучения в большей мере зависит от эффективной организации и педагогического качества используемых материалов, педагогического руководства, мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

_реализация дистанционного обучения...

В дистанционное обучение входит комплекс образовательных услуг, которые предоставляются обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с помощью специализированной информационно-образовательной среды, в неё входят средства обмена учебной информацией на расстоянии. Для реализации дистанционного обучения в инклюзивном образовании необходимо специализированное мультимедийное оборудование: компьютер, сканер, веб-камера, принтер, колонки, наушники, микрофон. С помощью данного оборудования обеспечивается связь педагога с обучаемым.

В городе Оренбург с 2009 года функционирует Центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В Центре созданы все необходимые условия для организации эффективного обучения детей. С каждым обучающимся ведется индивидуальная работа, в процессе которой педагог старается установить взаимодействие, значимое как для обучающегося, так и педагога, и родителей, которые зачастую являются активными участниками образовательного процесса.

Взаимодействие в процессе дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья представляет для нас определенный интерес в плане разработки технологий взаимодействия, реализация которых помогает ребенку испытывать особое расположение к образовательному процессу.

На начальном этапе дистанционного обучения мы используем игровые технологии, в частности игры на знакомство, которые вводят ребенка в образовательный процесс, помогают дружелюбнее расположить к педагогу. Дети разные, дети интересные, к каждому нужен индивидуальный подход. Игровые технологии оказались эффективными для определенного вида детей.

Нами выявлено, что именно дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают большую необходимость в общении, а значит, они готовы взаимодействовать с окружающим миром. В практике работы при организации групповых дистанционных занятий, в ходе которых на уроке задействованы несколько обучающихся, мы активно применяем технологию взаимодействия такую как технология обучения в сотрудничестве.

Например активно использовалась технология обучения в сотрудничестве на уроке ли-

тературного чтения в 3 классе на тему «Русские народные сказки. Хитра ли лиса?». На уроке присутствовали 6 обучающихся, которые были поделены на 2 группы по 3 человека. Каждой группе было дано индивидуальное задание:

1) подготовить выразительное чтение по ролям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»;

2) подготовить выразительное чтение по ролям русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».

Ни один обучающийся в ходе урока не остался в стороне, дети ближе узнавали друг друга, учились общаться, учитывая интересы товарищей, активно взаимодействовали друг с другом и сотрудничали.

Особую значимость при реализации дистанционного обучения в инклюзивном образовании

имеет личность педагога. Ведь только любовь к детям, к своему делу, поможет созданию такого взаимодействия, при котором будут учитываться индивидуальные возможности каждого ребенка, грамотно распределено время на уроке, можно будет проследить развитие отдельного ребенка, его личный прогресс. Именно через такое взаимодействиее ребенок познает мир: явления, процессы, закономерности, сможет ориентироваться в окружающей реальности.

Таким образом, реализация дистанционного обучения в инклюзивном образовании в значительной мере повышает эффективность образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а применение технологий взаимодействия определяет качественное состояние образовательного процесса.

05.12.2016

Список литературы:

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. -2016. - Том 21. - №1. - С. 136-145.

2. Алехина, С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2014. - №1. - C. 5-16.

3. Богданова, А.А. Условия организации инклюзивного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья / А.А. Богданова // Модернизация специального образования в современном социокультурном пространстве: материалы 18-й Международ. конф. «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры». - Спб.: Изд-во Политех. Ун-та, 2011. - С. 52-55.

4. Бодрова, И.В. Инклюзивное дистанционное образование [Электронный ресурс] / И.В. Бодрова. - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-distantsionnoe-obrazovanie.

5. Витвицкая, Л.А. Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе школы: монография / Л.А. Витвицкая. - Оренбург: 2002. - 138 с.

6. Витвицкая, Л.А. Аксиологические основы взаимодействия субъектов образовательного процесс / Л.А. Витвицкая // Профессиональное образование. - 2009. - №6. - С. 40-41.

7. Закотнова, П.А. Подготовка преподавателей к деятельности в системе дистанционного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / П.А. Закотнова. - Омск, 2004. - 24 с.

8. Зюзина, Т.Н. Организационно-педагогические условия использования дистанционного обучения в образовательном учреждении: автореф. дис. . канд. пед. наук [Текст] / Т.Н. Зюзина. - Москва, 2005. - 24 с.

9. Карынбаева, О.В. Подготовка педагогов в дополнительном профессиональном образовании к формированию инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О.В. Карынбаева. -Тольятти, 2016. - 24 с.

10. Комаров, Ю.А. Методическое обеспечение дистанционного обучения биологии детей с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Ю.А. Комаров. - Санкт-Петербург, 2014. - 24 с.

11. Кузьмина, О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О.С. Кузьмина. - Омск, 2015. - 24 с.

12. Михальченко, К.А. Инклюзивное образование - проблемы и пути решения / К.А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. - Спб.: Реноме, 2012. - С. 77-79.

13. Найденова, Н.Ю. Методы повышения эффективности управления познавательной деятельностью учащихся в условиях дистанционного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Н.Ю. Найденова. - Ставрополь, 2005. - 24 с.

14. Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 №»137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru.

15. Хуторской, А.В. Дистанционного обучение и его технологии / А.В. Хуторской // Компьютеррра. - 2002. - №36. - С. 26-30.

Сведения об авторах:

Витвицкая Лариса Антоновна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: vitvlar @ mail. ru

Студеникина Ольга Викторовна, аспирант 1 курса Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: olya_stud@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.