Научная статья на тему 'Формирование у студентов педагогического факультета профессиональной готовности к реализации инклюзивного образования'

Формирование у студентов педагогического факультета профессиональной готовности к реализации инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INCLUSIVE EDUCATION / STANDARD FOR STUDENTS WITH DISABILITIES / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE / INCLUSIVE COMPETENCE / MENTORING / TEACHER'S PROFESSIONAL STANDARD / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мёдова Наталья Анатольевна

Рассматривается актуальная проблема профессионального становления студентов педагогического факультета в условиях модернизации образования. Проблематика представлена в свете анализа изменения нормативно-правового обеспечения и стандартизации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и подготовки студентов к реализации инклюзивного образования. Представлены формы, определяющие эффективность становления общепрофессиональной и инклюзивной компетентности у будущих педагогов (специалистов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мёдова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PEDAGOGICAL FACULTY STUDENTS’ PROFESSIONAL READINESS TO IMPLEMENT THE INCLUSIVE EDUCATION

The article is devoted to the problem of professional formation of students of the pedagogical faculty in conditions of modernization of education. The issues presented in the light of the analysis of changes in normative-legal regulation and standardization of training and education of persons with special needs and prepare students to implement inclusive education. The article presents forms that determine efficiency of forming and inclusive General professional competence of future teachers (specialists). The most important competence of the teacher in the conditions of the introduction of the Federal state educational standard of primary education for students with disabilities, is the ability to design and adapt the educational process, the content of training courses, alternative forms of employment for extracurricular activities for all students, regardless of their ability.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов педагогического факультета профессиональной готовности к реализации инклюзивного образования»

Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2016. 5 (170)

УДК 37.02

Н. А. Мёдова

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается актуальная проблема профессионального становления студентов педагогического факультета в условиях модернизации образования. Проблематика представлена в свете анализа изменения нормативно-правового обеспечения и стандартизации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и подготовки студентов к реализации инклюзивного образования. Представлены формы, определяющие эффективность становления общепрофессиональной и инклюзивной компетентности у будущих педагогов (специалистов).

Ключевые слова: инклюзивное образование, ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, общепрофессиональная компетентность, инклюзивная компетентность, наставничество, профессиональный стандарт педагога.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, ставит перед обществом задачу модернизации содержания образования в целом. В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разработаны и утверждены федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598, зарегистрирован Минюстом РФ 3 февраля 2015 г № 35847) и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599, зарегистрирован Минюстом РФ 3 февраля 2015 г. № 35850).

Базовые и концептуальные положения указанных выше документов определяют необходимость владения педагогами специальными компетенциями, обеспечивающими качество образования и сопровождения разных категорий детей. Таким образом, компетентностный подход является стратегическим направлением в реализации таких изменений, как развитие идей обеспечения равного доступа к образованию различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации инклюзивной практики, являющейся основой для доступного образования лиц с ОВЗ, необходимы специалисты, способные профессионально грамотно, продуктивно, корректно осуществлять процесс. Важнейшими компетенциями педагога в условиях введения ФГОС начального общего образования (НОО) для обучающихся с ОВЗ являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин, альтернативные формы проведения занятий по внеурочной деятельности для всех обучающихся независимо от их возможностей, что обеспечивает качество образования.

Соответственно, подготовка студентов к профессиональной деятельности в новых условиях яв-

ляется важной и ответственной инициативой вузов. Ориентируясь на профессиональный стандарт педагога [1], преподаватели педагогического факультета определяют основные требования к оценке сформированности тех или иных компетенций у студентов в процессе изучения учебных дисциплин. По мысли авторов рабочей группы под руководством Е. А. Ямбурга, профессиональный стандарт педагога должен прийти на смену морально устаревшим документам и призван прежде всего раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Рассмотрим составляющие профессионального роста будущих педагогов.

По мнению И. В. Кругловой, качество профессионального становления будущих специалистов новой школы на сегодняшний день можно представить следующими уровнями: нормативным, характеризующимся умением педагога (специалиста) рационально и эффективно использовать передовой педагогический опыт и рекомендации ученых; мотивационным - стремление педагога (специалиста) к различным способам повышения квалификации; инновационным - педагог (специалист) свободно владеет многими педагогическими технологиями, способен сочетать научный поиск и практику, исследовательский уровень - педагог (специалист) в состоянии разработать авторскую методику обучения (или воспитания) или программу [2].

С другой стороны, новые стандарты образования требуют от выпускников высокого уровня инклюзивной компетентности. Впервые понятие «инклюзивная компетентность» появилось в работе И. Н. Хафизуллиной, которая определила ее структуру [3]. Формирование инклюзивной компетентности - это многоаспектный процесс, который включает в себя несколько этапов. На научно-познавательном этапе студенты осваивают теории, концепции, технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ; на мотивационном формируется эмоционально устойчивое восприятие проблемы, толерантное отношение к участникам процесса, и на деятельно-преобразующем этапе студентов вводят в практическую (квазипрофессиональную) деятельность.

Н. А. Мёдова. Формирование у студентов педагогического факультета профессиональной готовности.

Следовательно, инклюзивное образование определяет новый подход не только к стандартизации образовательного процесса общего образования, но и к определению сформированности общекультурных и профессиональных компетенций у студентов педагогических вузов через виды деятельности согласно ФГОС ВО [4]. Таким образом, образовательный процесс в педагогическом университете направлен, в том числе и на развитие компетенций, необходимых для формирования профессиональной готовности к обучению и сопровождению лиц с ОВЗ.

По мнению С. В. Алёхиной, психологическая готовность педагога к реализации принципов инклюзивного образования состоит из совокупности социальных, нравственных, психологических и общепрофессиональных качеств, позволяющих на высоком уровне обеспечить возможность результативной деятельности по включению ребенка с ОВЗ в образовательный процесс [5]. Объединив уровни профессиональной подготовки, которые рекомендованы разными специалистами (С. В. Алёхиной, И. В. Кругловой, И. Н. Хафизуллиной, Е. А. Ям-бурга), авторы определили уровни подготовки будущих педагогов (специалистов), способных реа-лизовывать принципы инклюзивного образования в современной школе (табл. 1).

Таким образом, уровни формирования общекультурной и инклюзивной компетентности по некоторым параметрам (нормативный - научно-познавательный, мотивационный) совпадают, а инновационный и исследовательский уровни предполагают интеграцию компонентов общекультурной и инклюзивной компетентности.

Становится очевидной необходимость формирования у будущих педагогов компетенций, позволяющих эффективно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение в условиях реализации нового законодательства: знать категории детей с ОВЗ, их особые образовательные потребности, основные условия получения образования, разрабатывать новые формы взаимодействия с

детьми с ОВЗ, содержание образовательной программы. На сегодняшний день, с одной стороны, остро стоит проблема с обеспечением тьюторами, волонтерами образовательного процесса, особенно при реализации внеурочной деятельности, с другой - в условиях введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ возникает необходимость апробации новых доступных форм работы с детьми с ОВЗ.

В связи с этим в рамках изучения учебных дисциплин «Специальная педагогика», «Основы специальной педагогики и психологии», «Коррекци-онная педагогика» педагогический факультет выступил с инициативой выявить наиболее эффективные формы проведения внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ в соответствии с их индивидуальными возможностями и образовательными потребностями. С целью изучения механизмов формирования профессиональных компетенций у студентов педагогического факультета в условиях введения нового законодательства, а также выявления и систематизации эффективных и доступных форм, приемов работы с детьми с ОВЗ во внеурочной деятельности разработан и реализован муниципальный инновационный социально-педагогический проект «Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ».

Особое внимание при реализации проекта отводилось готовности студентов к сопровождению детей с ОВЗ, наличию педагогов-наставников, охват всех категорий детей с ОВЗ. В проекте участвовали студенты пяти групп по следующим профилям: «Дошкольное образование и дополнительное образование», «Логопедия», «Психология и социальная педагогика», «Начальное образование и дополнительное образование». Распределение студентов по учреждениям происходило в соответствии с научными интересами студентов, опытом взаимодействия с определенными категориями детей с ОВЗ, с учетом знаний об особенностях той или иной категории детей с ОВЗ. Данные по охвату детей с ОВЗ в проекте и распределение студентов по учреждениям представлены в табл. 2.

Таблица 1

удущих педагогов (специалистов)

Уровень (этап) формирования Общепрофессиональная компетентность Инклюзивная компетентность

Нормативный научно-познавательный Характеризуется умением педагога рационально и эффективно использовать передовой педагогический опыт и рекомендации ученых Осваивают теории, концепции, технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ

Мотивационный Стремление специалиста к повышению квалификации Формируется эмоционально устойчивое восприятие проблемы, толерантное отношение к участникам процесса

Деятельно-преобразующий Введение в практическую (квазипрофессиональную) деятельность

Инновационный Педагог (специалист) свободно владеет многими педагогическими технологиями, способен сочетать научный поиск и практику

Исследовательский Педагог (специалист) в состоянии разработать авторскую методику обучения (или воспитания) или программу

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 5 (170)

Таблица 2

Участие студентов в сопровождении детей с ОВЗ

Профиль, группа Количество студентов Учреждение Категория детей с ОВЗ

Начальное образование и дополнительное образование, 621-я 20 ТОГКОУ «Школа-интернат № 33», МБОУ «Школа-интернат № 22», МБОУ ООШ «Школа № 45» Учащиеся с умственной отсталостью, со сложной структурой нарушения, дети с нарушением зрения

Дошкольное образование и дополнительное образование, 622-я 8 МБОУ «Школа-интернат № 22» (дошкольное отделение) Дети с умственной отсталостью

Логопедия, 643-я 24 Центр социальной помощи семье и детям «Огонек» ТОГБОУ ООШ «Школа-интернат № 15» Отдел по обслуживанию инвалидов по зрению ТОУНБ им А. С. Пушкина МКОУ СКОШ № 59 Дети всех категорий

Психология и социальная педагогика, 644-я 18 МАУ СОШ № 34, МБОУ ООШ № 39 ТОГКОУ «Школа-интернат № 33», МБОУ ООШ «Школа № 45» Учащиеся с ранним детским аутизмом, с нарушением зрения, с умственной отсталостью

Таким образом, данный проект явился основой для изучения механизмов формирования профессиональных компетенций у студентов педагогического факультета в условиях введения нового законодательства, а также выявления и систематизации эффективных и доступных форм, приемов работы с детьми с ОВЗ во внеурочной деятельности.

Придерживаясь понимания интеграции при формировании общекультурной и инклюзивной компетентности, следует отметить взаимосвязь сопровождения научного руководителя со стороны факультета и наставника со стороны образовательного учреждения. В процессе сопровождения научный руководитель интегрирует в единое пространство деятельности и различные виды деятельности студентов, а взаимодействие студентов и

1. 2.

3.

4.

5.

Мёдова Н. А., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

наставников направлено на выявление форм внеурочной деятельности.

Предложенная форма работы со студентами в условиях введения новых профессиональных стандартов направлена на организацию сопровождения образования студентов уровня бакалавриата и является одним из возможных вариантов в подготовке будущего педагога (специалиста) к реализации инклюзивного образования с учетом специфики образовательного процесса в высшей школе. Преимущества представленной формы определяются качественными преобразованиями параметров общепрофессиональной и инклюзивной компетентности через разработку и адаптацию инновационных форм работы с детьми с ОВЗ в условиях сопровождения.

Материал поступил в редакцию 15.02.2016.

Список литературы

Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"».

Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 27 с.

Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2008. 213 с.

ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 11^: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru (дата обращения: 02.02.2016).

Алёхина С. В. Инклюзивное образование: от образовательной политики к образовательной практике // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / отв. ред. С. В. Алёхина. М.: МГППУ, Буки Веди. С. 5-19.

H. А. Мёдова. Формирование у студентов педагогического факультета профессиональной готовности...

N. A. Medova

FORMATION OF PEDAGOGICAL FACULTY STUDENTS' PROFESSIONAL READINESS TO IMPLEMENT

THE INCLUSIVE EDUCATION

The article is devoted to the problem of professional formation of students of the pedagogical faculty in conditions of modernization of education. The issues presented in the light of the analysis of changes in normative-legal regulation and standardization of training and education of persons with special needs and prepare students to implement inclusive education. The article presents forms that determine efficiency of forming and inclusive General professional competence of future teachers (specialists).

The most important competence of the teacher in the conditions of the introduction of the Federal state educational standard of primary education for students with disabilities, is the ability to design and adapt the educational process, the content of training courses, alternative forms of employment for extracurricular activities for all students, regardless of their ability.

Key words: inclusive education, standard for students with disabilities, general professional competence, inclusive competence, mentoring, teacher s professional standard.

References

I. Prikaz Mintruda RF ot 18.10.2013 no. 544n "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')" [Order of the Ministry of Labor of Russia of 18.10.2013 number 544n "On approval of the professional standard" The teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)"] (in Russian).

2. Kruglova I. V. Nastavnichestvo kak usloviye professional'nogo stanovleniya molodogo uchitelya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Mentoring as a condition of professional formation of the young teacher. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Moscow, 2007. 27 p. (in Russian).

3. Khafizullina I. N. Formirovaniye inklyuzivnoy kompetentnosti budushchikh uchiteley v protsesse professional'noy podgotovki. Dis. kand. ped. nauk [The formation of the inclusive competence of future teachers in the course of training. Diss. cand. ped. sci.]. Astrakhan, 2008. 213 p. (in Russian).

4. FGOS obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Federal state educational standard of the students with disabilities]. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru (accessed 2 February 2016) (in Russian).

5. Alyokhina S. V. Inklyuzivnoye obrazovaniye: ot obrazovatel'noy politiki k obrazovatel'noy praktike [Inclusive Education: from educational policy to educational practice]. Psikhologo-pedagogicheskiye osnovy inklyuzivnogo obrazovaniya. Ed. S. V. Alyokhina. Moscow, MGPPU, Buki Vedi Publ. Pp. 5-19 (in Russian).

Medova N. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.