Научная статья на тему 'Развитие образования и предмета "история"'

Развитие образования и предмета "история" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие образования и предмета "история"»

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Холикулова Ш.Б.

Холикулова Шахноза Боймухаммедовна - старший преподаватель, кафедра методов преподавания истории, факультет истории Навоийский государственный педагогический институт, город Навои, Республика Узбекистан

Сфера образования начала круто развиваться во всём мире после последней четверти ХХ века. Естественно, что этот процесс оказал влияние на авторитет многих государств. Именно посредством образования вековые достижения человечества передаются от поколения к поколению и ими человек овладевает профессиональными знаниями. Исторические знания воспитывают у человека такие качества как духовность, мировоззрение и великодушие. Говоря одним словом, постепенно заполняют пустоты в сознании человека.

В современных условиях глобализации уровень образования в мировом масштабе приобретает новое значение. Это связано с тем, что гражданское общество всё больше и больше внедряется в жизнь человечества. В частности включает в себя быстрое усвоение нового, способность осознанно анализировать противоборствующие идеи, формирует политическую активность [1]. В процессе современного развития возникают абсолютно новые угорозы,связанные с тем, что по вине террористических групп создаётся угроза жизни человека. Действия по их ликвидации с помощью силы ещё более усугубляет судьбу мира и также становится ясным то, что это не приведёт к положительному социальному решению. Потому что сегодня в мире резко изменились социальные отношения, осмысленный образ жизни людей. Тревожные мнения американского учёного ИммануэлаВаллерстайнаи немецкого философа Ханса Георга Хадамера - «Мы вошли в абсолютно другой мир, ожидается то, что следующие пятьдесят лет будут ещё сложнее, чем период «холодной войны» [2], «всё более снижается потребность во всеобщем противодействии угрозам» [3] - становятся всё более очевидными в особенностях сегодняшнего дня.

И раз это так, то, по нашему мнению, для борьбы с экспортом религиозного фанатизма, «массовой культурой» и фиктивной демократией в современной системе образования мы должны довести до сознания нашей молодёжи исторический и национальный дух. Если можно так выразиться, то стратегическую основу сегодняшнего дня составляют вопросы жизни и смерти.

Мобилизация общества в ответ на любую угрозу считается важным критерием. Сегодня мы должны в школах, колледжах, высших учебных заведениях ещё более повысить духовно-нравственную мобилизованность учащихся, принимая во внимание социальное сознание и разнообразность мнений.

Именно сегодня образование считается просветительским ядром заполняющим пустоты прогресса. Твёрдые знания, полученные в молодости, необходимы на протяжении всей жизни и они также оказывают огромное влияние на развитие следующего поколения. В частности, достижения в сфере образования приводит к снижению смертности матерей и детей, улучшает качество питания, устраняет вирус иммунного дефицита, снижает уровень бедности, пробуждает чувство самоуверенности и решительности у женщин и молодёжи [4]. Так как, «соединившее в себе все этапы, начиная с начальной грамотности и до беспрерывного образования, область образования выполняет функцию своего рода ключа для нахождения человеком своего места в продолжающемся в течении всей жизни обновления глобализованного общества. Именно образование может отражать в себе процессы развития основных знаний, социальный прогресс и свободу человека» [5]. Совершенствование наряду с цивилизованным развитием сферы образования составляет качественную основу совершенствования личности и образования.

К 70-80 годам прошлого века в развитых странах мира началась решительная научная борьба, направленная на развитие образования. В результате этого под именем «революция образования» начались реформы международного образования. Сначала они анализировались как один из «социальных результатов» научно-технического кризиса. В действительности же - это процесс коренной перестройки, в результате чего превратилась в решающую силу не только экономического, научно -технического прогресса сферы образования, но и определяющий социальный статус.

Первыми проявлениями кризиса образования стали резкая демократизация образования. Он в общем отношении охватил систему образования развитых государств и оказывал влияние на систему образования развитых государств. В настоящее время государства члены ООН отмечают, что в первую очередь в образовании необходимо опираться на общечеловеческие тенденции. По этому вопросу ООН взяла всю ответственность на себя. Естественно, что в этом направлении у ООН есть достаточная правовая основа.

В частности, Узбекистан как член международного сообщества также считается одним из членов, проводящий в нашей стране реформы образования, осуществляющихся в органическом и решительном проведении социально-экономических реформ. Как подчёркивал Первый Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов: «Для всех нас глубоко очевидна должна быть одна истина - какие бы глубоко продуманные программы мы бы ни составляли на пути будущего развития страны, для осуществления планов какие бы материальные базы и возможности не составляли, для этого какие бы крупные инвестиции ни привлекали, для осуществления их всех и претворения в жизнь и, как я думаю, не будет ошибкой, если сказать, что есть один очень сильный фактор - и это высококвалифицированная рабочая сила и способные молодые специалисты могущие взять на себя ответственность за будущее нашей страны, её развития ...». Сегодня ни для кого не секрет, что в XXI веке будет главенствовать интеллектуальное богатство. Если кто не сможет своевременно осознать эту истину, стремление к интеллектуальному богатству для каждой нации и страны не превратится в смысл повседневной жизни -такое государство неизбежно останется на обочине пути мирового развития [6].

Это развитие открывает нам пути интегрирования в рыночную экономику. В таких условиях современные угрозы требуют от нас помнить, что мы являемся социальной частью общества. Мы думаем, что вместе с техникой овладеваем вековой духовностью и только лишь быть преданным ей мы достигнем своей цели в развитии нашего государства. Социальные науки дают понятия таким актуальным проблемам сегодняшнего дня, как идеологический иммунитет, духовное богатство, патриотизм, вооружение историей. Потому что во все времена люди стремились открыто и скрытно постигнуть такие необходимые человеку понятия. Например, по утверждениям влиятельных исламоведов, «как бы органы не старались, в колониальный период всё равно люди и страны продолжали оставаться мусульманскими» [7]. Значит, на протяжении веков в сознании нашего народа на первом месте стояли знания, дающие духовную силу. В сегодняшний период глобализации у нас - историков и обществоведов - первостепенной актуальной задачей является чуткий подход к развитию образования.

Список литературы

1. Michael R. The Effect of Education of Efficiency in Consumption. New York: national bureau of Economic Research, 1972. P. 32.

2. Валлерстайн И. Социальная наука. Коммунистическая интерлюдия. К объяснению современной истории. // Полис, 1998. № 2. С. 14-29.

3. Гадамер Х. Я - человек диалога // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. № 5, 1998. С. 23.

4. Хейзер Н. Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения -как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны, материалы международной конференции. Т., 2012. С. 27-28.

5. The role of tha united nations in the 21st century. Briefing papers for students. "united nations office", 2002. Р. 185.

6. Конституция Узбекистана - прочный фундамент на пути демократического развития и построения гражданского общества нашей страны. Речь Президента Ислом Каримова на праздничном мероприятии, посвящённом 17-летию принятия Конституции Узбекистана. // Народное слово, 2009. 6 декабря.

7. Татунц С. Уроки М. Ковалевского и Российский Кавказ. Вестник МГУ. Серия 8. Социология и политология, 2001. Февраль. С. 48.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БУХАРСКОМ ЭМИРАТЕ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВЕКОВ Эгамбердиева А.М.

Эгамбердиева Азиза Мустафаевна - преподаватель, кафедра методов преподавания истории, факультет истории, Навоийский педагогический государственний институт, г. Навои, Республика Узбекистан

В конце XIX и начале XX века политическая система строилась на режиме монархии и была под управлением представителей семьи мангытов. После военных походов на страну Российской империи в 1866-1868 годах, эмират был завоёван войсками империи и в результате этого в 1868 году, согласно мирному соглашению между Россией и Бухарой, страна лишилась политической независимости и территориальной целостности, что стало основанием перехода под управление Туркестанского генерал-губернаторства территорий Джизака, Каттакургана, Самарканда, Уратепа. Лишившись своей политической независимости, бухарский эмират превратился в страну-вассала.

За короткое время страна превратилась в источник сырья и рынка готовой продукции. Строительство в эмирате железной дороги было поводом для организации русских поселений и миграции русского населения, что привело к установлению внутри страны контроля Русского политического агентства. Однако по причине сохранения внутреннего контроля эмирскими методами продолжалось традиционное развитие во многих сферах. В частности, сохранились традиционная культурная жизнь и система образования.

В начале XX века Бухара имела важное значение в качестве одного из центров исламской религии на территории Центральной Азии, Закавказья, нынешних Татарстана и Башкирии. Это было подтверждено и в письме Генерал-губернатора царю по итогам 1899 года. В письме приводились данные о том, что в России проживает около 14 миллионов мусульман. С давних времён в мусульманском мире Бухара была признана одним из центров ислама и на сегодняшний день не утеряла свою значимость в этом вопросе. Традиционная начальная школа для мусульманских детей была школой дающей общую информацию, обучающей грамоте, обучению на арабской письменности, формировала навыки письма и чтения, прививала навыки и правила счёта, давала знания и понятия о природе и обществе, окружающей среде, исламской религии, соблюдению нравственно-воспитательных норм.

В Средней Азии традиционное образование состояло из двух этапов: низшего -начальной школы, и высшего - обучение в медресе. Школы этой системы имели полное финансовое государственное обеспечение, они существовали за счёт постоянных личных средств спонсоров и собственников вакфа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.