Научная статья на тему 'Вопросы реформы государственной власти бухарского эмирата в произведениях Ахмада Дониша'

Вопросы реформы государственной власти бухарского эмирата в произведениях Ахмада Дониша Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
541
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАНСТВО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ЭМИР / ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ / ЭКОНОМИКА / РЕФОРМА / РУССКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухамеджанова Лола Полвоновна

В данной статье рассматривается вопрос о реформах государственной власти Бухарского эмирата в произведениях Ахмада Дониша и присоединении Средней Азии к России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы реформы государственной власти бухарского эмирата в произведениях Ахмада Дониша»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВОПРОСЫ РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ БУХАРСКОГО ЭМИРАТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АХМАДА ДОНИША

Мухамеджанова Л.П.

Мухамеджанова Лола Полвоновна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории Узбекистана, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о реформах государственной власти Бухарского эмирата в произведениях Ахмада Дониша и присоединении Средней Азии к России. Ключевые слова: ханство, произведения, эмир, исторические хроники, экономика, реформа, русская культура.

Социально-политическая обстановка, создавшаяся Средней Азии после присоединения ее к России, социальные противоречия, о которых говорилось выше, не могли не отразиться на идеологических течениях. Одним из важнейших идейных вопросов, ставших перед передовыми людьми того времени, явился вопрос об отношении к светской культуре, в первую очередь к России и русской культуре. Лучшие и наиболее прогрессивные умы отдавали себе отчет в том, что ужасающая действительность -бесправное положение народа, гнет эмирской деспотии, полнейший произвол правящих классов, бескультурье не может быть дальше терпима. Эти идеи и настроения оформились в идейное течение, получившее название просветительства; родоначальником его является Ахмад-махдум Дониш (1827-1897), прозванный «Калла» т.е. «Голова».

Ахмад Махдум ибн Носир (1827—1897), государственный и общественный деятель, просветитель и философ, родился в Бухаре, в семье небогатого муллы. В литературе он чаще всего упоминается под псевдонимом, как выше указывали, Ахмад Дониш (тадж.д ониш — «знаток, мудрец») или Ахмад Калла (тадж. Калла — «умный, головастый»). Начальное образование он получил в частной школе своей матери, которая умела читать, писать и сочиняла стихи (факт не только для Бухары, но и вообще для мусульманских государств в середине XIX в. весьма редкий).

В своих рукописнвх произведениях, главными из которых являются Трактат «Наводир-ул вакое» (Редкости событий» и «Таджумаи ахволи амирони Бухорои тариф» («История царствующей бухарской династии магытов»), Дониш изложил свои основные философские и политические воззрения. Несмотря на то, что своих философских взглядах Дониш оставался идеалистом, он разделял учение Абу Али ибн Сина (Авиценны) и Омара Хайяма о вечности и несотворимости мира, что в условиях бухарской действительности являлось чудовищной ересью. Политические его взгляды изложены в основном в истории бухарских эмиров. Трактат этот является страстным обличением бухарских владык и порядков в ханстве. В предисловии работы А. Дониша «Краткая история мангитских эмиров Бухары» («Таърихи салтанати мангития») ученый историк И.А. Нажафова [1, 3] пишет о рукописных хранилищах Средней Азии, которое имеется значительное количество исторических хроник, посвященных истории Бухарского ханства XVI - XIX вв. Изучение истории последней бухарской династии по имеющимся первоисточникам представляет большой интерес.

Особое внимание заслуживает период присоединения Средней Азии к России. Ссылаясь первоисточникам того времени по истории Бухарского ханства известны следующие сочинения, включающие историю присоединения Средней Азии к России: «Краткая история мангитских эмиров Бухары» Ахмада Дониша, «История мангитских государей» Мирзы Абдалазима Сами, «Салимова история» Мирзы Салимбека и некоторые другие.

С. Айний писал в своих «Воспоминаниях»: «Присоединение Средней Азии к России внесло новую струю к просветительские взгляды Дониша. Борьба за просвещение и прогресс имела уже не только социальное, но и национальное значение. Просветительская деятельность, овладение плодами высшей культуры в целях национального возрождения и развития могла мыслиться, как призыв воспринять от носителей этой культурой всё необходимое и, овладев этим оружием, добиваться своей собственной свободы и независимости. Но с другой стороны, восприятия русской культуры могли привести к органическому слиянию с царской Россией, поскольку символом прогресса для бухарских просветителей второй половины XIX в. являлась

русская империя во главе с царем. Первая точка зрения неизбежно вела к признанию национальной концепции в ее буржуазном понимании, вторая же - к апологии царского самодержавия и национального гнета» [2, с. 454].

Из числа названных произведений «Краткая история мангитских эмиров Бухары» или коротко под названием «Рисола», который является автором этого произведения А. Дониш бесспорно является самым выдающимся и значительным. «Это была редкая сатира на историю правления последней династии бухарских эмиров», в которой автор приходит к выводу о неизбежности падения власти этой династии. Главное внимание в сочинении уделено событиям времени правления эмира Музаффара (1860-1885 гг.) и началу правления эмира Абдулахада (1885-1910 гг.), т.е. событиям, которые разворачивались на глазах самого Дониша и свидетелем которых был он сам. Следует особо отметить, что это произведение имеет большое количество интересных и важных сведений. К числу таких данных относятся:

Подробности о восстании китай-кипчаков:

1. Развернутая экономическая программа, предложенная автором для преобразования экономики страны;

2. Предложения автора по улучшению снабжения водой Бухары и ее окрестностей;

3. Впечатление от поездок в Россию;

4. Описание народных представлений на базарах;

5. Общая оценка бухарского эмирата.

Произведение А. Дониша «Рисола» является на сегодняшний день и для будущий поколении очень ценным и важным. Кроме того, перу А. Дониша принадлежат, следующие произведения, как «Наводир-ул-вакоеъ» - «Редкостные события», «Номус-ал-Аъзамъ» (Меъер-ут Тадаюн»)-«критерий веры», «Ар-рисола фи аъмол ул ура» - «Трактат о пользовании глубосом», «Мунозир-ул-кавокиб» - «Созерцание звезд». В этих произведениях нашла свое отражение многосторонность дарований Ахмада Дониша, его увлечение литературой, астрономией, географией и мусульманским законоведением. Проблемам истории и государственного управления посвящены в основном два произведения. Это, во-первых, «Редчайшие происшествия» («Наводир-ул-вакоеъ»), главной и наиболее значимой частью которого является «Политический трактат», «...ибо он как в отношении времени его составления, так и по своей значимости занимает первое и основное место среди других разделов «Наводир-ул-вакоеъ» и, можно сказать, является одной из основных причин, побудивших Ахмада Дониша к составлению всей книги. И, во-вторых, «Рисола», характеристика которой приводится выше.

А. Дониш в своем «Трактате» предлагал эмиру создать особый совет, который имел бы совещательные функции, обсуждал бы дела, касающиеся благоустройства страны, контролировал бы доходы и расходы чиновников. Наличие такого совета, как писал Дониш, «является характерной чертой управления в цивилизованных странах». Ряд исследователей, ссылаясь на это предложение Дониша, считали, что мыслитель был сторонником «просвещенной конституционной монархии». Скорее всего, это не так, поскольку Дониш предполагал, что члены совета назначались бы самим же эмиром. Но Дониш при этом пишет: «Эмир должен выбрать в качестве членов совета умных и знающих людей из всех слоев населения». Окончательное решение остается за эмиром, которому Дониш рекомендует «прислушаться к правильному совету большинства». Однако идея назначить совет из всех слоев населения, а не только из представителей аристократии, пускай и с совещательными функциями, была, несомненно, новой для мусульманского Востока. В «Трактате» А. Дониш говорит о том, каким должен быть эмир, т.е. праведным справедливым судьей, вежливым и внимательным к подданным, быть скромным в еде, одежде, образе жизни. А в произведении «Рисола» он показывает, что реальный эмир не отвечает ни единому из этих требований: эмир -угнетатель, жестокий деспот, грубый и беспощадный даже со своими ближайшими царедворцами, развратен и невоздержан. Именно из-за его неразумности и неспособности и произошел упадок в стране. Отсюда делается вывод, что единственный выход - это -«отстранять их от власти по несколько раз в час».

В «Политическом трактате» основными затронутыми вопросами были следующие:

- Становление справедливой власти, обеспечивающей независимость страны, т.е.реформа в области управления страной;

- На основе расширения ирригационных систем - развитие земледельчества, оказание всесторонней помощи кустарным промыслам;

- Удостоение научных достижений;

- Подготовка национальных кадров.

Ахмад Дониш полагал, что реформы, проведенные «справедливым правителем», могут помочь преодолеть экономическую, социально-политическую, научно-техническую отсталость Бухары. Учение о справедливом правителе мыслитель пытался основывать на законах «мусульманской морали».

Ф. Ходжаев писал: «.Изучая жизнь русского народа, он пришел к выводу о необходимости ликвидации вековой отсталости Бухары путем проведения ряда реформ. Программа преобразований, выдвинутая им в работе «Редчайшие происшествия» («Наводир-ул-вакоеъ»), носила буржуазно-демократический характер. Не находя достаточной силы и почвы для осуществления этих преобразований в Бухаре, Дониш усомнился в возможности осуществления этой теории вообще. Однако впоследствии Дониш преодолевает реформистские иллюзии и приходит к пониманию того, что установление нового общественного порядка возможно лишь посредством борьбы самого народа» [3, 310].

Ахмад Дониш видел в просвещении народа. Он подвергал критике правление бухарского эмира, праздную жизнь богатых слоев и высшего духовенства. Каждый человек, говорил А. Дониш, должен трудиться и жить на средства, полученные от собственного труда. Он призывал учиться и овладевать знаниями. Таким образом, в Бухаре во второй половине Х1Х-начале XX вв. сформировалась особая культурная жизнь, которая имела прогрессивное демократическое направление. Сохранялись и творчески развивались национальные традиции, созданные многими поколениями талантливых мастеров.

Список литературы

1. Нажафова И.А. Рисолаи Ахмади Дониш "Таърихи салтанати Мангития". Душанбе. Нашриёти Дониш, 1967. С. 3.

2. Ходжаев Файзулла. Избранные труды. Т., 1970. Том I. С. 454.

3. Айний Садриддин. «Воспоминания». Сочинение. Том 5. Ташкент,,1965. С. 310. (на узбекском языке.)

ИСМАИЛ ДЖУРДЖАНИ - ВЕЛИКИЙ УЧЕНЫЙ ПО МЕДИЦИНЕ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Мухамеджанова Л.П.

Мухамеджанова Лола Полвоновна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории Узбекистана, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье автором подвергнуты изучению жизнь и деятельность Исмаила Джурджани и его произведение «Сокровищница Хорезмшаха», которое является одним из самых лучших энциклопедических трудов и в нем приведены уникальные методы создания, выбора, заимствования и применения терминов.

Ключевые слова: ученый, медицина, рукопись, Сокровище Хорезмшаха, болезнь, лекарь.

После приобретение суверенитета в Узбекистане возрос интерес к изучению богатого наследия крупнейших мыслителей средневекового Востока. Появилось много работ об изучении жизни и деятельности ученых мыслителей, как Абу Наср аль-Фараби, Низо мул-мулк, аль-Хорезми, аль-Беруни и многих других столь же крупных ученых IX - XI вв.

Как известно, Институт востоковедения им. Абу Райхон Беруни Академии Наук Республики Узбекистан содержит в своих фондах много редких, уникальных рукописей, относящихся и к медицинской науке. Востоковедами и медиками еще окончательно не изучены медицинские рукописи ученых медиков XII века, таких как Исмаил Дурджани, Умар Чагмини, Фахриддин Рази, Ибн Сины и многих других ученых того времени. Ученые, как П.Е. Заблудовский, М.П. Мультиновский, П.Д. Петров, В.Н. Терновский, А.А. Абдуллаев, изучали историю возникновения медицины, жизнь и деятельность ученых медиков IX - XI вв. Автор в своей статье старается познакомить молодёжи и читателей с жизнью и деятельность Исмаила Джурджана - ученого медика жившего XII веке.

Исмаил ибн Хасан Джурджани (около 1042 — около 1136 гг., также встречается как Джорджани или Гурджани), широко известный под именем Хаким Джурджани, был одним из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.