Научная статья на тему 'Исмаил Джурджани - великий ученый по медицине центральной Азии'

Исмаил Джурджани - великий ученый по медицине центральной Азии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
772
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНЫЙ / МЕДИЦИНА / РУКОПИСЬ / СОКРОВИЩЕ ХОРЕЗМШАХА / БОЛЕЗНЬ / ЛЕКАРЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухамеджанова Лола Полвоновна

В данной статье автором подвергнуты изучению жизнь и деятельность Исмаила Джурджани и его произведение «Сокровищница Хорезмшаха», которое является одним из самых лучших энциклопедических трудов и в нем приведены уникальные методы создания, выбора, заимствования и применения терминов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исмаил Джурджани - великий ученый по медицине центральной Азии»

Ахмад Дониш полагал, что реформы, проведенные «справедливым правителем», могут помочь преодолеть экономическую, социально-политическую, научно-техническую отсталость Бухары. Учение о справедливом правителе мыслитель пытался основывать на законах «мусульманской морали».

Ф. Ходжаев писал: «.. .Изучая жизнь русского народа, он пришел к выводу о необходимости ликвидации вековой отсталости Бухары путем проведения ряда реформ. Программа преобразований, выдвинутая им в работе «Редчайшие происшествия» («Наводир-ул-вакоеъ»), носила буржуазно-демократический характер. Не находя достаточной силы и почвы для осуществления этих преобразований в Бухаре, Дониш усомнился в возможности осуществления этой теории вообще. Однако впоследствии Дониш преодолевает реформистские иллюзии и приходит к пониманию того, что установление нового общественного порядка возможно лишь посредством борьбы самого народа» [3, 310].

Ахмад Дониш видел в просвещении народа. Он подвергал критике правление бухарского эмира, праздную жизнь богатых слоев и высшего духовенства. Каждый человек, говорил А. Дониш, должен трудиться и жить на средства, полученные от собственного труда. Он призывал учиться и овладевать знаниями. Таким образом, в Бухаре во второй половине Х1Х-начале XX вв. сформировалась особая культурная жизнь, которая имела прогрессивное демократическое направление. Сохранялись и творчески развивались национальные традиции, созданные многими поколениями талантливых мастеров.

Список литературы

1. Нажафова И.А. Рисолаи Ахмади Дониш "Таърихи салтанати Мангития". Душанбе. Нашриёти Дониш, 1967. С. 3.

2. Ходжаев Файзулла. Избранные труды. Т., 1970. Том I. С. 454.

3. Айний Садриддин. «Воспоминания». Сочинение. Том 5. Ташкент,,1965. С. 310. (на узбекском языке.)

ИСМАИЛ ДЖУРДЖАНИ - ВЕЛИКИЙ УЧЕНЫЙ ПО МЕДИЦИНЕ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Мухамеджанова Л.П.

Мухамеджанова Лола Полвоновна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории Узбекистана, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье автором подвергнуты изучению жизнь и деятельность Исмаила Джурджани и его произведение «Сокровищница Хорезмшаха», которое является одним из самых лучших энциклопедических трудов и в нем приведены уникальные методы создания, выбора, заимствования и применения терминов.

Ключевые слова: ученый, медицина, рукопись, Сокровище Хорезмшаха, болезнь, лекарь.

После приобретение суверенитета в Узбекистане возрос интерес к изучению богатого наследия крупнейших мыслителей средневекового Востока. Появилось много работ об изучении жизни и деятельности ученых мыслителей, как Абу Наср аль-Фараби, Низо мул-мулк, аль-Хорезми, аль-Беруни и многих других столь же крупных ученых IX - XI вв.

Как известно, Институт востоковедения им. Абу Райхон Беруни Академии Наук Республики Узбекистан содержит в своих фондах много редких, уникальных рукописей, относящихся и к медицинской науке. Востоковедами и медиками еще окончательно не изучены медицинские рукописи ученых медиков XII века, таких как Исмаил Дурджани, Умар Чагмини, Фахриддин Рази, Ибн Сины и многих других ученых того времени. Ученые, как П.Е. Заблудовский, М.П. Мультиновский, П.Д. Петров, В.Н. Терновский, А.А. Абдуллаев, изучали историю возникновения медицины, жизнь и деятельность ученых медиков IX - XI вв. Автор в своей статье старается познакомить молодёжи и читателей с жизнью и деятельность Исмаила Джурджана - ученого медика жившего XII веке.

Исмаил ибн Хасан Джурджани (около 1042 — около 1136 гг., также встречается как Джорджани или Гурджани), широко известный под именем Хаким Джурджани, был одним из

наиболее знаменитых врачей Ирана в XII веке. Точная дата его рождения остается неизвестной. По свидетельству одних иранских и таджикских ученых, он родился в XII веке в Горгане, другие местом его рождения называет Серакс и Исфеган. Утверждают, что начальное образование он получил в этих городах Ирана.

Видимо, эти авторы взяли за основу факт, описанный средневековым ученым Ходжа Халифом в 535 году (1140 - 1141 гг.), что Джурджани является уроженцем Джурджана. Сам Исмаил Джурджани считал себя пришельцем в Хорезмшахское государство, о чем он написал во введении в книге «Захираи Хорезмшахи»: «Я был еще незнатным молодым табибом. Однажды заболел Хорезмшах Тегин. Ему рассказали обо мне и меня тут же забрали в Ургенч. Потом Хорезмшах приказал оставить меня в Ургенче, чтобы я мог продолжать занятия медициной. С тех пор я стал личным медиком у самого шаха Хорезма» [1, с. 60]. Хорезмская медицина достигла своего расцвета в XII - XIII вв., когда Хорезмское государство стало могущественной империей, подчинившей себе всю Среднюю Азию, Казахстан, Афганистан, Иран, Ирак и Азербайджан. В этот период в Хорезме создается вторая «Академия, Академия Мамуна», в которую входило не менее тридцати ученых из разных стран, в том числе прославившиеся по всему Востоку врачи Исмаил Джурджани, Фахриддин Рази, Умар Чангин. Творческий путь и оставленное ученым научное наследие свидетельствует о том что, Исмаил Джурджани как ученый медик сформировался в Хорезмском государстве и в дальнейшем прославил его. После 1950-х годов началось всестороннее изучение научного наследия Джурджани узбескими учеными-востоковедами и медиками. Икрамов З.И. (1957 г.) [2, с. 54] пользуясь экземпляром «Сокровища» под редакцией А.А. Семенова (1952 г.), анализировал учение Джурджани об элементах, сравнивая описание мочекаменной болезни в «Каноне» Ибн Сины и в «Сокровище Хорезмшаха» Джурджани, Икрамов З.И. установил, что это заболевание в XII веке часто встречалось у детей. Медицина XII века требовала от врача нового подхода к изучению заболевания, его профилактике и лечению.

Вахабова Б.А. в диссертации «Памятники арабоязычной биографической литературы XII -XIII вв., как источник для изучения истории и культуры Средней Азии (1970 г.), приводит сведения о Джурджани и его шести медицинских книгах, имеющих, по ее мнению., такое же важное значение, как и медицинское наследие Ибн Сины.

Узбекский ученый М. Хайруллаев считает Джурджани представителем медицинской школы Средней Азии.[3, с. 68] Однако, можно сделать вывод, что ученый М. Хайруллаев был прав в том, что он как ученый медик сформировался в Средней Азии. Об этом он упоминает в своей книге «Захираи Хорезмшахи».

В период между исламским завоеванием и эпохой Джурджани почти все иранские научные книги писались на арабском языке, в том числе такой известный труд, как «а1^апип /1 а1-ЫЬЬ» («Канон врачебной науки») Ибн Сины (Авиценны). Медицинская энциклопедия Джурджани «2аШгак-1 Ккуагагш БНаЫ» («Сокровище Хорезмшаха») была первой крупной книгой по медицине в пост-исламском Иране, написанной на персидском языке, и вскоре она превратилась в основной источник знаний для иранских врачей, использовавшийся веками. В настоящей рукописи XII века «Сокровище Хорезмшаха» содержатся выдающиеся иллюстрации и иллюминации, это один из самых ранних экземпляров «Zakhirah». Он хранится в коллекции рукописей Национальной библиотеки и архивов Исламской Республики Иран.

Работы, посвященные изучению научного наследия Джурджани, на персидском, французском языках свидетельствуют о том, что жизнь и деятельность ученого привлекает внимание многих исследователей. Наиболее значительным является 10-томный труд (12-томный в арабском варианте) «Захира-и Хоразмшахи» - медицинская энциклопедия XII века. Полное название книги - «Китабиз Захиратил тибби бил фарсий» (Книга «Сокровище Хоразмшаха по медицине на персидском языке». «Карабадини Хорезмшахи» («Лекарственные средства») - капитальный труд по фармакологии, являющийся десятой книгой «Сокровище Хорезмшаха» на персидском языке. Он посвятил это произведение хорезмшаха Кутбиддина Мухаммада ибн Ануштагина (1097 - 1127), по поручению его сына Алаъаддаула Азиза (1127 - 1156) в 1113 году. Джурджани составил сокращенный вариант «Захиры» своего рода карманный справочник по медицине.

Исмаил Джурджани пишет о своем приезде в Хорезм следующее: «Воздух и климат Хорезма благоприятный и хороший. Поскольку сам Хорезмшах обратил внимание, я остался жить здесь и, чтобы отблагодарить шаха за его добрый поступок, я решил написать книгу (Карабадин Хорезмшахи - Л.М.) посвятив ее шаху, с тем, чтобы увековечить навсегда его имя». Характерной особенностью трудов Джурджани является то, что в них содержится много интересных сведений о влиянии местных климатических и других условий Хорезма, на

возникновение тех или иных заболеваний, а также о различных лекарственных растениях, средствах лечения, связанных с Хорезмом.

Автор ХП века Арузи Самарканда ставит «Захиру» Джурджани в один ряд с трудами Галена, Рази, Ибн Сины и других выдающихся ученых. Она была переведена на иврит, а в ХУ[ веке - на турецкий, имеется частичный перевод на староузбекский язык, выполненный в ХУШ веке. В ХХ веке текст «Захиры» был издан в Иране. Отдельные ее части переведены на узбекский язык.

Где жил Джурджани город Джорджан в своё время был большим и популярным научным центром, процветали богословские школы. В этом городе Джурджани учился и получил медицинское образование. И в этом же городе жил Ибн Сина (Авиценна) и преподавал, издал свою первую книгу «Канон» ("Тиб конунлари"). Другой ученый и врач Абу Фарадж Али ибн Хусейн ибн Генду, написавший книгу «Мефтахоль теб», с 400 до 455 годов жил и преподавал в этом городе. Можно сделать вывод, что Исмаил Дурджани изучил медицину и философию от ибн Сины и ибн Фараджа. Через некоторое время, он уезжает со своего родительского дома в Нишапур и путешествует по Ираку и Хузестану, изучая знания у популярных врачей, живущих в этих местах. Джурджани много путешествовал в разные места. Согласно примечаниям в книге «Захире Хоразмшахи» Джурджани, был в городе Кум, которые проживали дети Кушьяра Гили, великого астронома известные врачи IV века н.э. Неизвестно с какой целью он прибывал в это время в Куме, но вероятнее всего, эта поездка была совершена в 504 году до поездки в Хорезм. Также он отмечал, что когда был молодым, он посетил Балх и Марв.

В своих путешествиях для углубления своих знаний он обучался у многих учителей. Одним из таких учителей, как Абдуль Касем Абдуль Рахман ибн Абу Садык Нишапури, врач, патологоанатом и комментатор книг Гиппократа и Галена. Он указывают на то, что в XI веке существовали важные медицинские центры в Иране. Нишапур (северо-восток Ирана) был центром знаний и в нем были большие городские больницы. Исторические исследования показывают, что медицинские знания в Нишапуре привлекали ученых, а именно из-за школы великого ученого Абулькасима ибн Абу Садыка Нишапури. А такие города, как Рей славился великими врачами, как Рази и Абульхасан Торанджи, а Исфахан, учеными Ибн-Синой и Ибн Мандуе, которые 14 лет работали в городе и их усилиями были созданы крупные больницы города. В Ширазе был известный госпиталь, в котором работали врачи-профессионалы. А провинция Хузестан, несмотря на то, что не была активной, была знаменита старой научной элитой в медицине Джондишапура, особенно в Ахвазе.

На основании изучения рукописных источников, относящихся к территории Хорезма XII -XIII вв., уверенно можем сказать, что ученые Средней Азии являются представителями арабской и персидской культуры. Эти ученые были, прежде всего, выразителями высокой культуры народов Хорезма и всей Средней Азии.

Список литературы

1. Абдуллаев А.А., Гаипов М.А.,Исмаил Джурджани и его «Сокровище Хорезмшаха». Ташкент,

1980. 60 С.

2. Ирисов А., Носиров А.И., Низамуддинов И. Сорок ученых Средней Азии. Ташкент, 1961.

С. 54. (на узбекском языке).

3. Хайруллае М.М. Эпоха возрождения и мыслители Востока. На узбекском языке. Ташкент,

1971. С. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.