Научная статья на тему 'Некоторые замечания о жизни и творчестве Домулло икромчемуфтий Бухары'

Некоторые замечания о жизни и творчестве Домулло икромчемуфтий Бухары Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1080
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХАРСКИЙ ЭМИРАТ / ПРОТЕКТОРАТ / ЭМИРЫ / АХМАД ДОНИШ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЖАДИДИЗМ / КАДИМИСТЫ / ДОМУЛЛО ИКРОМЧА / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / НОВОМЕТОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (УСУЛИ ДЖАДИДА) / СТАРЫЕ ШКОЛЫ / КУЛЬТУРА / АМОРАТИ БУХОРО / АМИР / АҳМАДИ ДОНИШ / ТАЪЛИМОТИ ДИНӣ / ҷАДИДИЯ / қАДИМЧИѐН / МАОРИФПАРВАР / УСУЛИ ҷАДИДА / МАКОТИБИ КӯҳНА / МАДАНИЯТ / BUKHARA EMIRATE / PROTECTORATE / EMIRS / AHMAD DONISH / RELIGIOUS EDUCATION / JADIDISM / KADIMISTS / DOMULLO IKROMCHA / ENLIGHTENMENT / NEW METHOD OF EDUCATION (USULI JADIDA) / OLD SCHOOLS / CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вохидов Ш.Х.

В статье даются сведения о жизни и деятельности Мухаммада Икрама Бухари (1847 1925)видного исламского богослова, просветителя, ученика Ахмада Дониша Бухари. Автор попытался сделать обзор сведений о его биографии, деятельности и интеллектуальных связях и дать предварительную оценку его деятельности в качестве поборника образования по новому методу (усули джадида).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Domullo Ikromcha Mufti Bukhori

The article gives information about the life and activity of Muhammad Ikram Bukhari (1847 1925), a prominent Islamic theologian, enlightener, pupil of Ahmad Donish Bukhari. The author makes an endeavor to review the data on his biography, activities and intellectual ties and to give a preliminary appreciation of his activities as a champion for education by a new method (usuli jadida).

Текст научной работы на тему «Некоторые замечания о жизни и творчестве Домулло икромчемуфтий Бухары»

07.00.00.илм^0н ТАЪРИХ ВА БОСТОНШИНОСИ 07.00.00.ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ O7.OO.OO.HISTORICAL SCIENCES AND ARCHEOLOGY

07.00.02. ТАЪРИХИ ВАТАН 07.00.02. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 07.00.02. HOME HISTORY

УДК 9(с 53) Ш.Х.ВОХИДОВ

БКК 63.3

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ДОМУЛЛО ИКРОМЧЕ- МУФТИЙ БУХАРЫ

Бухарский эмират в начале ХХ века продолжал оставаться для России вассальным государством. Протекторат, установленный над ним ещё в конце XIX века (точнее с 1868 г.), означал полную зависимость в вопросах внешней политики от Российской империи. Вопросы же внутренней политики (особенно в области торговли) эмиры должны были согласовывать с учрежденным в январе 1886 г. Российским политическим агентством, расположенным в Новой Бухаре (Кагане).

В начале ХХ века Бухара представляла собой аграрную страну, в которой господствовали застойные феодальные производственные отношения. Экономика эмирата была исключительно аграрно-ориентированной и, соответственно, абсолютное большинство населения - 91 % здесь составляли крестьяне (дехканы), являвшиеся основными производителями материальных благ. Свыше 8 % от общего числа жителей составляли представители политики и религии- эмир, его сановники, чиновники, светские и духовные феодалы, компрадорская буржуазия, купцы, мусульманское духовенство. Рабочие, включая отходников и кустарей, составляли лишь 0,7 % от всего населения эмирата(31, 19).

Бухара начала ХХ века жила обычной средневековой жизнью. Политическая и общественная жизнь, даже хозяйственный уклад находился на самом низком уровне. В духовной и культурной жизни преобладало религиозное мракобесие, невежество и отставание, чему мы находим массу подтверждений в работах местных авторов. В качестве примера можно указать на различные труды Ахмада Дониша, поэтов - Хайрата, Шахина, Мухаммадшарифа Садри Зия, Фитрата, Садриддина Айни и др.

Беспросветная нищета народа Бухары особо не волновала правителей эмирата. Более того, за счёт варварского ограбления народа они становились хозяевами несметных богатств. «Бухарское правительство, живя и богатея на народные деньги, ничего своему народу не дает» (43, 110), -уверенно заявил Энпе. Если к сказанному добавить то, что эмирские чиновники сильно злоупотреблляли при сборе податей и налогов, то картина нищенского положения народных масс эмирата получит более подробное описание.

Нередки были случаи, когда тот или иной дехканин, будучи не в состоянии уплатить налог, был вынужден продавать или отдавать в залог своего сына или свою дочь. Русский ветеринарный врач в январе 1914 года был очевидцем продажи дехканином своей дочери для уплаты налога. «Один узбек-недоимщик, - писал он, - по требованию бекского чиновника продал свою дочь за 400рублей»(38, 14).

Д.Н.Логофет называл бухарских крестьян «бесправными и доведенными до полного обнищания и постепенного вымирания» (19, 150).

Эмир Алимхан, пришедший к власти после смерти своего отца Абдулахадхана, 22 декабря 1910 года, попал в окружение консервативной части духовенства, которое еще при жизни его отца взяло бразды правления страной в свои руки. Выпускник кадетского корпуса, три года обучавшийся в Санкт-Петербурге, генерал-майор от инфантерии российской армии, был меланхоличным и нерешительным правителем. Он был занят преимущественно заботами о личных удовольствиях. Местные авторы, начиная от Ахмада Дниша, далее и Абдурауф Фитрат, Садриддин Айни, Садри Зия, Хамид Бакоев, Савдо, Хайрат и другие сильно критиковали правителей из династии мангытов.

«Нельзя обойти молчанием, - читаем мы в секретном послании Туркестанского генерал-губернатора военному министру России от 30 декабря 1911 года, - саму личность Саид Мир Алима,

достаточно выяснившуюся за истекшее время. Слабохарактерный, безвольный, нерешительный, ко всему апатичный, ничем не интересующийся нынешний эмир не только не сумел приобрести расположение своего народа, или хотя бы ближайших к ему лиц, но лишь успел отвратить этих последних от себя своим непомерным развратом, в жертву коему, наравне с дочерьми простолюдин, приносятся девушки влиятельных семейств в ханстве» (36, 8).

А Туркестанский генерал-губернатор А.В, Самсонов сообщал в конфиденциальном письме от 8 марта 1911 года в МИД России: «Эмир Алим был воспитан в духе беспрекословного повиновения своему отцу... Вкусивший начатки цивилизации, зная весьма удовлетворительно русский язык и кое-что читая из периодической русской печати, Саид Алим сознавал некоторые бьющие в глаза непорядки в управлении Бухарой, чувствовал нелюбовь населения к отцу... Доживши при таких условиях до 30-летнего возраста, Саид Алим представляется малоопытным, безвольным правителем и по природе несколько вялым человеком...»( 42, 50 - 51)

Чиновники эмирата, начиная от людей центрального аппарата до самых низших чинов, не отставали от своих владык по своему образу жизни. Как правители страны они были безжалостными, жестокими тиранами, жадными до чужого добра. Лесть, угодничество и самоунижение - были характерными чертами людей, которые окружали эмира. Чтобы занять ту или иную высокую государственную должность, в системе Бухарского эмирата требовались не знание и опыт, а быть членом эмирской семьи, ближайшим родственником эмира или кушбеги, участником в развлечениях последних(12, 24).

Взятки и другие виды злоупотреблений являлись как бы основой эмирского государственного организма что, несомненно, свидетельствовало об отсутствии законности в делах управления страной. Без взятки в эмирской Бухаре нельзя было совершить ни одного действия, связанного как с правовыми вопросами, так и с системой управления государственных служб.

Естественно, такое положение дел, ведущее к тотальной стагнации, не могло не волновать наиболее трезво мыслящую часть религиозной элиты и пишущей интеллигенции. Первым из религиозной элиты против режима эмира выступил известный историк и богослов, просветитель Ахмад Махдуми Дониш (август 1826 - март 1897).

Рис. 1. Ахмад Махдуми Дониш (третий справа). Санкт-Петербург

В одном из своих произведений просветитель писал: ««Эмир и его приближенные, собрав вокруг себя всех воров, занимались воровством и кровопролитием, а бедных и нищих людей сажали в зиндан и убивали якобы как воров. На самом деле эмир, чиновники, курбаши и их прислуги, стоявшие во главе воров, грабили народные массы и занимались развратом» (18, 50). Ахмад Дониш причины отсталости своей страны видел в деятельности мулл и ишанов, в господстве взяточничества, лжи, невежества, корысти и темноты. «Я пришел к убеждению, - пишет он, - что все шейхи и праведники нашего времени находятся на неверном пути, что они сбиваются на путь лжи и крови. Ведь я видел воочию их пороки: шейхи-обманщики, улемы взяточники» (17, 359).

Голос Ахмада Дониша, одного из фактически основоположников просветительства в Средней Азии и предтечи движения джадидов, не был услышан ни правителем(ями), ни их окружением из числа улемов. Но многие знали и чувствовали, что жить таким образом в Бухаре уже нельзя. Один из видных представителей интеллигенции Бухары поэт Шамсиддин Шохин говорил: «Жаль, что

нет человека с зорким глазом, и осведомленным сердцем, чтобы мог вспоминать все увиденное, и написать на белую бумагу все, что уже запомнил!» (35).

Но, как говорил великий Саади, «лес не бывает безо льва». В столице находились лица, которые говорили о недостатках самому эмиру и его приближенным. Писали, критиковали виновных в различных собраниях даже в присутствии правителя.

Одним из ярких представителей просвещения из числа улемов столицы был Домулло Мухаммад Икром по прозвищу «Домулло Икромча» (умешительно-ласковая форма имени, присвоенная по причине его малого роста), или «Домулло Икромча-йи хакгуй» - Правдивый Домулла Икромча, что тоже присовокуплялось к его имени за его дерзость и бесстрашие во время полемики и споров со своими оппонентами.

Рис.2. Домулло Икромча

Его фигура, как мы полагаем, весьма символична и не только как продолжателя традиции Дониша в качестве «возмутителя спокойствия», но и как пример своеобразного трибуна перемен (особенно в области образования), без которых Бухара (как и весь регион) могла оставаться в стагнации бесконечно долгое время.

В настоящей статье мы попытаемся сделать хотя бы обзор его биографии, интеллектуальных связей и дадим предварительную оценку его деятельности в качестве поборника образования по новому методу.

Итак, Домулло Икром родился в 1264 году хиджры (1847 г. по совеременному летоисчислению) в селении Боги калон тумана (района) Галаосиё около Бухары, в семье продавца дров Абдусалома. Глава семьи Абдусалом имел всего полтанаба земли. Автор антологии Неъматуллох Мухтарам пишет, что «Домулло Мухаммад Икром не был из благородного рода и не принадлежал к богатому семейству, чтобы как-то мог гордиться ими»(22, 17б).

Домулло Мухаммад Икром получает начальное образование в своем селении у муллы Ибода мактабдора. Однажды в 1859 г., когда он продавал дрова на Базаре ангишт (рынка по продаже угля) недалеко от хауза Диванбеги, к нему подошел один смугловатый, среднего возраста мужчина, с густой бородой. Купив у него дрова за три мири, попросил отвести покупку в его дом на улице Гузари Кучайи Санги. По дороге, узнав об учебе двенадцатилетнего Икрома в школе, тот очень обрадовался и предложил мальчику свою поддержку в получении новых знаний. Этим человеком был упомянутый Ахмад Махдуми Дониш, имевший огромный авторитет среди образованных людей Бухары. Этот, уже тогда знаменитый, богослов был в оппозиции эмира и его окружения. Трижды побывавший в России в составе Бухарского посольства, он имел знакомых в Петербурге, симпатизировавших ему, встречался и с Российскими императорами, членами их семей и сановниками. Этот «особый статус» спасал Ахмада Дониша от прямых нападок и угроз со стороны эмиров Музаффара (1860-1885) и Абдалахадхана (1885 - 1910).

Знакомство двенадцатилетнего Икрома закончилось тем, что вскоре, в 1860, г. Мухаммад Икром с помощью и при поддержке Ахмада Дониша, поступив на учебу в медресе Бадалбек, получает там же худжру (медресе имело 42 худжры). В течение 18 лет он изучает всю учебную программу медресе, получив знания от самого Ахмада Даниша, известного кази Абдушукура, по прозвищу «Айат» (Знамение), Камолиддина махдума, знаменитого Иса махдума (отца поэта Идрисходжа - Роджи), кори Рахматуллаха Возеха и др. Дополнительно Икромча изучает астрономию, математику, геометрию и другие точные науки у Ахмада Дониш, в доме последнего.

В 1880 году в возрасте 33 лет Домулла Мухаммад Икром закончил учебу и долгие годы преподавал в таких медресе, как Джаъфарходжа, Турсунджон, Мири Араб, Кукалдош, Абдуллахан.

Знаменитый Садриддин Айни (1878 - 1954), обучаясь в медресе Алимджана (на улице Чахор харрос), после уроков вместе с братом Мухаммада Шарифджана (Садри Зия) - Гафурджаном изучал у Домулло Мухаммада Икрома арабскую грамматику по произведению Абдурахмана Джами «Шархи Мулло».

На занятиях, которые проводил Домулло Мухаммад Икром, было многолюдно. Его лекции посещали до 80 студентов Бухарских медресе (цифра по тем временам внушительная). Автор антологии Абдулохходжа Абди вспоминает, что многие из числа его слушателей в дальнейшем стали мударрисами, муфтиями и казиями в различных областях Бухарского эмирата.

Город Бухара издавна был крупным центром образования и одним из признанных центров исламского вероучения на Востоке, в котором накануне свержения эмирского режима проживало сто пятьдесят тысяч жителей. По некоторым данным, в столице эмирата насчитывалось триста шестьдесят мечетей и сто три медресе с двадцатитысячным контингентом учащихся (талаба, толиб ул-илм, муллобача) (20, 100).

В Бухаре имелось настолько много духовных должностных лиц, что они могли контролировать каждый кишлак, каждый квартал и каждую семью. По скромным подсчетам, в Бухарском эмирате было не менее 40 тыс. служителей культа, то есть на 50 человек или на 7 - 8 семей приходился один мулла с официальным титулом(15, 196).

Вместе с тем мусульманское духовенство в эмирате оставалось экономически господствующей прослойкой. Мечети, медресе и другие религиозные учреждения и общества владели лучшими землями в большом количестве в виде так называемых «вакуфных владений», состоящих из недвижимости - пожертвования частных лиц в пользу религиозных учреждений, с которых и «кормились» армия духовенства разных рангов и должностей. Отдельные духовные лица и семьи имели огромные состояния, и в этом они уступали только эмиру.

В начале ХХ века исламское духовенство имело тотальное влияние на нормы поведения, а система народного образования была его монополией.

В это время социально-политическое и экономическое состояние эмирата ухудшалось, в упадок приходили мактабы, медресе и вся сфера культуры. К тому же последние оставались явно консервативными.

Прогрессивно мыслящие люди Бухары, особенно джадиды, выступили с критикой данного положения и поиском путей выхода из такого состояния.

В 1896 - 1897 г. Домулло Мухаммад Икром, во время своего паломничества в святые города Аравии, посещает Россию, Турцию, Иран и Египет. Познакомившись с политической, общественной и культурной жизнью населения этих стран, Домулло Мухаммад Икром резко изменяет свое отношение к режиму Бухарского эмира. Одним из первых после Ахмада Дониша он начинает с критикой относиться к действительности в эмирате. Он стал сторонником новых идей, идеи модернизма в обучении, противником «бидъа»(о "бидъа" см.: 19, с. 41) - религиозных нелегетимных установок в обрядах, обычаях в повседневной жизни, которые так отягощали жизнь обычного мусульманина.

Следует отметить, что еще до этих идей и призывов Икрамчи, его первый и настоящий учитель Ахмад Махдум Дониш в своих произведениях «Рисола дар назми тамаддун ва таовун» (Трактат об благоустройстве и взаимопомощи; составлен в 1287 - 90/1870 - 73 гг. ), и «Наводир ул-вакоеъ» (Диковинки событий; составленный в 1292 - 1303/1875 - 85 гг.) предложил программу реформы общественного благоустройства страны, основ государственного правления. Но его идеи в свое время оказались, образно говоря, пустым звоном в океане невежества и мракобесия. Эмир Музаффар (1860 - 1885) и его окружение, особенно двор, считали эти труды Дониша вредоносными, опасными для религии и страны. Они объявили Дониша «еретиком», грешным, невеждой, не знающим основ ислама и ее философии, каковые обвинения нельзя воспринимать без горькой иронии, вспоминания знаменитой фразы - «а судьи то кто?»

В ответ на действия своих духовных противников во главе с самим эмиром, как мы знаем, великий Ахмади Калла (Ахмад Голова) напишет свое произведение «Меъёр ат-тадаюн» (Мера вероисповедания! ), где он анализирует основные положения ислама, исходя из реальных условий жизни Бухарского общества.

По свидетельству архивных материалов, воспоминаний очевидцев, литературы можно заключить, что и в среде Бухарского духовенства были люди, недовольные схоластической системой обучения в мактабах и медресе, а также социальной несправедливостью, однако, они были в меньшинстве и не могли, в условиях эмирского режима, выступить открыто с протестом против существующих порядков. К числу прогрессивных мударрисов, решительно стоявших на пути реформ в области просвещения, можно относить Домулло Икрома (Икромча), Домулло Аваза, Бурибоя, Мирхона Порсозода, Кору Бурхона и др.

В 1908 году Садриддин Айни открывает в доме Мирза Абдулвахида Мунзима на улице Саллоххона новометодную школу. Из числа двенадцати муфтиев одиннадцать выступили против этой школы. Их называли «муфтии яккамухра», (или «окмухра») - то есть муфтии, которые могли давать «окончательную фетву» - религиозно-богословское заключение по религиозным вопросам, закрепив его своей печатью. Только Домулла Мухаммад Икром и муфтий Дониёлходжа садр встали на защиту этой школы. Сторонником новометодной школы были также Насрулла кушбеги (убит весной 1917) и миршаб (глава полиции) Бухары поэт Сахбо (убит в 1918 г).

В связи с угрозой закрытия школы организаторы решили устроить досрочные экзамены, чтобы люди знали, чего добилась эта джадидская школа. 8 сентября 1909 года в этой школе были проведены публичные экзамены, подобные тем, что имели место весной того же года в татарской джадидской школе. На экзамене были представители кушбеги, козикалона, раиса и др. Из муфтиев присутствовал лишь домулло Икром, открытый сторонник джадидской школы, из Самарканда прибыл Абдулкадыр Шакури(7, 48; 6, 1982, 41).

Как отмечал Файзуло Ходжаев, во время экзамена между собравшимися произошел крупный спор. Предметами спора явились: оценка новых школ и предметы преподавания.

Присутствовавшие разделились на два лагеря. Группа с муллой Икромом во главе считала новые школы как по форме, так и по существу полезными для развития народа и процветания страны и не находила в них ничего антирелигиозного; эта группа высказалась за реформу, согласно взглядам джадидизма всей системы народного образования вплоть до медресе, т.е высших мусульманских школ. Другая часть во главе с муллой Абдуразиком признавала джадидские школы вредными, антирелигиозными и антигосударственными и высказывалась за необходимость общественной и государственной борьбы с ними. Реакционеры приводили против новометодных школ джадидов Бухары два аргумента. Во-первых, в этих школах форма обучения «не мусульманская», она приближается к русскому или европейскому типу; дети сидят за партами, пишут и читают одновременно. Во-вторых, по мнению кадимистов, джадидские школы не отвечают принципам ислама и по существу, ибо хотя в них и преподаётся религия, но она извращена, и, кроме того, в новых школах преподаётся ряд лишних светских предметов: арифметика, география, в особенности естествознание, которое совершенно противоречит мусульманскому мировоззрению(34, 19).

А газета «Таржумон», издаваемая И.Гаспринским писала (в номере от 09.10. 1909 года): «В месяце шабане держали экзамен и выдержали его в присутствии ученых людей, отлично. Эти уважаемые люди, присутствуя на экзаменах и видя пользу таких школ, стали на их сторону. В заключении ученые священной Бухары разделились на две партии: одни за новый способ, другие за старый. Кушбеги, Насырулла, Дамля, уважаемый муфти (Икром - Ш.В.) склонились к звуковому методу(савтийа). Верховный судья оказался того же мнения и нашел, что подобные школы очень подходящи».

Духовенство Бухары давало школе Абдулвахида Мунзима такую политическую оценку: «Она противна духу шариата. В первый же год ученики начинают читать газеты, на второй год потребуют свободы и на третий год свергнут его высочество с трона и заключат его в тюрьму»(36,

19).

В конце-концов, мнение наиболее консервативной партии восторжествовало. По воспоминаниям Айни они заявили: «Если эта школа не будет закрыта, мы возбудим смуту, выступим против кушбеги и козикалона, уничтожим муфтия Икрома, перебьём школьных учителей, дома родителей учеников разнесем, а самих их отлучим от Корана»(5, 34).

Мунзиму пришлось закрыть школу 26 сентября 1909 года по приказу Остонакули кушбеги, козикалона Бакоходжа и раиса Бурхонуддина. Многие организаторы этой школы вынуждены были временно скрываться от своих врагов.

Об отрицательном отношении консервативных кругов духовенства Бухары к новометодной школе свидетельствует и архивный документ, где фигурирует и Домулло Икром. Начальник полиции Бухары Вильман в своем рапорте Российскому политическому Агенту в Бухаре от 14 июня 1914 года сообщает: «В первых числах текущего июня месяца местным ишаном Шояхси (по случаю исполнения ему 63 лет) был устроен традиционный туй (угощение), на который эмир пожертвовал 15 тыс. танга. На этом торжестве присутствовало вся высшая бухарская аристократия и все высшие слои духовенства. Были козикалон, раис, миршаб, тупчибоши, мулло Аскар и др., в том числе и Мулло Икром. Во время торжества, в «Мехмонхона», где разместились избранные гости, произошло столкновение почти всех гостей с муллой Икромчой. Последний, пользуясь здесь сборищем, выступил с обличительной речью против сторонников (усули кадим)... На этом сборище Икромча доказывал преимущество нового метода, указывал на Турцию и другие просвещенные мусульманские страны, которые отреклись от старины, сумели завоевать себе имя и самостоятельность только благодаря просвещению»( 37, 70 - 71; 12, 83).

Для убедительности своей речи Икромча заявил перед собравшимися, что он четыре года находился в мусульманских государствах и девять месяцев изучал постановку школы в Стамбуле.

По сообщению, которое приводит далее Вильман, на том сборище мулло Икром выступил с заключительной речью, которая ««произвела на всех потрясающие впечатление; козикалон был уничтожен и тут же заявил, что он готов присоединиться и к сторонникам нового метода, если последний будет разрешён эмиром. Мулло Аскар открыто присоединился к Икромче и обещал последнему поддержку. К концу торжества даже решили просить эмира о введении нового метода, на тех началах, какие предложил Икромча»(12, 83. 13, 14).

В 1910 году выходит в свет брошюра Мухаммада Икрома под названием «Ифоз ан-ноимин ва-л-эълом ала джохилин» («Сны наяву и сведущие невежды») на арабском и таджикском языках. История этой книжки весьма показательна для понимания общественной атмосферы, царившей в Бухаре, где каждое мало-мальски новое слово воспринималось как потрясение самих устоев эмирата и приобретало неожиданно для их автора политическое значение. Книжка Домулло Икрома включала четыре трактата: два на арабском и два на таджикском. Данный сборник был идейным продолжением работы Ахмада Дониша «Меъйар ут-тадовун». Домулла Икром в этой своей работе доказывает неправильность отдачи в аренду мазаров, поцелуя могил, лживость женского обряда «бибисешанбе», лишних затрат при проведении поминок умершему в двадцатый и сороковой день траура, недозволенность громкого зикра в ханаке, мечетях, неправильность причитания молитв в честь «Гавс ул-аъзама», купли-продажи худжр при медресе, курения табака (нос), критикует массовое взяточничество большинства чиновников, их злоупотребление, мздоимство и др. Он тем самым выступает против невежества, мракобесия, схоластики и незнания. Во введении к этому сочинению Домулло Икром пишет: «Я без опаски выступаю дерзко против бидъа, чтобы кто-то проснулся из сна невежества, и кто-то мог придти в себя от своего незнания. Все эти недозволенные новшества- выдумка мулл, которые хотят этим путем обогащаться. У них нет других путей жизнеобеспечения, и этим они обманывают неграмотных, облагая их ««налогами», непредусмотренными религией ислам»(16, 2).

Первые три трактата сборника были вполне невинного содержания, зато последний называвшийся «Сатри нисо» (Женское покрывало) был воспринят как непозволительная «крамола». В этом трактате автор вовсе не выступал за снятие с женщин паранджи, но он разрешил себе неслыханную для Бухары вольность: во-первых, обосновывал свои положения не Кораном и хадисами, а логическими, рационалистическими доводами (икрар бил-райъ); во-вторых, считал, что женщинам следует носить покрывало лишь из моральных соображений, а вовсе не по религиозному предписанию.

Выпуск книги совпал с выходом произведения арабского писателя Амина Рейхана, где ставился вопрос о равноправии женщин(Не идет ли речь о - «Ал-маръа фил-л-ислам» - «Женщина в исламе». Первое издание - Каир 1900, затем 1904), где еще более резко разбирается вопрос о женщине в исламе, призывами вывести «ее из мрака чадры и насилия мужчины» и т.п. Вопрос этот волновал общественное мнение во всех странах ислама, и книга Икромчи была истолкована в том же духе. Это вызвало целую бурю, о чем свидетельствует полицейский документ того времени: «Означенная брошюра в сотне экземпляров быстро распространилась среди населения, и на этот раз проводимая Домулло Икромчой идея склонила на свою сторону массу симпатий, как со стороны обывателей, так и учащейся молодёжи. ««Сатри Нисо» стала злобой дня и комментировалась всеми и каждым» (39, 67). Издание книги Домулло Икрома произвело большой резонанс в столице и за его пределами. Люди, незнающие грамоту, и те покупали книжку Домулло Икромчи и организовывали общественную читку. Высоко отзывался о брошюре и Файзулла Ходжаев (36, 17).

Брошюра была объявлена противной исламу, автор её - отступником от мусульманской веры. Духовенство требовало, чтобы были приняты ««самые решительные меры к подавлению вредной деятельности Икромчи» (10, 35-36).

Противники Домулло Икрома начали травлю просветителя. На его воротах они повесили собаку, и тем самым угрожая ему скорым наказанием. Не удовлетворившись этим, в один из ночей, его ворота осквернили человеческими экскрементами и заперли ворота. Эмир Алимхан, поддаваясь натиску невежественных улама, в 1330/1912 году выслал Домулло Икрома в туман Каракул. Эта была не первая и не последняя ссылка дерзкого Домулла Икромчи, одного из видных и достойных учеников Ахмада Дониша на протяжении более сорока лет.

Напоминаем, что такие видные деятели науки и просвещения Бухары, как Садриддин Айни, Мухаммад Шарифджан Садри Зия, Абдулвахид Мунзим были учениками Домулла Икрома и с теплотой вспоминали его.

Садри Зия в своем произведении «Тазкори Ашъор» (Антология поэзии), вспоминая учителя, пишет: «Ходжи Домулла Икром был сторонником религии, последователей сунны и шариата,

преданным своей родине и его народу. В период правления эмира Абдулахада появилась бидъа. Путем реформы и изменения наш учитель хотел изменить все это, и, написав трактат простым и доступным языком, приведя хадисы и переводя примеры, издал их. Ходжи Домулло Икром были бесстрашным, дерзким. Хотя его никто не поддерживал, он один на один выступал против гнусных и невежественных улема, выходил победителем при спорах и обсуждениях, приведя доказательства и веские аргументы своим доводам.

Он не боялся этого сброда, был стойким в своих выступлениях и противостоянии с ними. Но эти люди объединились все против него и решили его уничтожить» (25, 17; 29, 32).

Абдурауф Фитрат писал об Икроме так: «крупный ученый не только по знанию логики, грамматики и богословия, но также и других наук, как религиозных, так и философских» (34, 34).

10 апреля 1917 года Домулло Икром был назначен кази области Гузар (нынешний Хузор, районный центр Кашкадаринской области Узбекистана). Туда он был препровожден под охраной трех людей кушбеги Бухарского эмирата вместе со своим старшим сыном по имени Абдурахман, имевшим связи с просветителями Самарканда и писавшим стихи под псевдонимом «Мултаджи», а газетными сообщениями из Бухары он подписывался как «Муфтизода». А 14 апреля жена Домулло Икрома, Саломат, сыновья -Зиёхон, Маъсумхон, Баховаддин, Камолджон, также жена Абдурахмана, под охраной были отправлены в Гузар.

Через 11 месяцев казийства 15 февраля 1918 года приказом хакима Гузара Акрамхона тура, брата эмира Абдулахадхана Домулло Икром и его старший сын были взяты под стражу и брошены в темницу. При обыске в его доме нашли 10 экземпляров его трактата, несколько редких рукописей, рукописи произведений Абдурахмана Мултаджи. Все это было сожжено во дворце хакима Гузара. А 2 апреля 1918 года по приказу эмира Алимхана Абдурахман старший сын Домулло Икрома в возрасте 24 лет был повешен в темнице (25, 278).

В один из дней в зиндан прибыл мударрис медресе Гузара некто по имени Ходжи Шер. Он сказал, что пришел по приказу хакима Акрамхон тура. «Вы должны написать стихотворение с содержанием о раскаянии и прощении на имя самого эмира. Я приду через неделю и заберу для отправки в столицу ваш стих-прощение. Может быть, вас простят и освободят из темницы, и вы можете вернуться в Бухару. Ваш стих должен начинаться такими словами:

Подшоуо, цурми моро даргузар, Мо гунаукорем, ту омурзгор. Мо гунау з-андоза берун кардаем, Мо зи тацсироти худ шармандаем. (О царь, прости нашу вину, Мы виноваты, а ты прощающий. Мы провинились,

И мы опозорены нашими грехами)», - закончил свою речь Ходжи Шер.

Послушав его, Домулло Икром отвечает:

«Шикасти дар дилам хорею мегуи бурун орам, Бад-ин тадбир мехоуи, ки монад захми сузан уам.

(Воткнув в моё сердце кол и поломав его,

Еще ты хочешь вытащить его иголкой, углубляя рану)

Далее, по рассказу, Икромча продолжал: «это мы сегодня все в плену нашего неспокойного времени. История разложит по полочкам наши раскаяния, прощения и месть. Идите, будьте здоровы» (35).

На этот раз судьбе было угодно иначе распорядиться жизнью и смертью отважного Домулло Икромча. 7 сентября 1920 года в Шахрисабзе население восстало против хакима. Восставшие освободили всех арестованных из темницы, среди них был и Домулло Икром.

Вскоре решением правительства Бухарской народной республики Домулло Мухаммад Икром со всей семьей был привезен в Бухару. Он жил в своем доме на улице Пойи Остона. Домулло Икром был назначен народным назиром министерства юстиции. В 1922 году в составе правительства Бухары было организовано управление по делам шариата, которое возглавил Домулло Икромча. Его заместителем был назначен Садри Зия. Об этом Садри Зия воспоминает так: «В те дни советское правительство (Бухары) организовало управление по делам шариата, в составе 15 членов. Председателем был Ходжи Домулло Икром, а его заместителем пишущий эти строки, ничтожный Зия» (24, 350-351).

С 1924 года Домулла Икром вышел на пенсию. Умер Домулло Мухаммад Икром 25 июня 1925 года в Бухаре. Домулло Мухаммад Икром Бухари занимает достойное место в истории просветительского движения в Бухарском эмирате и в истории БНСР.

О Домулло Мухаммаде Икроме пишут в своих произведениях его современники Абдуллоходжа Абди (1), Неъматуллохи Мухтарам (24, 25), Афзал махдум Пирмастий (8), Возих (11), Шаръий (42), Садри Зия (24; 25, 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32), Айни (3; 4; 2;). Они же приводят и примеры из его поэтического и научного наследия. Следует отметить, что многие факты и сведения о его жизни и деятельности всё ещё в невостребованном виде находятся в государственных и частных архивах его наследников (его родственники живут в городе Душанбе), в произведениях вышеуказанных его современников. О его богатой библиотеке сообщает и автор произведения «Тазкирайи Сибок» Шайх Абдулкадир Бухари (жил в Саудовской Аравии) (41).

Думаем, что настало время создания полноценного научного труда о Домулло Икроме, одном из прогрессивных представителей интеллигенции Бухары начала ХХ века.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдуллохходжа, Абди. Тазкират-уш-шуарои мутаахирини Бухоро (Последные поэты Бухары) /Абди Абдуллохходжа// Рукопись. ИВАН Узбекистана, № 64.

2. Айни, С. История Бухарской революции/С Айни. Перевод с тадж. Д. Рашидовой. - Душанбе, 1987.-197с

3. Айни, С. Бухара. Воспоминания. Кн. 1, 2/С.Айни. - М., 1961.-322с.

4. Айни, С. Бухара. Кн. 1-2/ С.Айни.- Душанбе: Ирфон, 1981.-279с.

5. Айни, С. Бухоро инкилоби тарихи учун материаллар (Материалы по истории Бухарской революции)/ С.Айни.- М., 1922.-122с. (на узб. языке).

6. Айни, С. Жизнь Садриддина Айни (краткий хронологический очерк)/ С Айни Душанбе: -Дониш, 1982.-282с.

7. Айни, С. Таърихи амирони мангитияи Бухоро (История эмиров Бухары) / С. Айни. Перевод с узб. Рахим Хошим. - Душанбе:Адиб. 1987.-298с

8. Афзал, Махдум Пирмасти. Афзал ут-тазкор фи зикри ал-шуъаро ва ал-ашъор/ Пирмасти Махдум, Афзал. -Ташкент, 1336/1917-1918.-191с.

9. Афзал, Махдум Пирмастий. Афзал-ут-тазкор / Пирмасти Махдум афзал// Рукопись. ИВ АН Узбекистана, №63.

10. Брагинский, И.С. О природе среднеазиатского джадидизма в свете литературной деятельности джадидов / И.С. Брагинский// История СССР. 1965. - № 6. - С.26 - 38

11. Возих, Кори Рахматуллох. Тухфат ул-ахбоб фи тазкират ал-асбоб/Рахматуллох Кори Возих. -Тошкент, 1332/1913-1914.

12. Гафаров, Н. История культурно-просветительской деятельности джадидов в Бухарском эмирате (начало ХХ века)/ Н. Гафаров. - Худжанд: Государственное издательство имени Рахима Джалила. 2000.

13. Гафаров, Н.Джадидизм и его познание/ Н.Гафаров - Душанбе: Ирфон, 2013.-178с (на тадж. яз.).

14. Гафаров, Н. Роль и место джадидизма в развитии просвещения и духовной культуры народов Средней Азии /Н. Гафаров.- Душанбе: Ирфон, 2013.- 124

15. Дервиш. Бухарская советская народная республика/ Дервиш // Жизнь национальностей. 1923. № 1. - 3-10с.

16. Домулло Мухаммад Икром муфти Бухори. Нусхайи джадидайи муштамила бар рисолайи арабия дар баёни чихил холат дар зимни чихил батни маносих маа баёни кавоиди он ва рисолайи форсия дар баёни вужуби сатри нисо / Ношир кори Абдулвохид Бухори. - Бухоро, 1350.

17. Дониш, А. Редчайшие происшествия/ А.Дониш.- Ташкент: Фан, 1964. -224с

18. Дониш, А. Рисола дар назми тамаддун ва таовун/ А. Дониш. - Душанбе: Дониш, 1976.-152с

19. Ислам. Энциклопедический словарь . - М.: Наука, 1991.-178с.

20. Климович, Л. Ислам в царской России. Очерки / Л. Климович.- М., 1936.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Логофет, Д.Н. Страна бесправия. Бухарское ханство и его современное состояние. / Д.Н. Логофет.- СПб., 1909.

22. Мухтарам, Неъматуллох. Тазкиратуш-шуаро.Рукопись. ИВ АН РУз. № 2252. л.17 б.

23. Мухтарам, Неъматуллох. Тазкират-уш-шуаро.Рукопись. ИВ АН Узбекистана, № 2252/ I, II.

24. Садри ,Зиё. Асоми ал-кутуби кутубхонаи хусусии Шарифжон Махдум (каталог).Рукопись. ИВ АН Узбекистана, № 2461.

25. Садри, Зиё. Мажмуа .Рукопись. ИВ АН Узбекистана, № 2193.

26. Садри, Зиё. Набзе аз гузоришоти ахволи бандаи шикастабол ал-мутахаллис ба Зиё Мирзо Мухаммад Шариф.Рукопись. ИВ АН Узбекистана, № 1304/Ш, 145.

27. Садри, Зиё. Рузнома .Рукопись. ИВ АН Узбекистана, № 2277.

28. Садри, Зиё. Рузнома/ С.Зиё . - Тегеран, 1382.

29. Садри, Зиё. Тазкори ашъор/ С.Зиё . - Тегеран:Суруш, 1380/2002.

30. Садри, Зиё Шарифджан Махдум. Тазкори ашъор/Мусаххих С. Садики. Ба кушиши Мухаммаджан Шукуров. - Тегеран: Суруш,1381(2003).

31. Садри, Зиё. Таржумаи ахроли обои уззом ва аждоди кироми абавайни тарафайн ва волидайни муаззамайн.Рукопись. ИВ АН Узбекистана, № 2277.

32. Садри, Зиё. Фавоиди Зиёия/ Зиё Садри. - Душанбе, 1998.

33. Тухтаметов, Т.Г. Россия и Бухарский эмират в начале ХХ века/ Т.Г. Тухтаметов. -Душанбе:Ирфон, 1977.

34. Фитрат, А. Спор бухарского мударриса с европейцем в Индии о новометодных школах / перевод с персидского полковника Ягелло / А. Фитрат.- Ташкент, 1911.

35. Хаёт Неъмати Самарканди. Домулло Икроми хакгуй ки буд / С. Н. Хаёт //Овози точик.- 2004. - 1 декабр.

36. Ходжаев, Ф. К истории революции в Бухаре и национального размежевания в Средней Азии / Ф. Ходжаев Избранные произведения. Том 1. - Ташкент, 1978.

37. Хотамов, Н. Свержение эмирского режима в Бухаре/ Н. Хотамов. - Душанбе, 1997. - 348 с.

38. ЦГА ,РУз. Ф. И-2, оп.1, д.168.Л.8.

39. ЦГА ,Уз. Ф-И-3. Оп. 1.Д. 467. Л. 19-29; Д-116, л. 67.

40. ЦГА,Уз. Ф-И-3. Оп. 1.Д. 366. Л. 14.

41. Шайх, Абдулкодир Кароматуллохи Бухори. Тазкираи Сибок//А.К. Бухори Ташкент: Фан, 2007. - 189 с.

42. Шаръий, Азим Ходжа. Тазкират ал-шуъаро/ Ходжа Азим Шаръий// Рукопись. Института востоковедения АН Узбекистана, 3393/III.

43. Энпе. Очерки Бухары. // Средняя Азия. 1910. N° 4. В «Туркестанский сборник», т. 541.

44. Эргашев ,Б.А. Из истории общественно-политической жизни Бухары начала ХХ века/ А. Б. Эргашев // Общественные науки в Узбекистане, 1992. - N 2. - С. 50-54.

REFERENCES:

1. Abdullahhoja, Abdi. Tazkirat-ush-shuaroi mutaakhirini Bukhoro (Anthology of the last poets of Bukhara)| Abdi Abdullahhoja // Manuscript. Institute of Oriental Studies, Academy of Sciences of Uzbekistan named after Aburaihan Beruni, No. 64.

2. Ayni, S. History of the Bukhara Revolution /S Ayni Translation from Taj. D. Rashidova. - Dushanbe, 1987.-197р.

3. Ayni, S. Bukhara. Memories. Book. 1, 2. S. Ayni - M., 1961.-322р.

4. Ayni, S. Bukhara. Book. 1-2/ S. Ayni. - Dushanbe: Irfon, 1981.-279р.

5. Ayni, S. Bukhoro inqilobi tarikhi uchun materiallar (Materials on the history of the Bukhara revolution)/ S .Ayni.- M., 1922.-122р (in the Uzbek language).

6. Ayni, S. The life of Sadriddin Ami (short chronological essay). - Dushanbe: - Donish, 1982.-282р.

7. Ayni, S. Ta'irikhi amironi mangitiya dar Bukhara (History of the emirs of Bukhara). Translation from. Raheem Hoshim/ S. Ayni. - Dushanbe: Adib. 1987.- 298р.

8. Afzal, Makhdum Pirmasti. Afzal ut-tazkor fi zikri-sh-shuaro wa al-ash'or (The highest anthology about the mention of poets and poems) /Pirmasti Afzal Makhdum.-Tashkent,1336 / 1917-1918.-191р.

9. Afzal, Makhdum Pirmasti. Afzal-ut-tazkor (Anthology of Afzal)/ Afzal Pirmasti Makhdum // Manuscript. Institute of Oriental Studies of Uzbekistan named after Aburaihan Beruni, No. 63.

10. Braginsky, I.S. On the nature of Central Asian Jadidism in the light of the literary activity of the Jadids/ I.S. Braginsky// History of the USSR. 1965. - No. 6. - P.26 - 38

11. Wozih, Qori Rahmatulloh. Tuhfat ul-ahbob fi tazkirat al-ashob (Gift to friends in mentioning associates). Qori Rahmatulloh Wozih. - Toshkent, 1332 / 1913-1914.

12. Gafarov, N. The history of cultural and educational activities of the Jadids in theBukharaEmirate (early 20th century)/ N.Gafarov.- Khujand:State Publishing House named after Rahim Jalil.2000.-172р.

13. Gafarov N. Jadidism and its cognition/ N. Gafarov. - Dushanbe: Irfon, 2013 .- 178(in Tajik).

14. Gafarov N. The role and place of Jadidism in the development of the education and spiritual culture of the peoples of Central Asia /N. Gafarov. - Dushanbe: Irfon, 2013.-152р.

15. The dervish. Bukhara Soviet People's Republic // Life of nationalities. 1923. N 1. - P. 3-10.

16. Domullo Muhammad Ikrom mufti Bukhori. Nushayi jadidayi mushtamila bar risalayi arabia dar bayani chihil holat dar zimni chihil batni manosikha maa bayani qawoidi an wa risalai forsya dar bayani vujubi satri niso (A new list consisting of the Arab treatise on the forty positions with the rules of negations, the Persian tract describing the need covered for women / Noshir of qari Abdulvohid Bukhori. -Bukhoro, 1350.

17. Donish, A. Rare events/ A. Donish. - Tashkent: Fan, 1964.-224р.

18. Donish, A. Risola dar Nazmi Tamaddun wa Taowun (Treatise on Culture and Mutual Assistance)/ A Donish. - Dushanbe: Donish, 1976.-152p.

19. Islam. Encyclopedic Dictionary/ Islam. - Moscow: Nauka, 1991.-178p.

20. Klimovich, L. Islam in tsarist Russia. Essays. - M., 1936.

21. Logofet, D.N. A country without rights. Bukhara Khanate and its current state/ Logofet D.N. - St. Petersburg., 1909.

22. Muhtaram, Nematullah. Tazkiratu-sh-shu'aro (Anthology of Poets) / Nematullah Muhtaram // Manuscript. Institute of Oriental Studies of the Academy of Sciences of Uzbekistan named after Aburaihan Beruni. № 2252. ^.17 6.

23. Mukhtaram, Nematullah. Tazkirat-ush-shu'aro (Anthology of poets)/Nematullah Muhtaram // Manuscript. Institute of Oriental Studies, Academy of Sciences of Uzbekistan named after Aburaihan Beruni, No. 2252 / I, II.

24. Sadri, Ziyo. Asomi al-kutubi kutubkhonai khususii Sharifjon Makhdum (catalog of personal libraries of Sharifjan Mahdum)/ Ziyo Sadri // Manuscript. Institute of Oriental Studies of the Academy of Sciences of Uzbekistan named after Aburaihan Beruni, No. 2461.

25. Sadri, Ziyo. Majmua (Collection)/ Ziyo Sadri // Manuscript. Institute of Oriental Studies of the Academy of Sciences of Uzbekistan named after Aburaihan Beruni, No. 2193.

26. Sadri Ziyo. Nabze az gusorishoti ahvoli bandai shikastabol al-mutakhallis ba Ziyo Mirzo Muhamammad Sharif (a short story about the life of Muhammad Sharif Mirza with the pseudonym Zia)/ Ziyo Sadri // Manuscript. Institute of Oriental Studies, Academy of Sciences of Uzbekistan named after Aburaihan Beruni, No. 1304 / III, 145.

27. Sadri Ziyo. Ruznoma (the Diary) / Ziyo Sadri // the Manuscript. Institute of Oriental Studies of the Academy of Sciences of Uzbekistan named after Aburaihan Beruni, No. 2277.

28. Sadr Ziyo. Ruznoma (the Diary)/ Ziyo Sadri. - Tehran, 1382.

29. Sadri, Ziyo. Tazkori ash'or (Anthology of the verse) Ziyo Sadri.- Tehran: Surush, 1380/2002.

30. Sadri, Ziyo Sharifjan Makhdum. Tazkori ash'or (Anthology of the verse). / Corrector S. Sadiqi. With the efforts of Muhammadjan Shukurov. - Tehran: Surush, 1381 (2003).

31. Sadri, Ziyo. Tarzhumai ahvoli aboi uzzom va azhdody kiromi abavayni tarafain wa volidainy muazzamain (Biography of great ancestors and fathers and parents from two sides)/ Ziyo Sadri // Manuscript. Institute of Oriental Studies of the Academy of Sciences of Uzbekistan named after Aburaihan Beruni, No. 2277.

32. Sadri ,Ziyo. Fawoidi Ziyoiya (Usefulness of Zia)/ Ziyo Sadri. - Dushanbe, 1998.

33. Tukhtametov, T.G. Russia and the Bukhara emirate in the early twentieth century/ Tukhtametov, T.G. - Dushanbe: Irfon, 1977.

34. Fitrat A. Dispute of the Bukhara mudaris with the European in India about the new-school schools / translation from the Persian colonel Yagiello. - Tashkent, 1911.

35. Khayot Ne'mati Samarqandi. Domullo Ikromi haqguy ki bud (Who was Domulla Ikram speaking the truth) / Samarqandi Khayot Ne'mati Ovozi tojik, 2004, 1 December.

36. Khodjaev, F. To the history of the revolution in Bukhara and national delimitation in Central Asia. Selected Works. Volume 1/ Khodjaev F. - Tashkent, 1978.

37. Khotamov, N. The overthrow of the Emir's regime in Bukhara. / Khotamov N.- Dushanbe, 1997. - 348 p.

38. Central State Archive of the Republic of Uzbekistan. Fund. I-2, inventory.1, folder.168.L.8.

39. Central State Archive of the Republic of Uzbekistan. Fund -I-3. inventory. 1. folder. 467. L. 19-29; D-116, l. 67.

40. Central State Archive of the Republic of Uzbekistan. Fund-I-3. inventory. . 1.Folder. 366. L. 14.

41. Shaykh, Abdulkodir Karomatullohi Bukhori. Tazkirai Sibok/. Shaykh, Abdulkodir Karomatullohi Bukhori - Tashkent: Fan, 2007. - 189 p.

42. Sharjiy ,Azim Khoja. Tazkirat al-Shuaro Azim Khoja/ Sharjiy // The Manuscript. Institute of Oriental Studies, Academy of Sciences of Uzbekistan, 3393 / III.

43. Enpe. Essays on Bukhara. // Middle Asia. 1910. № 4. In the Turkestan Collection, vol. 541.

44. Ergashev, B.A. From the history of social and political life of Bukhara beginning of the twentieth century/ B.A. Ergashev/ / Social Sciences in Uzbekistan, 1992. - № 2. - P. 50-54.

Муруре ба ареолу осори Домулло Икромча Муфти Бухори

Вожахои калиди: аморати Бухоро, протекторат, амир, Аумади Дониш, таълимоти дини, цадидия, цадимчиён, Домулло Икромча, маорифпарвари, усули цадида, макотиби кууна, маданият.

Дар мацола оид ба уаёт ва фаъолияти яке аз маорифпарварони тоцики охири садауои XIX ва рубъи аввали асри XX, шогирди Аумади Дониш ва олими цауони ислом Мууаммад Икроми Бухори (1847-1925), ки дар замони худ бо лацаби домулло Икромча иштщор доштааст, маълумот дода мешавад. Муаллиф муруре ба авзои сиёсию ицтимоии аморати Бухоро дар ибтидои асри XX намуда, доир ба шаруи уол, фаъолият ва робитщои зеунии домулло Икромча маълумоти муфиди таърихи фароуам оварда, онуоро таулил намудааст. Гуфта мешавад, ки фаъолияти домулло Икромча чун уомии таълими усули цадид цобили таъкид аст, ки ин мацула бо асноди таърихи собит гардидааст. Xулоса мешавад, ки замоне фаро расидааст, ки коруои илмии густардаву комил дар бораи яке аз намояндагони мутарацции равшанфикрони Бухорои авоили садаи XX ба анцом расонида шавад.

Некоторые замечания о жизни и творчестве Домулло Икромче- Муфтий Бухары

Ключевые слова: Бухарский эмират, протекторат, эмиры, Ахмад Дониш, религиозное образование, джадидизм, кадимисты, Домулло Икромча, просветительство, новометодное образование (усули джадида), старые школы, культура.

В статье даются сведения о жизни и деятельности Мухаммада Икрама Бухари (1847 -1925)-видного исламского богослова, просветителя, ученика Ахмада Дониша Бухари. Автор попытался сделать обзор сведений о его биографии, деятельности и интеллектуальных связях и дать предварительную оценку его деятельности в качестве поборника образования по новому методу (усули джадида).

Domullo Ikromcha Mufti Bukhori

Keywords: Bukhara Emirate, protectorate, emirs, Ahmad Donish, religious education, Jadidism, kadimists, Domullo Ikromcha, enlightenment, new method of education (usuli jadida), old schools, culture.

The article gives information about the life and activity of Muhammad Ikram Bukhari (1847 -1925), a prominent Islamic theologian, enlightener, pupil of Ahmad Donish Bukhari. The author makes an endeavor to review the data on his biography, activities and intellectual ties and to give a preliminary appreciation of his activities as a champion for education by a new method (usuli jadida).

Маълумот дар бораи муаллиф:

Вохидов Шодмон Хусейнович, доктори илмуои таърих, профессор ноиб ректор оид ба илм ва инноватсия дар Донишкадаи давлатии омузгории Тоцикистон дар шаури Панцакент.(Цумуурии Тоцикистон, ш. Панцакент), E-mail: pamir555@inbox.ru Cеедения об авторе:

Вохидов Шодмон Хусейнович, доктор исторических наук, профессор, проректор по науке и инновациям Таджикского педагогического института в городе Пенджикент. (Республика Таджикистан, г. Панджакент), E-mail:pamir555@inbox.ru Information about the author:

Vohidov Shodmon Huseynovich, Dr. of History, Professor; Vice Rector on science and innovations of Panjakent State Pedagogical Institute.(Tajikistan, Republic, Sughd Viloyat, Panjakent), E-mail: pamir555@inbox. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.