Научная статья на тему 'Некоторые размышления об отношении Авесты к истории'

Некоторые размышления об отношении Авесты к истории Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
354
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые размышления об отношении Авесты к истории»

чтению и письму на арабской орфографии, освоению арифметического счёта.

Учебная программа школ была направлена на получение начального религиозного

образования, изучение основ ислама, религиозных богослужений, нравственное

воспитание, давала также понятия об окружающей среде, обществе.

Список литературы

1. Бобожонова Ф. Система образования в Бухарском эмирате (в конце XIX - начале XX веков). Канд. истор. наук. ... дис. автореф. Ташкент, 2011. С. 12.

2. Алимов И. Ликвидирование собственности вакф в Узбекистане (1917-1929 годы). Ташкент: Наука, 2009. Стр. 57.

3. Бобожонова Ф. Система образования в Бухарском эмирате (в конце XIX - начале XX веков) Канд. истор. наук. ... дис. автореф. Ташкент, 2011. С. 13.

4. НГА РУз, 323-фонд, 1 список, дело 1116, 1.

5. Мирзо Салимбек. Кашкули Салимий. Таворихи муттакадимин ва муттаахирин / Перевод с персидско-таджикского языка Н.Йулдошев. Бухара, 2003. С. 51.

6. Айний С. Старая школа // Произведения. VIII томов.-Ташкент: Художественная литература, 1965. IV.

7. Ниёзий Ражабзода. Беспорядочность или путь развития наших начальных школ // Ойина, 1914. № 38.

НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОТНОШЕНИИ АВЕСТЫ

К ИСТОРИИ Эгамбердиева Н.М.

Эгамбердиева Нафиса Мустафаевна - преподаватель, кафедра социальных наук, факультет истории Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Исполняется 3000 лет со дня создания "Авесто". Эта ценная книга за ХХХ веков до сегодняшнего дня служит духовным, историческим наследием, оставленным нам нашими предками, живших на этой земле между двух рек [1]. Книга Авеста считается священным писанием религии Маздаясна (поклонники культа Мазда). По этому поводу с очень давних времён высказываются отрицающие друг-друга мысли и мнения. Неоднозначны даже мнения учёных о периоде и месте создания книги. В действительности же Авеста была "Воспеванием её создателей примерно за семь тысяч лет до Иисуса Христа" [2], затем она стала книгой. Если она сначала была создана в устной форме, а затем была написана, то тогда где место Заратустры?

Гадамбар (с Пахлавийского "год" - религиозные обращения, "бар"- даёт значение приносящий) Аша(в Авесто это слово означает "справедливость». Применяясь относительно человека означает «справедливый»), Заратустра(по языку Авесто) Спитама(с согдийского имя Спитаман также образуется от него) [3] или создатель этих текстов (может их упорядывавший)или для устных религиозных текстов отдельно создавшая азбуку для переноса их на письмо, историческая личность. Пишет, что причина такого нашего предположения в том, что кроме книги Авесто написанной на языке авето науке до сих пор неизвестен какой-либо другой источник. Даже по этому способу письма Абу Райдон Беруний вошёл с книгой под названием "Огнепоклонники зороастризма "Абисто". Эта книга, написанная на языке, противном другим языкам всех народов, и имея особенный состав, этот специальный язык знали только обладатели этого языка и чтобы представители других языков не узнали их язык число букв алфавита было больше числа букв всех языков" [4].

Местом создания книги является Древний Хорезм. В отношении этого государства согласно данным науки археология "в VII веке до н.э. - I веке нашей эры -государство, расположеное между Туркестаном и Ираном, то есть от нижнего бассейна Амударьи до южнеого Туркменистана, а также объединившее в себе районы Средней Азии, считается конфедерацией, объединившей под своим контролем племена широких территорий Средней Азии." "Согласно некоторым сведениям, территория Хорезмского государства не ограничиваясь территориями современного Хорезма также широко простиралась на юг, то есть до рек Мургаб и Тажанг. В связи с этим оно известно науке как древний край сдвумя названиями: Большой Хорезм и Древний Хорезм" [5]. Это показано в характеристики земель книги Авесто.

Сердце данной книги - гаты Заратустры. Гаты, являясь самой древней частью Авесты, написаны своеобразным сложным языком. Язык гатов отличается от других частей Авесты. Несмотря на то, что по своему объёму гаты и малы (если брать во внимание и вспомогательные тексты, тогда имеется всего 6045 словарных единиц, без вспомогательных текстов 5255 слов, 896 строк, 238 строф, 17 глав), в них дано ядро учения Заратустры. анализ дошедших до наших дней источников показал, что в гатах впервые были продвинуты идеи единобожия. Эта историческая действительность показывается криво в результате неполного осознания сущности религии, незнания религиозных писаний, убеждающих представителей религии, определённые в своё время учёными-авестологами гатов Заратустры и всё более и более утверждают о необходимости перевода с языка Авесты.

В гатах до такой степени много символических примененных скрытых обозначений, что именно этот фактор послужил допущению ошибок очень многими исследователями. В тексте(так назвали специальные частички в главе - строфе) почти каждое слово обозначает два-три значения. Это, в свою очередь, приводит широкому распространению того слова (во многих переводах встречается данная ошибка), даёт абсолютно новую сущность другому тексту, при переводе со скрытым значением содержания. Даже перевод видимого значения (перевод даётся в значении «внешний») приводит к пониманию религии как многобожие-политезиму.

В Авесте даётся очень ценная информация о проживавших на территории Средней Азии этнических групп, их традиций, взглядах, знанийпо медицине. Источники знания в области медицины имеют в основном религиозный характер. В первой книге Авесты «Вендидат» излагаются правила физического и духовного очищения больного. Во второй книге «Виспратд» и третьей книге «Ясна» также речь идёт о религиозных обрядах посвящённых оздоровлению.

Первая книга Авесто "Вендидад" состоит из 22 глав, в её У-Х11 главах речь идёт о сохранении здоровья, духовного укрепления. Особое внимание обращено на занятия зарядкой, ежедневному приёму водных процедур, уходу за волосами и ногтями. В 17 главе "Вендидад" останавливается на вопросах чистоты волос и ногтей [6].

Так утверждается в книге "Вендидад", первым лекарем был человек по имени Трита, он отгонял от людей болезни и смерть. Как говорится в сказаниях, высший бог в религии зороастризм Ахурамазда, он послал 10 000 лекарственных растений для лечения больных. В Авесте также упоминается лекарь по имени Траэтон, он изобрёл лекарства для лечения лихорадки, чесотки. По мнению исследователей Трита и Траэтон могут быть одним человеком. Авесто даёт информацию даже об анатомии и физиологии человека. Как утверждается в источнике, тело человека состоит из 8 частей, то есть костей, мяса, жира, мозга, сосудов, крови, печени и семени. Согласно учению в здоровье человека важную роль играют сосуды и они разделяются на здоровые и нездоровые сосуды. Здесь высказываются даже мысли о тканях мозга [7]. В источнике говорится о трёх способах лечения - это хирургия, лечение целебными травами и о сильном воздействии холодных и горячих ветров на возникновение и протекание болезни. разъясняется отрицательное воздействие тёплого ветра на здоровье человека.

В религии зороастризм говорится о необходимости особой заботы к беременным женщинам в период рождения ребёнка [8]. Согласно этим религиозным убеждениям одним из тяжких грехов считалось искусственное прерывание беременности или умерщвление новорождённого.

Согласно этому учению смерть - это зло, болезни и смерть, посылаемые богом зла Ахриманом. И поэтому мёртвое тело считалось нечистью и держалось на определённом расстоянии от чистых вещей, то есть воды, земли, воздуха, огня, и других. Это значит, что с давних времён люди имели понятия о том, что мёртвое тело распространяет вредные для здоровых людей микробы.

В этой книге большое внимание уделяется таким важным вопросам, как идеи единобожия, предупреждения болезней, охране окружающей среды и специфическим правилам лечения.

Список литературы

1. Каримов И.А. Без исторической памяти нет будущего. Т.: Узбекистан, 1998. С. 10.

2. Bejon N. Desai. A manual for learning Avesta. Mumbai, 2004. P. 54.

3. ШамсутдиновР. МуминовХ. История Узбекистана. Т.: Шарк, 2013. Стр. 40.

4. Абу Райхон Беруний. Памятники древних народов. Т.: Наука, 1968. С. 237.

5. Шамсутдинов Р., МуминовХ. История Узбекистана. Т.: Шарк, 2013. С. 63.

6. Аширов А. Следы зороастризма в образе жизни узбекского народа. // История Узбекистан, 2001. № 1. С. 11.

7. Кадиров А.А. История медицины Узбекистана.Ташкент, 1994, С. 36-40.

8. Макавельский А.О. Авеста. Баку, 1960. С. 101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.