Научная статья на тему 'Начальное образование в Бухарском эмирате конца XIX начала XX веков'

Начальное образование в Бухарском эмирате конца XIX начала XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1151
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начальное образование в Бухарском эмирате конца XIX начала XX веков»

4. Хейзер Н. Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения -как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны, материалы международной конференции. Т., 2012. С. 27-28.

5. The role of tha united nations in the 21st century. Briefing papers for students. "united nations office", 2002. Р. 185.

6. Конституция Узбекистана - прочный фундамент на пути демократического развития и построения гражданского общества нашей страны. Речь Президента Ислом Каримова на праздничном мероприятии, посвящённом 17-летию принятия Конституции Узбекистана. // Народное слово, 2009. 6 декабря.

7. Татунц С. Уроки М. Ковалевского и Российский Кавказ. Вестник МГУ. Серия 8. Социология и политология, 2001. Февраль. С. 48.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БУХАРСКОМ ЭМИРАТЕ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВЕКОВ Эгамбердиева А.М.

Эгамбердиева Азиза Мустафаевна - преподаватель, кафедра методов преподавания истории, факультет истории, Навоийский педагогический государственний институт, г. Навои, Республика Узбекистан

В конце XIX и начале XX века политическая система строилась на режиме монархии и была под управлением представителей семьи мангытов. После военных походов на страну Российской империи в 1866-1868 годах, эмират был завоёван войсками империи и в результате этого в 1868 году, согласно мирному соглашению между Россией и Бухарой, страна лишилась политической независимости и территориальной целостности, что стало основанием перехода под управление Туркестанского генерал-губернаторства территорий Джизака, Каттакургана, Самарканда, Уратепа. Лишившись своей политической независимости, бухарский эмират превратился в страну-вассала.

За короткое время страна превратилась в источник сырья и рынка готовой продукции. Строительство в эмирате железной дороги было поводом для организации русских поселений и миграции русского населения, что привело к установлению внутри страны контроля Русского политического агентства. Однако по причине сохранения внутреннего контроля эмирскими методами продолжалось традиционное развитие во многих сферах. В частности, сохранились традиционная культурная жизнь и система образования.

В начале XX века Бухара имела важное значение в качестве одного из центров исламской религии на территории Центральной Азии, Закавказья, нынешних Татарстана и Башкирии. Это было подтверждено и в письме Генерал-губернатора царю по итогам 1899 года. В письме приводились данные о том, что в России проживает около 14 миллионов мусульман. С давних времён в мусульманском мире Бухара была признана одним из центров ислама и на сегодняшний день не утеряла свою значимость в этом вопросе. Традиционная начальная школа для мусульманских детей была школой дающей общую информацию, обучающей грамоте, обучению на арабской письменности, формировала навыки письма и чтения, прививала навыки и правила счёта, давала знания и понятия о природе и обществе, окружающей среде, исламской религии, соблюдению нравственно-воспитательных норм.

В Средней Азии традиционное образование состояло из двух этапов: низшего -начальной школы, и высшего - обучение в медресе. Школы этой системы имели полное финансовое государственное обеспечение, они существовали за счёт постоянных личных средств спонсоров и собственников вакфа.

Согласно правилам шариата, поступавшие средства вакфа шли на ремонт школ, медресе, мечетей, обеспечение студентов медресе, преподавателей школ (мударрисов) и других служащих, а также на уплату государственных налогов [2].

В каждом городе, кишлаке, селении и ауле были школьные классы (мактабхона). Школы в основном состояли из одного учебного класса и поэтому их называли мактабхона (школьный класс). Исходя из мусульманских правил мальчики и девочки обучались раздельно в отдельных школьных классах. Большая часть школьных классов для мальчиков образовывалась в мечетях, медресе, при корихона или в личных домах содержавших школу учителей, а для девочек же классы были размещены в личных домах содержавших школу учителей (женщин) или в домах богатых людей, где были девочки школьного возраста [3].

Как подчёркивал посетивший в середине XIX века Бухару Н. Хаников, в Бухаре и других городах, в том числе и в кишлаках, было очень много школ или школьных классов. Согласно архивным материалам, на каждой улице Бухары были свои школьные классы. Школьные классы также образовывались за счёт пожертвований или согласно приказу амира за счёт общих средств жителей улицы [4].

Согласно шариату, считалось грехом отказать человеку, обратившемуся с просьбой получить образование, независимо от того, какого социального происхождения был каждый пришедший учиться ребёнок и какую сумму он платил за обучение. На учителей была возложена обязанность обучать их без каких-либо возражений. Потому что для каждого мусульманина получить образование было и долгом, и обязанностью, что не потеряло свою актуальность и значение в наши дни [5].

В Бухаре приём на учёбу в школу (школьные классы) был определён возрастом от 5 до 12 лет. Имеются сведения о том, что Садриддин Айни считался учеником детской школы от 4 до 12 лет, находившейся в его родном кишлаке, где проживало 300 семей. В традиционной начальной школе ученик обучался не менее пяти лет. В летние месяцы и в месяц рамадан учащиеся выходили на каникулы. Продолжительность получения образования зависело от ряда факторов, то есть от мастерства учителя, от сообразительности учащегося, а также было связано с семьёй, её внутренней средой [6].

Как отмечалось в прессе того времени - журнале «Ойна» («Зеркало»): «В связи с тем, что срок обучения был очень долгим, многие люди не могли отдавать своих детей в школу на 8-10 лет» [7]. В действительности же, продолжительность обучения назначалась в зависимости от таланта и способностей учащихся - способные, одарённые, усердные, устремлённые учащиеся заканчивали школьный курс за 4 года, а посредственные учащиеся оканчивали школу максимум за 10 лет. Уроки в школах и школьных классах начинались с рассветом и продолжались до предзакатного намаза (до 17.00 часов), в пятницу и в праздничные дни учащиеся освобождались от занятий. Здесь учащиеся в начальных школах изучали арабскую и персидскую азбуку (алфавит), потому что основная часть религиозной и художественной литературы писалась именно на этих языках. В некоторых школах талантливые и одарённые ученики изучали четыре арифметических действия.

В системе образования эмирата вопросам воспитания придавалось очень важное значение и особое внимание было направлено на укрепление религиозных убеждений, нравственной и религиозной чистоты. Вообще начальная школа наряду с правилами чтения и письма, арифметики также выполняла функции формирования морального облика учащегося в рамках учений ислама.

В качестве заключения можно сказать, что в конце XIX и начале XX веков действовавшие в Бухарском эмирате начальные школы сохранили традиционность и уровень образования прошлых веков по финансово-хозяйственному обеспечению, организации и режиму работы. В этот период школы также не потеряли своё значение в качестве школ, обучающих народ, повышающих его грамотность, обучающих

29

чтению и письму на арабской орфографии, освоению арифметического счёта.

Учебная программа школ была направлена на получение начального религиозного

образования, изучение основ ислама, религиозных богослужений, нравственное

воспитание, давала также понятия об окружающей среде, обществе.

Список литературы

1. Бобожонова Ф. Система образования в Бухарском эмирате (в конце XIX - начале XX веков). Канд. истор. наук. ... дис. автореф. Ташкент, 2011. С. 12.

2. Алимов И. Ликвидирование собственности вакф в Узбекистане (1917-1929 годы). Ташкент: Наука, 2009. Стр. 57.

3. Бобожонова Ф. Система образования в Бухарском эмирате (в конце XIX - начале XX веков) Канд. истор. наук. ... дис. автореф. Ташкент, 2011. С. 13.

4. НГА РУз, 323-фонд, 1 список, дело 1116, 1.

5. Мирзо Салимбек. Кашкули Салимий. Таворихи муттакадимин ва муттаахирин / Перевод с персидско-таджикского языка Н.Йулдошев. Бухара, 2003. С. 51.

6. Айний С. Старая школа // Произведения. VIII томов.-Ташкент: Художественная литература, 1965. IV.

7. Ниёзий Ражабзода. Беспорядочность или путь развития наших начальных школ // Ойина, 1914. № 38.

НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОТНОШЕНИИ АВЕСТЫ

К ИСТОРИИ Эгамбердиева Н.М.

Эгамбердиева Нафиса Мустафаевна - преподаватель, кафедра социальных наук, факультет истории Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Исполняется 3000 лет со дня создания "Авесто". Эта ценная книга за ХХХ веков до сегодняшнего дня служит духовным, историческим наследием, оставленным нам нашими предками, живших на этой земле между двух рек [1]. Книга Авеста считается священным писанием религии Маздаясна (поклонники культа Мазда). По этому поводу с очень давних времён высказываются отрицающие друг-друга мысли и мнения. Неоднозначны даже мнения учёных о периоде и месте создания книги. В действительности же Авеста была "Воспеванием её создателей примерно за семь тысяч лет до Иисуса Христа" [2], затем она стала книгой. Если она сначала была создана в устной форме, а затем была написана, то тогда где место Заратустры?

Гадамбар (с Пахлавийского "год" - религиозные обращения, "бар"- даёт значение приносящий) Аша(в Авесто это слово означает "справедливость». Применяясь относительно человека означает «справедливый»), Заратустра(по языку Авесто) Спитама(с согдийского имя Спитаман также образуется от него) [3] или создатель этих текстов (может их упорядывавший)или для устных религиозных текстов отдельно создавшая азбуку для переноса их на письмо, историческая личность. Пишет, что причина такого нашего предположения в том, что кроме книги Авесто написанной на языке авето науке до сих пор неизвестен какой-либо другой источник. Даже по этому способу письма Абу Райдон Беруний вошёл с книгой под названием "Огнепоклонники зороастризма "Абисто". Эта книга, написанная на языке, противном другим языкам всех народов, и имея особенный состав, этот специальный язык знали только обладатели этого языка и чтобы представители других языков не узнали их язык число букв алфавита было больше числа букв всех языков" [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.