Научная статья на тему 'К вопросу о вакуфах Таджикской АССР (1924-1929 гг. )'

К вопросу о вакуфах Таджикской АССР (1924-1929 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
432
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ ПРАВО / ВАКУФНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРИЗНАНИЕ ВАКУФА / ЗЕМЕЛЬНО-ВОДНАЯ РЕФОРМА / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / people’s education / Islamic law / vakfproperty / land-water reform

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мирбабаев А.

В первые годы Советской власти от прежнего Бухарского режима остались большие разновидности вакуфной собственности, которая оставалась без хозяина. Доходы, получаемые от использования данной собственности, шли в частные руки. В статье на основании архивных и статистических данных приведены примерные доходы от использования вакуфной собственности. Также в статье впервые рассмотрены вопросы признания вакфа и вакуфной собственности на территории современного Таджикистана в первые годы Советской власти и использования доходов от вакфа для финансирования советского народного образования. П.П.Иванов, один из ведущих востоковедов 20-х годов XX века, непосредственно стоял у истоков признания вакуфной собственности со стороны Советской власти. Благодаря ему была изучена и классифицирована находящаяся в частных владениях еакуфная собственность. Востоковед 77.77. Иванов сам непосредственно посещал бывшую Восточную Бухару, а именно Гиссарскую долину и Душанбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF VAKVES IN THE TAJIK AUTONOMOUS REPUBLIC (1924-1929)

On the Question of Vakves in the Tajik Autonomous Republic (1924-1929) A.Mirbabayev Key words: Islamic law, vakf property, land-water reform, people's education In the first years of the Soviet power big varieties of vakf property remained from the former Bukhara regime being without an owner. Revenues obtained from this property were in private hands. Approximate revenues are adduced in the article being proceeded from archive and statistical data. For the first time there is considered the issue related to the achnowledgement of vakf property on the territory of contemporary Tajikistan in the first years of the Soviet power. It was solved to use the resources in question for financing people's education. P.P.Ivanov, one of the leading Orientalists of the 20-ies of the century passed was an immediate witness of vakf property being acknowledged by the Soviet power. It was due to him that the former, being in private hands, was studied and classified. Ivanov himself visited Eastern Bukhara and namely the areas of Hissar and Dushanbe.

Текст научной работы на тему «К вопросу о вакуфах Таджикской АССР (1924-1929 гг. )»

— 144<~~С НО МАИ донишгох Э

А. Мирбабаев

К ВОПРОСУ О ВАКУФАХ ТАДЖИКСКОЙ АССР (1924-1929 ГГ.)

Ключевые слова: исламское право, вакуфная собственность, юридическое признание вакуфа, земельно-водная реформа, народное образование

Так уж сложилось, что по итогам национального-территориальиого деления 1924 года в 1925 году в состав Автономной республики Таджикистан в основном вошли бывшие бекства Восточной Бухары в том числе весь Памир, Каратегин, Куляб, Бальджуан, Ховалинг, Курган-Тюбе, а также восточная часть Гиссарского бекства. Ходжентский округ был включен в состав Таджикистана лишь в 1929 г. (18,22). На упомянутых территориях, в силу многих обстоятельств, традиционно преобладало животноводство и зерновое хозяйство. Доли садоводческого хозяйства и огородничества занимали последнее место. Состояние ирригации находилось на самом низком уровне. Зерно получали главным образом на богарных землях. На долю богарного зерноводства приходилось около 60,5 процента всей земельной площади (18,40).

Ввиду этих и других объективных обстоятельств земельноводные реформы в южных и центральных районах Таджикистана, территории восточной части бывшего Бухарского эмирата протекали медленными темпами (14,26-33).

В конце XIX - начале XX вв. такие бекства как Ховалингское, Бальджуанское, Кулябское, и в том числе Гиссарское, традиционно снабжали западную Бухару и кишлаки Душанбе дешевым зерном, а Самарканд и долину Ферганы, к примеру города Ходжент и Ура-

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ >“145 “

Тюбе (ныне Истаравшан), преимущественно мясным продуктом, в частности овцами гиссарской породы( 19,33). Ходжибаев А. как один из ведущих землеустроительных специалистов Худжанда в качестве председателя СНК Таджикской АССР в 1928-1933 гг. внес большой вклад в проведение земельно-водной реформы в ходе которой были выявлены вакуфные земли (20,818). Кроме того, в рассматриваемое время на низком уровне находилась культура земледелия, крестьяне были недостаточно знакомы с новыми способами агротехники. Ввиду этого в таких горных округах как Дарвазский, Шугнанский, Ваханский, Каратегинский, Файзабадский, Курган-Тюбинский, Кулябский, Бальджуанский и в других местах общественные центры кишлаков, подобно мечети, Мадраса, алавхона и др., не располагали вакуфным имуществом и землями, а их смотрители и учащиеся кормились исключительно за счет приношений населения (7,54). По сведениям 1926г., во владении культовых учреждений Гиссарского района имелось всего 3612 танапов поливной и богарной земли, 50 танапов фруктовых садов, 28 торговых лавок, 5 караван-сараев, 8 жилых домов, 22 мельницы и 17 рисорушек (джувози об). Всего же по статистическим данным 1930 года по всей Таджикской АССР духовенство пользовалось налогами и поборами с 33403 десятин земли, 674 танапов садов, арендной платой со 100 мельниц, 170 построек (главным образом торговых лавок) и т.д. (15,17). По сведениям того же 1926 г. на доходы вакуфов по гиссарскому вилояту содержались 678 мечетей, 30 Мадраса, 7 мазаров, 678 мактабов. По Курган-Тюбинскому вилояту - 1048 мечетей, 114 Мадраса, по Гармскому вилояту - 37 Мадраса и 375 мударрисов (2,8-9).

Советское законодательное регулирование вакуфного вопроса в Автономной Республики Таджикистан, в сущности, началось в первой половине 1925 г. На основе положений, выработанных Конференцией вакуфных работников Узбекской ССР, происходившей в Ташкенте в начале 1925 г., характерной особенностью вакфов Таджикистана является их полная неисследованность ввиду отсутствии вакуфных документов.

Весомый вклад в изучение вакуфного вопроса молодой Таджикской АССР внес востоковед П.П.Иванов. Ученый еще до того как заняться капитальным исследованием документов

— 146-С НО МАИ донишгох 3

архивов Хивинских ханов и шейхов Джуйборы Бухары (5,29), живя в Ташкенте и работая в Вакуфном управлении с середины 20-х г. XX века, весьма активно занимался вакфами и вакуфным имуществом Средней Азии в связи с признанием советским государством вакуфной собственности, принадлежавшей мечетям, мазарам и другим религиозным учреждениям Средней Азии (6,44). В Среднюю Азию П.П.Иванов попал с первых дней Бухарской революции, 2 сентября 1920г. В 1921 г. он в составе Гиссарского военно-экспедиционного отряда Красной Армии дошел до Душанбе и был близко знаком с военно-политической обстановкой в южных районах Таджикистана (9,77).

Таджикский историко-культурный отряд (ТИКО), Институт истории, археологии и этнографии им. Ахмада Дониша АН Республики Таджикистан в течении пяти сезонов (1976 - 1980) во главе с академиком Негматовым И.И. и профессором Мирбабаевым А.К. обследовали памятники истории и культуры южных, юго-восточных районов республики, включая г. Душанбе, а также Гиссарской долины. Группа исследователей, возглавляемая Мирбабаевым А.К., в названных областях зафиксировала остатки более 100 медресе, в том числе в Кулябе - 10, Раште - 12, Гиссаре

- 6, Душанбе - 2 медресе, учащиеся которых кормились за счет вакфов (8,122). Как нам удалось установить вакуфное имущество культовых и духовных учреждений бывшей территории Восточной Бухары занимало большое место в научной деятельности востоковеда Иванова П.П. В архиве востоковедов Санкт-Петербуржского отделения Института востоковедения Академии наук России нам удалось обнаружить рукопись Иванова П.П. «К вопросу о вакуфах Таджикистана» на 9 листах и датированную 1926 годом, а также заметку Иванова П.П. «К вопросу об исчислении вакуфов в Средней Азии» (13,233), которые долгие годы лежали невостребованными, представляя большую научную ценность. Некоторые статистические сведения были доставлены Иванову П.П. его знакомым Введенским П.П. во время его поездки в Душанбе в 1926г.(7, 9-10). Одним словом, публикуемая статья базируется на весьма авторитетных источниках.

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 147 “

Забегая несколько вперед, отметим, что по признанию самого Иванова П.П., в Таджикской АССР, занимавшей территорию бывшей Восточной Бухары, учет вакуфного имущества начался в 1925 году с некоторым опозданием по сравнению с Бухарой. (2,1) В той же Бухаре, где имелись свыше 205 медресе, множество корихона, мазаров, мечетей и др. учреждений религии и культуры, решением правительства БНСР от 20 октября 1920 г. все перечисленные культовые организации, в том числе и их вакуфное имущество, перешли в ведение Назирата просвещения (2,9).

Другим постановлением от 3 декабря 1920г. решено было в Бухаре вакуфное имущество использовать по назначению. Правительство образовало Вакуфный отдел, новые власти Бухары заведование Отделом вакфа доверили известному ученому, кори Юлдашу Киркаки (10,75).

Туркестанский ЦИК, учитывая традиционную роль вакуфа в общественной и духовной жизни общества, уже с ноября-декабря 1922г. пошел по пути признания и использования громадных средств института вакуфа для блага социалистического общества.

В разработке тактики Туркестанского ЦИК в вакуфном вопросе самое деятельное участие принимали известные русские ученые-востоковеды, в том числе Вяткин Л.В., Наливкин Н.Н., Семенов А.А., Андреев М.С., а также будущий крупный ученый востоковед с мировым именем Иванов И.И. В середине 20-х годов XX столетия он являлся одним из ведущих специалистов по вакуфному праву, хорошо разбирался в рукописях.

В 1924-1925гг. в связи с начатой земельно-водной реформой возник вопрос и о судьбе вакуфного землепользования. Правительство Туркестанской Республики пошло по пути признания вакуфной собственности, обладающей громадными доходами. Данное решение нашло одобрение многих юристов, специалистов по земельному праву. Известный ученый краевед Самарканда Вяткин А. считал, что ликвидация вакуфной собственности создает раздражение в (туземных) массах. Уничтожение вакуфов есть покушение на целостность религиозных установлений. В существовании вакуфов была заинтересована

— 148"< НО МАИ донишгох )

идейно-мусульманская интеллигенция, пользовавшаяся у мусульман большим влиянием на народ (11,117).

Правовед Фиолетов Н. считал, что «Отношение Советского государства к вакуфному вопросу определялось, прежде всего, общим принципом национального самоопределения (и уважения национальных традиций), провозглашенным Октябрьской революцией и началом Советской политики на Востоке в частности» (17,96).

В декретах Туркестанского ЦИКа от 1922г. за номером №173 от 1923г., № 164 от 28.12.1923г. говорилось: « В настоящее время вакуфное право может принести громадную пользу для революционного строительства. Туркестанская Республика не обладает средствами, достаточными для организации дела народного образования. Между тем, вакуфное имущество может дать достаточные средства для того, чтобы покрыть территорию Туркестанской Республики сетью школ для своего коренного населения».

Положительную роль декретов Туркестанского ЦИКа по решению вакуфов отмечали Л.И. Дембо (3,112) Т.Е.Зелькина (4,18). Л.И. Дембо в частности отмечал, что, учитывая то обстоятельство, что институт вакуфов играет большую роль в жизни коренного населения, политика Наркомпроса пошла по линии использования вакуфного имущества для культурнопросветительских целей. В соответствии с этим, советское законодательство с самого начала признает и утверждает существование вакуфных учреждений в общем на основе тех правовых принципов, которые установились в мусульманском обычном праве. Это мнение находило одобрение и у таджикских ученых О.Усманова (16,77), а также Г.Х. Хайдарова. Хайдаров Г.Х. особо констатировал, что важным стимулом на путях укрепления материального положения школ являлось учреждение, согласно декрету Туркестанского ЦИКа от 28 декабря 1922 года главного вакуфного управления (ГВУ) Туркестанской республики. Огромные материальные и денежные средства вакуфов были переданы на дело просвещения народа. Например, по трем областям Туркестана - Самаркандской, Ферганской, Сырдарьинской, только земельные наделы вакуфов составляли 183397 танапов. В 1923 - 1924гг. учебном году денежные доходы

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ >“149 “

вакуфов этих трех областей выражались в сумме 491796 рублей золотом, из этой суммы 65% были израсходованы на нужды просвещения (1,24).

Даже в 1927-28 гг. некоторая часть школ Ходжентского округа финансировалась по линии вакуфов (1,28). В Самарканде существовало 18 школ, которые финансировались из доходов вакуфов (22,65).

Наши наблюдения свидетельствуют о том, что у истоков положительных перемен в жизни вакуфного права стоял неизменно П.П. Иванов. Именно ему принадлежит заслуга научного обоснования вакуфного права в исламе, типов вакуфов и путей их использования на благо просвещения и социалистической культуры.

В юго-восточных районах современного Таджикистана ввиду гражданской войны земельно-водные реформы и советизация школ затянулись, доходы от вакуфов вовсе не взимались. Ввиду сложившихся обстоятельств, оргбюро ЦК КП(б) Узбекистана по Таджикской АССР на своем расширенном пленуме, состоявшемся 9 ноября 1925 года и посвященном рассмотрению вопросов народного образования по вакуфному вопросу, принял следующую резолюцию: «Наркомпросу необходимо заняться внимательным изучением вакуфного вопроса, положением с религиозными и школьными вакуфами. При этом необходимо достаточно осторожно, не затрагивая первых, т.е. религиозных вакуфов, стремиться школьные вакуфы использовать возможно больше на дело укрепления народного образования, обратив их доходы на советскую школу» (12,29).

Вакуфный вопрос в Автономной республике Таджикистан был затронут и на первом учредительном съезде Советов Таджикистана, состоявшемся 8 декабря 1926 г. в Душанбе. Из доклада министра наркомпроса Таджикской АССР вытекало, что вакуфный отдел формально существовал здесь уже с 1 ноября 1924 г. В первый год отделом было собрано из-под отчетных ему вакуфов все 8998 рублей дохода. В 1926 г. доходность снизилась до 810 рублей ввиду неурожайности 1925-26 гг.

— 150~< НО МАИ донишгох )

П.П. Иванов считает, что советское законодательное регулирование вакуфного вопроса на территории бывшей Бухары, в том числе и Таджикистана, в сущности началось в первой половине 1926 г. на основе положений, выработанных конференцией вакуфных работников Узбекской ССР, проходившей в Ташкенте в начале 1925 г.

Ученый справедливо отмечал, что характерной особенностью всех бухарских, в том числе таджикистанских вакуфов, является их полная неизученность (2,6).

П.П. Иванов далее приводит таблицу вакуфных имуществ южных районов Автономной Республики Таджикистан, к сведениям которого необходимо относиться весьма осторожно.(2,8)

№ Названия вилоятов Виды ваку<Ьных имуществ

Земля в танапах Сады Лавки Караван сараи Жилые поме- щения Мель ницы Толчеи (рисо- рушки)

1 Гиссарский 3612 50 28 5 8 22 17

2 Курган- Тюбинский Свед. нет 1 5 Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет

3 Кулябский 4000 600 100 15 1600 20 10

4 Г армский Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет

5 Горно- Бадахшанский Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет

6 Пенджикентский Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет

7 Ура-Тюбинский Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет

В следующей таблице П.П. Иванов поместил сведения о культовых местах, школах, мечетях и медресе Южного Таджикистана.

Ученый сожалеет, что хотя и есть «списки религиозных и культурно-просветительных учреждений Таджикской ССР, пользующихся доходами вакуфных имуществ, то и здесь в нашем распоряжении не оказывается достаточных исчерпывающих сведений». (2,9) ____________________________________

№ Название вилоятов Мечети Медресе Мазары Мактабы Кол-во учащихся корихона

1 Г иссаоский 678 30 7 678 7374 2

2 Кур ган-тю б инс кий Свед. нет 4 2 6 160 1

3 Кулябский 1048 114 1 Свед. нет 1048 9120 Свед.нет

4 Г армский Свед. нет 37 2 Свед. нет Свед. нет Свед .нет Свед.нет

5 Г орно-Бадахшанский Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед .нет Свед.нет

6 Пенджикентский Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед .нет Свед.нет

7 Ура-Т юб инск ий Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед. нет Свед .нет Свед.нет

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 151 “

1. С общим числом учащихся 225 человек.

2. Число мударрисов - 375 чел.

Исследователь истории Гиссара М.Хамраев, отмечая некоторые особенности вакуфного землевладения в Гиссарском бекстве, подчеркивал, что в отличие от районов Западной Бухары, где вакуф мог устанавливаться частными лицами за счет частновладельческих мульков, вакуфы в Восточной Бухаре, особенно в Гиссарском бекстве, устанавливались только приказом эмира (21,52).

По материалам того же М. Хамраева в окрестностях Каратага было отведено 400 танапов земли, а в кишлаке Джавзы - 60 танапов земли. Все доходы с упомянутых земель шли в пользу мударрисов и учащихся Мадраса Каратага и корихоны в Гиссаре. В Файзабадском амлякдарстве, в кишлаках Хазисы и Хатали, было отведено в вакуф свыше 500 батманов поливной земли (21,53).

В 1872 г. эмир Музаффар издал указ о передаче одного каравансарая в пользу каратагского медресе. В указе было сказано: «В месяцы джамода 289 года г.х. (1872-1873 гг.) его величество законно утвердил вакуф один деревянный казенный сарай с 29 кельями при нем в пользу каратагского Мадраса Гиссарского вилоята» (12,124).

По сведениям Маджлисова А., обладателями вакуфов в Гиссарской долине являлись мадрасы Кориён, Кухна, Нав, Чашмаи Мохиён и др.

В г. Кулябе большими вакуфами владели мадрасы Абдулахона (16 век), Хазрати Амирджон. Земли кишлаков Тагиписты , Селчиен, Толчи, Тудакавш, Шакархон, Ботурхон и др. в прошлом принадлежали упомянутой Мадраса и крестьяне во время уборки урожая отдавали мутоваллию часть урожая.

Исследователь истории Мадраса Восточной Бухары А.К. Мирбабаев считает, что по многим обстоятельствам в центральных и юго-восточных горных районах дореволюционного Таджикистана вакуфная собственность не получала особого развития, ввиду чего ученики многочисленных Мадраса кормились за счет населения, именуемого «куш». (7,52)

В завершение отметим, что записки П.Н.Иванова о вакуфах автономной республики Таджикистан, завершенный им в 1926 г., а также его дневниковые записи о поездке в Душанбе в 1921 г.

— 152~< НО МАИ донишгох 3

представляют большой научный интерес. Теперь остается обратиться к этой кладовой науки, архивам востоковедов Петербурга и приступить к их исследованиям (9,91).

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллаев С.; Хайдаров Г.Х. Из истории культурных преобразований в Таджикистане в новейшее время,- Худжанд, 1988

2. Архив востоковедов СССР.-Ф.124.оп.1.д.144.л.1,6,8,9.

3. Дембо Л.И. Земельный строй Востока. -Л., 1927

4. Зелькина Е. Очерки по аграрному вопросу. -М., 1930

5. Иванов И.И. Архив хивинских ханов 19 в. - Л.,1940

6. Иванов И.И. Хозяйство джуйбарских шейхов. К истории феодального землевладения в Средней Азии в 16-17 вв.; М-Л; 1954

7. Мирбабаев А.К. История Мадраса Таджикистана.Ч. 1,2,-Душанбе,1994

8. Мирбабаев А.К., Юсупов 3. Редкий документ по истории г. Душанбе// История и современность. -Душанбе, 1994

9. Мирбабаев А.А. Вакуфы и культурная революция. -Худжанд: Хуросон, 2006

10. Мухамадали Балчувони. Таърихи нофеъ. Подред. и предисловие акад. А.М.Мухтарова.-Душанбе, 1994

11. Материалы комиссии под председательством В.Ж. Покотило. -Самарканд, 1912. Записка советника самаркандского областного правления Л. Вяткина.

12. Маджлисов А. Аграрные отношения в Восточной Бухаре в XIX начале XX вв,- Душанбе - Алма-Ата, 1967

13. Негматов И.И. О работах СТАКЭ в 1977 г.// Археологические работы в Таджикистане. Вып.17. 17(1977г.) - Душанбе, 1983

14. Наврузов Г. К вопросу о роли земельно-водных комиссий в осуществлении аграрной политики Советской власти в Таджикской АССР(1924-1929гг.//Известия АНТадж. ССР- Отд. общ. наук.-1966-№3., см.также Наврузов Г. Еще раз к вопросу о земельно-водной реформе в Таджикистане (1924-1929гг. // Известия АН Тадж. ССР. Отдел.общ.наук. 1965-№3).

15. Таджикистан.-Душанбе,1930

16. Усманов О. Становление советского гражданского права в Таджикистане. - Душанбе, 1973

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ >“153 “

17. Фиолетов Н. Вакуфное право в среднеазиатских советских республиках // Советское право.-1926, №2 (20)

18. Ходжибаев А. Таджикистан-М.,1929

19. Ходжибаев А.Таджикистан.-Душанбе,2009

20. Худжанд. Энциклопедия. -Душанбе, 1999

21. Хамроев А.Х. Некоторые черты феодального способа производства в Бухаре в XIX в.-Ташкент, 1975

22. Шукуров М.Р. Очерки таърихи ташаккули маданияти социалистии точик. -Душанбе, 1969

К вопросу о вакуфах Таджикской АССР (1924-1929гг.)

А. Мирбабаев

Ключевые слова: исламское право, еакуфная собственность, юридическое признание вакуфа, земельно-водная реформа, народное образование

В первые годы Советской власти от прежнего Бухарского режима остались большие разновидности вакуфной собственности, которая оставалась без хозяина. Доходы, получаемые от использования данной собственности, шли в частные руки. В статье на основании архивных и статистических данных приведены примерные доходы от использования вакуфной собственности. Также в статье впервые рассмотрены вопросы признания вакфа и вакуфной собственности на территории современного Таджикистана в первые годы Советской власти и использования доходов от вакфа для финансирования советского народного образования.

П.П.Иванов, один из ведущих востоковедов 20-х годов XX века, непосредственно стоял у истоков признания вакуфной собственности со стороны Советской власти. Благодаря ему была изучена и классифицирована находящаяся в частных владениях еакуфная собственность. Востоковед 77.77. Иванов сам непосредственно посещал бывшую Восточную Бухару, а именно Гиссарскую долину и Душанбе.

— 154~С НОМАИ доиишгох

On the Question ofVakves in the Tajik Autonomous Republic (1924-1929)

A. Mirbabayev

Key words: Islamic law, vakfproperty, land-water reform, people’s education

In the first years of the Soviet power big varieties of vakf property remained from the former Bukhara regime being without an owner. Revenues obtainedfrom this property were in private hands. Approximate revenues are adduced in the article being proceeded from archive and statistical data. For the first time there is considered the issue related to the achnowledgement of vakfproperty on the territory of contemporary Tajikistan in the first years of the Soviet power. It was solved to use the resources in question for financing people s education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RRIvanov, one of the leading Orientalists of the 20-ies of the century passed was an immediate witness of vakfproperty being acknowledged by the Soviet power It was due to him that the former, being in private hands, was studied and classified. Ivanov himselfvisited Eastern Bukhara - and namely - the areas ofHissar and Dushanbe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.