Научная статья на тему 'Прочная семья - основа мощного мышления'

Прочная семья - основа мощного мышления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
133
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прочная семья - основа мощного мышления»

кризису горной промышленности региона в 90-е годы XX века. Необходимо проанализировать накопленный комплекс исторической литературы, в том числе публикации полемических заметок, статей, замечаний дискуссионного характера в контексте обобщающих работ.

Список литературы

1. Ризаев С.Р. Универсальный талант. Т.: Шарк, 2004. С. 237.

2. Кучерский Н.И. Флагман индустрии независимого Узбекистана. Т.: Шарк, 1997. С. 47. Навоийский горно-металлургический комбинат / Составители: Бадов В. Мальгин О. Рахматуллаев О.М.: Национальное обозрение, 1998. С. 169.

3. Горевая Л. Рожденные в пустыне. Т.: Узбекистан, 1996. С. 252.

4. Ветштейн Л.М. Урановый король. Т.: Шарк, 1994. С. 161.

5. Каршиев Р.М. Экономическое и социально-культурное развитие г. Навои: Опыт и проблемы (1958-1990 годы): Автореф. дисс. ... канд. ист.: наук. Андижан, 1996. С. 24.

6. Аминова А.М. Исторический анализ экономических преобразований в Навоийской области (1991-2007 гг.): Автореф. дисс. канд. ист.: наук. Т., 2012. С. 29.

ПРОЧНАЯ СЕМЬЯ - ОСНОВА МОЩНОГО МЫШЛЕНИЯ Холикулова Ш.Б.

Холикулова Шахноза Боймухаммедовна - старший преподаватель, кафедра методов преподавания истории, факультет истории, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Семья - это опора общества, его решающий состав. Основываясь на прочности семьи делаются выводы о благополучии и устойчивости общества и исходя из этого предвидят его прогресс.

Особое значение имеет дальнейшее укрепление института семьи, поднятие на новый уровень проводимой работы. Прочность семьи - это прочность общества, а значит основа его устойчивости. Говоря словами Первого Президента Узбекистана Ислама Каримова - "Если семья здорова - общество крепкое, если общество крепкое - страна непоколебима" [1].

10 декабря 1948 года на Генеральной Ассамблеи ООН в г.Нью-Йорк США была принята резолюция 217А (III) «Общемировая Декларация прав личности"1, в статье 16 части 3 которой сказано: «Семья считается естественной и основной ячейкой и имеет право на защиту со стороны общества и государства. В нашей стране 1998 год был объявлен «Годом семьи". В республике был организован научно-практический центр «Семья". В качестве логического продолжения практических мероприятий обращения к интересам семьи в нашей стране 1999 год объявлен «Годом женщин", 2000 год - «Год здорового поколения", 2001 год - «Год матери и ребёнка", 2002 год - «Год почитания старшего поколения", 2003 год - «Год благоустроенной махалли", 2004 год - «Год гуманности и милосердия", 2005 год - «Год здоровья и благополучия", 2006 год - «Год защитников и врачей", 2007 год - «Год социальной защиты", 2008 год - «Год молодёжи", 2009 год - «Год благополучия и развития села", 2010 год - «Год гармонично развитого поколения". Например, в Государственной программе «Года гармонично развитого поколения", вобравшей в себя 11 направлений, 2-е гласит: «Совершенствоване системы защиты репродуктивного здоровья матери и ребёнка, развитие системы здравоохранения и усиление её материально-технической базы, а также для достижения всестороннего совершенства молодого поколения, создание необходимых условий". Здесь ожидалось развитие системы защиты здоровья матерей, детей и подростков и в целях создания им условий, для матерей и подрастающего поколения дальнейшее развитие качества репродуктивной медицинской помощи, совершенствование оказания бесплатных медицинских услуг будущим матерям в сельской местности, осуществить реконструкцию многих медицинских учреждений республики, обеспечить медицинским оборудованием и мебелью вновь созданные медицинские учреждения, повысить квалификацию мед.работников,

1 «Декларация» - с французского declaration - обозначает «заявление». Декларация - придание особых торжественных особенностей политико правовым документам, название содержащее констатацию значений в масштабе государства.

развивать материально-техническую базу детских садов и обеспечить их современным оборудованием. В 9-ом же направлении Государственной программы «Года гармонично развитого поколения" сказано: «Усилить внимание молодым семьям и обеспечить их правовую и социальную защиту, а также создать все необходимые условия для создания крепкой и здоровой семьи". Здесь определено оказание поддержки усиления внимания в отношении молодых семей, обеспечение их правовой и социальной защиты; в целях формирования крепкой и здоровой семьи выдача хокимиатами кредитов молодым семьям для приобретения жилья, в регионах- предоставление молодым семьям арендного жилья с их последующим выкупом, строительство и реконструкция 42 -х «Домов счастья", ежемесячное оказание молодым и малообеспеченным семьям финансовой поддержки. Как подчёркивал Первый Президент Республики Узбекистан Ислом Каримов, «Мы должны признать, что семья обеспечивает вечность жизни,продолжение поколений, сохраняет священность наших обычаев и традиций, вместе с тем это и очаг воспитания, оказывающий непосредственное влияние на то, какой личностью станет будущее поколение" [2].

На праздничной церемонии, посвящённой 19-летию Конституции Республики Узбекистан, Первый Президент Республики Узбекистан Ислом Каримов выступил с докладом на тему «Наш путь - путь продолжения последовательного углубления демократических реформ и процессов модернизации". В нём Первый Президент Узбекистана Ислом Каримов объявил в нашей стране 2012 год «Годом крепкой семьи". Естественно, это неспроста. В его основании воплощены институт семьи в нашей стране, прежде всего всесторонняя поддержка молодой семьи, облегчение жизни наших женщин, служащих опорой семьи, усиление роли махалли в этом вопросе, проще говоря с целью повышения благополучия семьи и на этой основе повышения благополучия всего нашего народа [3]. Возникает справедливый вопрос: какая цель давать названия каждому году? Основная цель состоит из конкретного определения самого устойчивого направления, служащего выражению мечтам и чаяниям, а также стремлениям всего нашего народа и общества, процветанию нашего завтрешнего дня и мобилизации всех сил и возможностей для их осуществления.

В целях обеспечения благополучия семей, сохранение равновесия социально-духовной среды в семьях и махаллях, дальнейшее укрепления здорового образа жизни, широкого привлечения к социальному взаимодействию общественных организаций к воспитанию здорового и гармонично развитого поколения, создать эффективный механизм для системного изучения социальной и духовной базы семей, постоянного изучения истинного состояния степени жизни населения, оказывать поддержку представителям обществености на местах, определив имеющие проблемы семьи, разработать программа мероприятий по их устранению. По этому вопросу с целью обеспечения прочности семьи, повышения ответственности по воспитанию детей в семье, укрепления семейных ценностей, указания роли и места семьи в сохранении мира и непоколебимости общества, а также в целях укрепления позиций института семьи и в связи с тем, что 15 мая - Международный день семьи,был проведён телемарафон на тему «Интересы личности и семьи - благополучие общества" [4].

В обеспечении прочности семьи большую роль играет махалля. Потому что считающаяся важной составной частью гражданского общества один из органов самоуправления -махалля-состоит из семей. Махалля - это восточный «класс демократии". В Узбекистане число сходов граждан и органов самоуправления составляет более 10 тысяч. Слово «Махаля" - с арабского языка «махал" означает «место жительства", «регион" [5]. Учёный-историк Абу Бакр Мухаммад ибн Жаъфар Наршахий в своём произведении «История Бухары" за 1100 лет до наших дней писал, что народом управляет махалля.

Вместо заключения можно сказать, что в наше время для интенсивного развития, отвечающего требованиям современности,воспитанию молодого поколение гармонично развитым, как опередяющим судьбу нашей страны, необходима здоровая семья и общественная среда. Сформированные под руководством Первого Президента Узбекистан Ислама Карамивова и практически осуществляемые реформы и расширение этих реформ сегодня придаёт нам духовную силу.

Список литературы

1. Каримов Ислом. Высокая духовность - непобедимая сила. Т.: «Маънавият", 2008. С. 37.

2. Каримов И.А. Благоплучие семьи - благополучие нации. / На пути развития безопасности и

твёрдости. Том 6. Т.: «Узбекистан", 1998. С. 128.

3. КаримовИ.А. Новогоднее поздравление узбекскому народу. «Хал; сузи", 2011. № 45. С. 1.

31

4. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года. № 494. Ч. 226 "О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан".

5. Кораев С. Узбекистон вилоятлари топонимлари / редактор А. Му^аммаджонов. Т. УЗБМЭ, 2005. С. 37.

ИЗ ИСТОРИИ НАЦИОНАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

УЗБЕКСКОГО НАРОДА Эгамбердиева А.М.

Эгамбердиева Азиза Мустафаевна - преподаватель, кафедра методов преподавания истории, факультет истории, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Независимость нашей страны год от года создаёт большие возможности восстановления исторической памяти, почитать традиции и ценности, обогащать и развивать их в соответствии с требованиями времени, осознания себя, занять подобающее место в мировом сообществе.

Вопросы относящиеся к национальным и межнациональным отношениям всё время занимали важное место в развитии нашего общества и так продолжается и сегодня. Конечно, не безосновательно. Потому что твёрдые шаги развития нашего независимого государства, его будущее в этом отношении во многом непосредственно связано с гармоничностью национальных и межнациональных отношений.

Имевшие место во времена бывшего союза трудности, многочисленные сложности,очень острые противоречия сильно осложнили положение населения в нашей стране, осложнили жизнь людей, гласность и демократию, экономическое развитие ввергли в критическое состояние. На сегодняшний день судьба реформ, проводимых во всех сферах нашего общества связаны со скорейшим решением накопившихся за долге время проблем по тому, как найти такой состав межнациональных отношений, от которых во многом зависит будущее нашей страны. «По этой причине - говорил Первый Президент Республики Узбекистан И. Каримов -проблемы межнациональных связей и связей внутри народностей имеют важное стратегическое значение и в регионе необходимо обратить особое внимание на установление межгосударственных отношений." [1].

Независимость требует не только политического, социально-экономического, культурно-духовного развития, но и развития международных отношений в соответствии с требованиями современности. Для этого созданы необходимые условия и возможности.

Согласно имеющейся информации, на сегодняшний день в мире существуют двести двадцать девять государств, более двенадцати тысяч социальных этнических единств. Государства нашей планеты состоят в основном из более двух типов народностей и народности одной страны. Например, в Российской Федерации проживает более ста национальностей и народностей. В Китае, Индии, США, Канаде и других странах также проживает много представителей социальных этнических единств. Республика Узбекистан также входит в число многонациональных государств. Согласно имеющимся данным, за сто лет до сегодняшнего дня на территории нашей страны проживало около 70 наций и народностей. Если в 1926 году в нашей стране проживало 90 наций и национальностей, то в 1959 году их число возросло до 113, в 1979 году - 123, в 1989 году - 130 [2].

В этническом составе Узбекского народа коренное население занимает господствующее положение. Вместе с тем на территории Республики проживают представители более ста наций, имеющих свою культуру и традиции. По своей природе коренное население Средней Азии по отношению к представителям других национальностей выделяется широтой души. «Наш народ,- говорил Первый Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов,- и наше государство по праву гордятся тем, что в нашей исторической памяти нет страниц таких форм позорных проявлений как антисемитизм, расизм и неуважительного и пренебрежительного отношения к своему народу, своей нации" [3]. Узбекскому народу присущи такие положительные качества как сочувствие, сопереживание горю других и оказание взаимопомощи в независимости от национальности людей. Это самый основной источник спокойствия и мирной жизни нашего народа. Для их свободного проживания в Республике имеются все условия. В частности: если в статье 4 Конституции Республики Узбекистан сказано «...Республика Узбекистан всем нациям и народностям проживающих на её

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.