Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕПКЕ ИЗ ГЛИНЫ'

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕПКЕ ИЗ ГЛИНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образно-художественное мышление / лепка / подросток / развитие / личность / результат / программа / figurative and artistic thinking / modeling / teenager / development / personality / result / program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллина Марина Александровна, Зимина Евгения Константиновна, Петрова Нина Сергеевна

В данной статье рассматривается актуальность развития образно-художественного мышления. Анализируются различные виды мышления. Дается описание особенностей развития детей подросткового возраста. Основное внимание в работе акцентируется на больших возможностях лепки из глины в развитии образно-художественного мышления. Обосновывается мысль о том, что интерес подростков к творчеству позволяет им целостно воспринимать окружающий мир. В статье авторы предлагают применять специальные программы обучения, способствующие развитию мышления образами в художественном направлении. Авторы приходят к выводу, что развитие образно-художественного мышления в подростковом возрасте требует трепетного внимания и особого подхода, который могут дать занятия по лепке из глины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллина Марина Александровна, Зимина Евгения Константиновна, Петрова Нина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the relevance of figurative and artistic development. Various types of thinking are analyzed. The description of the features of the development of adolescent children is given. The main attention in the work is focused on the great possibilities of clay modeling in the development of figurative and artistic thinking. In the article, the authors propose to apply special training programs that promote the development of thinking with images in an artistic direction. The idea that teenagers' interest in creativity allows them to perceive the world around them holistically is substantiated. The authors come to the conclusion that the development of imaginative and artistic thinking in adolescence requires reverent attention and a special approach that claymodeling classes can give.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕПКЕ ИЗ ГЛИНЫ»

Рассмотрев некоторые пути развития системы навыков социального взаимодействия у лиц, осваивающих образовательные программы колледжа, необходимо перейти к подведению итогов исследования.

Выводы. Таким образом, в современном российском обществе всё больше значения придаётся выпуску образовательными организациями специалистов среднего звена. При этом фиксируется рост требований к качеству их подготовки. Значимой чертой профессионального портрета такого специалиста является сформированная на достаточном уровне система навыков социального взаимодействия. Соответственно, при дальнейшей модернизации отечественной системы среднего профессионального образования развитию соответствующих компетенций должно быть уделено повышенное внимание.

Результаты анализа текущей педагогической ситуации позволяют с определённой долей уверенности заявить: определённая эффективность в плане развития навыков социального взаимодействия присуща интерактивным технологиям.

Интерактивные технологии применимы как в ходе теоретических, так и практических занятий. В большинстве случаев их широкое использование не требует внесения существенных модернизаций в образовательный процесс.

Однако при этом реализация подобных технологий позволяет существенно повысить эффективность становления системы навыков социального взаимодействия у студентов организаций среднего профессионального образования.

Крайнем важным также является формирование у студентов СПО ряда других черт, необходимых доя реализации профессиональной и иной деятельности в условиях постиндустриального общества будущего.

Литература:

1. Абдулаев, М.А. Дидактические возможности педагогических технологий в процессе организации конструктивного взаимодействия студентов СПО / М.А. Абдулаев // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - №6 (103). - С. 130-133

2. Караханова, Г.А. Интерактивные образовательные технологии в подготовке будущего учителя / Г.А. Караханова, Е.Е. Оруджалиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2020. - Т. 14. - № 2. - С. 49-53

3. Коротаева, Е.В. Проблемы подготовки к педагогическому взаимодействию в современных профессиональных стандартах / Е.В. Коротаева // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 2. - С. 28-34

4. Котышев, И.А. Модель открытого образовательного пространства общеобразовательной организации в условиях социального партнёрства / И.А. Котышев // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 30-33

5. Кутепова, Л.И. Особенности реализации технологии дискуссионного обучения при изучении педагогических дисциплин / Л.И. Кутепова, О.И. Ваганова, М.А. Толчина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - №2(44). - С. 34-39

6. Лапин, В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании / В.Г. Лапин //Инновационное развитие профессионального образования. -2019. -№ 1(21). -С. 55-59

7. Маллабоева, Ш.Т. Интерактивные образовательные технологии в обучении физике / Ш.Т. Маллабоева // Мировая наука. - 2022. - № 5(62). - 135-138

8. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н.В. Матяш. - Москва: Академия, 2012.- 160 с.

9. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности: / Л.М. Митина. - Москва: Издательствово Московского психолого-социального института, 2002. -400 с.

10. Мухидинов, М.Г. Проблемы формирования новой образовательной среды / М.Г. Мухидинов, С.М. Магомедова, Г.А, Магомедов // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2(99). - С. 67-69

11. Ососова, М.В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения подростков в системе образовательного процесса / М.В. Ососова // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1 - С. 74-78

12. Панфилова, А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала / А.П. Панцилова. - Санкт-Петербург: Знание, 2003. - 536 с.

13. Перикова, Е.И. Эффективность метакогнитивных стратегий принятия решений в учебной деятельности / Е.И. Перикова, А.Е. Ловягина, В.М. Вызова // Science for Education Today. -2019. - № 4,- С. 19-34

14. Симеонова, Н.М. Моделирование ситуаций профессионального общения на основе ролевых игр в процессе иноязычной подготовки студентов-экономистов / Н.М. Симеонова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). -С. 64-67

15. Шарипова, В.Н. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в колледже / В.Н. Шарипова // Вестник науки. - 2022. - № 12(57). - С. 176-184

Педагогика

УДК 374.32

доцент, член Союза Художников РФ Абдуллина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Петрова Нина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА

ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕПКЕ ИЗ ГЛИНЫ

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальность развития образно-художественного мышления. Анализируются различные виды мышления. Дается описание особенностей развития детей подросткового возраста. Основное внимание в работе акцентируется на больших возможностях лепки из глины в развитии образно-художественного мышления. Обосновывается мысль о том, что интерес подростков к творчеству позволяет им целостно воспринимать окружающий мир. В статье авторы предлагают применять специальные программы обучения, способствующие развитию мышления образами в художественном направлении. Авторы приходят к выводу, что развитие образно-художественного

мышления в подростковом возрасте требует трепетного внимания и особого подхода, который могут дать занятия по лепке из глины.

Ключевые слова: образно-художественное мышление, лепка, подросток, развитие, личность, результат, программа.

Annotation. This article examines the relevance of figurative and artistic development. Various types of thinking are analyzed. The description of the features of the development of adolescent children is given. The main attention in the work is focused on the great possibilities of clay modeling in the development of figurative and artistic thinking. In the article, the authors propose to apply special training programs that promote the development of thinking with images in an artistic direction. The idea that teenagers' interest in creativity allows them to perceive the world around them holistically is substantiated. The authors come to the conclusion that the development of imaginative and artistic thinking in adolescence requires reverent attention and a special approach that clay-modeling classes can give.

Key words: figurative and artistic thinking, modeling, teenager, development, personality, result, program.

Введение. Развитие образно-художественного мышления является актуальной проблемой современного образования. На сегодняшний день большое внимание уделяется проблемам развития технических навыков и, соответственно, дисциплинам, способствующим активному развитию научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс во многом помогает облегчить жизнь человека, освободить время для занятий, выходящих за рамки бытовой необходимости. Но отсутствие развитого образно-художественного мышления ограничивает уровень квалификации не только представителей творческих профессий, таких как дизайнеры, художники декоративно-прикладного искусства, архитекторы, но и представителей технической сферы деятельности: инженеры, конструкторы, специалисты в области строительства, машиностроения и т.д. Чрезмерная логичность и рассудочность мышления исключает возможность наличия одинаково верных, но в тоже время, совершенно различных вариантов решения одной проблемы.

Уже довольно давно бытует мнение, что такие предметы как музыка и изобразительное искусство - это лишние предметы в цикле школьного образования, что они только занимают ценные часы, которые можно было бы выделить на более углубленное изучение других дисциплин. Однако не все согласны с таким суждением. Решать проблему развития образно-художественного мышления в образовании призваны именно предметные дисциплины гуманитарного цикла: литература, музыка, уроки по изобразительному искусству. Эти дисциплины прекрасно дополняют друг друга -литературный образ поддерживается музыкальным и далее он воплощается в изобразительном искусстве.

Изучение гуманитарных дисциплин необходимо по причине развития в детях образно-художественного мышления, чтобы преобладание технического над гуманитарным не приобрело довлеющего характера, и не обесценило в сознании подростка значение эмоционально-образного и художественного, как устаревшего и ненужного с точки зрения рассудочной логики.

Изложение основного материала статьи. Существует необходимость уделять гуманитарным дисциплинам гораздо более пристальное внимание, поскольку, во-первых, область искусства является синтетической, то есть вбирает в себя значительную часть как гуманитарных, так и технических дисциплин. А значит, качественное овладение языком искусства позволит мыслить иными категориями и видеть скрытые взаимосвязи между различными областями знания и обыденной жизни.

Во-вторых, бурное развитие медиапространства всех форматов и его перенасыщенность контентом развлекательного характера для всех возрастных групп, включая 0+, практически убивает способность детей к образному мышлению. Телевидение дает готовый продукт и отпадает необходимость самостоятельной внутренней работы не только для создания образа, но и для формирования своего собственного отношения к тому или иному объекту или явлению. Зритель потребляет итоговую картинку - образ и готовый, предложенный изготовителем взгляд на вещи.

В-третьих, у детей отсутствует развитая система критической оценки и все предложенное принимается за чистую монету. Развитие образно-художественного мышления выстраивает базовые основы индивидуального восприятия детьми окружающей действительности. А работа с таким типом мышления посредством лепки из глины оказывает еще более сильное воздействие, поскольку работа идет через тело, через тактильное восприятие.

Уроки изобразительного искусства дают стимул для начала серьёзной внутренней работы. Это тем более важно, что такие уроки могут предложить темы, не отраженные в киноиндустрии, и возникнет необходимость обращения к литературным источникам, образам народного творчества, народным промыслам, то есть ко всему тому глубокому наследию культуры, которое оставили нам все предыдущие поколения.

Подростковый возраст - время активного творческого процесса, происходящего в сознании, занятого пересмотром вопроса взаимодействия самой личности со всем окружающим миром. Это начало большого психологического кризиса «социального развития» - отношения подростка и общества [4]. С одной стороны, он характеризуется негативизмом и снижением уровня учебной деятельности, но с другой происходит открытие мира психического, когда внимание подростка впервые обращается на другие лица. В воображении подростка важное место начинают занимать образы героев, появляются идеалы для подражания, образы с которыми подросток хочет ассоциировать себя. Но все это еще довольно неустойчиво и, порой, мнение других подростков из его окружения может кардинальным образом разрушить появившийся идеал для подражания. Это время для очень внимательной и ответственной работы педагогов по формированию в сознании подростка позитивного направления развития. Понимания его роли в обществе и понимание значимости культурных достижений предшествующих поколений в его, подростка, конкретной жизни.

В течение жизни люди находятся в постоянном потоке информации, имеющей различную природу. Чтобы ее обработать, человеку необходим такой процесс как мышление, представляющий собой высшую степень познавательной деятельности человека.

Процесс мышления имеет такие составляющие:

1. Опосредованность - получение знания об объекте, опираясь на ранее полученный чувственный опыт и теоретические знания.

2. Обобщённость - использование в процессе мышления разного рода обобщений, соединение различных свойств объектов познания.

3. Личностный характер - мышление человека обладает ярко выраженной личностной окраской, поскольку в него постоянно вовлекаются эмоционально-волевые стороны нашего сознания.

4. Социальная природа - человеческое мышление неотделимо от приобретённых ранее человечеством теоретических знаний и чувственного опыта, которые он получает в процессе воспитания.

Выделяют три основных вида мышления:

1. Словесно-логическое (абстрактное мышление) - направленное на поиск закономерностей природы и общества, проявляется в общих связях и отношениях.

2. Наглядно-действенное (практическое мышление) - направлено на решение конкретно поставленных задач и выражается в практической деятельности человека.

3. Наглядно-образное (художественное мышление) [2] - проявляется в использовании отвлечённых мыслей и обобщений, воплощается в конкретных образах.

Значение образно-художественного мышления нельзя переоценить. Оно, являясь наивысшей формой художественного мышления, представляет собой продукт творческой работы и является преобразованием, авторским переосмыслением и трансформацией процессов, происходящих в окружающем мире, в стремлении к эстетическому идеалу.

Образно-художественное мышление сложный процесс, в котором задействованы теоретические и практические аспекты понимания действительности, представляет собой совокупность различных составляющих: воображение, креативность, фантазия, память, способность к творческому и ассоциативному восприятию.

Память - отражение прошлого опыта, дающая подростку возможность трансформировать ее проявления в изображения на плоскости или в объемные произведения пластического искусства. С развитием памяти и воображения ассоциации приобретают качественно новый уровень, становясь основой памяти подростка.

Развитие образно-художественного мышления у подростков происходит неодинаково [7], в зависимости от их индивидуальных особенностей: характера, типа мышления, возрастных изменений в психике, сосредоточенности внимания и другое. Исходя из этого, существует целесообразность проводить занятия по лепке, с целью развития художественно-образного мышления, несколькими этапами:

1. Работа с натуры. Лепка с натуры помогает научиться видеть характерные особенности натуры, передавать пропорции и пластику, выработать навыки скульптурного восприятия предметов [4].

2. Работа по памяти. Создание творческих работ по памяти представляется одной из основополагающих в развитии образно-художественного мышления.

3. Работа по представлению подразделяется на представление по памяти и представление по воображению, которые способствуют развитию образного восприятия мира [8].

4. Осознанная целенаправленная работа по созданию художественного образа.

Творчество можно считать постоянно развивающейся деятельностью человека в разных процессах жизни, которое формирует личность. У подростков творчество связано с особым вниманием к разным явлениям, оставляющим заметный след в их сознании, которые он должен научиться постигать и сохранять. Подростку необходимо учиться умению ставить творческие задачи, находить способ осуществления решения этих задач и анализировать результат - все это дает существенное развитие образно-художественного мышления.

Известный русский скульптор Илья Яковлевич Гицбург говорил: «...в семье изобразительных искусств, лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете» [3].

Было бы несправедливо утверждать, что лепка важнее рисования или наоборот. Важны все компоненты изобразительных искусств, хотя лепка, безусловно, заслуживает самого пристального внимания. Во многом это связано с физиологическими и психологическими процессами. С точки зрения возрастной психологии развитие образно-художественного мышления у подростков с помощью лепки обосновывается тем, что в этот сложный психологический период, проживаемый подростком, теряется интерес к урокам изобразительного искусства, во многом потому, что в психике формируется система оценочных суждений и критического анализа. Подросток не владеет в полной мере художественной грамотой и видит, что его работы далеки от совершенства. Это вызывает скованность и нежелание реализовываться в этом виде творчества. В процессе лепки из глины практически невозможно что-либо испортить, всегда есть возможность поправить и довести работу до желанного уровня.

Весь мир представляется человеку трехмерным, поэтому воспроизводить образ в объеме - в трехмерном измерении намного легче. Работая с объемным предметом с натуры, учащиеся начинают лучше понимать его форму, чувствовать ее. Поскольку процесс постижения происходит не умозрительно, через посредство карандаша и бумаги, а непосредственно руками и с отражением действительности в объеме. И в детстве, и во взрослом возрасте запоминание, идущее через тело, оставляет более глубокий след в памяти, чем только умственный анализ. А позже, этот уже запомнившийся образ гораздо проще перенести на бумагу.

Учеными доказано, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны [3], поэтому мелкая моторика пальцев, благотворно влияет на развитие речи у детей младшего возраста, помогая активизировать оба полушария мозга. Однако активность головного мозга важно поддерживать на необходимом уровне, с помощью разнообразной мелкой работы пальцев обеих рук, в течение всей жизни [2], чему способствуют занятия по лепке. Это важно, так как в современном обществе многие процессы из ручного изготовления перешли в механизированное, и развился широкий спектр профессий, требующих весьма ограниченного набора ручных манипуляций.

Такой материал, как глина, подготовленная к лепке, однородная по цвету, имеет в работе свой плюс. Подросток не отвлекается на цветовые различия деталей, что происходит при работе с пластилином, а может сосредоточить все внимание на форме деталей, их пропорций по отношению друг к другу, логике соединений. То есть подросток получает базовый навык анализа главного, - формы, без отвлечения на второстепенное - цветовой декор. Во время обучения, на занятиях по художественной лепке, подросток учится наблюдению особенностей предметов и явлений, всестороннему анализу полученной информации, последовательному планомерному восприятию [8].

Кроме того, вылепленную из глины работу, можно обжечь. Тогда, получится керамическое изделие - настоящая утилитарная вещь, которой можно пользоваться. Керамический предмет будет жить в пространстве дома и выполнять свои непосредственные утилитарные функции или являться декоративным элементом интерьера. И это еще один из дополнительных мотивирующих моментов, которые дают стимулы для занятий художественной лепкой и изобразительным искусством в целом.

Непременным условием для получения нужного результата в формировании положительного отношения детей к обучению [1] - это составление творчески содержательной программы, развивающей в подростках интерес к познавательной деятельности, не стереотипность[5] мышления, креативность, самореализацию в творческой работе [1]. В современном образовании возникают потребности разработки программ нового типа [61 которые способствуют приобретению навыка понимания искусства и в теории, и на практике, и формирует более высокое требование к качеству окружающих предметов и действий. В программе прописывается принцип единства формы и содержания художественного образа и техники исполнения в процессе обучения. Много внимания уделяется словесному созданию образа. Это очень оправдано, поскольку эмоционально окрашенное слово активизирует воображение и фантазию, в отличие от визуального образа, где этот образ дается уже в готовом виде. Также программа направлена на формирование у подростков осознания связей искусства с природой и самим собой, потом - к пониманию роли искусства в близком окружении, а затем уже и к пониманию значения искусства в жизни города и страны.

Выводы. Развитие образно-художественного мышления подростков является одной из важнейших задач в системе образования и требует трепетного внимания, осторожности и деликатности, с одной стороны, а с другой - четкого выстроенных ориентиров для правильного понимания себя и своей роли в обществе.

Осуществить это помогут занятия по художественной лепке, воздействующие и на развитие мозга подростка и на его психологическое развитие. Лепка из глины дает возможность проявить свои творческие способности, без боязни подвергнуться некорректной критике, осознать, что подросток способен сделать самостоятельную, готовую к использованию вещь. Так он может почувствовать себя вполне взрослым человеком и осознать степень своей свободы в творчестве.

Давая ребенку знания, требующиеся для самореализации и выстраивания своей жизни, необходимо образовывать подростков в художественном направлении, которое способствует ощутимому росту развития образно-художественного мышления детей.

Литература:

1. Авсиян, O.A. Композиция. На пути к творчеству / O.A. Авсиян. - Москва: Линор, 2004.

2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм, В. Шестакова. - Москва: Прогресс, 1974. - 392 с.

3. Бакушинский, A.B. Художественное творчество и воспитание / A.B. Бакушинский. - Москва: Новая Москва, 1925.-240 с.

4. Величковский, Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2 - томах / Б.М. Величковский. - Москва: Смысл / Академия, 2006.

5. Игнатьева, Г.А. Рефлексивно-персонализированная модель формирования педагогической позиции наставника по развитию / Г.А. Игнатьева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 4. - С. 12.

6. Игнатьева, Г.А. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №3. - С. 7.

7. Петрова, Н.С. Роль изобразительной деятельности в процессе развития образного восприятия младших школьников / Н.С. Петрова, Н.В. Сырова, Б.К. Зимина // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. -№ 79 (4). - С. 120-122

8. Рамазонов, Ш.Р. Рисование с натуры и по представлению - единый процесс изучения формы / Ш.Р. Рамазонов. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 6 (140). - С. 400-403. - URL: https://moluch.ru/archive/140/39233/ ( обращения: 28.11.2023).

Педагогика

УДК 378.2

доцент Абдуллина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Трофимова Евангелина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Данная научная статья посвящена актуальной для современного общества проблеме развития нравственности обучающихся младших классов. Одним из средств этого развития являются занятия изобразительным искусством в процессе обучения в общеобразовательной школе. В статье были подробно рассмотрены такие понятия как нравственность и нравственное воспитание. Дан анализ работ известных педагогов, писавших о нравственном воспитании детей. Авторы уверены, что воспитание нравственных качеств возможно при взаимодействии семьи, школы и социума. Однако большая роль в этом процессе отводится педагогу. В статье рассматриваются возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Дается понимание, что учебная деятельность, является для детей наиболее важной. Благодаря ей в большей степени школьники приобретают социальный опыт, учатся реагировать определенным образом на конкретные ситуации, руководствуясь общепринятыми нормами морали. Особое внимание уделяется рассмотрению определенных эффективных методов развития нравственности средствами изобразительного искусства, применяющихся учителем для достижения наилучших результатов.

Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, методы развития нравственных качеств, изобразительное искусство, творчество, младшие школьники, педагогика, педагогический процесс.

Annotation. This scientific article is devoted to the problem of developing the morality of primary school students, which is relevant for modern society. One of the means of this development is the study of fine arts during the learning process in a comprehensive school. The article discussed in detail such concepts as morality and moral education. An analysis of the works of famous teachers who wrote about the moral education of children is given. The authors are confident that the education of moral qualities is possible through the interaction of family, school and society. However, the teacher plays a large role in this process. The article discusses the age characteristics of children of primary school age. It is understood that educational activities are the most important for children. Thanks to it, schoolchildren gain social experience to a greater extent, learn to react in a certain way to specific situations, guided by generally accepted moral norms. Particular attention is paid to the consideration of certain effective methods for the development of morality through the means of fine arts, used by the teacher to achieve the best results.

Key words: morality, moral education, methods of developing moral qualities, fine arts, creativity, primary schoolchildren, pedagogy, pedagogical process.

Введение. Воспитание нравственных качеств у человека с самого рождения, без сомнений, является одной из самых главных задач общества уже не одно столетие. Сегодня в федеральном государственном стандарте образования поставлена задача по организации образовательных отношений на основе духовно-нравственных ценностей.

Проблема развития нравственных качеств у детей является одной из самых актуальных в сфере педагогики, так как в российском обществе в последнее десятилетие наблюдается понижение уровня образования, общее снижение грамотности населения, уход от традиционных ценностей. Наблюдается все большее влияние западной культуры, что негативно сказывается на развитии духовно-нравственных качеств у каждого последующего поколения. Все чаще мы имеем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.