Научная статья на тему 'ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственность / нравственное воспитание / методы развития нравственных качеств / изобразительное искусство / творчество / младшие школьники / педагогика / педагогический процесс / morality / moral education / methods of developing moral qualities / fine arts / creativity / primary schoolchildren / pedagogy / pedagogical process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллина Марина Александровна, Трофимова Евангелина Андреевна

Данная научная статья посвящена актуальной для современного общества проблеме развития нравственности обучающихся младших классов. Одним из средств этого развития являются занятия изобразительным искусством в процессе обучения в общеобразовательной школе. В статье были подробно рассмотрены такие понятия как нравственность и нравственное воспитание. Дан анализ работ известных педагогов, писавших о нравственном воспитании детей. Авторы уверены, что воспитание нравственных качеств возможно при взаимодействии семьи, школы и социума. Однако большая роль в этом процессе отводится педагогу. В статье рассматриваются возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Дается понимание, что учебная деятельность, является для детей наиболее важной. Благодаря ей в большей степени школьники приобретают социальный опыт, учатся реагировать определенным образом на конкретные ситуации, руководствуясь общепринятыми нормами морали. Особое внимание уделяется рассмотрению определенных эффективных методов развития нравственности средствами изобразительного искусства, применяющихся учителем для достижения наилучших результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллина Марина Александровна, Трофимова Евангелина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This scientific article is devoted to the problem of developing the morality of primary school students, which is relevant for modern society. One of the means of this development is the study of fine arts during the learning process in a comprehensive school. The article discussed in detail such concepts as morality and moral education. An analysis of the works of famous teachers who wrote about the moral education of children is given. The authors are confident that the education of moral qualities is possible through the interaction of family, school and society. However, the teacher plays a large role in this process. The article discusses the age characteristics of children of primary school age. It is understood that educational activities are the most important for children. Thanks to it, schoolchildren gain social experience to a greater extent, learn to react in a certain way to specific situations, guided by generally accepted moral norms. Particular attention is paid to the consideration of certain effective methods for the development of morality through the means of fine arts, used by the teacher to achieve the best results.

Текст научной работы на тему «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выводы. Развитие образно-художественного мышления подростков является одной из важнейших задач в системе образования и требует трепетного внимания, осторожности и деликатности, с одной стороны, а с другой - четкого выстроенных ориентиров для правильного понимания себя и своей роли в обществе.

Осуществить это помогут занятия по художественной лепке, воздействующие и на развитие мозга подростка и на его психологическое развитие. Лепка из глины дает возможность проявить свои творческие способности, без боязни подвергнуться некорректной критике, осознать, что подросток способен сделать самостоятельную, готовую к использованию вещь. Так он может почувствовать себя вполне взрослым человеком и осознать степень своей свободы в творчестве.

Давая ребенку знания, требующиеся для самореализации и выстраивания своей жизни, необходимо образовывать подростков в художественном направлении, которое способствует ощутимому росту развития образно-художественного мышления детей.

Литература:

1. Авсиян, O.A. Композиция. На пути к творчеству / O.A. Авсиян. - Москва: Линор, 2004.

2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм, В. Шестакова. - Москва: Прогресс, 1974. - 392 с.

3. Бакушинский, A.B. Художественное творчество и воспитание / A.B. Бакушинский. - Москва: Новая Москва, 1925.-240 с.

4. Величковский, Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2 - томах / Б.М. Величковский. - Москва: Смысл / Академия, 2006.

5. Игнатьева, Г.А. Рефлексивно-персонализированная модель формирования педагогической позиции наставника по развитию / Г.А. Игнатьева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 4. - С. 12.

6. Игнатьева, Г.А. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №3. - С. 7.

7. Петрова, Н.С. Роль изобразительной деятельности в процессе развития образного восприятия младших школьников / Н.С. Петрова, Н.В. Сырова, Б.К. Зимина // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. -№ 79 (4). - С. 120-122

8. Рамазонов, Ш.Р. Рисование с натуры и по представлению - единый процесс изучения формы / Ш.Р. Рамазонов. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 6 (140). - С. 400-403. - URL: https://moluch.ru/archive/140/39233/ ( обращения: 28.11.2023).

Педагогика

УДК 378.2

доцент Абдуллина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Трофимова Евангелина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Данная научная статья посвящена актуальной для современного общества проблеме развития нравственности обучающихся младших классов. Одним из средств этого развития являются занятия изобразительным искусством в процессе обучения в общеобразовательной школе. В статье были подробно рассмотрены такие понятия как нравственность и нравственное воспитание. Дан анализ работ известных педагогов, писавших о нравственном воспитании детей. Авторы уверены, что воспитание нравственных качеств возможно при взаимодействии семьи, школы и социума. Однако большая роль в этом процессе отводится педагогу. В статье рассматриваются возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Дается понимание, что учебная деятельность, является для детей наиболее важной. Благодаря ей в большей степени школьники приобретают социальный опыт, учатся реагировать определенным образом на конкретные ситуации, руководствуясь общепринятыми нормами морали. Особое внимание уделяется рассмотрению определенных эффективных методов развития нравственности средствами изобразительного искусства, применяющихся учителем для достижения наилучших результатов.

Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, методы развития нравственных качеств, изобразительное искусство, творчество, младшие школьники, педагогика, педагогический процесс.

Annotation. This scientific article is devoted to the problem of developing the morality of primary school students, which is relevant for modern society. One of the means of this development is the study of fine arts during the learning process in a comprehensive school. The article discussed in detail such concepts as morality and moral education. An analysis of the works of famous teachers who wrote about the moral education of children is given. The authors are confident that the education of moral qualities is possible through the interaction of family, school and society. However, the teacher plays a large role in this process. The article discusses the age characteristics of children of primary school age. It is understood that educational activities are the most important for children. Thanks to it, schoolchildren gain social experience to a greater extent, learn to react in a certain way to specific situations, guided by generally accepted moral norms. Particular attention is paid to the consideration of certain effective methods for the development of morality through the means of fine arts, used by the teacher to achieve the best results.

Key words: morality, moral education, methods of developing moral qualities, fine arts, creativity, primary schoolchildren, pedagogy, pedagogical process.

Введение. Воспитание нравственных качеств у человека с самого рождения, без сомнений, является одной из самых главных задач общества уже не одно столетие. Сегодня в федеральном государственном стандарте образования поставлена задача по организации образовательных отношений на основе духовно-нравственных ценностей.

Проблема развития нравственных качеств у детей является одной из самых актуальных в сфере педагогики, так как в российском обществе в последнее десятилетие наблюдается понижение уровня образования, общее снижение грамотности населения, уход от традиционных ценностей. Наблюдается все большее влияние западной культуры, что негативно сказывается на развитии духовно-нравственных качеств у каждого последующего поколения. Все чаще мы имеем

возможность наблюдать асоциальное поведение в обществе, с каждым годом становится все больше неблагополучных семей, которые в свою очередь не имеют возможности обеспечить своих детей должным уровнем воспитания и духовного развития, что в последствие приведет к еще более негативным показателям, чем наблюдаются на данный момент. Общество остро нуждается в таком процессе воспитания подрастающего поколения, который будет ориентирован на традиционные ценности и культуру, основанную на взаимоуважении и развитии. Среди существующих средств воспитания нравственности у младших школьников наиболее значительным является изобразительная деятельность, включающая в себя декоративно-прикладное искусство, формообразование, аппликацию, живопись, рисунок и т.п.

Изложение основного материала статьи. Проблемой развития нравственности занимались многие отечественные и зарубежные ученые и педагоги: Я.А. Коменский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой. Л.И. Божович, Н.Ф. Голованова, А.Н. Леонтьев. Всеми ими были даны определения данным понятиям, однако все еще существует потребность в уточнении понятия нравственного воспитания в процессе преподавания творческих дисциплин, а также поиск наиболее эффективных методов для развития нравственности у детей в процессе получения образования.

В.А. Сухомлинский в своих многочисленных работах говорил о важности развития нравственности у ребенка с ранних лет и о потребности учить «умению чувствовать человека».

Н.И. Болдырев отмечал, что нельзя обособить процесс нравственного развития и поместить его в рамки какой-либо образовательной, воспитательной или социальной программы, ведь процесс развития нравственности происходит в процессе разнообразной деятельности детей [2].

Важнейшей целью отечественного образования и общества в целом является воспитание нравственности, духовности, патриотических качеств, формирование всесторонне развитой личности с высокими стандартами морали и четким разделением понятий о добре и зле. Развитие социально-педагогического партнёрства должно стать приоритетной сферой государственной политики Российской Федерации. Процесс обучения играет огромную роль в воспитании самостоятельной личности с четко сформированными духовными идеалами и жизненными принципами, которые основываются на любви и уважении к своему народу, четком самоопределении, желании самореализации, саморазвития, сохранении традиций, передачи научных знаний последующим поколениям и осознании ценностей, таких как семья, любовь, справедливость и т.д.

Следовательно, сам процесс воспитания не должен ограничиваться семьей. Воспитательные функции должны нести в себе и образовательные организации, начиная с детского сада и заканчивая ВУЗами. Также процесс воспитания личности должен присутствовать во всех направлениях образования вне зависимости от его особенностей [4].

Для того чтобы выявить особенности духовного воспитания у детей младшего школьного возраста, нужно определить значение такого понятия как «нравственное воспитание».

По словам отечественного педагога И.Ф. Харламова, «формирование нравственности есть не что иное, как перевод нравственных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности, и их неуклонное соблюдение».

Из этого следует, что в процессе воспитания нравственности присутствую три взаимодействующих слагаемых: семья, педагоги и социум. В это время, у ребенка осознанно происходит процесс формирования необходимых качеств, норм поведения и моральных принципов [7].

Процесс воспитания нравственных качеств - это в первую очередь воздействие педагога на ребенка, его сознание, мировоззрение и пр., в то время как формирование нравственности у ребенка - это его отклик на преподносимую педагогом информацию. Нравственность - это внутреннее состояние человека, которое проявляется в его взаимодействии с людьми и окружающим миром. Нравственности присущи определенные правила и нормы, на которые ориентируется и ребенок, и взрослый человек, в соответствии с возникающими ситуациями в течение всей жизни. Нравственное воспитание -целенаправленное, направленное на достижение определенного результата, взаимодействие педагога с ребёнком, способствующее формированию нравственной воспитанности.

Можно сказать, что нравственность - это сочетание следующих составляющих: представления о законах нравственности, мотивы, моральные качества, нравственное поведение по отношению к окружающим, привычки, поступки и чувства. При должном нравственном воспитании чувства ребенка начинают принимать нравственную направленность. Эмпатия и отзывчивость детей младшего школьного возраста - один из важнейших показателей их нравственного развития [3]. Первостепенное внимание при воспитательной деятельности в данном возрасте уделяется именно формированию нравственных качеств у детей. Данная тенденция позволяет развивать у детей любовь к ближним, преданность, потребность в справедливости. Благодаря этой основе у детей младшего школьного возраста формируется уважение к человечеству в целом.

Для детей младшего школьного возраста наиболее важной является учебная деятельность. Благодаря ей в большей степени они учатся взаимодействовать друг с другом в определенных рамках, которые создает учебное заведение. Во время учебной деятельности дети получают знания не только в сфере образования, но и приобретают социальный опыт, учатся реагировать определенным образом на конкретные ситуации, руководствуясь общепринятыми нормами морали, которые поддерживает взрослое окружение ребенка [1].

Существуют определенные особенности процессов восприятия учащихся младшего школьного возраста [6], они в достаточной степени непринужденно и как должно принимают и усваивают нравственные нормы поведения. Именно поэтому так важно контролировать процесс воспитания и развитие у детей данных качеств. Учителя играют в этом роль первостепенной важности, благодаря педагогу дети развиваются в определенном направлении. Учитель является примером нравственности в глазах ребенка младшего школьного возраста, поэтому должен вести себя соответственно.

Нравственное воспитание - это процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника. Важно понимать, что нравственное воспитание эффективно только при условии полного принятия ребенком данного свода определенных правил, глубокого осмысления норм поведения, а не обычное заучивание. Наличие высоких моральных убеждений являются показателем нравственности человека, его осознанности и зрелости как личности. Конечно, ребенок не может в короткие сроки стать личностью с высокими моральными убеждениями, эти качества воспитываются годами и очень важно начинать этот процесс своевременно [5].

Развитие нравственных качеств у ребенка начинается еще в дошкольном возрасте. В доступной форме ребенку объясняют, что такое хорошо, что такое плохо, прививают простейшие основы этикета, например, способы приветствия, прощания, культура поведения во время трапезы и т.д. Еще в дошкольном возрасте ребенок начинает развивать свой духовный мир. В дошкольном образовании особое внимание уделяется развитию творчества у ребенка в игровой форме, развитие мелкой моторики, развитие речевого аппарата, умения читать и писать, именно в этом возрасте закладываются базовые основы нравственности. Однако более планомерное и углубленное формирование нравственных качеств и духовное развитие личности у ребенка происходит в начальных классах, когда дети воспринимают информацию с большей ответственностью и большей долей участия [10].

Одним из наиболее эффективных средств воспитания нравственных качеств и формирования духовного самосознания у младших школьников является изобразительное искусство. Во время преподавания творческих дисциплин, учитель может преподносить информацию через призму нравственности, с целью формирования морального облика каждого ученика в отдельности и развития духовного мира детей. На примере картин великих художников, писавших свои полотна в историческом и батальном жанре, воспитывается чувство любви к Родине у детей. Важной частью преподавательской деятельности в условиях изучения творчества художников, является изучение не только композиционных особенностей и основного сюжета картины, но и оценивание педагогом действий героев картины, описание их чувств, эмоций, особенности поведения. Это позволит правильно истолковать идею работы художника и направить эмоции детей, полученные при изучении полотна в нужное русло, поднимая не только культурный уровень учащегося, но и развивая в нем нравственные качества. При беседе о картинах художников, известных своими работами в бытовом или портретном жанре, педагог может уделить особое внимание взаимоотношениям между людьми в более близкой для ребенка обстановке быта (в отличие от батальных сцен), обратить внимание на такие понятия как семья, любовь, преданность, честность, справедливость. При анализе работ педагог обращает особое внимание на эмоции действующих героев и атмосферу, предварительно раскрыв историю произведения [7]. Анималистический жанр, натюрморт и пейзаж демонстрируют детям младшего школьного возраста красоту окружающего мира, удивительной природы и уникальных существ, населяющих нашу планету. Произведения такого жанра воспитывают в детях трепетное отношение к животному миру и природе. При изучении работ художников данных жанров следует обращать внимание на цветовое содержание полотна. Также во время проведения урока следует затрагивать тему экологии. Любовь к своей малой родине младшие школьники формируют во время пленэра, наблюдая за природой их края и передавая свои впечатления через рисунок. Именно занятия такого типа помогают сформировать любовь и чувственность к природе, стремление ее сохранить, что не может не являться одним из критериев нравственности. Все это направленно на познание окружающего мира, его ценностей и, конечно же, на освоении художественных приемов как средства выражения чувств и эмоций учащихся, развития чувства цвета, изучение колористики как науки и т.д. В настоящее время сгенерирован опыт изучения духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

В них заложено такое важное нравственное понятие, как долг. Учитель в ходе анализа работы на схожую тематику акцентирует внимание детей на этом качестве, развивая данную тему и давая определения, проводит дискуссии среди учащихся, интерактивную работу, тем самым закладывая фундамент для будущего развития этого качества у обучающихся. Таким образом, проблему воспитания нравственности может помочь решить искусство [5].

Наряду с анализом картин великих художников через визуальное составляющее, также используется метод беседы с учащимися, интерактивные методы, художественные сочинения по темам, собственная интерпретация работ и т.д. С помощью беседы учитель, используя разнообразные вопросы и тезисы, побуждает учеников учувствовать в процессе анализа и формировании выводов об изображаемом предмете или явлении, действии или колористическом решении. Основной задачей беседы является побуждение учащихся к непосредственному участию в учебном процессе. Беседа как способ воздействия является одной из наиболее эффективных в сфере развития нравственных качеств у детей, именно поэтому является одной из ведущих.

Осмысление детьми нравственных ценностей осуществляется через анализ работ художников, контрастности преподносимых изображений, их визуальных отличий, сравнение резко отличающихся между собой работ по одной тематике, обсуждение различных мнений на одну ситуацию и т.д. Художественная педагогика является одной из основ воспитания нравственных качеств у ребенка и ее методы являются наиболее эффективными для достижения поставленных задач [2].

Метод поэтапных открытий позволяет постепенно заинтересовывать детей, направлять их сознание в нужном для понимания русле, средством эмоционального отклика в процессе восприятия ими особенностей произведений изобразительного искусства, а также в качестве способа стимулирования совместной деятельности педагога и воспитанника [9].

Метод единства восприятия и созидания позволяет детям погрузиться в проблематику обсуждаемого вопроса, вызвать заинтересованность, а как следствие эффективность благодаря разнообразным этапам работы: рассматривая произведения изобразительного искусства, читая стихотворения, анализируя прозу, слушая музыку [8].

Ассоциативный метод дает возможность творческой переработки содержания произведения согласно внутреннему миру обучающегося. Дети чутко реагируют на то, какой нравственный смысл, заложен автором в конкретном произведении искусства. В учебном предмете «изобразительное искусство» напрямую не ставится задача воспитания нравственных качеств, несмотря на то, что постановка данной задачи могла бы повысить уровень духовного развития у учащихся и их нравственных качеств.

Разъяснение - это воздействие на ребенка эмоционально и словесно. Применение учителем метода разъяснения базируется на понимании особенностей своего класса или определенного ученика [2].

Разъяснение применяется:

1. Закрепление определенной формы поведения;

2. Выработка определенной реакции у детей на тот или иной поступок.

На практике метод разъяснения опирается на внушение. Внушение проникает в сознание незаметно, постепенно формируя в человеке определенные механизмы реакции на ту или иную ситуацию. Младшие школьники особенно внушаемы. Педагог должен учитывать данную возрастную особенность психики и использовать ее тогда, когда от ребенка ожидают определенного результата или реакции на ситуацию с целью формирования определенного механизма реакции и определенных установок психики. Психологической основой примера служит желание подражать. Благодаря этой особенности психики люди развиваются, стараются совершенствоваться, особенно в возрасте начальной школы. Где заканчивается подражание и проявляется свое творчество заметить очень сложно, вероятно оно проявляется как раз в своеобразном, не похожем на других, подражании [4].

Школьники младших классов избирают примером для подражания тех, кто производит на них яркое впечатление. При выборе таких примеров стоит позаботиться о том, чтобы пример доброты, смелости, преданности и в целом высоконравственного поведения воспринимался детьми положительно, а пример асоциального поведения вызывал у них отторжение.

Выводы. Формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста является актуальной задачей современной педагогики. Творческая образовательная среда должна представлять собой систему, ориентированную не только на совершенствование художественных навыков, развитие креативности и на возможность самореализации у школьников, но и обеспечение их нравственного совершенствования посредством изобразительного искусства.

После произведенного анализа литературы и обзора разнообразных определений такого понятия как нравственность, было скорректировано определение понятия нравственного воспитания.

Методы развития нравственности у детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства, которые были представлены в данной статье, являются достаточно эффективными для выполнения поставленной задачи повышения уровня нравственности.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы / Г.С. Абрамова. - Москва, 2004. - 60 с.

2. Бородина, E.H. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: Монография. - Екатеринбург, 2015. - 176 с.

3. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. - Москва, 2004. - 77 с.

4. Коломийченко, Л.В. Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности: Монография / Л.В. Коломийченко. - Пермь, 2008. - 139 с.

5. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей. Учебник для академического бакалавриата / Л.В. Байбородова [и др.]; ответственный редактор Л.В. Байбородова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 364 с.

6. Петрова, Н.С. Роль изобразительной деятельности в процессе развития образного восприятия младших школьников / Н.С. Петрова, Н.В. Сырова, Е.К. Зимина // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. -№: 79(4).-С. 120-122

7. Рожков, М.И Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2000. - 256 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. - Москва, 1996. - 159 с.

9. Сырова, Н.В. Анализ образовательной выставки как средства обеспечения устойчивого развития будущего педагога творческих дисциплин / Н.В. Сырова, Е.Е. Балахнина // статья в сборнике трудов конференции Культура, образование, и искусство: традиции и инновации. -2023. - С. 117-120

10. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. Руководителей / П.Ф. Харламов. -Москва: Просвещение, 2003. - 541 с.

Педагогика

УДК 74

доцент Абдуллина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Щекотова Алена Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития художественной культуры учащихся в процессе приобщения к народным промыслам Нижегородской области. Раскрывается понятие «художественная культура». Анализируются исследования российских ученых-педагогов, которые в своих работах акцентировали внимание на народных промыслах. В промыслах сохраняется самобытность и культурные традиции народного искусства. В статье уделяется особое внимание тому, что на Нижегородской земле существует наибольшее количество народных промыслов, чем где-либо еще. Высказывается мысль о том, что изучение народных промыслов родного края в школе является необходимым компонентом учебного процесса. Рассматриваются механизмы эффективного педагогического воздействия на развитие художественной культуры учащихся школ. Упор делается на то, что изучение народных промыслов Нижегородской области должно осуществляться вживую, с высоким уровнем разнообразия учебной деятельности. Авторы считают, что необходимо возрождать интерес к многообразию отечественной культуры, к ее традициям и ценностям. Это ведет к формированию у подрастающего поколения художественной культуры и эстетического восприятия. В статье анализируется роль учреждений культуры России, которые несут в массы образовательную, воспитательную, эстетическую функцию, и стимулируют рост художественного образования в целом.

Ключевые слова: художественная культура, народные промыслы, развитие, традиции, культура, обучающиеся.

Annotation. The article deals with the problem of the development of artistic culture of students in the process of familiarization with folk crafts of the Nizhny Novgorod region. It is suggested that the study of folk crafts of the native land at school is a necessary component of the educational process. The concept of "artistic culture" is revealed, the research of Russian scientists and teachers, who in their works focused on folk crafts, is analyzed. The crafts preserve the originality and cultural traditions of folk art. The article pays special attention to the fact that in Nizhny Novgorod there is a larger number of folk crafts than anywhere else. The idea is expressed that the study of folk crafts of the native land at school is a necessary component of the educational process. The mechanisms of effective pedagogical influence on the development of artistic culture of school students are considered. The emphasis is on the fact that the study of folk crafts of the Nizhny Novgorod region should be carried out live, with a high level of variety of educational activities. The authors believe that it is necessary to revive interest in the diversity of Russian culture, its traditions and values. This leads to the formation of an artistic culture and aesthetic perception among the younger generation. The article analyzes the role of cultural institutions in Russia, which provide educational, educational, aesthetic functions to the masses, and stimulate the growth of art education in general.

Key words: artistic culture, folk crafts, development, traditions, culture, students.

Введение. С давних времен люди стремились преобразовать окружающую среду, разнообразить быт за счет создания отдельных предметов, по современным понятиям несущих художественную направленность, и относящихся к элементам материальной культуры человеческого общества. Первоначально человеком создавались простые по форме и декору предметы быта, орудия труда, одежда, оружие и другое. Однако, с развитием прогресса, с появлением новых орудий производства, новых материалов и способов изготовления, простые предметы совершенствовались, становясь более сложными, как по форме, так и по декоративному оформлению. В декоре, помимо естественных фактур материала, появилось украшение орнаментом и росписью. Дальнейший прогресс общества, способствовал формированию творческой стороны созидательной деятельности человека, развивавшейся повсеместно. Часто, население определенной местности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.