Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственность / воспитание / нравственное воспитание / урок изобразительного искусства / младший школьный возраст / morality / education / moral education / art lesson / primary school age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Анастасия Леонидовна, Шешукова Екатерина Ивановна

Статья посвящена актуальной проблеме нравственного воспитания у младших школьников на уроках изобразительного искусства. Для решения данной проблемы авторы уточнили понятие «процесс нравственного воспитания на уроках изобразительного искусства». Авторы попытались подобрать методы нравственного воспитания, направленные на формирование таких качеств, как доброта, любовь к семье, природе, патриотизм. Данные методы побуждают детей к умению отличить прекрасное от безобразного, побуждают к правильным поступкам со стороны морали, а также вводят в нормы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Анастасия Леонидовна, Шешукова Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the actual problem of moral education among younger schoolchildren in the lessons of fine arts. To solve this problem, the authors clarified the concept of "the process of moral education in the lessons of fine arts." The authors tried to choose methods of moral education aimed at the formation of such qualities as kindness, love for family, nature, patriotism. These methods encourage children to be able to distinguish the beautiful from the ugly, encourage them to do the right thing on the part of morality, and also introduce them into the norms of society.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

factors that support intrinsic motivation and promote internalization, leading to the desired educational outcomes. To date, an important task in Russian education is the modernization of the vocational education system. There is a need to switch to the use of modern teaching methods and technologies aimed at the continuous development and further improvement of creative thinking, skills and motivation. To date, the issue of formation of motivation of students in the process of educational activity remains relevant. Analyzing the presented approaches to educational motivation, we can say that there is no unified theory of educational motivation. However, there are separate concepts describing various aspects of motivation. They can be used as a basis for solving specific tasks.

Keywords: motivation, motivated actions, internal and external motivation.

Литература:

1. Наумова-Милованова, Д.В. К вопросу о мотивации школьников / Д.В. Наумова-Милованова // Молодой ученый. -2021. - № 26 (368). - С. 399-403

2. Шупейко, И.Г. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И.Г. Шупейко, А.Ю. Борбот, Е.М. Доморацкая, Д.А. Пархоменко. - Минск.: БГУИР, 2008.

УДК 372.8

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА

студентка Григорьева Анастасия Леонидовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

ассистент кафедры искусств Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В современном мире отмечается упадок культуры и переоценка системы ценностей, которые не сопровождаются закладкой нового базиса. Появилось много негативных факторов, которые могут повлиять на морально-этическое развитие младших школьников. Это, например, негативное влияние масс-медиа, проблемы семейного воспитания, растущая безнравственность и преступность в обществе. В следствии чего современные дети оказались в условиях перестройки системы нравственного и духовного воспитания.

Актуальность данной проблемы подтверждается тем, что на законодательном уровне отражены стратегически важные задачи в вопросах нравственного воспитания будущего поколения. Так в Законе об образовании находят отражение положения об обязательном нравственном воспитании детей в общеобразовательных учреждениях, а также о необходимости формирования у детей ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности и морального выбора [9]. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России закреплены положения об обязательном формировании у младших школьников основ моральной культуры и правовых знаний, а также о развитии у них мировоззренческих и этических основ жизни на основе базовых национальных ценностей [4].

Вопросы нравственного воспитания детей освещали в своих трудах такие великие педагоги Я.А. Коменский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они считали, что нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего воспитательного процесса и играет ключевую роль в формировании личности ребенка.

Л.С. Выготский считал, что искусство имеет большой потенциал в нравственном воспитании, так как оно способствует развитию эмоционально-нравственной сферы личности [3]. На уроках изобразительного искусства дети учатся выражать свои эмоции и чувства, понимать чувства других людей и развивать свою эмпатию. Кроме того, художественная деятельность помогает развивать у детей терпение, настойчивость и самоконтроль.

Однако заниматься просто творчеством недостаточно, необходимо развивать в детях любовь к искусству, формировать потребность в общении с ним. В.И. Козлов в своей статье пишет, что педагоги часто увлекаются передачей теоретических знаний и практических умений в области изобразительного искусства, забывая о воспитательной составляющей. Автор считает, чтобы дети понимали искусство, нужно овладеть выразительным языком искусства и формировать художественное восприятие. Решение видится в строго продуманной системе обучения, где тесно взаимосвязаны стороны художественно-педагогической деятельности - обучение, воспитание, развитие обучающихся [6, С. 175].

Изложение основного материала исследования. Для рассмотрения данной проблемы обратимся к изучению основного понятия «нравственность».

В словаре Д.Н. Ушакова нравственность трактуется как совокупность норм, определяющих поведение человека [8]. Часто в некоторых трудах можно встретить, что понятие «нравственность» отождествляется с понятием «мораль». Так, Н.И. Болдырев считал, что «моралью или нравственностью называются нормы и правила поведения людей, характерные для данного общества и исторически связанные с определенной системой общественных отношений» [1, С. 31]. У С.И. Ожегова С.И. мораль трактуется как нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность [7]. То есть набор неких правил, установленных обществом, которые направлены на регулирование взаимоотношений людей.

Психолог Е.П. Ильин выделяет условия формирования нравственных качеств личности: приобретение обучающимися знаний о нравственном поведений; выработка у школьников потребности нравственного поведения; организация деятельности обучающихся, где приобретается положительный опыт нравственного поведения [5, С. 193].

Анализ литературы показал, что нравственное воспитание должно быть направлено на формирование у ребенка чувства ответственности, чести, уважения, сострадания ко всем членам общества, гуманное отношение к людям, природе, любовь к Родине, воспитание дружественных связей, честность в поступках, культурное поведение. Наибольшим потенциалом нравственного воспитания обладают уроки изобразительного искусства.

Таким образом, уточнили определение «нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства» - это процесс, направленный на воздействие чувств, эмоций, поведение детей на основе восприятия и осмысления произведений искусства, творческой деятельности с целью развития моральной культуры и этических норм, способности чувствовать, различать добро и зло, изучать наследие культуры.

Изобразительное искусство, как предмет, может стать одним из инструментов для нравственного воспитания младших школьников. Через создание и анализ различных образов и композиций, ребенок может выразить свои мысли и чувства, а также осознать этические и нравственные проблемы, которые окружают его в повседневной жизни. Важно помнить, что для того чтобы методы нравственного воспитания были эффективными, учитель должен уметь использовать творческий подход

в работе с учащимися, находить индивидуальный подход к каждому ребенку и создавать атмосферу взаимопонимания и доверия в классе.

Если обратиться к методам нравственного воспитания младших школьников, то можно выделить общепедагогические методы и методы художественного образования.

К общепедагогическим методам можно отнести: беседы, диспуты, коллективное обсуждение, демонстрация и иллюстрация материала, а также наблюдение. Данные методы предназначены для обмена информацией между учителем и учеником. Из данного перечня больше всего по важности занимает беседа, через нее можно помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят нравственную позицию. В процессе бесед на уроках изобразительного искусства можно обсуждать многие этические и моральные вопросы, которые будут способствовать формированию нравственной позиции учащихся. Некоторые примеры тем для бесед: «Значение цвета в искусстве и символическое значение цветов в нашей жизни», «Как искусство может помочь в раскрытии личности и развитии эмпатии?», «Как можно использовать искусство для выражения своих чувств и эмоций?». В процессе беседы учащиеся могут делиться своими мыслями. Таким образом, они могут более глубже понять свои собственные ценности и убеждения, а также развить критическое мышление и эмпатию. Применение в ходе беседы наглядных примеров (репродукций картин, иллюстрации, музыкальные произведения, фильмы и т.д.) позволяет показывать хорошие и плохие поступки, моральные дилеммы. Для рассматривания и закрепления бесед по темам могут быть представлены следующие работы:

- живописные работы ИИ Шишкина, И. Левитана иллюстрирующие любовь к Родине, природе;

- картины В.М. Васнецова «Богатыри», C.B. Герасимова «Мать партизана» раскрывают тему патриотизма;

- репродукции А. Ржевской «Свободная минутка», И.С. Куликова «Чаепитие в крестьянской избе» показывают семейные ценности - любовь, поддержка.

Рассматривая указанные репродукции, необходимо не только созерцать работу, но и побудить детей к сопереживанию. Это можно реализовать через метод анализа художественных произведений. Метод реализуется через вопросы, например: Что изображено на картине? Какой теме посвящена картина? Какие эмоции Вы испытываете? Порассуждайте, что автор хотел передать в этой картине? Определите свое отношение к увиденному? Через анализ идеи художника и оценку изображенным действиям или явлениям у детей формируются знания о добре, зле, любви, заботе, сопереживании, милосердии, взаимопомощи и т.д. В этом методе лежит опора на развитое наглядно-образное мышление и память.

Метод побуждения к сопереживанию. Данный метод был выдвинут Н.А. Ветлугиной в своих наработках о нравственно-художественном воспитании дошкольников, младших школьников и содержит в себе следующие составляющие: побуждение к эмоциональной отзывчивости, возможность умения отличать прекрасное от безобразного, привить эстетический вкус. Во время просмотра картин, прослушивания стихов и сказок, а также музыкальных произведений не мало важно их составляющая, точнее замысел, на основе которого можно развить восприятие. Особенность данного метода заключается в том, что использовать его можно лишь тогда, когда воспринимаемое является «прекрасным». Механизм метода заключается в том, что опора идет не только на реакции ребенка на внешние и наблюдаемые переживания, но и на те, которые сам ребенок не осознает. Проникаясь чувствами другого, дети какой-то промежуток времени живут на основе этих эмоций, которые в последствии их присваивают и своей модели поведения \2].

Следующим методом нравственного воспитания может «метод разыгрывания нравственно-этических ситуаций», здесь речь идёт о детском коллективе как о некой среде для моделирования ситуаций, пополнения опыта. Это один из наилучших методов в любой сфере, в данном случае дети формируют свои нравственные качества: помощь товарищам, честность, сострадание, умение считаться с другим мнением, а, также, не ставить своё выше других. Такие известные педагоги как К.Д. Ушинский, Ш. Амонашвили выделяли играм особое место в обучении. Примерами игр в контексте урока, которые отражают воспитание нравственности могут стать:

- «Одежда эмоций». Условие: нарисовать фигурки людей, и изобразить одежду, которая бы соответствовала их настроению. Затем они делятся со своими одноклассниками, почему они выбрали именно такую одежду. Это может помочь детям выразить свои эмоции и научиться понимать, что другие люди могут чувствовать;

- «Истории без слов». Основное условие: дети рисуют историю, используя только картинки, без слов. Затем они объясняют свою историю для своих одноклассников. Эта игра поможет детям выразить свои мысли и чувства, используя только изображения, и улучшить их коммуникативные навыки;

- «Поиск добра». Условие: нарисовать картину, на которой изображены добрые поступки. Затем они делятся со своими одноклассниками, как они могут проявлять доброту в своей жизни. Эта игра поможет детям понимать, что доброта может проявляться в разных ситуациях и что они могут внести свой вклад в общество.

Метод иллюстрации выражается через тематическое рисование и выполнение иллюстраций к сказкам, былинам, басням. В процессе работы над иллюстрацией формируется мышление зрительными образами, ребенок представляет сюжет через свою призму картинки. Многие сказки «очеловечивают» животных и птиц - дети в свою очередь рисуют им наряды присуще людям. Народные сказки с простым сюжетом и ярко выраженной моралью больше всего подходят для иллюстраций, так же устное народное творчество. Иллюстрируя что-либо, дети показывают на бумаге свое отношение, чувства, переживания к произведению. Ведь где как не в сказке четко выражена форма добра и зла, гуманных и отрицательных поступков. Педагог в данном случае является направляющим, его цель - помочь ребенку прочувствовать сюжет и вынести мораль, так же со стороны изобразительного искусства оказать помощь с композицией, передачей пространства и выбора сюжетной линии.

Метод выполнения творческих заданий - это подход к обучению, который направлен на развитие творческих способностей учащихся. В контексте нравственного воспитания этот метод может быть использован для развития таких качеств, как самостоятельность, ответственность, эмпатия, толерантность и другие.

Выводы. Таким образом, урок изобразительного искусства обладает огромным потенциалом в нравственном воспитании обучающихся. Этому способствует открытый диалог ребенка с учителем о прекрасном, безобразном, хороших и плохих поступков, рассматривание и анализ художественных произведений, которые непосредственно проникают в душу ребенка, вызывают эмоции через восприятие и анализ художественного произведения. Непосредственно творческая деятельность позволяет не просто изобразить сюжет, но и позволяет задействовать процессы мышления, где дети анализируют многогранные стороны реальной действительности, социальных отношений, осознают их и выражают свое отношение в собственных художественных образах.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме нравственного воспитания у младших школьников на уроках изобразительного искусства. Для решения данной проблемы авторы уточнили понятие «процесс нравственного воспитания на уроках изобразительного искусства». Авторы попытались подобрать методы нравственного воспитания, направленные на формирование таких качеств, как доброта, любовь к семье, природе, патриотизм. Данные методы побуждают детей к умению отличить прекрасное от безобразного, побуждают к правильным поступкам со стороны морали, а также вводят в нормы общества.

Ключевые слова: нравственность, воспитание, нравственное воспитание, урок изобразительного искусства, младший школьный возраст.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of moral education among younger schoolchildren in the lessons of fine arts. To solve this problem, the authors clarified the concept of "the process of moral education in the lessons of fine arts." The authors tried to choose methods of moral education aimed at the formation of such qualities as kindness, love for family, nature, patriotism. These methods encourage children to be able to distinguish the beautiful from the ugly, encourage them to do the right thing on the part of morality, and also introduce them into the norms of society.

Key words: morality, education, moral education, art lesson, primary school age.

Литература:

1. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. - Москва: Педагогика, 1979. - 224 с.

2. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина // Советская педагогика. - 1957. - № 10. - С. 22-29

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - Москва: ACT: Астрель: Хранитель, 2008. -671 с.

4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. - 4-ое изд. - Москва: Просвещение, 2014. -23 с.

5. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 288 с.

6. Козлов, В.И. Нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства / В.И. Козлов //Наука и школа. -2017. -№ 5. - С. 173-179

7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л.И. Скворцова. -28-е изд., перераб. - Москва: Мир и образование, 2015. - 1375 с.

8. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д.Н. Ушаков. - Москва: Дом Славянской книги, 2008. - 959 с.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации». - URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 31.05.2023)

УДК 378.874

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ

студентка Кулакова Светлана Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предполагает развитие творческих способностей обучающихся: «Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, направлена на формирование общей культуры, личностное развитие обучающихся, их саморазвитие, формирование самостоятельности и самосовершенствования; развитие творческих способностей (в том числе художественных)» [8]. Тем не менее, в общеобразовательных школах недостаточно уделяется внимание развитию творческих способностей, в основном образовательная деятельность нацелена на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, на выполнение технологических и репродуктивных заданий.

Творческие способности тесно связаны с художественным мышлением. Развитие художественного мышления способствует эмоциональному восприятию окружающего мира, получению эмоций от окружающей природы, искусства и созданию оригинального образа в творческой работе. Разные средства и методы обучения на уроках изобразительного искусства способствуют формированию художественного мышления. Одним из средств формирования художественного мышления являются интегрированные уроки. Интеграция разных уроков способствует пробуждению образной сферы обучающихся, пробуждает ассоциативные связи, лежащие в основе художественного мышления.

К сожалению, в общеобразовательной школе недостаточно применяются средства интегрированных уроков для решения различных образовательных проблем, в том числе и формирования художественного мышления. Необходимо искать новые способы решения данной проблемы.

Подростковое мышление характеризуется стремлением к широким обобщениям. Особенности подросткового мышления заключаются в преобладании абстрактно-логического мышления и теоретического мышления.

В подростковом возрасте достаточно легко отвлечься от конкретной, наглядной информации и говорить вслух. Подростку интересно использовать разные подходы к решению той или иной задачи, что доказывает развитие логического мышления. Поэтому особую актуальность приобретает проведение интегрированных уроков у подростков. Проблемы и вопросы интеграции как подход в педагогике рассматривали такие авторы как Вавилова Л.Н, Караева О.В., Катханова Ю.Ф., Кара-оол Л.С. [1], [3], [4].

Интегрированный урок дает возможность формировать художественное мышление, так как происходит взаимодействие нескольких видов творчества и образное видение предметов, что является условием формирования художественного мышления. Суть проблемы заключается в возможности использования интегрированных уроков как способа формирования художественного мышления.

Изложение основного материала исследования. Для решения данной проблемы мы изучили понятия «художественное мышление» и специфику интегрированных уроков.

По мнению B.C. Кузина художественное мышление - это особый сплав творческого и рационального начал, именно поэтому развитие художественного мышления необходимо в школе [6].

Художественное мышление, по мнению М.С. Кагана, есть особая психологическая структура, обуславливающая и художественное творчество, и художественное восприятие как виды деятельности [2, С. 32].

Художественное мышление действует на всех стадиях творческого процесса:

• накопления жизненных впечатлений;

• создания замысла произведения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.