Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства'

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционные российские духовно-нравственные ценности / духовно-нравственное воспитание / подходы / принципы / учебный предмет / изобразительное искусство / начальная школа / педагогические условия / traditional Russian spiritual and moral values / spiritual and moral education / approaches / principles / educational subject / fine arts / primary school / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Людмила Васильевна Байбородова, Марина Вениаминовна Кротова

В статье обосновывается актуальность духовно-нравственного воспитания младших школьников, подчеркивается роль педагогов, возможности изобразительного искусства в формировании у школьников духовно-нравственных ценностей, определяются подходы, которые важно учитывать при решении этой проблемы. На основе изучения литературы, актуальных подходов и вызовов общества, проблем воспитания и обучения, а также результатов исследований особенностей современных детей, их потребностей определяются принципы формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Дается краткая характеристика следующих принципов духовно-нравственная направленность изучения учебного предмета; целенаправленность, сознательность и активность учебной деятельности ребенка; индивидуализация, уровневость, вариативность обучения; ризомоподобное обучение и гибкость организации учебной деятельности школьников; сотрудничество и созидательное сотворчество; проблемность и дискуссионность; эмоциональная отзывчивость и эмпатийное взаимодействие; визуализация обучения. На конкретных примерах показаны способы реализации этих принципов. Определяются условия духовно-нравственного воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Людмила Васильевна Байбородова, Марина Вениаминовна Кротова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral education of younger schoolchildren while studying fine art

The article substantiates the relevance of the spiritual and moral education of younger schoolchildren, emphasizes the role of teachers and the possibilities of fine art in the formation of spiritual and moral values among schoolchildren, identifies approaches when solving this problem. The principles of the formation of traditional Russian spiritual and moral values are determined on the bases of study literature, current approaches and challenges of society, problems of education and training as well as the results of research on the characteristics of modern children and their needs. A brief description of the following principles is given: spiritual and moral orientation of the study of an educational subject; purposefulness, consciousness and activity of the child's educational activity; individualization, level, variability of learning; rhizome-like learning and flexibility of the organization of educational activities of schoolchildren; cooperation and creative co-creation; problematic and debatable; emotional responsiveness and empathic interaction; visualization of learning. The examples show the ways to implement these principles. The conditions of spiritual and moral education of younger schoolchildren are determined.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING AND UPBRINGING

УДК 373.3.034 DOI: 10.52772/25420291_2023_2_8

Людмила Васильевна Байбородова, Марина Вениаминовна Кротова

г. Ярославль

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения

изобразительного искусства

В статье обосновывается актуальность духовно-нравственного воспитания младших школьников, подчеркивается роль педагогов, возможности изобразительного искусства в формировании у школьников духовно-нравственных ценностей, определяются подходы, которые важно учитывать при решении этой проблемы. На основе изучения литературы, актуальных подходов и вызовов общества, проблем воспитания и обучения, а также результатов исследований особенностей современных детей, их потребностей определяются принципы формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Дается краткая характеристика следующих принципов духовно-нравственная направленность изучения учебного предмета; целенаправленность, сознательность и активность учебной деятельности ребенка; индивидуализация, уровневость, вариативность обучения; ризомоподобное обучение и гибкость организации учебной деятельности школьников; сотрудничество и созидательное сотворчество; проблемность и дискусси-онность; эмоциональная отзывчивость и эмпатийное взаимодействие; визуализация обучения. На конкретных примерах показаны способы реализации этих принципов. Определяются условия духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Ключевые слова: традиционные российские духовно-нравственные ценности, духовно-нравственное воспитание, подходы, принципы, учебный предмет, изобразительное искусство, начальная школа, педагогические условия.

Lyudmila Vasilyevna Bayborodova, Marina Veniaminovna Krotova

Yaroslavl

Spiritual and moral education of younger schoolchildren while studying fine art

The article substantiates the relevance of the spiritual and moral education of younger schoolchildren, emphasizes the role of teachers and the possibilities of fine art in the formation of spiritual and moral values among schoolchildren, identifies approaches when solving this problem. The principles of the formation of traditional Russian spiritual and moral values are determined on the bases of study literature, current approaches and challenges of society, problems of education and training as well as the results of research on the characteristics of modern children and their needs. A brief description of the following principles is given: spiritual and moral orientation of the study of an educational subject; purposefulness, consciousness and activity of the child's educational activity; individualization, level, variability of learning; rhizome-like learning and flexibility of the organization of educational activities of schoolchildren; cooperation and creative co-creation; problematic and debatable; emotional responsiveness and empathic interaction; visualization of learning. The examples show the ways to implement these principles. The conditions of spiritual and moral education of younger schoolchildren are determined.

Keywords: traditional Russian spiritual and moral values, spiritual and moral education, approaches, principles, educational subject, fine arts, primary school, pedagogical conditions.

Духовно -нравственное воспитание молодого поколения было очевидным и приоритетным направлением в деятельности педагогов во все времена [15; 21; 4]. «Без ценностей и смыслов общество обречено на распад и вырождение. Вопрос о ценностях и смыслах является в этом отношении вопросом цивилизационного выживания России» [2, С.9]. Как никогда, актуальны слова К.Д. Ушин-ского, основателя российской педагогики, признанного мыслителя: «...влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [23, С. 154].

Сегодня одной из ведущих тенденций образования является усиление ценностно-смысловой парадигмы педагогической деятельности, что под-

тверждается Указом Президента Российской Федерации «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее Указ). В этом документе определены целевые ориентиры в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, возложена ответственность на образовательные организации и каждого педагога за реализацию Указа [22].

Значительные возможности для решения задач духовно-нравственного воспитания имеет учебный процесс. В этой связи цель обучения школьников можно рассматривать в контексте формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей в процессе изучения учебных предметов. Эта цель должна найти от-

ражение в задачах обучения и воспитания, содержании учебного материала, видах деятельности обучающихся, используемых педагогами средствах и результатах изучения учебного предмета.

В Указе отмечается, что «Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» [22].

В Указе определен перечень традиционных ценностей: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». Традиционные ценности составляют «основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала» [22].

Значительные возможности для решения задач духовно-нравственного воспитания имеет учебный процесс. В этой связи цель обучения школьников можно рассматривать в контексте формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей в процессе изучения учебных предметов. Эта цель должна найти отражение в задачах обучения и воспитания, содержании учебного материала, видах деятельности обучающихся, используемых педагогами средствах и результатах освоения учебного предмета.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» занимает важное место в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Этот предмет обладает большим воспитательным потенциалом и играет важную роль в духовно-нравственном воспитании детей, поскольку его освоение связано с познанием культуры и искусства, которые являются отражением духовно-нравственными ценностей человека и общества в целом, осмыслением духовного богатства своего народа, творческим самовыражением детьми своих ценностных смыслов, восприятия и присвоения исторически сформировавшихся российских духовно-нравственных ценностей, носителями которых являются произведения искусства и культуры. Вклад учебного предмета «Изобразительное искусство» в развитие обучающихся начальной школы заключается в «формировании художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, кото-

рая достигается через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, самостоятельной художественно-творческой деятельности» [10, С.3].

Обучение школьников в начальной школе -это период активного становления личности ребенка, формирования основ нравственности, социальных установок, отношения к себе, людям и обществу. Изобразительное искусство, являясь средством познания и отражения действительности, формирует мировоззрение младших школьников, позволяет постичь культурное многообразие мира через личный художественный опыт, способствует развитию образного и аналитического мышления, наблюдательности и воображения, этических и эстетических чувств обучающихся, учебно-творческих способностей и творческого потенциала детей. Уроки изобразительного искусства в начальной школе содействуют духовно-нравственному воспитанию детей, развивают их индивидуальность, самобытность и уникальность [9, С.3].

Младший школьник в творческом процессе ищет себя, стремится понять себя, свои чувства, мир и свое место в нем. Пережитое и осознанное в детском возрасте психологически более устойчиво. Учитель изобразительного искусства, решая проблему воспитания, должен основываться на нравственном и разумном в человеке, содействовать учащимся в следовании ценностным принципам. Развитие ценностно-смысловой сферы личности, способствует формированию не только самооценки, но и позволяет, на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, сформировать у ребенка отношение к другим людям, обществу и миру [7].

Достижение цели формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей у младших школьников в процессе изучения предметов обеспечивается реализацией методологических подходов, среди которых особенно актуальны в контексте указанной цели следующие: аксиологический, социокультурный, субъектно-ори-ентированный, личностно-ориентированный, индивидуально-ориентированный, рефлексивно-дея-тельностный, практико-ориентированный [3; 19].

Аксиологический подход предусматривает целенаправленную и системную работу педагогов по формированию традиционных, духовно-нравственных смыслов жизнедеятельности обучающихся, рассматривая человека, ребенка в качестве высшей ценности и цели общественного развития и образования. Сам педагог должен быть авторитетным носителем этих ценностей, вызывать доверие у обучающихся и их родителей, понимая и подтверждая свое общественное и профессиональное предназначение во взаимодействии со всеми субъектами образовательных отношений. Реализация подхода означает понимание, осознание педагогом необходимости поиска эффективных педагогических средств формирования традиционных российских духовно-

нравственных ценностей, с учетом сформировавшихся у обучающихся на данный момент нравственных представлений и социального опыта, имеющихся у них возможностей, индивидуальных интересов и потребностей, особенностей взаимоотношений детей в коллективе, семьях, анализируя конкретную общественную и учебную ситуацию.

В соответствии с аксиологическим подходом при изучении учебной дисциплины педагогу необходимо выявить возможности для формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей, которые должны найти отражение в содержании, видах и способах учебной деятельности младших школьников, при изучении каждой темы, на каждом учебном занятии. Педагогу необходимо предусмотреть закрепление нравственных понятий и представлений, рассмотренных на занятии, во внеурочной деятельности, при выполнении самостоятельной работы по дисциплине, взаимодействуя с родителями, семьей, окружающим миром.

Социокультурный подход предусматривает учет при обучении школьников территориально -географических, культурных, этнических особенностей региона, ценностно-смысловых основ культурного, национального, исторического наследия, природного богатства региона, которые бережно поддерживаются жителями, являются значимыми для разных поколений. Эти особенности и традиции должны найти отражение при решении воспитательных и образовательных задач, определении содержания учебного материала, включающего изучение произведений искусства, отражающих историю и культуру своего региона, города, села, знакомство с местными и национальными традициями, духовными ценностей своего народа. Необходимо приобщить школьников к активному познанию национальных и местных традиций через исследовательскую и проектную, практико-ориенти-рованную деятельность. При организации занятий следует предусмотреть возможности использования ресурсов местных музеев, театров, памятников культуры, искусства, природы, взаимодействие детей с местными художниками, музыкантами, поэтами, писателями, умельцами.

Рефлексивно-деятельностный подход. Суть данного подхода составляет единство личности, ее сознания и деятельности, которое проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах изменяет психическую структуру личности, а личность, в свою очередь, осуществляет выбор видов и форм деятельности, направленных на преобразование себя и окружающей действительности. Любая ценностная позиция, личностное и социально значимое качество проявляются и формируются в деятельности. Деятельность является главным средством становления и развития активности, субъекности, нравственности обучающегося. Успешное развитие нравственных, гражданских, патриотических и других качеств школьника возможно только в процессе осознанного выполнения различных способов и действий созидательной и

10

сознательной деятельности, что предусматривает рефлексию. Рефлексия понимается как анализ собственных действий и состояний. Эта способность формируется в начальной школе и проявляется в обращении сознания ребенка на самого себя, на свой внутренний мир, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности.

Субъектно-ориентированный подход нацелен на формирование субъектности обучающегося, его потребности в самореализации и саморазвитии. Присвоение духовно-нравственных ценностей, их осознание и проявление в устойчивом нравственном поведении возможны при сформированности субъект-ности обучающихся. Этот подход означает необходимость создания условий, при которых школьник проявляет и развивает свою субъектность. Субъектная позиции ребенка - это осознание, понимание, принятие каждым участником цели и задач, как общей совместной деятельности, так и своей деятельности, своего развития; адекватность самооценки, возможностей и способностей, критичность по отношению к себе и окружающим, потребность в самоконтроле; способность каждого действовать целенаправленно и самостоятельно, принимать ответственное решение; активность и заинтересованность ребенка в собственном развитии, в достижении положительного результата, инициативность; потребность в самоопределении и самореализации, способность анализировать деятельность, рефлексивно относиться к своим действиям, результату, принятым решениям.

Личностно-ориентированный подход

направлен на выявление и формирование лич-ностно и социально значимых качеств младшего школьника, которые предусматривают успешную интеграцию ребенка в систему социальных отношений, его социализацию, освоение системы социальных ролей в процессе взаимодействия с окружающими людьми, сверстниками, старшими и младшими, взрослыми и детьми.

Индивидуально-ориентированный подход предусматривает создание условий для раскрытия и развития способностей ребенка, выявление и поддержку его уникальности, индивидуальных особенностей, которые представляют особую ценность для семьи, сообщества, объединения, членом которого он является. Реализация этого подхода предусматривает развитие семи сфер индивидуальности (по О.С. Гре-бенюку): интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, деятельностно-практической, экзистенциальной и сферы саморегуляции.

Практико-ориентированный подход. Означает доминирование практической составляющей при организации учебной деятельности обучающихся, то есть освоение теоретических вопросов через практическую деятельность школьников. В этой связи необходимо предусмотреть следующее:

- знания, которые важно усвоить школьникам, должны быть переведены на язык практических действий, т.е. стать средством решения практических задач, связанных с жизненными потребностями ребенка;

- преобладание практической составляющей в образовательных программах, на занятиях, при выборе проверочных работах школьников;

- выполнение практико-ориентированных проектов и творческих заданий, имеющих нравственную ценность, полезность для себя, коллектива класса, школы, своих близких, семьи, других людей;

- учет заказа родителей, опору на личный опыт ребенка и его практический запрос на освоение учебного материала.

Чтобы успешно формировать духовно-нравственные ценности младших школьников в процессе освоения изобразительного искусства, необходимо учесть рассмотренные выше подходы, которые тесно взаимосвязаны и в свою очередь предусматривают использовании соответствующего комплекса педагогических принципов. В дидактике и воспитании известны принципы, которые изложены в учебниках [18, С. 163-180, С. 308-317]. Не отрицая их значения при изучении учебных предметов, остановимся на тех принципах, которые в контексте рассматриваемой проблемы, на наш взгляд, имеют первостепенное значение с учетом рассмотренных выше подходов и учитывают особенности современного школьника [20]. Мы предлагаем краткую характеристику таких принципов и педагогические средства их реализации с целью формирования у младших школьников традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Прежде всего, это принцип духовно-нравственной направленности освоения учебного предмета, который предусматривает целенаправленную и системную работу учителя по формированию традиционных, духовно-нравственных смыслов жизнедеятельности обучающихся. Нравственное воспитание обучающихся на уроках изобразительного искусства направлено на:

- знакомство учащихся с нравственными ценностями (беседа по картине художника);

- приобщение учащихся к положительным примерам взаимодействия людей в повседневной жизни, общественно-значимой работе, отношения человека к природе посредством рассказа, разъясняющего задание по рисованию тематической композиции;

- формирование привычки налаживать доброжелательные отношения с окружающими, партнером по работе в паре, микрогруппе (приучение);

- разъяснение, к чему может привести нарушение общепринятых моральных норм человеческого общества (предупреждение) на примере иллюстрирования народных сказок;

- развитие мотивации к добросовестному отношению к учебе, труду, уважение к старшим и т. п.;

- рисование плакатов, тематических композиций, иллюстраций к произведениям детских писателей, пропагандирующих позитивные и осуждающих негативные поступки человека.

Повышение эффективности нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства может состояться, если

при организации художественной деятельности детей осуществляется органичное включение в материал урока научно подтвержденных фактов из истории родного края, отечественной художественной культуры, фрагментов литературных произведений, народного творчества [12].

Формированию духовно-нравственных ценностей на занятиях по ИЗО способствует соответствующий анализ произведений известных художников: патриотизм в картине «Письмо с фронта» А.И. Лактионова, материнство в картине Ю.П. Ку-гача «У колыбели», любовь к родному краю в картине А.М. Васнецова «Родина» и т.д. Например, детям предлагается ответить на вопросы к произведению А.И. Лактионова «Письмо с фронта»: Какой теме посвящено данное произведение? Какова атмосфера картины, что наполняет её радостью? Как вы думаете, что написано в письме? Какие эмоции герои испытывают при прочтении письма, было ли оно для них долгожданным? Каким на картине представлен солдат-фронтовик, принесший письмо? Каково ваше отношение к сюжету произведения. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей пробуждает лучшие человеческие чувства и качества: патриотизм, доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д.

Духовно-нравственные ценности присваиваются детьми в деятельности, смысл и цели которой ими осознаются, когда обучающийся имеет возможность проявить и реализовать свою активность. В этой связи необходимо предусмотреть принцип целенаправленности, сознательности и активности учебной деятельности ребенка. Данный принцип обеспечивает реализацию обозначенных выше подходов и прежде всего, субъ-ектно-ориентированного, что означает:

- сознательное включение школьников в разнообразную учебную и внеучебную деятельность;

- самостоятельное определение обучающимися целей и задач предстоящей деятельности (в начале учебного года, четверти, изучения новой темы);

- организацию различных видов деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых усилий детей (в начальной школе это элементы проектной и исследовательской деятельности, участие в конкурсах и фестивалях детского творчества);

- предоставление учащимся возможности проходить свой индивидуальный путь к поставленной им самим цели, оказывая помощь при составлении индивидуальной программы, плана, маршрута изучения предмета, темы;

- предоставление права школьнику определять самому степень самостоятельности при освоении учебного материала, выбирать формы и способы оказания помощи ему со стороны педагогов, взаимодействия со сверстниками и родителями при выполнении учебной работы;

- обеспечение возможности оценивать самому ученику все виды деятельности, образовательные достижения, сопоставлять самооценку с оценкой других (реализуется посредством групповой (высказывание мнений) и индивидуальной (портфолио) рефлексии преимущественно в игровой форме);

- создание ситуаций ответственности и самостоятельности при выборе и выполнении учебной деятельности на уроке и дома, при изучении отдельных тем, выполнении какого-либо практического задания или его фрагмента, оценке достижений обучающегося по предмету (самооценка и взаимооценка работ учащихся, выполненных на уроке, во внеклассной деятельности), при принятии решения участвовать в творческом конкурсе на социально - значимую тему, например, конкурс экологического рисунка, плакатов на тему безопасного поведения на дороге и пр.

Развитию творчества способствуют элементы поисковой самостоятельной работы, например, при изучении модуля «Графика» предлагается: подбор рабочего материала к урокам (графические рисунки растений, животных, птиц, природных объектов, др.), которые могут помочь детям ответить на вопросы: Что заинтересовало художника в изображаемом растении, животном, какую красоту он в нем увидел, какими средствами рассказал об этом нам? Детям может быть предложено подготовить семейный плакат (или в микрогруппах), призывающий людей заботиться о домашних животных, не обижать их, не выбрасывать на улицу, когда они стали им ненужными; собрать информацию о том, как люди помогают бездомным животным, предложить им поучаствовать в аналогичной акции в школе; организовать конкурсе рисунков «Мой любимый домашний питомец» для учеников 1-2 класса и др.

Реализация данного принципа возможна, если педагоги опираются на личный опыт ребенка, его отношения с людьми, окружающим миром, учитывают то, что его волнует, его интересы, проблемы и трудности. Этот принцип тесно связан с принципом индивидуализации, уровневости, вариативности обучения.

Индивидуализация сегодня рассматривается как преобразовательная деятельность человека по позитивному изменению своего внутреннего мира с целью самореализации и направлена на развитие индивидуальности и субъектности ребенка, когда он осознает свои возможности, обоснованно ставит цели, сам определяет и организует свою деятельность, чтобы как можно более полно раскрыть и реализовать свои способности. Такое состояние индивидуализации обучении ребенка не возникает сразу, для этого необходима системная целенаправленная деятельность педагога [5; 3, С. 79-85].

На первом этапе педагог создает условия для развития субъектности и самостоятельности ученика, помогая детям актуализировать личную про-

блему, осознать положительные перспективы, понять собственные ресурсы для достижения целей. Педагог обучает их самоорганизации учебной деятельности, то есть самостоятельной постановке цели, планированию, обоснованному выбору способов достижения целей, самоанализу, рефлексии, самооценке, создавая ситуации для принятия самостоятельных решений. При этом педагогу важно развивать мотивацию к самостоятельной деятельности, поддерживать проявления его субъектности, индивидуальности, поощрять достижения, опираться на лучшие, «сильные» стороны ребенка; создавать ситуации успеха, предоставлять ребенку право на ошибку. Важнейшим средством осуществления индивидуализации является субъектно-ориентирован-ная технология, которая может использоваться в любых формах учебной и внеучебной деятельности обучающихся [3, С.192-199].

Развитие индивидуализации обучения существенно зависит от подготовленности учащегося к учебной деятельности, освоению учебного предмета, его способностей. В этой связи необходимо учитывать уровни обученности и обучаемости учащегося при определении целей и задач деятельности ученика, выборе сложности, объема содержания учебного материала, определении способов самостоятельной работы, характера взаимодействия ученика со сверстниками и учителем, форм контроля и самоконтроля за результатами деятельности и др. Ребенку предоставляется возможность самому осуществить выбор характера и способов учебной работы при избыточном наборе вариантов или предложить свой вариант.

На уроках ИЗО предоставляется возможность каждому ребенку организовать свою деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития, чтобы максимально реализовать свои способности, удовлетворить потребности в творческом саморазвитии в удобной и доступной для него форме. Педагог, без ущерба для качества образовательного процесса, может одновременно работать с различными категориями обучающихся, с детьми, обладающими различной подготовкой и опытом в осваиваемом виде деятельности, предлагая детям выполнение учебных заданий разного уровня: базовый уровень предполагает выполнение заданий средней сложности, освоение приемов и способов изобразительной деятельности индивидуально, в паре, микрогруппе под наблюдением учителя в классе, продвинутый уровень предполагает сотворчество педагога и ребенка на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов освоения учебного предмета, включающих внеурочную деятельность художественной направленности, внеклассную творческую работу ученика, выполнение заданий, требующих значительного количества времени и усилий.

Возможность выбора ребенком и его родителями уровня освоения учебной программы по ИЗО (от доступности до высокого уровня сложности)

обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения большинства учеников, с другой стороны, удовлетворяет запросы учеников с особыми образовательными потребностями. Важно отметить, что уровень освоения программы по ИЗО не «закрепляется» за ребенком, а может меняться в зависимости от ряда факторов на каждом уроке, что позволяет реализовать следующий принцип ризомопо-добного обучения и гибкости организации учебной деятельности ребенка. Этот принцип тесно связан с индивидуализацией и уровневостью обучения, усиливает внимание педагогов к тому, что освоение нравственно ценностных знаний и приобретение опыта нравственного поведения ребенком возможно в том случае, если педагог выстраивает свою деятельность не линейно, по составленному заранее конспекту занятия, а идет от ребенка, его потребностей и состояния в данный момент [6; 8].

Кроме того, психологическое состояние ребенка, его эмоциональный настрой на деятельность в конкретный учебный момент времени зависит от многих факторов и произошедших событий в его жизни, о которых педагог, как правило, не может знать, что вполне естественно. Если учитель, придя на урок, будет выстраивать деятельность ребенка под свой запланированный формат, то есть будет идти от своих замыслов, не учитывая состояние, настрой ребенка, это может привести к внутреннему или внешнему конфликту с учеником, его агрессивной реакции на действия учителя. В этом случае даже самая нравственно ценностная информация может вызвать у ученика отторжение, противодействие положительным намерениям учителя, то есть негативное отношение к информации и действиям педагога.

Вышеизложенное объясняет необходимость взаимодействия с ребенком, опираясь на принцип ризомоподобного обучения, противоположного преподаванию с заранее определенными результатами обучения и специально для этого заранее отобранным учебным материалом. Для педагога ризо-моподобное обучение означает создание таких ситуаций, внутри которых и образовательный процесс, и собственно знание конструируются учениками, при этом процесс обучения может быть в любой момент изменен, перестроен под ученика. Учебные замыслы, планы педагога перестраиваются, гибко реагируя на изменившуюся обстановку в классе, на изменения в поведении ученика. Для обучающегося ризома - это контент, разнообразный, разноуровневый, в котором можно двигаться в любом направлении [11].

Развивая индивидуальность, субъектность ученика, не менее важно организовать его взаимодействие с людьми, взрослыми и детьми. Поэтому необходимо обеспечить реализацию принципа сотрудничества и созидательного сотворчества, означающего взаимодействие педагога и учащихся в процессе совместной учебной деятельности, в которой создаются совместные и индивидуальные оригинальные продукты как результат совместного

поиска, приобретается опыт совместного творческого решения учебных задач, коммуникации, командной работы, активности, ответственности, самодисциплины, толерантности. Реализация данного принципа, прежде всего, способствует формированию таких традиционных нравственных ценностей как созидательный труд, приоритет духовного над материальным, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение. Совместная творческая и созидательная деятельность предполагает взаимную ответственность обучающихся, сопереживание, взаимоподдержку, способность вместе преодолевать трудности. При этом творчество, сотрудничество, продуктивность и созидательность рассматриваются учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе [17];

Важными средствами сотрудничества и созидательного сотворчества, формирования многих традиционных ценностей у младших школьников при изучении учебных предметов являются проектная и поисковая деятельность на основе культурного краеведения, (изучение народных традиций, искусства, художественных промыслов родного края), творческое решение исследовательских задач, коллективные (групповые) обсуждения произведений искусства, раскрывающих историю нашей страны, посвященных боевым и трудовым подвигам нашего народа; и решения вопросов и проблемных ситуаций, поиск преодоления трудностей, выполнение творческих работ на уроке и во внеурочное время, организация и обсуждение выставок рисунков учащихся, художественного оформления помещений школы к праздникам, в том числе с участием родителей, семьи (оформление окон в рамках акций: «Окна Победы», «Новый год стучит в окно» и пр.).

Взаимодействие учителя с детьми на уроках ИЗО предполагается преимущественно партнерское (педагог - старший товарищ, равноправный участник занятия). Позиция педагога близка к тьюторской: не осуществляет явного руководства в ходе выполнения задания на уроке, наблюдает, при необходимости, направляет, задавая наводящие вопросы, помогает создавать пары и микрогруппы для совместного преодоления возникшего затруднения, таким образом, реализуя педагогическое сопровождение как деятельности каждого обучающегося, так и образовательного взаимодействия детей в классе [13].

«Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации и осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества» [10, С. 3].

13

У ребенка немало вопросов, на которые он хотел бы получить ответ, проблем, требующих обсуждения с одноклассниками, взрослыми, педагогами и родителями. Дискуссионность характеризует современный стиль взаимодействия, взаимоотношений субъектов учебной деятельности, взрослых и детей. У современных школьников есть свое мнение, часто ошибочное, которое требует обсуждения. Данная ситуация обосновывает важность принципа проблемности и дискуссионно-сти, что означает создание таких условий, при которых педагог может выявить проблемы, которые волнуют детей, лучше узнать внутренний мир ученика, удовлетворить его потребность в познании и общении, научить детей выражать и отстаивать свою точку зрения, уважать и принимать мнение других. Учебный материал предметов предусматривает знакомство с разными точками зрения по обсуждаемой проблеме, что позволяет приобщить детей к дискуссии и выбору своей позиции. При изучении учебного материала достаточно много сюжетов, ситуаций нравственного содержания, которые позволяют выявлять и обсуждать проблемы, формировать нравственную оценку событий, поступков героев, анализировать и выбирать способы собственного поведения на основе осмысления духовно-нравственных ценностей.

Дискуссионность в классе, коллективе возможна, если введена система коллективного обсуждения проблем, планируемых занятий, видов учебной деятельности, домашних заданий, при этом ни одно решение не принимается волевым усилием учителя без обсуждения с детьми. Проблемы для обсуждения могут задаваться педагогом, но наиболее ценно, когда дети сами определяют вопросы для дискуссии. Дискуссия может составлять основу всего занятия и предусматривать обсуждение логично выстроенных вопросов. Также используются конкретные ситуации в ходе занятия, которые заранее планируются учителем или импровизируются.

Технология «Образ и мысль» позволяет реализовать этот принцип. Анализ художественных произведений с использованием технологии предполагает просмотр детьми произведений известных художников, авторская позиция в которых прочитывается не сразу и может трактоваться неоднозначно, например, «Опять двойка» Ф. Решетникова. Обсуждение начинается традиционно: Какой теме посвящено данное произведение? Какова атмосфера картины? «Что передает ситуацию напряженности? Далее следуют дискуссионные вопросы: Как вы думаете, как относится автор к главному герою: сочувствует ему или осуждает? и т.д. Восприятие произведений искусства в ходе ответов на проблемные вопросы создают условия для более глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.

Любое полезное знание, которое ребенок осваивает, каждое важное действие, совершаемое учеником, присваивается, становится личностно

14

значимым для него, отражается в экзистенциальной, интеллектуальной сферах ребенка, если это эмоционально им проживается. Эмоции и чувства, которые переживает ребенок, оказывают сильное влияние на восприятие, понимание информации, поведение, на присвоение нравственных ценностей, закрепление в его сознании и поведении ценностных смыслов жизнедеятельности человека. Это объясняет необходимость реализации принципа эмоциональной отзывчивости и эмпатий-ного взаимодействия. От эмоциональной атмосферы в коллективе, эмоциональной отзывчивости педагога зависит психологическое и психическое состояние ребенка, его отношение к информации, изучаемому материалу, учебной деятельности [14]. Одна из задач изучения ИЗО в школе - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознание своих внутренних переживаний [10, С. 10].

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. С этой целью используются соответствующие методы. Метод арт-терапии позволяет ребенку выразить свои чувства и переживания посредством творчества. Учащиеся развивают рефлексию и анализ своего поведения, мыслей, своих собственных поступков. Такой метод особенно полезен в начальной школе, ведь дети младшего возраста не всегда могут выразить свои эмоции. Работа может быть, как индивидуальной, так и коллективной. В групповой работе при выполнении коллективного творческого продукта необходимо делать акцент на взаимодействие между детьми. Имеет большое значение разговор о том, кто что выполнял, и насколько детям было комфортно вместе.

Метод иллюстрирования литературных произведений (стихи, сказки, произведения известных писателей) развивает эмоциональную отзывчивость у ребенка. Иллюстрации помогают детям больше вникнуть в суть литературного произведения. Метод направлен на развитие умения представления поведения героев, пробуждение добрых чувств, сопереживание героям. Сначала учитель обсуждает с детьми то или иное произведение, учащиеся рассказывают, что им больше всего запомнилось или понравилось, анализируют поступки персонажей. После этого учащиеся выбирают эпизод из произведения и на основе представления образов героев создают иллюстрацию [1, С. 14].

Реализация данного принципа означает проникновение в эмоциональные и иные состояния ребенка, постижение, понимание его внутреннего мира, стремление эмоционально откликнуться и вникнуть в его проблемы. Педагогу важно обладать гибкостью поведения, нестандартностью мышления, творчеством, креативностью, способностью выстраивать партнерские отношения с обучающимися, вызывая у них доверие и желание быть естественным, открытым во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

Принцип визуализации обучения. Данный принцип - это трансформация известного в дидактике принципа наглядности, когда наглядность и наглядные образы не только используются для более доступного и прочного усвоения учебного материала, но и создаются самими обучающимися в процессе переработки информации, что повышает их субъектность, осознанность в учебной деятельности и развивает познавательные интересы. В качестве заданий здесь может быть полезен подбор визуального ряда по теме занятия. Такое задание может быть предложено как на закрепление изученного на уроке материала, так и на опережение в качестве подготовки к изучению новой темы. Представляется к проверке в виде электронной презентации или фотоколлажа, включает как репродукции картин (книжные иллюстрации студенческие работы, рисунки детей) на тему урока, так и рабочий материал к уроку (фотографии животных, птиц, растений, природных объектов и др.)

Визуализация - это перевод мысленных представлений в зрительные образы, когда ребенок осознанно воображает желаемую ситуацию или объект в целях их физического воплощения, это средство достижения целей путем использования силы воображения. Визуализация информации, которую осваивают дети, - это представление данных в таком виде, который обеспечивает наиболее эффективную деятельность обучающегося по их изучению [16, С. 260-264].

Визуализация означает использование детьми приёмов для представления информации, какого-либо явления в удобном для зрительного наблюдения и анализа виде. Существует множество способов визуального представления информации: графики, схемы, таблицы, матрицы, диаграммы, опорные схемы и др. Визуально можно представить любую идею, объект, явление или пространство в стилизованной или реалистичной визуальной форме. Реализация данного принципа стимулирует присвоение нравственных ценностей, осознанное усвоение учебного материала, поскольку данный вид деятельности вызывает интерес у учащихся, является творческим и предусматривает определенные волевые усилия, а также отражает их интеллектуальные способности и нравственные ориентиры. Содержание программы по ИЗО учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях [10, С. 10].

Повышению воспитательного потенциала учебного процесса, сознательному усвоению традиционных духовно-нравственных ценностей, реализации изложенных выше принципов способствует создание ряда педагогических условий. Прежде всего, это интеграция педагогических средств учебной и внеучебной деятельности, дополнительного образования школьников, межпредметные связи в образовательном процессе. Интеграционные процессы обеспечивают разностороннее развитие детей, формирование целостной картины

мира, удовлетворение их потребностей и интересов, целостное влияние на формирование духовно-нравственных ценностей школьников.

Не менее важно развивать взаимодействие педагогов с семьей, родителями. Невозможно решить ни одну проблему воспитания, и прежде всего, формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей без участия родителей, без формирования соответствующих ценностей в семье. Родители являются главными и необходимыми союзниками в решении этой проблемы. Задача педагога организовать взаимодействие с родителями таким образом, чтобы сделать их своими единомышленниками в духовно-нравственном воспитании и развитии ребенка. Важно способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных, благоприятных условий для формирования духовно-нравственной атмосферы в семье. Так, например, организации совместной деятельности детей и родителей могут способствовать выставки фотографий домашних питомцев, сделанных с помощью родителей. На уроке желающие могут рассказать о том, как его семья заботится о своем домашнем питомце, или о том, как их семья помогает бездомным животным (птицам) в холодное время года и др.

Учебный процесс содержательно, эмоционально и духовно может обогатить использование ресурсов социума. Создание этого условия способствует решению ряда важных образовательных и воспитательных задач: формирование нравственных ценностей, воспитание гражданственности, чувства гордости за свою Родину, уважения к людям, труженикам города и села и многих других социально важных качеств; расширение связей ребенка с окружающим миром, обогащение его опыта социальных отношений; усиление практической направленности учебной деятельности детей, приобщение их к обсуждению и решению социально значимых проблем; освоение опыта жизнедеятельности и хозяйствования на примере лучших образцов и др.

На примере изучения учебного предмета «Изобразительное искусство», мы попытались рассмотреть возможности и средства духовно-нравственного воспитания младших школьников, основу и целевые ориентиры которого составляют традиционные российские духовно-нравственные ценности. Рассмотренные выше подходы и педагогические принципы важно учитывать при организации проектирования образовательного процесса и изучении школьниками учебных предметов, при определении содержания учебного материала и отборе педагогических средств обучения предмету. Анализируя результаты развития детей, целесообразно оценить, как реализованы указанные принципы при организации учебной и внеучебной деятельности школьников, их взаимодействии с одноклассниками, старшими и младшими, взрослыми, окружающим ми-

ром. Такой анализ позволит педагогу выявить неиспользованные ресурсы, которые целесообразно учесть при поиске путей совершенствования дальнейшего изучения учебного предмета.

Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Научно-

методическое обеспечение формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Антропова, Д.В. Нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства / Д.В. Антропова, О.А. Овсянникова. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2020. - № 2 (46). - С. 13-16.

2. Багдасарян, В.Э. Традиционные ценности: стратегия цивилизованного возрождения / В.Э. Багдасарян. - Ярославль : ООО «СПК», 2022. - 256 с. - Текст : непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Байбородова, Л.В. Воспитательная деятельность : учебник / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. - Москва, КНОРУС, 2023. - 402 с. - Текст : непосредственный.

4. Бездухов, В.П. Воспитание добродетелей молодого поколения как фактор сохранения традиционных ценностей / В.П. Бездухов. - Текст : непосредственный // Духовная безопасность и традиционализм : избр. материалы междунар. науч.-просветит. конф. / отв. ред. А.Г. Поляков. - Киров : ВЕСИ, 2023. - С.15-21.

5. Бурлакова, Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе: концептуальные основы / Т.В. Бурлакова. - Шуя : ШГПУ, 2008. - 179 с. - Текст : непосредственный.

6. Гарифуллин, Р.Р. Основы постмодернистской педагогики : монография / Р. Р. Гарифуллин. - Казань : Бриг, 2021.

- 127 с. - Текст : непосредственный.

7. Евсеева, О.Ю. Изобразительное искусство как средство нравственного воспитания обучающихся / О.Ю. Евсеева, Д.С. Ершова. - Текст : непосредственный // StudNet : науч.-образоват. журн. для студентов и преподавателей. - 2021.

- № 6. - С. 1127-1134.

8. Елкина, И.М. О новых дидактических концептах: ризомоподобное обучение / И.М. Елкина. - Текст : непосредственный // Философские науки. - 2016. - № 11. - С. 82-95.

9. Изобразительное искусство. 1-4 классы : рабочая прогр. / С.П. Ломов, Н.В. Долгоаршинных, С.Е. Игнатьев [и др.]. - Москва : Дрофа, 2017. - 41 с. - Текст : непосредственный.

10. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева [и др.] ; под ред. Б.М. Неменского. - Москва : Просвещение, 2015. - 128 с. - Текст : непосредственный.

11. Гречушкина, Н.В. Педагогика онлайн-курсов: ризоматическое обучение / Н.В. Гречушкина. - Текст : непосредственный // Проблемы современного образования. - 2020. - № 4. - С. 161-171.

12. Козлов, В.И. Нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства / В.И. Козлов. - Текст : непосредственный // Наука и Школа. - 2017. - № 5. - С. 173-179.

13. Кротова, М.В. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности обучающихся на занятиях по изобразительному искусству в разновозрастной группе / М.В. Кротова. - Текст : непосредственный // Вестник Вятского государственного университета. - 2019. - № 3. - С. 87-96.

14. Курносова, С.А. Технология воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников / С.А. Курносова.

- Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 1 (32). - С. 194-196.

15. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание современной молодежи / В.И. Лотовинов. - Москва : Русайнс, 2020.

- 342 с. - Текст : непосредственный.

16. Макарова, Е.А. Визуализация как одна из стратегий создания инновационной образовательной среды / Е.А. Макарова, В.И. Писаренко. - Текст : непосредственный // Известия Южного федерального университета. Сер. Технические науки. - 2011. - № 12. -С. 260-264.

17. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах : учеб.-метод. пособие / М.И. Рожков. - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 156 с. - Текст : непосредственный.

18. Сластенин, В.А. Педагогика : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. - 10-е изд., перераб. - Москва : Академия, 2011. - 608 с. - Текст : непосредственный.

19. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степнов, Л.М. Лузина. -Москва : Сфера, 2008. - 220 с. - Текст : непосредственный.

20. Тамарская, Н.В. Родителям поколения Z. Как перестать беспокоиться и помочь своему ребенку в эпоху стремительных перемен / Т.В. Тамарская, О.В. Белова. - Калининград : Изд-во БФУ им.И. Канта, 2019. - 109 с. - Текст : непосредственный.

21. Тонких, В.А. Духовно-нравственные традиции русского народа: становление и эволюция / В.А. Тонких. - Текст : непосредственный // Духовная безопасность и традиционализм : избр. материалы междунар. науч.-просветит. конф. / отв. ред. А.Г. Поляков. - Киров : ВЕСИ, 2023. - С. 164 - 169.

22. Российская Федерация. Президент (2000- ; В. В. Путин). Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ от 9 нояб. 2022 г. № 809. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 01.04.2023). - Текст : электронный.

23. Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К.Д. Ушинский. - Текст : непосредственный // Избранные произведения. - Москва ; Ленинград : АПН РСФСР, 1946. - Вып. 3. - С. 154.

REFERENCES

1. Antropova D.V., Ovsjannikova O.A. Nravstvennoe vospitanie mladshih shkol'nikov sredstvami izobrazitel'nogo is-kusstva [Moral education of younger schoolchildren by means of fine arts]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta [Journal of ShadrinskState Pedagogical University], 2020, no. 2 (46), pp. 13-16.

2. Bagdasarjan V.Je. Tradicionnye cennosti: strategija civilizovannogo vozrozhdenija [Traditional values: strategy of civilized revival]. Jaroslavl': OOO «SPK», 2022. 256 p.

3. Bajborodova, L.V., Rozhkov M.I. Vospitatel'naja dejatel'nost': uchebnik [Educational activity]. Moscow, KNORUS, 2023. 402 p.

4. Bezduhov V.P. Vospitanie dobrodetelej molodogo pokolenija kak faktor sohranenija tradicionnyh cennostej [Education of the virtues of the younger generation as a factor in preserving traditional values]. Poljakov A.G. (ed.) Duhovnaja bezopas-nost' i tradicionalizm: izbr. materialy mezhdunar. nauch.-prosvetit. konf. [SpiritualSecurity and Traditionalism]. Kirov: VESI, 2023, pp.15-21.

5. Burlakova T.V. Individualizacija professional'noj podgotovki studentov v pedagogicheskom vuze: konceptual'nye os-novy [Individualization of professional training of students at a pedagogical university: conceptual foundations]. Shuja: ShGPU, 2008. 179 p.

6. Garifullin R.R. Osnovy postmodernistskoj pedagogiki: monografija [Fundamentals of postmodern pedagogy]. Kazan': Brig, 2021. 127 p.

7. Evseeva O.Ju., Ershova D.S. Izobrazitel'noe iskusstvo kak sredstvo nravstvennogo vospitanija obuchajushhihsja [Fine art as a means of moral education of students]. StudNet: nauch.-obrazovat. zhurn. dlja studentov i prepodavatelej, 2021, no. 6, pp. 1127-1134.

8. Elkina I.M. O novyh didakticheskih konceptah: rizomopodobnoe obuchenie [About new didactic concepts: rhizome-like learning]. Filosofskie nauki [PhilosophicalSciences], 2016, no. 11, pp. 82-95.

9. Lomov S.P., Dolgoarshinnyh N.V., Ignat'ev S.E., et al. Izobrazitel'noe iskusstvo. 1-4 klassy: rabochaja progr. [Fine Arts. grades 1-4]. Moscow: Drofa, 2017. 41 p.

10. Nemenskij B.M., Nemenskaja L.A., Gorjaeva N.A., et al. Izobrazitel'noe iskusstvo. Rabochie programmy. Predmetnaja linija uchebnikov pod redakciej B. M. Nemenskogo. 1 -4 klassy: posobie dlja uchitelej obshheobrazovat. organizacij [Fine art. Work programs. The subject line of textbooks edited by B. M. Nemensky. grades 1-4]. In B.M. Nemenskogo (ed.). Moscow: Prosveshhenie, 2015. 128 p.

11. Grechushkina N.V. Pedagogika onlajn-kursov: rizomaticheskoe obuchenie [Pedagogy of online courses: rhizomatic training]. Problemy sovremennogo obrazovanija [Problems of modern education], 2020, no. 4, pp. 161-171.

12. Kozlov V.I. Nravstvennoe vospitanie mladshih shkol'nikov na urokah izobrazitel'nogo iskusstva [Moral education of younger schoolchildren in art lessons]. Nauka i Shkola [Science and School], 2017, no. 5, pp. 173-179.

13. Krotova M.V. Proektirovanie individual'noj obrazovatel'noj dejatel'nosti obuchajushhihsja na zanjatijah po izo-brazitel'nomu iskusstvu v raznovozrastnoj gruppe [Designing individual educational activities of students in visual arts classes in a multi-age group]. Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Vyatka State University], 2019, no. 3, pp. 87-96.

14. Kurnosova S.A. Tehnologija vospitanija jemocional'noj otzyvchivosti u mladshih shkol'nikov [Technology of education of emotional responsiveness in younger schoolchildren]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of Science, Culture, Education], 2012, no. 1 (32), pp. 194-196.

15. Lutovinov V.I. Patrioticheskoe vospitanie sovremennoj molodezhi [Patriotic education of modern youth]. Moscow: Rusajns, 2020. 342 p.

16. Makarova E.A., Pisarenko V.I. Vizualizacija kak odna iz strategy sozdanija innovacionnoj obrazovatel'noj sredy [Visualization as one of the strategies for creating an innovative educational environment]. Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Ser. Tehnicheskie nauki [Izvestiya SFedU. Engeneering Sciences], 2011, no. 12, pp. 260-264.

17. Rozhkov M.I. Razvitie samoupravlenija v detskih kollektivah: ucheb.-metod. posobie [Development of self-government in children's collectives]. Moscow: VLADOS, 2002. 156 p.

18. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shijanov E.N. Pedagogika: uchebnik dlja studentov uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovanija [Pedagogy]. In V.A. Slastenina (ed.). Moscow: Akademija, 2011. 608 p.

19. Stepanov E.N. Luzina L.M. Pedagogu o sovremennyh podhodah i koncepcijah vospitanija [To the teacher about modern approaches and concepts of education]. Moscow: Sfera, 2008. 220 p.

20. Tamarskaja N.V., Belova O.V. Roditeljam pokolenija Z. Kak perestat' bespokoit'sja i pomoch' svoemu rebenku v jepohu stremitel'nyh peremen [To parents of Generation Z. How to stop worrying and help your child in an era of rapid change]. Kaliningrad: Izd-vo BFU im.I. Kanta, 2019. 109 p.

21. Tonkih V.A. Duhovno-nravstvennye tradicii russkogo naroda: stanovlenie i jevoljucija [Spiritual and moral traditions of the Russian people: formation and evolution]. Poljakov A.G. (ed.) Duhovnaja bezopasnost' i tradicionalizm: izbr. materialy mezhdunar. nauch.-prosvetit. konf. [SpiritualSecurity and Traditionalism]. Kirov: VESI, 2023, pp. 164-169.

22. Rossijskaja Federacija. Prezident (2000- ; V. V. Putin). Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej: ukaz ot 9 nojab. 2022 g. № 809 [On the approval of the foundations of the state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (Accessed 01.04.2023).

23. Ushinskij K.D. O nravstvennom jelemente v russkom vospitanii. Vyp. 3 [About the moral element in Russian education]. Izbrannyeproizvedenija [Selected works]. Moscow; Leningrad: APN RSFSR, 1946, pp. 154.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Л.В. Байбородова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогических технологий, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.ДУшинского», Ярославль, Россия, e-mail: [email protected].

М.В. Кротова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.ДУшинского», Ярославль, Россия, e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

L.V. Bayborodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department Chair of the Department of Pedagogical Technologies, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia, e-mail: [email protected].

M.V. Krotova, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Design, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia, e-mail: [email protected].

УДК 373.3 Б01: 10.52772/25420291_2023_2_18

Мария Владиславовна Басалаева, Галина Фирдинатовна Хисматова

г. Красноярск

Представления будущих и работающих учителей начальных классов об учебной

мотивации младших школьников

В статье представлены результаты эмпирического исследования, цель которого заключалась в определении содержания представлений будущих и работающих учителей начальных классов об учебной мотивации обучающихся младшей школы. Основной вопрос исследования состоял в наличии и определении сходств и различий представлений об учебной мотивации у будущих учителей начальных классов и учителей со стажем. Гипотеза исследования заключалась в проверке предположения о разном содержании представлений об учебной мотивации обучающихся младшей школы у студентов и работающих учителей. Мы предполагали, что содержание представлений об учебной мотивации у студентов и учителей со стажем будут совпадать и носить научный характер, но в представлениях учителей будет выражена практическая ориентированность, а у студентов будет превалировать научный характер содержания. В проведенном анкетировании приняли участие учителя начальной школы образовательных учреждений г. Красноярска (стаж более 5 лет) и студенты выпускных курсов КГПУ им. В. П. Астафьева направления 44.03.05 начальное образование и русский язык. При проведении анкетирования анализировались представления о: понятии учебной мотивации; доминирующих учебных мотивах современного школьника; инструментах формирования учебной мотивации; показателях недостаточной сформированности учебной мотивации у современных школьников. Результаты исследования показали, что большинство опрашиваемых студентов ориентируются в своих ответах на теоретическую базу, учителя же на практический опыт своей профессиональной деятельности. Результаты данного исследования могут быть полезны при подготовке выпускников педагогических вузов, использоваться учителями начальных классов в своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное представление, учебная деятельность, формирование учебной мотивации, целеполагание, профессиональная деятельность.

Mariia Vladislavovna Basalaeva, Galina Firdinatovna Khismatova

Krasnoyarsk

Presentation of future and working primary school teachers about the educational motivation of younger students

The article presents the results of an empirical study determining the content of the ideas of future and working primary school teachers about the primary school students' educational motivation. The main issue of the study was the presence and the definition of similarities and differences in educational motivation ideas among future primary school teachers and experienced teachers. The hypothesis of the study was to test the assumption about the different content of ideas about the primary school students' educational motivation among future primary school teachers and experienced teachers. We have assumed that the content of the ideas about learning motivation among future primary school teachers and experienced teachers would coincide and be of a scientific nature, but the experienced teachers would express the practice-oriented ideas and students would express the scientifically-oriented ideas. The survey was attended by primary school teachers in Krasnoyarsk (experience more

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.