Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/26PDMN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Цветкова И.В. Развитие духовно-нравственных качеств учащихся в условиях общеобразовательной организации // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Tsvetkova I.V. (2020). Development of spiritual and moral qualities of pupils in conditions of general educational organization. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN120.pdf (in Russian)
УДК 373 ГРНТИ 14.01.11
Цветкова Инна Владимировна
МБОУ «Мариинская гимназия», Ульяновск, Россия
Директор
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск, Россия
Аспирант E-mail: [email protected]
Развитие духовно-нравственных качеств учащихся в условиях общеобразовательной организации
Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования духовно-нравственных качеств личности младшего школьника, автором рассматриваются точки взаимопроникновения понятий «духовность» и «нравственность» в понятие «духовно-нравственное воспитание». Автор отмечает, что в содержание данного понятия исследователями часто вкладываются достаточно разные смыслы. Тем не менее, большинством философских и педагогических работ содержание духовно-нравственного развития и воспитания раскрывается в основном с точки зрения социально-этических требований, предъявляемых к поведению и формированию личности. В статье кратко приведены отдельные результаты диагностики духовно-нравственной воспитанности учащихся, в частности, представлены результаты по одному из показателей когнитивного критерия - уровню сформированности нравственных понятий у учащихся. Всего в диагностике приняло участие 165 учащихся 2-4 классов МБОУ «Мариинская гимназия». Согласно методике диагностики школьникам было предложено пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Опрос проводился индивидуально. По результатам диагностики автор отметил обогащение сферы нравственных чувств и отношений детей, возникновение стойкого интереса к духовно-нравственным ценностям и отечественным культурным традициям, истории и культуры России, своего родного края. В целом по итогам работы наблюдалась позитивная динамика в состоянии показателя сформированности нравственных понятий у учащихся за прошедшие четыре года. В заключении автор сделан вывод о том, что сущность процесса развития духовно-нравственных качеств личности младшего школьника заключается в организации процесса, направленного на принятие духовно-нравственных ценностей, формирование духовных потребностей, нравственных мотивов поведения, развитие общественно значимых чувств, выработку привычек нравственного поведения.
https:// mir-nauki. com
Ключевые слова: духовность; нравственность; духовно-нравственное воспитание; духовно-нравственные качества личности; базовые нравственные ценности; диагностика; нравственные понятия; школьник
Сегодня образование в Российской Федерации акцентирует внимание на возрождение базовых национальных ценностей в сознании граждан. Возможность выживания человечества в эпоху духовно-мировоззренческого кризиса связывают с образованием, базирующемся на духовно-нравственных идеалах и ценностях, и возрождением культурных традиций, на которых традиционно строилось Российское государство.
Среди приоритетов современной политики государства в области воспитания выделяют формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года уточняется, что духовное и нравственное воспитание детей осуществляется за счет развития у детей нравственных чувств; формирования ярко выраженной нравственной позиции; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям; содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов [1].
В педагогический тезаурус прочно вошло словосочетание «духовно-нравственное воспитание». Анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме исследования показывает, что вопросы духовно-нравственного воспитания изучались довольно широко и на разных уровнях. Большинство исследователей находят точки взаимопроникновения понятий «духовность» и «нравственность» именно в понятии «духовно-нравственное воспитание». Подтверждением сказанного служат работы Т.И. Петраковой, А.И. Соловцова, теолога Е.В. Шестуна, по мнению которых, проявление нравственности (как любви к Богу, ближним, самому себе и т. п.) характеризует уровень духовности человека. Близкой точки зрения придерживаются и исследователи-педагоги Т.И. Власова, Т.В. Емельянова, Е.И. Исаев, Н.Н. Никитина, В.И. Слободчиков, относя нравственность к одному «из измерений духовности человека» [2, с. 11].
Нетрудно заметить, что в содержание понятия «духовно-нравственное воспитание» исследователями часто вкладываются достаточно разные смыслы. Тем не менее, большинством философских и педагогических работ содержание духовно-нравственного развития и воспитания раскрывается в основном с точки зрения социально-этических требований, предъявляемых к поведению и формированию личности и сводится к более или менее полному перечислению таких принципов морали и свойств личности, как преданность гуманистическим идеалам, толерантность, стыд, трудолюбие, совесть, чувство собственного достоинства, которые выступают, в сущности, как носители нравственности.
Мы согласны с мнением исследователей о том, что духовно-нравственное воспитание обеспечивает направленность личности на идеалы и духовно-нравственные ценности общества на основе достижения гармоничной конгруэнтности нравственных знаний, чувств, мотивов и поступков личности. Когнитивные, эмоционально-мотивационные и поведенческие компоненты в структуре личности образуют неделимое целое, так называемую монаду, характеризующую духовно-нравственную сферу личности [3, с. 22].
Опытно-экспериментальная работа по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников осуществлялась нами с 2014 года на базе МБОУ «Мариинская гимназия» г. Ульяновска. Цель исследования заключалась в изучении особенностей формирования духовно-нравственных качеств учащихся, влияющих на успешное личностное развитие.
https:// mir-nauki. com
Система духовно-нравственного развития личности включала в себя комплекс мероприятий, проводимых как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Рассмотрим подробнее особенности организации данного процесса.
Мы убеждены, что развитие духовно-нравственных качеств личности школьника происходит на всех учебных предметах, выделить определённые из них в качестве главных невозможно. Так же, как и определить приоритет между учебной и внеурочной деятельностью. Что же обеспечивает эффективность духовно-нравственного воспитания на современном уроке?
В соответствии с требованиями к структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования в гимназии реализуется Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [4]. В ней учитываются культурно-исторические, этнические, социально-экономические особенности Ульяновского региона, гимназии, а также личностные особенности школьников и пожелания семьи. Цель и задачи развития и воспитания младших школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, определённого в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [5].
В начальной школе ученики рассматривают содержание таких понятий, как «родина», «подвиг», «героизм», «дружба», «добро», знакомятся с великими победами и подвигами русского народа, узнают свою малую Родину и людей, прославляющих её в своём труде и творчестве. На литературном чтении учащиеся учатся оценивать поступки героев рассказов, стихотворений, сказок с позиции общечеловеческих добродетелей. На уроках обсуждаются различные ситуации нравственного поведения (справедливости, честности, товарищества, дружбы, верности стране, гуманности и патриотизма). При этом педагоги не только оценивают когнитивный компонент (знание учебного материала), но и обращают особое внимание на формирование эмоционально-ценностного компонента духовно-нравственной воспитанности (стимулируют познание, оценку и проявление нравственных поступков и отношений у детей). В процессе обучения часто создаются ситуации для групповой и парной работы, которые стимулируют проявление нравственных действий (уступчивости, товарищества, умение найти компромисс и др.). Педагоги часто используют в своей работе разные приёмы подготовки домашних заданий (например, творческие групповые или парные домашние задания).
С целью формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, формирования уважительного отношения к культурным и религиозным традициям многонационального народа России в 4 классе реализуется учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
К важным источникам формирования эмоционально-ценностного отношения к культуре своего народа и получения опыта нравственного поведения школьников относится искусство. Задачи духовно-нравственного развития личности в значительной степени решаются на уроках музыки и изобразительного искусства. Анализируя внутренний мир персонажей в рассматриваемых произведениях, школьник интерпретирует его чувства, эмоции, жизненные ценности, тем самым приобретая собственный опыт и сопереживая опыту другого человека. В процессе художественного восприятия происходит освоение окружающего мира и обобщение результатов этого освоения в тех формах и средствах, которые доступны в настоящее время данному ребенку. Как следствие, на этой основе происходит самосовершенствование личности школьников [6, с. 115].
По мнению исследователей, на позитивное мировосприятие ребенка и его мироотношение в целом влияет степень глубины его познания самого себя и окружающего мира, разнообразная многомерная информация об окружающем мире. Мы уверены в том, что формирование нравственного опыта школьников не ограничено только их учебной
https:// mir-nauki. com
деятельностью. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Осознание себя, качеств своей личности проявляется у школьников через интерес к поступкам литературных героев, одноклассников, а затем через оценку собственных качеств [7].
В рамках внеурочной деятельности в гимназии реализуются курсы, на которых изучается история, национальные традиции и культура народов Поволжья, и также, народов всей страны. Особое внимание в формировании основ нравственности отводится семейному воспитанию. И здесь гимназия ставит перед собой задачу - актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей [8, с. 59].
Огромное значение в становлении личности учащихся имеет трудовое воспитание. В гимназии реализуется проект «Дружная семья». Цель проекта - создание условий для формирования осознанного желания учеников помощи старшим. Трудовые бригады, субботники по уборке внутреннего двора, организация и проведение эколого-просветительских акций стали добрыми традициями коллектива гимназии.
Огромный духовно-нравственный потенциал несёт в себе работа в музее истории гимназии. Именно в его архивах и экспозициях ученики знакомятся с уникальными фактами из истории становления образовательного учреждения, которые неразрывно связаны с историей родного города, края, страны. Изучая прошлое, находясь в настоящем, ученики приобретают представление о том, что необходимо перенести из предыдущих периодов в будущее.
В гимназии оформлен зал «Святые заступники земли Русской». Обращение к образам русских православных святых как носителям огромного воспитательного потенциала востребовано педагогами и школьниками. Героизм православных святых, их духовный подвиг становятся содержанием воспитания в современной школе. Жизнь святых угодников многие столетия является идеалом нравственного совершенства. Смысл обращения к русским святым в том и состоит, что именно они определяли строй мысли русского человека, формировали мироощущение гражданина Святой Руси. Своим подвигом святые помогали человеку освобождаться от греховного в себе и, обретая душевную чистоту, сделаться менее уязвимыми для искушений. Поучительность житий святых в том, что они являются наглядным примером скромности, терпеливости в перенесении тягот, неутомимости в своем служении, примером мужества и верности избранному пути.
На примерах жизни святых учителя показывают гимназистам красоту подвига служения Господу, Отечеству и людям. На примерах жизни святых дети учатся заботиться о своей душе, жить по совести и не отрекаться ради сиюминутной выгоды от образа Творца, заложенного в людях изначально [9, а 19].
Реальность духовно-нравственного воспитания такова, что его «результат» сложно зафиксировать. Нельзя с уверенностью сказать, что существует определённый пакет диагностических методик, с помощью которых объективно и точно можно было бы определить уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности учащегося. На наш взгляд, представление об уровне духовно-нравственной воспитанности человека может сформироваться путем непосредственного продолжительного общения с ним, охватывающего разные этапы его жизни и развития, а также с помощью комплексного применения самых различных методов изучения, проективных и диагностических методик. Кроме этого, духовно-нравственное воспитание - процесс динамический, непрерывный, не прекращающийся на
протяжении всей жизни человека. Судить можно только о его промежуточных точках развития, но не о его конечном результате.
Несмотря на это в современной психолого-педагогической диагностике существуют методики, используемые для фиксирования отдельных качеств личности, систем ценностей учащихся, которые путём различных методов (наблюдения, изучения продуктов деятельности и т. п.) позволяют получить представление об уровне духовно-нравственной воспитанности учащегося на данный момент.
В рамках исследования была проведена диагностика духовно-нравственной воспитанности учащихся на основе диагностического инструментария, представленного в работах А.Н. Майорова, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой [10-12].
При обработке ответов испытуемых использовался алгоритм, предложенный авторами диагностических методик; статистические данные анализировались и соотносились с уровневыми характеристиками сформированности каждого компонента и в целом духовно-нравственной воспитанности школьников.
Отнесение школьников к тому или иному уровню духовно-нравственной воспитанности проводилось по всей совокупности диагностических методик.
Вывод о принадлежности к определенному уровню духовно-нравственной воспитанности (оптимальный, удовлетворительный, критический) школьников делался на основе статистической обработки данных по каждому критерию (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).
Кратко представим результаты по одному из показателей когнитивного критерия -уровню сформированности нравственных понятий у учащихся. Всего в диагностике приняло участие 165 учащихся 2-4 классов гимназии.
Согласно методике диагностики школьникам было предложено пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Опрос проводился индивидуально.
Ответы детей оценивались и классифицировались по следующим характеристикам:
1. данное понятие не сформировано, школьник не понимает, о чем идет речь;
2. представления о понятии смутные, противоречивые, запутанные;
3. четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста анкетируемого уровня) понимание значения предложенного слова.
Результаты опроса занесены в таблицу 1.
Таблица 1
Уровень сформированности нравственных понятий у учащихся, % (в динамике)
"N. Понятия ь т
Годы обучения n. мудрость добро зло совесть с о в и ч д е га в о мужество счастье дружба милосердие честность трудолюбие
2014-2015 83 96 86 71 74 58 73 92 50 100 81
2015-2016 89 100 91 85 81 65 75 100 60 100 89
2016-2017 96 100 97 93 92 89 87 100 75 100 97
2017-2018 100 100 100 100 100 100 96 100 95 100 100
Анализ ответов учащихся на начальных этапах экспериментальной работы свидетельствует о том, что проще всего им было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «трудолюбие», «честность». Раскрывая смысл этих категорий, дети давали четкие
ответы, в них звучали конкретные объяснения того или иного понятия. Труднее детям было объяснить такие понятия как «милосердие», «совесть», «счастье». В целом по итогам работы наблюдается позитивная динамика в состоянии показателей сформированности нравственных понятий у учащихся за прошедшие четыре года.
Отметим, что наиболее важен анализ качественных характеристик и личностных изменений, произошедших со школьниками в ходе формирующего эксперимента, чем количественная оценка. Анализируя результаты диагностики, можно отметить обогащение сферы нравственных чувств и отношений детей, возникновение стойкого интереса к духовно-нравственным ценностям и отечественным культурным традициям, истории и культуры России, своего родного края.
Таким образом, сущность процесса развития духовно-нравственных качеств личности младшего школьника заключается в организации процесса, направленного на принятие духовно-нравственных ценностей, формирование духовных потребностей, нравственных мотивов поведения, развитие общественно значимых чувств, выработку привычек нравственного поведения. Роль начальной школы в данной системе непрерывного духовно-нравственного воспитания определяется главным образом её неповторимой ценностью для развития личности ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильинский, И.М. О Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / И.М. Ильинский, В.А. Луков // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2015. - № 5. - С. 5-13.
2. Гринёва, Е.А. Духовно-нравственные основы экологического образования младших школьников. Учебно-методическое пособие / Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина, О.А. Зотова - М.: Прометей, 2013. - 77 с.
3. Веденеева, Г. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе познания родного края: диссертация ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Г.И. Веденеева. - М., 2018. - 364 с.
4. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. - М.: Просвещение, 2012. - 32 с.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М., 2009. - 26 с.
6. Возрождение и сохранение традиций духовно-нравственного воспитания: методическое пособие / авт.-сост. Соломенко Л.Д., Данилов С.В., Цветкова И.В., Морозов В.Е. - Ульяновск: УИПКПРО, 2013. - 124 с.
7. Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-na-temu-formirovanie-i-razvitie-duhovnonravstvennih-osnov-lichnosti-1300590.html.
8. Соломенко, Л.Д. Формирование духовно-нравственных качеств личности на основе исторического и православного краеведения в Мариинской гимназии. XIX-XXI века: учебно-методическое пособие / Л.Д. Соломенко, И.В. Цветкова, В.В. Хренкова, Н.Н. Миронычева. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2016. - 184 с.
9. Цветкова, И.В. Наследие предков в работе гимназии / И.В. Цветкова // Начальная школа. - 2017. - № 5. - С. 17-19.
10. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров. - 3-е изд. М.: Интеллект-Центр, 2005. - 212 с.
11. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
12. Щуркова, Н.Е. Воспитание на уроке / Н.Е. Щуркова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. - 160 с.
https:// mir-nauki. com
Tsvetkova Inna Vladimirovna
Municipal budget educational institution «Mariinsky gymnasium», Ulyanovsk, Russia Ulyanovsk state pedagogical university named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia
E-mail: [email protected]
Development of spiritual and moral qualities of pupils in conditions of general educational organization
Abstract. The article is devoted to the formation of spiritual and moral qualities of the personality of the junior schoolboy, the author considers the points of interpenetration of the concepts of "spirituality" and "morality" into the concept of "spiritual and moral education". The author notes that researchers often put quite different meanings into the content of this concept. However, most philosophical and pedagogical works reveal the content of spiritual and moral development and education mainly in terms of social and ethical requirements for behavior and personality formation. The article summarizes the separate results of the diagnosis of spiritual and moral education of students, in particular, the results on one of the indicators of cognitive criterion - the level of formation of moral concepts in students are presented. A total of 165 students of the 2nd-4th grades of MBOU "Mariinsky Gymnasium" took part in the diagnosis. According to the diagnostic method, students were asked to explain how they understood the words presented to them. Survey was conducted individually. According to the results of the diagnosis, the author noted the enrichment of the sphere of moral feelings and relations of children, the emergence of a persistent interest in spiritual and moral values and domestic cultural traditions, the history and culture of Russia, its native region. In general, the results of the work showed positive dynamics in the state of the indicator of formation of moral concepts in students over the past four years. The author concludes that the essence of the process of developing the spiritual and moral qualities of the personality of the junior student consists in the organization of a process aimed at adopting spiritual and moral values, forming spiritual needs, moral motives of behavior, developing socially significant feelings, developing habits of moral behavior.
Keywords: spirituality; morality; spiritual and moral education; spiritual and moral qualities of personality; basic moral values; diagnostics; moral concepts; schoolboy
26PDMN120