Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

198
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / PRIMARY SCHOOLCHILDREN / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бульбас Маргарита Александровна

В статье показана проблема широкого применения мультимедийных технологий в сфере образования. Дается характеристика Мультимедиа как эффективной образовательной технологии, ее качества: интерактивность, гибкость и интеграция различных типов учебной информации, а также возможность учета индивидуальных особенностей учащихся и повышения их мотивации. Показано, что для формирования и развития духовно-нравственных качеств младших школьников необходимо соблюдать определенные условия и использовать все многообразие путей и средств, предлагаемых современной педагогической наукой и выработанных практикой. Проведен анкетный опрос с родителями учащихся о значимости и актуальности духовно-нравственного развития и значимости использования мультимедийных технологий в образовательном процессе. Сформулированы цели диагностики: изучение и оценка уровня нравственного воспитания по основным показателям уровня воспитанности. Для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств обучающихся начальной школы были выбраны наблюдение, опрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бульбас Маргарита Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR THE USE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER STUDENTS

The article shows the problem of the widespread use of multimedia technologies in the field of education. Multimedia is described as an effective educational technology, its quality: interactivity, flexibility and integration of various types of educational information, as well as the ability to take into account the individual characteristics of students and increase their motivation. It is shown that for the formation and development of spiritual and moral qualities of younger students it is necessary to observe certain conditions and use all the variety of ways and means offered by modern pedagogical science and developed by practice. A questionnaire survey was conducted with parents of students about the importance and relevance of spiritual and moral development and the importance of using multimedia technologies in the educational process. Diagnostic goals are formulated: the study and assessment of the level of moral education by the main indicators of the level of education. To diagnose and identify the level of formation of moral qualities of elementary school students, observation and a survey were chosen.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-2-21-29

УДК 37

Бульбас Маргарита Александровна

СОШ № 58 им. Героя Советского Союза Носаль Е.И. e-mail: smelova199725@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье показана проблема широкого применения мультимедийных технологий в сфере образования. Дается характеристика Мультимедиа как эффективной образовательной технологии, ее качества: интерактивность, гибкость и интеграция различных типов учебной информации, а также возможность учета индивидуальных особенностей учащихся и повышения их мотивации. Показано, что для формирования и развития духовно-нравственных качеств младших школьников необходимо соблюдать определенные условия и использовать все многообразие путей и средств, предлагаемых современной педагогической наукой и выработанных практикой. Проведен анкетный опрос с родителями учащихся о значимости и актуальности духовно-нравственного развития и значимости использования мультимедийных технологий в образовательном процессе. Сформулированы цели диагностики: изучение и оценка уровня нравственного воспитания по основным показателям уровня воспитанности. Для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств обучающихся начальной школы были выбраны наблюдение, опрос.

Ключевые слова: младшие школьники, мультимедийные технологии, духовно-нравственное воспитание

Для цитирования: Бульбас М.А. Организационно-методические условия использования мультимедийных технологий в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том 3. № 2. С. 21-29.

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-2-21-29

Margarita A. Bulbas

Secondary School no. 58 named after him. Hero Of The Soviet Union Nosal E.I.

Krasnodar, Russia e-mail: smelova199725@mail.ru

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL CONDITIONS OF USE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Abstract. The article shows the problem of the widespread use of multimedia technologies in the field of education. Multimedia is described as an effective educational technology, its quality: interactivity, flexibility and integration of various types of educational information, as well as the ability to take into account the individual characteristics of students and increase their motivation. It is shown that for the formation and development of spiritual and moral qualities of younger students it is necessary to observe certain conditions and use all the variety of ways and means offered by modern pedagogical science and developed by practice. A questionnaire survey was conducted with parents of students about the importance and relevance of spiritual and moral development and the importance of using multimedia technologies in the educational process. Diagnostic goals are formulated: the study and assessment of the level of moral education by the main indicators of the level of education. To diagnose and identify the level of formation of moral qualities of elementary school students, observation and a survey were chosen.

Key words: primary schoolchildren, multimedia technologies, spiritual and moral education

For citation: Bulbas M.A. Organizational and methodological conditions for the use of multimedia technologies in the process of spiritual and moral education of younger students. Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol. 3. No. 2. P. 21-29. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-2-21-29 (In Russ., Hbstr. in Engl.).

Возможности эффективного использования мультимедийных технологий в обучении школьников привлекает большое внимание современных исследователей проблем образования. Большой вклад в решение проблемы применения мультимедийных технологий в сфере образования внесли такие ученые, как О.И. Агапова, Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, Г. Клейман, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Б. Сендов, Б. Хантер, В.Ф. Шолохович, И.Я. Лернер, И.В. Роберт и другие.

Проблемы компьютеризации обучения в нашей стране отражены в работах В.П. Беспалько, Е.А. Вьюшкова, А.В.Горячова, А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, М.С. Левшина, Т.А. Сергеевой, Б.С.Гершунского, Е.И. Машбица, В.В. Рубцова и др.

Мультимедийные технологии проникли в каждую сферу деятельности человека, в том числе и в область образования. Именно новые подходы к обучению дают возможность развить коммуникативные, творческие способности. Возникает стремление получать новые профессиональные знания, потребность в самообразовании.

Запросы общества растут и их уже невозможно удовлетворить, пользуюсь традиционными методами и средствами педагогических технологий. Необходимо по-новому организовать учебный процесс, с опорой на мультимедийные технологии [1].

Объект исследования: процесс использования мультимедийных технологий в формировании духовно-нравственных качеств младших школьников.

Предмет исследования: методы и формы использования мультимедийных технологий как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Цель исследования: изучение условий применения мультимедийных технологий в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Задачи исследования:

1) определить условия духовно-нравственного воспитания младших школьников;

2) выявить роль мультимедийных технологий в духовно-нравственные воспитания младших школьников;

3) исследовать возможность и эффективность использования мультимедийных технологий в духовно-нравственном воспитании младших школьников;

4) разработать цикл тематических классных часов и внеклассных мероприятий.

Методы:

1) анализ литературы по теме психолого-педагогического исследования;

2) педагогическое наблюдение;

3) метод изучения и обобщения.

Для формирования и развития духовно-нравственных качеств младших школьников необходимо соблюдать определенные условия и использовать все многообразие путей и средств, предлагаемых современной педагогической наукой и выработанных практикой.

Для развития духовно-нравственных качеств в процессе обучения и воспитания необходимо было соблюсти следующие условия:

- обеспечение на ценностно-смысловом уровне содержание урочной и внеурочной деятельности в процессе выстраивания диалога педагога с учениками;

- организацию воспитательный процесс на основе школьного образовательного проекта, направленного на формирование представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях;

- объединение гуманитарных, естественнонаучных, художественных, культурных представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях, использование предметных и метапредметных связей.

База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 85 ст. Старокорсунской, учащиеся 3 «Б» класса.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработан цикл тематических внеурочных мероприятий с использованием мультимедийных технологий, который может быть использован педагогами и студентами во время внеурочной деятельности. Также был составлен буклет для родителей «Моя семья» и буклет для младших школьников «Правила поведения в музее» (смотреть).

Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности

младших школьников

На этом этапе ставилась следующая цель: проектирование работы с использованием мультимедийных технологий, по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.

Первый этап практической работы - диагностическая работа по определению уровня сформированности духовно-нравственных качеств.

Вначале была проведена диагностика уровня духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Цели данной диагностики - изучение и оценка уровня нравственного воспитания по основным показателям уровня воспитанности.

Для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств обучающихся начальной школы методами исследования были выбраны: наблюдение, опрос и анкетирование. Был проведен анкетный опрос родителей о значимости и актуальности духовно-нравственного развития и значимости использования мультимедийных технологий в образовательном процессе (Анкета).

В исследовании принимали участие 23 родителя, из них лишь 3 человека считают, что развитие духовно-нравственных качеств их ребенка не обязательно. Но все 23 человека имеют положительное отношение к использованию мультимедийных технологий в образовательном процессе. Результаты анкетирования представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Результат анкетирования родителей Источник: составлено автором научной статьи

Таким образом, можно увидеть, что подавляющее большинство родителей считают необходимым духовно-нравственное воспитание обучающихся и имеют положительное отношение к тому, что в воспитательном процессе будут использованы мультимедийные технологии.

Был проведен опрос обучающихся «Мой кумир». В опросе приняли участие 22 обучающийся. В ходе опроса было выявлено, что самые популярные кумиры -это популярные личности (певцы, актеры, блогеры), так ответили 10 человек. Далее персонажи мультфильмов, таковыми считают 6 человек. Лишь 4 обучающихся своими кумирами считают членов семьи. И 2 обучающихся кумирами считают своих одноклассников и друзей (Рис. 2).

12 10 8 6 4 2 0

Рисунок 2 - Результат опроса младших школьников

Источник: составлено автором научной статьи

В ходе данного исследования мы наблюдаем, что в основном кумирами обучающихся являются телевизионные герои, которые не дают ребенку правильное понимание человеческих ценностей и не воспитывают в них духовность и нравственность.

Далее мы предложили младшим школьникам пояснить, как они понимают значения слов. В индивидуальном опросе приняли участие 22 человека.

Практически не было ответов с конкретными описаниями добрых дел и поступков. Многие в описании «добро» использовали антонимы: «добро - это обратное зла».

Понятие «мудрость» также оказалось малопонятно отвечающим. Самый популярный ответ «Мудрость-это мудрый человек».

Затруднение вызвало и понятие «милосердие». Дети давали такие ответы как «Это быть милым. Помилование человека».

Почти половина опрошенных не смогли ответить, что такое «долг». Долг приравнивали только к денежной ответственности и считали синонимом «кредита».

Данные проведенного нами исследования привели нас к выводу, что у обучающихся недостаточно сформировано понимание критериев духовно-нравственных качеств, что подразумевает и недостаточное их развитие у самих обучающихся.

I Популярные личности

Персонажи мультфильмов

Члены семьи I Личные знакомые

Далее с использованием теста Рокича были выявлены ценностные ориентации, представленные в сознании младших школьников. В основном дети высоко оценивали работу, материальную обеспеченность, дружба, семья и здоровье. Низкую оценку дали мудрости, порядочности, совести, творчеству, природе, любви и образованию.

В ходе исследования использовалась диагностика по методике М.И. Шиловой, которая включала серию вопросов по выявления показателей воспитанности. Эта методика характеризуется такими показателями, как отношение к патриотизму, обществу в целом, отношение к умственному труду и физическому, а также отношение к людям - проявление нравственных качеств личности; способность личности регулировать себя - быть дисциплинированной и ответственной [3].

Так как эта методика в полном объеме предназначена для учеников 5 класса, на практике мы адаптировала эту методику для 3 класса, взяв только 2 показателя: «Отношение к обществу, патриотизм» и «Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)» [2].

Данное педагогическое наблюдение было проведено совместно с учителем, по результатам которого был составлен «Протокол педагогического наблюдения». Анкетный опрос включает в себя следующие пункты, представленные в таблице 1:

Таблица 1 - Показатели воспитанности

Показатели воспитанности Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Патриотизм

1. Отношение к родной природе 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Доброта и отзывчивость

5. Уважительное отношение к старшим 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость.

6. Дружелюбное отношение к сверстникам 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен

7. Милосердие 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток

8. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 - нечестен

Источник: составлено автором научной статьи

В результате анализа диагностических данных выявлено, что у обучающихся, результаты которых можно отнести к повышенному уровню нравственной воспитанности, было выделено 3 человека, к среднему - 10, к сниженному - 8 человек, а к низкому 2.

Данные об уровне развития представлены в таблице 2.

Показатели воспитанности Кол-во человек

высокий 3

средний 10

сниженный 8

низкий 2

Таблица 2 - Результаты диагностики нравственных качеств младших школьников Источник: составлено автором научной статьи

Высокий уровень - устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении на основе сформированной гражданской позиции.

Средний уровень - самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации при не вполне сформированной активной общественной позиции.

Сниженный уровень характеризуется неустойчивым опытом положительного поведения. Оно регулируется в основном требованиями старших, различными внешними побудителями, саморегуляция и самоорганизация проявляется при определенной ситуации.

Низкий уровень воспитанности характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

По результатам исследования можно сделать вывод, что в 3 «Б» классе низкий уровень сформированности духовно-нравственных качеств. Поэтому необходимо скорректировать воспитательную работу в классе, провести беседы с родителями, с наиболее проблемными ребятами необходимо провести индивидуальную работу совместно со школьным психологом.

Второй этап практической работы - формирование и развитие духовно-нравственных качеств младших школьников. Для этого необходимо соблюдать определенные условия и использовать все многообразие путей и средств, предлагаемых современной педагогической наукой и выработанных практикой.

Для развития духовно-нравственных качеств 3 класса в процессе обучения были соблюдены следующие условия:

- создание благоприятного микроклимата в классе;

- использование разнообразных форм и методов работы;

- использование мультимедийных технологий.

Для создания и поддержания благоприятного микроклимата в классе про-водись беседы и игры различной тематики, соблюдалось постоянное взаимодействие учителя и учеников. В ходе процесса обучения и воспитания решались проблемные педагогические ситуации. В урочное и внеурочное время часто использование работы в группах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате проведенного исследования были раскрыты профессиональные задачи, которые можно решить, используя мультимедийные технологии. Самой важной задачей является исследование возможности и эффективности применения мультимедийных технологий в духовно-нравственном развитии младших школьников.

Стоит отметить, что данная работа содержит альтернативные подходы к использованию мультимедийных технологий, и это позволяет рассмотреть эту тем с разных сторон и выбрать для себя определенную позицию об этой теме.

Во время практики были реализована диагностика, которая выявила средний уровень нравственного воспитания обучающихся. Именно поэтому были проведены внеурочные мероприятия и классные часы, способствующие развитию нравственности младших школьников.

Мультимедиа максимально активизирует как ученика, так и учителя, поэтому, я считаю, что использовании ее повышает эффективность и помогает развивать, диагностировать и анализировать уровень духовно-нравственного воспитания младших школьников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. ФГОС НОО (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. №2357).

2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

3. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой.

4. URL: http://ouustzao.omr.obr55.ru/files/2019/02/Диагностика-нравственной-воспитанности-Шиловой^Г

REFERENCES

1. Education standards (approved by Ministry of education of Russia from October 6, 2009 № 373; as amended by orders dated 26 November 2010 No. 1241 of 22 September 2011 No. 2357).

2. Federal State Educational Standard. The concept of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

3. Diagnostics of moral education by the method of M. I. Shilova.

4. Available at:http://ouustzao.omr.obr55.ru/files/2019/02/Диагностика-нравственной-воспитанности-Шиловой.pdf

Информация об авторе: Бульбас Маргарита Александровна, учитель начальных

классов МБОУ МО г. Краснодар СОШ № 58 им. Героя Советского Союза Носаль Е.И.

https://school58.centerstart.ru/

Краснодар, Россия

e-mail: smelova199725@mail.ru

Поступила: 13.03.2020 После доработки: 18.04.2020 Принята к публикации: 25.04.2020

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Margarita A. Bulbas, primary school teacher, Secondary

School no. 58 named after him. Hero Of The Soviet Union Nosal E.I.

https://school58.centerstart.ru/

Krasnodar, Russia

e-mail: smelova199725@mail.ru

The paper was submitted: 13.03.2020

Received after reworking: 18.04.2020

Accepted for publication: 25.04.2020

The author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.