УДК 37.017.92: [376.74:008] DOI 10.26293/chgpu.2019.105.5.034
Т. В. Чернова
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова,
г. Ульяновск, Россия
Аннотация. В статье обосновывается актуальность вопросов духовно-нравственного воспитания в современной школе. Цель исследования - выявить социально-педагогические условия духовно-нравственного воспитания обучающихся с учетом специфики поликультурной образовательной среды. На основе междисциплинарного анализа трудов российских ученых по заявленной проблематике рассмотрено содержание понятий «духовно-нравственное воспитание», «образовательная среда», «поликультурная среда», «региональная культурно-образовательная среда». Классифицированы структурные компоненты, определены показатели и описаны уровни сформиро-ванности духовно-нравственной воспитанности учащихся.
Ключевые слова: образовательная организация, поликультурная среда, духовно-нравственное воспитание, социально-педагогические условия воспитания, критерии оценки результатов воспитания.
T. V. Chernova
FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AT SCHOOLCHILDREN IN MULTICULTURAL ENVIRONMENT
I. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia
Abstract. The article substantiates the urgency of spiritual and moral education in modern school. The purpose of the study is to analyze the socio-pedagogical conditions of spiritual and moral education of schoolchildren taking into account the specifics of the multicultural educational environment. On the basis of interdisciplinary analysis of the works of the Russian authors on the stated problem, the paper considers the content of the concepts of spiritual and moral education, educational environment, multicultural environment, regional cultural and educational environment; classifies the structural components; identifies the indicators and describes the levels of formation of spiritual and moral education at schoolchildren.
Keywords: educational organization, multicultural environment, spiritual and moral education, socio-pedagogical conditions of education, criteria for assessing the results of education.
Актуальность исследуемой проблемы. В условиях многовекторного, противоречивого влияния на школьников современного социокультурного пространства актуально сохранение традиционных аксиологических основ образования. Цель статьи - выявить социально-педагогические условия духовно-нравственного воспитания обучающихся с учетом специфики поликультурной образовательной среды школы и определить критерии, показатели, уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности учащихся.
Материал и методика исследований. В исследовании использовались данные опытно-экспериментальной работы в гимназии № 65 имени Н. С. Сафронова и гимназии № 79 г. Ульяновска в 2015-2019 гг. Применялись методы включенного наблюдения,
междисциплинарного анализа литературы и нормативно-правовых документов, диагностики результативности процесса духовно-нравственного воспитания школьников.
Результаты исследований и их обсуждение. Развитие образования и педагогической мысли на протяжении столетий во всем мире происходило в контексте духовно-нравственного воспитания и просвещения народов. Грамотность распространялась параллельно с распространением христианства, мусульманства, школы создавались в первую очередь как центры духовного, а не светского знания.
Современная система образования имеет выраженный светский характер, а попытки наполнить ее духовным содержанием далеко не всегда удачны. Российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, сопровождаемого низким уровнем общественно-духовных и нравственных идеалов, а система ценностных установок, присущих массовому сознанию, во многом деструктивна с точки зрения развития личности. Противоречивые требования различных субъектов воспитания вызывают рост антисоциальных проявлений в молодежной среде. Последнее обстоятельство начинает носить угрожающий характер и упоминается практически во всех современных документах об образовании [13, с. 9]. В связи с этим духовно-нравственное воспитание рассматривается в числе государственных приоритетов. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. акцент сделан на возрастание роли человеческого капитала как фактора экономического развития страны. На реализацию этой идеи направлены Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. и Стратегия развития воспитания на период до 2025 г., которая опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России.
В последнее время наблюдается смещение аксиологических основ в воспитании от духовно-нравственных ценностей к ценностям «рейтингов». Национальный проект «Образование» (2019-2024) декларирует две ведущие задачи - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ. Однако среди задач национального проекта (и соответствующих им федеральных проектов) нет ни одной, хоть как-то содержательно связанной с духовно-нравственным воспитанием.
Считаем актуальным сохранение приоритетов духовно-нравственного воспитания как базовых для образования. Объектом исследования выступает процесс формирования духовно-нравственной воспитанности учащихся общеобразовательной организации в поликультурной среде. Для анализа социально-педагогических условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся требуется определить критерии и показатели развития личности и влияния на него поликультурной среды школы. Такие критерии отражаются в ценностных ориентациях воспитанников.
Современные исследователи указывают на то, что образование как форма общественной практики базируется на многовековой педагогической системе, которая существует как совокупность духовных и культурных ценностей, этических и эстетических норм, воплощенных в антропологическом идеале народа, а структура и компоненты педагогической системы определяются этноконфессиональной культурой [12]. Мы разделяем это мнение и считаем необходимым рассматривать процессы духовно-нравственного воспитания в связи с особенностями поликультурной среды образовательной организации.
Методологическими основами исследования формирования духовно-нравственных ценностей школьников являются материалистическая теория познания, а также принципы научной школы Л. И. Новиковой, определяющей воспитание как управление развитием личности через создание благоприятных условий, структурированных в воспитательной
системе; теория воспитательного пространства Ю. П. Сокольникова; труды В. А. Сласте-нина, который рассматривал воспитание как организованный процесс «формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы», и определял личность как совокупность духовных особенностей и качеств [10].
Теоретико-методологические основы поликультурного образования изложены К. А. Абульхановой-Славской, З. Т. Гасановым, Б. С. Гершунским.
Идеи необходимости социокультурной модернизации образования обосновывались А. Г. Асмоловым, Е. В. Бондаревской [3]. Широкий общественный резонанс имела концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности, разработанная А. Я. Да-нилюком, А. М. Кондаковым, В. А. Тишковым [4]. Методы нравственного воспитания детей систематизировались О. Е. Смирновой.
При рассмотрении целей, содержания, эффективных практик духовно-нравственного воспитания школьников нужны диагностические методики, позволяющие анализировать процесс и его результаты. В рамках нашего исследования диагностика осуществлялась на основе инструментария, разработанного М. М. Шубович [14], Л. П. Гладких, М. В. Коре-пановой, Г. А. Урунтаевой.
Поскольку проблема духовно-нравственного воспитания имеет междисциплинарный характер, при изучении данного направления педагогической деятельности требуется уточнение понятийного аппарата.
Нам близка точка зрения Т. И. Петраковой, которая определяет духовно-нравственное воспитание как собственный процесс системного, организованного и комплексного, целенаправленного внешнего и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу человека, которая является системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний и мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, которая заложена в содержании образования и актуализирована определенной позицией учителя [11].
Невозможно представить формирование нравственных качеств личности вне общества, оно является продуктом социализации. В. П. Зинченко называл социализацию культурным социогенезом. Результатом социокультурного воздействия становятся качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека в современном ему обществе [6, с. 98]. Данную идею развивают другие исследователи, обосновывая, что нравственные ценности становятся регуляторами поведения, если под влиянием воспитания «общечеловеческие ценности были осознанными, принятыми и прочувствованными воспитанником, стали потребностями, побуждающими его к деятельности по освоению, созиданию, реализации этих ценностей» [2, с. 24].
И. А. Колесникова подразделяет духовно-нравственное воспитание на «воспитание нравственности и восхождение к духовности», подразумевая тем самым, что основу духовно-нравственного воспитания составляют нравственные идеалы и ценности, через приобщение к которым человек и достигает вершин духовности [7, с. 32].
В контексте нашего исследования духовно-нравственная воспитанность учащегося в поликультурной среде определяется как его интегративное качество, которое заключается в понимании национально-культурных традиций своего и других народов; приобщении к системе высших ценностных ориентаций, связанных с духовными и нравственными ценностями; умении жить в поликультурной среде. Это качество предполагает знание духовно-нравственных ценностей, понимание их роли в обществе, а также потребность в духовно-нравственном поведении, что обеспечивает гармоничное взаимодействие с людьми разных наций и вероисповеданий.
Как одна из частей этой поликультурной социальной среды, образовательная среда представляет собой систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Л. С. Выготский рассматривал среду в роли источника развития личности и ее специфически человеческих свойств. Д. А. Леонтьев указывал, что человек не может отрываться от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а вбирает их в себя (интериоризует), строя свой собственный мир; жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми [8, с. 9].
Элементами среды, в которой происходит развитие, являются семья, школа, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования, а также разнообразные культурные особенности, характерные для определенного региона. В современном мире важно осмысление процесса формирования поликультурной среды, влияющей на становление личности. Это находит отражение и в государственной образовательной политике России. Среди базовых принципов в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 3 названы «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [17].
Образовательная среда диктует ряд требований, обеспечивающих оптимальные параметры учебной деятельности. Она включает совокупность влияний и условий формирования личности, возможностей для ее развития и самореализации в школе. Поликультурная направленность образования реализуется посредством включения разнообразных факторов среды в учебно-воспитательный процесс.
Понятия образовательной среды и образовательного пространства дифференцируются Е. В. Листвиной. Последнее понимается как один из уровней социального пространства (наряду с экономическим, политическим, культурным), представляет собой совокупность педагогических условий для воспитания личности, способной к творческому преобразованию окружающей среды, осуществлению культуросозидающей функции [9, с. 474].
Система образования включает элементы, которые могут вести себя непредсказуемо [5, а 40]. При этом миссия образовательной организации заключается в координации взаимодействия с социальным пространством и создании пространства воспитательного процесса. Н. Е. Щуркова и В. Г. Рындак основой воспитания называют направление внимания ребенка на объекты наивысшей значимости для человечества, отраженные в категориях, называемых ценностями («человек», «жизнь», «природа», «Я»), отношение к этим ценностям, выработанным историческим ходом [15].
Организация образовательного процесса в поликультурной образовательной среде требует разработки воспитательных технологий и методик, адаптированных к условиям конкретного региона и учитывающих его культурные особенности. Подобный опыт накоплен российской системой образования. Так, М. С. Ананьевой и И. В. Магдановой введено понятие региональной культурно-образовательной среды, которая определяется как культурная образовательная среда регионального уровня, организованная педагогами часть историко-культурного наследия региона, используемая как информационный ресурс для обеспечения воспитательного и учебного процессов [1, с. 125].
Созидательный воспитывающий потенциал среды привлекал педагогов-практиков и исследователей. Н. Е. Щуркова определяет среду как совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру [16, с. 35].
Поликультурная образовательная среда способствует формированию нравственного поведения, толерантности детей, их готовности к межкультурному взаимодействию, пониманию других культур.
На эти результаты направлена и образовательная политика Ульяновской области. В этом многонациональном регионе 2019 г. был объявлен Годом национального единства. Здесь реализуется государственная программа «Гражданское общество и государственная национальная политика в Ульяновской области на 2014-2020 годы». В «Программе развития воспитания в образовательных организациях Ульяновской области на 2019-2025 годы» в качестве приоритетов ставятся базовые национальные ценности.
Возникает социальная потребность в организации целенаправленной работы по духовно-нравственному воспитанию личности в поликультурном социуме, сочетающей в себе системные знания в области национальной культуры, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к межэтническому и межкультурному диалогу. Это своеобразный социальный заказ, требующий освоения подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, приобщения к культуре других народов, сохранения многовековых традиций, создания необходимых условий для их дальнейшего развития.
С целью проведения экспериментальной работы нами были сформированы контрольная и экспериментальная группы в двух школах. Требованиями к определению данных групп стали идентичность национального состава, уровня творческого развития, материальной базы и методического оснащения. На констатирующем этапе был проанализирован национальный состав младших школьников, участвовавших в эксперименте: 55 % - русские, 24 % - татары, 13 % - чуваши, 6 % - мордва, 2 % - украинцы.
Территориальные рамки исследования детерминированы г. Ульяновском. Экспериментальной базой были выбраны муниципальные общеобразовательные учреждения (гимназия № 65 имени Н. С. Сафронова и гимназия № 79). Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 153 испытуемых из числа младших школьников 6,5-11 лет начальной школы (1-4 классы), а также 56 педагогических работников. Экспериментальная группа состояла из 76 обучающихся гимназии № 79, контрольная группа - из 77 учащихся гимназии № 65 имени Н. С. Сафронова.
В данных общеобразовательных организациях реализуются региональные программы воспитания на основе направлений содержания воспитательной компоненты «Истоки духовности», создания условий для развития воспитания в образовательных организациях Ульяновской области на 2013-2018 годы и развития воспитания в образовательных организациях Ульяновской области на 2019-2025 годы, которые нацелены на духовно-нравственное воспитание обучающихся в поликультурном социуме Среднего Поволжья средствами урочной и внеурочной деятельности. Национальный и количественный состав школьников приблизительно одинаков: русские - 880 человек, татары - 107, чуваши - 39, мордва - 27, азербайджанцы - 23, другие (украинцы, армяне, немцы, евреи, башкиры, вьетнамцы, корейцы, ингуши, казахи, лезгины) - 26. Среди педагогических работников было русских - 33, татар - 8, чувашей - 6, мордвы - 5, украинцев - 3, белорус - 1.
Исследование проводилось в три этапа: поисково-констатирующий (2015-2016), исследовательско-экспериментальный (2016-2019), аналитико-обобщающий (намечался на 2019-2020 гг.).
Оно позволило нам выделить структурные компоненты, показатели и уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности учащихся (табл. 1).
В ряде исследований, посвященных духовно-нравственному воспитанию, рассматривают структурные компоненты, которые при оценке уровня духовно-нравственной воспитанности выступают в качестве критериев.
Таблица 1
Структурные компоненты, показатели и уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности учащихся
Структурные компоненты Показатели Уровни сформированности
когнитивный (раскрывает смысловую составляющую ценностей для конкретной личности) полнота и глубина духовно-нравственных знаний; сформиро-ванность представлений о духовно-нравственных ценностях в поликультурной среде когнитивный (знание образцов и ценностей культурно-исторического и социального опыта этносов)
мотивационный (рассматривает духовно-нравственные ценности с точки зрения мотивации поведения) интерес к историческим, национально-культурным традициям ценностно-мотивированный (наличие социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей к межкультурной коммуникации и обмену, толерантность к другим народам)
эмоционально-ценностный (отражает эмоциональное и оценочное отношение личности к духовно-нравственным ценностям) понимание духовно-нравствен-ных ценностей в поликультурной среде; проявление уважительного отношения к окружающим независимо от их нации и вероисповедания
деятельностный (затрагивает использование ценностей в повседневной жизни, обуславливает выбор поведения по отношению к конкретному явлению, объекту окружающего мира) готовность к духовно-нравственным поступкам, ориентированным на духовно-нравственные ценности; умение оценивать поведение с позиции следования данным ценностям деятельностно-поведенческий (активное социальное взаимодействие с представителями различных культур)
Успешность процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников в поликультурном социуме образовательной организации обеспечивает комплекс педагогических условий:
- использование исторического наследия народов Поволжья, семейных традиций как эффективного средства, способствующего самоопределению личности в системе духовно-нравственных ценностей;
- обогащение образовательных программ духовно-нравственным содержанием;
- решение ситуационных заданий, направленных на усвоение и принятие духовно-нравственных ценностей;
- применение в учебно-воспитательном процессе приемов духовно-нравственной активизации личности, обеспечивающих осознание и осмысление отношения к себе и другим людям;
- организация развивающей образовательной среды, создающей условия для духовно-нравственного поведения в поликультурном социуме: уроки по программе «Наши истоки», экскурсии, проекты, участие в социально-значимых мероприятиях, конкурсах, фестивалях поликультурной направленности города, региона и т. д.;
- мониторинг результатов деятельности на основе использования четких критериев, показателей и уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности.
Главным практическим результатом опытно-экспериментальной работы на базе двух гимназий является сформированность духовно-нравственной воспитанности школьников.
Резюме. Таким образом, поликультурная образовательная среда несет в себе значительный потенциал для духовно-нравственного воспитания детей. Итогом духовно-нравственного воспитания являются изменения в сознании, деятельности школьников. На основе систематизации исследований по проблеме духовно-нравственного воспитания и проведенной опытно-экспериментальной работы нами выделены основные социально-педагогические условия, обуславливающие эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся в поликультурной образовательной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьева М. С., Магданова И. В. Понятие региональной культурно-образовательной среды в методологии проекта «Мой Пермский край» // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - № 1(52). - С. 122-127.
2. Антилогова Л. Н. Ценностные ориентации как форма выражения нравственной активности личности // Педагогика в правоохранительных органах. - 2016. - № 4(67). - С. 23-25.
3. Бондаревская Е. В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода // Сибирский учитель. - 2011. - № 3(76). - С. 26-32.
4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. - М. : Просвещение, 2011. - 23 с.
5. Захарова И. В. Территориальная система образования: административно-маркетинговое управление. - Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 162 с.
6. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. - М. : Гардарики, 2002. - 431 с.
7. Колесникова И. А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 25-33.
8. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М. : Смысл, 1993. - 43 ^
9. Листвина Е. В. Образовательная среда: социокультурный аспект // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Т. 18, вып. 4. - С. 474-477.
10. Педагогическая аксиология / сост. В. А. Сластенин и др. - Красноярск : СГТУ, 2004. - 293 с.
11. Петракова Т. И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oim.ru.
12. Слободчиков В. И., Остапенко А. А., Рыбаков С. Ю. Базовые смыслы национальной доктрины образования Российской Федерации // Язык и актуальные проблемы образования : научные труды IV Международной научно-практической конференции. - М., 2019. - С. 42.
13. Шестопалов С. В. Формирование нравственных ценностей старшеклассников в новом информационном пространстве : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 2008. - 19 с.
14. Шубович М. М., Астраханцева И. В., Белоногова Л. Н. Методология психолого-педагогических исследований. - Ульяновск : УлГТУ, 2018. - 30 с.
15. Щуркова Н. Е., Рындак В. Г. Новые методики нового воспитания // Воспитание школьников. -2018. - № 7. - С. 16-26.
16. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
17. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae575273a483e753fc119fb41fc4c37f846/.
Статья поступила в редакцию 09.10.2019
REFERENCES
1. Anan'eva M. S., Magdanova I. V. Ponyatie regional'noj kul'turno-obrazovatel'noj sredy v metodologii proekta «Moj Permskij kraj» // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2018. -№ 1(52). - S. 122-127.
2. Antilogova L. N. Cennostnye orientacii kak forma vyrazheniya nravstvennoj aktivnosti lichnosti // Peda-gogika v pravoohranitel'nyh organah. - 2016. - № 4(67). - S. 23-25.
3. Bondarevskaya E. V. Poisk putej vozrozhdeniya rossijskoj duhovnosti i nravstvennosti v kontekste integra-cionnogo podhoda // Sibirskij uchitel'. - 2011. - № 3(76). - S. 26-32.
4. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospita-niya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshchego obrazovaniya. - M. : Prosveshchenie, 2011. - 23 s.
5. Zaharova I. V. Territorial'naya sistema obrazovaniya: administrativno-marketingovoe upravlenie. - Saratov : Aj Pi Ar Media, 2019. - 162 s.
6. Zinchenko V. P. Psihologicheskie osnovy pedagogiki. - M. : Gardariki, 2002. - 431 s.
7. Kolesnikova I. A. Vospitanie k duhovnosti i nravstvennosti v epohu global'nyh peremen // Pedagogika. -2008. - № 9. - S. 25-33.
8. Leont'ev D. A. Ocherk psihologii lichnosti. - M. : Smysl, 1993. - 43 c.
9. Listvina E. V. Obrazovatel'naya sreda: sociokul'turnyj aspekt // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. - 2018. - T. 18, vyp. 4. - S. 474-477.
10. Pedagogicheskaya aksiologiya / sost. V. A. Slastenin i dr. - Krasnoyarsk : SGTU, 2004. - 293 s.
11. Petrakova T. I. Cennostnyj potencial bazovogo obrazovaniya v duhovno-nravstvennom vospitanii uchashchihsya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.oim.ru.
12. Slobodchikov V. I., Ostapenko A. A., Rybakov S. Yu. Bazovye smysly nacional'noj doktriny obrazovaniya Rossijskoj Federacii // Yazyk i aktual'nye problemy obrazovaniya : nauchnye trudy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - M., 2019. - S. 42.
13. Shestopalov S. V. Formirovanie nravstvennyh cennostej starsheklassnikov v novom informacionnom prostranstve : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - M., 2008. - 19 s.
14. Shubovich M. M., Astrahanceva I. V., Belonogova L. N. Metodologiya psihologo-pedagogicheskih issledovanij. - Ul'yanovsk : UlGTU, 2018. - 30 s.
15. Shchurkova N. E., Ryndak V. G. Novye metodiki novogo vospitaniya // Vospitanie shkol'nikov. - 2018. -№ 7. - S. 16-26.
16. Shchurkova N. E. Klassnoe rukovodstvo: teoriya, metodika, tekhnologiya. - M. : Pedagogicheskoe ob-shchestvo Rossii, 2000. - 256 s.
17. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae575273a483e753fc119fb41fc4c37fS46/.
The article was contributed on October 9, 2019 Сведения об авторе
Чернова Татьяна Васильевна - аспирант кафедры педагогики и социальной работы Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия; e-mail: Tatyana_chernova [email protected]
Author information
Chernova, Tatyana Vasilyevna - Post-graduate Student, Department of Pedagoics and Social Work, I. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia, e-mail: Tatyana_chernova [email protected]