УДК 377
Фролова Светлана Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образования педагогической академии последипломного образования (г. Москва) slfrolova@gmail.com
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛОВ И ЦЕННОСТЕЙ
Приоритетным направлением образовательной политики является духовно-нравственное просвещение, развитие и воспитание учащихся. Кризис советской воспитательной системы больно ударил по воспитанию как процессу в целом. Долгое время школы только обучали детей. Сегодня воспитание возвращается в образовательные учреждения. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование» является «Классное руководство». В статье анализируется опыт отечественной школы по формированию идеалов и ценностей, который можно и должно использовать.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; идеал; ценности; методы, формы и средства воспитания.
Frolova Svetlana Leonidovna
PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Education Development of Pedagogical Academy of Postgraduate Education (Moscow) slfrolova@gmail.com
ON REALISATION OF PRIORITY DIRECTIONS OF STUDENTS EDUCATION: IDEALS AND VALUES FORMATION
The priority direction of educational policy is the spiritual and moral education, development and education of students. Crisis of the Soviet educational system was a painful blow to education as the process in general. For a long time schools have only provided education. Today upbringing is returning to educational institutions. One of the priority directions of the national project "Education" is "Classroom Management". The article analyses the experience of the national school concerning the formation of ideals and values that can and should be used.
Key words: spiritual and moral education; ideal, values, techniques, forms and means of education.
В последнее время государство обратило пристальное внимание на деятельность классного руководителя, поэтому в рамках национального проекта «Образование» направление «Классное руководство» заявлено первым. Воспитание возвращается в школу, и функция учителя как воспитателя становится главной, первоочередной. Сегодня уже всем ясно, что главная цель школы - в первую очередь воспитать гражданина, патриота, добросовестного, ответственного труженика, способного позаботиться о старших и младших, а потом уже обучить всем наукам, сформировать знания и компетенции.
Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения объявлено приоритетным направлением государственной образовательной политики РФ, что закреплено в Законе РФ «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартах, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и др. Так, например, в стандартах третьего поколения в главе «Общие положения» сказано, что стандарт направлен на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся [1].
Возникает вопрос: что такое духовнонравственное развитие и воспитание? В ответе на этот вопрос существует два подхода: религиозный православный и светский. С точки зрения православной педагогики, духовно-
нравственное воспитание, в котором акцент де-
лается на «духовности» личности, понимается как целенаправленная деятельность по приобщению человека к Богу, постепенное восстановление целостности личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Духовность - это особое свойство человека, состоящее в способности противостоять своей материальной сущности, это устремленность к духовно-нравственным ценностям и высоким идеалам. Православная педагогика считает, что духовность можно обрести только в познании Бога, в единении с Ним и в любви к Нему. Богословская наука и православная педагогика считают, что духовное развитие и воспитание в условиях светской школы неизбежно носит ограниченный характер.
Однако многие ученые, представители светской педагогики, считают, что воспитание духовности личности не обязательно должно быть связано с обращением в веру. Светская педагогика под духовностью понимает прежде всего «человеческое в человеке» и опирается в данном понимании на концептуальные идеи философии, а именно:
1) духовность - это «то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному» [2];
2) духовность - главнейший отличительный признак образованной личности, обладающей ментальностью как «квинтэссенцией, концентратом широко понимаемой культуры» [3];
3) духовность - «специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, позиция ценностно-
го сознания» [4];
4) духовность - это активное внутреннее стремление к Истине, Добру и Красоте путем совершенствования и жизнетворчества [5].
Таким образом, светское понимание духовности восходит к чисто человеческому (разумному) исканию смысла и способа бытия.
Авторы Концепции духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России также считают, что духовнонравственное развитие и воспитание не только возможно, но и должно осуществляться в условиях светской школы: «Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни» [6, с. 5].
Под духовно-нравственным воспитанием понимается «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество» [6, с. 9].
Итак, духовно-нравственное развитие и воспитание личности - это создание таких педагогических условий, в которых формируется Человеческое в Человеке.
Обсуждая тему духовно-нравственного развития и воспитания личности, необходимо ввести важные научные категории, которые фигурируют в понятийном поле проблемы, такие как «идеал», «ценность», «ценностная ориентация», «ценностное отношение».
Понятие «идеал» является одним из самых наиболее часто употребляемых в гуманитарных науках, поскольку идеал является своеобразным выражением духовно-нравственного состояния общества, это всегда образ желанной цели, определяющей развитие человека и развитие человечества. Все войны и революции, все социальные катаклизмы и преобразования всегда осуществлялись под знаменем тех или иных идеалов.
В философии существует большое количество определений категории «идеал». Обобщив различные трактовки, можно выделить следующие сущностные характеристики идеа-
ла:
1) идея (причем, именно это значение слова является родовым);
2) модель будущего совершенного общества;
3) образ совершенной человеческой личности, своеобразный эталон, высший образец, совершенство;
4) высшая конечная цель деятельности;
5) всеобщая форма целеполагающей деятельности;
6) универсальный регулятор поведения и деятельности людей;
7) долженствование.
Идеал включает в себя систему ценностей, под которыми чаще всего понимают: 1) положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта, нормативную, предписа-тельно-оценочную сторону явлений общественного сознания [7, с. 462], 2) то, чем человек больше всего дорожит, во что верит, к чему стремится [8].
Человек, живущий в реальных условиях конкретной исторической эпохи, под влиянием среды и воспитания, усваивает и присваивает те или иные ценности. Так возникает ценностная ориентация. Каждый человек в той или иной мере ориентирован на нравственные ценности. Но только устойчивые ценностные ориентации характеризуют развитую, зрелую личность.
Ценностное отношение - это эмоционально-оценочное отношение личности к тем или иным ценностям [9].
Следует отметить, что ценности формируются в раннем детстве на этапе становления индивида и превращения его в личность. Количество ценностей невелико, но бесконечно количество интерпретаций этих ценностей в индивидуальном сознании личности. Возьмем, к примеру, такую ценность как Человек. Растущая и формирующаяся личность под влиянием среды и воспитания усваивает и присваивает (ин-териоризует) эту ценность, но понимает ее как средство для достижения своих целей. Ребенок рассуждает: «Мне нужны люди и в первую очередь родители, чтобы выполнять мои желания, кормить, поить меня, покупать мне игрушки и т. п.» Ценность сформирована, но отношение к этой ценности потребительское, которое ведет к формированию эгоизма. Другой пример, когда ребенок усваивает эту же ценность с гуманистическим к ней отношением. «Мне нужны люди, чтобы я не был одинок, чтобы мне было интересно с ними общаться, чтобы я мог проявить великодушие по отношению к ним и получить удовлетворение, что нужен людям». Как видим, ценность одна, но отношение к ней разное, на основании чего формируются совершенно противоположные личностные качества.
Из личностных интерпретаций ценностей формируется личностный идеал, управляющий поведением и отношениями человека к себе, к другим людям, природе, профессии и т. п. Именно поэтому педагогика проявляет пристальный интерес к идеалу, под которым понимается цель, метод, средство воспитания, критерий воспитанности личности, основной мотив и действенный стимул самовоспитания, основа для создания жизненных прогнозов, программ и стратегий. С нашей точки зрения, конечной целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся должно стать формирование личностных нравственных идеалов.
Однако, как показывают многочисленные исследования, понятие «идеал» в течение последних лет устойчиво размывается в сознании школьников и студентов в силу того, что практически не употребляется в языковой среде, в которой они активно взаимодействуют друг с другом. Обучающимся свойственно однобокое или искаженное понимание идеала (только как «образец» или «образ для подражания, «кумир» или «идол»: делай, как я; будь, как я). Около 60% молодежи оценивает субстанцию «идеал» как насилие над личностью и предпочитает прожить без идеала вообще. С 1990 по 2010 г. снижается количество школьников и студентов, имеющих положительные идеалы. Если по данным конца XX в. нравственные идеалы имели от 40 до 60% учащихся, то более поздние исследования показывают что у 75% нынешней российской молодежи идеалов практически нет. С уменьшением количества учащихся, имеющих положительные идеалы, увеличивается число, называющих самих себя в качестве идеала: «я и есть идеал», «я сам себе идеал», «я сам идеал, мне незачем искать идеалы вовне».
Если на предыдущих этапах исследователи отмечали сильное влияние институтов школьного (в частности уроков литературы и истории) и семейного воспитания на формирование позитивных идеалов обучающихся, то в настоящее время наблюдается резкое ослабление их воздействия. В то же время усиливается влияние СМИ. Настойчивое и назойливое рекламирование тех или иных товаров стимулирует ориентацию на потребление, фиксирует сознание личности на повседневном удовлетворении одних и тех же базовых потребностей.
Итак, обобщенный идеал современных школьников и студентов - это самостоятельная, материально обеспеченная личность, уверенная в себе, успешная в жизни и карьере. Если бы при этом ценились такие социальнонравственные качества, как трудолюбие, профессионализм, ответственность, самодисциплина, самоконтроль, позволяющие достичь вы-
сокого уровня притязаний, то в таком идеале не было бы ничего противоречащего моральным нормам и ценностям. По мнению Н.Е. Щурковой, культурного человека характеризует не отказ от материальных потребностей (что в принципе невозможно, поскольку человек - биосоциальное существо), а равномерное соотношение духовных и материальных ценностей в его ценностном мире [10].
Однако именно такие духовнонравственные ценности и личностные качества, как труд и трудолюбие, честь и честность, долг и ответственность, не входят в список предпочитаемых, занимая самые низкие позиции рейтинга, а порой и вообще не избираемых респондентами.
Причины современного социокультурного состояния общества, характеризующегося ценностным кризисом, отказом от «смыслообразующих» идей, видятся в следующем:
- отсутствие общепринятого общественно-образовательного идеала;
- негативное влияние средств массовой информации, пропагандирующих идеалы потребления, культивирующих материальные потребности людей, фиксирующих в сознании модус обладания;
- отсутствие единого культурновоспитательного пространства в стране;
- отсутствие идейной интеграции институтов воспитания: учреждений культуры и образования, семьи, средств массовой информации, печати, кино;
- слабое влияние церкви на духовнонравственное состояние общества;
- перекос образовательной политики в сторону прагматизма образования, уход воспитания из школы;
- отчуждение педагога от ученика, а ученика от педагога, школы от семьи и наоборот;
- коммерциализация образовательной системы.
Ситуация понятна, возникает вопрос, что делать. Государственная политика ясно дает понять: необходимо возвращать духовно-
нравственное просвещение, развитие и воспитание в школу. Именно на школу сегодня делается главный акцент. Не случайно одна из национальных образовательных инициатив называется «Классное руководство».
Если обратиться к истории развития отечественной школы, то можно найти бесценный опыт духовно-нравственного воспитания учащихся и, в частности, опыт по формированию нравственных идеалов и ценностей. Авторы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России четко формулируют принципы организации духовнонравственного развития и воспитания, в основе
которых лежит традиционный опыт идеалоориентированного отечественного образования, а именно:
- нравственный пример педагога;
- социально-педагогическое партнёрство;
- индивидуально-личностное развитие;
- интегративность программ духовнонравственного воспитания;
- социальная востребованность воспитания.
Сегодняшняя ситуация в образовании характеризуется активными поисками идеальных моделей образования и идеала современного образованного человека.
Сторонники аксиологической концепции образования представляют идеал как целостную гармонически развитую личность с богатым духовным миром, обладающую гуманистическим мировоззрением, ориентированным на приоритет национальных ментальных ценностей при должном уважении к ценностям других стран и культур (Б.С. Гершунский, С.Л. Ивашевский, И.Ф. Исаев, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов).
В рамках культурологического подхода идеал образованного человека рассматривается как человек - носитель культуры, не только способствующий ее сохранению и укреплению, но и сам являющийся творцом культуры, способным к культурному саморазвитию (Е.А. Бондаревская, А.С. Запесоцкий,
Н.Б. Крылова, В.М. Розин, В.В. Сериков, Н.Е. Щуркова).
В многочисленных работах, посвященных компетентностному подходу (В.И. Байденко, И.Г. Галямина, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.), образованный человек нового тысячелетия представляется как профессионально самодостаточная личность, призванная «работать в новых формах социальности, организации и производственных отношений», способная к интеграции в мировое экономическое и культурное пространство, обладающая полным набором необходимых универсальных и профессиональных компетенций и мотивированная к постоянному повышению своего профессионального уровня.
Классным руководителям, ближе всех стоящим к детям, следует в первую очередь руководствоваться содержанием современного национального воспитательного идеала, определенного в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоре-
нённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [6].
Как уже было сказано выше, отечественная школа обладает богатым успешным опытом формирования идеалов и ценностей обучающихся.
Особенно показателен в этом смысле опыт советской школы. Интересно отметить, что за три десятилетия, с 1950-х по 1980-е гг., на эту тему публикуется огромное количество работ. Появляются авторские методики нравственного воспитания О.С. Богдановой, З.И. Гришановой, Д.М. Гришина, А.В. Иващенко,
С.Н. Иконниковой, И.С. Марьенко,
В.А. Сухомлинского, В.Э. Чудновского,
А.И. Шемшуриной, Н.Е. Щурковой
М.Г. Яновской, которые с успехом могут применяться и сейчас.
Прежде чем формировать идеалы, необходимо изучить ценностный мир школьников. Для этого можно использовать следующие эффективные методы изучения идеалов: анкетирование, индивидуальные беседы с учащимися, интервьюирование, сочинения и рефераты, наблюдение, учительские характеристики учащихся, изучение документации (например, классных часов и собраний с записями суждений школьников, писем, библиотечных формуляров), запись выступлений учеников на диспутах и читательских конференциях с последующим анализом, беседы с родителями, педагогами, интервью с выпускниками школы и наблюдения за выпускниками после окончания школы, эксперимент, анализ данных о выпускниках, самооценка.
Давно внедрены в практику, дают объективные результаты и, что немаловажно, легки в обработке следующие методики: «Недописан-ный тезис», «Незавершенный рассказ», «Прерванный диалог» [11], методика изучения ценностных ориентаций [12], анкета о нравственных идеалах [13], методика изучения ценностных отношений [14] и др.
В качестве эффективных методов формирования нравственных идеалов и ценностей можно назвать следующие традиционные методы: общественное поручение, детские движения (скауты, миротворцы, волонтеры, шефы, следопыты, лидеры и т. д.), общественно полезная деятельность учащихся, художественная самодеятельность, соревнование и состязание, похвала и критика, пример как модель ценностного выбора.
Особо хотелось бы отметить значимость последнего метода - примера, поскольку формирование идеалов и ценностей связано с представлениями личности не о том, что есть, а о том, что должно быть, и предполагает нали-
чие образца, воплощающего в себе черты должного.
Целенаправленное обращение педагога к примерам ценностного выбора есть предоставление воспитанникам веера возможных образцов - прообразов возможного будущего, выступающих в качестве ориентира при выстраивании ими системы ценностных отношений.
Педагог может использовать разнообразные примеры из жизни и деятельности выдающихся личностей, из жизни и деятельности близкого окружения воспитанников, личный пример педагога.
Педагог через себя транслирует мир воспитаннику и способен транслировать только то, что ценностно присвоено его личностью. «Мир, как бы проходя сквозь личность педагога, - пишет Надежда Егоровна Щуркова, - протягивает свое воздействие до ученика при условии отзыва, отзвука на воздействие в душе педагога. Любые влияния мира затухают, пройдя через пустые коридоры духовного мира педагога. Он может говорить то же самое, что делает талантливый педагог, делать то же самое и не получить воспитательного результата, если духовно пуст: тогда транслируется звук, действие, движение, но не мир в его ценностном содержании» [10, с. 17].
Педагог сам должен быть развитой духовно-нравственной личностью, сам обладать высокими нравственными идеалами, чтобы служить примером для своих воспитанников.
При выборе форм воспитательной работы, направленных на формирование идеалов школьников, педагог должен ориентироваться на их высокий эмоциональный потенциал. Толь-
ко те формы эффективны, которые создают определенный эмоциональный настрой, вызывают эмоциональный отклик у учащихся. К числу таких форм исследователи относят: коллективное чтение и обсуждение книг, поднимающих нравственные проблемы, этические беседы, дискуссии, диспуты на этические темы, знакомство с биографиями знаменитых людей, рассказы учителя о подвигах героев войны, экскурсии по местам боевой и трудовой славы, на заводы, фабрики и т. п., праздники, конкурсы «Умники и умницы», «Рыцарские турниры», «Мисс-весна», «Мисс-обаяние» и т.п., открытие памятников и обелисков, кружковая работа, клубы по интересам, лекции-концерты, добротворческие дела: «трудовые десанты», подготовка лекторских групп старшеклассников для чтения лекций по профилактике наркомании, алкоголизма.
Важными условиями формирования нравственных идеалов и ценностей являются:
- целенаправленность и систематичность в работе (не мероприятийность!),
- воспитательная среда школы, класса, занятия,
- рефлексивная диагностика нравственных идеалов,
- открытая коммуникативная позиция педагога,
- рефлексивно-ценностный диалог как основа воспитательных технологий.
Однако самое главное в реализации приоритетных направлений воспитания, чтобы педагог имел желание и стремление творить, дерзать и открывать, тогда кажущиеся такими сложными задачи духовно-нравственного развития и воспитания будут вполне решаемы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.
2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
3. Гэршунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 2002.
4. Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.
5. Галицких Е.О. Духовное развитие личности: Программа и модели занятий спецсеминара. Киров, 1997.
6. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
7. Философская энциклопедия: в 5 т. М., 1970. Т. 5.
8. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1978.
9. Мясищев В.Н. Психология отношений. URL: http://www.twirpx.com/file/114006/ (дата обращения:
13.12.2010).
10. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии. М., 1998.
11. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М., 2002.
12. Леонтьев ДА. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.
13. Гостомыслова С.Л. Формирование нравственных идеалов старших школьников в условиях воспитательной среды общеобразовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2004.
14. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М., 1982.