Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиций русской культуры'

Духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиций русской культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2363
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябчикова С. Б.

В статье раскрывается сущность понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание». Рассматривается программа воспитания «Духовно-нравственные традиции русской культуры» для 1-9-х классов общеобразовательной школы. Проанализированы следующие разделы этой программы: «Дом и семья в русской культуре», «Мир вокруг нас», «Традиции и праздники», «Наша малая Родина», «Русь Святая». Представлен опыт работы автора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябчикова С. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION ON THE BASE OF TRADITIONS OF RUSSIAN CULTURE

In the article the meaning of the concepts spiritualness, morality, spirituallymoral education is revealed. The education's programme Spiritually-moral traditions of Russian culture for the 1st 9th forms of general educational school is considered. The sections of the programme Home and Family in Russian Culture, The World Around Us, Traditions and Holidays, Our Birthplace, Sacred Russia have been analysed. Work experience has been submited.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиций русской культуры»

4. Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Текст] I В.С. Леднев. -М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.

5. Скаткин, М.Н. Основы содержания образования в советской школе [Текст] I М.Н. Скаткин II Основы дидактики I под ред. Б.П. Есипова. - М., 1967. - С. 67-98.

6. Философия образования для XXI века [Текст]: сб. ст. I ред.-сост. Н.Н. Пахомов, Ю.Б. Тупталов. -М.: Логос, 1992. - 207 с.

7. Философско-психологические проблемы развития образования [Текст] I под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1981. - 176 с.

8. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательные политики [Текст] I В.Д. Шадриков. -М.: Логос, 1993. - 181 с.

9. Щедровицкий, П.Г. Очерки концепции непрерывного образования [Текст] I П.Г. Щедровицкий II Очерки по философии образования. - М., 1993. - С. 10-33.

С.Б. Рябчикова

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье раскрывается сущность понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание». Рассматривается программа воспитания «Духовно-нравственные традиции русской культуры» для 1-9-х классов общеобразовательной школы. Проанализированы следующие разделы этой программы: «Дом и семья в русской культуре», «Мир вокруг нас», «Традиции и праздники», «Наша малая Родина», «Русь Святая». Представлен опыт работы автора.

S.B. Ryabchikova

SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION ON THE BASE OF TRADITIONS

OF RUSSIAN CULTURE

In the article the meaning of the concepts “spiritualness”, “morality”, “spiritually-moral education” is revealed. The education’s programme “Spiritually-moral traditions of Russian culture” for the 1st - 9th forms of general educational school is considered. The sections of the programme “Home and Family in Russian Culture”, “The World Around Us”, “Traditions and Holidays”, “Our Birthplace”, “Sacred Russia” have been analysed. Work experience has been submited.

В настоящее время увеличился интерес к духовной сфере жизни человека, проблема духовно-нравственного воспитания школьников становится одной из наиболее актуальных. Это получило отражение и в программных документах. В частности, в «Концепции модернизации российского образования на период с 2001 до 2010 года» в качестве важнейшей задачи воспитания указывается формирование у школьников духовности и культуры. В этой связи в Концепции выдвигаются необходимые условия достижения воспитательных задач, одним из которых является требование «более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития

личности» [3]. Тем самым важное место отводится искусству и культуре в целом как способу освоения мира, приобретения ориентиров и критериев направленности духовнонравственного самосовершенствования человека.

Воспитанию духовности детей большое внимание уделял выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский, что отражено в его многочисленных педагогических трудах. Он разработал идею гуманизации образования в качестве главной цели народного образования, определяя ее с воспитанием духовности школьников. Рассматривая гуманнистическое образование как общечеловеческое, он связывал его с «уяснением воззрений человека на самого себя и окружающий мир» [8], а в ду-

ховность вкладывал значение бескорыстного стремления человека к познанию истины и добра.

Понятие духовности находит отражение в современных концепциях национального воспитания. В исследованиях М.В. Богуславского, Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондарев-ской, И.Ф. Гончарова, Л.И. Маленковой,

Н.В. Маслова, Н.Д. Никандрова, М.Ю. Новицкой, З.И. Равкина, М.Г. Тайчинова, В.Ю. Троицкого и других обосновывается необходимость учета национальной специфики при выборе ценностных ориентиров образования.

Так, Е.В. Бондаревская считает, что «духовность - исконно русское понятие, в нем запечатлен феномен национального характера, сущность которого всегда выражали нравственные искания истинных ценностей и смыслов жизни» [1]. По ее мнению, ядро духовности составляют ценности, то есть своеобразные модели жизни, ставшие для человека внутренними регуляторами его поведения.

В свою очередь М.Ю. Новицкая подчеркивает, что учитель должен помочь воспитанникам осознать общечеловеческие духовные ценности в их взаимосвязи с самобытностью родной культуры. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, и их творческое переосмысление в новых условиях [6]. В своем содержательном плане «духовность» корректируется понятиями «русская этническая целостность» и «российская цивилизация», связывается с освоением национально-духовных ценностей, включая идеи православия.

М.Г. Тайчинов, к примеру, подразумевает под целью духовного воспитания формирование духовного мира подрастающего поколения, «включающего все основные

компоненты структуры личности, в том числе ценности религиозной культуры» [7], которые в свою очередь связаны с развитием национального самосознания. Кроме того, ученый определяет духовность как «изначально осознанную или неосознанную установку на то, что в мире есть нечто более высокое и значительное, чем вещественные и прагматические ценности. Она проявляется в непременном, естественном и необходимом, самоценном стремлении человека к истине, добру и красоте, в “рефлексии идеала”» [7].

Подобным образом духовность рассматривает Т.И. Власова: «это высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия, стремление к духовному идеалу» [2]. Тем самым в понятие духовности вкладывается стремление человека к познанию и восприятию общечеловеческих ценностей Истины, Добра и Красоты, ориентированных на духовно-нравственный идеал.

Мы примем за основу определение духовности, сформулированное С.Г. Макеевой: «Духовность - интегральная характеристика ценностно-смысловой сферы личности, означающая приоритетность духовных ценностей, отмеченных нравственной доминантой и отражающихся в жизненных смыслах, в стремлении личности к самосовершенствованию на основе углубляющегося самосознания, ориентации на высшие ценности человеческого бытия (любовь, добро, истину, красоту) в их национально-культурном выражении» [5].

Нравственность является компонентом духовности. Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Духовно-нравственное воспитание -это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие ценностно-смысловой сферы личности посредством интериоризации духовно-нравственных ценностей. В свою очередь развитие ценностно-смысловой сферы личности происходит на основе ценностно-ориентирующей деятельности, сущность которой заключается в целенаправленном осмыслении, оценке человеком окружающего мира и собственного «Я». Образ «Я» является ядром личности. Духовнонравственное воспитание предполагает педагогическое сопровождение самоформирова-ния идеального «Я» воспитанника.

При определении подходов к духовно -нравственному воспитанию надо заметить, что развитие ребенка - это результат взаимодействия, пересечения и комбинаций, с одной стороны, разных влияний социальных условий и граней бытия и, с другой, - собственного восприятия и осмысления ребенком своего разнообразного культурного опыта.

Культурная деятельность играет ведущую роль в развитии человека на протяжении всей жизни и имеет свою динамику и узловые

точки роста на этапах становления личности в школьные годы. У каждого ребенка свой шаг развития, особая деятельностная включенность в культуру через разнообразие его собственных культурных практик. Задача педагога — ввести ребенка в контекст культуры.

Концептуальным основанием духовнонравственного воспитания является культурологический подход к нему (Е.В. Бондарев-ская, И.Ф. Исаев, Н.Е. Щуркова), суть которого состоит в следующем: взаимодействуя с ценностями культуры, ребенок овладевает определенными способами деятельности, формируется как творческая личность, а также формируются ориентации личности на духовно-нравственные ценности.

Культурологический подход мы уточняем как культурно-исторический (Е.В. Ям-бург), где исторический аспект рассматривается как цепь усложняющихся нравственных задач и диалог с исторически сложившимися ценностями, прежде всего национальной культурой.

В свою очередь культурно-исторический подход мы нашли возможным сочетать с экзистенциальным подходом в педагогике (М.И. Рожков, А.П. Чернявская), где воспитательный процесс предстает как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, выступающая интегрированным условием личностного развития. Педагогическое событие - момент реальности, в котором происходит ценностно-ориентирующая встреча взрослого и ребенка.

Мы считаем, что процесс духовнонравственного воспитания станет наиболее эффективным, если он будет осуществляться на основе интеграции культурно-исторического и экзистенциального подходов к воспитанию в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования.

Современная школа предоставляет широкий диапазон гуманитарных дисциплин, позволяющих ввести ребенка во взаимодействие с ценностями культуры. Но, как подчеркивает Н.Б. Крылова, для тех детей (а сейчас таких большинство), чей культурный опыт по каким-то причинам беден и однообразен, нужны дополнительные культурные практики. Под культурной практикой исследователь понимает «обычные для человека способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с экзистен-

циальным содержанием его бытия и взаимоотношений с другими людьми» [4]. Культурное самоопределение связано с духовно -нравственным самоопределением, оно выражается в поиске и пробах форм самореализации и самовыражения в деятельности и поведении при определяющей роли культурной идеи.

В качестве дополнительной культурной практики мы предлагаем программу воспитания школьников «Духовно-нравственные

традиции русской культуры», включающую систему классных часов и внеклассных мероприятий, предназначенную для учащихся 19-х классов.

Целевой компонент программы «Духовно-нравственные традиции русской культуры» охватывает систему ценностных отношений к следующим объектам: семье, окружающему миру, традиционной культуре, родному краю, отечеству. В соответствии с ведущими ценностями определены блоки, или разделы, программы:

I - «Дом и семья в русской культуре»;

II - «Мир вокруг нас»;

III - «Традиции и праздники в русской культуре»;

IV - «Наша малая Родина»;

V - «Русь Святая».

Образовательное содержание распределяется с 1-го по 9-й класс по спиральноконцентрическому принципу, за счет чего постепенно расширяется духовное пространство учащихся от принятия семейных ценностей до воспитания любви к родному краю, отечеству. В программе учтены возрастные особенности детей, их интеллектуальный и жизненный опыт. На каждом новом этапе развития ребёнка определяется воспитательная задача-доминанта и предлагаются методические приёмы и формы в зависимости от возрастной категории детей.

Формирование ценностного отношения к семье является задачей-доминантой первого раздела программы. Семья как группа живущих вместе родственников - это тот опыт, который имеет каждый ребенок и от которого отталкивается учитель на начальном этапе работы с детьми. Именно он обуславливает дальнейшее развитие духовного мира ребенка. В разделе «Дом и семья в русской культуре» семья рассматривается в свете духовнонравственных и историко-культурных тради-

ций общества. Предусмотрены темы, связанные с традиционным укладом жизни русской семьи в истории культуры и современности, оформлением дома, русской усадьбы; темы, предполагающие осмысление не только своего места в семье, но и осознание необходимости совместного проживания в семье, осознание себя сыном или дочерью, братом или сестрой, внуком или внучкой, крестником или крестницей. Вводится понятие «родословие». Для старших школьников рассматриваются психологические и нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек.

Среди форм проведения занятий особое место отводится семейным урокам и семейным праздникам с приглашением родителей, презентациям семейных фотоальбомов, созданию семейных музеев, составлению родословного древа.

Задачей-доминантой раздела программы «Мир вокруг нас» является расширение представлений ребенка об окружающем мире, воспитание осознания себя в этом мире, уважительного отношения ко всему живому на земле. Представление об окружающем мире и ценностное отношение к нему формируется в начальной школе на основе знакомства с устным народным творчеством. В старших классах ставятся проблемы самоопределения и самореализации личности в этом мире, для чего используются дискуссионные формы занятий. Данный раздел программы включает в себя весь спектр социальных проблем, с которыми сталкивается воспитанник в повседневной жизни.

Раздел «Традиции и праздники в русской культуре» предполагает знакомство с элементами художественной культуры и практикой художественной деятельности. Основой содержания раздела является русский месяцеслов, который рассматривается как часть развивающегося духовно -нравственного ансамбля русской культуры, имеющего свою внутреннюю структуру и исторически сложившиеся традиции. Практическое применение в школе русского месяцеслова представляет собой событийный ряд

творческих дел, посвященных тому или иному празднику.

Важным звеном непрерывной цепи духовно-нравственного воспитания является воспитание ценностного отношения к родному краю. В блоке программы «Наша малая Родина» представлена история и культура Ярославского региона. Формирование регионального компонента данной программы предполагает определение и осмысление историко-культурного стержня региона, его духовно-нравственной доминанты.

Освоение данного раздела программы предполагается в форме воображаемого и реального путешествия по городам Ярославской области. При этом учитывается, что ярким носителем и показателем культуры является город как целостный историко-культурный комплекс. Постигая город, учащиеся познают и жизненность самой культуры, в недрах которой он зародился, поэтому экскурсия как ведущий метод изучения родного края должна стать способом постепенного покорения города познанием учащихся.

Программа «Духовно-нравственный

традиции русской культуры» была создана в результате деятельности региональной экспериментальной площадки по теме «Разработка и реализация системы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе курса “Православие и русская культура” в общеобразовательных учреждениях» и апробирована на базе общеобразовательных школ г. Тутаева Ярославской области в 2007-2008 учебном году.

Эффективность программы духовнонравственного воспитания была апробирована в образовательных учреждения трех типов: городской массовой общеобразовательной школе, сельской малокомплектной школе и православной общеобразовательной школе. Результаты диагностики показали положительную динамику развития ориентации младших подростков на духовно-нравственные ценности. В экспериментальных классах ценности любви, дружбы, самопознания, самовоспитания, взаимопомощи и милосердия стали устойчиво приоритетными.

Библиографический список

1. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бон-даревская // Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 17-24.

2. Власова, Т.И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности [Текст] / Т.И. Власова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 2. - С. 42-43.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. - М.: Академия, 2004. - 32 с.

4. Крылова, Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей [Текст] / Н.Б. Крылова. - М.: Сентябрь, 2007. - 191 с.

5. Макеева, С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета [Т екст]: монография / С.Г. Макеева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002. - 331.

6. Новицкая, М.Ю. Традиционная отечественная культура в Российской школе [Текст] / М.Ю. Новицкая // Школа духовности. - 1997. - № 1. - С. 32-34.

7. Тайчинов, М.Г. Формирование личности учащегося на духовно-нравственных ценностях народа [Текст]: монография / М.Г. Тайчинов. - М., 1999. - 199 с.

8. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинении [Текст]: в 2 т. / К.Д. Ушинский. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1954. - 731 с.

Л.Н. Чиркова

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются основные подходы к организации непрерывного кадетского образования и обоснование необходимости учета гендерных отличий учащихся при проектировании содержания кадетского образования в современной муниципальной общеобразовательной кадетской школе.

L.N. Chirkova

DESIGN OF THE CONTENTS OF EDUCATION IN THE CADET SCHOOL

The article is devoted to the specific teaching of the cadet education through the unique methods of teaching on the ground of gender approaches to the organization of the uninterrupted cadet education; underlines the necessity of taking in confederation gender differences of students in projecting the cadet education in modern municipal secondary cadet school.

Потребность современного общества в развитии кадетского образования определяется необходимостью подготовки подрастающего поколения к государственной службе, возможностью обеспечения эффективного формирования мужского характера, физических и духовных качеств личности в кадетских общеобразовательных учреждениях.

Тяга к военизированной форме обучения у детей и их родителей вполне понятна. За ней стоит, прежде всего, стремление к порядку, желание определить раннюю профориентацию подростка, получить качественное образование и прочный барьер от влияния негативных явлений жизни, наконец, даже элемент увлекательной игры.

Альтернативой закрытому кадетскому корпусу, в котором весь учебно-воспитательный процесс предопределен соответствующими приказами и инструкциями Министерства обороны, нацелен на использование технологий «казарменной» педагогики и обязательное продолжение обучения в военных

вузах, являются кадетские школы. В них обучение происходит без отрыва от семьи, а воспитание отличается выраженным патриотическим и духовно-нравственным компонентом с учетом индивидуальных особенностей кадетов. Выпускники кадетской школы в соответствии с личными интересами продолжают обучение в техникумах, лицеях и вузах как военного, так и гражданского направлений. Присутствие в кадетских классах 5-10% девушек обеспечивает возможность эффективного формирования андрогинии личности.

При проектировании содержания кадетского компонента образования в такой школе учитывается опыт элитного образования мальчиков в военных гимназиях дореволюционной России и приоритетные направления образования, определенные в «Концепции модернизации Российского образования» и государственной программе «Патриотическое воспитание на период 2006-2010 г.», в которых особая роль отводится воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.