Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol4-2.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/14PDMN216.pdf Статья опубликована 14.04.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Рогачёва Л.С. Основные аспекты духовно-нравственного воспитания подростков средствами музыкально-театральной деятельности // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/14PDMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 008
Рогачёва Людмила Сергеевна
ГАОУ ВПО «Московский Городской Педагогический Университет» Институт культуры и искусств, Россия, Москва Кафедра «Теории и методики социально-культурной деятельности»
Аспирант
E-mail: [email protected]
Основные аспекты духовно-нравственного воспитания подростков средствами музыкально-театральной
деятельности
Аннотация. В статье представлено исследование воспитательного воздействия музыкально-театральной деятельности на подростков. Актуальность статьи подтверждается ценностным подходом к процессу воспитания подростков, что является на данном этапе развития общества стратегической задачей государства, т.к. передача культурного опыта поколений, норм и ценностей формирует ценностно-смысловые установки будущего общества. Падение общего культурного и нравственного уровня подрастающего поколения требует от педагогического сообщества внимания к процессам воспитания, выдвигая на первый план адаптивность возможностей системы дополнительного образования к потребностям социума. Это влечет за собой создание социально-культурных условий для развития и воспитания подростков в образовательных организациях. Содержательной основой экспериментальной работы является музыкально-театральная деятельность по разработанной автором образовательной программе, направленной на развитие и формирование духовно-нравственных качеств личности подростков. Представлены основные задачи исследования, которые состоят в определении уровня ценностных ориентаций и уровня представлений о нравственном поведении у подростков. Определены методы диагностики, выбраны критерии и показатели экспериментального исследования, а также приведены результаты. В статье доказывается возможность формирования устойчивых ценностных ориентиров и нравственных качеств у подростков в результате музыкальной и театральной деятельности.
Ключевые слова: музыкально-театральная деятельность; духовно-нравственное воспитание; подростки; нравственные качества; поступки; ценностные ориентации; нравственная позиция
Снижение общего культурного уровня в подростковой среде, требует от педагогического сообщества большего внимания к проблемам воспитания личности подростков. Учитывая сензитивные периоды развития, возраст подростков 11-13 лет, является наиболее оптимальным для формирования ценностных ориентиров и нравственно-
поведенческой позиции, в том числе и средствами досуговой деятельности. Подобная ситуация выдвигает перед педагогами на первое место задачи адаптивности потенциала образовательных и досуговых организаций к потребностям социума. Г.И. Грибкова утверждает, что «Современная социокультурная ситуация влечет за собой новый взгляд на изучение образовательных процессов с позиции интеграции образования и культуры» [3, с. 110]. Актуальность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях реформирования системы российского образования «обусловлена необходимостью совершенствования самого процесса воспитания, адаптации его к новым культурным, политическим и экономическим условиям современного общества». [7, с. 1104]
Расширение системы дополнительного образования не только в досуговой сфере, но и в социокультурном пространстве образовательных организаций создает дополнительные условия для воспитания и развития детей и подростков, кроме того «дополнительное образование в школе, дает возможность ребенку найти дело по душе, попробовать себя в различных направлениях социально-культурной деятельности». [9, с. 136] Основной функцией дополнительного образования является воспитание, базовую часть которого составляет духовно-нравственное воспитание, формирование и развитие личности подростков. «Музыкально-театральное творчество развивает духовный мир, обогащая человека. Позволяет методом включения в творческие процессы решать многие психологические проблемы. Творчество в сфере искусства, помогает формировать новые пути становления личности». [8, с. 66] Приобщение подростков к ценностям культуры, воспитание у них устойчивых нравственных позиций через общение с различными видами искусств, способствует активному формированию нравственного сознания. Как утверждает Каргина З.А. «через обращение мысли ребенка к человеческим ценностям, через общение с искусством», происходит формирование гуманитарного мышления ребенка. [5, с. 7] Л.Я. Шамес полагает, что гуманитарная сфера способствует формированию «интеллигентного, нравственно честного человека с развитой культурой чувств и высоким уровнем интеллекта» [10, с. 164-170].
Сегодня социально востребованы: театральная деятельность, театральная педагогика в досуговых центрах, клубах, домах культуры и творчества, в образовательных организациях, музеях, библиотеках и др. Причиной является поиск новых форм работы с социумом, организация наполненного смыслом досуга, широкий охват аудитории. Грибкова Г.И. так определяет причину использования театральной деятельности «образность составляет главную сущность театрализации, которая позволяет в действии и в художественной форме показать тот или иной факт, событие, эпизод» [2, с. 54]. Высокая сила воспитательного воздействия театра на личность общеизвестна, поэтому театральная деятельность в любом из перечисленных выше видов учреждений образовательной и культурно-досуговой сферы может быть полезной для обеих сторон. Театральный коллектив образовательной организации может принять участие в выступлениях не только на сцене школы, но и в районной библиотеке или музее, в рамках тематического или иного проекта и наоборот эти организации способны вовлекать в свою театрализацию широкие массы детей и подростков. Организации, работающие с детьми, подростками и молодежью в сфере свободного времени, создают социально-культурные и социально-педагогические условия для развития и воспитания личности. Как утверждает Е.Е. Игнатьева «Воспитание личности - это, прежде всего, пробуждение интереса к целям и смыслу своего существования», а учитывая это основной целью является воспитание «нравственного человека, способного к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях». [4, с. 210] Дополнительное образование в рамках образовательной организации «более личностно-ориентировано, во многом способно стимулировать мотивацию учащихся, способствовать их профориентации, самоопределению и, по сути, является личностно-формирующим». [6, с. 102]
На основе вышесказанного можно предположить, что использование театральной, музыкальной и иной творческой деятельности в сфере досугового времени способно оказывать воспитательное и развивающее воздействие на подрастающее поколение. Это позволяет нам определить основные направления и цель экспериментальной работы, состоящей в выявлении, проверке на практике и обосновании структуры и содержания духовно-нравственного воспитания подростков средствами музыкально-театральной деятельности в условиях образовательной организации. В соответствии с целью, можно выдвинуть задачи экспериментальной работы:
1. Установить общий уровень ценностных ориентаций подростков и уровень их представлений о нравственном поведении.
2. Выявить специфику духовно-нравственного воспитания подростков в процессе музыкально-театральной деятельности по разработанной и экспериментально апробированной программе.
3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.
Методы диагностики, применяемые в исследовании - теоретические: анализ научно-теоретической и методической литературы; - эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, качественная и количественная обработка результатов, эксперимент.
Экспериментальное исследование проводилось автором в творческих объединениях ГБОУ "Гимназии №1636 "НИКА" г. Москва и ГБОУ НОШ №1771 г. Москвы, в 2012-2015 гг.
Работа по реализации духовно-нравственного воспитания подростков музыкально-театрального коллектива образовательной организации, на всех этапах эксперимента проводилась с учетом выбранных критериев и соответствующих им показателей. В качестве критериев нами выбраны: духовно-нравственные ценности и нравственные нормы поведения.
Был проведен опрос школьников, творческого объединения для определения первого критерия (ранжирование духовно-нравственных ценностей) и второго критерия - нормы нравственного поведения. Педагогу дополнительного образования необходимо выявить личностные характеристики подростков в исследуемой группе. За основу взяты такие показатели как семья, отечество, совесть, долг, честь, труд, доброта, знания, любовь, долг, человек, честь, совесть, ответственность, патриотизм, свобода, культура, творчество, деньги и др. Ранжирование ценностей позволяет определить направление деятельности педагога дополнительного образования и нравственные ориентиры группы подростков.
Ниже представлены результаты полученные в ходе исследования.
На 1 место подростки поставили семью - 92%, доброту - 53%. На 2 место отечество -46%; честь, совесть, ответственность, патриотизм - 38%. На 3 место долг - 53%, свобода, -46%. На 4 место - деньги - 92%, культура - 53%.
Можно сделать вывод, что для подростков 11 -13 лет наиболее важным является все что связано с их жизнью и деятельностью - любовь родителей и семья. Далее следуют представления об учебной деятельности и все, что связано с представлением таких понятий как страна, общество, а также свобода и чувство долга. На последнем месте культурно-творческий аспект это позволяет нам сделать вывод, о том, что самореализация, которую Е.А. Белова трактует как раскрытие внутреннего потенциала «в виде динамического взаимодействия личности со своим внутренним миром» [1, с. 21] не имеет достаточного развития, т.к. мало мотивационно-ценностного и креативно-деятельностного компонента для перехода потенциальных возможностей в актуальные.
Для выявления критериев норм нравственного поведения человека был проведен опрос в форме беседы по теме «Нравственные и безнравственные поступки человека». Теоретическая литература, которая была проанализирована, позволила выделить основные содержательные характеристики нравственных норм. В качестве исследования провели с детьми индивидуальные беседы, во время которых каждому участнику были заданы два вопроса: «Какого человека ты считаешь нравственным?» и «Какого человека ты считаешь безнравственным?» Важно отметить, что учащихся, которые без подсказки поняли значение выражения «нравственный человек» было сравнительно немного. В процессе беседы мы побуждали детей называть как можно больше качеств нравственного и безнравственного человека, а также его поступки. Поступки человека детям было легче назвать, чем качество человека, поэтому в процессе беседы после разбора поступка и наводящих вопросов, они уверенно называли качество личности.
Для оценки ответов, учащихся были разработаны следующие критерии - нравственное поведение и безнравственное поведение, а также соответствующие этим критериям показатели в виде качеств личности. Мы условно определили, что в нравственном поведении должны проявляться следующие качества: доброта, честность, скромность, справедливость, смелость, щедрость, мудрость, ответственность, милосердие, отзывчивость всего 10 качеств. Безнравственный человек - это условно «плохой» человек, обладающий следующими качествами: злой, лживый, жестокий, трусливый, жадный, глупый, думающий только о себе, безответственный, предатель, подлый, всего 10 качеств. За каждое верно названное качество ответу присваивался балл. Данные приведены в таблице 1. Далее получилась следующая шкала оценки показателя сформированности нравственных представлений:
15-20 баллов - высокий уровень нравственных представлений;
7-14 баллов - средний уровень нравственных представлений;
0-6 баллов - низкий уровень сформированности нравственных представлений.
Таблица 1
Статистика ответов участников на начальном этапе экспериментальной работы
Качества нравственного Количество Качества безнравственного Количество
человека, названные детей, назвавших человека, названные детей, назвавших
участниками качество участниками качество
Чел. % Чел. %
Добрый 15 100 Злой 15 100
Честный 11 73 Лживый 12 80
Скромный 10 66 Жестокий 3 20
Справедливый 7 47 Трусливый 8 53
Смелый 8 53 Жадный 7 47
Щедрый 5 33 Глупый 11 73
Умный 10 66 Эгоистичный 6 40
Ответственный 6 40 Безответственный 5 33
Милосердный 1 1.6 Подлый 3 20
Отзывчивый 6 40 Предатель 6 40
Разработано автором: исследования Рогачёвой Л.С.
Помимо качеств, определенных нами как нравственные, ребята говорили, что хороший человек - веселый, сердечный. Проще всего школьникам было вспомнить такие нравственные качества как добрый, честный, справедливый, сложнее всего дело обстояло с такими качествами как, щедрый, отзывчивый и способный сопереживать. Часто в определениях нравственных качеств звучали конкретные поступки и действия - «хороший человек» - это
14РВЫ№16
«тот, кто никогда не врет», «всегда всем помогает», «заступится за друга», «никогда не дерется» и т.п. Говорить о плохом, безнравственном человеке детям было проще (по причине возрастных особенностей). В толковании можно выделить две группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «человек делает что-нибудь плохое», «кто дерется», «кто убивает», «кто ворует», «кто врет». Вторая группа ответов связана с характеристикой человека («это злой человек»). Как показывает практика, детям называть качества сложнее, чем говорить о действиях в силу особенностей их мышления, так как оно пока предметное. Проще всего детям было вспомнить следующие качества (или относящиеся к ним поступки): злой, трусливый, лживый, глупый.
Итак, проведя диагностическую работу, мы получили следующую картину развития нравственных представлений среди наших воспитанников. Оказалось, что количество детей, имеющих сформированные представления о нравственных качествах на высоком уровне, составляет 20%, количество учащихся со средним уровнем сформированности представлений о нравственных качествах 47% детей в группе, количество ребят с низким уровнем сформированности нравственных представлений по результатам диагностики 33%. Эти данные получены на начальном этапе работы творческого объединения. По результатам констатирующего этапа экспериментальной работы мы сделали вывод: уровень сформированности нравственных представлений детей данной группы весьма низок, необходимо вести целенаправленную работу по их развитию.
На формирующем этапе исследования проводилась работа с группой детей по авторской программе. Было проведено много разборов выбранных театральных, музыкальных материалов и сказочных сюжетов. Велась активная творческая работа, в которой учитывались формирование нравственных ориентиров и примеров нравственного поведения, а также развитие духовной культуры личности подростков. Л.Я. Шамес считает, что формирование духовной внутренней культуры задача сложной системы воспитания, главная цель которой «сущность человека порядочного, разумного и формирование его целостности: эмоций -добра - интеллекта» [10, с. 164-170].
На контрольном этапе нашего исследования, после творческой работы по программе был проведен повторный опрос среди школьников: мы попросили детей в индивидуальной беседе нравственные качества человека. За каждое названное качество мы давали по 1 баллу, как и в первоначальном опросе. Данные приведены в таблице 2.
Таблица 2
Статистика ответов участников в конце экспериментальной работы
Качества нравственного качества Количество детей, назвавших качество Качества безнравственного человека Количество детей, назвавших качество
Чел. % Чел. %
Добрый 15 100 Злой 15 100
Честный 14 93 Лживый 13 87
Скромный 12 80 Жестокий 9 60
Справедливый 11 73 Трусливый 10 67
Смелый 12 80 Жадный 9 60
Щедрый 8 53 Глупый 12 80
Умный 12 80 Эгоистичный 11 73
Ответственный 11 73 Безответственный 13 87
Милосердный 8 53 Подлый 10 67
Отзывчивый 10 67 Предатель 7 47
Разработано автором: исследования Рогачёвой Л.С.
14РОМ№16
Мир Науки
Заключительная диагностика показала, что количество детей с низким уровнем сформированности нравственных представлений значительно сократилось на 20%, и составило 13%; количество детей с высоким уровнем сформированности нравственных представлений заметно увеличилось на 13%, и составило 33%; процент детей со средним уровнем сформированности нравственных представлений вырос на 7% и составил 54%. Обработка полученной информации позволила выделить индикаторы уровней духовно-нравственного воспитания подростков:
Низкий предполагает недостаточность или отсутствие знаний об основных духовно-нравственных паттернах личности склонность к деструктивному, девиантному поведению низкий уровень общей культуры и воспитанности (определяется отсутствием элементарных нравственных норм поведения, например, неуважение к старшему поколению, преподавателям, родителям), грубое некорректное поведение, речь, использование нецензурной брани). Спутанность понятий добро-зло, преобладают эгоистические проявления, отсутствует целеполагание, преобладает потребительское отношение. Отсутствие мотиваций к процессам творческого созидания, не развит эстетический вкус, потребность в духовном развитии отсутствует.
Средний (интерпретирующий): разрозненность и бессистемность в понятиях общечеловеческих ценностях Недостаточное наличие мотиваций для воплощения духовно-нравственных норм в процессе жизнедеятельности, недостаточно ярко выраженный мотив познавательной и мотивационной культуры, недостаточно активная творческая деятельность, необходимость корректировки эстетического вкуса.
Высокий (креативный): знание базовых элементов духовно-нравственных компонентов общечеловеческих ценностей представляет устойчивую систему, четко прослеживается мотивированность поступков и их оценка, ценностные предпочтения. Познавательный мотив выражен достаточно ярко, активна творческая деятельность как фактор самореализации личности, сформирован эстетический вкус, чувство меры. Данные динамики уровней сформированности представлены на диаграмме.
60
40
20
0
выс ср низ
в % от числа респондентов
Рисунок. 1. Динамика уровней сформированности нравственных качеств (разработано
автором: исследованияРогачёвойЛ.С.)
После проведения экспериментальной работы по образовательной программе, выдвинутая нами гипотеза, что духовно-нравственное воспитание школьников будет более эффективным при использовании многообразия содержания, форм и методов социально-культурных технологий в процессе духовно-нравственного воспитания подростков подтвердилась, задачи, которые мы перед собой ставили, выполнены - это дает право сделать вывод, что цель нашего исследования достигнута. Результаты проведенных исследований подтверждают эффективность духовно-нравственного воспитания средствами музыкально-театральной деятельности после реализации экспериментальной программы. У подростков можно констатировать сформированность ценностных представлений. Определена
□ нач
□ зак
2016, Том 4, номер 2 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
нравственно-поведенческая позиция, повысился уровень ответственности. Сформировались основные художественно-эстетические взгляды и вкус, развиваются творческие способности.
По завершении творческого проекта учащиеся выразили желание продолжить музыкально-театрализованную деятельность дальше. Занятия оказали на ребят положительное влияние: подростки стали спокойнее, дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Их взгляды и оценки поступков стали более нравственными.
Мир Науки
ЛИТЕРАТУРА
1. Белова Е.А. Уровни саморазвития личности в контексте использования электронно-образовательных ресурсов // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - Тамбов, 2015. - Вып.6 (146). - 240 с.
2. Грибкова Г.И., Гордеева Т.А. К вопросу о театрализации форм музейной деятельности // Международный академический вестник №3 (9).-2015.-С. 51-55.
3. Грибкова Г.И. «Особенности формирования проектной культуры специалистов социально-культурной деятельности» Материалы городской межвузовской науч.-практич. Конференции / Под общ. Ред. К.И. Чижовой. - М.: МГПУ, 2013. - 188 с.
4. Игнатьева Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». №1. - М.: Изд-во МГОУ, 2010. - 240 с.
5. Каргина З.А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Вестник ТГПУ. Томск. 2011, выпуск 1 (103), 141 с.
6. Рогачёва Л.С. Интеграция общего и дополнительного образования как фактор формирования социокультурного пространства образовательного учреждения // [Текст] Международный научный журнал Путь науки №6 (16) 2015. Изд. «Научное обозрение» Волгоград 2015. - 115 с.
7. Рогачёва Л.С. Роль интеграции театра и музыки в духовно-нравственном воспитании подростков». [Текст] / Л.С. Рогачёва // Научный журнал «В мире научных открытий». №3.2 (63), 2015 Социально-гуманитарные науки. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2015, 256 с. Изд-во ООО «Научно-инновационный центр».
8. Рогачёва Л.С. Роль музыкально-театральных технологий в социализации подростков // Материалы Московской городсткой науч. практич. конференции с международным участием Диверсификация механизмов развития креативной среды общеобразовательной организации в целях инновационного развития системы школьной социализации обучающихся / Под общ. ред.: Л.И. Клочковой, А.А. Белова. - М.: АПКиППРО, 2014.-434 с.
9. Рогачёва Л.С. Школьное дополнительное образование как личностно формирующий фактор // Науч труды междунар. науч. - практической конференции ученых РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева, ЛНАУ 24-25 января 2013 года. Том 4 Философия. Право. Педагогика и методика. Москва-Луганск. Изд. ученых РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева, ЛНАУ2013. - 156 с.
10. Шамес Л.Я. Методология гуманитарного знания в системе современного дополнительного образования // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: [К 80-летию проф. М.С. Кагана]: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 18 мая 2001 г.). СПб.: Санкт-Петербургское филос. общество, 2001.-328 с.
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Rogacheva Lyudmila Sergeevna
Moscow City University Institute of Culture and Arts, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
The main aspects of the spiritual and moral education of teenagers by means of musical and theatrical activity
Abstract. The article presents a study of the educational influence of music and theatrical activity in adolescents. The relevance of the article is confirmed by value approach to the process of education of teenagers, that is, at this stage of social development a strategic objective of the state because transfer of cultural experience of generations, norms and values creates value-semantic orientations of the future society. The fall of common cultural and moral level of the younger generation requires pedagogical community's attention to the education process, highlighting the adaptability possibilities of additional education system to the needs of society. This entails the creation of social and cultural conditions for the development and education of teenagers in educational institutions. Substantial bases and experimental work is a musical and theatrical activities developed by the author educational program aimed at the development and formation of spiritual and moral qualities of teenagers personality. The main objectives of the study, which consists in determining the level of value orientations and the level of ideas about moral behavior in adolescents. Defined diagnostic methods, criteria and indicators selected experimental research, as well as the results. The article proves the possibility of the formation of stable values and moral qualities at teenagers as a result of the musical and theatrical activities.
Keywords: musical and theatrical activities; spiritual and moral education; teenagers; moral qualities; actions; value orientations; moral position
Мир Науки
Мир Науки
2016, Том 4, номер 2 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki. com
REFERENCES
1. Belova E.A. Urovni samorazvitiya lichnosti v kontekste ispol'zovaniya elektronno-obrazovatel'nykh resursov // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki. - Tambov, 2015. - Vyp.6 (146). - 240 s.
2. Gribkova G.I., Gordeeva T.A. K voprosu o teatralizatsii form muzeynoy deyatel'nosti // Mezhdunarodnyy akademicheskiy vestnik №3 (9).-2015.-S. 51-55.
3. Gribkova G.I. «Osobennosti formirovaniya proektnoy kul'tury spetsialistov sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti» Materialy gorodskoy mezhvuzovskoy nauch.-praktich. Konferentsii / Pod obshch. Red. K.I. Chizhovoy. - M.: MGPU, 2013. - 188 s.
4. Ignat'eva E.E. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie shkol'nikov // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya «Pedagogika». №1. -M.: Izd-vo MGOU, 2010. - 240 s.
5. Kargina Z.A. Sovremennye metodologicheskie podkhody v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya detey // Vestnik TGPU. Tomsk. 2011, vypusk 1 (103), 141 s.
6. Rogacheva L.S. Integratsiya obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya kak faktor formirovaniya sotsiokul'turnogo prostranstva obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // [Tekst] Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal Put' nauki №6 (16) 2015. Izd. «Nauchnoe obozrenie» Volgograd 2015. - 115 s.
7. Rogacheva L.S. Rol' integratsii teatra i muzyki v dukhovno-nravstvennom vospitanii podrostkov». [Tekst] / L.S. Rogacheva // Nauchnyy zhurnal «V mire nauchnykh otkrytiy». №3.2 (63), 2015 Sotsial'no-gumanitarnye nauki. Krasnoyarsk: Nauchno-innovatsionnyy tsentr, 2015, 256 s. Izd-vo OOO «Nauchno-innovatsionnyy tsentr».
8. Rogacheva L.S. Rol' muzykal'no-teatral'nykh tekhnologiy v sotsializatsii podrostkov // Materialy Moskovskoy gorodstkoy nauch. praktich. konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem Diversifikatsiya mekhanizmov razvitiya kreativnoy sredy obshcheobrazovatel'noy organizatsii v tselyakh innovatsionnogo razvitiya sistemy shkol'noy sotsializatsii obuchayushchikhsya / Pod obshch. red.: L.I. Klochkovoy, A.A. Belova. - M.: APKiPPRO, 2014.-434 s.
9. Rogacheva L.S. Shkol'noe dopolnitel'noe obrazovanie kak lichnostno formiruyushchiy faktor // Nauch trudy mezhdunar. nauch. - prakticheskoy konferentsii uchenykh RGAU - MSKhA im. K A. Timiryazeva, LNAU 24-25 yanvarya 2013 goda. Tom 4 Filosofiya. Pravo. Pedagogika i metodika. Moskva-Lugansk. Izd. uchenykh RGAU -MSKhA im. K.A. Timiryazeva, LNAU2013. - 156 s.
10. Shames L.Ya. Metodologiya gumanitarnogo znaniya v sisteme sovremennogo dopolnitel'nogo obrazovaniya // Metodologiya gumanitarnogo znaniya v perspektive KhKhI veka: [K 80-letiyu prof. M.S. Kagana]: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Sankt-Peterburg, 18 maya 2001 g.). SPb.: Sankt-Peterburgskoe filos. obshchestvo, 2001.-328 s.