Научная статья на тему 'Опыт социализации подростков в сельском социуме'

Опыт социализации подростков в сельском социуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / SOCIALIZING / RURAL COMMUNITY / MUSIC UPBRINGING / SOCIAL AND MORAL VALUE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нелунова Елена Денисовна, Назарова Василина

В статье представлен опыт социализации подростков в условиях музыкального воспитания в сельской местности. Эффективным путем социализации подростков выступает коллективная музыкально-творческая деятельность, которая обуславливает формирование общекультурных компетенций, предполагающих социально-нравственную ценностную ориентацию в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF SOCIALIZING ADOLESCENTS (IN TEACHING MUSIC) IN RURAL COMMUNITY

The paper presents practice of socializing adolescents of the countryside by bringing them up in music-filled environment. Creativity of a collective music performance appears to be an efficient way of socializing teenagers that contributes to shaping the general cultural awareness involving development of social and moral value orientation in the community.

Текст научной работы на тему «Опыт социализации подростков в сельском социуме»

УДК-37.035: 78 (571.56)

Нелунова Елена Денисовна,

д.п.н., профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Института зарубежной филологии и регионоведения akademus07@rambler.ru

Назарова Василина, студентка 3 курса ВО ИЗФиР

ОПЫТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ

В статье представлен опыт социализации подростков в условиях музыкального воспитания в сельской местности. Эффективным путем социализации подростков выступает коллективная музыкальнотворческая деятельность, которая обуславливает формирование общекультурных компетенций, предполагающих социально-нравственную ценностную ориентацию в обществе.

Ключевые слова: социализация, сельский социум, музыкальное воспитание, социально-нравственная ценностная ориентация.

Nelunova Elena Denisovna

Associate Prof. of Pedagogics, Chair of Foreign Language Teaching Techniques (CFLTT), Institute of Foreign Philology (Letters) and Regional Studies akademus07@rambler.ru

Nazarova Vasilina, 3th year student, IPFRS NEFU

PRACTICE OF SOCIALIZING ADOLESCENTS (IN TEACHING MUSIC) IN RURAL COMMUNITY

The paper presents practice of socializing adolescents of the countryside by bringing them up in music-filled environment. Creativity of a collective music performance appears to be an efficient way of socializing teenagers that contributes to shaping the general cultural awareness involving development of social and moral value orientation in the community.

Keywords: socializing, rural community, music upbringing, social and moral value orientation.

Развитие человека в подростковом возрасте всегда привлекало к себе внимание педагогов, социологов и психологов. Сегодня особенно важным становится социализация подростка как личности. Данная проблема не перестает быть актуальной в настоящее время глобализации жизнедеятельности мирового человечества, она связана с тем, что личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи, времени и местности, так как человек не отделяет свое будущее и настоящую жизнедеятельность от своего окружения, коллектива, наконец, эпохи, в которой он проживает. Сказанное созвучно с социализацией личности как члена общества, которая обуславливается «изменениями основной жизненной парадигмы цивилизации - это путь приоритета духовных ценностей по отношению к материальным. Это путь от приоритета человека успешного - к человеку культурному [5].

Сегодня как никогда остро стоит социализация подростков в сельской местности. Сельская местность всегда имела свою оригинальную специфику не только по причине отдаленности от центра, малочисленности населенных пунктов, но по внутреннему содержанию сельского жителя. Он издавна имеет крепкие связи с родной землей, природой, воздухом, отличается особенным нравом. На первом месте у деревенского жителя -его крепкое хозяйство. Вот почему данная проблема имеет исключительную важность в эпоху перехода цивилизации в открытое информационное общество.

Ключевым в этом вопросе можно считать рассмотрение социализации подростков -учащихся сельской школы как социально-нравственной ценностной ориентации [ 2 ].

В этой связи ниже представим позиции современных исследователей в этой области.

По мнению А.В. Мудрика сегодня социализация подрастающего поколения протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей, девушек с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти условия автор называет факторами : мегафактор, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы [ 4].

Из перечисленных факторов-условий нас привлекает последний, то есть микросоциум как условие социализации подростка. В нашем случае это сельский социум и его духовный центр - сельская школа.

В трудах Л.С. Ереминой и В.Н. Куровского находим, что подросток, включаясь в различные виды общественно-значимой деятельности, расширяет сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирует нравственные качества личности.

По Ереминой Л.С., ценностно-ориентационный компонент заключается в соотнесении получаемой информации с собственным социальным опытом и формировании на этой основе собственного к ней отношения. Основные признаки данного компонента: способность соблю-

дать нормы общественного поведения, владения нормами, правилами поведения с другими людьми. Далее автор подчеркивает то, что значение ценностно-ориентационного компонента социализации состоит в том, что подросток усваивает нормы, социальные роли, ориентируется в содержании деятельности, понимая и оценивая ее социальную значимость.

В условиях сельского социума одним из важных ценностно-ориентированных компонентов социализации подростков выступает музыкальное воспитание как один из эффективных путей в формировании личности подростка. Известно, что приобщение подростков к музыке благотворно влияет на формирование высокой духовности. Музыка воспитывает в подростках эмоциональную отзывчивость. Музыка формирует общечеловеческие ценности, способствует становлению музыкально-художественного вкуса [ 1; 2].

Наиболее эффективными подходами к музыкальному воспитанию подростков авторы подчеркивают коллективную музыкально-творческую деятельность. Это пение в хоре, пение в ансамбле, индивидуальная музыкально-творческая деятельность. Исследователями (О.П. Ра-дыновой, Л.С. Ереминой, В.Н. Куровским др.) доказано, что регулярное занятие вокальной музыкой ведет к развитию психологической устойчивости, развивает интеллект и влияет на формирование творческого потенциала подростков.

Результаты исследований российских ученых отражают и нашу позицию о том, что социализация подростков в сельской местности активизируется в условиях совместной музыкальной деятельности - в процессе занятий вокальной музыкой, во время хорового выступления в ансамблях и т.д. Ниже представляем опыт социализации подростков в условиях музыкального воспитания в образцовом ансамбле «Ой дуораана» МОУ Тюнгюлюнской средней общеобразовательной школе им. А.С. Шахурдина Мегино-Кангаласского района. В качестве примера приводим деятельность педагогов в этом направлении. В целях воспитания личности каждого ребенка проводится многоплановая разносторонняя работа с участниками ансамбля. К формам работы с детьми относятся такие, как посещение музеев, театров, кинотеатров в городе Якутске, а также в разных районах Республики Саха (Якутия). Ансамбль активно участвует в акциях милосердия, в благотворительных концертах. С 2004 г. на базе ансамбля ежегодно действует улусный летний творческий лагерь «Тулуйхан» Светланы и Егора Неустроевых. Каждый год воспитанники ансамбля принимают активное участие на елке Главы Мегино-Кангаласского улуса, а также на Президентской елке в составе студии «Тулуйхан».

Каждый год проводится традиционный бенефис-отчет выпускников ансамбля «Ой дуо-раана», где ребята отчитываются, чему научились за все годы посещения ансамбля. Эти мероприятия вызывают большой интерес жителей нашего села и с каждым годом проходят все лучше и качественнее.

Проводится анкетирование членов ансамбля с целью выявления места и роли музыки в их социализации. Например, анкета «Роль музыки в социализации личности подростков» включает в себя 12 вопросов.

Анкетирование показало следующие реакции:

1. На первый вопрос воспитанники ансамбля все ответили «да», учащиеся 8 «В» класса: 13 учеников ответили «да» и 3 - «нет». Из этого следует, что большинство подростков часто слушают музыку.

2. На музыкальном инструменте среди воспитанников ансамбля умеют играть 6 учеников, а среди учеников 8 «В» класса - только 1 ученик. Хотелось бы подчеркнуть, что музыкальными инструментами наших учеников являются: гитара (5), баян (1) и синтезатор (1). Это показывает, что не каждый, кто занимается музыкой, может играть на музыкальных инструментах.

3. На вопрос «Есть ли у тебя любимая песня?» все ответили «да». Можно сделать вывод, что у всех подростков есть интерес к музыке.

4. На четвертый вопрос воспитанники ансамбля все ответили «да», учащиеся 8 «В» класса: 14 учеников ответили «да» и 2 - «нет». Такой результат показывает, что большинство подростков умеют слушать и понимать музыку, при этом они не стесняются подпевать.

5. На вопрос «Поднимает ли музыка тебе настроение?» воспитанники ансамбля все ответили «да», учащиеся 8 «В» класса: 12 учеников ответили «да» и 4 - «нет». Из этого следует, что большинство подростков понимают эмоциональный характер музыки, т.е они не просто слушают музыку, но и понимают смысл песни.

6. На шестой вопрос воспитанники ансамбля все ответили «да», учащиеся 8 «В» класса: 8 учеников ответили «да» и остальные 8 - «нет». Можно сделать вывод, что порой не все умеют находить общий язык со сверстниками с помощью музыки.

7. На вопрос «Нравится ли тебе петь?» воспитанники ансамбля все ответили «да», учащиеся 8 «В» класса: 5 учеников ответили «да» и 11 - «нет». Мы думаем, что ответ на такой вопрос зависит от интереса подростка. В нашем случае кроме воспитанников ансамбля только 5 ученикам из 8 «В» класса нравится петь.

Подобные анкетирования, проводимые ежегодно, дали нам возможность сделать следующие выводы:

- одним из фундаментальных ценностно-ориентированных компонентов социализации подростков выступает музыкальное воспитание как один из эффективных путей в формировании личности подростка;

- музыкальное воспитание подростков оказывает влияние на развитие таких личностных качеств, как чувство патриотизма и любви к родине, гордость за искусство своего народа;

- частое выступление на сцене формирует самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, уверенность в себе, умение распоряжаться своим временем, что дисциплинирует человека. В условиях музыкального воспитания сельские подростки убеждаются быстрее в преимуществах ведения здорового образа жизни во всем;

- необходимо прививать подросткам музыкальное воспитание, так как на основе песенного искусства формируется качество личности подростка, что ускоряет социализацию личности.

Воспитанники образцового вокального ансамбля «Ой дуораана» своими достижениями показывают и доказывают, как музыкальное воспитание, проводимое в обычной сельской школе, оказывает позитивное влияние на социализацию подростков, становление подростков как личности в обществе.

Опыт социализации подростков в сельском социуме в условиях музыкального воспитания лишний раз подтверждает то, что приобщение подростков к музыке благотворно влияет на формирование высокой духовности. Музыка воспитывает подростков в эмоциональной отзывчивости, формирует общечеловеческие ценности, способствует становлению музыкальнохудожественного вкуса и не только.

Одним из признанных методов музыкального воспитания подростков является коллективная музыкально-творческая деятельность. Это пение в хоре, пение в ансамбле, индивидуальная музыкально-творческая деятельность и т.д. Мы убеждены, что регулярное занятие вокальной музыкой ведет к развитию психологической устойчивости, толерантности к чужой культуре, развивает интеллект и влияет на формирование творческого потенциала подростков в отдаленных от центра уголках великой России - в сельском социуме.

Таким образом, наиболее эффективным путем социализации подростков выступает коллективная музыкально-творческая деятельность, которая обуславливает формирование общекультурных компетенций, предполагающих социально-нравственную ценностную ориентацию в обществе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Веснина Н.И. Классный час «Этическая культура человека», научно-методический журнал «Классный руководитель» №5, 2012.

2. Еремина Л.С., Куровский В.Н. «Социализированность как результат процесса социализации подростков» //Вестник Томского государственного педагогического университета №10 2011.

3. Левченко Н.Д. «Литературно-музыкальная гостиная «Свидание с музыкой»» научно-методический журнал «Классный руководитель» №2, 2007. - С. 99-105.

4. МудрикА.В. Социализация вчера и сегодня: [учебно-методическое пособие] - М.: Московский психологосоциальный институт, 2006. - 432с. - С. 37-38с].

5. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: 2 ч. - М.: Владос, 1997. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.