Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА'

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крюков Павел Сергеевич

Актуальность. Описана проблематика духовно-нравственного воспитания детей на этапе обучения в начальной школе. Проработана актуализация вопроса формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников с позиции социокультурных предпосылок развития общества, государственных требований к воспитанию подрастающего поколения и со стороны практики образования. Методы исследования. Методологическим основанием проведенного исследования выступили философско-антропологический, аксиологический и личностно-ориентированные подходы, определяющие содержательные ориентиры концепции духовно-нравственного воспитания младшего школьника. В рамках данных подходов использованы методы теоретического анализа, синтеза и обобщения научной литературы, а также персонифицированного наблюдения за обучающимися начальной школы. Результаты исследования. Обоснованы духовно-нравственные ценности в контексте педагогической категории. Дана характеристика возрастных особенностей младших школьников в процессе духовно-нравственного воспитания, обоснован музыкальный фольклор как ведущее средство формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников. Выводы. Нивелирующее воздействие современных тенденций развития общества и наличие кризисов в различных областях жизнедеятельности общества доказывают необходимость формирования духовно-нравственных ценностей с раннего возраста обучающихся. Доказано, что обращение к истокам народной культуры в музыкальном формате способствует более углубленному и проникновенному протеканию процесса духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF A JUNIOR SCHOOL STUDENT BY MEANS OF MUSICAL FOLKLORE

Importance. The problems of spiritual and moral education of children at the stage of primary school education are described. The actualization of the issue of the development of spiritual and moral values of junior school students from the position of socio-cultural prerequisites for the development of society, state requirements for the upbringing of the younger generation and from the side of educational practice has been worked out. Research methods. The methodological basis of the conducted research was philosophical-anthropological, axiological and personality-oriented approaches that determine the content guidelines of the concept of spiritual and moral education of a junior school students. Within the framework of these approaches, methods of theoretical analysis, synthesis and generalization of scientific literature, as well as personalized observation of primary school students are used. Results and Discussion. The spiritual and moral values are substantiated in the context of the pedagogical category. The characteristics of the age characteristics of junior school students in the process of spiritual and moral education are given, and musical folklore as the leading means of forming spiritual and moral values in junior school students is also substantiated. Conclusion. The leveling effect of modern trends in the development of society and the presence of crises in various areas of society’s life prove the need for the development of spiritual and moral values from an early age of students. It is proved that the appeal to the origins of folk culture in a musical format contributes to a more in-depth and penetrating course of the process of spiritual and moral education of a junior school student.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Научная статья УДК 371

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-548-555

Специфика формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника средствами музыкального фольклора

Павел Сергеевич КРЮКОВ

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, корп. 1

rufolker@yandex.ru

Актуальность. Описана проблематика духовно-нравственного воспитания детей на этапе обучения в начальной школе. Проработана актуализация вопроса формирования духовно -нравственных ценностей младших школьников с позиции социокультурных предпосылок развития общества, государственных требований к воспитанию подрастающего поколения и со стороны практики образования.

Методы исследования. Методологическим основанием проведенного исследования выступили философско-антропологический, аксиологический и личностно-ориентированные подходы, определяющие содержательные ориентиры концепции духовно-нравственного воспитания младшего школьника. В рамках данных подходов использованы методы теоретического анализа, синтеза и обобщения научной литературы, а также персонифицированного наблюдения за обучающимися начальной школы.

Результаты исследования. Обоснованы духовно-нравственные ценности в контексте педагогической категории. Дана характеристика возрастных особенностей младших школьников в процессе духовно-нравственного воспитания, обоснован музыкальный фольклор как ведущее средство формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников. Выводы. Нивелирующее воздействие современных тенденций развития общества и наличие кризисов в различных областях жизнедеятельности общества доказывают необходимость формирования духовно-нравственных ценностей с раннего возраста обучающихся. Доказано, что обращение к истокам народной культуры в музыкальном формате способствует более углубленному и проникновенному протеканию процесса духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовность, нравственность, духовные ценности, нравственное поведение, музыкальное искусство, музыкальный фольклор

Для цитирования: Крюков П.С. Специфика формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника средствами музыкального фольклора // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 3. С. 548-555. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-548-555

548

© Крюков П.С., 2023

Специфика формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника ... The specifics of the development of spiritual and moral values of a junior school student ...

Original article

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-548-555

The specifics of the development of spiritual and moral values of a junior school student by means of musical folklore

Pavel S. KRYUKOV

Moscow City University 1 Bldg., 4 2nd Selskokhozyaistvennyi Dr., Moscow, 129226, Russian Federation

rufolker@yandex.ru

Importance. The problems of spiritual and moral education of children at the stage of primary school education are described. The actualization of the issue of the development of spiritual and moral values of junior school students from the position of socio-cultural prerequisites for the development of society, state requirements for the upbringing of the younger generation and from the side of educational practice has been worked out.

Research methods. The methodological basis of the conducted research was philosophical-anthropological, axiological and personality-oriented approaches that determine the content guidelines of the concept of spiritual and moral education of a junior school students. Within the framework of these approaches, methods of theoretical analysis, synthesis and generalization of scientific literature, as well as personalized observation of primary school students are used. Results and Discussion. The spiritual and moral values are substantiated in the context of the pedagogical category. The characteristics of the age characteristics of junior school students in the process of spiritual and moral education are given, and musical folklore as the leading means of forming spiritual and moral values in junior school students is also substantiated. Conclusion. The leveling effect of modern trends in the development of society and the presence of crises in various areas of society's life prove the need for the development of spiritual and mo ral values from an early age of students. It is proved that the appeal to the origins of folk culture in a musical format contributes to a more in-depth and penetrating course of the process of spiritual and moral education of a junior school student.

Keywords: spiritual and moral education, spirituality, morality, spiritual values, moral behavior, musical art, musical folklore

For citation: Kryukov, P.S. (2023). The specifics of the development of spiritual and moral values of a junior school student by means of musical folklore. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 3, pp. 548-555. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-548-555

АКТУАЛЬНОСТЬ

Вопросы воспитания младшего поколения всегда были в центре внимания ученых и практиков в области обучения, воспитания и развития детей. Духовно-нравственное воспитание как базис общественного развития общества выступает центральным звеном системы образования, в основе которого лежит процесс формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся через приобщение их к отечественной культуре, знакомство с ведущими народными и авторскими творческими (музыкальными, изобразительными, художественными и пр.) произведениями.

В условиях непрерывных кризисных трансформаций в социально-экономическом развитии страны современное общество характеризуется тенденциями «социального инфантилизма», «падения нравов», «антигражданственности» и пр. Духовно-нравственный регресс повлек за собой прирост негативных последствий развития общества и страны в целом, поскольку ценностными установками современного человека выступают потребление, материальные блага, «общество вещей». Кризис духовной сферы требует от социальных сфер жизни активизации воспитательных потенциалов, направленных на возрождение духовно-нравственных ценностей (Добро, Красота, Справедливость, Мужество, Правда, Родина). Безусловно, одной из основных социальных сфер выступает система образования, обладающая многочисленными возможностями реализации стратегии духовно-нравственного воспитания обучающихся, начиная с начальной школы. В подтверждение этому Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. регламентирует такие направления, как «формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России», «поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей», «формирование внут-

ренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности».

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологическим основанием проведенного исследования являются философско-антропологический, аксиологический и лич-ностно-ориентированные подходы, определяющие содержательные ориентиры концепции духовно-нравственного воспитания младшего школьника. В рамках данных подходов использованы методы теоретического анализа, синтеза и обобщения научной литературы, а также персонифицированного наблюдения за обучающимися начальной школы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В 2020 г. в результате исследования Т.И. Власовой произошел резкий спад уровня духовно-нравственного поведения младших школьников: обучающиеся не соотносят нравственные понятия с жизненными ценностями, беспристрастно относятся к обществу и стране, не владеют способами рефлексии и саморегуляции [1]. Таким образом, практика образования также преследует цель - расширение границ духовно-нравственного потенциала образовательной среды, включающей необходимые условия для формирования устойчивых ценностных установок, нравственных представлений и положительного социального поведения обучающихся.

Цель исследования - выявить особенности духовно-нравственных ценностей младших школьников, определить специфику их формирования средствами музыкального фольклора.

Духовно-нравственные ценности являются социально-педагогической проблемой, в связи с этим процесс духовно-нравственного воспитания базируется на постижении человеком общечеловеческих ценностей. Духовность и нравственность как базовые категории духовно-нравственного воспитания личности взаимосвязаны и рассматрива-

Специфика формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника The specifics of the development of spiritual and moral values of a junior school student

ются исследователями как тождественные понятия, связанные с истоками развития культуры определенного народа и страны, национальными идеалами и правилами, традициями и религией [2]. Важный аспект духовности заключается в направленности процесса воспитания на самосовершенствование личности в стремлении человека к высшим ценностям. Нравственная составляющая воспитания обусловлена согласованием собственных чувств и действий с интересами людей. Существует определенная мера нравственности - мораль, сфера которой ограничивает человека определенным сводом правил и норм общественной жизни.

Результатом духовно-нравственного воспитания выступает целостное сознание личности в совокупности нравственной, политической, религиозной, эстетической позиции. Такое сознание характеризует мотивацию поведения, направленную на другого, на общество, а не на самого себя [3]. Таким образом, в основе духовно-нравственных ценностей лежит идея любви, бескорыстия, сопереживания, обеспечивающая идеальные отношения с людьми и окружающей действительностью в целом. В основе духовно-нравственных ценностей заключены базовые и общенациональные категории: Человек, Бескорыстие, Свобода, Мир, Родина, Любовь, Красота и т. д.

Духовно-нравственные ценности исходят из потребностей личности, которые в свою очередь определяются накопленной системой духовных ценностей и способностью их реализации в структуре нравственного поведения. Духовно-нравственное воспитание выступает процессом организованного целенаправленного педагогического воздействия на личность, осуществляемого в рамках единого ценностно-смыслового пространства образовательной среды [4]. Результатом духовно-нравственного воспитания выступают ценности, выраженные в когнитивном, эмоциональном и деятельностном критериях.

Определяющим содержательным показателем духовно-нравственных ценностей вы-

ступает полнота и объем знаний в области нравственности человека (нормах, правилах, законах), выражающаяся в осознании ключевых категорий духовно-нравственного человека, понимании качеств нравственного поведения и духовных образцов. В эмоциональном аспекте важно отметить наличие положительного отношения к себе и людям, к своей Родине, к участию в социальной жизни. Духовно-нравственные ценности определяются степенью нравственной рефлексии, эмоциональной отзывчивости на образы культуры народа, интересе к познанию событий семьи, страны, человечества. В поведении человека, обладающего духовно-нравственными ценностями, прослеживается стремление к самосовершенствованию, способность соотнесения полученного опыта с общественными правилами и нормами.

В рамках нашего исследования важно дать характеристику возрастных особенностей младшего школьника в аспекте духовно-нравственного воспитания.

Возрастная педагогика очерчивает преставления и особенности становления личности на каждом этапе жизненного цикла, которым присущи определенные содержательные характеристики, специфика и изменения. Младший школьный возраст - это период интенсификации развития личности, активизации познавательных интересов и потребностей, заложения основ управления основными психическими процессами [5]. Духовно-нравственное воспитание в данный период имеет особую значимость, поскольку активизирует уровень самосознания, критического мышления, формирует новые качества, которые в свою очередь определяют нравственный выбор ребенка.

В младшем школьном возрасте происходит выработка нравственных норм, правил одобряемого и осознанного поведения, способов саморегуляции. То есть поведение ребенка становится опосредованным фактором духовно-нравственного воспитания. В данный период закладываются знания о системе отношений ребенка с обществом на основе общепринятых законов и традиций; форми-

руются духовно-нравственные качества, определяющие отношение ребенка к себе, миру, людям, жизни. Если исход данной фазы будет положительным, то ребенок освоит инициативность и стремление к разнообразным видам деятельности, стремление к соревнованию. Негативным исходом будут выступать внутренние конфликты, эгоизм, негативное отношение к людям, самолюбование.

Младший школьный возраст сенситивен к формированию духовно-нравственных ценностей, поскольку сосредоточен на выработке способности к нравственной самооценке, критическому подходу, навыков самоорганизации и саморегуляции. Воплощением нравственного идеала для ребенка в данном возрасте выступает учитель, поэтому в системе различных отношений у младшего школьника появляется новая связь: «ребенок -учитель», в которой происходит полноценное приобщение к нравственным правилам поведения, сознательным целям жизнедеятельности, ориентировка на внутренний мир (духовность) человека. Самыми значимыми выступают первые два года обучения (7-8 лет), когда ребенок безусловно слушает мнение и суждения учителя (даже в противовес суждениям семьи), поскольку они воспринимаются как истинные, а педагог как авторитет, владеющий системой значимых духовно-нравственных ценностей, - это идеал и хранитель знаний. Педагогу в данный период необходимо исходить в своих оценках из чувств справедливости, добра и внимания.

Важной особенностью духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте выступает ярко выраженный познавательный интерес, благодаря которому ребенок отчетливо и на всю жизнь запоминает примеры нравственного и безнравственного поведения. Непроизвольность действий развеивается и превращается в стабильное поведение, основанное на осознанном сосредоточенном и мотивированном наблюдении за окружением. В данном возрасте особенно значимо изучение разнообразных произведений литературного и музыкального творчества, погружение в художественное искусст-

во, театральное и любое другое, имеющее в своем сюжете примеры нравственности [6].

Таким образом, формирование духовно-нравственных ценностей в младшем школьном возрасте основывается на процессах социального созревания ребенка, готовности принятия им социального опыта и традиций. Основными ценностями, определяющими результативность духовно-нравственного воспитания ребенка и начинающими развиваться в данном возрасте, выступают: Долг, Сопереживание, Мое, Чужое.

Переход из дошкольного в младший школьный возраст ознаменован эгоцентрич-ностью и наивной бессознательностью, поэтому крайне важно именно в этом возрасте начинать активные действия по формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся. Это время начала осознанного приспособления к миру, реалистического взгляда на окружающую действительность, осмысленность суждений и взглядов на жизнь и людей.

Особую значимость при формировании духовно-нравственных ценностей младшего школьника имеет музыкальный фольклор.

В младшем школьном возрасте процесс духовно-нравственного воспитания происходит в основном за счет приобщения обучающихся к культуре общества, запечатленной в искусстве - это яркие образы и символы, легко воспринимающиеся детьми. Общепризнанно, что любая форма искусства выполняет ценностно-ориентационную функцию, поскольку является основой в воспитании подрастающего поколения, готового к активной социально значимой деятельности, способного к самоидентификации как гражданина страны, владеющего нормами и правилами социального поведения, ценностными ориен-тациями и национальной духовностью [7].

Музыка сама по себе как вид искусства призвана углублять духовно-нравственные установки и стремления личности, обеспечивать окультуривание общества через прослушивание классических профессиональных и народных произведений, нравственно образовывать и духовно наполнять детей.

Специфика формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника The specifics of the development of spiritual and moral values of a junior school student

Совершенствование личности младшего школьника через музыку происходит на основе изучения музыкальных сочинений, которые передают смыслы и истории личностей, образов защитников русской земли, идеалов исторического времени. Классические произведения активизируют эмоционально-нравственную отзывчивость ребенка, доброжелательность и эстетические чувства.

Но в большей степени младший школьный возраст с интересом воспринимает фольклорное музыкальное искусство, поскольку в переходе от дошкольного возраста устойчивыми примерами нравственного поведения выступали герои фольклорных произведений, частушек, потешек и песен.

Музыкальный фольклор - это отражение жизни народа. Народное творчество всегда легко воспринималось детьми и оказывало влияние на формирование духовно-нравственного облика подрастающего поколения. Нравственно-эстетические идеалы представлены в музыкальном фольклоре через особенности разговорной народной речи, природные условия жизни и быт народа. Слушая народную и классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений [8].

Цель занятий с детьми народной музыкой - не только познакомить с образцами фольклора (прибаутками, небылицами, скороговорками, игровыми и плясовыми песнями, играми и хороводами), но и привить любовь к родной природе, чувствовать ее, соприкасаться с ней, эмоционально переживать. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков. Очень любят дети и небылицы, в которых развиваются события совершенно нереаль-

ные. Они развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление. Знакомство с традициями и историей народной музыки обусловливает творческий, познавательный, духовно-нравственный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей и его результативность. У детей вырабатывается потребность собираться вместе, чтобы попеть. Песня входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, красоте окружающего мира.

ВЫВОДЫ

Исследования последних лет показывают, что значимой проблемой современности выступает недостаточный уровень сформи-рованности духовно-нравственных ценностей младших школьников. На сегодняшний день сформирована достаточная научная база для всестороннего изучения данной проблемы, однако, в данном исследовании была предпринята попытка синтезировать три основных аспекта: теоретическое понимание педагогической сущности духовно -нравственных ценностей, возрастных особенностей младших школьников как субъектов духовно-нравственного воспитания и роли музыкального фольклора в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников. Учитывая специфику данной возрастной категории, определено, что именно фольклорные произведения обладают необходимыми активизирующими возможностями для реализации полноценного процесса приобщения детей к духовно -нравственным ценностям.

Список источников

1. Власова Т.И. Педагогика духовности: содержание и технологии духовно-нравственного воспитания. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. 107 с. https://doi.org/10.23681/575702, https://elibrary.ru/ipkffn

2. Логинова Ю.А., Сокольская Е.А., Макушкина Н.В. и др. Духовно-нравственное воспитание младших школьников как педагогическая проблема // Проблемы и перспективы развития образования: материалы 9 Междунар. науч. конф. / отв. ред. И.Г. Ахметов, Г.А. Кайнова, Е.И. Осянина. Краснодар: Новация, 2018. С. 23-27. https://elibrary.ru/xvubpi

3. Бакурова Т.П. Содержание модели духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами познавательного туризма // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 256-260. https://doi.org/10.24411/2309-4370-2019-13303, https://elibrary.ru/gyfgqg

4. Теуважукова Р.Т., Озрокова К.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в учебном процессе // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 3. С. 148-151. https://elibrary.ru/ynfkvv

5. Добровольский Ю.А., Токарев А.А. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания // Молодой ученый. 2017. № 49 (183). С. 348-350. https://elibrary.ru/zwlswv

6. Сизова О.А., Ульянова Р.А. Исследование проблем музыкальных предпочтений подрастающего поколения // Перспективы науки. 2021. № 3 (138). С. 89-91. https://elibrary.ru/ehjfyz

7. Храмова Л.А., Сизова О.А., Медведева Т.Ю. Особенности формирования интереса к музыкальному творчеству у обучающихся дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-4. С. 258-260. https://elibrary.ru/tarhqu

8. Григорьева Е.И., Круглова М.Г. Особенности восприятия музыки детьми и их влияние на жанры детской музыки // Ученые записки Российского социального университета. 2020. Т. 19. № 1 (154). С. 137-143. https://doi.org/10.17922/2071-5323-2020-19-1-137-143, https://elibrary.ru/fznkaf

References

1. Vlasova T.I. (2020). Pedagogika dukhovnosti: soderzhanie i tekhnologii dukhovno-nravstvennogo vospitaniya [Pedagogy of Spirituality: Content and Technologies of Spiritual and Moral Education]. Moscow, Berlin, Direct-Media Publ., 107 p. (In Russ.) https://doi.org/10.23681/575702, https://elibrary.ru/fpkffn

2. Loginova Yu.A., Sokol'skaya E.A., Makushkina N.V. et al. (2018). Dukhovno-nravstvennoe vospitanie mladshikh shkol'nikov kak pedagogicheskaya problema [Spiritual and moral education of younger schoo l-children as a pedagogical problem]. In: Akhmetov I.G., Kainova G.A., Osyanina E.I. (executive eds.). Materialy 9 Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya» [Proceedings of the 9th International Scientific Conference "Problems and Prospects of Education Development"]. Krasnodar, Novatsiya Publ., pp. 23-27. (In Russ.) https://elibrary.ru/xvubpf

3. Bakurova T.P. (2019). The content of younger students' spiritual and moral education by means of educ a-tional tourism. Samarskii nauchnyi vestnik = Samara Journal of Science, vol. 8, no. 3 (28), pp. 256-260. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2309-4370-2019-13303, https://elibrary.ru/gyfgqg

4. Teuvazhukova R.T., Ozrokova K.A. (2017). Spiritually-moral education of younger schoolchildren in the educational process. Uspekhi sovremennoi nauki [Successes of Modern Science], vol. 1, no. 3, pp. 148-151. (In Russ.) https://elibrary.ru/ynfkvv

5. Dobrovolskii Yu.A., Tokarev A.A. (2017). Osnovnye printsipy organizatsii dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya [Basic principles of the organization of spiritual and moral development and education]. Molodoi uchenyi [Young Scientist], no. 49 (183), pp. 348-350. (In Russ.) https://elibrary.ru/zwlswv

6. Sizova O.A., Ulyanova R.A. (2021). The research into problems of musical preferences of younger generation. Perspektivy nauki = Science Prospects, no. 3 (138), pp. 89-91. (In Russ.) https://elibrary.ru/ehjfyz

7. Khramova L.A., Sizova O.A., Medvedeva T.Yu. (2020). Peculiarities of formation of interest in musical creativity in students of preschool age. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education, no. 68-4, pp. 258-260. (In Russ.) https://elibrary.ru/tarhqu

8. Grigoreva E.I., Kruglova M.G. (2020). Features of children''s perception of music and their impact on children's music genres. Uchenye zapiski Rossiiskogo sotsial'nogo universiteta = Scientific Notes of the Russian State Social University, vol. 19, no. 1 (154), pp. 137-143. (In Russ.) https://doi.org/10.17922/2071-5323-2020-19-1-137-143, https://elibrary.ru/fznkaf

Специфика формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника The specifics of the development of spiritual and moral values of a junior school student

Информация об авторе

Крюков Павел Сергеевич, аспирант, Департамент социально-культурной деятельности и сценических искусств, Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. https://orcid.org/0009-0009-5882-5332 rufolker@yandex.ru

Поступила в редакцию 01.02.2023 Поступила после рецензирования 26.04.2023 Принята к публикации 27.04.2023

Information about the author

Pavel S. Kryukov, Post-Graduate Student, Social and Cultural Activities and Performing Arts Department, Moscow City University, Moscow, Russian Federation. https://orcid.org/0009-0009-5882-5332 rufolker@yandex.ru

Received 01.02.2023 Approved 26.04.2023 Revised 27.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.