8. Филиппова, Г.С. Развитие ассоциативно-образного мышления студентов / Г.С. Филиппова // Образование и наука. - 2009. - № 5. - С. 105-110.
9. Электронный научный архив УрФУ: Шандыбин А.С. Основные направления методики формирования композиционной грамотности у будущих дизайнеров на начальном этапе обучения в вузе / Шандыбин А.С. - 2016. - С. 182189. - URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/43336 (дата обращения 30.04.2022).
УДК 372.8
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ
студентка Панышева Мария Михайловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);
ассистент кафедры искусств Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. В истории развития человечества прослеживается наличие в любом обществе определенных правил и норм поведения, которые передаются от поколения к поколению и видоизменяются с развитием социума, о чем свидетельствуют древние законы, религиозные писания, древние своды правил, например, «Домострой» и т.д. В современном мире происходит размывание понятия духовности, нравственности, на смену которым приходят материальные ценности, вседозволенность, легкомыслие и поверхностное отношение к происходящему. На данном этапе развития, когда формирующуюся личность окружает большое количество противоречивой информации из Интернета, СМИ, которая зачастую не подвергается какому-либо контролю и проверке, проблема нравственного воспитания не менее актуальна, как для общества, так и для государства.
Воспитание реализуется не только в семье, но и в школе, что закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте. Задачи духовно-нравственного воспитания реализуются через формирование представлений о нравственных нормах, этических представлений [7]. Также заинтересованность в данной проблеме выражена в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в которой обозначается приоритетность воспитания высоконравственной личности [8].
Вопрос нравственного воспитания изучался многими учеными, философами, педагогами и психологами, например К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским. Именно в младшей школе закладываются основы морально-этических норм, поэтому актуален вопрос поиска эффективных форм и методов нравственного воспитания в условиях образовательной среды.
Изложение основного материала исследования. Для рассмотрения проблемы был проведен анализ основных базовых понятий: этика, мораль, нравственность.
Древнегреческий философ Аристотель трактовал этику как область философской науки, изучающей поведение человека в обществе на основе моральных принципов. Ожегов С.И. трактует мораль как совокупность норм, принятых в обществе, как «нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [6, С. 754]. Нравственность - это «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [6, С. 844].
Таким образом, совокупность знаний о морали и качеств личности, опираясь на которые, человек следует или не следует моральным нормам, определяет поведение человека в обществе, что, в целом, является предметом изучения этики. И также можно сделать вывод о том, что «мораль» - это форма общественного сознания, общественное явление, которое определяется правилами, условиями жизни общества, которыми люди руководствуются в своей жизни, а «нравственность» - это сугубо личностное субъективное усвоение морали.
Термин «воспитание» можно определять по-разному. Так, воспитание в широком педагогическом смысле - это формирование личности ребенка под влиянием деятельности педагогического коллектива учебного заведения. Воспитание в узком педагогическом смысле - целенаправленная воспитательная деятельность педагога, направленная на достижение конкретной цели в коллективе учащихся.
Мальцева Л.В. определяет воспитание как организованную деятельность ребенка, которая вовлекает его во взаимодействие с современной ему культурой и наполняет жизнь ребенка культурным содержанием [3].
Для изучения темы будет справедливым принимать трактовку воспитания, как отдельной отрасли формирования человека, в данном случае, формирование представлений о морали, нравственных качеств, т. е. нравственное воспитание.
Харламов И.Ф. представляет сущность нравственного воспитания как формирование определенных отношения ребенка к политике государства Родине, другим странам и народам, труду, общественному достоянию, материальным ценностям, природе, людям, себе: «Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения» [9, С. 204], т.е. такой, который искренне действует из личных установок и побуждений, полагаясь на оценку собственного поведения, совесть, чувства, что является основой нравственности.
Анализ литературы позволяет выделить качества, на развитие которых должно быть направлено нравственное воспитание: гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, стремление к справедливости, толерантность, уважение к своей культуре и культуре других стран и народов, коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, трудолюбие, забота о культурном достоянии, бережливое отношение к природе и окружающей среде, уважение к семье, честность, добропорядочность, принципиальность, достоинство личности, нравственные чувства: честь, долг, милосердие дружелюбие, активная жизненная позиция и другие.
Искусство как культурный феномен выполняет множество функций. В научной литературе выделяют такие функции искусства, как:
- эстетическая - искусство формирует эстетический вкус, чем помогает сформировать ценностное отношение окружающему миру;
- коммуникативная - искусство выступает универсальным и долговечным носителем информации;
- познавательная - искусство выступает инструментом просвещения;
- мировоззренческая - искусство передает через образы определенные ценности и взгляды на мир;
- гедонистическая;
- созидательная;
- ценностно-ориентационная [4], [5].
Неменский Б.М. писал, что искусство способно позволить человеку поставить себя на место другого, получить опыт сопереживания [4]. Таким образом, воздействуя на эмоции и чувства, искусство наиболее полно передает эмоционально-ценностное отношение к определенным явлениям, заложенные автором произведения и влияет на формирование у личности определённых качеств, мировоззрения. Все это делает искусство достаточно эффективным инструментом в процессе нравственного воспитания.
Так как одним из институтов, занимающихся воспитанием высоконравственной личности, является школа, в процессе образования также осуществляется процесс нравственного воспитания. Искусство, как инструмент нравственного воспитания, может использоваться на любых предметах, но более предметно его изучают на уроках изобразительного искусства.
Таким образом, проведя анализ литературы, мы попытались дать рабочее понятие: нравственное воспитание средствами изобразительного искусства - это целенаправленный процесс, задачей которого является прививание ребенку определенных моральных ориентиров, ценностей и представлений о мире, о себе и других людях на основе восприятия произведений искусства и непосредственной творческой деятельности, а также развитие способности чувствовать и воспринимать красоту жизни в искусстве, осваивать культурное наследие.
Достигая возраста 6-7 лет, ребенок поступает в школу, и до 11-12 лет обучается в начальных классах. Ученые в области возрастной психологии определяют в этих рамках младший школьный возраст. Именно в начальной школе, когда ведущая деятельность ребенка сменяется с игровой на учебную, ребенок более полно знакомится с дисциплиной и требованиями к своему поведению. В этом возрасте у детей развивается нервно-психическая деятельность, усиливаются процессы торможения, формируется произвольность внимания. Харламов И.Ф. отмечает, что для развития младших школьников важно развивать психические процессы, которые направлены на познание мира вокруг - восприятие и ощущение [9, С. 65], формирование которых наиболее ярко выраженно на уроках изобразительного искусства. Включение младших школьников в учебную, трудовую и творческую деятельность способствует формированию у них интереса к познанию, осознания своих обязанностей, обучает совместной работе с другими детьми, что способствует развитию уважения к другим людям и себе. Моральным ориентиром для младших школьников выступают указания, советы и требования учителя. Дети понимают, что делать можно, а что нельзя, и часто обращают внимание на несоответствующее поведение других ребят. Ребенок также учится контролировать себя, копируя модель поведения важных для него взрослых людей, поэтому не менее важно, чтобы педагог также демонстрировал нравственные качества. В младшем школьном возрасте закладываются и подкрепляются уже полученные моральные нормы, опираясь на которые, при вступлении в подростковый возраст, ребенок сможет переосмыслить установки, полученные ранее: отвергнуть или принять их и выстроить модель поведения в обществе. Поэтому в этом возрасте важно заложить моральные ориентиры и проследить, чтобы ребенок не поддался плохому влиянию, мог отличать аморальное поведение и осуждать его.
Таким образом, задачами нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства выступают:
- формирование нравственно-этических представлений об окружающем мире и людях;
- формирование способности отзывчивости на прекрасное, безобразное;
- формирование любви к Родине, семье, природе, человеку как ценности.
Как результатом нравственного воспитания выступают навыки морального выбора, нравственного самоконтроля, критически оценивать свое поведение и поведение окружающих.
Нами были выбраны наиболее эффективные методы нравственного воспитания на уроках изобразительного искусства, которые направлены на освоение основ морали, которая через субъективные переживания должна формироваться в нравственность личности.
Метод анализа художественных произведений. Данный метод направлен на изучение и анализ картин известных художников на тему духовно-нравственных ценностей. Метод реализуется через восприятие детьми художественных произведений. Например, на тему любви к Родному краю, природе это могут быть живописные полотна Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Ивана Айвазовского. На тему патриотизама картины Александра Лактионова «Письмо с фронта», Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «За отвагу». На тему любви и уважения к семье картины Аркадия Пластова «Жатва», Бориса Кустодиева «На террасе», «Утро». При анализе картин детям задаются вопросы: Что изображено на картине? Какой теме посвящена картина? Какие эмоции Вы испытываете? Порассуждайте, что автор хотел передать в этой картине? Определите свое отношение к увиденному? Так через анализ художественных образов, их эмоциональной оценке дети формируют знания о добре, сострадании, заботе, героизме, любви, милосердии, так как у младших школьников преобладает наглядно-образная память, образы, которые использует искусство, способны оказать на детей куда большее влияние, чем разъяснения и беседы.
Метод выполнения творческих заданий. Творческая деятельность, осуществляемая на уроках изобразительного искусства, способствует развитию у ребенка творческих способностей, креативности, чувственного отношения к миру. Приобщение к изобразительной грамоте позволяет научиться понимать художественные образы и раскрывать мысли, заложенные автором. Так детям на уроке предлагается нарисовать композицию на определённую тему, например, «Мой край», «Моя семья», «Природа вокруг меня», «Подвиг героя» и т.д. Итогом урока должна стать рефлексия с классом с точки зрения усвоенных духовно-нравственных ценностей. Так, обучающиеся через собственную творческую деятельность развивают чувственный опыт и эмоционально-ценностное отношение к миру.
Метод иллюстрации. Иллюстрация сопряжена с изучением какого-то литературного текста. Это могут быть басни, сказки, пословицы, былины, притчи. После прочтения выбранного произведения, учитель с учениками обсуждает основную мысль, мораль, которую заложил автор, а затем предлагает детям проиллюстрировать отрывок или цельный художественный образ изученной проблемы. Так дети знакомятся с нравственными ценностями, усваивают положительные примеры для подражания, представления об отношениях с другими людьми, у них формируются понимание ответственности за свои поступки, добросовестное отношение к труду, неприязнь к аморальному поведению.
Выводы. Таким образом, мы пришли к выводу, что уроки изобразительного искусства играют важную роль в процессе нравственного воспитания младших школьников, так как приобщение к искусству и человеческой культуре, творческой деятельности и изобразительной грамоте, осмысление произведений, соответствующих возрасту, оказывают большое влияние на формирование у ребенка моральных ориентиров, ценностей, мировоззрения и нравственных качеств.
Аннотация. В данной статье изучается проблема нравственного воспитания младших школьников на уроках по изобразительному искусству. Анализ показал, что искусство обладает большим потенциалом в развитии личности ребенка. Поэтому уроки изобразительного искусства призваны решать задачи нравственного воспитания обучающихся. В статье рассмотрены возрастные особенности личности. Было установлено что в детском возрасте происходит формирование основ
нравственного поведения ребенка, а также усвоения норм морали. К ним относят любовь к Родине, семье, природе, формирование отзывчивости, справедливости, гуманности и заботы об окружающем мире. С точки зрения урока изобразительного искусства были предложены наиболее эффективные методы нравственного воспитания младших школьников.
Annotation. This article studies the problem of moral education of younger schoolchildren in the lessons of fine arts. The analysis showed that art has great potential in the development of a child's personality. Therefore, fine arts lessons are designed to solve the problems of moral education of students. The article considers the age features of the personality. It was found that in childhood the foundations of the moral behavior of the child are formed, as well as the assimilation of moral norms. These include love for the Motherland, family, nature, the formation of responsiveness, justice, humanity and concern for the world around. From the point of view of the lesson of fine arts, the most effective methods of moral education of younger schoolchildren were proposed.
Ключевые слова: этика, мораль, нравственность, нравственное воспитание, младшие школьники, изобразительное искусство.
Key words: ethics, morality, morality, moral education, junior schoolchildren, fine arts.
Литература:
1. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; под ред. А.В. Петровского. - Изд. 2-е , испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1979. - 287 с.
2. Козлов, В.И. Нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства / В.И. Козлов // Наука и школа. - 2017. - №5. - С. 173-179.
3. Мальцева, Л.В. Изобразительное искусство и воспитание личности / Л.В. Мальцева // Наука без границ. - 2017. -№12 (17). - С. 70-73.
4. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: книга для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1987. - 253 с.
5. Оборина, Е.В. Воспитательные возможности изобразительного искусства / Е.В. Оборина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - №3 (49). - С. 124-128.
6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л.И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир и образование, 2015. - 1375 с.
7. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100]. -URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2022)
8. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2022)
9. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Москва: Гардарики, 1999. - 520 с.
УДК 372.8
РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
студентка Перевозкина Екатерина Андреевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);
ассистент кафедры искусств Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. В современном мире, в эпоху цифровизации общества и перенасыщения его информацией, прослеживается тенденция к постоянному изменению моральных и эстетических ценностей. Интернет даёт возможность ребёнку, не прилагая особых усилий, найти и изучить интересующий вопрос. С одной стороны, это упрощает процесс развития и обучения детей, но с другой стороны способствует исчезновению навыка самоанализа, глубокого погружения в тему, самостоятельной переработки и осмысления информации.
Особенно остро это касается искусства. Многообразие творческих продуктов способствует деградации навыка видеть и различать прекрасное даже у взрослых, не говоря уже о детях. Поэтому так важно, начиная с младшего школьного возраста, давать детям хорошее художественное образование, которое является гарантом полноценного формирования и сохранения развивающейся личности. Развитие эстетического восприятия способствует зарождению внутреннего ориентира, вкуса, умения критически мыслить и вырабатывать собственную точку зрения на искусство. Эстетический опыт становится неотъемлемой частью жизни личности, придавая ей эмоциональную окраску, стимулируя творческие способности, активизируя чувства при восприятии окружающей действительности и произведений искусства. Формирование этих качеств невозможно без художественного осмысления мира, которое может быть осмыслено только через создание художественного образа.
Изложение основного материала исследования. Определяя сущность эстетического восприятия, необходимо обозначить основные положения понятия.
Эстетическое восприятие - это вид эстетической деятельности; целенаправленное и целостное восприятие произведений искусства как эстетической ценности, сопровождающееся эстетическим переживанием [6, С. 422].
Лабковская Т.С. дает следующее определение эстетического восприятия: «эстетическое восприятие» - это целенаправленная система действенного формирования человека, способного с общественно-эстетического идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [3, С. 304].
Стоит отметить, что способность к эстетическому восприятию не врожденный навык, а культурное приобретение человека, заключающееся в целенаправленном осмыслении и понимании красоты окружающего мира, природы, явлениях искусства. Процесс развития эстетического восприятия требует упорного труда как педагога, так и ребенка, и будет проходить легче, если понимать основные особенности данного явления.
Следовательно, в качестве свойств эстетического восприятия выделяются такие качества, как: эмоциональная напряженность, синтез эмоционального и рационального моментов, многоуровневость восприятия, целостность и дифференцированность [5].
Процесс эстетического восприятия направлен на реализацию следующих задач: