Научная статья на тему 'НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ'

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная культура / народные промыслы / развитие / традиции / культура / обучающиеся / artistic culture / folk crafts / development / traditions / culture / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллина Марина Александровна, Щекотова Алена Олеговна

В статье рассматривается проблема развития художественной культуры учащихся в процессе приобщения к народным промыслам Нижегородской области. Раскрывается понятие «художественная культура». Анализируются исследования российских ученых-педагогов, которые в своих работах акцентировали внимание на народных промыслах. В промыслах сохраняется самобытность и культурные традиции народного искусства. В статье уделяется особое внимание тому, что на Нижегородской земле существует наибольшее количество народных промыслов, чем где-либо еще. Высказывается мысль о том, что изучение народных промыслов родного края в школе является необходимым компонентом учебного процесса. Рассматриваются механизмы эффективного педагогического воздействия на развитие художественной культуры учащихся школ. Упор делается на то, что изучение народных промыслов Нижегородской области должно осуществляться вживую, с высоким уровнем разнообразия учебной деятельности. Авторы считают, что необходимо возрождать интерес к многообразию отечественной культуры, к ее традициям и ценностям. Это ведет к формированию у подрастающего поколения художественной культуры и эстетического восприятия. В статье анализируется роль учреждений культуры России, которые несут в массы образовательную, воспитательную, эстетическую функцию, и стимулируют рост художественного образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллина Марина Александровна, Щекотова Алена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of the development of artistic culture of students in the process of familiarization with folk crafts of the Nizhny Novgorod region. It is suggested that the study of folk crafts of the native land at school is a necessary component of the educational process. The concept of "artistic culture" is revealed, the research of Russian scientists and teachers, who in their works focused on folk crafts, is analyzed. The crafts preserve the originality and cultural traditions of folk art. The article pays special attention to the fact that in Nizhny Novgorod there is a larger number of folk crafts than anywhere else. The idea is expressed that the study of folk crafts of the native land at school is a necessary component of the educational process. The mechanisms of effective pedagogical influence on the development of artistic culture of school students are considered. The emphasis is on the fact that the study of folk crafts of the Nizhny Novgorod region should be carried out live, with a high level of variety of educational activities. The authors believe that it is necessary to revive interest in the diversity of Russian culture, its traditions and values. This leads to the formation of an artistic culture and aesthetic perception among the younger generation. The article analyzes the role of cultural institutions in Russia, which provide educational, educational, aesthetic functions to the masses, and stimulate the growth of art education in general.

Текст научной работы на тему «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ»

Методы развития нравственности у детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства, которые были представлены в данной статье, являются достаточно эффективными для выполнения поставленной задачи повышения уровня нравственности.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы / Г.С. Абрамова. - Москва, 2004. - 60 с.

2. Бородина, E.H. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: Монография. - Екатеринбург, 2015. - 176 с.

3. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. - Москва, 2004. - 77 с.

4. Коломийченко, Л.В. Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности: Монография / Л.В. Коломийченко. - Пермь, 2008. - 139 с.

5. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей. Учебник для академического бакалавриата / Л.В. Байбородова [и др.]; ответственный редактор Л.В. Байбородова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 364 с.

6. Петрова, Н.С. Роль изобразительной деятельности в процессе развития образного восприятия младших школьников / Н.С. Петрова, Н.В. Сырова, Е.К. Зимина // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. -№: 79(4).-С. 120-122

7. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2000. - 256 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. - Москва, 1996. - 159 с.

9. Сырова, Н.В. Анализ образовательной выставки как средства обеспечения устойчивого развития будущего педагога творческих дисциплин / Н.В. Сырова, Е.Е. Балахнина // статья в сборнике трудов конференции Культура, образование, и искусство: традиции и инновации. -2023. - С. 117-120

10. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. Руководителей / И.Ф. Харламов. -Москва: Просвещение, 2003. - 541 с.

Педагогика

УДК 74

доцент Абдуллина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Щекотова Алена Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития художественной культуры учащихся в процессе приобщения к народным промыслам Нижегородской области. Раскрывается понятие «художественная культура». Анализируются исследования российских ученых-педагогов, которые в своих работах акцентировали внимание на народных промыслах. В промыслах сохраняется самобытность и культурные традиции народного искусства. В статье уделяется особое внимание тому, что на Нижегородской земле существует наибольшее количество народных промыслов, чем где-либо еще. Высказывается мысль о том, что изучение народных промыслов родного края в школе является необходимым компонентом учебного процесса. Рассматриваются механизмы эффективного педагогического воздействия на развитие художественной культуры учащихся школ. Упор делается на то, что изучение народных промыслов Нижегородской области должно осуществляться вживую, с высоким уровнем разнообразия учебной деятельности. Авторы считают, что необходимо возрождать интерес к многообразию отечественной культуры, к ее традициям и ценностям. Это ведет к формированию у подрастающего поколения художественной культуры и эстетического восприятия. В статье анализируется роль учреждений культуры России, которые несут в массы образовательную, воспитательную, эстетическую функцию, и стимулируют рост художественного образования в целом.

Ключевые слова: художественная культура, народные промыслы, развитие, традиции, культура, обучающиеся.

Annotation. The article deals with the problem of the development of artistic culture of students in the process of familiarization with folk crafts of the Nizhny Novgorod region. It is suggested that the study of folk crafts of the native land at school is a necessary component of the educational process. The concept of "artistic culture" is revealed, the research of Russian scientists and teachers, who in their works focused on folk crafts, is analyzed. The crafts preserve the originality and cultural traditions of folk art. The article pays special attention to the fact that in Nizhny Novgorod there is a larger number of folk crafts than anywhere else. The idea is expressed that the study of folk crafts of the native land at school is a necessary component of the educational process. The mechanisms of effective pedagogical influence on the development of artistic culture of school students are considered. The emphasis is on the fact that the study of folk crafts of the Nizhny Novgorod region should be carried out live, with a high level of variety of educational activities. The authors believe that it is necessary to revive interest in the diversity of Russian culture, its traditions and values. This leads to the formation of an artistic culture and aesthetic perception among the younger generation. The article analyzes the role of cultural institutions in Russia, which provide educational, educational, aesthetic functions to the masses, and stimulate the growth of art education in general.

Key words: artistic culture, folk crafts, development, traditions, culture, students.

Введение. С давних времен люди стремились преобразовать окружающую среду, разнообразить быт за счет создания отдельных предметов, по современным понятиям несущих художественную направленность, и относящихся к элементам материальной культуры человеческого общества. Первоначально человеком создавались простые по форме и декору предметы быта, орудия труда, одежда, оружие и другое. Однако, с развитием прогресса, с появлением новых орудий производства, новых материалов и способов изготовления, простые предметы совершенствовались, становясь более сложными, как по форме, так и по декоративному оформлению. В декоре, помимо естественных фактур материала, появилось украшение орнаментом и росписью. Дальнейший прогресс общества, способствовал формированию творческой стороны созидательной деятельности человека, развивавшейся повсеместно. Часто, население определенной местности,

занималось одним и тем же видом народных промыслов. Такое обстоятельство в будущем приводило к возникновению центров по изготовлению изделий народного искусства.

В России народные промыслы играют важную роль в истории, культуре и экономике. Тенденция по созданию серийной продукции сектора народных художественных промыслов, не только для реализации внутри страны, но и на экспорт, берет свое начало еще с конца XIX века. Высокую художественность произведений народных промыслов ценят и в современном мире, далеко за пределами нашей страны [1]. Ведущую роль в данной сфере занимает Нижегородская область, поскольку именно на ее территории функционирует несколько десятков системообразующих предприятий федерального уровня. Нижегородский край уникален, здесь зародились и развивались почти все существующие виды народных промыслов и ремесел: роспись по дереву - Городец, Хохлома, резьба по дереву, золотная вышивка, кружева и гипюр, керамические промыслы, художественная обработка металла, кости, камня и многое другое.

Несомненно, культура и народные традиции лежат в основе нравственного, эстетического и художественного воспитания человека. На протяжении многовековой истории нашей Родины народное искусство развивалось под воздействием религиозных, политических, демографических факторов, впитывало в себя духовный опыт, знания, идеалы человечества и формировалось в единую целостную систему. Однако, в современном мире богатое культурное наследие наших предков остается практически невостребованным среди подрастающего поколения, которое имеет слабое представление о культуре, традициях и обычаях русского народа.

В настоящее время в педагогической практике существует большое количество форм и средств, способствующих развитию художественной культуры учащихся. «Существенный вклад народных промыслов в процесс воспитания, художественного образования и развития художественной культуры раскрыли в своих исследованиях Комарова Т.Я., Неменский Б.М, Шпикалова Т.Я., Бакушинский A.B., Флерина Е.А. и др. Исследователи призывали к активному использованию произведений народного творчества в педагогической деятельности» [2].

Изложение основного материала статьи. Художественная культура представляет собой совокупность процессов практической деятельности человека, в результате которой создаются и распространяются элементы материального мира. Она охватывает все отрасли художественной деятельности, такие как изобразительную, словесную, музыкальную и театральную. Художественная культура складывается по мере развития общества и включает в себя такие важные элементы, как производство, распространение и потребление художественных ценностей [7].

Ведущим фактором, влияющим на развитие и становление личности человека, является уровень сформированности художественной культуры. Данный показатель включает в себя такие важные элементы как: способность учащегося преобразовывать окружающий мир по законам красоты и возможность художественного развития за счет участия в творческой деятельности и популяризации искусства [8].

Как утверждают Л.П. Чистюхина и Е.В Мирошниченко «от уровня развития художественной культуры личности зависят:

• оперирование знаниями и умениями в области искусства;

• ценностные представления об искусстве в целом и его отдельных видах;

• владение различными видами художественной деятельности, в том числе и творческой;

• сформированность личностных предпочтений, мотивов, побуждающих к активному участию в том или ином виде художественно-творческой деятельности;

• желание преобразовывать среду обитания по законам красоты;

• владение умениями коллективной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность, самостоятельность)» [7].

Развитие художественной культуры учащихся в школе осуществляется посредством изучения истории, культуры, традиций и обычаев народов России. Составными частями в овладении школьниками художественной культуры являются знакомство с художественными произведениями, формирование бережного отношения к наследию предков, сохранение традиций. Эстетическая составляющая, обретаемая учениками непосредственно в процессе изучения предметов народного искусства, необходима как для общего развития человека, так и для развития художественного вкуса, формирования и осознания своего собственного «я» в контексте страны и региона, воспитания уважения к истории и культуре России [7].

Возрождение интереса к многообразию отечественной культуры, традициям и ценностям ведет к формированию у подрастающего поколения художественной культуры и эстетического восприятия. Данный процесс может осуществляется на примере народных художественных промыслов Нижегородской области, в которых сохраняется самобытность и культурные традиции народного искусства [9]. Промыслы, представленные на территории данного региона, несут в себе как историческую, так и художественную ценность. Разнообразие и уникальность видов прикладного творчества, техник изготовления и материалов дает возможность для всестороннего развития и творческого потенциала учащихся.

В современной системе образования большой популярностью пользуются учреждения дополнительного образования, такие как Центры детского творчества, Школы искусств, Дома ремесел и др. Данные учреждения направленны на эстетическое, художественное и духовно-нравственное развитие обучающихся. В России большинство учреждений культуры такого типа выполняют не только образовательную, воспитательную, но и эстетическую функцию, поскольку нередко в стенах данных центров организуются тематические экспозиции, которые стимулируют рост художественного образования [6]. Рассматривая выставочные изделия народных промыслов, можно увидеть историю развития промысла на примере сравнения экспонирующихся произведений мастеров предыдущих поколений и произведений современников, которые работают в традиционных техниках какого-либо народного промысла Нижегородского края. При создании творческой работы, современный автор часто вносит нечто новое в устоявшиеся образы и композиции, или создает свои изделия, на основе традиционных произведений, не теряя при этом отличительные особенности промысла. Именно это движение в развитии дает уверенность в том, что у народных промыслов есть будущее. Несомненно, посещение данных выставок помогает детям через произведения народного творчества прикоснуться к истории и культуре родного края, что ведет к развитию в подрастающем поколении бережного отношение к народному искусству.

Э.М. Магомедгаджиева в своем исследовании отмечает, что «ученые выделяют следующие основные механизмы формирования художественной культуры у учащихся посредством:

- организации общения в процессе восприятия и создания продуктов художественного творчества,

- в процессе обучения различным видам ремёсел и компонентам художественной культуры,

- в процессе организации воспитания на основе произведений художественной культуры,

- различные виды деятельности, включающие восприятие, создание отдельных продуктов, связанных с художественной культурой» [3].

Таким образом, основная задача учителя в процессе обучающей деятельности, донести до понимания школьников необходимость сохранения народных промыслов, бережного отношения к традициям народа, понимание и принятие народного искусства, которое вызывает у детей гордость за свою страну. Основными элементами в программе обучения

является содержательность и многообразие, где представлены прекрасные художественные образцы культуры России [3], что вызывает у детей неподдельный интерес к народным промыслам.

Для эффективного развития художественной культуры учащихся важно применять методы поэтапного воздействия. Поскольку в процессе постепенного усвоения знаний, художественная культура отражается в сознании учащегося, где, в свою очередь, «формирует эстетическое сознание и его культурные формы» [7]. Так целенаправленное воздействие педагогом на личность учащегося, которое сопровождается теоретическим и практическим разнообразием учебной программы, дает возможность приблизиться к высокой степени развития художественной культуры у учащегося.

В процессе изучения дисциплин художественного цикла и знакомства с различными образцами народных художественных промыслов, у школьников повышается уровень образного восприятия, творческого мышления, познавательного интереса [4], посредством этого закладываются основы, и происходит формирование художественной культуры. Для наиболее эффективного использования народного творчества необходимо грамотно подобрать образцы, учесть их художественную и эстетическую выразительность.

Одним из распространенных приемов, применяемых в развитии духовно-нравственной и художественной культуры, являются тематические беседы с учениками по изобразительному искусству. В процессе урока-беседы учащиеся узнают историю и традиции родного края, территориальное расположение центров производства народных промыслов, знакомятся с этнографическими, социокультурными, историческими особенностями использования того или иного предмета народного творчества [5].

Несомненно, центральное место в процессе сохранения, передачи и преумножения культурного наследия принадлежит творчеству народных мастеров. Именно поэтому помимо основной учебной деятельности учащихся возможно проведение занятий-экскурсий в художественных и краеведческих музеях. Посещение музеев и выставок, просмотр тематических фильмов, беседы с искусствоведами и мастерами ремесел позволят школьникам окунуться в историю, увидеть и осознать смысл искусства народных мастеров Нижегородской области, его характер и содержание, сформировать чувство прекрасного.

Не менее важную роль в развитии художественной культуры играет практическая деятельность подрастающего поколения - участие в мастер-классах. Данный вид занятий позволяет практически закрепить полученные знания, освоить новые виды деятельности, техники и материалы, а также прикоснуться к историческому прошлому региону и своими руками воспроизвести предметы, которые на протяжении многих веков создавались, развивались нашими предками и так бережно сохранялись до наших времен. Данный процесс дает возможность подрастающему поколению осознать всю значимость и красоту народных промыслов.

Выводы. Таким образом, через знакомство учащихся с народными художественными промыслами, происходит формирование эстетической и художественной культуры детей и подростков. Результативность в процессе развития художественной культуры учащихся, достигается педагогом, за счет насыщения учебной программы различными видами деятельности: уроками-беседами на темы народных промыслов Нижегородской области, беседами со специалистами в сфере народного искусства, посещением музеев, просмотром тематических фильмов, участием в мастер-классах и т.д. Приобщение школьников к творчеству народных мастеров, оказывает огромное влияние на общее развитие, воспитание здорового нравственного начала, национального самосознания, уважения к труду, культурному и историческому прошлому народов России, а также развитие художественного вкуса.

Литература:

1. Алексунин, В.А. Российские художественные народные промыслы / В.А. Алексунин, М.А. Черная // Norwegian Journal of Development of the International Science. - 2018. - № 20. - C. 8-14

2. Конакова, T.A. Художественно-эстетическое развитие детей в условиях приобщения к народным художественным промыслам родного края / Т.А. Конакова, Н.В. Вялова // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 3 (33). - С. 254-260

3. Магомедгаджиева, Э.М. Особенности формирования художественной культуры школьников средствами народного костюма / Э.М. Магомеджиева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - С. 194-196

4. Петрова, Н.С. Роль изобразительной деятельности в процессе развития образного восприятия младших школьников / Н.С. Петрова, Н.В. Сырова, Е.К. Зимина // Проблемы современного педагогического образования . - 2023. -№ 79 (4). - С. 120-122

5. Семерицкая, О.В. Народные художественные промыслы России как объект культурного наследия / О.В. Семерицкая // Вестник СПбГИК. - 2021. - № 2 (47). - С. 83-89

6. Сырова, Н.В. Анализ образовательной выставки как средства обеспечения устойчивого развития будущего педагога творческих дисциплин / Н.В. Сырова, Е.Е. Балахнина // статья в сборнике трудов конференции Культура, образование, и искусство: традиции и инновации. -2023. - С. 117-120

7. Чистюхина, Л.П. Художественная культура как необходимый компонент формирования личности детей и подростков / Л.П. Чистюхина, Е.В. Мирошниченко // Белгородский государственный институт искусств и культуры. - 2019. -С. 1-9

8. Шабалина, Н.М. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы: учеб. пособие / Н.М. Шабалина. -Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2020. - 143 с.

9. Эдиев, И.В. Значение народных художественных промыслов в развитии художественной культуры школьников / И.В. Эдиев // Мир науки, культуры, образования - 2019. - №1 (74). - С. 255-256

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.