Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВЛИЯНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВЛИЯНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурное наследие / обучающиеся / глобализация / гомогенизация / цифровизация / the cultural heritage / students / globalization / homogenization / digitalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимина Евгения Константиновна, Сырова Надежда Васильевна, Абдуллина Марина Александровна

В статье исследуется значение формирования художественного интереса к культурному наследию для снижения негативных процессов, вызванных глобализацией. Исследователи отмечают, что глобальная культура пронизывает «все сферы духовной жизни» [4]. Результатом этого процесса становится культурная гомогенизация. Происходит разрушение культурного наследия, национальных традиций и особенностей. Исчезают народные промыслы и ремесла, обладающие исторической и культурной ценностью. Необходимость сохранения и приумножения культурного наследия, являющегося информационным, передающим опыт предыдущих поколений, особенно усиливается в условиях глобализационных процессов. Все это подтверждает актуальность формирования интереса к культурному наследию с целью снижения влияния негативных процессов глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зимина Евгения Константиновна, Сырова Надежда Васильевна, Абдуллина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article research the importance of the formation of artistic interest in cultural heritage to reduce the negative processes caused by globalization. Researchers note that «global culture» permeates «all spheres of spiritual life» i 1. The result of this process is cultural homogenization. Cultural heritage, national traditions and peculiarities are being destroyed. Folk crafts and crafts with historical and cultural value are disappearing. The need to save and increase the cultural heritage, which is informational, transmitting the experience of previous generations, is especially intensified in the context of globalization processes. All this confirms the relevance of the formation of interest in cultural heritage in order to reduce the impact of negative processes of globalization.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВЛИЯНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

2) Chem 3D, модуль трехмерной визуализации химических соединений, предоставляющий возможности компьютерного моделирования и выполнения химических расчетов.

3) ChemFinder, специализированный редактор баз данных для создания и редактирования химических баз данных.

4) Table Editor: редактор таблиц.

Тем не менее, самым простым способом получения моделей является использование сервисов с готовыми трехмерными моделями различного назначения, такими как Sketchfab. Модель может быть изучена непосредственно на сайте, где размещена, или интегрирована в другой ресурс, например образовательный сайт, веб-страницу системы дистанционного обучения и др.

Выводы. Использование цифровых и интерактивных технологий в образовательном процессе по естественнонаучным дисциплинам, в частности на уроках химии, представляется весьма перспективным и эффективным. Использование данных технологий обладает несомненной практической значимостью, поскольку химия, обладая развитой и логичной теорией, является наукой практико-ориентированной, но в условиях школьной среды из соображений безопасности образовательного процесса не всегда мы можем использовать практическую составляющую в полной мере. Цифровые технологии предоставляют возможность использования образовательного видео практической направленности, симуляционного обучения на основе цифровых симуляторов, средства виртуальных лабораторий, вычислительный эксперимент и многое другое, что обогащает практический опыт как ученика, так и педагога.

Литература:

1. Белохвостов, A.A. Обучение школьников решению расчетных задач с помощью компьютерных средств / A.A. Белохвостов // Методика преподавания химических и экологических дисциплин : сб. материалов междунар. науч,-практ. конф., Брест, 22-23 ноября 2012 г. - Брест: БрГУ имени A.C. Пушкина, 2012. - С. 10-15. - URL: https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/24846/l/06y4eHHe%20mKonbH%20pem_EenoxBOCTOB.pdf (дата обращения: 07.11.2023)

2. Белохвостов, A.A. Методы компьютерного обучения химии Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. - С. 13. - URL: https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/8359/1/13-16.pdf (дата обращения: 07.11.2023)

3. Якушева, Г.И. Методика использования на уроках химии цифровых образовательных ресурсов / Г.И. Якушева, A.C. Коротеева // Современные проблемы педагогического образования. - 2022. - №74 (1). - С. 316-319. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metodika-ispolzovaniya-na-urokah-himii-tsifrovyh-obrazovatelnyh-resursov (дата обращения: 07.11.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); член Союза Художников России, доцент Абдуллина Марина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВЛИЯНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье исследуется значение формирования художественного интереса к культурному наследию для снижения негативных процессов, вызванных глобализацией. Исследователи отмечают, что глобальная культура пронизывает «все сферы духовной жизни» [4]. Результатом этого процесса становится культурная гомогенизация. Происходит разрушение культурного наследия, национальных традиций и особенностей. Исчезают народные промыслы и ремесла, обладающие исторической и культурной ценностью. Необходимость сохранения и приумножения культурного наследия, являющегося информационным, передающим опыт предыдущих поколений, особенно усиливается в условиях глобализационных процессов. Все это подтверждает актуальность формирования интереса к культурному наследию с целью снижения влияния негативных процессов глобализации.

Ключевые слова: культурное наследие, обучающиеся, глобализация, гомогенизация, цифровизация.

Annotation. The article research the importance of the formation of artistic interest in cultural heritage to reduce the negative processes caused by globalization. Researchers note that «global culture» permeates «all spheres of spiritual life» \ ]. The result of this process is cultural homogenization. Cultural heritage, national traditions and peculiarities are being destroyed. Folk crafts and crafts with historical and cultural value are disappearing. The need to save and increase the cultural heritage, which is informational, transmitting the experience of previous generations, is especially intensified in the context of globalization processes. All this confirms the relevance of the formation of interest in cultural heritage in order to reduce the impact of negative processes of globalization.

Key words: the cultural heritage, students, globalization, homogenization, digitalization.

Введение. В условиях вступления общества в постиндустриальный период, происходят значительные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека, что обусловлено усилением глобализационных процессов, имеющих как положительные, так и отрицательные стороны.

Инструментом, усиливающим процесс глобализации, является, цифровизация.

Важно отметить, что глобализация, затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и культуру, происходит слияние культур, то есть гомогенизация. Народная культура, хранит в себе мировоззренческое отношение к миру, является его духовно-нравственной составляющей. Формирование художественного интереса к культурному наследию должно стать основой снижения влияния негативных процессов, вызванных глобализацией: гомогенизациии и цифровизации.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая цифровизацию, как инструмент планетарной глобализации, исследуя, взаимосвязь глобализации и информатизации, авторы Круглов В.В., Никифорова В.Д., Никифоров А.А.

определяют, что «глобализация и информатизация способны оказывать значительное, но опосредованное, влияние на все стороны общественной жизни: социальные, экономические, политические, культурные и др.» [9, С. 49].

Внедрение стремительными темпами цифровизации во всех областях деятельности, с одной стороны ускоряет информационный и коммуникативный процесс, стирает границы общения, однако, несмотря на большое количество преимуществ, это явление имеет и отрицательное влияние на общество и на становление отдельной личности.

Важно так же отметить, что процесс глобализации способствует гомогенизации разных культур. Однако, исследователи отмечают, что этот процесс обостряет «тенденцию национальных культур к самосохранению», что обусловлено не только страхом потерять свою самобытность, но и «логикой глобализации, (чем интенсивнее взаимодействие различных культур, тем сильнее осознание своих национальных особенностей)» [4, С. 83].

Все это обуславливает поиск возможных путей решения проблем, направленных на снижение отрицательного воздействия глобализации: цифровизации и гомогенизации культур на становление личности обучающегося.

Цифровые технологии занимают огромную нишу в повседневной жизни общества. На сегодняшний день все труднее встретить человека, не знакомого с веб-сервисами, ресурсами и прочими интернет-услугами, которые были разработаны для удобства и расширения возможностей пользователей.

Однако авторы Козлова Т.А. и Сулима H.H. призывают критически относиться к «вновь создаваемым концепциям человека, культуры, образования» и подчеркивают, что «становясь технологичнее и эффективнее», ускоряя возможности в приобретение новых способов и методов деятельности, часто личностные качества обучающегося, имея ввиду потерю духовности, то есть отвечающие «за человеческое в человеке», не формируются [8, С. 14].

Так в результате чрезмерного погружения обучающихся в веб-пространство недостаточно развивается эмоционально-чувственный опыт непосредственного коммуникативного общения, который ведет за собой неспособность сформировать целостный образ действительности, то есть происходит определенная деформация личности.

Автор Грязнова Е.В., исследуя противоречия цифрового образования, в информационной культуре современного общества приходит к выводу, что у современного поколения изменяется и отношение к образованию: основополагающим является не «получить образования», а то «как с его помощью в дальнейшем иметь экономическую прибыль». В то же время, акцентирует автор, формируемая система ценностей «имеет мозаичный характер и слабо коррелирует с понятием духовности, отечества и патриотизма» [5, С. 4].

Можно выделить ряд негативных последствий от погружения в веб пространство для обучающегося:

- становится все сложнее испытывать чувство эмпатии, обучающиеся перестают контактировать друг с другом лично, происходит деформация социальных взаимосвязей;

- происходит обеднение художественно-образного мышления;

- становится отягчающим живое общение, обычный диалог замешается искусственными формами коммуникации, то есть легче строить виртуальные контакты, чем дружеские, человеческие.

Авторы Кислякова П.А., Меерсон А.Л., Силаева O.A., Дмитриева Е.Е. выделяют следующие два типа угроз безопасности цифровой трансформации общества:

- социальные (рост киберпреступности, сокращение межличностного общения, рост агрессии и асоциального поведения, информационный стресс);

- культурные (снижение культурного уровня общества, ослабление единства народа, рост межличностных конфликтов, размывание традиционных ценностей) [7].

Большее предпочтение современное поколение отдает домашнему образу жизни. Компьютерный экран заменяет физическую активность, общение с родителями и сверстниками, понимание красоты окружающего мира, природных явлений, построенных на нюансах и контрастах.

Реальная дружба становится трудоемким процессом, так как общение с виртуальными собеседниками - более привычная и комфортная ситуация. Количество друзей измеряется количеством обезличенных подписчиков. Не формируется чувство сотворчества, которое является одним из главных стимулов в творчестве.

Все чаще у обучающихся выявляется цифровая зависимость. Основные признаки компьютерной зависимости резкое снижение: учебной мотивации, познавательного интереса, обесценивание культурных и нравственных ценностей.

Компьютерные игры, где частым мотивом становится противостояние главного героя всему миру, человек переносит такую модель поведения на реальную жизнь. Реальный мир уже не вызывает у него должного интереса.

Во время компьютерных игр используется непроизвольное внимание, в связи с этим начинаются проблемы с контролем и волевой регуляцией. Механизмы целеполагания и контроля перестают быть задействованы.

Также невозможно игнорировать опасности, которые несет цифровизация для здоровья. Чрезмерное увлечение гаджетами сокращает часы сна, негативно влияет на его качество. Такое сокращение приводит к повышению тревожности, депрессии, сниженной самооценке, ухудшая общее состояние организма.

Строков A.A. отмечает, что «риски цифровизации для общества заключаются в дегуманизации образовательных, а далее и всех иных социальных отношений, возможном углублении кризиса интеллектуальной культуры людей, их способности к творчеству, росту прагматизма и индивидуализма. Большинство, вырастающих в современном цифровом обществе, достаточно слабо развиты в плане образного мышления и творческого выражения, то есть мышление становится клиповым, не категориальным [12].

Автор М. А. Маниковская приходит, к выводу, что процесс цифровизации, выявляет «онтологическую укорененность морали и этики в обществе» [11, С. 36].

Буданов В.Г. считает, что выправить эти изменения может только классическое искусство, литература, творчество, когда важным является сам процесс оценивания, сопереживания, то есть «вживания» в образ [3].

Семерицкая О.В. рассматривает «культурное наследие» как «опредмеченное свидетельство ушедшего прошлого», и отмечает, что явление традиционной культуры представляют собой информационный и ценностный ресурс развития культуры, раскрывает закономерности становления духовно нравственных принципов развития общества, представленных в материальных объектах [12, С. 85]. Наиболее ярко все это концентрируется в культурном наследии декоративно-прикладного искусства, являющихся объектом культурного опыта и информационной основой для репродуктирования и преемственной трансляции традиционной культуры.

Авторы Алексунин В.А. и Черная М.А. подтверждают, что «культура народных промыслов отражает коллективное мировоззрение и исторические традиции» [2, С. 8]. Все это говорит о значимости и ценности изделий народных мастеров и подтверждает, что каждый предмет народного художественного творчества, как часть культурного наследия, несет свою художественную самобытность, отражающую не только время, но и принципы и основы жизненного уклада.

Каждый народ имеет свое культурное достояние, в котором отражаются основные этапы его развития. Культурное наследие помогает понять смысл таких общечеловеческих ценностей, как любовь, истина, внутренний покой, правильное поведение.

Сунцова Я.С. заострила внимание на том, что, духовное начало является основой созидательно-преобразовательной творческой деятельностью, социально значимой и имеющей культурную направленность, так как именно в этом обретается смысл и духовное наполнение [15].

Именно поэтому перед образованием остро стоит проблема формирования у учащихся художественного интереса к культурному наследию, что станет основой становления поколения, которое готово «нести личную ответственность, как за себя, так и за мир вокруг» [16, С. 3].

Абдулазимова Т. X. определяет, что именно художественный интерес, побуждает обучающихся к познавательной, художественно-творческой деятельности, к самостоятельному приобретению знаний и культурному обогащению личности, дает установку на самостоятельную творческую реализацию [1].

Становление художественного интереса обучающихся к культурному наследию народного творчества будет наиболее эффективным в процессе занятий по изучению декоративно-прикладного искусства.

Без художественного наследия народного творчества, без его декоративно-прикладного искусства невозможно представить такие понятия как: наследие, народная культура, народное искусство, не суметь идентифицировать себя в этом мире, то есть потерять точку жизненной опоры.

Интерес к культурному наследию у большинства учащихся, вырастающих в современном цифровом обществе, недостаточно сформирован, что, безусловно, сказывается не только на качестве художественного образования, но и в целом на становлении личности учащегося. Постоянная включенность в информационные процессы веб-пространства влияет на привычки, образ жизни, духовно-нравственными ценности.

Поэтому приобщение к декоративно-прикладному искусству способно стать тем механизмом, который поможет снизить уровень отчуждения от традиционного народного творчества и станет важным и значимым не только для развития творческих способностей к художественной деятельности, но и для более глубокого понимания особенностей духовной и материальной культуры народа, которые наиболее сконцентрированы в его творчестве.

Объекты декоративно прикладного творчества отличает гармоничное понимание мастерами значимости слитности нравственно полноценных содержательно-смысловых аспектов. Тема человека, как и тема диких зверей, домашних животных, для народного искусства является одной из ключевых.

Образ человека присутствует в народном искусстве в виде разнообразных пластических форм, они часто схематичны в изделиях из бересты, вышивке, деревянной резьбе, росписи прялок, но они всегда многозначны, многообразны, эстетичны, каждый элемент ясно выражает, заложенную в него информацию и позитивно человечны.

Культура, это не только опыт производства и освоения ценностей людьми, а это опыт построения общественного мира согласно человеческому измерению. Это история народа и его идентификация [9].

Обращение к традициям означает обретение себя. Народное декоративное искусство неиссякаемый источник мудрости и красоты.

Изучение культурного наследия народа - это развитие кругозора и познавательной мотивации. Знакомясь с тонкостями ремесла обучающийся «может получить больше представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни», его создателей [14. С. 226].

Творческая деятельность является благодатной основой для воспитания интереса к культурному наследию, именно в процессе изучения технологических принципов выполнения изделий декоративно-прикладного направления происходит:

• восприятие созданных художественных изделий, что способствует эмоционально-чувственному и эстетическому насыщению обучающегося;

• овладение творческим процессом при создании художественных изделий влияет на осознанное понимание не только технологических приемов, но и мастерства народных умельцев при воплощение творческой идеи в материале, его обработки и декорирования, что в результате формирует художественный интерес, который способен уменьшить негативные процессы глобализации.

Приобретаются знания о культуре своей страны, которая воплотилась в изделиях народных промыслов, её истории; способность отличить добро от зла, любовь от ненависти, хороший поступок от плохого; воспитывается уважение к истории своего отечества и города, формируется художественный интерес к культурному наследию своей страны.

Выводы. Процесс изучения декоративно-прикладного творчества позволяет развивать не только умения, навыки творческого процесса, но и осмысленное понимание и принятие народного созидательного творчества на эмоциональном чувственном уровне.

Формирование художественного интереса к культурному наследию народного творчества способно противостоять негативным процессам глобализации в борьбе за духовное и нравственное становление личности, понимающей значимость культурного наследия и готовой его сохранять, развивать и передавать следующим поколениям.

Игнорирование внутренней перспективы развития, которая заложена в культурном наследии декоративно прикладного творчества, то есть потеря преемственности может разрушить тот фундамент и структурные основы, которые являются плацдармом для дальнейшего развития общества.

Литература:

1. Абдулазимова, Т.Х. Применение принципа наглядности в формировании художественного интереса у студентов / Т.Х. Абдулазимова // МНКО. - 2020. - №2 (81). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-printsipa-naglyadnosti-v-formirovanii-hudozhestvennogo-interesa-u-studentov (дата обращения: 26.11.2023)

2. Алексунин, В.А. Россиийские художественные народные промыслы / В.А. Алексунин, М.А. Черная // Norwegian Journal of Development of the International Science. - 2018. - №20-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiiyskie-hudozhestvennye- (дата обращения 15.11.2023)

3. Буданов, В.Г. Новый цифровой жизненный техноуклад - перспективы и риски трансформаций антропосферы / В.Г. Буданов // Философские науки. -2016. - №6. - С. 47-55

4. Гизатова, Г.К. Трансформация идентичности российского общества в условиях глобализации / Г.К. Гизатова, О.Г. Иванова // ВЭПС. - 2009. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/transformatsiya-identichnosti-rossiyskogO" obschestva-v-usloviyah-globalizatsii (дата обращения: 27.11.2023)

5. Грязнова, Е.В. Противоречия цифрового высшего образования в информационной культуре современного общества / Е.В. Грязнова // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 1. - С. 12. DOI: 10.26795/2307-1281-202311-1-12

6. Киреева, Е.П. ЗО-технологии при проектировании и строительстве зданий и сооружений / Е.П. Киреева, Э.Г. Юматова // V Всероссийский фестиваль науки: сборник докладов. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2015,- С. 244-247

7. Кисляков, П.А. Восприятие молодежью социокультурных угроз цифровой трансформации общества / П.А. Кисляков, A.C. Меерсон, O.A. Силаева, Е.Е. Дмитриева // Вестник Мининского университета. - 2020. - №4 (33). -

URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vospriyatie-molodezhyu-sotsiokulturnyh-ugroz-tsifrovoy-transformatsii-obschestva (дата обращения: 27.11.2023)

8. Козлова, Т.А. Тандем философской антропологии и философии образования как почва формирования профессиональной идентичности / Т.А. Козлова, И. И. Сулима // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 2. -С. 14.DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-2-14

9. Круглов, В.В. Цифровизация как инструмент планетарной глобализации / В.В. Круглов, В.Д. Никифорова, A.A. Никифоров // Экономика и экологический менеджмент. - 2020. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsifrovizatsiya-kak-instrument-planetarnoy-globalizatsii (дата обращения: 27.11.2023)

10. Лапина, Т.С. Аксиология культуры / Т.С. Лапина // Вестник культурологии. - 2008. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZaksiologiya-kultury (дата обращения: 23.11.2023)

11. Маниковская, М.А. Цифровизация образования: этический аспект / М.А. Маниковская // Проблемы высшего образования. -2019. -№ 1. - С. 35-38

12. Семерицкая, О.В. Народные художественные промыслы России как объект культурного наследия / О.В. Семерицкая // Вестник СПбГИК. - 2021. - №2 (47). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnye-hudozhestvennye-promysly-rossii-kak-obekt-kulturnogo-naslediya (дата обращения: 15.11.2023)

13. Строков, A.A. Цифровизация образования: проблемы и перспективы / A.A. Строков // Вестник Мининского университета. -2020. -№2. - С. 15.

14. Сырова, Н.В. Ручные технологии в процессе формирования профессионализма будущих дизайнеров / Н.В. Сырова, А.Е. Правилов, Г.В. Смелая// Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №77-3. - С. 225-227

15. Сунцова, Я.С. Понятие духовности в философии и психологии / Я.С. Сунцова // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2009. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-duhovnosti-v-filosofii-i-psihologii (дата обращения: 18.11.2023)

16. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №2. - С. 3.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Самсонова Арина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВКЛЮЧЕНИЕ МЕНЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ПРОМЫСЛОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС

Аннотация. В статье исследуется значение, и предлагаются методы интеграции менее известных региональных ремесел, в частности, Казаковской филиграни и Городецкой золотой вышивки, в образовательный процесс. Используя исторический контекст, обзор литературы и практические рекомендации, исследование раскрывает многогранные преимущества данного подхода. Определены основные положительные моменты: более обогащенная учебная программа по декоративно-прикладному искусству, усиливающая инновационную направленность деятельности; активизация творческой преемственности; становление культурной идентичности на основе изучения малоизвестных промыслов своего региона; повышение уровня культурной самоидентификации. В работе также намечены стратегические пути включения этих ремесел в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В заключение подчеркивается необходимость проведения будущих исследований для оценки педагогической эффективности и долгосрочных последствий таких корректировок учебных программ.

Ключевые слова: ремесло, Нижегородская область, декоративно-прикладное искусство, обучающиеся.

Annotation. This article explores the and methods of integrating lesser-known regional crafts, in particular, Cossack filigree and Gorodetsky gold embroidery, into the educational process. Using historical context, literature review and practical recommendations, the study reveals the multifaceted advantages of this approach. These benefits include an enriched curriculum, increased creativity, and enhanced cultural continuity. The paper also outlines strategic ways to include these crafts in Federal State Educational Standards (FGOS). In conclusion, the need for future research to assess the pedagogical effectiveness and long-term consequences of such adjustments of curricula is emphasized.

Key words: craft, Nizhny Novgorod region, decorative and applied art, students.

Введение. Одна из первостепенных задач образования заключается в подготовке учащихся к формированию интереса к эстетике народного творчества, что способно стать основой понимания и принятия культурного наследия своей страны.

Автор Лупандина Е.А. отмечает «народная художественная культура представляет собой совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде» [7,С. 17].

Однако интеграция малоизвестных народных промыслов в образовательный процесс представляет собой актуальную проблему, что потребовало уточнения возможностей введения изучения и анализа малоизвестных народных художественных промыслов своего региона в образовательный процесс, для оптимизации и расширения осознанного понимания уникальности культуры своей страны и формирования культурной идентичности.

Изложение основного материала статьи. Актуальность исследования включения менее известных народных промыслов и их практических возможностей, обусловлена недостаточной изученностью их педагогического потенциала. Так в Нижегородской области, из наследия более чем 20 сохранившихся ремесел, многие недостаточно представлены в школьной программе. Этот дефицит не только лишает учащихся жизненно важных знаний о культурном наследии, но и педагогическую ценность практического освоения традиционного ремесла.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель данного исследования: изучение педагогического потенциала менее известных народных промыслов для включения в образовательный процесс. Через междисциплинарную призму исследование намерено предложить обзор литературы, углубиться в исторический контекст, рассмотреть практические возможности народных ремесел и предложить ощутимые шаги по включению этих ремесел в систему образования. Главная задача исследования: обогатить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.