Научная статья на тему 'ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
декоративно-прикладное искусство / младший школьный возраст / эстетическое отношение / педагогика начальной школы / the decorative and applied art / the younger schoolchildren / the aesthetic attitude / the elementary school pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимина Евгения Константиновна, Костюнина Милана Алексеевна

В статье рассматриваются теоретические аспекты декоративно-прикладного искусства, которые способствуют развитию эстетического отношения младших школьников. Определена проблема формирования эстетического отношения к окружающему природному и предметному миру, как основы создания условий для становления эстетически-ценностного творческого потенциала учащегося в дальнейшей преобразовательной деятельности. Рассмотрены исследования выдающихся педагогов, подтверждающих значение декоративно-прикладного искусства в становление личности. Уточнено, что произведения декоративно-прикладного искусства несут в себе глубинную эстетику народного творчества, способствует включенности детей в понимание «красоты», «эстетики», «искусства», «стиля» на основе культурной самобытности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the theoretical aspects of decorative and applied arts, which contribute to the development of the aesthetic attitude of younger schoolchildren. The problem of forming an aesthetic attitude towards the surrounding natural and objective world is defined as the basis for creating conditions for the formation of the student’s aesthetic and value-based creative potential in further transformative activities. The research of outstanding teachers confirming the importance of decorative and applied arts in the development of personality is considered. It is clarified that works of decorative and applied art carry the deep aesthetics of folk art, contributes to the inclusion of children in the understanding of “beauty”, “aesthetics”, “art”, “style” based on cultural identity.

Текст научной работы на тему «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

- эффективность этнокультурной образовательной среды как организационно-педагогическое условие воспитания человека культуры в детском саду в условиях сельского социума;

- методологическая основа формирования личности в этнокультурной среде.

Литература:

1. Божедонова, А.П. Этнокультурное воспитание школьников на традициях якутского сельского социума: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Божедонова Анна Петровна. - Москва, 2006. - 172 с.

2. Данилов, Д.А. Служение педагогической науке / Д.А.Данилов. -М.: Образование и Информатика, 2007.

3. Колин, К.К. Культура и безопасность: стратегические задачи культуры в XXI веке / К.К. Колин // Вестник культуры и искусств. -2018. - No 3 (55). - С. 65-84

4. Новоходская, М.В. Модель воспитания младших школьников в современном сельском социуме: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Новоходская Марина Валентиновна. - Москва, 2012. - 176 с.

5. Садыков, P.M. Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве / P.M. Садыков, Г.М. Садыкова // Молодой ученый. -2017. - No 13 (147). - С. 599-601

6. Хухлаева, О.В. Этнопедагогика: учебник для вузов / О.В. Хухлаева, A.C. Кривцова. - Москва: Издательство Юрайт, 2022.-333 с.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Костюнина Милана Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты декоративно-прикладного искусства, которые способствуют развитию эстетического отношения младших школьников. Определена проблема формирования эстетического отношения к окружающему природному и предметному миру, как основы создания условий для становления эстетически-ценностного творческого потенциала учащегося в дальнейшей преобразовательной деятельности. Рассмотрены исследования выдающихся педагогов, подтверждающих значение декоративно-прикладного искусства в становление личности. Уточнено, что произведения декоративно-прикладного искусства несут в себе глубинную эстетику народного творчества, способствует включенности детей в понимание «красоты», «эстетики», «искусства», «стиля» на основе культурной самобытности.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, младший школьный возраст, эстетическое отношение, педагогика начальной школы.

Annotation. The article discusses the theoretical aspects of decorative and applied arts, which contribute to the development of the aesthetic attitude of younger schoolchildren. The problem of forming an aesthetic attitude towards the surrounding natural and objective world is defined as the basis for creating conditions for the formation of the student's aesthetic and value-based creative potential in further transformative activities. The research of outstanding teachers confirming the importance of decorative and applied arts in the development of personality is considered. It is clarified that works of decorative and applied art carry the deep aesthetics of folk art, contributes to the inclusion of children in the understanding of "beauty", "aesthetics", "art", "style" based on cultural identity.

Key words: the decorative and applied art, the younger schoolchildren, the aesthetic attitude, the elementary school pedagogy.

Введение. Отличительной особенностью современного общества является цифровизация образования, что рассредотачивает процесс эстетизации в становлении «вдохновленного поколения», представители которого «готовы нести личную ответственность как за себя, так и за мир вокруг» [11, С. 3].

Именно поэтому становление эстетического отношения к миру важно развивать с детских лет и, наиболее активно, это происходит в процессе сотворчества, под руководством педагога. Таким образом, этап раннего приобщения к творческому процессу становится наиболее актуальным.

Декоративно-прикладное искусство способно повысить оперативность в понимание закономерностей эстетики композиции, цвета, формы, поиска оригинальных идей на основе понятных технологий ручного творчества.

Все это потребовало уточнения принципов, при которых развитие эстетического отношения младших школьников будет формироваться более эффективно.

Изложение основного материала статьи. Актуальность изучения, развития и внедрения возможностей декоративно прикладного искусства как средства развития эстетического отношения младших школьников, обусловлено, тем, что эстетические чувства, отмечает в своих работах Э.Ф. Москалева, не являются врожденными, следовательно, чем раньше начнется процесс их развития, тем более устойчиво-сформированным будет эстетическое отношение к окружающему [7, С. 85].

Авторы И.Б. Бичева и С.Н. Казначеева отмечают, что «эстетическое развитие личности проявляется в единстве и взаимообусловленности ее эстетических ценностей, чувств, сознания и действий» [3, С. 5].

Эти авторы также определяют, что личности с эстетическим отношением соответствуют такие характеристики:

- широкий эстетический кругозор и восприимчивость к искусству;

- понимание эстетического идеала и стремление к его формированию;

- осознанность эстетических норм;

- следование законам эстетики;

- присутствие эстетической позиции;

- наличие эстетического вкуса;

- мотивация на непрерывное обновление эстетических впечатлений;

- приобретение эстетических знаний;

- творческое самовыражение [3, С. 5].

Эстетическое отношение младшего школьника к окружающему заключается в личностном и осознанном взаимодействии ребенка с миром с позиции эстетики - способностью воспринимать прекрасное, получать эмоции, а также передавать собственные эмоции и чувства через искусство.

Автор А.Г. Рындина делает вывод, что для формирования «эстетического отношения ребенка» необходимо совместное восприятие прекрасного, переживания эстетических эмоций от встречи с красотой, а также совместного творчества и деятельности по её созданию и сбережению [10,С. 75].

Вопрос о пользе обучения декоративно-прикладному искусству среди педагогов и исследователей обсуждается уже давно. На данный момент в научном сообществе эта тема представлена в работах А.Д. Алехина, Н.Н. Ростовцева, Л.С. Выготского, Т.С. Комаровой и других исследователей, рассматривающих воздействие различных направлений декоративно-прикладного искусства на детей младшего школьного возраста.

В работах авторы отмечают, что декоративно-прикладное искусство позитивно влияет на моторику, развивает внимание, усидчивость отмечают его активное воздействие на эмоциональную сферу, на формирование собственного творческого почерка самовыражения в том или ином виде декоративно-прикладного искусства.

Авторы подчеркивают, что именно с младшего школьного возраста учащиеся начинают отражать свои представления и эмоции на бумаге (в графическом виде - в виде рисунка, но делают это уже более осмысленно, чем дошкольники, более структурировано и точно в техническом аспекте). Также для младшего школьного возраста свойственно развитие восприятия, приобретается художественный взгляд на бытовые вещи и события, появляется мотивированная потребность передавать это в своих работах.

Соответственно, чем более богатым будет арсенал навыков и умений в отношении способов выражения своих творческих мыслей, тем более полно и точно ребенок может их проявить в процессе творчества с разными художественными материалами. Поэтому декоративно-прикладное искусство, обладающее большим арсеналом творческих средств, актуально при работе с младшими школьниками.

Н.С. Астафьева отмечает, что в условиях глобализации современного мира, сохранение эстетики традиций народного искусства, как основы своей самобытности и источника творческого вдохновения, является важным в становление будущей личности [1, С. 43].

Согласно мнению Н.С. Астафьевой, декоративно-прикладное искусство способствует развитию эстетического отношения младшего школьника клюбому виду деятельности: совершенствуются многие универсальные учебные действия, формируется понимание об эстетическом компоненте, приобретается знание гармоничности цветовых, композиционных и объемно-пространственных решений, умение сравнительного анализа с позиции эстетики.

Так же автор подчеркивает, что декоративно-прикладное искусство способно обогатить знания ребенка вне зависимости от степени развитости творческой составляющей его личности. Все это обусловлено тем, что каждый элемент росписи имеет собственное название; каждый вид росписи имеет целую историю, а за всем этим - масса информации о культуре, об эпохе, когда она появилась и получила распространение.

Л.А. Буровкина в своих исследованиях, опираясь на работы B.C. Кузина, выделяет принципиальные отличия народной культуры декоративно-прикладного искусства, основанные на территориальной обособленности, и подтверждает, что любое направление декоративно-прикладного искусства имеет собственную историю и регион, в котором зародился данный вид творчества [4, С. 119].

Ю.К. Бабанский в своих трудах подчеркивает, что традиционное народное творчество самобытно и нашло воплощение в становлении ремесел, в видах и декоре изделий народных промыслов, отражающих не только природные, но и исторические и культурные особенности, свойственные той или иной местности, отражает эстетику данного региона [2, С. 114].

Таким образом, природные, исторические и культурные особенности находят яркое воплощение в творчестве народных мастеров, так например, в зависимости от региона изображение цветов и растений, животных и птиц в целом сильно отличается, то есть имеет характерные особенности той местности, где появилось данное направление декоративно-прикладного искусства.

Все это расширяет эстетический кругозор школьников, влияет на активизацию интереса не только к изучаемым объектам народного творчества, но и к территориальному и историческому своеобразию местности зарождения данного народного художественного промысла.

Б.М. Неменский, в своих многочисленных работах, придерживается мнения, что для развития художественных способностей школьников важным условием является создание эстетической среды, включающей материальные, духовные и социальные аспекты. Это обеспечивает возможность восприятия красоты, творчества и сравнения с эталонами (предлагаемыми педагогом образцами и элементами декоративно-прикладного искусства) [8, С. 83].

В работах Э.А. Рамазановой изучены современные концепции применения декоративно-прикладного искусства в качестве метода развития множества личностных качеств учащихся, включая эстетическое воспитание, становление осознанности эстетических норм и приобретения эстетических знаний.

Сравнительный анализ элементов декора, материалов, форм, создаваемых изделий народного творчества мотивирует на обновление эстетических впечатлений и способствует восприимчивости эстетических норм при создании школьниками своих творческих работ.

Вневременность - один из основных признаков, который B.C. Кузин определяет, по отношению к декоративно-прикладному искусству:

понятие декоративно-прикладного искусства не подразумевает какой-то конкретной эпохи в контексте применения того или иного направления в быту или в обучении. Например: роспись является вневременным проявлением декоративно-прикладного искусства, которое актуально и для начального этапа возникновения направления, и для современного мира [6].

В результате самобытные виды народного творчества, приобретают новое звучание в современной жизни, являясь основой для поиска новых решений декорирования и метафорического формообразования с сохранением эстетики создаваемых объектов творчества.

Образовательные стандарты делают акцент на том, что важно не просто дать ребенку определенный объем информации (знаний), но и научить их применять, то есть развить те качества, которые позволят в дальнейшем сформировать собственные ценностные ориентиры с позиции эстетики.

Э.А. Рамазанова, рассматривая рациональный и эффективный подход к обучению, отмечает концепцию Н.С. Якиманской, которая придает серьезное значение личности каждого ребенка и индивидуальному подходу. Автор отмечает, что важно учитывать способности, интересы и особые потребности каждого ученика для того, чтобы он смог реализовать свой творческий потенциал на основе эстетического отношения к результату деятельности [10, С. 88].

Индивидуальный подход к обучению оптимизирует самостоятельность в принятии решений, поиске актуальной информации по интересующей теме, формирует самостоятельность, развивает творческие способности, поисковые навыки, познавательную и творческую активность на основе эстетического отношения.

В свою очередь, А.К. Осницский в своих работах рассматривает описание процессов приобретения младшим школьником субъективного опыта. При этом автор предлагает собственную классификацию компонентов субъективного опыта. Классификация с его точки зрения проходит по следующим параметрам:

- ценностный опыт (опыт, который приобретается через проявление интересов, соотношение собственных взглядов и ценностей);

- опыт активизации (дает возможность оценить собственные возможности и ресурсы);

- операциональный опыт (дает возможность практического применения);

- сотрудничество (опыт по комбинированию навыков и умений в группе);

- рефлексия (крайне ценный элемент опыта, позволяющий установить взаимосвязи между остальными компонентами) [9, С. 90-91].

В работе H.A. Горяевой рассмотрены позиции H.A. Алексеева, где подчеркивается, что основная цель личностно-ориентированного образования заключается в развитии у ребенка механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты и самовоспитания [5, С. 12].

Личностно-ориентированный подход получил широкое признание у педагогов и исследователей, так как он позволяет полностью раскрыть потенциал каждого ребенка и обеспечить максимальную эффективность воспитательно-педагогических процессов, направленных на развитие эстетического отношения к миру.

Личностно-ориентированный подход, в соответствии с ФГОС, определяет, что обучение любому декоративно-прикладному искусству происходит поэтапно, так как обучение строится в соответствии со способностями ребенка, количеством времени, затрачиваемым на данное обучение, материально-технической базой занятий (к примеру, готовности образцов, наличия заготовок для росписи или лепки и т.д.) и многих других аспектов. Также стоит отметить, что большую роль в обучении декоративно-прикладному искусству играют психологические и физиологические особенности ребенка, так как, к примеру, менее усидчивому ребенку будет гораздо сложнее обучаться кропотливой работе, чем ребенку, имеющему спокойный и размеренный характер. По этим причинам эстетическому воспитанию уделяется отдельное внимание и даже отдельная дисциплина в рамках школьной программы, а также во внеурочной деятельности в виде кружков и тематических занятий по интересам.

Декоративно-прикладное искусство это особая сфера творческой и познавательной деятельности, которая позволяет ребенку развивать способность воспринимать окружающие предметы с эстетической точки зрения - то есть на эмоционально-чувственном уровне, в целом эстетика направлена на формирование тех или иных эмоций (в зависимости от идеи автора работы). Именно эмоционально-чувственное отношение является основой для развития художественного восприятия и помогает ребенку изучать различные виды творчества, чтобы лучше понимать и воспринимать окружающий мир, уже оценивая его с позиции эстетического (художественного) представления о мире и гармонии.

Изучение различных декоративных элементов, составление из них орнаментов и узоров - является творческим занятием, которое развивает индивидуальность младшего школьника в восприятие мира. Так, например, использование известных элементов хохломской и гжельской росписи помогает детям развивать общие представления о движении и цветовой гамме что, безусловно, важно для эстетики создаваемого образа.

Игровые упражнения, наглядные презентации и создание декоративных композиций на разных по форме изделиях, позволяют школьникам учиться сочетать элементы различных видов декоративно-прикладного искусства. Все это способствует совершенствованию восприимчивости к форме, цветовым сочетаниям, развивает у младших школьников фантазию, понимание стиля, и формирует навыки эстетического отношения к результату своей деятельности.

Таким образом, педагогическая среда, в которой осуществляется образовательный процесс, играет важную роль в развитии эстетического отношения. Анализ работ выдающихся педагогов позволяет сделать вывод, что личностно-ориентированный подход является наиболее эффективным в обучении детей декоративно-прикладному искусству.

Декоративно-прикладное искусство оказывает положительное влияние как на физиологические аспекты, такие как моторика и координация, так и на личностные аспекты, формирование собственного творческого мнения и мировоззрения, а также развитие самостоятельности, усидчивости и сосредоточенности, все это в результате способствует развитию понимания эстетики создаваемого, тренирует эстетическое чувство восприятия, формирует понимание эстетического идеала, воспитывает стремление к его достижению, а следовательно, развивает эстетическое отношение.

Все это в совокупности не только дает младшим школьникам представление о том, что такое декоративно-прикладное искусство, культура, но и формируется эстетическое отношение к окружающему природному и предметному миру, приобретаются способности практического применения полученных знаний и опыта на уроках декоративно-прикладного искусства, которые затем реализуются в любом виде творческой и преобразовательной деятельности.

Выводы. Подводя итоги еще раз подчеркнем, что декоративно-прикладное искусство является средством развития эстетического отношения младших школьников, так как способствует творческому самовыражению, позволяет познавать эстетику предметного и природного мира в понятной им форме: приобретения опыта созидательного творчества от простого к сложному.

Декоративно-прикладное искусство, в процессе познания и освоения разных видов творческой деятельности, формирует у младших школьников эстетический кругозор, способствует стремлению к идеальному выполнению объектов творчества по законам эстетики; становлению осознанности эстетических норм, тренирует чувство эстетического восприятия и развивает эстетический вкус, что в совокупности станет основой ответственного эстетического отношения к любому виду деятельности.

Все это подтверждает, что декоративно-прикладное искусство является средством развития эстетического отношения младших школьников.

Литература:

1. Астафьева, Н.С. Тематическое и перспективное планирование по образовательной области «Художественное творчество» / Н.С. Астафьева, С.Н. Петрова; Москва: Центр дополнительного образования «Восхождение», 2012. - 47 с.

2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст]: Ю.К. Бабанский. - М., Просвещение, 1985. -208 с.

3. Бичева И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 5.

4. Буровкина, Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования как средство приобщения учащихся к национальной культуре [Текст] / Л.А. Буровкина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Вып. 8(52). - 2007. - 308 с.

5. Горяева, H.A. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Методика преподавания в 5 классе. Под руководством Неменского Б.М., [Текст]: H.A. Горяева. -М., Просвещение, 2007. -221 с.

6. Кузин, B.C. Программы общеобразовательных учебных заведений в РСФСР: Изобр. искусство в 1-4 классах [Текст] / B.C. Кузин. -М., Просвещение, 1991. - 154 с.

7. Москалева Э.Ф. Формирование эстетического отношения к окружающему миру / Э.Ф. Москалева // КПЖ. - 2007. -№2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-esteticheskogo-otnosheniya-k-okruzhayuschemu-miru (дата обращения: 18.10.2023)

8. Неменский, Б.М. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд» [Текст]: 1-9 класс / H.H. Неменский. - М., Просвещение, 2009. - 219 с.

9. Осницкий, А.К. Регуляторный опыт - основа субъектной активности человека / А.К. Осницкий // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2008. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulyatornyy-opyt-osnova-subektnoy-aktivnosti-cheloveka (дата обращения: 01.11.2023)

10. Рамазанова, Э.А. Современные подходы к формированию эстетической культуры учащихся начальных классов на основе декоративно-прикладного искусства / Э.А. Рамазанова // Проблемы современного педагогического образования. -2021.-№73-2.-С. 87-94

11. Рындина, А.Г. Развитие эстетического отношения к действительности у старших дошкольников в условиях педагогического взаимодействия с воспитателем / А.Г. Рындина // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2010. - №9. - С. 74-83

12. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №2. -С.З

Pedagogy

UDC 372.881.1

senior lecturer Zubkov Artyom Dmitrievich

Federal State Budgetary Bducational Institution of Higher Bducation

«Novosibirsk State University of Bconomics and Management» «NINH» (Novosibirsk)

POTENTIAL OF MASSIVE OPEN ONLINE COURSES FOR TEACHING PROFESSIONALLY ORIENTED

COMMUNICATION IN FOREIGN LANGUAGE

Annotation. With globalization requiring advanced foreign language skills for professionals, online education innovations like massive open online courses (MOOCs) may facilitate new approaches to teaching professionally-oriented communication abilities. This article reviews domestic and international research on utilizing MOOCs in language education. An integrative literature review methodology synthesized findings on learner perspectives, course designs, and outcomes. Results show MOOCs allow customized, interactive content that students find engaging for building workplace language fluency. However, challenges like low completion rates indicate more research is needed on course features and implementation models that optimize student motivation and learning. While findings demonstrate significant potential, purposeful research-based development of MOOC platforms and pedagogies tailored to language acquisition processes is needed to fully realize possibilities for advancing profession-specific language education.

Key words: online language learning, blended instruction, language MOOCs, professional communication, language pedagogy, learner engagement

Аннотация. В условиях глобализации, требующей от специалистов углубленного владения иностранными языками, инновации в области онлайн-образования, такие как массовые открытые онлайн-курсы (МООК), могут способствовать новым подходам к обучению профессионально-ориентированным коммуникативным навыкам. В данной статье представлен обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных использованию МООК в языковом образовании. Методология комплексного обзора литературы позволила обобщить данные о перспективах обучающихся, дизайне курсов и результатах. Результаты показывают, что МООК позволяют создавать индивидуальный интерактивный контент, который студенты считают интересным для повышения уровня владения языком на рабочем месте. Однако такие проблемы, как низкие показатели завершения обучения, указывают на необходимость проведения дополнительных исследований по изучению особенностей курсов и моделей их реализации, оптимизирующих мотивацию и обучение студентов. Несмотря на то, что полученные результаты демонстрируют значительный потенциал, для полной реализации возможностей развития профессионального языкового образования необходима целенаправленная научная разработка платформ МООК и педагогических методик, адаптированных к процессам овладения языком.

Ключевые слова: онлайн-обучение иностранным языкам, смешанное обучение, языковые МООК, профессиональная коммуникация, языковая педагогика, вовлечение учащихся.

Introduction. The spread of globalization in the 21st century has made proficient communication in foreign languages an increasingly essential skill for students entering professional fields [22, C. 1008]. Bmployers in diverse sectors ranging from business to medicine are prioritizing multilingual abilities and cultural awareness when recruiting and working with international partners and clients. This illustrates the need for educational approaches that effectively develop students' professional linguistic competence. Bmerging digital technologies present new opportunities to teach language for specific purposes and contexts [5, C. 128]. In particular, massive open online courses (MOOCs) have disruptive potential to transform foreign language education and enable innovative methods of instruction in professionally-oriented communication. As open web-based learning platforms capable of unlimited enrollment, MOOCs can deliver interactive courses tailored to teaching language skills for workplace settings [7, C. 6]. The scalable and flexible nature of MOOCs makes them well suited to meet the surging global demand for language education focused on professional functions and literacies. MOOCs also allow integration of multimedia resources and authentic scenarios from diverse industries to engage learners. However, fully capitalizing on the promise of MOOCs in language teaching requires addressing issues like student motivation and retention. This points to the need for research on optimal instructional designs and curricular integration approaches.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article will review key domestic and international studies on the use of MOOCs for developing foreign language proficiency, particularly professional communication abilities. It will synthesize research findings and methodologies to assess the current state of knowledge in this emerging field. The review will also identify limitations in the existing literature and propose directions for future inquiry. The goal is to analyze if MOOCs can be effectively leveraged to teach students the advanced linguistic skills and intercultural competence required for careers in today's global workplace. The discussion will contribute conceptual

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.